Демонстрации страдания народа под игом уделено немало хронометража фильма. Сцена пытки русских воинов под дощаными щитами отсылает нас к трагедии Калки (1223 год), за которой через некоторое время последовало нашествие Орды на Русь. В мультфильме подчёркивается, что Русь не смирилась с игом. Князь Дмитрий отвечает сыну Василию, что нужно было накопить достаточно сил для сопротивления. Важная фигура в мультфильме – это Сергий Радонежский, благословляющий князя и народ на грядущую битву. Надо отметить, что мультфильм – доперестроечный, то есть, открытое присутствие в сюжете православного игумена – очень смелый шаг со стороны создателей, подчёркивающий их верность исторической истине. Сама по себе тема Православия в мультфильме подана весьма конкретно, но, между тем, ненавязчиво. Персонажи не говорят о Боге, не молятся, не совершают крестное знамение. Но зрителю несколько раз продемонстрирован стяг со Спасом. Очень важный смысл, заложенный в мультфильм, - это то, что на битву с Ордой выдвигается народ: крестьяне, ремесленники. И смысл победы на Куликовом поле в том, что это народная победа, которая стала первой демонстрацией реальной силы окрепшего Русского государства. Мультфильм «Пересвет и Ослябя» 2010 года изначально позиционирован именно как православный мультфильм. В центре сюжета – личность Александра Пересвета, прошедшего путь от брянского воина до монаха в обители Сергия Радонежского. Поход Дмитрия Московского на Дон заставил бывшего воина Пересвета вновь взять в руки меч и отдать жизнь в битве. Иначе в мультфильме «Пересвет и Ослябя» подана тема монголо-татарского ига. Доминирует тема не народной трагедии, а испытания, посланному народу, которое требует от него терпения и смирения. Здесь, по нашему мнению играет не только сугубо православный посыл мультфильма, а некоторое, свойственное эпохе, смягчение темы русского патриотизма. Это «смягчение», в свою очередь, проявлено даже в метаморфозе национального гимна. Где в Гимне Союза ССР поётся патетическое «Сплотила навеки Великая Русь», в современном варианте поётся мягкое и нейтральное «Россия – любимая наша страна».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/ku...

Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Сам Бог будет судить, жить ему или умереть. Надо иметь доверие Богу, а не самому себе. ================================================ Особая духовная близость старца Паисия к России нашла свое символическое отражение в том, что его духовным наставником был известный русский старец-афонит, иеросхимонах Тихон (1884-1968), который и постриг отца Паисия в великую схиму. ================================================ В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире. Потому что ранее те, кто управлял, имели в себе Бога, тогда как сейчас многие из тех, кто управляет, в Него не веруют. Сейчас много таких, кто стремится разложить всё: семью, молодежь, Церковь,Государство. В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ - это исповедание веры... Бороться и противостоять злу с молитвой в душе и с мечом в руке, можно и нужно. И пример этому вся история Руси. Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин). Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых. Вспомним братия и сестры подвиг Святейшего Патриарха Ермогена.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=2045

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Ослябя Ослябя Роман (в монашестве Родион) – монах Троице-Сергиева монастыря. Когда Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, пришел к преподобному Сергию Радонежскому за благословением, тот дал ему двух иноков: Пересвета и Ослябю, которые помогали Димитрию в сражении, но сами были убиты. Похоронен в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве (неподалеку от метро «Автозаводская»). Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

В Госдуме России проходит выставка «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях мастеров православного искусства» 10 ноября 2014 г. 18:07 С 10 по 14 ноября 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации проходит выставка «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях мастеров православного искусства», устроенная в соответствии с решением Оргкомитета Русской Православной Церкви и рабочей группы при Президенте РФ об организации празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. Организаторы выставки:  Издательский Совет Русской Православной Церкви;  Издательство Московской Патриархии ; Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы ; Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; сайт мастеров искусств «Дионисий». На выставке представлены: подарочные альбомы, выпущенные специально к юбилею ( Свято-Троицкая Сергиева лавра ); кабинетная скульптура «Преподобный Сергий благословляет на бой Пересвета и Ослябю», скульптурный портрет святого, а также иконы из металла, миниатюры выполненные темперой (галерея «Бронзовое чудо»); иконы, выполненные из эмали, облаченные в рамки из скани с эмалью (мастерская «Хризолит», г. Ростов); ювелирные изделия и мелкая пластика («Мастерская Гребенниковых», г. Великий Новгород); аналойные иконы в киотах, а также житийные иконы святого (иконописная мастерская «Русская икона»). На выставке можно увидеть около 40 работ художников: Павла Рыженко, Александра Соколова, священника Андрея Давыдова, Александра Чашкина, а также вышитые иконы мастерских «Лик», «Прикосновение» и «Ковчег». Издательский Совет представит около 60 книг о преподобном Сергии. Также в рамках выставки будет демонстрироваться мультфильм «Пересвет и Ослябя» Издательства Московской Патриархии. Из Свято-Троицкой Сергиевой лавры на выставку доставлена икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3837122.ht...

Блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Мы хвалимся и скорбями, зная, что от скорбипроисходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, – а надежда не постыждает ( Рим. 5, 3–5 ). Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12, 8 ). Таково учение слова Божия. Святых мучеников Маркиана и Мартирия нотариев Нотариями назывались чиновники при дворе патриарха, состоявшие под начальством главного нотария, в ведении которого состояла переписка по делам, подлежавшим вместе суду церковному и гражданскому, например по части завещаний, отпуска рабов на волю, найма церковных имений и т. п. Маркиан чтец и Мартирий иподиакон были при этом доверенными лицами патриарха Павла исповедника (6 ноября), писали его послания в защиту православной веры и сами были великими проповедниками веры. По изгнании и смерти Павла ариане старались привлечь их на свою сторону и, когда не успели в том, обвинили пред императором Константином (которым эти еретики управляли) в государственном преступлении и довели до смерти; оба обезглавлены в 355 году. Поминовение воинов, на брани убиенных В субботу перед 26 числом октября, так называемую Димитриевскую, Церковью в XIV столетии установлено поминовение православных воинов. Димитрий Иоаннович Донской, родившийся 26-го октября, по одержании славной победы над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году 8-го сентября путешествовал в московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были и пали на брани два инока, Александр Пересвет и Ослябя, и, совершив там поминовение убиенных воинов, предложил Церкви творить сие поминовение ежегодно в субботу Димитриевскую. С того времени эта суббота причислена Церковью к родительским. Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, поминают не только православных воинов, за веру и Отечество живот свой в брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших своих. День двадцать седьмой

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Людмила 22 апреля 2014, 04:52 Ничего от себя добавлять не буду, но в молитве ко Святому Мученику Вонифатию: " Умоли же Господа даровати нам к ОТЕЧЕСТВУ нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве Святыя видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь. " И, кроме того в Утренние молитвы входит: Тропарь Кресту и молитва за ОТЕЧЕСТВО: " Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. " Николай 19 апреля 2014, 16:45 И еще. Язычество можно ставить на служение Господу и будет патриотизм(св.прав.воин Феодор(Ушаков),Пересвет,Ослябя...) А можно на " служение " самим себе и будет воровство: 5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. (Св. Евангелие от Иоанна 12:5,6) Антон Иванов 16 апреля 2014, 13:42 Знаете, помимо всяческих цитат и высокоумных построений - ну любим мы Отечество наше земное, Россию-матушку, и все тут. Сердцу не прикажешь. Воспитаны так. Родина - это те, кто печет для тебя хлеб, который ты покупаешь поутру в ларьке. Те, кто сверлят и пломбируют тебе больной зуб в поликлинике. Те, что дежурят на станции предупреждения о ракетном нападении. Те, кто окропил эти привычные нам поля, рощи и берега своей кровью, сражаясь с агрессорами. И, вот, как-то так естественно, как дыхание, мы всех их любим. Тех же, кто пудрит нам мозги своими философскими рассуждалками о мнимых противоречиях, любить удается с некоторым внутренним сопротивлением и по долгу перед Богом. Ну, положено так, правильно так. Учимся, с Божьей помощью. Тут есть хорошее средство в укреплении братолюбия - молитва о вразумлении. А Горнего Чертога мы только чаем. И порой так хочется, чтобы он - в святой Вечности - напоминал нам, русским, о России. Спаси Господи всех нас, как любит говорить А.Н.Кочергин. Антон Иванов 16 апреля 2014, 13:29

http://pravoslavie.ru/61669.html

Закрыть Куликовская битва в отечественной мультипликации: Народность и Православие «Лебеди Непрядвы» и «Пересвет и Ослябя» Алексей Ощепков   11:52 11.03.2023 1042 Время на чтение 5 минут Фото: " Пересвет и Ослябя " . кадр Куликовская битва, или Донское побоище, является одним из самых значимых событий в русской истории. Эта военная победа явилась одной из важнейших вех в обретении Московской Русью самостоятельности и грядущем избавлении от татарского ига. Отразить данную эпическую битву на киноэкране – очень ответственная и сложная задача: от режиссёра поистине требуется соблюдение достаточной исторической достоверности в воссоздании картины Руси XIV века, адекватное воссоздание образов исторических лиц (где реальность исторических хроник должна талантливо разбавляться авторской интерпретацией) и, наконец, демонстрация значения Куликовской битвы в истории Российского государства. Масштабной игровой киноленты о событиях 1380 года не снято. Повод ли это горевать или радоваться – вопрос непростой. Ибо даже такой новаторский и масштабный для своего времени фильм, как «Александр Невский» 1938 года, являет пример очень вольного отношения к истории, во многом с целью угождения действовавшей во время съемок фильма идеологии. Зато о Куликовской битве было снято два анимационных фильма: «Лебеди Непрядвы» 1980 г. и «Пересвет и Ослябя» 2010. По нашему скромному мнению режиссёры обоих мультфильмов, Роман Давыдов и Станислав Подивилов, со своими задачами справились на весьма высокую оценку. Тем не менее, мультфильмы получились весьма разными по своему посылу, на что повлияло как целеполагание создателей, так и дух и настроения эпох, в которые создавались данные анимационные фильмы. Мультфильм «Лебеди Непрядвы» приурочен к шестисотлетию Куликовской битвы, которое наша страна отмечала в 1980 году. Он являет собой наидостойнейший образчик самобытной советской анимации и великолепной драматической школы. Основная идея картины – это борьба русского народа против татаро-монгольских захватчиков, внутреннее стремление к обретению свободы своей Родины, выраженное в словах княжича Василия, обращённых к отцу – Дмитрию Московскому, будущему Донскому, где княжич негодует, почему русским князьям приходится ездить в Орду.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/ku...

В 1861 году стараниями ктитора иеромонаха Дечанской лавры Кирилла Андреевича Шиколярца и жертвованиями петербургского купца Ф.Ф. Зайцева, в Москве, на заводе А.П. Богдановой отлиты были для обители два колокола: один весом в 20 пудов 10 фунт[ов], другой – в 10 пудов 32 фунта. Колокола эти были доставлены в Лиссабон на фрегате «Дмит­рий Донской» и здесь перегружены в конце 1862 года на фрегат «Ослябя», которым в ту пору командовал капитан 1-го ранга Ни­колай Николаевич Назимов. Отсюда они должны были Средиземным морем быть достав­лены через порты Рагузу или Антивари к месту своего назначения. Доставка эта совершенно непредвиденно осложнилась трудностями и послужила предметом деятельной дипломатической переписки. В архиве вице-адмирала П.Н. Назимова сохранились бумаги брата его, покойного Н.Н. Назимова, командовавшего названным фрегатом. В рапорте от 1 февраля 1863 г. он доносил чрезвычайному русскому посланнику и полномочному министру в Греции графу Блудову о тех трудностях, которые ему пришлось преодолеть при доставке пожертвованных колоколов: «Выйдя января 19-го с вве­ренным мне фрегатом «Ослябя» из залива Каламата, откуда я имел честь доносить вашему сиятельству о предшествовавшем плавании по портам Греческого архипелага, я направил курс в Рагузу, так как там есть русский консул, который мог дать сведения о способе дос­тавки присланных из С.-Петербурга и находящихся на фрегате ко­локолов для Дечанской обители, находящейся во владениях Евро­пейской Турции, неподалеку от Скутарийского озера. Придя в Рагузу 24-го января, я тотчас обратился к исправляю­щему должность консула господину Макушеву принять колокола с фрегата, принимая во внимание, что в полученной мною описи вещей с фрегата «Дмитрий Донской» сказано, чтобы колокола были доставлены в Рагузу или Антивари. Господин Макушев полагал более удобным переслать колокола через Черногорию, так как Дечанская обитель ближе к этой области; сверх того, играло роль и то соображение, что черногорцы доставят колокола эти вернее и охотнее, нежели другие племена. Он сообщил мне кроме того, что уже телеграфировал в Вену, прося дозволить фрегату «Ослябя» войти в залив Бокко-ди-Каттаро, потому что без особого разрешения вход в порт Каттаро не допускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Дмитрий, стоя на обрывистом берегу, лично наблюдал за переправой, торопил переходить Дон, пока не подоспели и не соединились татары с Олегом и Ягайло. К ночи вся русская рать форсировала Дон и остановилась на болотистых, лесистых холмах, расположенных у впадения в Дон речки Непрядвы. Звенели в воздухе многочисленные комары. Кони беспокойно отмахивались хвостами. Давя комаров, Юрка хлопнул себя по щеке. - Комарья-то сколько! Вот я вас!.. Ого, одним разом четверых ухайдокал! Рязанец Андрюха-кожемяка, с которым Юрка за время пути уже успел сдружиться, добродушно ухмыльнулся. - Погоди чуток, москаль, не хвались. Скоро татар поболе комаров будет. Успевай только прихлопывать! Иноки Пересвет и Ослябя, встав на колени, молились на пологом Донском берегу. Холодом, сыростью тянуло от воды. Лежал на воде молочно-густой, осенний уже, туман. - Чую я, брат, завтра головы сложить нам придется. Не ступим мы боле на тот берег Дона, - молвил Ослябя, поднимаясь с колен. Заключил его витязь Пересвет в свои богатырские объятия: - Мужайся, брат. Тяжелый крест мы несем. На кресте вся земля Русская. Нельзя унывать. - В Троице теперь служба. Свечи горят, хоры многогласые. Рожество Богородицы завтра, день-то какой! - молвил Ослябя. Кивнул Пересвет. - Добрый это знак. Не оставит нас Пречистая Богородица, заступница наша. Ближе к полуночи ветер с Дона стих. Теплая установилась ночь, тихая. Мало кто спал в стане русских воинов. Кто-то молился, кто-то зашивал рубаху, кто-то точил саблю, чинил поврежденный при переправе доспех. Тихо ржали стреноженные кони. К князю Дмитрию прискакал посланный с разведчиками боярин Семен Мелик и взволнованно сообщил, что хан Мамай со всеми силами уже подходит. Более того, передовой русский полк уже бился с татарами. Теперь лишь река Смолка разделяет оба стана. Выслушал его князь Дмитрий, кивнул. Он понял уже, что наутро начнется страшное побоище между воинствами. Князь велел позвать Боброка и сел на коня. Перед ним, покрытое теплым ночным туманом, раскинулось обширное поле, прорезанное оврагами, заросшее кое-где редким лесом, с небольшими возвышенностями и болотистыми низинами.

http://pravoslavie.ru/put/sv/dimitrijdon...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010