В очередной раз потерпев поражение и установив мир с политическими соперниками, он решил нарушить данные обязательства ради призрачной надежды вновь овладеть Киевом. Его собственный сын Андрей, верный помощник, храбрый полководец, в гневе оставил его. Он сказал отцу: «Мы на том целовали крест, что ты отправишься к Суздалю!» И Андрей Юрьевич, блюдя клятву, ушел в свою северную вотчину на Суздальской земле. Его дальнейшая грызня за Киев больше не интересовала. Он оказался мудрее родителя: вооруженной силой того все равно принудили уйти на Север. Фото Дарьи Бариновой Смирился ли сам отец? Пожелал ли он на том успокоиться? Ничуть не бывало. Силу суздальских дружин он неустанно бросал на юг. В 1154—1155 годах разы­грался последний акт титанической борьбы за Киев. Мечта великого упрямца сбылась: он все-таки занял великокняжеский престол. Но сам Господь поставил предел его гордыне — недолго князь наслаждался своим триумфом. 15 мая 1157 года государь киевский, участвовавший во множестве битв, мирно окончил свои дни. Помнит ли кто-нибудь ныне походы Юрия Долгорукого, борьбу его за Киев, свары с роднёй? Кроме специалистов, да еще, пожалуй, самых дотошных любителей исторического знания, никто. Фото Дарьи Бариновой Но фигура эта поистине знаменита. Вот только известность Юрию Владимировичу принесло отнюдь не то, что сам он, вероятно, считал делом своей жизни, — овладение Киевом. Прославили его полезные начинания, относящиеся к правлению князя на нелюбимой Ростово-Суздальской земле. Юрий Владимирович невероятно много строил. Щедрой рукой он основывал новые города, возводил крепости, ставил храмы. Не привязываясь к северной вотчине своей, он все же вел себя там как настоящий хозяин. При нем в самом Суздале была возведена каменная Спасская церковь, а земля Суздальская украсилась новыми соборами и городами. Старый Суздаль против молодого Владимира Сын его, святой Андрей Боголюбский, как видно, не любил Суздаль, да и отцовских бояр не жаловал. Для него вся военная знать, осевшая на Суздальщине, мыслилась чужой. Слишком уж заразила ее мечта предводителя о благословенном юге, слишком уж своевольна была она, слишком увлекало ее бряцание оружием да память о подвигах, совершенных в бесконечной войне за Киев. Новый государь, Андрей Юрьевич, был совсем другого склада человек. Фото Дарьи Бариновой

http://foma.ru/suzdal.html

На новую стезю идти, широкую и гладкую, Стезю покоя Церкви. Зовешь ты нас на пажить тучную, Где вместе (будто бы) пасутся И атеист, и Церкви сын, Где в дружеском объятии слились бы Христа противник и христианин, Где в высшем надхристианском безразличии Объединились бы чудесно и Небо, и земля, и ад. Зовешь на жизнь привольную в почете, уважении Для пастырей, но для Христа ли? Услышь же ты наш голос из подполья, Наш голос слабый, но правдивый... В этом огромном русском подполье, столь чуждом душою связанной с большевиками официальной Церкви, находятся свыше двухсот иерархов, во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром, – терпящие гонения от врагов Христовых, и множество иноков, иереев, мирян, Господу Богу отдавших свои упования. И твердо уповаем, что, по вере этих лучших людей, Спаситель смилостивится над нашей несчастной Россией и, как бывало не раз за тысячелетнюю ее историю, – выведет снова ее из погибели и мрака. И воскреснет вновь стародавняя Святая Русь, в страданиях излечившаяся от всех своих хворостей, и станет вновь великой и могучей. Да будет на сие воля Божия! Святые благоверные российские князья и княгини Великий Князь Александр (в схиме Алексий) Ярославович Невский, † 1263 23 ноября и 30 августа; Великая Княгиня Анна (в иночестве София) Кашинская, дочь Князя Димитрия Борисовича Ростовского, жена Святого Великого Князя Михаила Тверского. † 1337 12 июня; 21 Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. † 1175 (убит) 4 июля; Князь Андрей Смоленский (Жил в царствование Uoahha III . Обретение мощей в 1540 г.) 27 октября; Князь Андрей (в иночестве Иоасаф) Вологодский, сын князя Димитрия Васильевича Заозерского (из князей Ярославских). † 1453 10 сентября; Князь Борис (во крещении Роман) Владимирович Ростовский. † 1015 (убит) 24 июня и 2 мая; Князь Борис Юрьевич Белгородский, сын Великого Князя Юрия Владимировича Долгорукого. † 1159; Княгиня Васса (в иночестве Феодора) Новгородская, игумения Зачатьевского на Волге монастыря, дочь боярина Ивана Киясавского, супруга князя Андрея Константиновича Суздальского и Нижегородского. † 1378 16 апреля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Церковная политика Примерно на то же время пришелся конфликт князя Андрея с Ростовским еп. Леон(т)ом , который в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леона (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от византийской) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Вряд ли стоит усматривать здесь антивизантийские тенденции в политике князя Андрея (Н. Н. Воронин) - ведь спор о постах отнюдь не ограничивался Ростовской епархией, захватив также ряд др. церковных центров Руси, в т. ч. Киев. Возможно, однако, что особую остроту борьбе князя против «леонтианской ереси» придавала сложившаяся к тому времени церковно-политическая ситуация. Несомненно, Леон сопротивлялся намерению князя Андрея учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем), уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, которую Андрей Боголюбский собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов, а также других русских иерархов, в частности еп. Кирилла Туровского , который, по свидетельству его проложного жития, «Андрею Боголюбскому князю многа послания написа». Категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы князя Андрея: хваля князя за усердие к Церкви, патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору. Вопрос был урегулирован в 1169 г., когда Андрей Юрьевич счел нужным отказаться от покровительства Феодорцу и отправил его на митрополичий суд в Киев, где Феодорец был жестоко казнен. Видимо, в качестве некоторой компенсации владимирскому князю вернувшийся на кафедру Леон был возведен митрополитом в сан титулярного архиепископа, судя по надписи на его недавно найденной булле (В. Л. Янин). Другим следствием попытки Андрея Юрьевича вывести свои владения из-под юрисдикции Киевских митрополитов явилась перемена в титуле последних, впервые фиксируемая на печати Константина II (+ 1169): «митрополит всея Руси» (греч.- τς πσης Ρωσας) вместо прежнего «митрополит Руси».

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

Се же писахом, да не наскакают неции на святительский сан, но его же позовет Бог , всяк бо дар свыше исходить от тебя Отца светов; его же благословят человеци на земле, будет благословляем, а его же проклянут человеци, и будет проклят. Тако и сей Федорець не восхоте благословения и удалися от него, злый бо зле погибнет» 39 . При внимательном исследовании этого места, не трудно открыть, что это официальный современный акт, именно, послание митрополита, извещающее о преступлении и наказании Епископа Феодора, и занесенное в летопись ее составителем, с переменою некоторых не многих форм: в этом мнении утверждает меня сличение приведенного места с изданными посланиями митрополитов и других духовных лиц. Впрочем, я далек от того, чтоб настаивать на непреложность предложенного мнения: пусть оно остается только одною догадкою; для нас важнее вникнуть в историческое значение этого явления. В летописи встречаем известие 40 , что В. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, желая высвободить северную Русь из-под влияния Руси южной, которое поддерживалось Митрополитом всея Руси, жившим в Киеве, Андрей Боголюбский хотел иметь для Владимира Клязменского особого митрополита, и просил об этом Цареградского Патриарха, но тот не согласился. В. Князь покорился решению Патриарха, но не хотел покориться ему Епископ Феодор. Этот владыка из личного ли честолюбия, стремления к независимости, или из общей неприязни новой северной Руси к старой, южной, неприязни, которой следы ясны в истории, никак не хотел подчиниться Киевскому митрополиту, и когда сам князь стал уговаривать его покориться решению Патриарха, то Феодор затворил церкви во Владимире 41 ; тогда Андрей послал его насильно в Киев. Митрополит Константин II-й, грек, решился неслыханною строгостию задавить попытку северного духовенства к отложению от Киева: Феодора обвинили всеми винами и наказали страшным образом. Из приведенного места летописи видно, что лежало в основе обвинения: бесы вознесли мысль Феодора до облак и устроили в нем второго Сатаниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И к сему нашему уложению ни прибавити, ни убавити, ниже всяко пременити ни едину точку или запятую. Аще ли кто прибавит, или всяко пременит, да будет по святых отец преданию проклят, иже предавших сия и утвердивших. Аще ли кому неврно мнится, то прочти прежде бывших святых жития, и увсть, яко бысть много в прежняя времена сего. Слава иже в Троицы славимому Богу и пречистй его Богоматере, соблюдающей и хранящей мсто оно, и всм святым. Аминь. 244 ...великий князь Георгий Всеволодович...– великий князь владимирский (ок. 1187–1238), сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого. 245 ...великому князю Всеволоду, а во святом крещении наречен бысть Гавриил, псковский чудотворец.– Всеволод-Гавриил Мстиславич, князь новгородский с 1117 г., в 1136 г. был изгнан новгородцами. В 1137 г. был приглашен во Псков на княжение, умер в 1137 или 1138 г. 247 ...равно апостолом великому князю Владимиру Киевскому...– Владимир I Святославич, великий князь киевский, при котором произошло крещение Руси, поэтому он и назван «равным апостолам». 249 ...князю Михаилу Черниговскому.– Князь Михаил Всеволодович Черниговский был шурином князя Георгия Всеволодовича. 250 ...княгин, христолюбивой Олг...– жена князя Игоря Рюриковича (ум. в 969 г.), бабка Владимира I Святославича; после смерти Игоря (945) управляла Киевской землей. Еще до крещения Руси князем Владимиром приняла крещение. 252 ...Святополк, иже восхот владти и уби братей своих благоврных и великих князей. Бориса повел копием пробости, Глба же ножем заклати...– Князья Борис и Глеб, сыновья киевского князя Владимира Святославича, были убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, см. «Сказание о Борисе и Глебе». 253 ...яко мати при смерти есть наша.– Круг памятников, посвященных Борису и Глебу, говорит о том, что Святополк сообщил братьям о приближающейся смерти их отца, а не матери. 254 ...великий князь Андрей Боголюбский.– Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь суздальский и владимирский (ок. 1111–1174 гг.), сын Юрия Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сколь благолепно Всеволод Георгиевич украсил храм внутри, о сем в летописях не находим повествований, но надобно полагать, что великий князь и супруга его, будучи весьма благочестивы, заботились и о внутреннем благоукрашении храма. Несомненно, что первым делом, по благоустроении и благоукрашении собора после пожара, было перенесение находившихся в соборе гробниц во вновь устроенную усыпальницу. Здесь, до прикладки новой галереи, погребены были в княжение Великого Князя Андрея Боголюбского князья: Изяслав Андреевич, Ярослав Юрьевич, Мстислав Андреевич храбрый, Глеб Андреевич. Затем сам Великий Князь Андрей Боголюбский. После сего положены были в сем же храме Великий Князь Михаил II Юрьевич и в княжение Великого Князя Всеволода Георгиевича: сестра Всеволода Георгиевича, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, в инокинях Евфросиния, князь Изяслав Глебович и младенец князь Борис Всеволодович. Всех сих усопших и надлежало перенести в новую усыпальницу. И это весьма удобно было исполнить в то время, не повредив останков никого из почивших. Тогда усопшие князья и княгини полагаемы были, каждый, в гробницу, высеченную из одного целого белого камня, которая закрываема была цельною же белокаменною плитою, плотно притесанною к краям гроба и полагаемою на цементовом растворе. Такие гробницы с усопшими не зарывались в землю, а поставляемы были в храме поверх пола. В таких гробницах почивали усопшие и в соборе, построенном Великим Князем Андреем Боголюбским. Эти гробницы и надлежало переставить во вновь устроенную Великим Князем Всеволодом усыпальницу, что и исполнил великий князь. Он из собора, построенного его братом, переставил в новую усыпальницу все девять гробниц. Гробница Великого Князя Андрея Боголюбского поставлена была в первой комаре на северной стороне, считая от северо-восточного угла прикладки 7070 ; прочие гробницы, как известно из сохранившихся подписей над ними, частию же из сборника Троице-Сергиевой лавры XVII века и частию из местного предания, поставлены были в прикладке на этой же северной стороне – иные в комарах, иные же возле комар 7171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_5.html

история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 41, 43), М. И. сравнительно молод, одет в доспехи и горностаевую мантию, на голове шлем. Первый сюжет воспроизведен также на репродукции по рис. В. П. Верещагина из альбома «История государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890. 21). В эту серию включено и отдельное изображение М. И. верхом на коне, со щитом в руке, на фоне сражения 22). Бронзовый бюст М. И. (без бороды, в плаще и княжеской шапке) был изготовлен на фабрике Ф. Шопена по рис. Ф. Г. Солнцева в серии «Галерея бронзовых бюстов российских вел. князей, царей и императоров» к празднованию 1000-летия российской государственности (60-е - 80-е гг. XIX в.). Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 1, 2. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/115338.html

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010