[Ослабел закон, не воздействует Евангелие, пренебрежено все Писание тобою, пророки и всякое слово праведника потеряли силу; язвы твои, душа, умножились, без Врача, исцеляющего тебя.] Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением. [Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью.] Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися. [Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа, дверь Царства уже открылась, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари и прелюбодеи.] (Мф. 11:12, 21:31. Лк. 16:16) Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. [Христос сделался человеком, приобщившись ко мне плотию, и добровольно испытал все, что свойственно природе, за исключением греха, показывая тебе, душа, пример и образец Своего снисхождения.] Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе внегда будеши судитися. [Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мучениками, прославил старца и престарелую вдовицу; их деяниям и жизни ты не подражала, душа, но горе тебе, когда будешь судима!] (Мф. 2:1-16. Лк. 2:4-8 и след.; Лк. 2:25-26 и след.; Лк. 2:36-38) Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. [Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.] |
[Нового Писания привожу тебе указания, вводящие тебя, душа, к умилению; праведным подражай, грешных же отвращайся, и умилостивляй Христа молитвами, пощением, чистотою и непорочностью.] Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающиися. [Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц, душа, покайся, дверь Царствия уже отверста и прежде тебя входят в нее фарисеи и мытари и прелюбодеи кающиеся.] (Мф. 11:12, Мф. 21:31, Лк. 16:16) Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. [Христос вочеловечился, восприняв плоть мою, и все свойственное естеству добровольно испытал, кроме греха, показуя тебе, душа, подобие и образ Своего снисхождения.] Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися. [Христос волхвов спас, призвал пастырей, младенцев множество соделал мучениками, прославил старца и старую вдовицу; их деяниям и жизни ты не поревновала, душа, но горе тебе, когда будешь судиться!] (Мф. 2:1-2, Мф. 2:16, Лк. 2:4-8, Лк. 2:25-26, Лк. 2:36-38) Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. [Постившись Господь сорок дней в пустыне, после взалкал, показуя человеческое/естество/: душа, не унывай, не разленись, если враг устремится на тебя, но молитвами и постом да отразится он от ног твоих.] ( Исх. 34:28, Мф. 4:2, Лк. 4:2, Мк. 1:13) Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу. [Христос был искушаем, диавол искушал, показуя/Ему/камни, да будут хлебы; на гору возвел/Его/видеть все Царства мира в мгновение; бойся, о душа, обольщения, бодрствуй и молися всякий час Богу.] |
[«Все мы, имея время поста содействующим божественным деяниям, восплачем от всего сердца и воззовём Спасителю: «Многомилостивый Господи, ради Твоих учеников спаси со страхом воспевающих великое человеколюбие Твоё».] Стих: Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. [«Смотрел я на правую сторону и увидел, что нет знающего меня».] Апостоли прехвальнии, мира молитвенницы, немощных врачеве, здравия хранителие, во обоем нас соблюдите, пощения время проходящия: во обоих божественно мирствующия, ум несмущен страстей храняще да поем вси песнь Христу воскресшему, яко победителю. [«Апостолы всехвальные, молитвенники о мире, врачи немощных, охранители здравия, в том и другом сохраните нас, когда проходим мы время поста; соблюдаем божественный мир друг с другом, храня ум, несмущаемый страстями, чтобы всем нам воспеть песнь Христу, как воскресшему победителю».] Иные подобные стихиры по алфавиту 24 Великого канона. Творение Андрея Критского , а по надписи греческой Триоди Симеона Метафраста Стих: Погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою. [«Потеряна у меня возможность убежать, и нет заботящегося о душе моей».] Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, содетелю всех и врачу недугующих; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. [«Вся жизнь моя растрачена с блудницами и мытарями. Буду ли иметь силу хотя в старости сознать, что нагрешил я? Создатель всех и врач немощных, Господи, прежде чем погибну совсем, спаси меня».] Стих: Воззвах к Тебе Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. [«Воззвал я к Тебе, Господи, и сказал: Ты надежда моя. Ты удел мой на земле живых».] Тяжестию небрежения содержимь есмь, в тине валяюся, стрелою устрелен велиара, и оскверняю мое еже по образу: обратителю небрегущих, и избавителю прегрешивших: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. [«Охватило меня тяжкое небрежение, валяюсь я в грязи, пронзённый стрелою велиара, и оскверняю образ Божий в себе. |
Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства Небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С оревновав Озии, ты носишь в себе, душа, вдвойне его проказу, так как о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь. Брось то, чем ты владеешь, и прибегай к покаянию (4 Цар. 15: 5; 2 Пар. 26: 19). Т ы слышала, душа, о покаявшихся Богу в «рубище и пепле» ниневитянах; им ты не подражала, но оказалась невежественнейшею всех согрешивших до и после закона (Ион. 3: 5). Т ы слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшем к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни – и спасешься (Иер. 38: 6). П редвидя обращение ниневитян, Иона бежал в Фарсис, ибо, как пророк, он знал милосердие Божие и к тому же пламенел ревностию, дабы не оболгалось пророчество (Ион. 1: 3). Т ы, душа, слышала, как Даниил во рве заградил уста зверей, узнала, как бывшие с Азариею отроки верою угасили разжженный пламень печи (Дан. 14: 31; 3: 24). Я всех привел тебе, душа, в пример из Ветхого Завета; подражай богоугодным деяниям праведных, а грехов людей порочных – избегай. Слава, Троичен: Б езначальный Отче, Собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух – Единая Троица, помилуй меня. И ныне, Богородичен: П речистая! Мысленная багряница, плоть Эммануила, соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу. Песнь 9 Ирмос: Р ождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Х ристос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы, он (диавол) возвел на гору, чтобы во мгновение видеть все царства мира; бойся, душа, сего дела, трезвись и ежечасно молись Богу (Мф. 4: 3–9). П устыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов Светильник, вопиял, проповедуя покаяние; а Ирод бесчинствовал с Иродиадою; озирай, душа, как бы тебе не запутаться в беззаконных сетях, возлюби же покаяние (Песн. 2: 12; Ис. 40: 3; Мф. 3: 8; 14: 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20). |
ПОТОК ИОРДАНА НЕКОГДА МИЛОТИЮ ИЛИИНОЮ ЕЛИСЕЙ РАЗДЕЛИЛ НА ДВЕ СТОРОНЫ, ТЫ ЖЕ, ДУША МОЯ, НЕ ПОЛУЧИЛА ЭТОЙ БЛАГОДАТИ ЗА НЕВОЗДЕРЖАНИЕ. 4 Цар. 2,14. СОНАМИТЯНКА НЕКОГДА ПРАВЕДНИКА УГОСТИЛА, О, ДУША, С ДОБРЫМ УСЕРДИЕМ, ТЫ ЖЕ НЕ ВВЕЛА В ДОМ ТВОЙ НИ СТРАННИКА, НИ ПУТНИКА, ПОТОМУ БУДЕШЬ ИЗВЕРЖЕНА ВОН ИЗ БРАЧНАГО ЧЕРТОГА, РЫДАЯ. 4 Цар. 4,8. ГИЕЗИЕВУ ПОДРАЖАЛА ТЫ, ЗЛОСЧАСТНАЯ ДУША, СКВЕРНОМУ НРАВУ, ВСЕГДАШНЕЕ СРЕБРОЛЮБИЕ КОТОРОГО ОТЛОЖИ ХОТЯ НА СТАРОСТЬ, УБЕГАЙ ГЕЕНСКОГО ОГНЯ, ОТСТУПИВ ОТ ТВОИХ ЗЛЫХ ДЕЛ. 4 Цар. 5,20. СЛАВА: БЕЗНАЧАЛЬНЫЙ ОТЧЕ, СЫНЕ СОБЕЗНАЧАЛЬНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ БЛАГИЙ — ДУШЕ ПРАВЫЙ; СЛОВА БОЖИЯ РОДИТЕЛЬ, ОТЦА БЕЗНАЧАЛЬНОГО СЛОВО, ДУШЕ, ЖИВУЩИЙ И ЗИЖДУЩИЙ, ТРОИЦЕ ЕД И НИЦА, ПОМИЛУЙ МЕНЯ. И НЫНЕ: КАК ИЗ ПУРПУРОВОГО СОСТАВА, ПРЕЧИСТАЯ, МЫСЛЕННАЯ БАГРЯНИЦА ПЛОТЬ ЭММАНУИЛА ВО ЧРЕВЕ ТВОЕМ СОТКАЛАСЬ, ПОСЕМУ ТЕБЯ, КАК БОГОРОДИЦУ, ВОИСТИНУ ПОЧИТАЕМ. Песнь 9-я УМ ОСТРУПИЛСЯ, ТЕЛО В НЕДУГЕ, ДУХ БОЛЕЗНУЕТ, СЛОВО ИЗНЕМОГЛО, ЖИЗНЬ УМЕРТВИЛАСЬ, КОНЕЦ ПРИ ДВЕРЯХ: ЧТО СДЕЛАЕШЬ ТЫ, НЕСЧАСТНАЯ ДУША МОЯ, КОГДА ПРИИДЕТ СУДИЯ ИСПЫТАТЬ (ДЕЛА) ТВОИ? МОИСЕЕВО ПРИВЕЛ ТЕБЕ, ДУША, МИРОБЫТИЕ И ОТ НЕГО ВСЕ ПИСАНИЕ ЗАВЕТА, ПОВЕСТВУЮЩЕЕ О ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ; ИЗ НИХ ТЫ, ДУША, ПОДРАЖАЛА ВТОРЫМ, А НЕ ПЕРВЫМ, СОГРЕШИВ ПРОТИВ БОГА. ЗАКОН БЕССИЛЕН, ЕВАНГЕЛИЕ — ПРАЗДНО, ВСЕ ПИСАНИЕ У ТЕБЯ В НЕБРЕЖНОСТИ, ПРОРОКИ И ВСЯКОЕ ПРАВЕДНОЕ СЛОВО НАПРАСНЫ, РАНЫ ТВОИ, ДУША, УМНОЖИЛИСЬ БЕЗ ВРАЧА, КОТОРЫЙ ИСЦЕЛИЛ БЫ ТЕБЯ. НОВОГО ПИСАНИЯ ПРИВОЖУ ТЕБЕ УКАЗАНИЯ, ВВОДЯЩИЕ ТЕБЯ, ДУША, К УМИЛЕНИЮ; ПРАВЕДНЫМ ПОДРАЖАЙ, ГРЕШНЫХ ЖЕ ОТВРАЩАЙСЯ, И УМИЛОСТИВЛЯЙ ХРИСТА МОЛИТВАМИ, ПОЩЕНИЕМ, ЧИСТОТОЮ И НЕПОРОЧНОСТИЮ. ХРИСТОС ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ, ПРИЗВАВ К ПОКАЯНИЮ РАЗБОЙНИКОВ И БЛУДНИЦ, ДУША, ПОКАЙСЯ, ДВЕРЬ ЦАРСТВИЯ УЖЕ ОТВЕРСТА И ПРЕЖДЕ ТЕБЯ ВХОДЯТ В НЕЕ ФАРИСЕИ И МЫТАРИ И ПРЕЛЮБОДЕИ КАЮЩИЕСЯ. Мф. 21,31. ХРИСТОС ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ, ВОСПРИНЯВ ПЛОТЬ МОЮ, И ВСЕ СВОЙСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВУ ДОБРОВОЛЬНО ИСПЫТАЛ, КРОМЕ ГРЕХА, ПОКАЗУЯ ТЕБЕ, ДУША, ПОДОБИЕ И ОБРАЗ СВОЕГО СНИСХОЖДЕНИЯ. ХРИСТОС ВОЛХВОВ СПАС, ПРИЗВАЛ ПАСТЫРЕЙ, МЛАДЕНЦЕВ МНОЖЕСТВО СОДЕЛАЛ МУЧЕНИКАМИ, ПРОСЛАВИЛ СТАРЦА И СТАРУЮ ВДОВИЦУ; ИХ ДЕЯНИЯМ И ЖИЗНИ ТЫ НЕ ПОРЕВНОВАЛА, ДУША, НО ГОРЕ ТЕБЕ, КОГДА БУДЕШЬ СУДИТЬСЯ! Мф. 2,1. Лук. 2,8. Мф. 2,16. Лк. 2,26,37. |
[Даниила в рове слышала ты, душа, как он заградил уста зверей, узнал, как отроки, бывшие с Азариею, угасили верою пламень пещи горящий.] (Дан. 14:31, Дан. 3:24) Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов. [Ветхаго завета все привел я тебе, душа, как подобие, подражай праведных Богоугодным деяниям, избегни же лукавых грехов.] Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца, добродетелию и покаянием. [О правосудный Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которое должен я на суде справедливо претерпеть, дай ослабу мне прежде кончины добродетелью и покаянием.] Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. [Как разбойник, взываю Тебе, помяни меня; как Петр, плачу горько, будь милостив ко мне, о Спаситель, взываю, как мытарь, проливаю слезы, как блудница, приими мое рыдание, как некогда хананеянки.] (Лк. 7:37-38, Лк. 18:13, (Лк. 23:42, Лк. 22:61-62, Мф. 15:22) Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. [Гниение исцели смиренной моей души, о Спаситель, Единый Врач, пластырь наложи мне, елей и вино — дела покаяния, умиление со слезами.] Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мариянад Лазарем. [Хананеянке и я, подражая, вопию, помилуй меня, Сын Давидов, касаяся края ризы, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария, над Лазарем.] (Мф. 9:20, Мф. 15:22, Ин. 11:33) Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. [Сосуд слез, о Спаситель, как миро изливая на главу, взываю к Тебе, как блудница, милости ищущая, мольбу приношу и прощение мне прошу даровать.] (Мф. 26:6-7, Мф. 14:3, Лк. 7:37-38) |
По содержанию П. и А. д. представляют собой типичное «малое деяние» (см. в ст. Деяния апостолов апокрифические ) ап. Андрея, совмещенное с деянием др. апостола, подобно «Деяниям Андрея и Матфия», «Деяниям Петра и Андрея» и «Деяниям Андрея и Варфоломея». Примечательно, что в П. и А. д. Андрей выступает как старший апостол, перед которым ап. Павел вынужден оправдываться в своем поступке. Действие разворачивается в неизвестном городе (возможно, его название было в утраченном начале текста). В отличие от др. «малых деяний» ап. Андрея в этом тексте оппонентами апостолов выступают не «варвары», а иудеи; правитель города старается занять примирительную позицию. Большое внимание уделяется описанию загробного мира (преисподней и рая), что типично для космологических апокрифических апокалипсисов (в т. ч. «Откровений Павла»). Примечателен интерес к посмертной судьбе Иуды Искариота , также характерный для коптской апокрифической лит-ры (см., напр., «Книгу Варфоломея» - Westerhoff. 1999. P. 78-93). Типично и обвинение апостолов в магии со стороны иудеев. В П. и А. д. нет специфического богословского содержания, присутствуют фантастические и сказочные мотивы: ныряние на дно моря, волшебное дерево от ворот ада, говорящая птица по имени Правда, приспособление для имитации мумии. Из-за утраты листов неизвестно, каким было начало П. и А. д., однако из дальнейшего повествования можно понять, что ап. Андрей проповедовал совместно с ап. Павлом, к-рый, оставив его, нырнул с лодки на дно моря, чтобы попасть в преисподнюю. Андрей отправился проповедовать в некий город, рядом с которым, на берегу его встретил моряк, отвозивший Павла на лодке. С этого момента начинается сохранившийся текст. Увидев окруженного толпой Андрея, моряк решил передать ему плащ Павла, при этом слепая мать моряка от прикосновения к плащу прозрела. Моряк рассказал Андрею о случившемся и передал просьбу Павла прийти за ним. Андрей отпустил моряка и обещал отправиться за Павлом после схватки с иудеями. В сопровождении толпы, среди к-рой были и иудеи, Андрей пошел к городским воротам, и в это время к нему приблизился человек, прося исцелить его больного 12-летнего сына. Апостол пообещал сделать это после того, как войдет в город. Поскольку иудеи не хотели пускать Андрея, апостол велел человеку вернуться домой, объясняя, что он найдет сына мертвым, но не должен хоронить его, потому что Андрей с Павлом вернутся и воскресят его. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ Условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка . Единственным свидетелем существования текста П. и А. д. является пергаменный кодекс MONB.DN (совр. принятая аббревиатура согласно базе данных Corpus dei Manoscritti Copti Letterari (Корпус коптских литературных рукописей)). Кодекс принадлежал б-ке Белого монастыря (близ совр. г. Сохаг, Египет) и, вероятно, был создан в одном из скрипториев Файюмского оазиса между X и XII вв. Он представляет собой собрание апокрифических деяний ап. Андрея Первозванного . Как и др. рукописи из Белого мон-ря, кодекс MONB.DN сохранился не полностью; его листы в наст. время находятся в фондах 7 европ. б-к. Рукопись открывают Андрея и Матфия деяния (заголовок не сохр.; предположительно, они были озаглавлены как «Первое деяние апы Андрея в городе людоедов»). За ними следуют «Деяния Андрея и Филимона», представляющие собой 2-е, 3-е и 4-е «Деяния апы Андрея» ( Miroshnikov. 2017. P. 12-13), П. и А. д., «Деяния Андрея и Варфоломея» и «Деяния Петра и Андрея». Несохранившиеся последние листы кодекса, вероятно, содержали копт. «Мученичество Андрея» ( Idem. 2018). В составе кодекса П. и А. д. занимали от 20 до 23 страниц, из к-рых сохранились 15 (ныне в Ватиканской б-ке - Vat. Borg. copt. 109. Fasc. 132. Fol. 1-8); их издал с франц. переводом Кс. Жак ( Jacques. 1969). Поскольку начало и заглавие текста отсутствуют, невозможно определить, были ли П. и А. д. самостоятельным произведением (подобно следующим за ними «Деяниям Андрея и Варфоломея») или же представляли собой 5-е «Деяние апы Андрея». Последний вариант более вероятен, поскольку предшествующее П. и А. д. 4-е деяние является вторичным добавлением к тексту «Деяний Андрея и Филимона», известным как и П. и А. д. только по кодексу MONB.DN. Т. о., П. и А. д., возможно, были написаны как последняя часть «Деяний апы Андрея» и никогда не существовали независимо. |
Однако уже достаточно рано Д. а. а. стали подвергаться критике как на Западе (Тертуллиан, Филастрий Брешианский, блж. Августин Гиппонский, Еводий Узальский, свт. Иннокентий I, свт. Лев I, Туррибий Асторгский), так и на Востоке (Евсевий Кесарийский, свт. Амфилохий Иконийский, свт. Епифаний Кипрский, блж. Феодорит Кирский, Тимофей К-польский). Такая негативная реакция была порождена неортодоксальным богословием мн. Д. а. а. и их использованием в различных сектах (напр., у эвионитов, энкратитов, вардесанитов и присциллиан). В средневизант. традицию в оригинальном виде вошли лишь наименее богословски гетеродоксальные «Деяния Фомы» и большинство малых Д. а. а., в то время как остальные тексты подверглись переделке в правосл. ключе: это прежде всего относится к «Деяниям Иоанна» и «Деяниям Андрея». В раннее средневековье на Западе с канонической т. зр. Д. а. а. критиковал, в частности, Григорий Турский. Он переписал для своей паствы «Деяния Андрея», удалив из текста все энкратические элементы. Основным вариантом Д. а. а. для Запада стал т. н. Корпус Псевдо-Авдия (кон. VI в.). У нехалкидонитов Д. а. а., напротив, сохранились в оригинальном виде и вошли в т. ч. в литургическую практику (в эфиопском Синаксаре, напр., существуют 3 памяти, восходящие к «Деяниям Андрея и Матфия»). Впрочем, и малые Д. а. а. оказали влияние на Календарь православной и католической Церквей (ср., напр., празднование 16 нояб. пам. св. Фульвиана, упом. в «Мученичестве Матфея»). История изучения текстов Д. а. а. являются ценнейшим источником по истории ранней Церкви. Это касается как вопросов богословской гетеродоксии и распространения авторитета Свящ. Писания, так и тех сторон жизни ранних христиан, к-рые недостаточно отражены в др. памятниках. К числу последних относится прежде всего география распространения христианства и почитания апостолов, а также богослужение. Д. а. а. сохранили одни из древнейших описаний чинов Евхаристии , Крещения и Миропомазания и др. Изучение Д. а. а. началось еще в древней Церкви: церковные писатели (от Филастрия Брешианского до патриарха св. Фотия) выработали те критерии, по к-рым апокрифические деяния отличаются от произведений, полностью принимаемых Церковью. |
Их содержание и направление до такой степени противоречили истинному учению, что Евсевий называет сочинения «нелепыми и нечестивыми», а содержание их «лживыми выдумками еретиков» (αρετιν νδρν ναπλσματα). Епифаний Кипрский , в сочинении об ересях 47, 1. 61, 1. 63, 2, ближе обозначает ту неправомыслящую среду, в которой имели наибольший ход произведения такого рода, и преимущественно «так называемые деяния Андрея». Такою средою были секты гностического происхождения, последователи которых находились в Писидии, Фригии и других областях Азии и отличались, кроме дуалистических воззрений, преувеличенным аскетизмом: они отвергали брак, вкушение животной пищи и считали «нестяжание» или совершенную бедность необходимым условием христианского совершенства. По другим известиям, Деяния апостола Андрея принадлежали к сочинениям, обращавшимся среди манихеев, еретиков, которые во многих пунктах учения сходились с гностиками. Названный у патриарха Фотия Biblioth. cod. 179, р. 125 a , 3 sq. Bekk. еретик манихейского толка Агапий питал большое доверие к «так называемым Деяниям апостолов и особенно (к Деяниям) Андрея» и в них почерпал свою самоуверенность. Тот же самый патриарх Фотий в другом месте своей библиотеки (cod. 114) называет по имени автора, которому приписывались любимые еретиками сочинения. «Прочитана была книга так называемые хождения апостолов, в которых содержались деяния Петра, иоанна, Андрея, Фомы и Павла. Написаны они, как показывает самая книга, Левкием Харином» 195 . Нужно думать, однако, что названный здесь Левкий (=Леуций) Харин, о котором есть и другия сведения, представляющие его то гностиком, то манихеем, только олицетворяет своим именем отдел и род богатой и широко распространенной литературы, едва ли ведущей свое начало от одного, известного автора. Во всяком случае, сомнительно, чтоб его имя могло стоять в заглавии тех экземпляров сборника хождений, которые обращались в руках самих еретиков 196 . Судя по указаниям западных, латинских церковных писателей IV и V веков, современные им манихеи, многочисленные в Италии, Африке и Галлии, приписывали сочинениям такого рода наиболее высокое и священное происхождение. |
| |