25. Четверг 5-й седмицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверток Великого канона. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Служба совершается по 7-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «Аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в четверток 5-я недели постов, егда поется Великий канон», а также по главе Типикона под 25 марта: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», и по главе Типикона под 26 марта: «Собор Архистратига Гавриила» . Примечание. Пение Великого канона прп. Андрея Критского переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. «Тогда прелагается праздника ради Великий канон господина Андрея, и поем его во вторник тояже недели, с трипеснцем вторничным, а трипеснец апостольский поем с праздником Благовещения, и последи катавасия Триоди» (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава). Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 1-м нощи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й. По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – замечательный русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный историк и общественный деятель. Родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – известный математик Николай Николаевич Муравьев, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых, готовившего боевых офицеров русской армии. Мать писателя, Александра Михайловна , происходила из знатного рода Мордвиных. Андрей Николаевич назван в память Апостола Андрея Первозванного. Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьев исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития святых, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем самым дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосвященного Филарета. Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий. Летописный стиль духовных сочинений Муравьева, по мнению современников, сближал его с Н.М. Карамзиным . За заслуги в русской словесности в 1837 г. Андрей Николаевич Муравьев был избран в члены Российской Академии. Во время своих путешествий по святым местам Муравьев собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей. 18 августа 1874 года Андрей Николаевич Муравьев отошел ко Господу. Погребен в подземном приделе церкви Андрея Первозванного в Москве, чье небесное покровительство он свято чтил всю жизнь. Свою любовь провозвестнику христианской веры на Руси А.Н. Муравьев выразил в написанном им акафисте Апостолу. Ныне книги А.Н. Муравьева обретают новую жизнь, находя читателей в среде ревнителей отечественной православной культуры. Гл. соч.: «Путешествие по святым местам в 1830 году» (1832); «Письма о богослужении Восточной кафолической церкви» (1836); «История Российской Церкви» (1836); «Путешествие по Святым местам русским» (1836 и позже); «Изложение Символа Веры Православной Восточной кафолической церкви» (1838); «Первые 4 века христианства«(1840, 1866); «О литургии» (1841); «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (1841 и 1849); «Письма о магометанстве» (1848); «Православие – источник спасения отечества» (1849); «Саровская пустынь» (1849); «Письма с Востока в 1849–50 годах» (1851); «Святые Горы и Оптина Пустынь» (1852); «Раскол, обличаемый своею историей» (1854), «Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских»» в 12 т. (1855–58; 1859–68), «Подвиги Соловецкой обители» (1855); «Русская Фиваида на Севере " » (1855); «Письма о Православии» (1867) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Святейший Патриарх Алексий совершил малое освящение храма в честь св. апостола Андрея Первозванного в Воскресенском скиту Валаамской обители. По завершении чина освящения храма Его Святейшество наградил Генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына орденом преподобного Серафима Саровского III степени, за вклад в возрождение Воскресенского скита. 18 августа, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в храме преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. За Всенощным бдением Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и престольный праздник Валаамской обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения воссозданного верхнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил первую в новоосвященном храме Божественную Литургию и совершил чин освящение плодов. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. На богослужении присутствовали: Министр обороны России Сергей Иванов, Глава Республики Карелия Сергей Катанандов, Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Позже состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. В ходе встречи были подведены итоги проведенных за последние годы с участием республики восстановительных работ на Валааме и рассмотрены дальнейшие перспективы развития монастырской жизни на острове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

ЦВ 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г. Епископ Андрей: Исповедание Христовой истины и укрепление единства Церкви — долг каждого из нас 18 сентября за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии.   Из слова архимандрита Андрея (Тарасова) при наречении во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка, милостивый отец и Первосвятитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Ныне изволением Святаго Духа Церковь Христова призывает меня принять жребий архипастырского служения. Действием благодати Божией и возложением святительских рук предстоит мне приобщиться к многовековому преемству, которое берет начало от святых апостолов Христовых и продолжится до скончания века. Находясь перед вами, епископами Церкви, я таинственным образом предстою пред лицом Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа и, внимательно прислушиваясь к голосу совести (насколько безукоризненно пронес я данные мне дары священства и монашества), осознаю свое недостоинство. Вместе с первоверховным апостолом Петром коленопреклоненно восклицаю: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: Кто я, чтобы мне идти… Господи! пошли другого, кого можешь послать (Исх. 3, 11; 4, 13). Но смиренно внимая Божественному призыву, вступаю в область великого служения и с пророком Самуилом отвечаю на этот призыв: Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3, 10.). Библейские пророки и апостолы, все святые архипастыри Церкви Христовой всегда осознавали свою немощь, взирая на предстоящее служение, которое может быть лишь жертвенным и бескорыстным. Вечным ответом Господним на этот человеческий трепет, несомненно, являются слова, сказанные Спасителем святому апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и действительно, благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни.

http://e-vestnik.ru/docs/hirotoniya_epis...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) Свт. Афанасий III Пателларий. Икона. 1809 г. (собрание банка Амбровенето в Виченце) [Пателар; греч. Πατελλριος] (1597, Ретимнон, о-в Крит - 5.04.1654, г. Лубны, Миргородский полк), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных), Лубенский чудотворец, Патриарх К-польский (25 февр.- нач. апр. 1634; кон. июня - нач. июля 1652). Происходил из знатного рода, связанного с визант. династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий - врачом. До 26 лет А. П. жил на Крите, к-рый находился под властью венецианцев; получил образование в мон-ре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреч., лат., евр., араб. и итал. языки. Монашество принял в критском подворье Синайского мон-ря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Свящ. Писания. В 1626 г. А. П. был назначен учителем в Валахию, где по поручению К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с евр. языка на новогреч. Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка А. П. в К-поль и назначил проповедником при К-польском Патриархате. В 1631 г. А. П. был рукоположен во митрополита Фессалоники. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу . После того как Патриарх Кирилл II Кондарис , добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в февр. 1634 г. А. П. был избран Патриархом К-польским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже через неск. дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впосл. возник рус. Андрея апостола скит . Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт. Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) Чин архиерейского совершения литургии на Востоке свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Отзыв о работе диакона Андрея Юрченко по сравнительно-богословскому анализу статьи проф. Н. Д. Успенского «Анафора» проф. В.Д. Сарычев Содержание Глава первая. Евхаристия в век апостольский Глава вторая. Анафора в доникейский период Глава третья. Анафора Василия Великого, Иоанна Златоуста и римо-католическая Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений     Древнейшим по времени происхождения и важнейшим на протяжении всей истории Церкви богослужением является Евхаристия, установленная Самим Иисусом Христом. Центральный же пункт евхаристического богослужения составляет анафора – молитва , по совершении которой, по учению Церкви, предложенный на престоле хлеб «уже не называется хлебом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество хлеба в нем остается» 1 . Столь высокое значение Евхаристии определило ее место в ряду других богослужебных чинопоследований. Евхаристией завершалось таинство Крещения, с Евхаристией соединялись хиротонии и бракосочетание, участием в Евхаристии знаменовалось разрешение грехов кающимся. Евхаристия являлась непременным богослужением воскресного дня, праздников и дней кончины мучеников, а анафора – свидетельством правильности самого вероучения. Всем этим объясняется исключительный интерес богословов к Евхаристии и к анафоре в частности. Появилась многочисленная литература, которую в настоящее время стало невозможно перечислить. В русской литургической литературе также существуют капитальные труды и очерки по разным вопросам как из истории развития чинопоследования Евхаристии, так и отдельных ее священнодействий, обрядов и текстов. Специально же анафоре был посвящен лишь один труд – магистерская диссертация проф. Петербургской духовной академии И. А. Карабинова «Евхаристическая молитва . (Анафора). Опыт историко-литургического анализа» (СПб., 1908). Для началаХХ века это было новое и весьма ценное исследование. Но после 1908 года наука обогатилась новыми источниками. В том же 1908 году был открыт так называемый папирус Дэйр-Бализэ, содержащий фрагменты анафоры II-III веков, а немного позднее – «Апостольское предание» Ипполита Римского с полной анафорой. Открытия вызвали появление обширной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

поиск:   разделы   рассылка Священник Петр Коломейцев " Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи " Источник:  Православие в Украине Красота Православного богослужения и мелодичность молитвенных текстов благоприятно воздействуют на человеческую душу. В связи с этим большой интерес представляет вопрос: а как приобщаются к этой красоте люди, которые лишены возможности видеть, слышать и говорить? " Литургия для слепых " , " литургия для глухонемых " – когда-то об этом только мечтали. А уже сегодня существует уникальный перевод богослужебных текстов Православной Церкви на так называемый " жестовый " язык. О том, как осуществляется проповедь Слова Божьего среди инакоодаренных людей, мы попросили рассказывать преподавателя Московского богословского института в честь святого апостола Андрея Первозванного священника Петра Коломейцева, который имеет опыт работы со слепыми и глухонемыми прихожанами. – Отец Петр, Вы уже долгое время работаете со слепыми и глухонемыми прихожанами православных храмов. Что побудило Вас заняться этой проблематикой? Ведь чтобы приобщить таких людей к богослужению, недостаточно просто найти нужный подход. Нужно изучить весь мир этих несчастных людей... – Не может не печалить то, что куда бы ни пришли эти люди, в ЖЭК или поликлинику, их нигде не понимают. Идея работы с ними состоит не в том, чтобы проповедовать Евангелие там, где оно еще не звучало. Хотелось, чтобы православный храм стал местом, где бы их понимали. Ведь эти люди имеют ограниченный круг общения – небольшие сообщества инвалидов, действующие на предприятиях. Кино для этих людей закрыто, субтитры в телевизионных программах сняты, в театрах, как известно, нет ни бегущей строки, ни сурдопереводчиков. Поэтому необходимо открыть двери храмов, чтобы эти люди могли наравне со слышащими и видящими понять смысл богослужения, почувствовать себя равными среди прочих прихожан. И эта задача важна не менее чем проповедь Священного Писания среди непросвещенных народов. С этой проблемой я столкнулся в личной жизни, когда моя бабушка потеряла слух. С тех пор она сидит дома, не имея возможности позвонить родным по телефону, а по телевизору видит лишь картинку. Очень тяжело общаться с людьми, которые, так сказать, " выключены " для общественной жизни. Ведь самое дорогое, что есть у человека, это общение, и потерять его – большая трагедия. Поэтому отрадно, что для многих из этих людей храм становится не только домом молитвы, но и местом общения. Многие слышащие люди в нашем приходе выучили жестовый язык, а одна женщина, потерявшая слух в возрасте пятидесяти двух лет, даже стала сурдопереводчиком. Это удивительно, потому что людям, утратившим способность слышать в эти годы, очень трудно приспособиться. Значительно легче постичь жестовую азбуку тем, кто стал глухонемым в раннем возрасте.

http://religare.ru/2_84174.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава екзарх на для друку 22 серпня 2019 р. 11:23 18-20 августа 2019 года митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , Патриарший экзарх Западной Европы, совершил архипастырскую поездку на приходы юга Франции. 18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Антоний совершил Божественную литургию в храме-часовне в честь апостола от 70-ти Трофима (Тропеция) в г. Сен-Тропе (на Лазурном берегу). Архипастырю сослужили секретарь Патриаршего экзарха иеромонах Амвросий (Мацегора) и иеромонах Кирилл (Порубаев). За богослужением пел хор Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. По окончании богослужения митрополит Антоний обратился к верующим с архипастырским словом. Уже пятый год подряд храм в Сен-Тропе (XVI в.) в августе передается местным католическим приходом в пользование Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. 19 августа, в праздник Преображения Господня, митрополит Антоний посетил Свято-Никольский собор в г. Ницца и ознакомился с приходской жизнью. В сопровождении настоятеля собора протоиерея Андрея Елисеева архиерей осмотрел храм, храм-часовню на месте преставления цесаревича Николая Александровича и разбитый вокруг собора парк. Затем владыка Антоний совершил Литургию. Патриаршему экзарху сослужили протоиерей Андрей Елисеев, секретарь Корсунской епархии священник Максим Политов, настоятель прихода святых Царственных страстотерпцев в Монако протоиерей Вадим Закревский, иеромонах Амвросий (Мацегора), настоятель храма в г. Грасс священник Гонтран Пусу ( Румынская Православная Церковь ), настоятель храма во имя Архангела Михаила в Каннах иерей Антоний Одайский ( Русская Православная Церковь Заграницей ) и протодиакон Иоанн Буздуган.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5488570...

" Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84174.html 11 марта 2005 Священник Петр Коломейцев " Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи " Источник:  http://orthodoxy.org.ua/ Православие в Украине Красота Православного богослужения и мелодичность молитвенных текстов благоприятно воздействуют на человеческую душу. В связи с этим большой интерес представляет вопрос: а как приобщаются к этой красоте люди, которые лишены возможности видеть, слышать и говорить? " Литургия для слепых " , " литургия для глухонемых " – когда-то об этом только мечтали. А уже сегодня существует уникальный перевод богослужебных текстов Православной Церкви на так называемый " жестовый " язык. О том, как осуществляется проповедь Слова Божьего среди инакоодаренных людей, мы попросили рассказывать преподавателя Московского богословского института в честь святого апостола Андрея Первозванного священника Петра Коломейцева, который имеет опыт работы со слепыми и глухонемыми прихожанами. – Отец Петр, Вы уже долгое время работаете со слепыми и глухонемыми прихожанами православных храмов. Что побудило Вас заняться этой проблематикой? Ведь чтобы приобщить таких людей к богослужению, недостаточно просто найти нужный подход. Нужно изучить весь мир этих несчастных людей... – Не может не печалить то, что куда бы ни пришли эти люди, в ЖЭК или поликлинику, их нигде не понимают. Идея работы с ними состоит не в том, чтобы проповедовать Евангелие там, где оно еще не звучало. Хотелось, чтобы православный храм стал местом, где бы их понимали. Ведь эти люди имеют ограниченный круг общения – небольшие сообщества инвалидов, действующие на предприятиях. Кино для этих людей закрыто, субтитры в телевизионных программах сняты, в театрах, как известно, нет ни бегущей строки, ни сурдопереводчиков. Поэтому необходимо открыть двери храмов, чтобы эти люди могли наравне со слышащими и видящими понять смысл богослужения, почувствовать себя равными среди прочих прихожан. И эта задача важна не менее чем проповедь Священного Писания среди непросвещенных народов.

http://religare.ru/2_84174_1_21.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010