Дорогой владыка, благодаря Вас за посещение нашего храма в день его престольного праздника, мы просим Владычицу Деву Богородицу хранить Вас на всех сложных, ответственных путях Вашего служения и во всей Вашей жизни». На память о посещении Старосимоновского храма о. Владимир Силовьев подарил митрополиту Илариону икону Божией Матери. Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, отец благочинный, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Рождество Пресвятой Богородицы, которое является престольным праздником этого святого храма, — первый великий праздник церковного года. Мы знаем, что церковный год начинается с сентября, и первый двунадесятый праздник — это Рождество Пресвятой Богородицы, а последний — Ее Успение. В течение литургического года перед нашим духовным взором проходит вся жизнь Пресвятой Богородицы, от Ее рождения до Ее блаженного Успения. Мы каждый день и в храме, и вне храма в нашей домашней или келейной молитве возносим молитву Пресвятой Богородице как " Честнейшей херувим и Славнейший без сравнения серафим " . Мы знаем, что Пресвятая Богородица была Богом предизбрана для того, чтобы стать вместилищем Невместимого, чтобы стать мостом, приводящим смертных к бессмертию, чтобы стать дверью для нас, грешных, в Небесное Царство. Всякий праздник, сопряженный с именем Пресвятой Богородицы, является для нас источником великой радости, потому что в такие дни мы чувствуем особую близость к нам Матери Божией, которая является нашей Небесной Заступницей, Которая защищает и покрывает честным Своим омофором каждого из нас от всякого зла, Которая многократно избавляла от опасностей наше возлюбленное Отечество. В этом храме, где под спудом покоятся мощи двух схимонахов, двух героев нашего Отечества святых Александра Пересвета и Андрея Осляби, мы с особой силой ощущаем это предстательство Божией Матери и Ее молитву за наш благочестивый русский народ. Мы знаем, что в трудные исторические времена, когда стоял вопрос, быть или не быть нашему Отечеству, Пресвятая Богородица вдохновляла наших воинов на ратные подвиги. Мы знаем, что в эти переломные моменты Господь давал нашему Отечеству тех людей, которые не щадили своей жизни для блага своей земли, которые отдавали жизнь за своих близких. Такими были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые по благословению своего аввы, игумена земли Русской, преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, несмотря на то, что были облечены в иноческие одежды, вышил на ратный подвиг, сразились с врагом, отдали свою жизнь за народ, Отечество и веру. Сегодня мы их прославляем вместе с Пресвятой Богородицей как наших небесных заступников и молитвенников за землю Русскую.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Православные чтут память святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби 20 сентября, 2015. Новостная служба Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, они развеяли миф о непобедимости ордынцев и воодушевили русские войска 20 сентября. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобных святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Оба они происходили из знатного боярского рода. О Пересвете упоминается в древнейшем литературном памятнике, «Задонщине»: сказано, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе говорится в «Сказании о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (город Любутск входил в Брянское княжество). Предположительно, он также был родом из Брянска. Согласно преданию, Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Впоследствии Пересвет и Ослябя перешли в обитель Живоначальной Троицы. До нас не дошли сведения о том, как эти два воина оказались в Троице-Сергиевом монастыре. Известно лишь, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками. В те времена распространен был миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи, что одолеть их в честном бою невозможно, ибо будто бы они владеют некоей мистической силой. Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Преподобный Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-chtut-pa...

10 июля 1981 года Патриарх Пимен благословил включение памяти Радонежских святых в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Впервые она появилась в календаре на 1983 год, однако список Собора не был опубликован ни в нем, ни в последующих изданиях календаря — вплоть до календаря на 2003 год, где был помещен дополнительный раздел «Соборы ­святых». Но до этого имена свв. Пересвета и Осляби появились в изданных Издательским отделом Московского Патриархата служебных Минеях — сначала в составе Собора Всех святых, в земле Российской просиявших (Минея. Май. Ч. 3. М., 1987. С. 368), а затем в составе Собора Радонежских святых (Минея. Июль. Ч. 1. М., 1988. С. 357). В 1987 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена была установлена еще одна соборная память — Собор Тульских святых. Однако в то время сентябрьская Минея была уже издана, а потому служба данному Собору, составленная приснопоминаемым архиепископом Максимом (Крохой; †2002), в эту Минею не попала. В статье, посвященной первому празднованию Собора Тульских святых (ЖМП. 1988. 2. С. 20–21), мы читаем: «Торжественно звучали песнопения, прославляющие святых тульской земли, среди которых воины-мученики, на поле Куликовом жизнь свою положившие... Особенно нужно отметить благоверного князя Димитрия Донского, схимонахов Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета и Андрея Осляби и других воинов мучеников, совершивших свой подвиг на Куликовом поле». 6 октября 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе служба святому князю Димитрию Донскому, подготовленная в Синодальной богослужебной комиссии (Минея дополнительная. Вып. 1. М., 2005). В этой службе, в славнике стихир «На хвалитех», кроме святого Димитрия поминаются и его сподвижники, участвовавшие в Куликовской битве: схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, «с ними же и прочии вои, за землю Русскую не пощадившии живота своего». В 2002 году издательство Тульской епархии выпустило Службу всем святым, в земле Тульстей просиявшим, — в ней также упоминаются воины-мученики, на поле Куликовом «жизни своя положившия», упоминаются также в обеих молитвах из состава этой службы при поименном перечислении наиболее почитаемых тульских святых.

http://e-vestnik.ru/interviews/peresvet_...

Но до конца XV в. обители почти не рассматривались как возможные оборонительные объекты. При угрозе неприятельского нашествия насельники их укрывались в городе. Сами же монастыри подвергались разорению и гибли в огне — как в 1382 г. при карательном походе хана Тохтамыша и в 1408 г. во время нашествия орд Едигея. Даже если бы в монастыри отряжались гарнизоны, на деревянных низких стенах они не могли бы вести долгую оборону. Хотя, надо заметить, сами монахи нередко были отличными воинами. По-видимому, большая часть монастырской братии состояла в те времена из людей служилого сословия, в том числе высшего — боярского. Многие принимали постриг на склоне лет, вырастив детей, но уходили в монастыри и юные отпрыски аристократии. А владение оружием для них было делом естественным. Боярский сын Сергий Радонежский теоретически должен был обучаться в детстве владению мечом. Как и Кирилл Белозерский, и митрополит Алексий, и даже Андрей Рублев. Что же говорить о тех, кто подавался в монахи, буквально слезая с боевого коня, уходя с княжеской службы. Они просто меняли меч стальной на меч духовный, как бывшие брянские бояре иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Есть, например, предание, как в 1440 г. при очередном татарском набеге на Москву схимник Крестовоздвиженского монастыря (в районе современной Воздвиженки) вооружил братию. Соединившись с московской ратью, монахи отбили у татар русских пленников. А при более поздних штурмах и осадах монастырей иноки помогали воинским гарнизонам в обителях отражать врага. В XVI в. московские правители, вынужденные вести оборону государства с востока, юга и запада, начинают присматриваться к крупным монастырям, сознавая необходимость их укрепления. Во-первых, накопленное там за долгие годы добро привлекало захватчиков. Во-вторых, в этом был стратегический момент. Монастыри, расположенные в южном «подбрюшье» Москвы, на самых опасных направлениях, становятся своеобразными фортами — вспомогательными оборонными пунктами на отдалении от основных городских укреплений: Новодевичий, Данилов, Симонов, Новоспасский, Донской.

http://pravoslavie.ru/81836.html

– «Сказания и повести о Куликовской битве, М., Наука, 1982, с. 346–47»). 4 . «Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского». Автор не знает элементарного исследовательского принципа: отсутствие какого-либо факта в том или ином документе не является аргументом против достоверности этого факта, а лишь поводом для изысканий и объяснений. Житие преподобного Сергия было написано Епифанием Премудрым в 1418 г. и в 40-е годы того же столетия было переработано Пахомием Лагофетом. Текст состоит из нескольких десятков страниц. Он не вместил и сотой доли того, что совершил великий святой. Приведу только три примера. В Житии, составленном Епифанием Премудрым , ничего не говорится о миротворческих делах преподобного Сергия, которые оказали влияние на процесс объединения русских княжеств под властью Московского великого князя Димитрия Иоанновича. Так в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Константиновича повиноваться великому князю Димитрию Иоанновичу, требовавшему возвращения ему Нижнего Новгорода. Преподобный Сергий примирил с великим князем Московским и Рязанского князя Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сношения с врагами русской земли. Димитрий Иоаннович, следуя заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примирению. В 1385 году смиренный игумен пешком отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Рязанский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и заключил с великим князем мир. Не сказано и том, что преподобный Сергий был восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Даже духовная князя скреплена подписью преподобного. В ней был навсегда установлен порядок владения великокняжеским престолом: власть великокняжескую должен был наследовать старший сын. 5 . Лев Рудольфович пишет: «В синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби)». Неужели автор никогда не слышал, что святые значатся не в синодиках, а в патериках? С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пожалуйста, запомните мои слова: вы нам всем нужны. Вы несете особое служение людям — вы помогаете им быть добрыми, преодолевать свой эгоизм, раскрывать свое сердце навстречу другому человеку». Его Святейшество также поблагодарил руководителей, педагогов и всех тех, кто заботится о детях. Он оставил запись в книге почетных гостей: «Болезнь и физическая ограниченность не могут ограничить бессмертный человеческий дух. Я сердечно благодарю всех, кто трудится в этом святом месте, помогая детям сохранить силу духа и побеждать физический недуг». Богослужебное творчество и канонизация святых За почти уже восемь лет служения Святейшего Патриарха на первосвятительской кафедре активно велось богослужебное творчество. Ежегодно разрабатывались новые и утверждались уже имеющиеся молитвенные чины. Были написаны и утверждены 15 текстов служб, в частности священномученику Вениамину Петроградскому и иже с ним пострадавшим, святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, святому благоверному князю Владиславу Сербскому, священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому, святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому, священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, новомученикам и исповедникам Радонежским, служба и акафист святому преподобному Серафиму Вырицкому. Также утвержден акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица», служба Божией Матери в честь иконы Ее «Свенской-Печерской» и т.д. Священный Синод утвердил тексты тропарей, кондаков и молитв 11 лицам и иконам, в частности святому праведному Павлу Таганрогскому, священномученику Владимиру Амбарцумову, Божией Матери перед иконой Ее «Косинская», святым благоверным князем Петру и Февронии, Муромским. Кроме того, были утверждены 6 новых редакций текста акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша», акафиста праведному Иоанну Русскому, Честному и Животворящему Кресту Господню и др. Канонизированы для общецерковного почитания 33 святых, в числе которых — праведный Евгений Боткин (врач царской семьи) и преподобные Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Феофил, Христа ради юродивый, Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, праведный Павел Таганрогский, святая праведная княгиня София Слуцкая, святой благоверный князь Ярослав Мудрый и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4685455.ht...

Воин-схимник Андрей участвовал в исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою. Но по другой версии он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана. Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета. Подвиг Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве, но об Ослябе древнейшие известные рассказы умалчивают. Его имени нет ни в большинстве летописных списков убиенных на Куликовом поле, ни в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби говорит и «Повесть о Мамаевом побоище». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. Со временем над останками преподобных были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-chtut-pa...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 380 опубликовано: 21 сентября 2008г. АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Родион Ослябя) - см. Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские . Рубрики: Агиография Ключевые слова: Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) Андрей (Родион Ослябя) Радонежский - см. Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские См.также: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/115310.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Сергиева Лавра. 1949.] Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Монахиня Иулиания (Соколова). Роспись Серапионовой палаты. Троице - Сергиева Лавра. 1949 г. Файл 3911.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 178 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (220) , (2) . Описание: [Москва. XVI.] Напутствие Преподобного Сергия Радонежского Пересвету и Ослябе. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Файл 3912.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (193) , (1) . Описание: [Москва. Ок. 2004.] Свв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Слободниченко П. (выпускник Иконописной школы 2004 г.) Икона. Сергиев Посад. Около 2004 года. Файл 3913.jpg:   Размер: 1200x1106, 1.33 MPix, 244 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (335) , (8) .

http://pravicon.com/icon-1177-photo

При столичном храме преподобного Сергия Радонежского открылся духовно-спортивный клуб Москва, 20 декабря 2018 г.      При столичном храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле открылся духовно-спортивный клуб (центр) «Андрей Ослябя», ставший первым в рамках масштабной программы по созданию спортивных клубов при православных храмах России. Данная программа реализуется совместно Движением «Сорок Сороков» и Патриаршей комиссией по физической культуре и спорту, сообщает Фома.Ru со ссылкой на пресс-службу «Сорок Сороков».      Принявший участие в открытии клуба митрополит Рязанский и Михайловский Маркпровел параллель между путями спортсмена и православного христианина. Первый идет к победе через аскезу, труд, преодоление — и второй тоже. Но если первый следует этому пути недолгую спортивную жизнь, то второй идет к победе духа до самой смерти. В свою очередь, епископ Бронницкий Парамон обратил внимание, что русские воины всегда славились не только силой, но духом, который давал возможность одолеть более сильного противника.      «Занимаясь спортом при храмах, дети будут получать не только спортивную и физическую подготовку, но также будут окормляться духовниками храмов, воспитываться на примерах своих великих соотечественников и в соответствии с традиционными и патриотическими ценностями», — отмечают в Движении «Сорок Сороков».      Совместная программа Движения «Сорок Сороков» и Патриаршей комиссии по физкультуре и спорту, принятая в июне 2018 года, предусматривает создание духовно-спортивных (клубов) центров при православных храмах, в которых молодежь помимо спортивных навыков сможет приобрести духовно-нравственный опыт, вырваться из социально неблагополучной среды и социализироваться в обществе. Фото пресс-службы Движения «Сорок Сороков» 20 декабря 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/118070.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010