«Посмертная судьба» мощей Андрея Боголюбского Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский своей бурной деятельностью оставил заметный след в истории Древней Руси. Именно ему обязано Владимиро-Суздальское княжество своим возвышением и высоким статусом на Руси Трагическая гибель князя, последовавшая ночью 29 июня 1174 года на 63 году жизни, подробно описана в Ипатьевской с. 43–50] и Лаврентьевской летописях с. 50–54]. В церковную традицию Андрей Боголюбский вошёл как выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и мученик-страстотерпец. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град Владимирская икона Божьей Матери. Сведения о событиях, последовавших за убийством князя, весьма фрагментарны. Н.М. Карамзин указывает: «Тело Андреево лежало в огороде; киевлянин, именем Козма, усердный слуга несчастного государя, стоял над оным и плакал... Козма отнёс тело в церковь… на третий день отпели его и вложили в каменный гроб. Через 6 дней владимирский игумен Феодул привёз оное (тело) в Владимир и погрёб в Златоверхом храме Богоматери». Тело убитого князя Андрея Боголюбского через неделю «съ плачемъ великимъ» было перенесено в Успенский собор во Владимире и уложено в специально устроенную раку. Затем, при Всеволоде Большое Гнездо , рака была перемещена. Местное почитание Боголюбского началось сразу после погребения, получив новый стимул вслед за канонизацией, произошедшей 15 октября 1702 года. Мощи князя, обретённые нетленными, были перенесены из алтаря (где они, по-видимому, находились в захоронении, т.е. под спудом) в Знаменский придел Успенского собора. После этого было установлено местное церковное почитание Андрея Боголюбского. В феврале 1919 года его рака вскрыта, мощи осмотрены и кратко описаны с. 165]. 20 апреля 1930 года в Георгиевском приделе Успенского собора был создан антирелигиозный отдел Владимирского исторического музея, «главным экспонатом которого являлись мощи владимирских князей» (Георгия, Глеба и Андрея) с. 167].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Боголюбская икона Божией Матери Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. 1 июля, 2012 Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Портал «Слово» К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской , иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира,   повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества. Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikony-bo...

В Русской Церкви почитается икона Богородицы Игоревская. Она названа так потому, что этот образ Божией Матери был келейной иконой князя-инока, перед которой он молился и в день своего убиения. Андрей Юрьевич Боголюбский Чем больше проходило времени со дня смерти последнего единовластного правителя Руси Владимира Мономаха , тем чаще нарушался порядок восхождения на киевский стол его потомками. Великое княжение, которое по праву должно принадлежать старшему в роде, стало предметом раздоров и братоубийственных войн между князьями. «Сильно измаялась земля Русская от брани междоусобной», – скорбел летописец. Одним из главных героев этой брани в середине XII века был ростово-суздальский князь Юрий, прозванный за свое активное вмешательство в южнорусские земли – Долгоруким. До конца своей жизни он вел тяжелую борьбу из-за Киева, а утвердившись в нем, сделал все, чтобы после его смерти столица досталась его старшему сыну Андрею. Но иных взглядов и устремлений был Андрей Юрьевич. До тридцати лет он безвыездно жил в Суздальском крае, любовь к которому сохранил на всю жизнь. Его тяготили те усобицы, которые непрерывно вели отец и дяди на юге Руси. Однако, будучи послушным, Андрей не раз возглавлял по приказу своего отца суздальские полки, участвующие в княжеских раздорах. Описывая ход военных действий, древний писатель восторгается молодым Андреем, поражавшим неприятеля своим бесстрашием и отвагой. Он всегда первым врезался в стан неприятеля; не дожидаясь отставшей дружины, мог с небольшим отрядом принять бой против много превосходящей его силы. И всегда, как отмечает летописец, «был не величав на ратном поле, ища похвалы только от Бога». Показывая храбрость в битвах, Андрей в то же время не раз пытался установить мир между спорившими князьями, но все было напрасно. Междоусобию, казалось, не будет конца даже тогда, когда его отец занял великокняжеский стол. Именно поэтому, когда Юрий Долгорукий ставит Андрея князем в Вышгород, он оставляет этот второй по значению город Киевской Руси и удаляется в родную ему суздальскую землю. Уезжая, он забрал из Вышгородского женского монастыря образ Пресвятой Богородицы, присланный его отцу из Константинополя. Эта икона, поставленная им во Владимире и названная по месту своего пребывания Владимирской, в дальнейшем станет одной из главнейших святынь всей Русской земли, а затем и символом Российского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Адодуров Иван Иванович, кн. Адония, четвёртый сын ц. Давида, библ. Адриан, патр. Московский и всея Руси, прежде митр. Казанский и Свияжский Адрианова-Перетц В.П. Азария, свщ., библ. Азбелев С.Н. Акакий, архим. В.Н.-И. мон. Акакий, митр. Монемвасии Александр, еп. Коломенский и Каширский, затем еп. Вятский и Великопермский Александр, ц. Грузинский Александров Фёдор, голова стр. Александров Ю.Ю. Алексев А.А. Алексев Мишка, икон. Онежского Крестного мон. Алексев Офонька, сл. Ф. мон. Алексей Алексевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Алексей Комнин, имп. Алексей Михайлович Романов, ц. Алексий человек Божий, ев. Алексий, митрополит Московский, св. Алимпий, икон. Алферова Г.В. Амалик, библ. Амвросий (Зертис-Каменский), архим. В.Н.-И. мон. Амико Бернардино, автор чертежей и рисунков Святых мест в Иерусалиме Аммон, библ. Амнон, сын ц. Давида, библ. Амфилохий (Казанский-Сергиевский). архим. Анания, архиеп. Синайский Анания, архим. Афонского Павлова мон. Анания, житель Иерусалима, библ. Андреев Васька, плотник, нарядчик Андреев Софронко, стр. Андрей Курбский, кн. Андрей Первозванный, ап. от двенадцати, библ. Андрей Рублёв, икон. Андрей Стратилат. мч. Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. Владимиро-Суздальский Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Андрей, архиеп. Критский, св. Андрей, еп. Тверской Андрюшка, сл. Аникиев Мишка, стр. Анна Алексевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Анна Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Анна, бывший первосвщ., допрашивал Иисуса Христа, библ. Анна, княжна, внучка Дмитрия Донского Антоний Сийский, прп., св. Антоний, архим. В.Н.-И. мон. Антоний, мч. Антоний, п.ч., очевидец чудесного явления над Иверским мон. Антонов Н.Р. Антонова В.И. Анфим, архим. Есфигменского мон. Аполлос (Алексеевский). архим. Апресян Ю.Д. Арета, арабский ц., библ. Аркудий Пётр, латинский миссионер Арнольд И.В. Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский Арсений (Сатановский), м., перев. Арсений (Суханов), иером., кел. Троице-Сергиева мон., посол на Восток Арсений Грек, м., св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1962. Т. 21. С. 29-50; он же. Сказание о победе над болгарами в 1164 г.//Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 88-92; он же. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23-46; он же. Из истории русско-византийской церковной борьбы в XII веке//ВВ. 1965. Т. 26. С. 190-218; он же. Существовал ли «Летописец Андрея Боголюбского»?//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976. С. 26-43; Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.; Л., 1965. С. 261-269; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси: XII век, Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 5-203; Насонов А. Н. История русского летописания: XI - начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 112-167; Рыбаков Б. А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 79-130; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XII вв. М., 1973. С. 127-133; Vodoff W. Un «partie théocratique» dans la Russie du XIIe siècle? Remarques sur la politique ecclésiastique d " André de Bogoljubovo//Cah. de civilisation médiévale. 1974. T. 17/3. P. 193-215; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980; W ö rn D. Armillae aus dem Umkreis Friedrich Barbarossas - Napleniki Andrej Bogoljubskijs//JGO. N. F. 1980. Jg. 28. S. 391-397; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 86-93; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987. С. 38-98; Колесов В. В. Повесть о убиении Андрея Боголюбского//СККДР. Вып. 1. С. 365-367 [Библиогр.]; Филипповский Г. Ю. Андрей Юрьевич Боголюбский//Там же. С. 37-39 [Библиогр.]; он же. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа//Там же. С. 411-412 [Библиогр.]; Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1. С. 318-326; Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Vladimir»//Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 157-183; Соловьев С.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Такую перемену отец Владимир Мошин связал с появлением в Русском монастыре некого брата Лазаря, которое сопровождалось богатым вкладом. Он перечислен в позднейшей приписке к упомянутой описи 1142 года: многочисленные золотые и серебряные предметы церковного обихода, семь украшенных драгоценными камнями икон в серебряных и позолоченных окладах, вышитые жемчугом покровы, реликвии с частицами Честного Креста Господня и прочее в таком роде. Все эти сокровища позволили историку предположить, что новый инок происходил не просто из состоятельного, а, весьма вероятно, из княжеского семейства. С другой стороны, пойти навстречу просьбе игумена Ксилургу протат подтолкнули, по мнению историка, тесные союзнические отношения, которые сложились у византийского императора Мануила I Комнина (1143–1180) с киевскими князьями Ростиславом Мстиславичем (1159–1167, с перерывом) и Мстиславом Изяславичем (1167–1169). Да, в начале марта 1169 года Киев был захвачен войсками владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского и на киевском столе оказался младший брат Андрея — Глеб Юрьевич, но это «не помешало осуществлению начатого дела»: «союзник Византии» волынский князь Мстислав Изяславич не собирался отказываться от борьбы за Киев 5 . Итак, игумен Русского монастыря на Афоне обратился в протат Святой горы с просьбой о существенном расширении владений русской монашеской общины, а протат удовлетворил эту просьбу через несколько месяцев после того, как в Константинополе и на Афоне получили известие о переменах на киевском столе, оказавшемся в руках Андрея Боголюбского. Меж тем Андрей Юрьевич рисуется в рамках гипотезы отца Владимира Мошина как опасный антагонист Константинополя, оскорбившего князя решительным отказом открыть во Владимире отдельную от Киева митрополию. Это обстоятельство, безусловно, сильно подрывает главную идею историка о тесной связи событий на Афоне с тем, что тогда происходило на Руси и в русско-византийских отношениях — идею, которую акт протата от 1169 года призван как раз подтвердить. Более того, представлять Мстислава Изяславича близким союзником Византии в войне, которую последняя вела в 1160-е годы с Венгрией, как то делает отец Владимир, вряд ли возможно. Скорее наоборот: Мстислав приходился двоюродным братом венгерскому королю Стефану III (1162–1172), матерью которого была Евфросиния Мстиславна, родная сестра киевского князя Изяслава Мстиславича, отца Мстислава. Когда в 1168 году Мстислав охраняет от половцев степные торговые пути «гречников», то есть торгующих с Византией киевских купцов (на что ссылается отец Владимир), он действует как положено киевскому князю, и усматривать в этом признак особой дружбы с Константинополем вряд ли стоит.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

Святой Андрей сам участвовал в литературном и литургическом творчестве (50). Он принимал участие в создании «Службы Покрову», в составлении Владимирского летописного свода 1177 г., завершенного после смерти князя его духовником, священником Николаем. Ко времени княжения святого Андрея Боголюбского относится и создание окончательной редакции «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшего в «Успенский сборник», древнейшую русскую Четью-Минею, принадлежавшую первоначально одному из храмов г. Владимира (51). Князь был глубоким почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса висел над его постелью В ночь на 30 июня 1174 г. святой князь Андрей Боголюбский погиб в Боголюбове от рук изменников. Младший любимый сын святого Андрея, святой благоверный князь Глеб, умер в 20-летнем возрасте незадолго до гибели отца. Старшие его сыновья, помощники и сподвижники, погибли в сражениях. Единственный сын, переживший отца, Юрий, женился (в 1180-х годах) на святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. В 1395 г. 26 августа была перенесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно избавившая столицу от нашествия Тамерлана. Москвичи встречали ее на Кучковом поле (там был затем построен Сретенский монастырь), где когда-то была усадьба боярина Степана Кучки, на дочери которого женился в 1139 г. князь Андрей. В 1475 г. Митрополит Московский Филипп I и великий князь Иоанн III начали строительство Успенского собора в Московском Кремле, «храм великий весьма в меру храма Пресвятой Богородицы, что во Владимире, которую создал благоверный князь Андрей Боголюбский Юрьевич, внук Мономахов». XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский Тринадцатое столетие было переломным в истории Европы и христианства. Произошли события, изменившие ход мировой истории, затронувшие все стороны духовной, социальной и государственной жизни народов. Западный мистик аббат Иоахим Флорский, или Фиорский (1202), провозгласил наступающий век «веком Иоанна», идущим на смену «веку Петра», ожидались великие изменения в отношениях Восточной и Западной Церквей, стран Востока и Запада (51 а). В те годы в Русской Церкви прозвучала огненная проповедь преподобного Авраамия Смоленского (1221), одного из наиболее ярких представителей русского эсхатологизма. Очевидец княжеских усобиц, современник покаянного «Слова о полку Игореве» преподобный Авраамий со всей силой своего пророческого дарования обращал к людям великий призыв: «Кайтесь, ибо время близко!»

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

[И у Греков снимались копии с Одигитрии (как у нас теперь снимаются копии с икон Владимирской и Иверской), см. например, Миклошича Acta Patriarchat. Const. I, 198 и 413.] 5 . Владимирской Божьей Матери, находящаяся в Москве, в Успенском соборе. Из сказанного выше видно, что икона приобретена из Константинополя или Мстиславом Владимировичем или его братом Юрием Долгоруким. Андрей Юрьевич Боголюбский, в 1155г. ушедший от своего отца из Киева в родовую Суздальскую область, взял с собой икону из Вышгорода (в котором, значит, она перед тем находилась). В Суздальской области, избрав вместо Суздаля новую столицу себе в городе Владимире, Боголюбский в последнем поставил и икону, которую великолепнейшим образом украсил 819 и для которой соорудил великолепнейшей храм. Боголюбский брал с собой икону в военные походы и ей приписывал свои победы (поход на Камских Болгар 1164г.,– Лаврентьевская летопись). Летописцы до-монгольского периода неоднократно называют икону чудотворной 820 . В 1287г. при взятии и разграблении Владимира Татарами она лишилась своих украшений, быв последними содрана. В 1395г., по случаю грозного нашествия на Россию Тамерлана, икона принесена была из Владимира в Москву, в которой навсегда и осталась 821 . С которой из трёх названных выше греческих икон была списком наша икона, не можем сказать; но с вероятностью думаем, что с той же Одигитрии Константинопольской. 6 . Божьей Матери Полоцкая, Евфросиньинская. Преподобная Евфросиния основала в Полоцке (в половине XII в.) два монастыря – женский и мужской. Для одного из своих монастырей,– женского,– по словам её жития, она испросила у императора греческого ту из трёх икон Божьей Матери, написанных евангелистом Лукой, которая находилась в Эфесе (подробнее см. ниже, в главе о монастырях). Это, очевидно, должно понимать так, что Евфросиния приобрела себе из Греции копию с иконы. При этом под иконой, как заставляют думать некоторые признаки (укажем их ниже, там же), нужно разуметь не Ефесскую, а ту же Константинопольскую Одигитрию 822 . (Женский монастырь Евфросиньин существует до настоящего времени; но сохраняется ли в нём наша икона, остаётся нам неизвестным).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Олег Юрьевич Кассин, сопредседатель Движения «Народный Собор», отметил, что с руководством Фонда и Движения знаком уже более двух лет, вместе прошли боевой путь, отбивая клеветническую компанию нападения на Православную церковь и выразил поддержку Программе. «Всегда можете рассчитывать на нашу информационную поддержку по всем ресурсам Движения»- в заключении сказал Олег Юрьевич. Николай Николаевич Брага, президент Московской Федерации кикбоксинга, владелец арт-отеля в г Суздале «Николаевский посад», сказал, что он на данном собрании представляет провинцию, всегда готов предоставлять свой замечательный комплекс для проведения детских спортивных мероприятий. У него в комплексе дети до 14 лет тренируются бесплатно. Далее Николай Николаевич выразил сожаления, что туристы, заходя в Успенский Собор смотрят на фрески, а к раке святого не подходят. Николай Николаевич предложил организовать Центр Православия в Суздале, в городе, где провел свое детство Князь Андрей. В Центре можно проводить выставки, лекции, конкурсы. В заключении, Николай Николаевич отметил, что за пять месяцев была проведена большая работа и пожелал Фонду достойно встретить празднование 1150-летия зарождения российской государственности, и войти туда со своей программой. Актер и режиссер Александр Мынто поведал, что возрадовался, когда обнаружил в программе Фонда пункт о создании исторического художественного фильма об Андрее Боголюбском. Он сообщил, что написал сценарий и на " Мосфильме " готовятся преступить к производству художественного фильма " Пересвет " . Это светлая история жития и ратного подвига великого русского воина святого преподобномученика Александра Пересвета. Возможно, что таким образом и, не без помощи Божьей начинается новая эра в нашем кино, и за " Пересветом " появится кинокартина " Андрей Боголюбский " . Это абсолютно соответствует целям Фонда содействия возрождению православных духовно-нравственных ценностей и традиций. В завершение Александр Николаевич сказал, что Ангелы Небесные радуются за нас грешных, когда мы решаемся на такие добрые и благие дела, а в подтверждение своих чувств прочитал из своего сценария " Пересвет " стихотворение " Ангел в ночи " . Рыжко Виктор Егорович, режиссер фильма «Русская Голгофа», выразил готовность участия в разработке сценария фильма об Андрее Боголюбском. Также выразил пожелание, чтобы Крестный Ход стал ежегодным, ввести традицию ставить Поклонные Кресты по ходу Крестного Хода и отмечать великие даты, чтобы во всех мероприятиях участвовали молодежь. Предложил отмечать все места, связанные с именем Андрея Боголюбского по его пути, а также где он был и где жил. Поскольку Виктор Егорович представлял еще и галерею «Бронзовое чудо», то от имени его учредителя Тырина Николая Владимировича выступил с предложением объявить конкурс на разработку памятной медали в честь Андрея Боголюбского.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

Андрей Юрьевич старался не вмешиваться в бурную вражду южнорусских князей, заботясь о процветании своего удела. На время его правления приходится расцвет каменного строительства в Северо-Восточной Руси. Знаменитые Успенский собор Владимира и церковь Покрова на Нерли – это те символы Древней Руси, которые известны сегодня всему миру и которые появились благодаря заботам и усердию Андрея Юрьевича. Помимо них было построено и украшено множество храмов и монастырей по всей суздальской земле. Особой любовью у Андрея пользовалось основанное им село Боголюбово, где, по преданию, Богородица явилась князю. Это село и дало ему в истории прозвище Боголюбского. Здесь он основал монастырь, построил каменную церковь во имя Рождества Богородицы и сам часто подолгу жил. Богато украсив ее золотом и драгоценными камнями, он приказал каждого, кто бы ни приходил к нему из русской ли земли или из иных стран, вести сначала в украшенный храм. «Пусть и христианин, и нехристь дивятся истинному христианству», – говорил Андрей Юрьевич. «И бывало, – замечает летописец, – что некоторые, видя славу Божию, крестились». Управляя своей вотчиной, Андрей Боголюбский видел причину всех государственных бед Южной Руси в отсутствии единой власти. Желая спасти свою землю от возникновения междоусобиц, он уничтожил все уделы и княжил единовластно. Небольшой городок Владимир на Клязьме он сделал главным городом всей северо-восточной земли, принизив тем самым старые города Ростов и Суздаль. Возвышение Владимира объяснялось тем, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Усиление власти давало его вотчине значение сильнейшей между русскими землями, но, с другой стороны, и увеличивало число врагов Андрея, которые были готовы при случае погубить его всеми возможными средствами. Что и произошло в ночь с 29 на 30 июня 1175 года. В заговоре против князя участвовали двадцать человек, некоторые из них были близки к князю и пользовались его доверием. Летописец подробно описывает свершившееся злодеяние. Злоумышленники, напившись для смелости вина, зарезали сторожей и, сломав дверь, ворвались в опочивальню князя. Первые два заговорщика были отброшены князем, но силы были неравные. Ворвавшиеся следом бросились на Андрея Юрьевича, и, израненный мечами и саблями, он упал. Думая, что он умер, они ушли. Однако князь, собрав последние силы, сумел выбраться из опочивальни. Убийцы, услышав его стоны, вернулись и по следам крови нашли князя: он сидел, прижавшись за лестничным столбом, и молился. Здесь один из бояр отсек ему правую руку, а другие добили Андрея. Князь лишь успел проговорить: «Господи, в руки Твои передаю дух мой!» – и окончил жизнь. Нагое тело князя несколько дней пролежало в огороде. Боясь убийц, духовенство не решалось отпеть убитого. Лишь на третий день монастырский игумен положил князя в гроб, отпел его и сказал: «Пусть лежит здесь, пока злоба перестанет: тогда приедут из Владимира и понесут его туда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010