“Крепко сражайтесь с погаными, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство” По преданию, Сергий Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития, но к тому времени все возможности были уже исчерпаны. Вражеское войско надвигалось и хотело лишь одного: победы. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». И благословил двух своих монахов – бывших воинов – отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя . Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство». Лисснер Эрнест Эрнестович. Троице-Сергиева лавра (Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Ивановича, отправляющегося на битву с Мамаем)      Сражение проходило на Куликовом поле, между реками Дон и Непрядва, и началось (бывают ли в истории просто «совпадения»?) 8 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Дружина отговаривала князя Дмитрия Ивановича принимать непосредственное участие в сражении, потому что в то время это практически неминуемо означало его гибель. На это князь ответил: «Да како аз возглаголю: “Братья моя, да потягнем вси соодиного!” – а сам лице свое почну крыти и хоронитися назад? Не могу в том быти, но хощу яко же словом, такожде и делом напреди всех и пред всими главу свою положити за свою братью и за вся крестьяны, да и прочии, то видевше, приимут с усердием дерзновение». «Сказание о Мамаевом побоище» передает слова Дмитрия Ивановича войску перед сражением: «Отци и братиа моа, Господа ради подвизайтеся и святых ради церквей и веры христианскыа, сиа бо смерть… нъ живот вечный; и ничтоже, братие, земнаго помышляйте, не уклонимся убо на свое, о воини, да венци победными увяземся от Христа Бога и спаса душам нашим!»

http://pravoslavie.ru/82259.html

Вот здесь происходит рождение православного имперского сознания на Москве. И символично, что потом, при сыне Димитрия Донского Василии Димитриевиче, посольство в Константинополь в 1398 г. возглавит тот самый Андрей Ослябя, один из героев Куликовской битвы, который лежит в Старом Симонове вместе с Пересветом. Его великий князь пошлет в Царьград для переговоров с Константинопольским патриархом. Приемлется, принимается. И когда Василий Димитриевич, еще молодой и неопытный, в 1393 г., через четыре года после смерти Димитрия Донского, неосторожно говорит в одном из своих посланий: «Патриарха Константинопольского знаем и признаём, а императора не призна ё м и знать не хотим» (сказал вот так неосторожно), он получает великолепную отповедь Вселенского Константинопольского патриарха Антония IV, который говорит: нет, сын мой, если ты православный, значит, ты подданный императора; если Русь православная, значит, она часть православной империи. Причём это говорится в той самой православной Византийской империи, которая находится на обрыве, на грани исторического слома, на грани коллапса, а сознание, что такое православная империя, что все православные входят в эту православную империю, есть. Что это значит? Это означает вселенская, вселенская не в смысле кафолическая (кафолон означает «всё во всём»), но именно в смысле экуменическая, в хорошем, здоровом смысле: все входящее в состав империи. Пространство православия совпадает с пространством империи, и по мере того, как империи становится всё меньше на Босфоре, её всё больше становится в Москве, происходит плавное перетекание. К тому моменту, когда империя в Константинополе прекращает существование, она уже продолжает существование на Руси, и осуществлено это святым князем Димитрием Донским, Преподобным Сергием Радонежским, святителем Киприаном, его продолжателем святителем Фотием. То есть именно Церковь является главным инструментом и главным организмом построения имперской православной государственности на Руси. И это естественно, потому что в православной восточной парадигме отношение Церкви и государства всегда именно такое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

7 . Исаакий Молчальник. Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. По отзыву летописца, преподобный Исаакий отличался незлобием, необыкновенной кротостью и послушанием, любил читать Священное Писание и, смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез. Он удостоился видеть Ангела, сослужившего преподобному Сергию, скончался зимой 1388 года, за три года до кончины своего блаженного наставника, и погребен близ Троицкого собора к востоку. 8 . Макарий, соучастник Исаакия в видении Ангела. 9 . Келарь Илия, «старец добрый и послушный»; скончался 1384 года, на Троицкой неделе. 10 . Экклесиарх Симон, видевший благодатный огонь, которым причащался преподобный Сергий. О нем с похвалой отзывался сам преподобный. 11 . Игнатий, вскоре после смерти преподобного Сергия удостоившийся видеть его стоящим в церкви на своем месте и поющим с братией. 12 и 13. Варфоломей и Наум, известные по явлению преподобного Сергия во время осады лавры. 14 и 15. Александр Пересвет и Андрей Ослябя, названные в древних рукописных святцах преподобномучениками. 16 . Иоанникий, не упоминаемый в житии, но изображенный на древней иконе вместе с другими учениками преподобного Сергия. 17 . Епифаний премудрый , также изображен купно с своим наставником и прочими его учениками на иконе Троицкого собора. Епифаний впоследствии был духовником в обители Сергиевой и оставил нам описание жития своего великого старца. Это был человек образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития преподобного Сергия, похвальное ему слово, житие и похвальное слово в честь святителя Стефана Пермского, с которым он вместе жил в молодости своей в Ростове, в монастыре Григория Богослова , именуемом «Затвор». 18 . Никон, подобно Михею удостоившийся сожития в одной келлии с святым старцем и бывший потом его преемником по игуменству. Древний жизнеописатель, говоря о его строго подвижнической жизни, выражается, что его имя «яко священие некое обношашеся» еще во время его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Е. Грачева: Владыка, пользуетесь ли Вы банковскими картами? Можно ли православному человеку работать в банке? Митрополит Иларион: Конечно, я пользуюсь банковскими картами и не вижу, почему православный человек не может работать в банке. Я знаком с целым рядом банковских работников, многие из них являются православными людьми. Е. Грачева: Нужно ли и можно ли монахам идти служить в армию? Митрополит Иларион: Монахам не нужно и не следует идти служить в армию, за исключением особых обстоятельств. Мы знаем из истории, что среди учеников преподобного Сергия Радонежского были два схимонаха, которые участвовали в боевых действиях, и они прославлены в лике святых. Это Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Е. Грачева: Что такое любовь и как ее отличить от влюбленности? Как тут не ошибиться? Митрополит Иларион: Любовь — это чувство, которое сохраняется вне зависимости от внешних обстоятельств и имеет жертвенный характер. Влюбленность может прийти и уйти. Влюбленность перерастает в любовь, во-первых, со временем, во-вторых, после того, как двое любящих людей пройдут вместе через какие-то испытания и останутся друг другу верны, а в-третьих, конечно, любовь испытывается временем. В этом — тайна брачного союза. Когда жених и невеста встречаются, они как правило молодые, внешне друг для друга притягательные, но эта внешняя притягательность со временем либо должна пройти, либо она перерастет во что-то совсем другое: в какую-то внутреннюю, эмоциональную, духовную близость. В православном понимании брачный союз — это именно тот союз, который основан на прочной, долгосрочной и жертвенной любви. Е. Грачева: Как быть человеку, который любит своего супруга, живет с ним давно, но на него нахлынуло чувство влюбленности к другому человеку? Митрополит Иларион: Если это супружеский союз, то любая влюбленность за рамками этого союза несет ему угрозу. Поэтому человек должен работать над собой для того, чтобы этого просто категорически не допускать. Е. Грачева: Спасибо большое, владыка, за то, что ответили на наши вопросы и на вопросы телезрителей.

http://patriarchia.ru/db/text/5912900.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ творческое объединение художников и гос. учреждение, осуществляющее научно-методическое руководство и подготовку кадров в области изобразительного искусства и архитектуры АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123030.html

Одной из воинских частей присвоят имя героя Куликовской битвы 17 августа 2006 г. 19:27 «Решается вопрос о присвоении имени Пересвета одной из воинских частей Московского округа. Думаю, это произойдет в ближайшее время», — сообщил в четверг на пресс-конференции замначальника по воспитательной работе Главного командования внутренних войск МВД России генерал-майор Виктор Скрябин. По его словам, возродить традицию, когда не только боевым кораблям, но и воинским подразделениям давались имена прославленных героев, решено к 626-летию Куликовской битвы, которое будет отмечаться 21 сентября. «Командиры уделяют особое внимание воспитанию военнослужащих на исторических, православных традициях служения Отечеству, укреплению воинской дисциплины», — отметил Скрябин. Он также подчеркнул, что военно-патриотическая работа МВД ориентирована на всю молодежь страны, независимо от национальности и вероисповедания, и что годовщина Куликовской битвы - это именно «общегосударственное событие». «Это было величайшее сражение в истории России. На Куликовом поле зародилась наша армия и государство, а в подвигах Александра Пересвета и Андрея Осляби — пример беззаветного героического служения Отечеству», — добавил генерал-майор. Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатных бояр Брянского княжества. Согласно летописям, «закаляя дух в посте и молитве, тело совершенствовали в ратных упражнениях под руководством опытных наставников». Благословляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, Сергий Радонежский благословил на смертный подвиг за Отечество и двоих схимонахов Пересвета и Ослябю, которые были учениками преподобного старца. Согласно преданию, именно поединок Александра Пересвета и ханского воина Челубея, в котором погибли оба богатыря, положил начало Куликовской битве. После сражения, по распоряжению Великого князя, тела Пересвета и Осляби в дубовых колодах перевезли в Москву и предали земле у храма Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре — чтобы воины и народ, видя их могилы, «воспламенялись духом доблести». РИА «Новости» /Патриархия.ru   Календарь ← 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/133429.htm...

Известно, что в битве с татарами участвовали иноки Троицкого монастыря: Пересвет, в монашестве Александр, и Ослябя, в монашестве Андрей. Это были опытные воины, настоящие богатыри, которые сами попросили Сергия отпустить их в войско. Старец благословил их на битву. По преданию, с поединка между Пересветом и татарским бойцом Челубеем началась Куликовская битва. Князь Московский знал о приближении Мамаева полчища к русской границе. Дмитрий не стал ждать, пока Мамай опустошит его землю и соединится с литовскими войсками князя Ягайлы. Он смело выступил навстречу ему в татарские степи. Битва с татарами произошла на поле Куликовом 3 , между Доном и Непрядвой, 8 сентября 1380 года. Многие пали в том бою. Сам князь Дмитрий был ранен. Несмотря на это, русские одержали непростую, но очень важную по своему символическому значению победу. Куликовская битва стала прологом к освобождению Руси от монголо-татарского ига, которое пало спустя сто лет после сражения. Возвратившись домой с победой, князь Дмитрий хотел исполнить данный Богу обет — основать монастырь, посвященный Пресвятой Богородице. За помощью он обратился к Преподобному Сергию. Для строительства обители было выбрано красивое место на берегу реки Дубенки. Здесь был возведен храм, освященный Преподобным Сергием в честь Успения Богородицы, и кельи для братии. Игуменом обители Сергий поставил своего ученика Савву, «мужа весьма добродетельного». До наших дней этот монастырь, к сожалению, не сохранился 4 . В след за тем Преподобный Сергий и его племянник преподобный Феодор (архимандрит Симоновский) убедили князя Дмитрия примириться с митрополитом Киприаном и дозволить ему приехать в Москву. В 1381 году митрополит возвратился и снял анафему с князя. Вскоре Киприан вместе с Преподобным Сергием крестили новорожденного сына князя Дмитрия, Ивана. Спустя год преподобный Феодор крестил второго княжича, Андрея Дмитриевича 5 . По словам современника, святой Сергий Радонежский мог тихими и кроткими словами действовать на самые жестокие и загрубелые сердца. Не раз он мирил враждующих и останавливал кровопролитие. В 1382 году хан Тохтамыш, ставший властителем Орды после поражения Мамая, организовал поход на Москву. Рязанский князь Олег, желая уберечь свое княжество от разорения, пропустил хана через свои земли, указал ему броды в Оке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Сб. ст./Ред.: А. Н. Наумов. Тула, 2003. 2 т.; Битва на Воже - предтеча возрождения средневек. Руси: Сб. науч. ст. Рязань, 2004; Дубровин Г. Е. Легенды об участии новгородцев в Куликовской битве и прусско-плотницкое крыло «Московской партии» Новгорода во 2-й пол. XV в.//НИС. 2005. Вып. 10(20). С. 75-95; Куликово поле и Донское побоище 1380 г. М., 2005; Куликово поле и Юго-Вост. Русь в XII-XIV вв.: Сб. ст. Тула, 2005; Куликовская битва в истории России: Сб. ст. Тула, 2006-2012. 2 вып.; Куликово поле: Большая иллюстр. энцикл. Тула, 2007; Реликвии Донского побоища: Находки на Куликовом поле. М., 2008; Podhorodecki L. Kulikowe pole, 1380. Warsz., 20082; Лаврентьев А. В. После Куликовской битвы: Очерки истории Окско-Донского региона в посл. четв. XIV - 1-й четв. XVI вв. М., 2011; Булычев А. А. Куликово поле: Живые и мертвые. Тула, 2014; Соколова Л. В. Первоначальна ли Краткая редакция «Задонщины»?: В связи с новейшими работами о взаимоотношении «Слова о полку Игореве» и «Задонщины»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 673-724; она же. Летописные повествования о Куликовской битве: К вопр. о взаимоотношении памятников//Там же. Т. 63. С. 305-353; Шеков А. В. К вопр. о времени включения ранних памятников Куликовского цикла в общерус. летописные своды//Рус. книжник - 2014: [Сб. РГБ]/Науч. ред. и сост.: А. В. Кузьмин. М., 2015. С. 113-128. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010