[Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, пророки и всякое слово праведника потеряли силу; язвы твои, душа, умножились, без Врача, исцеляющего тебя.] Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением. [Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью.] Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися. [Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи.] (Мф. 11:12, 21:31. Лк. 16:16) Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. [Христос сделался человеком, приобщившись ко мне плотию, и добровольно испытал все, что свойственно природе, за исключением греха, показывая тебе, душа, пример и образец Своего снисхождения.] Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися. [Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; их деяниям и жизни ты не подражала, душа, но горе тебе, когда будешь судима!] (Мф. 2:1-16. Лк. 2:4-8 и след.; Лк. 2:25-26 и след.; Лк. 2:36-38) Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. [Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

[Нового Писания привожу тебе указания, вводящие тебя, душа, к умилению; праведным подражай, грешных же отвращайся, и умилостивляй Христа молитвами, пощением, чистотою и непорочностью.] Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающиися. [Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц, душа, покайся, дверь Царствия уже отверста и прежде тебя входят в нее фарисеи и мытари и прелюбодеи кающиеся.] (Мф. 11:12, Мф. 21:31, Лк. 16:16) Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. [Христос вочеловечился, восприняв плоть мою, и все свойственное естеству добровольно испытал, кроме греха, показуя тебе, душа, подобие и образ Своего снисхождения.] Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися. [Христос волхвов спас, призвал пастырей, младенцев множество соделал мучениками, прославил старца и старую вдовицу; их деяниям и жизни ты не поревновала, душа, но горе тебе, когда будешь судиться!] (Мф. 2:1-2, Мф. 2:16, Лк. 2:4-8, Лк. 2:25-26, Лк. 2:36-38) Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. [Постившись Господь сорок дней в пустыне, после взалкал, показуя человеческое/естество/: душа, не унывай, не разленись, если враг устремится на тебя, но молитвами и постом да отразится он от ног твоих.] ( Исх. 34:28, Мф. 4:2, Лк. 4:2, Мк. 1:13) Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу. [Христос был искушаем, диавол искушал, показуя/Ему/камни, да будут хлебы; на гору возвел/Его/видеть все Царства мира в мгновение; бойся, о душа, обольщения, бодрствуй и молися всякий час Богу.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

[«Все мы, имея время поста содействующим божественным деяниям, восплачем от всего сердца и воззовём Спасителю: «Многомилостивый Господи, ради Твоих учеников спаси со страхом воспевающих великое человеколюбие Твоё».] Стих: Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. [«Смотрел я на правую сторону и увидел, что нет знающего меня».] Апостоли прехвальнии, мира молитвенницы, немощных врачеве, здравия хранителие, во обоем нас соблюдите, пощения время проходящия: во обоих божественно мирствующия, ум несмущен страстей храняще да поем вси песнь Христу воскресшему, яко победителю. [«Апостолы всехвальные, молитвенники о мире, врачи немощных, охранители здравия, в том и другом сохраните нас, когда проходим мы время поста; соблюдаем божественный мир друг с другом, храня ум, несмущаемый страстями, чтобы всем нам воспеть песнь Христу, как воскресшему победителю».] Иные подобные стихиры по алфавиту 24 Великого канона. Творение Андрея Критского , а по надписи греческой Триоди Симеона Метафраста Стих: Погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою. [«Потеряна у меня возможность убежать, и нет заботящегося о душе моей».] Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, содетелю всех и врачу недугующих; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. [«Вся жизнь моя растрачена с блудницами и мытарями. Буду ли иметь силу хотя в старости сознать, что нагрешил я? Создатель всех и врач немощных, Господи, прежде чем погибну совсем, спаси меня».] Стих: Воззвах к Тебе Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. [«Воззвал я к Тебе, Господи, и сказал: Ты надежда моя. Ты удел мой на земле живых».] Тяжестию небрежения содержимь есмь, в тине валяюся, стрелою устрелен велиара, и оскверняю мое еже по образу: обратителю небрегущих, и избавителю прегрешивших: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. [«Охватило меня тяжкое небрежение, валяюсь я в грязи, пронзённый стрелою велиара, и оскверняю образ Божий в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства Небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С оревновав Озии, ты носишь в себе, душа, вдвойне его проказу, так как о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь. Брось то, чем ты владеешь, и прибегай к покаянию (4 Цар. 15: 5; 2 Пар. 26: 19). Т ы слышала, душа, о покаявшихся Богу в «рубище и пепле» ниневитянах; им ты не подражала, но оказалась невежественнейшею всех согрешивших до и после закона (Ион. 3: 5). Т ы слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшем к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни – и спасешься (Иер. 38: 6). П редвидя обращение ниневитян, Иона бежал в Фарсис, ибо, как пророк, он знал милосердие Божие и к тому же пламенел ревностию, дабы не оболгалось пророчество (Ион. 1: 3). Т ы, душа, слышала, как Даниил во рве заградил уста зверей, узнала, как бывшие с Азариею отроки верою угасили разжженный пламень печи (Дан. 14: 31; 3: 24). Я всех привел тебе, душа, в пример из Ветхого Завета; подражай богоугодным деяниям праведных, а грехов людей порочных – избегай. Слава, Троичен: Б езначальный Отче, Собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух – Единая Троица, помилуй меня. И ныне, Богородичен: П речистая! Мысленная багряница, плоть Эммануила, соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу. Песнь 9 Ирмос: Р ождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Х ристос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы, он (диавол) возвел на гору, чтобы во мгновение видеть все царства мира; бойся, душа, сего дела, трезвись и ежечасно молись Богу (Мф. 4: 3–9). П устыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов Светильник, вопиял, проповедуя покаяние; а Ирод бесчинствовал с Иродиадою; озирай, душа, как бы тебе не запутаться в беззаконных сетях, возлюби же покаяние (Песн. 2: 12; Ис. 40: 3; Мф. 3: 8; 14: 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

ПОТОК ИОРДАНА НЕКОГДА МИЛОТИЮ ИЛИИНОЮ ЕЛИСЕЙ РАЗДЕ­ЛИЛ НА ДВЕ СТОРОНЫ, ТЫ ЖЕ, ДУША МОЯ, НЕ ПОЛУЧИЛА ЭТОЙ БЛАГОДАТИ ЗА НЕВОЗДЕРЖАНИЕ. 4 Цар. 2,14. СОНАМИТЯНКА НЕКОГДА ПРАВЕДНИКА УГОСТИЛА, О, ДУША, С ДОБРЫМ УСЕРДИЕМ, ТЫ ЖЕ НЕ ВВЕЛА В ДОМ ТВОЙ НИ СТРАННИКА, НИ ПУТНИКА, ПОТОМУ БУДЕШЬ ИЗВЕРЖЕНА ВОН ИЗ БРАЧНАГО ЧЕРТО­ГА, РЫДАЯ. 4 Цар. 4,8. ГИЕЗИЕВУ ПОДРАЖАЛА ТЫ, ЗЛОСЧАСТНАЯ ДУША, СКВЕРНОМУ НРАВУ, ВСЕГДАШНЕЕ СРЕБРОЛЮБИЕ КОТОРОГО ОТЛОЖИ ХОТЯ НА СТАРОСТЬ, УБЕГАЙ ГЕЕНСКОГО ОГНЯ, ОТСТУПИВ ОТ ТВОИХ ЗЛЫХ ДЕЛ. 4 Цар. 5,20. СЛАВА: БЕЗНАЧАЛЬНЫЙ ОТЧЕ, СЫНЕ СОБЕЗНАЧАЛЬНЫЙ, УТЕШИ­ТЕЛЮ БЛАГИЙ — ДУШЕ ПРАВЫЙ; СЛОВА БОЖИЯ РОДИТЕЛЬ, ОТЦА БЕЗНА­ЧАЛЬНОГО СЛОВО, ДУШЕ, ЖИВУЩИЙ И ЗИЖДУЩИЙ, ТРОИЦЕ ЕД И НИЦА, ПОМИЛУЙ МЕНЯ. И НЫНЕ: КАК ИЗ ПУРПУРОВОГО СОСТАВА, ПРЕЧИСТАЯ, МЫСЛЕННАЯ БАГРЯНИЦА ПЛОТЬ ЭММАНУИЛА ВО ЧРЕВЕ ТВОЕМ СОТКА­ЛАСЬ, ПОСЕМУ ТЕБЯ, КАК БОГОРОДИЦУ, ВОИСТИНУ ПОЧИТАЕМ. Песнь 9-я УМ ОСТРУПИЛСЯ, ТЕЛО В НЕДУГЕ, ДУХ БОЛЕЗНУЕТ, СЛОВО ИЗНЕМОГЛО, ЖИЗНЬ УМЕРТВИЛАСЬ, КОНЕЦ ПРИ ДВЕРЯХ: ЧТО СДЕЛАЕШЬ ТЫ, НЕСЧАСТНАЯ ДУША МОЯ, КОГДА ПРИИДЕТ СУДИЯ ИСПЫ­ТАТЬ (ДЕЛА) ТВОИ? МОИСЕЕВО ПРИВЕЛ ТЕБЕ, ДУША, МИРОБЫТИЕ И ОТ НЕГО ВСЕ ПИСАНИЕ ЗАВЕТА, ПОВЕСТВУЮЩЕЕ О ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕД­НЫХ; ИЗ НИХ ТЫ, ДУША, ПОДРАЖАЛА ВТОРЫМ, А НЕ ПЕРВЫМ, СО­ГРЕШИВ ПРОТИВ БОГА. ЗАКОН БЕССИЛЕН, ЕВАНГЕЛИЕ — ПРАЗДНО, ВСЕ ПИСАНИЕ У ТЕБЯ В НЕБРЕЖНОСТИ, ПРОРОКИ И ВСЯКОЕ ПРАВЕДНОЕ СЛОВО НАПРАСНЫ, РАНЫ ТВОИ, ДУША, УМНОЖИЛИСЬ БЕЗ ВРАЧА, КОТОРЫЙ ИСЦЕЛИЛ БЫ ТЕБЯ. НОВОГО ПИСАНИЯ ПРИВОЖУ ТЕБЕ УКАЗАНИЯ, ВВОДЯЩИЕ ТЕБЯ, ДУША, К УМИЛЕНИЮ; ПРАВЕДНЫМ ПОДРАЖАЙ, ГРЕШНЫХ ЖЕ ОТВРА­ЩАЙСЯ, И УМИЛОСТИВЛЯЙ ХРИСТА МОЛИТВАМИ, ПОЩЕНИЕМ, ЧИСТО­ТОЮ И НЕПОРОЧНОСТИЮ. ХРИСТОС ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ, ПРИЗВАВ К ПОКАЯНИЮ РАЗБОЙНИ­КОВ И БЛУДНИЦ, ДУША, ПОКАЙСЯ, ДВЕРЬ ЦАРСТВИЯ УЖЕ ОТВЕРСТА И ПРЕЖДЕ ТЕБЯ ВХОДЯТ В НЕЕ ФАРИСЕИ И МЫТАРИ И ПРЕЛЮБОДЕИ КАЮЩИЕСЯ. Мф. 21,31. ХРИСТОС ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ, ВОСПРИНЯВ ПЛОТЬ МОЮ, И ВСЕ СВОЙСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВУ ДОБРОВОЛЬНО ИСПЫТАЛ, КРОМЕ ГРЕХА, ПОКАЗУЯ ТЕБЕ, ДУША, ПОДОБИЕ И ОБРАЗ СВОЕГО СНИСХОЖДЕНИЯ. ХРИСТОС ВОЛХВОВ СПАС, ПРИЗВАЛ ПАСТЫРЕЙ, МЛАДЕНЦЕВ МНОЖЕСТВО СОДЕЛАЛ МУЧЕНИКАМИ, ПРОСЛАВИЛ СТАРЦА И СТАРУЮ ВДОВИЦУ; ИХ ДЕЯНИЯМ И ЖИЗНИ ТЫ НЕ ПОРЕВНОВАЛА, ДУША, НО ГОРЕ ТЕБЕ, КОГДА БУДЕШЬ СУДИТЬСЯ! Мф. 2,1. Лук. 2,8. Мф. 2,16. Лк. 2,26,37.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

[Даниила в рове слышала ты, душа, как он заградил уста зверей, узнал, как отроки, бывшие с Азариею, угасили верою пламень пещи горящий.] (Дан. 14:31, Дан. 3:24) Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов. [Ветхаго завета все привел я тебе, душа, как подобие, подражай праведных Богоугодным деяниям, избегни же лукавых грехов.] Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца, добродетелию и покаянием. [О правосудный Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которое должен я на суде справедливо претерпеть, дай ослабу мне прежде кончины добродетелью и покаянием.] Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. [Как разбойник, взываю Тебе, помяни меня; как Петр, плачу горько, будь милостив ко мне, о Спаситель, взываю, как мытарь, проливаю слезы, как блудница, приими мое рыдание, как некогда хананеянки.] (Лк. 7:37-38, Лк. 18:13, (Лк. 23:42, Лк. 22:61-62, Мф. 15:22) Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. [Гниение исцели смиренной моей души, о Спаситель, Единый Врач, пластырь наложи мне, елей и вино — дела покаяния, умиление со слезами.] Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мариянад Лазарем. [Хананеянке и я, подражая, вопию, помилуй меня, Сын Давидов, касаяся края ризы, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария, над Лазарем.] (Мф. 9:20, Мф. 15:22, Ин. 11:33) Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. [Сосуд слез, о Спаситель, как миро изливая на главу, взываю к Тебе, как блудница, милости ищущая, мольбу приношу и прощение мне прошу даровать.] (Мф. 26:6-7, Мф. 14:3, Лк. 7:37-38)

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

По содержанию П. и А. д. представляют собой типичное «малое деяние» (см. в ст. Деяния апостолов апокрифические ) ап. Андрея, совмещенное с деянием др. апостола, подобно «Деяниям Андрея и Матфия», «Деяниям Петра и Андрея» и «Деяниям Андрея и Варфоломея». Примечательно, что в П. и А. д. Андрей выступает как старший апостол, перед которым ап. Павел вынужден оправдываться в своем поступке. Действие разворачивается в неизвестном городе (возможно, его название было в утраченном начале текста). В отличие от др. «малых деяний» ап. Андрея в этом тексте оппонентами апостолов выступают не «варвары», а иудеи; правитель города старается занять примирительную позицию. Большое внимание уделяется описанию загробного мира (преисподней и рая), что типично для космологических апокрифических апокалипсисов (в т. ч. «Откровений Павла»). Примечателен интерес к посмертной судьбе Иуды Искариота , также характерный для коптской апокрифической лит-ры (см., напр., «Книгу Варфоломея» - Westerhoff. 1999. P. 78-93). Типично и обвинение апостолов в магии со стороны иудеев. В П. и А. д. нет специфического богословского содержания, присутствуют фантастические и сказочные мотивы: ныряние на дно моря, волшебное дерево от ворот ада, говорящая птица по имени Правда, приспособление для имитации мумии. Из-за утраты листов неизвестно, каким было начало П. и А. д., однако из дальнейшего повествования можно понять, что ап. Андрей проповедовал совместно с ап. Павлом, к-рый, оставив его, нырнул с лодки на дно моря, чтобы попасть в преисподнюю. Андрей отправился проповедовать в некий город, рядом с которым, на берегу его встретил моряк, отвозивший Павла на лодке. С этого момента начинается сохранившийся текст. Увидев окруженного толпой Андрея, моряк решил передать ему плащ Павла, при этом слепая мать моряка от прикосновения к плащу прозрела. Моряк рассказал Андрею о случившемся и передал просьбу Павла прийти за ним. Андрей отпустил моряка и обещал отправиться за Павлом после схватки с иудеями. В сопровождении толпы, среди к-рой были и иудеи, Андрей пошел к городским воротам, и в это время к нему приблизился человек, прося исцелить его больного 12-летнего сына. Апостол пообещал сделать это после того, как войдет в город. Поскольку иудеи не хотели пускать Андрея, апостол велел человеку вернуться домой, объясняя, что он найдет сына мертвым, но не должен хоронить его, потому что Андрей с Павлом вернутся и воскресят его.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ Условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка . Единственным свидетелем существования текста П. и А. д. является пергаменный кодекс MONB.DN (совр. принятая аббревиатура согласно базе данных Corpus dei Manoscritti Copti Letterari (Корпус коптских литературных рукописей)). Кодекс принадлежал б-ке Белого монастыря (близ совр. г. Сохаг, Египет) и, вероятно, был создан в одном из скрипториев Файюмского оазиса между X и XII вв. Он представляет собой собрание апокрифических деяний ап. Андрея Первозванного . Как и др. рукописи из Белого мон-ря, кодекс MONB.DN сохранился не полностью; его листы в наст. время находятся в фондах 7 европ. б-к. Рукопись открывают Андрея и Матфия деяния (заголовок не сохр.; предположительно, они были озаглавлены как «Первое деяние апы Андрея в городе людоедов»). За ними следуют «Деяния Андрея и Филимона», представляющие собой 2-е, 3-е и 4-е «Деяния апы Андрея» ( Miroshnikov. 2017. P. 12-13), П. и А. д., «Деяния Андрея и Варфоломея» и «Деяния Петра и Андрея». Несохранившиеся последние листы кодекса, вероятно, содержали копт. «Мученичество Андрея» ( Idem. 2018). В составе кодекса П. и А. д. занимали от 20 до 23 страниц, из к-рых сохранились 15 (ныне в Ватиканской б-ке - Vat. Borg. copt. 109. Fasc. 132. Fol. 1-8); их издал с франц. переводом Кс. Жак ( Jacques. 1969). Поскольку начало и заглавие текста отсутствуют, невозможно определить, были ли П. и А. д. самостоятельным произведением (подобно следующим за ними «Деяниям Андрея и Варфоломея») или же представляли собой 5-е «Деяние апы Андрея». Последний вариант более вероятен, поскольку предшествующее П. и А. д. 4-е деяние является вторичным добавлением к тексту «Деяний Андрея и Филимона», известным как и П. и А. д. только по кодексу MONB.DN. Т. о., П. и А. д., возможно, были написаны как последняя часть «Деяний апы Андрея» и никогда не существовали независимо.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Однако уже достаточно рано Д. а. а. стали подвергаться критике как на Западе (Тертуллиан, Филастрий Брешианский, блж. Августин Гиппонский, Еводий Узальский, свт. Иннокентий I, свт. Лев I, Туррибий Асторгский), так и на Востоке (Евсевий Кесарийский, свт. Амфилохий Иконийский, свт. Епифаний Кипрский, блж. Феодорит Кирский, Тимофей К-польский). Такая негативная реакция была порождена неортодоксальным богословием мн. Д. а. а. и их использованием в различных сектах (напр., у эвионитов, энкратитов, вардесанитов и присциллиан). В средневизант. традицию в оригинальном виде вошли лишь наименее богословски гетеродоксальные «Деяния Фомы» и большинство малых Д. а. а., в то время как остальные тексты подверглись переделке в правосл. ключе: это прежде всего относится к «Деяниям Иоанна» и «Деяниям Андрея». В раннее средневековье на Западе с канонической т. зр. Д. а. а. критиковал, в частности, Григорий Турский. Он переписал для своей паствы «Деяния Андрея», удалив из текста все энкратические элементы. Основным вариантом Д. а. а. для Запада стал т. н. Корпус Псевдо-Авдия (кон. VI в.). У нехалкидонитов Д. а. а., напротив, сохранились в оригинальном виде и вошли в т. ч. в литургическую практику (в эфиопском Синаксаре, напр., существуют 3 памяти, восходящие к «Деяниям Андрея и Матфия»). Впрочем, и малые Д. а. а. оказали влияние на Календарь православной и католической Церквей (ср., напр., празднование 16 нояб. пам. св. Фульвиана, упом. в «Мученичестве Матфея»). История изучения текстов Д. а. а. являются ценнейшим источником по истории ранней Церкви. Это касается как вопросов богословской гетеродоксии и распространения авторитета Свящ. Писания, так и тех сторон жизни ранних христиан, к-рые недостаточно отражены в др. памятниках. К числу последних относится прежде всего география распространения христианства и почитания апостолов, а также богослужение. Д. а. а. сохранили одни из древнейших описаний чинов Евхаристии , Крещения и Миропомазания и др. Изучение Д. а. а. началось еще в древней Церкви: церковные писатели (от Филастрия Брешианского до патриарха св. Фотия) выработали те критерии, по к-рым апокрифические деяния отличаются от произведений, полностью принимаемых Церковью.

http://pravenc.ru/text/171796.html

Их содержание и направление до такой степени противоречили истинному учению, что Евсевий называет сочинения «нелепыми и нечестивыми», а содержание их «лживыми выдумками еретиков» (αρετιν νδρν ναπλσματα). Епифаний Кипрский , в сочинении об ересях 47, 1. 61, 1. 63, 2, ближе обозначает ту неправомыслящую среду, в которой имели наибольший ход произведения такого рода, и преимущественно «так называемые деяния Андрея». Такою средою были секты гностического происхождения, последователи которых находились в Писидии, Фригии и других областях Азии и отличались, кроме дуалистических воззрений, преувеличенным аскетизмом: они отвергали брак, вкушение животной пищи и считали «нестяжание» или совершенную бедность необходимым условием христианского совершенства. По другим известиям, Деяния апостола Андрея принадлежали к сочинениям, обращавшимся среди манихеев, еретиков, которые во многих пунктах учения сходились с гностиками. Названный у патриарха Фотия Biblioth. cod. 179, р. 125 a , 3 sq. Bekk. еретик манихейского толка Агапий питал большое доверие к «так называемым Деяниям апостолов и особенно (к Деяниям) Андрея» и в них почерпал свою самоуверенность. Тот же самый патриарх Фотий в другом месте своей библиотеки (cod. 114) называет по имени автора, которому приписывались любимые еретиками сочинения. «Прочитана была книга так называемые хождения апостолов, в которых содержались деяния Петра, иоанна, Андрея, Фомы и Павла. Написаны они, как показывает самая книга, Левкием Харином» 195 . Нужно думать, однако, что названный здесь Левкий (=Леуций) Харин, о котором есть и другия сведения, представляющие его то гностиком, то манихеем, только олицетворяет своим именем отдел и род богатой и широко распространенной литературы, едва ли ведущей свое начало от одного, известного автора. Во всяком случае, сомнительно, чтоб его имя могло стоять в заглавии тех экземпляров сборника хождений, которые обращались в руках самих еретиков 196 . Судя по указаниям западных, латинских церковных писателей IV и V веков, современные им манихеи, многочисленные в Италии, Африке и Галлии, приписывали сочинениям такого рода наиболее высокое и священное происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010