В Ярославской области освящен памятник иноку Пересвету работы Церетели 26 сентября 2005 г. 17:32 В поселке Борисоглебский Ярославской области в понедельник был открыт и освящен памятник герою Куликовской битвы Александру Пересвету, передает «Интерфакс». В церемонии открытия приняли участие полпред президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко , губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын и автор монумента. Освятил памятник архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. «Иноки обители Живоначальной Троицы Александр Пересвет и Андрей Ослябя по велению Сергия Радонежского вступили в ряды воинства Дмитрия Донского и сложили головы во время Куликовской сечи. По преданию, Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре», — напомнил архиепископ. В скульптурной бронзовой композиции, созданной президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, Пересвет запечатлен стоящим, в его правой руке — крест, в левой — копье. Высота фигуры — три метра. Открывая памятник, скульптор отметил, что в ближайшее время он привезет в подарок поселку еще один монумент — основателю Борисоглебского монастыря святому Иринарху-Затворнику. Обе скульптуры были сделаны по просьбе жителей поселка. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/50562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА († 21. 12. 1237), кнг. рязанская. Её имя встречается в поздних редакциях (не ранее рубежа XIV-XV вв.) «Повести о взятии Рязани Батыем» (в составе «Сказания об образе свт. Николы Заразского»), где именуется Ростиславной и названа матерью рязанского кн. св. блгв. Георгия , к-рого отождествляют как с Юрием Игоревичем, так и с его племянником Юрием Ингваревичем. Согласно «Повести», А. вместе со всей жен. половиной рязанского княжеского семейства была усечена мечом во время взятия Рязани войсками хана Батыя 21 дек. 1237 г. и погребена в рязанском соборе Успения Богоматери. В некоторых агиографических источниках упоминается как св. блг. княгиня ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 661). Ист.: Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском [тексты]//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 290, 292, 296, 353-355, 373, 375-376, 384-386, 388-390. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/63412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА согласно надписи на гробнице в Успенском соборе владимирского Успенского Княгинина мон-ря , цитируемой Н. М. Карамзиным , вел. кнг. владимирская, первая супруга св. блгв. вел. кн. владимирского Александра Ярославича Невского . Поскольку, судя по дате рождения св. блгв. кн. московского Даниила Александровича (1261), Александр Невский, вероятнее всего, был женат дважды, допустимо предположить, что поздняя надгробная надпись отражает более раннюю местную монастырскую традицию. В таком случае А. была той дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?), на к-рой Александр Ярославич женился в 1239 г. (НПЛ. С. 77). Год преставления А. неизвестен, ее гробница была почитаемой, но ни общецерковной, ни местной отдельной канонизации А. не было. Ее имя внесено в нек-рые труды о подвижниках благочестия ( Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 168, 654). После установления Собора Владимирских святых в 1982 г. имя А. стало включаться в список святых соборного празднования, но не во всех изданиях, вероятно из-за скудости сведений о ее жизни. Ист.: Карамзин Н. М. История Государства Российского. М., 1992. Т. 4. С. 55, 215; НПЛ. Лит.: Леонид (Кавелин). Святая Русь; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Ноябрь. С. 120-121. игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/64428.html

На месте монашеского пострига инока Александра (Пересвета) будет установлен памятник Москва, 23 сентября 2005 г . Открытие памятника воину Пересвету работы Зураба Церетели состоится в поселке Борисоглебский Ярославской области 26 сентября этого года по случаю 625-летия Куликовской битвы, сообщает " Интерфакс-Религия " со ссылкой на Российскую академию художеств. Иноки обители Живоначальной Троицы Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) по благословению Преподобного Сергия Радонежского вступили в ряды воинства Димитрия Донского и сложили головы во время Куликовской сечи. По преданию, Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисо-Глебском монастыре (на территории нынешней Ярославской области). В скульптурной бронзовой композиции, созданной президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, Пересвет запечатлен стоящим, в его правой руке крест, в левой – копье. Высота фигуры – 3 метра . 23 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14634.html

На месте монашеского пострига инока Пересвета будет установлен памятник 22 сентября 2005 г. 17:21 Открытие памятника воину Пересвету работы Зураба Церетели состоится в поселке Борисоглебск Ярославской области 26 сентября этого года по случаю 625-летия Куликовской битвы, сообщили в четверг в Российской академии художеств. Иноки обители Живоначальной Троицы Александр Пересвет и Андрей Ослябя по велению Сергия Радонежского вступили в ряды воинства Дмитрия Донского и сложили головы во время Куликовской сечи. По преданию, Пересвет принял монашеский постриг в ростовском Борисоглебском монастыре (на территории нынешней Ярославской области). В скульптурной бронзовой композиции, созданной президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, Пересвет запечатлен стоящим, в его правой руке крест, в левой — копье. Высота фигуры — 3 метра. Интерфакс Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/41322.html

Конечно. Это результат коалиционной войны, которая ведется без особых правил. Стоит вспомнить, что в Первую мировую войну были применены нервно -паралитические газы, а это ничуть не меньше, чем ядерное оружие для Второй мировой войны. Тотальные войны велись на уничтожение. А в предыдущих войнах сохранялся элемент агона, состязательности. Достаточно вспомнить, как поэтизировали войну 1812 года и русские, и французские офицеры. То, что корпуса Мюрата и Милорадовича сражались на поле брани, не мешало командующим встречаться между сражениями и даже беседовать. И когда такие авторы - публицисты, вроде Ореха, провокационно утверждают, что битвы Пересвета с Челубеем не было и т.п. они показывают то, что совершенно не знакомы со спецификой прошлого нашей страны и других народов. Мало сказать, что Сергий Радонежский не благословил Пересвета и Ослябю на Куликовскую битву, или что Пересвет и Ослябя не были монахами, но ведь это не говорит о том, что этих личностей не было и не было самого поединка! И Пересвет и Ослябя - реальные личности, они участвовали в Куликовской битве, и их имена занесены в список наиболее знатных воинов, погибших на Куликовом поле. Но надо иметь в виду, что поединок Пересвета и Челубея тоже сохранял элемент соревновательности, состязательности. И нет ничего обидного для современных татар, что Челубей проиграл поединок, а Ордынские войска потерпели поражение на поле Куликовом. В то время решался вопрос гораздо более важный: какой народ возглавит объединительное движение в степях Евразии и восточной Европе. Победили русские, и Россия возглавила единое государство. Кстати, и татаро - монгольское иго и последующее подчинение Казанского ханства Москве нельзя трактовать в тех терминах, как делает господин Орех. Он пишет: Сначала татары поработили Русь, а потом Русь поработила татар...На самом деле термин " порабощение " невозможно употреблять к отношениям того времени. Конечно, формы зависимости Руси от Орды были довольно тяжелыми, но затем осталась только данническая зависимость.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Могу ли я забыть, как она «священнодействовала», как восторгалась и как умела и нас заразить своим восторгом?! О эти вечера в нашем бедном, но до чего же уютном домике! Сколько раз и в каких нечеловеческих условиях я их вспоминала! Маленький «Луксор»! Ты приобщил меня к музыке Бетховена, Чайковского, ты дал мне возможность слушать оперы из Москвы и, наконец, ты (вернее, воспоминание о тебе) отогнал от меня Смерть, уже занесшую свою косу: в 1942 году в застенке барнаульской внутренней тюрьмы. Вандалы еще не перевелись Но то, что я увидела теперь, вызвало не столько горе или негодование, сколько отвращение. Посреди двора были собраны все сельхозмашины: сеялка, плуги — простые и четырехкорпусные, распашники, бритвы, культиваторы… Несколько типов навешивали на них ярлыки: один срывал с подрамников картины, нарисованные моей любимой двоюродной сестрой Ирой, очень талантливой художницей; другой разрывал холсты на части, а остальные писали на них номера и вешали ярлыки на машины. Меня передернуло, когда разрывали портрет моего отца, написанный Ирой незадолго до его смерти: седой смуглый старик сидит за столом с газетой в руках; перед ним — недопитый стакан чая. Портрет очень удался: глаза смотрели ласково, с чуть заметной усмешкой, а еще густые серебристые волосы крупными кольцами обрамляли высокий гладкий лоб, пересеченный лишь одной вертикальной чертой у переносицы, на котором выделялись прямые, лишь слегка тронутые сединой брови. На мелком инвентаре висели ярлыки, сделанные из картины, на которой изображен Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского в канун Куликовской битвы. Ира подарила эту картину мне ко дню именин (как известно, святая Ефвросиния, княгиня Суздальская, и святой Сергий Радонежский — 25 сентября). Я остановилась и рассмотрела обрывки: Ослябя и Пересвет, склонившиеся на свои мечи, были привешены к бороне «Зиг-заг», а простертые руки святого Сергия, благословляющего меч Дмитрия, на пятирядной сеялке. К чему такой вандализм? Этот вопрос можно было бы задавать еще много-много раз.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

И ещё решили не ждать Орду у московских стен, а сойтись с ней в поле лицом к лицу, дать ей бой, пока не встретилась с союзниками. К тем князьям, которые ещё не прибыли, Дмитрий Иванович шлёт гонцов с приказом собираться не в Москве, как было условлено, а в Коломне. День сбора — 25 августа. Издавна Коломна была крепостью, прикрывавшей Москву с юга. Василий Тупик, один из разведчиков, прислал князю сообщение: войско Мамаево уже к Оке подходит, хоть не быстро, но в начале сентября должно встретиться с Олегом и Ягайлой. Дорог был каждый день. Князь Дмитрий Иванович понимал это. 20 августа вся собранная рать выступила из Москвы. Бабы, девки, старцы сутулые, мальцы конопатые — смотрели из-под руки на уходящее войско. Молча смотрели. Не кричали, не двигались. Ратники нет-нет да оборачивали головы. Видели сомкнутые губы, льняные волосы, голубые глаза. Много глаз. Целое море. Печальное море. В глазах один вопрос: кто из вас воротится, милые?.. Молодуха какая-то завопила, с места рванулась. — Васятушка!..— полетел её крик. Будто ветром колыхнуло головы ратников. Бабы подхватили молодуху под руки: — Молчи, молчи… А Васятушка-то — белобрысый, востроносый парень — встрепенулся было. — Куда?! — сдержали его воины постарше. Шло войско. И реяло над ним чёрное с золотом знамя князя Дмитрия. В лучах заходящего солнца сверкали островерхие шлемы княжеских дружин, копья и бердыши простых бойцов. Разный шёл люд: богатый и бедный, старый и молодой. У иных не было ни кольчуг, ни ратного оружия — шли с топорами, колами да рогатинами. Шли кузнецы, пахари, сапожники, портные. Откуда им взять кольчугу? Шли в привычной одежде. Полагались на свою силу и ловкость. Уходили с войском и два монаха богатырского сложения — Александр Пересвет да Родион Ослябя. Прислал их с благословением русского воинства игумен Сергий Радонежский. Шли тысячи, тысячи, тысячи… Никогда ещё не видала Москва такого большого русского войска. Долго смотрели ему вслед старцы, женщины, дети. А пыль на дороге клубилась, клубилась и никак не могла улечься. Дон, Дон, Дон…

http://azbyka.ru/fiction/na-pole-kulikov...

В Южной Африке состоялось открытие и освящение памятника русским морякам 6 мая 2005 г. 15:47 Первым кораблем, зашедшим в порт Кейптауна в 1808 году, был шлюп «Диана», которым командовал известный русский мореплаватель и ученый вице-адмирал В.М. Головнин. В 1853 году в Саймонстаун заходил знаменитый фрегат «Паллада» под командованием капитана И.С. Унковского. На борту корабля находилась российская дипломатическая миссия, направлявшаяся на Дальний Восток. Миссию возглавлял вице-адмирал Е.В. Путятин, которого в качестве секретаря сопровождал известный русский писатель И.А. Гончаров. В 1865 году в порту Кейптауна бросил якорь русский фрегат «Дмитрий Донской», приписанный к Кронштадту и совершавший плавание по Атлантике. Согласно судовому журналу, два матроса с «Дмитрия Донского» были похоронены на кладбище в Саймонстауне. В 1904 году мимо Кейптауна прошла самая большая на тот момент военная эскадра, когда-либо огибавшая Африку. Среди кораблей были броненосцы «Суворов», «Бородино», «Ослябя», крейсеры «Аврора», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов» и многие другие. Тысячи русских моряков во главе с адмиралом З.П. Рожественским шли на Дальний Восток, к Цусиме, сражение при которой стало одной из самых трагичных страниц в истории русского флота. Из-за сложных дипломатических отношений с Англией в порт Кейптауна зашел только морской госпиталь «Орел». В Кейптаунском военно-историческом музее хранится копия с записки, найденной в бутылке, брошенной с одного из судов эскадры адмирала Рожественского: «Идем умирать, просим помолиться за нас». Открытие и освящение памятника, который был сооружен стараниями и попечением Посольства Российской Федерации в Южной Африке, приурочено к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. После открытия памятника на территории военно-морской базы ВМФ ЮАР в Саймонстауне состоялся парад и награждение граждан Южно-Африканской Республики — ветеранов Второй мировой войны, участников Северных морских конвоев 1941 - 1945 годов российской юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне». В церемонии приняли участие члены правительства ЮАР, представители руководства провинции Западный Кейп, мэрии Кейптауна, военный атташат, послы России, Украины, Беларуси. Посол Российской Федерации А.А. Кушаков принял рапорт начальника Почетного караула. Оркестр ВМФ ЮАР исполнил Государственные гимны России и Южноафриканской Республики. По благословению председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла освящение памятника было совершено настоятелем храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге священником Иоанном Лапидусом, сообщает Служба Коммуникации ОВЦС МП. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6137.html

А есть противоположный миф, что наоборот, это язычники сопротивлялись, что на татаро-монгольском иге с нашей стороны вышли язычники, что отлучённый от Церкви князь с язычниками богатырями Пересветом и Ослябей по благословению волхва Сергия Радонежского. Сергий Радонежский был с бородой и жил в лесах – очевидно, волхв, всё логично. Пересвет и Ослябя были же какими-то воинами, но как же: мы знаем, что монахи – это же слабаки, как они могут быть воинами. Другая ещё опасность, помимо общей истории – это общее настоящее, я около 8 календарей различных неоязыческих насчитал. Очень живучий календарь в сети называется Колядодарь, там летоисчисление подлинное 7,5 тысяч лет назад, с момента сотворения мира в Звёздном храме. Совпадает с библейским летоисчислением, но библейское это же украло все, а на самом деле летоисчисление от сотворения мира в Звездном храме – это дата, когда древние русы победили китайцев. Мы с ними долго воевали. Знаете, почему на гербе России белый богатырь побеждает змея, что это за змей? Это дракон китайский на самом деле, и он оттуда восходит, когда 7.500 лет назад древние русы победили китайцев и возвели Китайскую стену, чтобы китайцы к нам не лезли. Сибирская Русь и Тартария – они очень близки к комплексу мифов. Сибирская Русь – это просто сепаратизм; а Тартария – она о том, что Китайскую стену мы построили что нам 7.500 лет и так далее. В общем, календари разные, праздники разные, вплоть до того, что даже Масленицу они могут праздновать, когда хотят, кстати. Один из жрецов (кстати, жрец атеист) говорит, что люди имеют право отмечать Масленицу хоть осенью. Это когда мы к ним предъявляли претензию: а что вы Масленицу смещаете? Во-первых, они говорят, что Масленица – это праздник весеннего равноденствия, но празднуют ее не в день равноденствия, потому что это не очень удобно, середина недели, типа давайте перенесём, когда удобно. Плюс искажение языка: это что православие «славь и правь», и там целый комплекс других слов, это высмеивание логики православия: славь и правь. Там есть много других слов: варяги варили соль и так далее. В общем, искажается язык и игнорируются целые пласты традиционной русской культуры. Ну, понятно, что иконопись – это не наше, не родное, более того, многие их специально уничтожают. Например, у Добровольского при раскрещивании важно было уничтожать иконы: либо разрезать, либо сжигать, либо разорвать, вот это один из наиболее популярных обрядов неоязыческих – раскрещивание. Если человек был крещён, надо публичное поругание христианских образов каких-то. Колокольный звон – они на него не акцентируются, русскую духовную поэзию они игнорируют, русские сказки, в которых однозначно православные символы, тоже их просто либо переиначивают, либо вымарывают, былины могут пересказать иначе. Хотя в былинах христианских символов просто полным-полно, вплоть до того, что половина богатырей под конец своей карьеры уходит в монастыри, это прямо в тексте былины присутствует.

http://azbyka.ru/video/jazychestvo-v-sov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010