Андрей Кесарийский). Некоторые под этим " Ангелом " понимают проповедников Евангелия вообще. Другой Ангел возвещал падение Вавилона, под которым понимается обычно царство зла и греха в мире. Некоторые толкователи понимали под этим " Вавилоном " древний языческий Рим, напоявший все народы " вином блужения " , или идолопоклонства. Другие видят под этим символом лжехристианскую Империю, а под " вином блужения " – ложное учение религии (ср. Иерем. 51:7). Третий Ангел угрожал вечными муками всем тем, кто служит зверю и поклоняется ему и образу его, и примет начертание его на челе или руке. Под " вином ярости Божией " надо понимать тяжкие суды Божии, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, не растворенное водой. Поэтому гнев Божий, по своему сильному действию, уподобляется здесь нерастворенному вину. Нечестивые будут подвергнуты вечным мучениям, а Святые спасутся своим терпением. В то же время св. Апостол услышал голос с неба, говоривший: " Напиши: " Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними " . " Небесный глас " , объясняет это св. Андрей, " не всех ублажает, но тех только, которые, умертвя себя для мира, умирают в Господе, носят в теле своем мертвость Иисусову и состраждут со Христом. Для сих исход из тела, воистину, есть успокоение от трудов " . Тут мы находим также еще лишнее свидетельство о значении добрых дел для спасения, отрицаемого протестантами (ст. 6-13).Взглянув на небо, св. Апостол увидел сидящего на облаке Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвестили Ему, что жатва готова и созрел уже виноград. Тогда " поверг Сидящий на облаке серп Свой на землю, и земля была пожата " . Под этой " жатвой " надо разуметь кончину мира (ср. Матф. 13:39). В то же время Ангел поверг серп свой на землю и обрезал грозды винограда " и бросил в великое точило гнева Божия " . Под " точилом гнева Божия " разумеется место наказания, уготованное диаволу и его ангелам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Бог. Народ. Писание В Священном Писании дважды описывается довольно странная и таинственная картина: Господь вручает Своему проповеднику книжку и повелевает ее съесть. В первый раз такой эпизод встречается в книге Иезекииля. Пророк видит перед собой книжный свиток, исписанный внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе " (Иез. 2, 10). Далее он слышит повеление: съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву… напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе (Иез. 3, 1-3). А затем прибавляет: и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез. 3, 3). Второй раз мы встречаем подобный образ в Откровении Иоанна Богослова. Ангел подает тайнозрителю некую раскрытую книжку и говорит: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Отк. 10, 9). Пророк съедает книжку и действительно чувствует сладость на устах, но горечь во чреве. Что все это означает? Конечно же, вкушение книжки в общем символизирует призвание к пророческому служению. Отныне пророк будет говорить не свои слова, но Божии. Причем для Иоанна с этого момента начинается новый этап служения. Раньше он только записывал видения (см. Отк. 1, 11), а теперь соединяется со словом Божиим всем своим существом. Толкователи дают и другое осмысление вкушения книги: принять разумение увиденного (свт. Андрей Кесарийский), запомнить то, что было показано (свщмч. Викторин Петавийский), переработать в себе содержание книжки и усвоить его. ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны». Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/Авторская ...

Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Откр. 14:19–20. Иоиль 3:13. Испустите серпы, яко предстоитъ oбъuмahie винограда: внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются noдmoчuлiя, яко умножишася злобы ихъ. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв Откр. 15:1 И видхъ ино зhaмehie на небеси beлie и чудно, седмь Ангелъ имущихъ седмь язвъ послднихъ, зане въ тхъ скончается ярость Бoжiя. И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Этою главою начинается последнее, четвертое видение, обнимающее собою восемь последних глав Апокалипсиса (15–22-ю гл.) «Везде берет седмеричное число, означая тем, что дерзновенно соделанные в семь дней настоящей жизни неправды будут обуздываемы семью язвами и семью Ангелами» (св. Андрей, гл.45). Откр. 15:2. И видхъ яко море сткляно смшено со огнемъ, и побдившыя звря и образъ его, и haчepmahie его и число имене его, стоящыя на мори стклянмъ, имущыя гусли Бoжiя. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии. «Стеклянное море, по толкованию св. Андрея Кесарийского , означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость святых, добродетельными лучами которой они „просвтятся яко солнце“ – „воссияют, как солнце“ ( Мф. 13:43 ). А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: „когождо дло, яковоже есть, огнь искуситъ“, – „огонь испытает дело каждого, каково оно есть“ ( 1Кор. 3:13 ). Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по псаломскому изречению ( Пс. 28:7 ), имеет два свойства: одно – опаляющее грешных, другое, – как разумел Василий Великий , просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под огнем разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа; ибо в огне открылся Бог Моисею, и в виде огненных языков Дух Святой сошел на Апостолов. Гусли означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа» (св. Андрей, гл.45). Откр. 15:3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Диавол не перестанет гнать Церковь , но Церковь, имеющая два орлиных крыла – Ветхий и Новый Завет – скроется от диавола в пустыню, под которой можно понимать и духовную и чувственную пустыню, в которую скрывались и скрываются истинные христиане–подвижники. Святой Андрей Кесарийский говорит: «И так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» (гл. 35)., Откр. 12:15–16. И испусти за женою изъ устъ своихъ воду яко рку, да ю въ рц потопитъ. И поможе земля жен, и отверзе земля уста своя, и пожре рку, юже изведе от устъ своихъ. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Под этой «водой» св. Андрей понимает «множество или злых демонов, или различных искушений», а под землей, поглотившей эту воду, – «смиренномудрие святых, которые, говоря от сердца, „аз есть земля и пепел“ ( Быт. 18:27 ), тем самым расторгают все диавольския сети, ибо, как открыто Ангелом Божественному Антонию, ничто так не пресекает и не сокрушает силы диавола, как смирение» (35). Некоторые понимают под этим страшные гонения на Церковь от языческих императоров, и реки лившейся тогда христианской крови. Подобно реке, разливающейся по земле и поглощаемой ею, все злобные усилия сатаны рушились и исчезли без следа, когда христианство восторжествовало над язычеством при императоре Константине Великом . Откр. 12:17. И разгнвася на жену и иде сотворити брань со оставшимъ сменемъ ея, иже соблюдаютъ заповди Бoжiя и имютъ свидтелство Иисусъ Христово. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Это та непрерывная и многовековая борьба, которую повел диавол против всех истинных сынов Церкви по утверждении христианства на земле и которую он будет вести все в возрастающей степени до скончания мира, пока его усилия не истощатся и не окончатся в лице антихриста. Параллельные места к двенадцатой главе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И возопи гласомъ великимъ, яко левъ рыкая: и егда возгласи, глаголаша седмь громовъ гласы своя. И егда возгласиша (глаголаша) седмь громовъ гласы своя, хотхъ писати: и слышахъ гласъ съ небесе глаголющь ми. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. Св. Андрей Кесарийский полагает, что эти «седмь громовъ» – «семь громов» или «семь гласов» одного угрожающего Ангела, или семи других Ангелов, предвозвещающих о будущем. То, что они говорили, «теперь неизвестно, но будет потом изъяснено самым опытом и течением вещей». Окончательное познание и разъяснение того, что они возглашали, принадлежит последним временам (св. Андрей, гл.28). Некоторые полагают, что это – семь периодов в истории человечества: 1) Торжество Христианства над язычеством, 2) Великое переселение народов и крушение Римской империи, на месте которой возникают новые христианские государства, 3) Появление магометанства и крушение Византийской империи, 4) Эпоха крестовых походов, 5) Падение благочестия в Византии, покоренной исламом, и в Древнем Риме, где возобладал дух папизма, результатом чего явилось отступничество от Церкви в виде Реформации, 6) Революции и водворение всюду социальной анархии, из которой должен выйти «сын погибели» – антихрист и 7) восстановление римской, то есть всемирной, империи с антихристом во главе и кончина мира. Изображать вперед все эти события не было надобности, ибо они развертываются во времени. Откр. 10:5–6. И Ангелъ, егоже видхъ стояща на мори и на земли, воздвиже руку свою на небо и клятся Живущимъ во вки вковъ, Иже созда небо и яже на немъ, и землю и яже на ней, и море и яже въ немъ, яко лта уже не будетъ. И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

" И наполнися храм дыма от славы Божия и от силы Его " - чрез этот дым, говорит св. Андрей, " мы узнаем, что страшен, ужасен и мучителен гнев Божий, который, наполнив храм, в день суда посещает достойных его и прежде всего покорившихся антихристу и творивших дела отступления " . Это подтверждается и последующим, ибо говорит: " И никтоже можаше внити во храм, дондеже скончаются седмь язв седмих Ангел " – " сперва надлежит окончиться язвам " , то есть наказанию грешников, " а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде " (св. Андрей) (ст. 5-8). Глава шестнадцатая. Семь Ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет, поражение которого было прообразом поражения лжехристианского царства, которое выше (11:8) названо Египтом, а затем Вавилоном.Когда первый Ангел вылил чашу, " сделались жестокия и отвратительныя гнойныя раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его " . Эта эмблема взята, видимо, с шестой казни, поразившей Египет. По объяснению некоторых, здесь надо понимать телесную эпидемию. По толкованию св. Андрея Кесарийского, гнойные раны – это " происходящая в сердцах отступников скорбь, мучащая их наподобие сердечного нагноения, ибо наказуемые Богом никакого облегчения не получат от обоготворяемого ими антихриста " .Когда второй Ангел вылил свою чашу в море, вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Здесь понимаются кровопролитные международные и гражданские войны (ст. 1-3).Когда третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, вода в них обратилась в кровь. " И услышал я " , говорит Тайновидец, " Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков. Ты дал им пить кровь: они достойны того " . " Отсюда видно, – говорит св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

И падъ предъ ногама его, поклонихся ему: и глагола ми: виждь, ни: клевретъ ти есмь и бpamiй твоихъ имущихъ свидтелство Иисусово: Богу поклонися: свидтелство бо Иисусово есть духъ npopoчecmbiя. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Ангел, которому хотел поклониться св. Иоанн, запретил ему делать это, сказав: «Клевретъ ти есмь и бpamiй твоихъ имущихъ свидтелство Иисусово: Богу поклонися: свидтелство бо Иисусово есть духъ npopoчecmbiя» – «сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчестве». Смысл этих слов такой: не кланяйся мне, ибо я всего лишь твой сослужитель. Тот же Дух Святой, Который говорит и действует через Апостолов, в частности через св. Иоанна, проповедующего свидетельство об Иисусе, говорит и через Ангелов как через таких же посланников Божиих. «Твое достоинство таково же, как и мое,» – как бы так говорит Ангел: «ты, наделенный дарами Святого Духа, свидетельствуешь о словах и делах Иисуса Христа; а я, от Того же Святого Духа получив откровение будущих событий, сообщаю его тебе и Церкви. Иначе сказать, Дух свидетельства Христова есть Дух и пророчества, то есть того же достоинства». Св. Андрей Кесарийский отмечает здесь смирение ангелов, «которые не присваивают себе, подобно злым демонам, Божественную славу, но приписывают ее Владыке» (св. Андрей, гл.57). Откр. 19:11–12. И видхъ небо отверсто, и се, конь блъ, и сдяй на немъ Вренъ и Истиненъ, и Правосудный и Воинственный: очи же Ему еста яко пламень огненъ, и на глав Его внцы мнози: имый имя написано, еже никтоже всть, токмо Онъ Самъ. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, – говорит св. Андрей, – означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть «книга жизни», в которой написаны имена Святых». – «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» – мысль здесь та, что все люди, без всякого исключения, воскреснут и предстанут на Суд Божий. – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» – это сказано в том смысле, что прославленные и спасённые люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11–15). Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во второе Пришествие Христово после победы над дьяволом. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует апостол: «сама тварь освободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «как одежду. Ты переменишь их, – и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин» (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнём и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. – «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная, как бы невеста Господня, чистотой и добродетелями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но когда воспринял он содержимое в книге, горько должно было стать в сердце его от той участи, какая возвещалась там людям, и от сочувствия его к тем, на кого надвинулись бедствия, возвещаемые дальше в видениях. Ибо, как говорит св. Андрей, «святые, будучи сострадательны, радуются с радующимися и плачут, как говорит Божественный Дух, с плачущими ( Рим.12:15 )». И наконец, в объяснении слов: Подобает (Иоанну) паки пророчествовать – Андрей Кесарийский далее говорит: «Здесь показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но чрез Евангелие и сие Откровение надлежит блаженному даже до кончины мира предсказывать читающим о будущем, или что он не вкусит смерти – при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых» 253 . Глава 11 11-я глава продолжает и развивает видение предшествующей главы, предваряющее, как мы знаем, седьмую трубу ангела. И таким образом, самое место этой главы не позволяет относить содержание ее ко временам, для нас прошедшим, например эпохе гонений в греко-римской империи, как склонны были полагать западные толкователи и как многие у нас толкуют 254 , или ко временам XII–XVI веков, как с еще большей натяжкой и гордым произволом любили относить, в пылу борьбы своей, противники Рима. И мы увидим, что и по содержанию своему она должна быть опять-таки отнесена ко временам последним. 1–2. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. Первое, в чем выразилось вновь данное пророческое служение Иоанна, было приведенное поручение ему измерить храм тростью. Поручение это, как и снедение книги (о чем мы уже говорили) напоминает нам подобное же измерение храма у того же пророка Иезекииля (см.: 40–48-я гл.), предуказывавшее не только воссозидание разрушенного Навуходоносором Иерусалимского храма, но и основание Церкви новозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

«Обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому» ( Откр.1:12–13 ). Чуть позже Иоанн Богослов узнает, что эти семь светильников – это семь Церквей, которые «позолочены» Святым Духом. И наша Русская Православная Церковь тоже является золотым светильником. А православные храмы – это языки пламени в едином светильнике, горящем ради Сына Человеческого. «Облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» ( Откр.1:13 ). Подир – это длинная одежда первосвященников, доходящая до самых пят. Такие одеяния носили иудейские первосвященники и цари. И Христос стоит в длинной одежде до пят, облеченный в благодать и пронизанный славой Бога, потому что Он и по сей день является Первосвященником и продолжает Свое священническое служение как Ходатай за нас пред Отцом. Он вечный Посредник, через Которого мы имеем доступ к Богу Отцу. Почему Господь опоясан по груди золотым поясом? Пояс в древнем мире был знаком власти, наподобие погон у военных. Христос, будучи воистину совершенным человеком, первым не имеет похоти, Его тело полностью было покорно Его Духу, поэтому Он и препоясан поясом как знаком власти духа над телом. Христос имеет пояс на груди, показывая таким образом, что гнев в Его сердце сдерживается поясом истины. Как сказано: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ), то есть Его гнев ограничен Его справедливостью. Бог никогда не гневается больше, чем того требует справедливость. Истина Божия – драгоценнейшая, она драгоценней, чем человек, поэтому и сказано в Писании, что «суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Пс.18:10–11 ). «По персям опоясанного золотым поясом» в славянской Библии – «препоясана при сосцу поясом златым». Святитель Андрей Кесарийский объясняет: «Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но при сосцу – по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием, и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. Златым пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности». Святитель Андрей дает интересное объяснение: пояс Христа опоясывает две Его груди – Ветхий и Новый Заветы. Христос – Бог и Ветхого Завета (Он посылал пророков), и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010