Два примера В связи с освещением Царе-Иоанновской темы в православных СМИ мне вспоминаются некоторые обстоятельства сравнительно недавнего прошлого. С конца 1996 года посредством моего старшего Друга Андрея Николаевича Печерского — главного редактора народной газеты «Русь Державная», я познакомился с антикваром Александром Ивановичем Буркиным (6 Июля 1955 — +14 Июля 2013), который тогда по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и с патриаршей подачи занялся созданием Общероссийского общественного движения «Россия Православная», то есть успешный антиквар, искусствовед стал с той поры и общественным деятелем. А.И. Буркин пригласил меня на работу к себе в Движение. Моё штатное сотрудничество в ООД «РП» продолжалось более 12 лет — до Октября 2009 года, когда его лидер А.И. Буркин из-за внешних обстоятельств вынужден был сократить штат Движения до минимума. Но и позже наша настоящая дружба и эпизодическое сотрудничество с А.И. Буркиным продолжались вплоть до его загадочной кончины . Могила А.И. Буркина на Перепеченском кладбище. Вечная ему Память! Искренность и доверительность наших отношений подкреплялась многими общими позициями по отношению к Священной Истории России. Ещё до знакомства со мной А.И. Буркин под влиянием трудов Митрополита Иоанна (Снычева) и как принципиальный русский государственник стал горячим почитателем Царствования и личности Государя Иоанна Грозного. Уже тогда он занимался многолетними исследованиями, связанными с современником Царя — Преподобным Нилом Столобенским, потому его интерес к Грозному Государю в данном направлении был практическим. Именно по причине особого почитания Грозного Самодержца-Автократора в его газете православных мipяh «Десятина» и в журнале «Россия Православная» время от времени появлялись материалы, посвященные Царю Иоанну, деяниям и событиям Его эпохи, например истории учреждения пограничной стражи и её устава в 1571–1572 годах. В доверительных же беседах со мной А.И. Буркин уже в 1997–1999 годах неоднократно отмечал, что наши публикации о Царе Иоанне особенно живой отклик находят у действующих военных, генералов и офицеров правоохранительных структур и органов безопасности, у крупных государственных мужей, судей, прокуроров. В некоторых случаях и я бывал тому свидетелем на заседаниях Центрального Совета ООД «РП», в котором состояло много генералов и высокопоставленных офицеров, как действующих, так и находящихся в отставке, порой временно. То есть ещё в пору разгула ельцинских «реформ» и воинственного официального отрицания всяческой государственной идеологии служилые люди России видели в эпохе Царя Иоанна, в Русском Царстве и в Российской Империи-Автократии черты отечественного государственного идеала.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/08/...

XVIII век. XVIII век. Л., 1974. Сб. 9. Высоцкий. Высоцкий Н. Г. Переписка княгини Е. П. Урусовой со своими детьми//Старина и новизна. М., 1916. Кн. 20. Гальковский. Гальковский Н. М. Борьба Христианства с остатком язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. Голиков, 1788. Голиков И. Деяния Петра Великого. М., 1788. Ч. 1; Ч. 2; Ч. 8. Голиков, 1794. Голиков И. Дополнения к «Деяниям Петра Великого». М., 1794. Т. 12. Голикова. Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I по материалам Преображенского приказа. М., 1957. Голубев, 1969. Голубев И. Ф. Забытые вирши Симеона Полоцкого//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. Голубев, 1971. Голубев И. Ф. Встреча Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и Паисия Лигарида с Николаем Спафарием и их беседа//ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. Горелов. Горелов А. А. Кем был автор сборника «Древние российские стихотворения»//Русский фольклор: Материалы и исследования. М.; Л., 1962. Вып. 7. Горский, Невоструев. Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1917. Отд. 3. Ч. 2. Горфункель, 1962а. Горфункель А. Х. Андрей Белобоцкий — поэт и философ конца XVII — начала XVIII в.//ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. Горфункель, 1962б. Горфункель А. Х, «Великая наука Раймунда Люллия» и ее читатели//XVIII век. Л., 1962. Сб. 5. Горфункель, 1965. Горфункель А. Х. «Пентатеугум» Андрея Белобоцкого//ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 21. Горфункель, 1977. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Григорьев. Григорьев А. Д. Архангельские былины. М., 1904. Т. 1. Гурьянова. Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения XIX в. о Петре I — антихристе//Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. Даль, I–IV, 1955. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1955. Даль, 1974. Даль В. И. Воспоминания о Пушкине//А С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 2. Даничич. Даничич Ч. Живот св. Савве. Београд, 1860. Даркевич. Даркевич В. П. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей//Художественный язык Средневековья. М., 1982.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Дополнительными источниками для Н. К. К. послужили труды Иосифа Флавия , а также апокрифы (среди них наиболее важны «Иакова Протоевангелие» и «Житие Богородицы» Епифания Монаха, BHG, N 1049). Вторая книга (46 глав) охватывает первое десятилетие апостольской проповеди до гонения Нерона и мученичеств св. апостолов Петра и Павла; изложение по Евсевию Памфилу и Деяниям св. апостолов; использованы апокрифы «Деяния Павла», «Деяния Петра» и др. Эпизод об Успении Богородицы изложен по 2-й гомилии св. Иоанна Дамаскина на Успение (BHG, N 1097). Преимущественное внимание Н. К. К. уделяет истории св. апостолов Иакова, Брата Господня, Петра и Павла; не освещает подробно историю других, в т. ч. важных для К-поля апостолов Андрея, Луки, Иоанна Богослова. Третья книга (37 глав) охватывает столетие после апостольского века (ок. 68 - 169) и почти полностью построена на материале Евсевия. Для рассказа о еп. Клименте Римском использованы «Климентины». Четвертая книга (39 глав) - рассказ о борьбе церковных учителей 2-й пол. II в. против гностицизма. Наряду с Евсевием здесь Н. К. К. использовал труд блж. Феодорита Кирского «Компендиум ересей» и греческий перевод книги блж. Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Пятая книга (33 главы) посвящена наследию Оригена и истории Декиева гонения; почти полностью построена на материале Евсевия. Шестая книга (37 глав) освещает эпоху от Деция до начала правления Диоклетиана (250-284). Седьмая книга (50 глав) посвящена 1-й четв. IV в., от начала гонения Диоклетиана до объединения Римской империи под властью св. равноап. Константина (ок. 303 - 324); Диоклетиан и Константин как ведущие персонажи этой эпохи противопоставлены друг другу. С т. зр. композиции эта книга также весьма сложна. Среди источников Н. К. К. труды Евсевия перестают играть главную роль. Н. К. К. активно использовал визант. Житие Константина (BHG, N 364; VIII-IX вв.), «Церковную историю» Созомена ; большое число рассказов о мучениках из «Хроники» Георгия Монаха (IX в.) и Синаксаря К-польской ц.

http://pravenc.ru/text/2565538.html

Порой гностические аллегории оказывались внешне удивительно похожими на идеи, содержащиеся в святоотеческих писаниях, а апокрифические образы псевдохристианской литературы норовили вытеснить и подменить собой истины Священного Писания и Предания. Так, например, в апокрифических «Деяниях Андрея» (III в.) автор прибегает к символу Креста. Согласно этим «Деяниям» апостол Андрей перед казнью обращается ко Кресту, на котором он должен быть распят (при этом как бы через его посредство обращаясь и ко Кресту Христову), со следующими словами: «Приветствую тебя, Крест! Ибо воистину можешь ты радоваться. Знаю я, что и ты отныне успокоишься, ибо с давних пор устал ты ждать, предназначенный мне Я пришел к тебе, томящемуся по мне. Я знаю твою тайну, тайну воздвиженья твоего. Ты утвержден в мире, дабы утвердить изменчивое. Ибо одна твоя часть простирается вплоть до небес, указуя так на небесный Логос, главизну всех вещей. Другая твоя часть простерта вправо и влево, изгоняя темные силы и собирая воедино космос. Третья твоя часть укреплена в земле, утверждена в глубине, соединяя то, что находится на земле и под землею, с тем, что в небесах. О Крест, орудие вышнего спасения! О Крест, знамение победы Христовой над врагом! О Крест, на земле насажденный и приносящий плоды в небесах! Однако, сколь долгое время я все еще говорю и не отдаюсь Кресту, чтобы на Кресте пробудиться к жизни и чтобы Крестом отойти из этой жизни в общую (всем) смерть? Подойдите же, слуги моей радости и исполните наше общее желание и предайте агнца страданиям, человека – Творцу, душу – Спасителю» 12 . Если мы обратимся к аналогичным текстам, содержащимся в писаниях православных Отцов и учителей Церкви, то обнаружим достаточно заметное сходство идей. Вот, например, другой, весьма напоминающий первый, текст, содержащийся в разделе Spuria творений святителя Иоанна Златоуста 13 , но приписываемый ныне священномученику Ипполиту Римскому – известному борцу с идеями гностицизма: «...Древо сие дается мне для вечного моего спасения. Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру. Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пишу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его – это дух животворящий. Прочь от меня отныне листья смоковницы! Если есть во мне страх Господень, то здесь у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах – послужит щитом, в победе – трофеем. Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Богородице: Словно из пурпура, Пречистая, мысленная багряница Эммануила – плоть – внутри чрева Твоего соткалась; поэтому мы Тебя, Богородицу, истинно почитаем.   ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ Ирмос: Неизъяснимо рождение от зачатия без семени; непорочна беременность безмужней Матери. Ибо рождение Бога обновляет законы природы. Потому во всех поколениях мы Тебя, как Богоневесту-Матерь, православно величаем. Ум изранен, тело расслаблено, болен дух, слово ослабело, жизнь омертвела, конец при дверях. Поэтому, несчастная душа моя, что будешь делать, когда Судия придет испытать дела твои? Моисеево происхождение мира привел я тебе, о душа, и все его канонические Писания, повествующие о праведных и неправедных, из которых ты, душа, подражала вторым, а не первым, согрешив против Бога. Закон обессилел, не действует Евангелие, и все Писание у тебя в пренебрежении: пророки потеряли силу и всякое слово праведника. Язвы твои, о душа, умножились без исцеляющего тебя врача. Из Нового Писания привожу тебе примеры, побуждающие тебя, душа, к сокрушению. Итак, праведным поревнуй, а от грешных отвращайся, и умилостивь Христа молитвою, постом и чистотой, и скромностью. Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц. Душа, покайся: дверь Царства уже открыта, и прежде тебя входят в него фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся. Христос вочеловечился, по плоти уподобившись мне, и добровольно исполнил все свойственное природе, кроме греха, тебе, душа, показывая пример и образ Своего снисхождения. Христос волхвов спас, пастырей созвал, множество младенцев явил мучениками, прославил старца и престарелую вдову. Но их деяниям и жизни ты не подражала, о душа, так что горе тебе, когда будешь судима. После сорока дней поста в пустыне Господь наконец взалкал, демонстрируя человеческую природу. Душа, не отчаивайся! Если атакует тебя враг, то молитвою и постом от ног твоих да отразится. Троице: Отца прославим, Сына превознесем, божественному Духу с верой поклонимся, Троице нераздельной, Единице по сущности, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, оживотворяющей и просвещающей весь мир.

http://bogoslov.ru/article/6025120

Однако существуют «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора . Возможно, под «городом парфян» (πολς) имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе – по сути дела экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим . Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» . Так что за этим кратким перечислением, которое невнимательному читателю может показаться лишь поэтической метафорой, стоит древнее предание, связанное с апокрифическими Деяниями апостолов. Таким образом, кондак Романа Сладкопевца является достаточно древним подтверждением этого предания, дошедшего до нас в греческой (неизданной) версии. Наконец, к апостольской географии, по нашему суждению, может иметь отношение десятая строфа акафиста, говорящая о волхвах-проповедниках: Κρυκες θεοφροι γεγοντες ο μγοι πστρεψαν ες τν Βαβυλωνα, κτελσαντες σου τν χρησμν κα κηρξαντς σε τν Χριστν πασιν, φντες τν ρδην ς ληρδη μ εδτα ψλλειν λληλοια . Богоносны явились проповедники-маги, В Вавилон они возвратились, Совершив о Тебе проречение, Проповедав Тебя всем Христа, Ирода оставив как юрода, не ведущего пети Аллилуия.

http://pravoslavie.ru/50858.html

152). См.: Хоммель. 1981, 53-62. К тому же имя Ахилла связывалось с легендами об Ифигении, которая стала жрицей тавров. Таким образом, связь Ахилла с " тавроскифами " с мифологической точки зрения выглядела вполне обоснованно. 32. Мирмикий - поселение к северу от современной Керчи; Страбон писал: " Дальше от Мирмикия на азиатской стороне против него лежит деревня, называемая Ахиллием " (VII, 4, 5; ср. XI, 2, 6). В. Г. Васильевский (1909, 287) считал, что одного этого соседства уже достаточно для проведенного Львом сближения. Но последнему способствовало также и то, что название Мирмикий происходило от слова " - муравей " , а согласно греческому мифу, племя мирмидонцев, которым правил Ахилл, произошло от муравьев. В свою очередь, византийские авторы сближали это племя то с болгарами (Малала. 91), то с русскими (Атталиат. 87). В древнерусской литературе не было попыток возвести происхождение русских к Ахиллу, между тем как Иоанн экзарх Болгарский предлагал такую генеалогию для болгар (Калайдович. 1924, 180). Можно предположить, что само название Мирмикий было на слуху у Льва Диакона благодаря апокрифическим " Деяниям апостола Андрея " , в которых фигурирует этот город (Аипсиус. 1883, 603-606), причем его название в некоторых версиях передается как " Мирмидон " . Те же сказания могли способствовать и географической путанице с Ахиллом, поскольку в них апостол Андрей странствовал, согласно одним изводам, вдоль Понта, согласно другим - по Греции (Там же. 608-610). 33. Таким образом. Лев Диакон пытается примирить " неканонический " миф о происхождении Ахилла с классическим, выводящим его из Фессалии. Упоминание о " соратниках Ахилла " позволяет дополнить недосказанную часть мифа, сочиненного Львом: он дает понять, что после гибели Ахилла под Троей его соратники вернулись на родину и привезли туда греческие мистерии. 34. Если русские князья действительно носили длинный плащ (корзно), застегивавшийся на правом плече (Древняя одежда. 1986, 45), то у Гомера Ахилл нигде не появляется в плаще.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

Ирмос: Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужне Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Ум изранился, тело изленилось, дух болезнует, слово потеряло мощь, жизнь замерла, конец при дверях. Итак, как же будешь ты поступать, злосчастная душа, когда явится Судия исследовать дела твои? Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о миробытии и затем все Заветное Писание, повествующее о праведных и неправедных. Но ты, душа, согрешая пред Богом, подражала не первым, а последним. Ослабел закон; не воздействует Евангелие; пренебрежено тобою все Писание; пророки и всякое слово праведника потеряли силу. Язвы твои, душа, умножились, так как не находится врача, тебя исцеляющего. Дабы привести тебя, душа, в умиление, я привожу тебе примеры из Писания новозаветного. Итак, соревнуй праведным и отвращайся грешных и молитвою, постом, чистотою и непорочностью умилостивляй Христа. Христос сделался человеком, призвал к покаянию блудниц и разбойников. Покайся, душа! Уже отверзлась дверь к Царствию: ее наперерыв заполняют кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи. Христос вочеловечился, приобщившись ко мне плотию, и Он добровольно переиспытал все, за исключением греха, свойственное естеству, показывая тебе, душа, образец и пример Своего снисхождения. Христос спас волхвов, созвал пастырей, множество младенцев соделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; деяниям и жизни их ты не подражала, душа; но горе тебе, когда предстанешь на суд. Сорок дней постившись в пустыне, Господь обнаруживая в себе человеческое естество, наконец взалкал. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом. Слава, Троичен: Станем прославлять Отца, превознесем Сына и с верою поклонимся Божественному Духу — нераздельной Троице, Единице по существу — как животворящему и просвещающему пределы Свету и Светам, Жизни и Жизням. И ныне, Богородичен:

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Я — по легкомыслию молодости — тоже пытался — но никак не считать! — а лишь протолковывать существенные и более доступные места из Откровения (в Симферополе); но и то старался держаться литературы (Сборник Барсова, Толк. Св. Андрея Крит. и нек. друг.) 12 . Раскрывать печати — дело не наше, а Самого же Господа (см. Откр 5:4–5, 6:1–3). Поэтому не только отдельным членам, но и всей Церкви (Откр 5:2–3) не под силу раскрывать заранее — закрытое. А только история, руководимая Самим Господом (а следовательно, Он Сам — в действиях истории), раскрывает эти печати с тайн… Но и опять — не с лет, а лишь с событий. Поэтому если бы и целый Собор стал касаться этого предмета, то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные и общие вопросы (хилиазм, отношение к “арифметическому богословию” новоизмышленному и т. п.), а никак не детали текста, и уж тем более не дерзнул бы “считать” сроки, — если только он был бы под руководством Святого Духа и хотел слушать Главу Своего Христа Господа. Поэтому и Вы неправильно думаете, пиша: “Такие вопросы могут быть решаемы лишь соборно, всею Церковию”… Не будет она заниматься грешным и запрещенным делом. Тем более, что этот вопрос уже был в Церкви, — и ею ОТВЕРГНУТ. А основной Закон Церковных постановлений: НЕ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ И НЕ ПЕРЕРЕШАТЬ ПРОШЛОГО (и именно догматического, вероучительного), что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора. 2. Об этом (это есть о голосе Церкви) я хочу немного написать еще. Если некоторые из отцов и дозволяли себе нечто подобное (Папий, Иустин, Ириней), то замечательно, что большей частью это учение прививалось к еретикам и сектантам: гностик Керниф, эбиониты, монтанисты, аполлинариане, — в новое время — анабаптисты с социалистическим оттенком, теперь — адвентисты. Уж это одно должно заставить относиться не только подозрительно, а и прямо отрицательно: “Скажи мне: с кем ты знаком (или дружишь, соглашаешься), и я тебе скажу: кто ты таков”, — говорит пословица. Например, на I Вселенском Соборе союзниками Ария были языческие философы; уже это одно отталкивает… Теперь: “тысячалетники” — друзья социалистов по мечте о “земном рае”… Опасное содружество… Нет ли общности в вожделениях социалистов и антисоциалистов эмигрантов?! Несомненно есть: материалистическое представление земного “Царства Божия” 13 … А я уже выяснил Вам в предыдущем письме, что природа Царствия Божия — “а-материалистична” (здесь, на земле; а “там” будет “новое небо, новая земля”, “новая тварь”, “тело духовное”). И в этом — корень вопроса и ответов: Царство Божие — Благодать Св. Духа.

http://pravmir.ru/o-kontse-mira/

Помнил летописец и заповеди Божии, одна из которых гласит: " Не судите, да не судими будете. Имже бо судомъ судите, судять вамъ " (Матф. 7;1-2). Грех осуждения и мнения ( " Всемъ страстямъ мати - мнение; мнение - второе падение " , - заметил один из учеников Иосифа Волоцкого ) - не для монахов, чаще всего выступавших в роли летописцев. Отсюда отсутствие субьективности и собственного мнения в оценке событий и даже сохранение противоположных своей точек зрения намногие из них. Например, " Повесть временных лет " донесла до нас два мнения по поводу апостольского учения на Руси и ее крещения: по раннему, сторонником которого был и Нестор, не было апостолов на Руси ( " телом апостоли не суть сде были " ), а крещение ее осуществлено кн.Владимиром по воле Божьей. Согласно другой - апостол Андрей посетил Киевские горы, благословил их и предсказал, что " на сихъ горахъ восияеть благодать Божья " . По раннему мнению, князь Владимир Святославич Промыслом Божиим принял христианство и крестил Русь. Его придерживались первый митрополит из русских Иларион - автор знаменитого и не превзойденного " Слова о Законе и Благодати " , и его последователь Нестор - агиограф и летописец Киево-Печерского монастыря. По более позднему, сторонником которого был, по-видимому, игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр, - благодаря деяниям и пророчеству апостола Андрея, благословившего Киевские горы. Из-за благоговейного отношения к Слову как Истине ( " Слово есть Бог "/Иоанн.1;1/, Бог есть Истина, значит, Слово есть Истина) , благоверный христианин-летописец сохранял все запечатленные до него в слове версии, ибо не мнил о них и главную цель своего труда видел в донесении их на Страшный суд. Истина же устанавливается Высшим Сутией - Богом, а солгавший понесет наказание. Именно поэтому в древнерусских сочинениях XI-XV вв. не было вымысла: писать сакральным - церковнославянским - языком божественной службы можно было только о правде и Истине. Поскольку конец мира ожидался в 1492 г., то подавляющее большинство летописных сводов (то есть содержащие как более ранние летописи, начиная с " Повести временных лет " , так и ее продолжавшие, иплоть до XV в.), заканчивали свое повествование в середине или во второй половине XV в. - накануне судьбоносного для мира события. Например, общерусский летописный свод 1448 г., составленный в Москве, лег в основу " Софийской первой летописи " и " Новгородской четвертой летописи " , написанных в последней четверти века в Новгороде. Следующий общерусский летописный свод датируется учеными 1479 годом. Он был доведен до 7000(1492) г . и сохранился в так называемом Уваровском списке Московского летописного свода ХУ века. Предположительно около 1493 г. составлена Погодинская летопись, около 1495 г. - Мазуринская, около 1497 г. - Прилуцкая и многие другие.

http://pravoslavie.ru/5194.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010