Хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского 4 марта 2012 г. 19:23 Служение Патиарха Кирилла с 27 февраля по 4 марта 27 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в домовом храме патриаршей резиденции. Вечером того же дня Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом о значении Великого поста. «Сегодня большинство людей связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста в том, чтобы достичь перемен внутри себя», — сказал, в частности, Патриарх. 28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в соборном храме Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, а по окончании богослужения обратился к верующим с первосвятительским словом о борьбе с грехом. Настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) поблагодарила Предстоятеля Русской Церкви за возможность совместной молитвы и преподнесла Патриарху образ Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Кирилл передал в дар собору храмовую икону основателя Зачатьевского монастыря святителя Алексия, митрополита Московского. Вечером того же дня Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с проповедью. «Дни святого Великого поста даны нам для того, чтобы мы могли молитвенно размышлять о грехе, о зле, об их последствиях для человеческой жизни, размышлять о святости, добродетели и думать также о том, что в нашей душе происходит, где мы в этой борьбе между добром и злом, между Богом и диаволом. В течение этих длительных великопостных богослужений у нас есть возможность сопрягать размышления о самих себе, о своей жизни с молитвой, прося Господа укрепить нас в противоборстве греху, который разрушает нашу жизнь здесь, на земле, и закрывает перед нами врата жизни вечной», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Священник Гавриил Пакатский Пакатский (Пакацкий) Гавриил Авраамович (1756–1830) – поэт, переводчик. Гавриил Пакацкий и архимандрит Михаил Глухарев – самые известные псалмисты первой половины XIX века из лиц духовного звания. Пакацкий окончил Новгородскую духовную семинарию и в 1783 году был рукоположен в священники церкви Святых Константина и Елены при петербургских градских богадельнях, где и прослужил всю свою жизнь. Это о нем А.С. Пушкин писал брату в конце февраля 1825 года из Михайловского: «Слепой поп перевел Сираха... издает по подписке – подпишись на несколько экз.». Пушкин спрашивал о переводе неканонической «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова», вышедшей в 1825 году в Петербурге, видимо, зная и другие его поэтические переводы книг Ветхого и Нового Заветов, выходивших за подписью: «лишенный зрения свящ. Гаврила Пакатский». Получив из-за слабеющего зрения «от должности свободу», он в 1802–1803 годах начал переводить стихами малолетнему сыну популярную немецкую прозаическую книгу для детей «Свет зримый в лицах». Поэтическая версия Пакатского вышла в 1805 году под названием «Зримый свет в стихах» и тоже получила признание. Современники оценили легкость и чистоту четырехстопных ямбов, свидетельствовавших о несомненном поэтическом даровании. Но это была, что называется, лишь первая проба пера. В 1814 году вышли сразу две его книги «Священная поэма» и «Поэма. Плач Иеремии», в которых он представил свои поэтические версии библейских и евангельских сюжетов. Пройдет еще четыре года, и к двум полным поэтическим переводам Псалтири (в XVII веке Симеона Полоцкого , в XVIII – Тредиаковского) в XIX веке прибавится третий – Гавриила Пакатского. Его «Псалтирь в стихах» вышла в 1818 году, а в 1820 году он был отмечен Российской академией денежным вознаграждением с мотивировкой: «предпринял великий труд переложить всю Псалтирь стихами». В 1829 году Российская академия вознаградила его вторично за перевод «Великого канона» Андрея Критского . Сохранился отзыв об этом переводе митрополита Московского Филарета (Дроздова) , отметившего: «Канон Критского так хорошо переложен, так близко к подлиннику, что едва ли может быть лучшее переложение».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Согласно житию, составленному Никитой, родителей А. звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Св. Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте А. поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Всел. VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, А. вместе с 2 монахами доставил их в К-поль. Оставшись в столице Византии, А. был посвящен во диакона ц. Св. Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Св. Софии. При К-польском Патриархе Кире (706-712) А. был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (о-в Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству св. Феофана Исповедника , на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом , буд. Патриархом К-польским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впосл. А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения Филиппика в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Всел. Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывш. участниками Собора 712 г. На Крите А. строил церкви, в т. ч. по образу Влахернской в К-поле, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Неск. раз А. совершал поездки в К-поль, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на о-ве Лесбос, где его мощи были положены в храме мц. Анастасии (ныне ц. свт. Андрея Критского). Автор рус. анонимного хожения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в к-польском мон-ре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

http://pravenc.ru/text/115200.html

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. Опубликовано в Журнале Московской Патриархии. 3, 2003 Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. А в среду вечером в память о великом подвиге покаяния преподобной Марии читался Великий канон преподобного Андрея Критского, которого Церковь Православная чтит как учителя покаяния. Великий канон, как считают некоторые ученые, впервые стал читаться на богослужении через пятьдесят лет после смерти святителя Андрея, и читался он как молитва о помощи в дни сильного бедствия. В 790 году в Константинополе случилось страшное землетрясение, от которого негде было укрыться, негде было спастись. И тогда монахини монастыря преподобного Патапия извлекли рукопись, которая давно хранилась в монастыре, и стали читать этот канон, в полном смысле слова вопия к Богу о помиловании и спасении. И в последующие века читался этот канон во время великих бедствий, а затем вошел в круг церковных богослужений как покаянный канон, читаемый на первой Неделе Великого поста по частям, а на пятой – целиком, в память о святых, явивших беспримерные подвиги покаяния. И вот, в этом году случилось так, что в среду на этой неделе Великий канон преподобного Андрея читался не только как покаянный канон, но и как канон бедствия. Вы знаете, какие бедствия и страсти обрушились на народы братской Югославии (проповедь произнесена в 1999 году. – Прим. ред.). И может быть, Господь этим совпадением дает и нам, и сербам образ противостояния внешним бедствиям. Мы молимся и будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нашими братьями во Христе и сохранил им жизнь, города, храмы, всю страну. В среду вечером мы слушали житие преподобной Марии и ужасались и восхищались ее беспримерным подвигом покаяния. Что же сейчас можно сказать кратко о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в Храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть.

http://pravmir.ru/pyataya-nedelya-posta/

Глава I. Константинополь вообще Житие Андрея в Суде. – Феофаново слово об изгнании патр. Никифора. – Ж. Иулиана. – Ж. Лазаря. – Ж. Илариона Грузина. – Ж. Феофании. – Слово о главе Предтечи. – Перен. мощей Ферапонтия Кипрского. – Аморийское мученичество. – Мефодиево и иное ж. Феофана Сигрианского. Житие или Мученичество Андрея «в Суде» ( ν τ Κρσει), написанное, по-видимому, во второй половине IX века, мало знает биографических черт и исполнено риторства. Андрей назван здесь – святым славным исповедником и чудотворцем. 82 Парижская рукопись Жития относится к IX в., позже которого оно стало быть не могло быть написано. Впрочем болландисты полагают, что это Житие не есть все-таки оригинальное произведение, что оно представляет пересказ более раннего несохранившегося сочинения: на это наводит рассмотрение Метафрастовской переделки; однако заключение автора как будто говорит о самостоятельности сочинения. В начале автор говорит о пользе чтения и изучения Св. Писания (§ 1), а равно и житий пророков, апостолов, св. отцов и в особенности мучеников (§ 2). Из лиц, прославившихся мученичеством, особенно известен Андрей, пострадавший за почитание иконы Христа от жестокого и развращенного царя – Константина, «слуги сатаны», «которого благочестивые люди того времени (ν τος ττε χρνοις) заслуженно назвали Копронимом» (§ 3). – Это не точно. Прозвание «Копроним» и «Каваллин» имп. Константин получил лишь во второй половине IX столетия, ранее чего не могло появиться и настоящее житие. – Описываются в общих чертах иконоборческие подвиги императора (§ 4) и его преследования за почитание икон Христа, Богородицы и святых: клирики и монахи убивались, народ изгонялся и осуждался на заключения (§ 5). Андрей жил в так называемой крепости (Κστρον) Крита; в Житии Андрея Критского быть может она же названа крепостью το Δριμως: географы находят близь Кандии Castelpriotisa. Услышав о безбожии царя, он прибыл в Византию (τν Βζαν, очевидно Βζαντος) и узнал, что Константин живет вне города, во дворце св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Евангельские Чтения Утр. - Страстотерпцев: Мф., 36 зач., X, 16-22 Лит. - 1 Кор., 134 зач., V, 9 - VI, 11. Мф., 56 зач., XIII, 54-58. Страстотерпцев: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Свт.: Евр., 318 зач. (от полу), VIII, 3-6. Мф., 21 зач., VII, 12-21 Чтения страстотерпцев (на утрене и литургии) читаются, если им совершается служба. Если совершается служба прп. Андрея Рублева, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобного: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Если совершается служба блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и благоверного князя: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Чтения свт. Андрея Критского читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года ( 1 Кор. 5, 9-6, 11 ; Мф. 13, 54-58 ). Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано - лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: " сокровище сие мы носим в глиняных сосудах " ( 2 Кор. 4, 7 ). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах - глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.

http://days.pravoslavie.ru/Days/20170704...

Предисловие «Восхвалим Единаго от Отца Христа Спасителя, который во дни своя утверди Церковь , не дом ветхозаветным сени и гаданий, но дом благодатнаго Царства Христова, обители подвижников благочестия, восхвалим и благодетельного отца архимандрита Антония и сим посильным похвалением сделаем воззрение на достохвальную жизнь его, да подражаем вере его» (25, л.1,1об.). Такими словами начинается одно из жизнеописаний наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), который, благодаря своим исключительным способностям и неутомимой деятельности, достиг еще во время земной жизни «такой известности, что его знала и уважала не только вся Россия, но и многие знатные особы за границей, как на Востоке, так и на Западе» (2, с. 3). Жизнь в миру Архимандрит Антоний родился 6 октября 1792 года и назван в Святом Крещении Андреем в честь преподобного Андрея Критского . Его отец Гавриил Иванович и мать Ирина Максимовна Медведевы 1 были вольноотпущенными графини Екатерины Ивановны Головиной. Гавриил Иванович служил у князя Егора Александровича Грузинского вольнонаемным поваром в его поместье в известном хлебной торговлей селе Лыскове Нижегородской губернии. На пятом году жизни Андрей лишился отца, о нежных ласках которого сохранилось у него полное любви воспоминание (4, с. 48). Мать Андрея была женщиной строгой. Оставшись вдовой с малолетними детьми, Ирина Максимовна «продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих» (3, с. 268). Она умерла на 95-м году жизни. По словам жизнеописателя архимандрита Антония, Андрей был «воспитан не в преучительных мудрости века сего словесех 2 , но в страхе Божием, рождающем истинную мудрость разумети доброе и лукавое» (25, л. 1 об.). После обучения грамоте Андрей был отдан матерью в ученики к аптекарю Полидорову при больнице в Лыскове. В то же время, обладая прекрасным альтом, он пел в церковном хоре. Домашний врач князя Грузинского француз Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и научил прислуживать больным и некоторым медицинским навыкам. Умирая, он завещал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что когда пришедший вместо Дебше врач не понравился князю, он поручил заведование больницей Андрею Медведеву (3, с. 268). Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику (4, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Николай Погребняк Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский! Не престай моляся о воспевающих тя… Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов . Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов . Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1й и 5й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского . Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон “представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви“ 3 . Состоящий из 250 тропарей, Великий канон “велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений“ 25 . Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: “Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников” (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны 27 . Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе “Нового сборника”, Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографам и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010