Для вызова подобного же покаянного настроения у верующих во Христа святитель применил особенный ораторский прием: монологическую беседу с человеческой душой. С любовью и состраданием он обращает к душе грешника горячие призывы, увещания, напоминания и ободрения и поднимает со дна ее живые покаянные чувства. В начале канона речь святого Андрея обращена к себе самому, но в дальнейшем она принимает характер общих наставлений. «Христе! – так начинает он плач о себе, – откуда начну плакать о делах моей жалкой жизни? Какое положу начало нынешнему рыданию? Но, как Благосердый, дай мне прощение прегрешений. Иди, жалкая душа, с плотью своей, исповедуйся Зиждителю всех, оставь прежнюю безответность и принеси Богу в покаянии слезы!» 2309 . «Душа моя, душа моя! Восстань, что спишь? Конец приближается, и ты смутишься. Пробудись, да пощадит тебя Христос Бог, везде сущий и все исполняющий» 2310 . «Приближается, душа, конец, приближается. И ты нерадеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей. Время жизни течет, как сон, как цвет (увядает). Что напрасно суетимся?» 2311 «Что будешь делать, жалкая душа, когда придет Судия испытать дела твои?» 2312 «Со слезами исповедуй Христу твои помышления и деяния и оправдайся» 2313 . Приведенные лирические восклицания святого Андрея полны силы, умиления, свежести и захватывающих сердце драматических чувств. Контрастное представление жизни и вот-вот наступающей смерти, Страшного суда Божия и неотвратимого решения навеки личной участи невольно сжимают и ужасают сердце всякого слушателя тропарей и властно влекут его к покаянию. Неослабевающее внимание к словам канона святой Андрей поддерживает библейскими иллюстрациями из истории Ветхого и Нового Заветов с лаконичными их толкованиями. Рассмотрим прежде оригинальное освещение святым Андреем разных ветхозаветных фактов грехопадений и восстаний людей от греха. «Я, – замечает святитель Андрей, – привожу Моисеево миробытие... и повести о праведных и неправедных. (Грешная] душа подражает вторым, а не первым» 2314 . (Но я) «побуждаю душу подражать деяниям праведных и избегать подражания лукавым грехам» 2315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

19, 14). Какое неосновательное суждение наше рассеивает это сказание? То, будто " в мире никак нельзя спастись, а можно только в монастыре или в пустыни какой " . На деле, как видите, выходит не так. Есть в царстве небесном, как слышали в сказании, вместе с монахами и воспитывавшиеся при дворе царском, и граждане, и земледельцы. Значит, ясно, что не место спасает или губит человека, а спасают или губят одни дела. Будем же помнить, что " Господь " , как говорит преподобный Нифонт: " равно приемлет в Свои объятия праведную душу с престола и от сохи, из алтаря и с поля брани " , - и каждый пусть в своем звании пребывает. Итак, братие, справедливо, что мы должны быть особенно благодарны святым, которые, удостоясь видений, оставили нам о них свои сказания. Благодарность же свою выразим им тогда, когда будем внимательны к их сказаниям и когда будем пользоваться заключающимися в них уроками на спасение души своей. Аминь. Позднее раскаяние (Из слова святого Андрея о тате гробнем) Люди, у которых привычка к тому или другому греху обратилась в страсть, всегда думают только об одном, как бы поскорее совершить свой грех. Предостережения ближних для них ничего не значат. Но так как всему бывает конец, то конечно бывает конец и их беззаконным деяниям. И этот конец наступает часто еще при жизни их и притом самый плачевный. Раскаиваются они тогда, но поздно. При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде, жил лютый грешник, обкрадывавший мертвецов. Однажды узнавши о погребении в одном уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к её могиле с целью снять с неё драгоценные одежды. На пути встретил его св. Андрей и, предузнавши его нечестивое дело, начал уговаривать его не делать оное, в противном же случае угрожал наказанием Божьим. Вместо того, чтобы послушаться святого, вор только насмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отваливши камень от пещеры, в которой погребена была девица, он раскрыл гроб её, снял с неё саван, затем драгоценную одежду, а, наконец, даже не устыдился и совсем обнажить ее и взял последнюю срачицу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

В предисловии к изданию апокрифических сказаний о ветхозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкой библиотеки 1 , мы объяснили, что далеко не все апокрифы, упоминаемые в древних индексах запрещенных книг, были переведены на славянский язык и были известны у нас в древние времена, что и из известных апокрифов многие распространены были более в переделках, нежели в подлинном виде, более в извлечениях и отрывках, чем в полных сочинениях, что так часто встречающиеся в разных памятниках древней русской письменности апокрифические сказания и легендарные подробности далеко не всегда заимствовались из первых подлинных источников, а весьма часто и даже большей частью из вторых и третьих рук, из разных переводных, греческих, болгарских, сербских и даже польских книг, в которых они помещались. Это же самое надобно сказать и о новозаветных апокрифах. Они также далеко не все были известны у нас в древние времена и также известны были больше в сокращениях и в извлечениях из разных переводных книг. Так из апокрифических евангелий, перечисляемых в греческих и славянских индексах 2 , были известны в древние времена только первоевангелие Иакова, евангелие Никодима, с разными сокращениями и пропусками, и евангелие Фомы 3 . Из множества апокрифических деяний и писаний апостольских в рукописях встречаются только отрывки под заглавиями: путешествия апостолов (Обходи апостольстии – περοδοι κα διδαχα τν ποστλον); деяние и мучение святых, славных и верховных апостол, Петра и Павла; житие и мучение апостола Фомы; мучение св. апостола и евангелиста Матфея; мучение апостола Андрея Первозванного; деяние апостола Филиппа. Из апокрифических апокалипсисов были известны: апокалипсис апостола Павла, в славянской переделке, под заглавием: Слово о видении апостола Павла; апокалипсис пресв. Богородицы, под заглавием: Хождение Богородицы по мукам; и апокалипсис Иоанна Богослова, под заглавием: Слово св. Иоанна Богослова о пришествии Господни. – Но под влиянием древних апокрифов, которые были прямыми подражаниями каноническим евангелиям, деяниям и посланиям апостольским и апокалипсисам, возникло впоследствии множество второстепенных апокрифических сказаний, которые составляют переделку, сокращение, или дополнение и вообще дальнейшее развитие их в тех или других подробностях, в том или другом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Евхаристия в раннехристианских апокрифах Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». 19 декабря, 2013 Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Иерей Михаил Желтов. Фото: mpda.ru Значение регулярных встреч для совершения Евхаристии как изначальной христианской практики, образующей центр церковной жизни, невозможно оспорить. Уже в 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет об этой практике, как о ключевом установлении: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор 11. 23). Поэтому и для библеистики, и для догматики, и для литургики имеет большое значение реконструкция того, как именно Евхаристия совершалась первыми христианами. К сожалению, раннехристианские данные о практике совершения Евхаристии и ее интепретациях весьма немногочисленны. К ним относятся несколько упоминаний в книгах Нового Завета, в «Дидахе», а также буквально у части ранних авторов. Тем ценнее оказывается свидетельство раннехристианской апокрифической литературы на эту тему. Среди новозаветных апокрифов доникейского времени Евхаристия не упоминается в апокрифических Евангелиях (за исключением сугубо гностических композиций, о чем будет сказано ниже) и посланиях, но занимает заметное место в апокрифических Деяниях. Вероятно, это связано с тем, что Евхаристия понималась, прежде всего, как ядро церковного праксиса (ср. самоназвание Деяний: Praxeis), а не как элемент керигмы. Евхаристия описывается или упоминается в четырех из пяти «больших» (и одновременно древнейших: II–III вв.) апокрифических Деяний апостолов: в «Деяниях [Иуды] Фомы», «Деяниях Иоанна», «Деяниях Павла [и Феклы]» и «Деяниях Петра»; исключение составляют только «Деяния Андрея». Во всех четырех апокрифах рассказ о совершаемой тем или иным апостолом Евхаристии обязательно сопровождается упоминанием того, что он «преломил хлеб». Верность именно такой терминологии для описания евхаристического священнодействия можно объяснить тем, что авторы апокрифов стремятся подражать каноническим Деяниям апостолов (ср. Деян 2. 42, 46–47; 20. 7–12). Деяния Фомы

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Из Ветхого завета всех я представил тебе в пример, душа. Подражай богоугодным деяниям праведных, грехов же порочных [людей] избегай. Праведный Судия, Спасе, помилуй и избавь меня от огня и мучения, на суде справедливо мне предстоящее; прости меня прежде кончины, даровав мне добродетель и покаяние. Как разбойник вопию к Тебе: помяни меня! Подобно Петру плачу горько: прости меня, Спасе! Как мытарь, взываю, проливаю слёзы, как блудница. Прими моё рыдание, как некогда от женщины хананеянки. Исцели гниение смиренной моей души, единый Врач и Спаситель. Пластырь мне наложи, и елей, и вино — дела покаяния, умиление и слёзы. Женщине хананеянке подражая, и я взываю к Сыну Давидову: «Помилуй меня!» Прикасаюсь ко краю ризы Его, подобно кровоточивой. Как Марфа и Мария плачу над Лазарем. Слёзы словно из сосуда изливая, словно миро на главу Твою, Спасе, взываю к Тебе подобно блуднице, милости ищущей, — мольбу приношу и прошу о даровании мне прощения. Если даже никто не согрешил подобно мне перед Тобою, но прими и меня кающегося со страхом и взывающего с любовью: «Согрешил я перед одним Тобою! Помилуй меня, Милостивый Спасе!» Пощади, Спасе, создание Своё, и отыщи, как Пастырь, потерянного, спаси заблудившегося, избавь от волка и прими меня словно агнца в паству Твоих овец. Когда воссядешь Ты, как Судия сострадающий, и явишь грозную Свою славу, Христе, о какой страх будет тогда от печи горящей всем, трепещущим от неумолимого Суда Твоего! Прп. Марии Египетской: Света Немеркнущего Матерь тебя просветив, Мария, освободила от мрака страстей. Потому, Духа приняв благодать, просвети с верой тебя восхваляющих. Прп. Марии Египетской: Чудо новое видев в тебе, матерь, божественный Зосима воистину удивился, ибо ангела узрел во плоти и весь преисполнился изумлением, Христа воспевая вовеки. Прп. Андрею Критскому: Дерзновение ко Господу имеешь, Андрее, о священная Крита похвала, покаяния учитель и Преподобных слава! Молю тебя, молись, да избавлюсь ныне молитвами твоими от уз беззакония. Благословим Отца: Безначальный Отче, собезначальный Сыне, Утешитель благой, Дух правый, Слова Божьего Родитель, Слово Отца безначального, Дух живой и созидающий, Троица Единая, помилуй меня.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

Христос стал младенцем,/плотию мне приобщившись,/и добровольно испытал/все, свойственное естеству, кроме греха,/пример тебе, о душа, являя/и образ Своего снисхождения. Христос волхвы спасе,/пастыри созва,/младенец множества показа мученики,/старцы прослави, и старыя вдовицы,/ихже не поревновала еси душе, ни деянием, ни житию,/но горе тебе, внегда будеши судитися. Христос волхвов спас,/пастырей созвал,/множество младенцев соделал мучениками,/старца прославил и престарелую вдовицу./Ни их деяниям, ни жизни не подражала ты, душа;/но горе тебе, когда на Суд предстанешь. Постився Господь дний четыредесять в пустыни,/последи взалка, показуя человеческое:/душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг,/молитвою же и постом от ног твоих да отразится. Постился Господь сорок дней в пустыне,/и наконец взалкал,/обнаруживая в Себе естество человеческое./Душа, не унывай: если на тебя устремится враг,/молитвою и постом от ног твоих да отразится. Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем,/Божественному Духу верно поклонимся,/Троице нераздельней, Единице по Существу,/яко Свету и Светом, и Животу и Животом,/животворящему и просвещающему концы. Слава, Троичен: Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной. Богородичен: Град Твой сохраняй/Богородительнице Пречистая,/в Тебе бо сей верно царствуяй,/в Тебе и утверждается,/и Тобою побеждаяй,/побеждает всякое искушение,/и пленяет ратники,/и проходит послушание. И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй,/Божия Родительница Пречистая./Ибо под Твоею защитой он с верою царствует,/и от Тебя получает крепость,/и при Твоем содействии/победоносно отражает всякое искушение,/и берет в плен неприятелей,/и держит их в послушании. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче Андрей, моли Бога о нас. Андрею: Андрее честный, и отче треблаженнейший,/пастырю Критский,/не престай моляся о воспевающих тя:/да избавимся вси гнева и скорби, и тления,/и прегрешений безмерных,/чтущии твою память верно.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Х ристос спас волхвов, созвал пастырей, множество младенцев соделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; деяниям и жизни их ты не подражала, душа; но горе тебе, когда предстанешь на суд (Мф. 2: 1; 2: 16; Лк. 2: 4–8; 2: 25–26; 2: 36–38). С орок дней постившись в пустыне, Господь, обнаруживая в себе человеческое естество, наконец взалкал. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом (Исх. 34: 28; Мф. 4: 2; Мк. 1: 13; Лк. 4: 2). Слава, Троичен: С танем прославлять Отца, превознесем Сына и с верою поклонимся Божественному Духу – нераздельной Троице, Единице по существу – как животворящему и просвещающему пределы – Свету и Светам, Жизни и Жизням. И ныне, Богородичен: П речистая Богородительница! Охраняй Свой град. Под Твоею защитою он царствует с верою и от Тебя получает крепость и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении. Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас. Д остоублажаемый Андрее, пастырь Критский! Не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы нам всем, искренно почитающим память твою, избавиться от гнева, скорби, вреда и безмерных прегрешений. Ирмос: Р ождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естество; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Глас 6 Песнь 1 Ирмос: П омощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его; Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился (Исх. 16: 1–2). Помилуй меня, Боже, помилуй меня. П ревзойдя Каиново убийство, я по сознательному соизволению, чрез оживление плоти, сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими деяниями (Быт. 4: 8). Я не сравнился, Иисусе, в праведности с Авелем; никогда не приносил Тебе приятных даров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни непорочной жизни [Быт. 4: 4]. М ы, злосчастная душа, как Каин, принесли порочную Создателю всего жертву – нечестивые дела и непотребную жизнь; потому–то мы и осуждены (Быт. 4: 3–5).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Увлекшись удовольствиями страстей, он (Соломон) осквернился. Увы! Ревнитель премудрости явился любителем распутных женщин и чуждым для Бога. Ты сама, душа, по уму подражала ему постыдным сладострастием. Ты соревновала, душа, не послушавшему старческого совета Ровоаму, а вместе и непотребнейшему рабу, древнему мятежнику Иеровоаму. Но оставь подражание и взывай к Богу: «Я согрешила, смилуйся надо мною». Слава, Троичен: Бог Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, единая естеством, как Светы и Свет, и три Святы, и едино Лицо Свято; но, душа, воспой, прославь Жизнь и Жизни — Бога всех. Иныне, Богородичен: Мы воспеваем Тебя, благословляем и поклоняемся Тебе, Богородительница, так как Ты породила Единого из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небесное. Песнь 8 Ирмос: Все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства небесные и трепещут херувимы и серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Соревновав Озии, ты носишь в себе, душа, вдвойне его проказу, так как о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь. Брось то, чем ты владеешь, и прибегай к покаянию. Ты слышала, душа, о покаявшихся Богу в «рубище и пепле» ниневитянах; им ты не подражала, но оказалась невежественнейшею всех согрешивших до и после закона. Ты слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшем к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни — и спасешься. Предвидя обращение ниневитян, Иона бежал в Фарсис, ибо, как пророк, он знал милосердие Божие и к тому же пламенел ревностию, дабы не оболгалось пророчество. Ты, душа, слышала, как Даниил во рве заградил уста зверей, узнала, как бывшие с Азариею отроки верою угасили разжженный пламень печи. Я всех привел тебе, душа, в пример из Ветхого Завета; подражай богоугодным деяниям праведных, а грехов людей порочных — избегай. Слава, Троичен: Безначальный Отче, собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, безначальное Слово Отца, животворящий и созидающий Дух — Единая Троица, помилуй меня.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Очень полезно читать и эмиграции. Но именно «читать и слушать», а не сказано «высчитывать» сроки (вопреки ЯСНОМУ и РЕШИТЕЛЬНОМУ слову Божию! Что за дерзость стала у людей! Называются христианами, а Христа Господа не слушают!)... Даже не сказано: «растолковывать», а лишь «читать и слушать». Я – по легкомыслию молодости – тоже пытался – но никак не считать! – а лишь протолковывать существенные и более доступные места из Откровения (в Симферополе); но и то старался держаться литературы (Сборник Барсова, Толк. Св. Андрея Крит. и нек. друг.) Раскрывать печати – дело не наше, а Самого же Господа (см. Откр. 5:4–5,6:1–3). Поэтому не только отдельным членам, но и всей Церкви (Откр.5:2–3) не под силу раскрывать заранее – закрытое. А только история, руководимая Самим Господом (а следовательно, Он Сам – в действиях истории), раскрывает эти печати с тайн... Но и опять – не с лет, а лишь с событий. Поэтому если бы и целый Собор стал касаться этого предмета, то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные и общие вопросы (хилиазм, отношение к «арифметическому богословию» новоизмышленному и т. п.), а никак не детали текста, и уж тем более не дерзнул бы «считать» сроки, если только он был бы под руководством Святого Духа и хотел слушать Главу Своего Христа Господа. Поэтому и Вы неправильно думаете, пиша: «Такие вопросы могут быть решаемы лишь соборно, всею Церковию»... Не будет она заниматься грешным и запрещенным делом. Тем более, что этот вопрос уже был в Церкви – и ею ОТВЕРГНУТ. А основной Закон Церковных постановлений: НЕ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ И НЕ ПЕРЕРЕШАТЬ ПРОШЛОГО (и именно догматического, вероучительного), что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора. 2. Об этом (то есть о голосе Церкви) я хочу немного написать еще. Если некоторые из отцов и дозволяли себе нечто подобное (Палий, Иустин, Ириней), то замечательно, что большей частью это учение прививалось к еретикам и сектантам: гностик Керниф, эбиониты, монтанисты, аполлинариане, в новое время – анабаптисты с социалистическим оттенком, теперь – адвентисты. Уж это одно должно заставить относиться не только подозрительно, а и прямо отрицательно: «Скажи мне, с кем ты знаком (или дружишь, соглашаешься), и я тебе скажу, кто ты таков», – говорит пословица.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/30/...

Мн. сведения носят легендарный характер. Напр., жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Е., считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18-19//MGH. SS. T. 8. P. 151-153), Е. послала в Треверы проповедника христ. веры - Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная Привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в к-рой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях…» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Е. в кафедральный собор св. Петра. По приказу Е. была сооружена также крестообразная ц. Св. Креста, а ее племянница Матильда построила мон-рь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте рим. дворцового комплекса, к-рый археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii//Ibid. P. 211-212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, к-рая считалась главной святыней Трира. Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Е. была иудейкой. Эту т. зр. разделяет Й. Фогт ( Vogt. 1977. P. 148). Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись Мартириевой паперти собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Кон. XI — нач. XII в. В VIII-IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в к-рой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Е. представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства ( Cynewulf.

http://pravenc.ru/text/189737.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010