– А где находится этот монастырь? – спросила я. – Во Владимире. Туда сестрам чудотворную икону передали из музея. Боголюбскую… …Морозным январским днем, причудливо чередовавшим в себе метели с ослепительным солнечным блеском, электричка несла меня мимо заснеженных лесов во Владимир, и я, не отрывая взгляда от окна, счастливо переживала чудо исполнения Господом наших благих желаний. Несутся мимо окон заснеженные леса. Их главное украшение – густые, пушистые ели стоят вдоль дороги живой стеной, четко вычерчиваются на небе стройные мачты сосен. Вот и конец пути. Электричка летит уже к вокзалу. При въезде в город перед взглядом из окна торжественно блеснуло золото на чистой синеве январского неба. Успенский собор… Привезя во Владимир древнюю икону Божией Матери, написанную евангелистом Лукой (именованную затем Владимирской), благоверный князь Андрей пожелал и храм для поставления этой великой святыни создать такой, «каких никогда не было на Руси и никогда не будет». Через два года великолепный белоснежный собор блистал золотыми главами, золотился снаружи и изнутри. В день перенесения чудотворной Владимирской в новый Успенский собор князь Андрей Юрьевич нарекся великим князем всея земли Русской… Много довелось мне видеть прекрасных храмов самой разнообразной архитектуры. Суровая мощь, строгая красота новгородских и псковских церквей, пышное разнообразие московских, западный стиль величавых петербургских… Но ничего подобного Успенскому собору и стоящему купно с ним Димитриевскому храму я не встречала уже нигде и никогда. Особенно Димитриевский. Поэма в камне – лучше, чем сказано, уже и не скажешь. Застыв перед ним, почувствовала, что могу стоять так часами. Высшее творение рук человеческих, где идеальное чувство меры проявилось в сочетании изукрашенности, не переходящей в пышность, с целомудренной строгостью, не допускающей суровости. И очень странно было видеть, как смиренно вписались уникальные храмы в обрамляющую их будничную обыденность. Обыкновенная городская улица, люди, которые, может быть, по несколько раз в день проходят мимо этого места… И тут же – чудо, свидетель Владимирской княжеской Руси…

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ili-bogo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ (сер. 60-х гг. XII в.- после 1190), блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Наиболее раннее упоминание Г. А. как 3-го сына блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (наряду с 2 старшими братьями Изяславом и св. Мстиславом ) содержится в княжеском родословце, восходящем к Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в.,- в составе Софийской I летописи старшего извода, Новгородской IV летописи и др. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 4. Ч. 1. С. 14 и др.). Летописи XII в. также знают 3 сыновей Андрея Боголюбского, но младшего они именуют Георгием. Согласно гипотезе Е. Е. Голубинского , Глеб - княжеское имя Георгия. В Житии Г. А. (нач. XVIII в.) Георгий упомянут как брат Г. А. Ипатьевская летопись сообщает, что зимой 1172/73 г., после бегства из Вел. Новгорода кн. Рюрика Ростиславича, кн. Андрей Боголюбский направил к новгородцам «детя свое Юрья и прияша и с честью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 566), княжич был тогда ребенком. В 1173 г. кн. Андрей Юрьевич послал против смоленских Ростиславичей рать во главе с кн. Георгием Андреевичем и воеводой Борисом Жидиславичем. После убийства Андрея Юрьевича (29/30 июня 1174) на совете дружины во Владимире обсуждался вопрос о его преемнике, говорилось, что «князь нашь оубьен, а дете оу него нетуть, сынок его мал в Новегороде, а братья его в Руси» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 595; см. также: Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). В 1175 г. кн. Георгий был отозван из Новгорода, жил во Владимире, в нач. июня 1176 г. приезжал с владимирцами в Москву, где встречал дядей блгв. князей Михаила и Всеволода (Димитрия) Юрьевичей. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Блгв. кн. Глеб Андреевич. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Дальнейшая судьба князя отразилась в груз. и визант. источниках, сообщающих, что Георгий Андреевич был изгнан из Руси вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо, жил у половцев в Свияже, в 1185 г. был приглашен в Грузию, где женился на дочери царя Георгия III царице Тамаре. Георгий Андреевич совершил успешный поход против турков-сельджуков, принял участие в придворных интригах против Тамары и поплатился за это высылкой в Византию. В 1190 г. он вернулся в Грузию и возглавил вооруженное движение знати против правительницы, но потерпел поражение и был снова выслан в К-поль. Груз. летописи знают еще одно выступление Георгия Андреевича во главе оппозиционных сил против бывш. супруги, но и оно закончилось неудачно для князя, к-рому пришлось бежать (Очерки истории СССР: Период феодализма, IX-XV вв. М., 1953. Ч. 1. С. 573-574).

http://pravenc.ru/text/165101.html

у гробницы Г. А. (из гроба князя вышло пламя, опалившее татар, пытавшихся отодвинуть крышку). Икона «Все святые российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) включает клеймо с изображением юного Г. А. (правая рука на груди, в левой - княжеская шапка) и блгв. кн. Андрея Боголюбского с иконой. Изображения Г. А. присутствуют в составе композиций «Собор Владимирских чудотворцев» («Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в., вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире к 800-летию его возведения), «Собор русских святых» - иконы письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. и нач. 50-х гг. XX в. в ризнице ТСЛ ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239). Лит.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачёва: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 189-190. 423; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. закл. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 77; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 85; Самойлова Т. Е. Св. рус. князья в росписи Архангельского собора//Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 208; она же. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 189, 193; Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской: Монументальная живопись. М., 2004. С. 200, 214, 219, 248; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2005 (в печати). Кат. 120. А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/165101.html

Димитрия Солунского и свв. благоверных князей Бориса и Глеба (мотивы уподобления)//Искусство христ. мира. М., 2002. Вып. 6. С. 115-122. Э. С. Смирнова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/153171.html

прислана Константинопольским патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред св. иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена св. икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь (см. 18 июня) и город Боголюбова. В 1160 году 21 сент. св. икона была перенесена во Владимир, во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил Поволжских болгар (см. 1 авг.). В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апр.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой, «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы, в утверждение благочестия и на соблюдение земли русской». В 1395 г. св. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву (см. 26 авг.), где с того времени и пребывает. Вместо нее, во Владимирском соборе была поставлена другая, написанная, в меру и подобие подлинной иконы, св. митр. Петром еще в то время, когда он был игуменом Спасской обители (см. 21 дек.). Перенесенная в 1395 г. в Москву св. Владимирская икона ныне находится в Московском Успенском соборе по левую сторону царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Активное строительство и великолепная отделка построенных при князе Андрее христианских храмов наглядно свидетельствовали о превосходстве христианства над язычеством и немало способствовали христианскому просвещению Ростово-Суздальской земли. Князь часто водил иностранных послов (от «латин», «болгар, жидов и всее погани», т. е. язычников) на хоры Рождественской церкви, «да видять истиньное христьяньство и крестяться». Строительство церквей сопровождалось щедрыми пожалованиями со стороны князя на их украшение, богослужебное убранство и материальное обеспечение клира. Например, Успенскому собору во Владимире - «да много именья, и свободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый». Характер некоторых из пожалований свидетельствует о том, что Церковь, по мысли князя, должна была участвовать в хозяйственном освоении новых земель; так, г. Гороховец , данный в десятину владимирскому Успенскому собору, по всей вероятности, уже Андреем Юрьевичем Боголюбским, находился в то время на крайней восточной границе Владимиро-Суздальского княжества. Вера князя Андрея в особое покровительство Пресвятой Богородицы Владимиро-Суздальской земле воплотилась не только в создании большого числа храмов, посвященных Божией Матери. В память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за княжеское войско в походе против волжских булгар в 1164 г. по инициативе князя были учреждены праздники - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Был создан ряд произведений (при возможном участии князя Андрея как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. В первых двух победа князя над волжскими булгарами-мусульманами ставится в один ряд с победами византийского императора Мануила I над арабами и турками-сельджуками как свидетельство того, что Андрею Боголюбскому было не чуждо понимание борьбы с булгарами как войны за веру. В Сказании о чудесах проведена идея о перемещении Владимирской иконы из Вышгорода во Владимир по воле Божией Матери, прославившей Свой образ на новом месте многими чудесами. Князь Андрей Юрьевич предстает в Сказании ревностным почитателем Богоматери, по молитвам которого к Владимирской иконе совершилось множество чудес: спасение тонущего во время переправы через р. Вазузу, спасение 12 владимирцев, придавленных «исторгшимися от стен» дубовыми створами Золотых ворот, и др.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

Следы литературного труда Андрея Боголюбского//Археологические известия и заметки. 1895. С.37–49; Воронин Н.Н. Археологические заметки//КСИИМК. 1956. Вып.62. С. 19–22; он же. (прим. 556). С.87; он же. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и праздник Спаса//Проблемы общественно-политической истории (прим. 447). С.88–92; Miller D.B. Legends of the Icon of Our Lady of Vladimir//Sp. 1948. Vol.43. P. 660 f.; Hurwitz E.S. Andrej Bogolubskij (прим. 651) [см. также: Плюханова Μ. (прим. 660). С.52–62. – Прим. изд. (К.А.)]. (Филипповский Г.Ю. “Слово” Андрея Боголюбского о празднике 1 августа//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып.1. С.75–84 (здесь и изд.); Ebbinghaus А. Andrej Bogoljubskij und die “Gottesmutter von Vladimir”//RM. 1987. T.VI/1. S. 157–183; Филипповский Г.Ю. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике Спаса 1 августа//СлККДР. Вып.1. С.411 и сл.; он же. Андрей Юрьевич Боголюбский//Там же. С. 37–39; Жучкова И.Л. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери//Там же. С.416–418.) 663 Дело не столько в содержании памятника (едва ли оно может служить аргументом в пользу авторства князя Андрея), сколько в том, что Андрей прямо назван его автором в рукописной традиции: “Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божией”. (А.Н.) 664 Относительно обвинений Авраамия в ереси перед епископом Игнатием см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.425 (под 1206 г.); см. также выше, прим. 275–277. 666 См. прим. 597, а также жития Антония (BHG. 140), Илариона (BHG. Евфимия (BHG. Савы (BHG. Феодосия (BHG. Также упомянутый иерусалимский патриарх Илия (I) († 518 г.) собственного жития не имеет, а фигурирует в Житии Савы. 667 Например, Чтение о Борисе и Глебе, жития Василия Нового (BHG. и Авраамия (BHG. автор – Ефрем), а также Слово о казнях Божиих (см. выше) и Повесть некоего отца духовного к сыну духовному. 668 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т.2. С. 115–122; он же. Памятники (прим. 651). С. 114–122; Ключевский В.О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его сын Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, не захотел бороться за Киевский престол со Смоленскими и Черниговскими князьями, но ушел в Суздаль и провозгласил обширную Ростово-Суздальскую землю великим княжеством, тем самым показав, что не признает старого порядка замещения княжеских столов и создает «новую Русь», которая в отличие от Киевской Руси стала называться Залесской. Нелюбивших Юрия Долгорукого киевляне призвали в столицу черниговского князя Изяслава Давыдовича, однако, большинство русских князей не признали его старшинства. Через два года изгнанный в свое время Юрием Долгоруким из Киева Ростислав Мстиславич при поддержке племянника Мстислава Изяславича, князя Волынского, овладел в 1159г. Киевом и вернул себе звание великого князя. Изяслав Давыдович бежал в Чернигов. Вместе с ним бежал из Киева митрополит Константин. Вскоре между великим князем Ростиславом и его племянником Мстиславом Изяславичем Волынским возник спор о том, кого считать законным главой Русской Церкви. Хотя Ростислав во время своего первого пребывания на великом княжении признал митрополита Климента, теперь он, под влиянием смоленского епископа Мануила, отказался считать его первоиерархом, как находящегося под анафемой. Мстислав Изяславич, в свою очередь, заявил: «Не останется и Константин на митрополии, потому что он проклял моего отца». После долгих пререканий князья, наконец, в марте 1159 года приняли решение: чтобы не усугублять раскола в Церкви, не признавать ни одного, ни другого из митрополитов, но просить патриарха поставить на Киевскую кафедру нового первосвятителя. Вскоре митрополит Константин I скончался в Чернигове, что упростило решение вопроса о постановлении патриархом нового митрополита Киевского. Новый митрополит Феодор прибыл в Киев в августе 1160г. Еще в 1157г. князь суздальский Андрей Юрьевич изгнал из Ростова епископа Нестора за то, что тот требовал соблюдения поста в дни Господских и Богородичных праздников, если они приходились в среду и пяток, исключая лишь Рождество и Богоявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в пос. Боголюбово Суздальского р-на Владимирской обл. Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г. Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г. Ок. 1157/58 г. св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский основал неподалеку от Владимира на берегу р. Клязьмы загородную резиденцию - «град камен» Боголюбово (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 231), в к-ром построил ц. в честь Рождества Богородицы и др. храмы. Источники, относящиеся к более позднему времени, объясняют выбор места волей Богоматери, изъявленной через Ее Владимирскую икону (ст. 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющая Комиссионный список НПЛ), или непосредственно при явлении Пресв. Девы кн. Андрею (Житие кн. Андрея Боголюбского, нач. XVIII в., «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» в редакции сер. XVIII в., «Летопись Боголюбова монастыря» игум. Аристарха, 1767-1769). Ансамбль построек в Боголюбове включал в себя помимо храмов двухэтажный каменный дворец князя, соединенный переходом с лестничной башней и хорами дворцовой Рождественской ц., каменный киворий, сооруженный, по преданию, на месте, где стоял шатер князя и где явилась ему Пресв. Дева, возможно, еще одну башню; замок был обнесен каменными стенами. В создании дворцового ансамбля принимали участие европ. зодчие: по мнению О. М. Иоаннисяна,- из Ломбардии, по мнению А. И. Комеча и др. исследователей,- из Юж. Германии. По повелению кн. Андрея была написана Боголюбивая, или Боголюбская , икона Божией Матери. Под 1214/15 г. летопись впервые упоминает о Б. м., сообщая о кончине проживавшего там на покое свт. Иоанна , еп. Ростовского и Суздальского (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 438). Однако основание обители на территории княжеского замка, по-видимому, нужно отнести ко времени жизни св. кн. Андрея, о чем пишет в «Летописи Боголюбова монастыря» игум. Аристарх: «Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский устрои в Боголюбове при церкви Рожества Пресвятыя Богородицы другую церковь трапезную во имя святаго мученика Леонтия, и монашествующую братию собра, и постави им первоначальнаго игумена Сергия». Источник этой статьи неизвестен, но, как можно заключить, автор «Летописи» пользовался не дошедшими до нас документами из монастырского архива. Б. м., по-видимому, является первым примером традиции, в соответствии с к-рой владимирские князья сооружали на территории своих резиденций соборный храм или храмы и основывали придворные мон-ри, напр. Успенский, Дмитровский соборы и Рождественский мон-рь во Владимире, Георгиевский собор и Михаило-Архангельский мон-рь в Юрьеве-Польском.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Первые храмы после крещения Руси. Святыни. Праздники. Богослужебные книги и пение «Православный храм», пишет архиеп. Филарет, «есть дом Бога благодати и училище веры. Проникнутый этою мыслию о храме, благоверный Владимир, вслед за крещением народа, стал воздвигать храмы новой веры». На месте крещения народа им построен был храм во имя Ап. Петра, твердого проповедника веры. На месте низвергнутого Перуна – храм Св. Василия Великого – ангела Владимирова. На месте кончины первых мучеников киевских – храм Богородицы – Десятинный, с особенною любовью построенный и обогащенный. В Василеве, любимом загородном имении князя, – храм Спасителя. Сын равноапостольного отца, Ярослав, продолжал это дело. Софийский во славу Премудрости Божией собор – снимок с цареградского Софийского в меньшем размере, но украшенный щедрою рукою Ярослава «золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами и мозаикою, так что церковь сия заслужила удивление окружных народов». Храм был памятником веры и благодарности за окончательную победу, одержанную над печенегами. «Посем», говорит летопись, «заложи Ярослав церковь на Златых воротех св. Богородицы Благовещение, по сем св. Георгия монастырь и святые Ирины». Сын его, Св. Владимир, воздвиг Софийский собор в Новгороде. Брат Ярославов, Мстислав Владимирович, воздвиг в Чернигове храм Спасо – Преображенский. Владимир Мономах построил соборы в Ростове и Смоленске. Храмостроителем в Новгороде был его старший сын, Св. Мстислав. Младший сын, Георгий – Юрий Долгорукий, построил собор в Суздале, внук, Св. Андрей Юрьевич, – богатейший собор Успения Божией Матери во Владимире и монастырь Боголюбов. Владимирский храм был украшен Андреем Боголюбским с изумительною щедростью. Пять куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебрянные вызолоченные, ризы на иконах кованные из золота и осыпанные жемчугом, три сени для хранения Даров из чистого золота и с дорогими камнями, священнические ризы, шитые золотом. Брат его Всеволод III воздвиг во Владимире Дмитриев собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010