И вот эта скиния, это особое место, вот эта небесная скиния, о которой мы читаем: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду…» ( Откр.15:5–6 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить земную скинию. Из этого храма вышли Ангелы, которые в знак своей чистоты, близости ко Христу, краеугольному камню и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду, или в чистый камень, как говорится в некоторых списках». Дальше сказано про этих Ангелов: «…и опоясанные по персям золотыми поясами» ( Откр.15:6 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Они опоясаны по персям золотым поясом в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия служения». И далее мы читаем 7 стих: «И одно из четырех животных…» ( Откр.15:7 ). Архиепископ Аверкий поясняет: «Эти животные херувимы или серафимы, верховные ревнители славы Божией, исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих». Итак: «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков» ( Откр.15:7 ). Золото в Библии очень часто символизирует божественную благодать. Вот и сам новый Иерусалим описывается как золотой город, где улицы золотые, стены золотые, причем, сказано, специально подчеркивается, – из чистого золота, это образ духовной благодати. Потому что золото – это очень теплый металл, он излучает как бы солнечный свет. Некоторые древние народы о золоте говорят, что это слезы солнца. Но, смотрите, в этих чашах, которые будто чаши благодати, мы видим гнев Божий. Скорее всего, речь идет о том же самом огне, который для одних благодатный огонь (как люди радуются в Иерусалиме, когда огонь сходит на них!), а для кого-то он совсем даже не благодатный, а даже, наоборот, обжигает их. Один человек рассказывал: – Благодатный огонь сходит, христиане все радуются, а там еврейская полиция стоит, они толкают всех, пихают туда, сюда, и вот часто бывает – раз! – у полицейского шапка загорится, его тушить начинают, их благодатный огонь обжигает.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И жаждай да приидет». Жажда к питью жизни нужна для прочного обладания приобретенным. А особенно потому, что дар подается не тем, которые недостойны его величия, хотя несколько и трудятся, а приносящим благий разум, разжженный более серебра и золота, а также и телесный труд. Откр.22:18 . И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; Откр.22:19 .  и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Страшное проклятие на извратителей Божественного Писания; дерзкое безрассудство их, злонравие и самолюбие лишат их благ будущего века. И он предостерегает нас, чтобы мы не претерпели того же и для этого не прибавляли и не убавляли, но слова Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов. Потому что и в них, если находится что-либо несообразное с истиною, то обыкновенно прибегают к свидетельству автора этих сочинений. Но разницу величия знаменитых у нас и у них трудно даже представить в уме. Я думаю, что она более, чем между светом и тьмою. Откр.22:20 . Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Откр.22:21 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Апостол говорит: «И я, свидетельствующий о сем, взываю: к Тебе, Жизни нашей, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» Но, может быть, слова «свидетельствуяй сия» сказаны и от лица Христа, то есть Он говорит: «Я, Свидетельствуемый, приду скоро», а апостол отвечает: «гряди Господи Иисусе». Пришествие Христа желательно для святых, как приносящее за собою множество наград. Поэтому и книга эта, приводящая к блаженной кончине и покою читающих ее, есть святая, боговдохновенная. Теперь же мы вкратце изложим ее назначение. Сказанное о семи церквах научает нас терпению в бедах, любви к доброделанию и другим добродетелям. Отсюда ясно, что на земле должно предпочитать всему созерцание чистым духовным оком на небесах славы Божией, не существа Божия, но явления Его, воспринимаемого или в виде многоразличных камней, или разноцветной радуги, или в других образах Божия домостроительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

И мы опять читаем 7 стих, и далее: «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» ( Откр.10:7–9 ). Подобные призывы к пророкам – съесть книжку – встречаются и в Ветхом Завете. И указание, что она в устах будет сладкой, как мед, а во чреве будет горькой. Андрей Кесарийский поясняет: «Сладко для тебя, – говорит Ангел, – познание будущего», – действительно, нам же интересно узнать, что будет в будущем. Андрей Кесарийский дальше рассуждает: «но вместе и горька для чрева, то есть сердца, где вмещается словесная пища, из-за сострадания к тем, которым должно претерпеть наказание, ниспосланное по Божественному определению. Это можно принять и иначе, так как евангелист не знал худых дел книги, заключающей в себе деяния нечестивых, ему и показывается, что грех при начале услаждает, а при совершении приносит за собой горечь, от мщения воздаяния». Что означает эта книга? Мы действительно стремимся к познанию, человек проявляет такую слабость, как любопытство, но когда человек начинает получать познание, не всегда это познание его радует. «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» ( Еккл.1:18 ), – говорил премудрый Соломон. Это действительно так. Может быть, на занятие нашей школы ходить вас подвигло любопытство, но сейчас мы узнали, что те вопросы, которые мы с вами изучаем, – очень серьезные вопросы. И мы говорим о вещах не только приятных для нас, но и об очень печальных вещах. Об очень серьезных вещах. И то, что звучит, может быть, красноречиво, приносит внутренние душевные страдания. Я думаю, не только мне, но и вам. Потому что скорбь последних дней будет столь велика, что лишь немногое количество людей спасется. Это те, которые до конца всё перетерпят. Именно обращаясь к таковым, Господь говорил: «…претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Они будут именно терпеть, они не смогут победить эту боль, они не смогут победить это страдание последних времен, они проявят терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, братья и сестры, вернемся к третьей вести. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» ( Откр.14:9–10 ). Архиепископ Аверкий пишет: «Под вином ярости Божией надо понимать тяжкие суды Божии, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, не растворенное водою, поэтому гнев Божий, по своему сильному действию, уподобляется здесь нерастворенному вину». То есть гнев Божий будет таков, что люди окажутся будто невменяемые. В народе есть пословица: кого Бог хочет наказать, того лишает разума. Люди последнего времени будут все как обезумевшие. Будут пребывать в безумном состоянии. В полной прострации, не будут понимать, что происходит. И возможно, именно поэтому многие не смогут покаяться. Поэтому о чем нам надо заботиться? В Послании к Римлянам сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим.1:28 ). Надо заботиться иметь Бога в разуме. А кто не заботится иметь Бога в разуме, того Господь может предать даже постыдным страстям. Так говорится в начале Послания к Римлянам. Заботиться иметь Бога в разуме – это означает иметь Божье слово. И вы очень правильно делаете, что ходите на занятия воскресной библейской школы для взрослых. И мы читаем 11 стих: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр.14:11 ). Андрей Кесарийский пишет: «Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучающихся, или же дым от огня, в котором горят отпавшие». По поводу слов, что «дым мучения их будет восходить во веки веков», Андрей Кесарийский пишет: «Отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведников». Церковь говорит о том, что мучения бесконечны. А теперь пусть каждый задаст себе вопрос:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, силы зла потерпят всецелое сокрушение, когда ниспадет огонь с неба от Бога и пожрет их, «а дьявол, прельщавший людей, ввержен будет в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» . То есть, их страдания, не будут прекращены, это будут вечные муки. Поэтому для христианина актуальным остается вопрос: где мы будем находиться в ближайшие 500 лет? Где? Где мы будем находиться в ближайшие миллион лет? Вечность не прекратится! Бог, вдохнув в Адама дыхание жизни, создав его из праха, сообщил ему возможность вечного существования. И для одних людей это вечное благо, а для других – будет вечное мучение. И мы читаем: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» ( Откр.20:11 ). Андрей Кесарийский поясняет: «“Белый престол” означает упокоение Божие, которое Он устроил во святых, украшенных добродетелями, возседая на них, как на престоле». И Андрей Кесарийский так поясняет слова – «бежало небо и земля»: «Это означает их уничтожение и обновление на мучения, так как в них не найдется места для изменения». То есть будет новое небо, старое небо пройдет, будет новая земля, эта земля пройдет. Произойдет всецелое обновление. Мир будет совсем другим, он совершенно не будет походить на тот мир, в котором живем мы с вами. Это будут удивительные перемены от Бога, которые грядут на всю вселенную. И вот об этом мы должны с вами помнить. И для того, чтобы нам с вами без серьезных потерь пережить эти изменения, мы должны заботиться иметь Бога в разуме. Мы должны созидать храм нашей веры. И если мы этого не будем делать, мы всё потеряем. Я с одним реставратором известным – Овчинников его фамилия – беседовал, он человек неверующий, но всю жизнь служит иконам. Я думаю, Господь через это его будет спасать. И я его спросил: – Вот неужели всегда, если икона старинная, она лучше поздних слоев, которые наносятся на нее? Он говорит: – Я не знаю почему, но это всегда так. Чем древнее, тем лучше. Хотя мы понимаем, что были разные мастера, сейчас есть мастера, которые не хуже пишут, но, как ни странно, – чем древнее, тем чище, лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(Местность Армагеддон принято идентифицировать как область, расположенную на территории Обетованной земли, в районе горы Мегиддо (во времена Ветхого Завета эта земля не раз орошалась кровью участников боевых столкновений: в период судей «у вод Мегиддонских» сыны Израиля одолели войско Сисары ( Суд.5:19–20 ); в период царей в долине Мегиддонской царь евреев Иосия потерпел поражение от войск фараона Нехао ( 4Цар.23:29 )). Комментируя этот (второй) фрагмент Апокалипсиса ( Откр.16:12–16 ), святой Андрей Кесарийский нашёлся сказать: «По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из скифских пределов – места Гога и Магога, как об этом говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведёт на людей телесную и душевную смерть: на одних за веру и терпение, а на других – за недостаток мужества и слабость» с. 144–145]. Примечательно, что даже и гибель третьей части людей не образумит оставшихся в живых, не заставит остановиться, погасить безрассудную, братоубийственную вражду, не подвигнет раскаяться в делах рук своих. Подавляющее большинство людей того времени продолжат утопать в грехах и пороках, вязнуть в мерзости, поклоняться бесам и идолам, «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» ( Откр.9:20–21 ). Очевидно, Андрей Кесарийский допускал считать Армагеддонскую битву за одну с той, что произойдёт при участии полчищ Гога и Магога. Сам Тайнозритель даёт основание полагать, что это сражение станет последним в истории войн: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Можно предположить визуальный «памятник» духовной пандемии людей: Земля в маске робота с гаджетом. 6. ОБЕЗБОЖЕННОСТЬ. Пора вновь и вновь обратиться к Откровению Иоанна Богослова. Когда рванула чернобыльская АЭС, первым из писателей, кто воспринял её как знамение, предначертанное в Апокалипсисе, был Алесь Адамович. Тогда во всеуслышание он цитировал текст из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). «И вострубил третий Ангел, и упала с неба большая звезда, горящая, подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде " полынь " , и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». «Чернобыль» в переводе – «Полынь». Возникает дерзновенный вопрос: в какой фазе Апокалипсиса находится сейчас планета Земля. Не беру на себя смелость «толкователя», а обращаюсь к двум источникам. Один из них – Толкование архиепископа Андрея Кесарийского, жившего и писавшего через шестьсот лет после того, как Иоанну Богослову было явлено Откровение, между 81-м и 96-м годами Первого века от Рождества Христова. Второй источник – комментарии священника Александра Меня к Апокалипсису в цикле его бесед. «Весь Апокалипсис, – пишет о. Александр Мень, – посвящён брани (борению), трагедии противостояния мipa и Бога, восстания против Бога, противления Ему». Зло наказуемо Свыше. «И произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясения». «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». Андрей Кесарийский видит в этом тексте «ужасы, которые будут перед кончиною…». В Ангелах прозревает он «сострадательных врачей», исцеляющих «греховные недуги болящих, или, вернее, облегчающие будущее наказание прижиганиями и сечениями в виде бедствий, если только они (грешники) перенесут их С БЛАГОДАРНОСТЬЮ». «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела». Андрей Кесарийский считал, что «град» знак того, что «наказания будут посланы с неба, по праведному суду». «Огонь с кровью» – это картины злодеяний человека на земле. Перечисляется: «разорение городов, происходящее от рук воюющих, пожары и междоусобия, во время которых, видимо, будет избито не менее третьей части всех живущих на земле тварей; в войнах гибнут не только люди, но и зелёные произведения (деревья и трава)».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/02/pl...

Напротив того, другие полагали, что после шести тысяч лет будут воскрешены одни умершие святые, чтобы они наслаждались тысячу лет удовольствиями и славою на той земле, где им приходилось терпеть мучения, а уже после этого наступит общее воскресение и праведных, и грешников. Церковь не принимает этих толкований, а потому излишне и говорить о них. И мы, на основании слов Господа саддукеям о праведниках, что они «яко ангели Божии на небеси суть» ( Мф. 22:30 ), и слов апостола, что «несть Царство Божие брашно и питие» ( Рим. 14:17 ), тысячу лет считаем за время проповеди Евангелия. Потому что нет необходимости, как мы говорили об этом ранее, считать эту тысячу лет за точно определенное число, но, как сказано в Песни Песней: «муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его» ( Песн. 8:11, 12 ), где обозначается не число, а обилие и избыток урожая, так и здесь – совершенный плод веры. И после этого придет «человек беззакония, сын погибели» ( 2Сол. 2:3 ), да, по апостолу, «суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившие в неправде» ( 2Сол. 2:12 ), и по слову Господа, сказавшего: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» ( Ин. 5:43 ). сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Тогда сатана, освобожденный из своего заключения, как сказано, обольстит все народы и поднимет на брань Гога и Магога для опустошения вселенной. Некоторые полагают, что Гог и Магог суть полунощные, отдаленные скифские народы, называемые нами гуннами, самые многочисленные и воинственные из всех земных народов. Лишь Божественная десница удерживает их от овладения вселенной до освобождения диавола. Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог – возвышение или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Некоторые ученые считают, что смещение коры земного шара можно делать и искусственным путем. Делается направленный взрыв под водой в тех местах, где эти огромные пласты соединяются, и, где надо, искусственно организуются ужасные цунами и землетрясения. Может происходить все что угодно. Сейчас против нашей страны идет бактериологическая война. Импортные продукты, которые приходят в нашу страну, содержат в себе всевозможные добавки. Это – настоящая бактериологическая война. Люди вкушают эти продукты, результат наступает не сразу, но постепенно образуются раковые клетки, другие заболевания. То есть, мы все находимся в фазе третьей мировой войны. И это уже некая такая апокалипсическая реальность, которую невозможно не замечать. Сейчас в этом мире никто не чувствует себя защищенным. В Таиланд на Новый год съехались очень богатые люди, туда путевка очень дорого стоит, но они оказались совершенно не защищенными, эти обеспеченные люди. Никто сейчас не может сказать, что он полностью защищен и у него есть гарантия от всевозможных трудностей. Отверзшиеся небеса, открытое небо – вот для нас залог духовного спокойствия. «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда…» Андрей Кесарийский поясняет: «Словами “взойди сюда” повелевается слушателю отрешится совершенно от земных помыслов и обратиться к небесному». Давайте и мы сейчас по возможности отрешимся от земных помыслов для того, чтобы обратиться к небесному, потому что Господь хочет показать через Книгу Откровения то, чему надлежит быть вскоре. И мы читаем 2 стих 4 главы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:2 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Услышав голос, исполненный духа, я увидел престол, которым обозначается Божье успокоение во святых, и Он почивает на них как на престоле». Когда Господь восседает на престоле – это значит, что Господь совершил некое действие. Вот если мы с вами откроем Книгу Бытие, 2 главу, во втором стихе здесь сказано следующее: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт.2:2 ). Вот это слово «почил» можно воспринять как «воссел на престоле», то есть когда Господь совершает некий этап в судьбах мира, в судьбах вселенной, в судьбах всего духовного космоса, Он почиет, Он восседает на троне славы, на престоле славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Нет ни одного смешанного, или доброго, или худого состояния, на которые бы эти послания не содержали образца или приличного к тому спасительного учения» 36 . Иными словами, послания семи церквам раскрывают типичные духовные состояния, для которых предлагаются соответствующие пути исправления и улучшения. В свою очередь, св. Андрей Кесарийский толкует 2–3 главы книги Откровения как семь посланий конкретным историческим церквям 37 . Итак, мы видим, что диспенсационализм в своих экзегетических методах внутренне противоречив, и нередко православные более буквально толкуют Писание, чем диспенсационалисты. Словом, если даже в посланиях ап. Павла было нечто неудобовразумительное, что можно толковать извращенно ( 2Пет. 3:16 ), то что же можно сказать о пророческой книге? Ап. Петр предупреждает нас, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой ( 2Пет. 1:20 ). Буквальное толкование в известном смысле – это рабское следование тексту, нежелание отходить от буквы. Для христиан настойчивое стремление только к буквализму нехарактерно, потому что Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ). Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим. 8:15 ). Поэтому церковное правило и требует при экзегезе творчески следовать святым отцам, которые толковали Писание Тем же Духом, Который создал Библию . Руководящим принципом на этом пути должно быть неизменное церковное учение, которое свидетельствует о евхаристии как о жертве; противопоставляет храм Тела Христова Иерусалимскому храму; обещает в вечности не прообразы и тени субботы и жертв подзаконного храма, но полноту истины в живом присутствии Самого Бога 38 . Наконец, это учение уже сейчас предлагает нам путь к полноте богообщения, внутренне удостоверяющий верных в истинности веры Церкви. Список источников 1 . Библия . М., 1988. 2 . Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010