Об этом начертании пустословят противники святой церкви, говоря, что это начертание антихристово являет «тайну миропомазания». Она же (тайна миропомазания) кроме крещения никаких тайн не имеет. Поэтому нас, православных, хотят укорить и возводят 58 хулу на тайну миропомазания. Но напрасно, ибо если святое миропомазание является начертанием антихристовым, то и апостолы по их зломнению есть антихристы. Более того – сам Христос, который эту тайну с другими тайнами во спасение наше установил. Святой Андрей Кесарийский об этом начертании антихристовом в толковании на апокалипсис в слове 13 так говорит: «Начертание гибельного имени отступника и обманщика на всех постарается наложить на правых руках и этим отсечет действие благих и праведных дел; начертание же на челах научит держаться лести и обмана». Глава девятая. О коротком царствовании антихриста О коротком времени царствования антихриста извещает сам Христос Спаситель наш у Матфея в главе 24: «И если бы не прекратились дни эти, не спаслась бы, увы, всякая плоть: благодаря избранникам прекратятся эти дни». Даниил богогласный в главе 7 говорит: «И преданы будут в руку его до времени и времен и полвремени, затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца». Учителя церковные, Кирилл в катехизисе 25, Ипполит о кончине века и прочие, понимают под «до времени» – один год; «времен» – два года; «полвремени» – полгода. Значит, время царствия антихриста составит три с половиной года. То же читаем в главе 12 пророка Даниила: «Когда будет конец этих чудных происшествий? И слышал я, как муж, облаченный в багряницу, поднял правую свою руку к небу и поклялся живущим на небесах, во время и во времена и в полвремени». Когда же Даниил не понял сказанного, то этот муж сказал: «Иди, Даниил, ибо сокрыты слова эти до последнего времени, от времени же прекращения жертвы всех дней тысяча двести девяносто. Смотри, число этих дней составляет три с половиной года. То же число в апокалипсисе в главе 12, в которой жена, то есть церковь святая (так же толкуют великий Мефодий и Андрей Кесарийский ), убежала от змея, то есть от антихриста, в пустыню и там питалась «тысячу двести шестьдесят дней». Количество этих дней также составляет три с половиной года. И ниже в той же главе 12 так говорится: «И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место, где и пропиталась в продолжение времени, времен и полвремени, скрываясь от лица змея».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Откр.12:12 .  Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. «И тии победиша его Кровию Агнчею». Святые, подобно Иову обвиняемые диаволом и оклеветанные им пред людьми, верящими и покоряющимися ему, своими страданиями за Христа победили его. Вышние силы радуются о его падении и скорбят по поводу замышлений его на привязавшихся к земному, и это совершенно верно, ибо они подражают Богу. «Горе живущим на земли и на мори», то есть живущим на земле, а не на небе. Так как многие из живущих на земле побеждают и победят врага, особенно ярящегося на верующих ныне, ввиду близости наказания, то необходимо сожалеть и оплакивать тех, кто думает о земном и застигнуты бурями на море житейском. Статья тридцать пятая О том, что змий не перестает гнать Церковь Откр.12:13 . Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. Откр.12:14 .  И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Когда диавол, боровшийся со Христом, был побежден после крещения и, вооружившись потом на святых апостолов, был посрамлен, увидев, что через смерть они достигли вечной жизни, и когда после этого он был осужден жить на земле, ползать по ней подобно змею и питаться ею, то есть земными помышлениями и мудростию, то он снова стал преследовать Церковь , рождавшую мужской пол – людей Божиих, и не ослабленную земными благами. Но с первых времен даны ей любовь к Богу и ближнему, охраняющее и содействующее промышление ради нас Распятого, и два Завета, или два крыла орла, чтобы, перенесясь на них в пустыню на высоту, она возрастала в жизни, чуждой всяких удовольствий. С особенною же силою это совершится в пришествие антихриста, который будет господствовать определенное время, как говорилось неоднократно и ранее, три с половиною года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.12:4 . Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Мы думаем, что это надо понимать в двояком смысле: или первое падение диавола с неба последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее вместе с ним на землю и единомышленных ему ангелов, или же, по сокрушении его главы, движение хвоста, отвлекающее нетвердых, которые после просвещения во святом крещении образно называются звездами, от небесной мудрости и пребывания со святыми. Так и Даниил пророчествовал об Антиохе, что тот будет прообразом пришествия антихриста. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. «И змий стояше пред женою». Отступник восстает против Церкви, стараясь всеми силами сделать возрожденных своею пищею и воздвигая чрез Церковь гонение на Самого Христа, как на главу ее, как бы присвояющего Себе принадлежащее верным. Поэтому Господь и говорит: «Савле, Савле, что Мя гониши?» ( Деян. 9:4 ). Откр.12:5 . И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; «И роди сына мужеска». Церковь непрестанно рождает Христа в лице крещаемых, в них изображаемого, по апостолу, даже до «полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). Мужеского пола сын – чада Церкви, не ослабленные похотями; Христос Бог чрез них пасет народ крепкими, как железо, руками сильных римлян. И по воскресении мертвых Он будет пасти их, поставляя сильных верою судиями над слабыми и немощными сосудами – язычниками, не принимавшими по неверию своему нового таинственного вина. и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. И ныне из искушений восхищаются святые, чтобы не оказались они побежденными непосильным; восхищены будут и тогда на облаках на воздух ( 1Сол. 4:17 ) и пребудут с Богом и Его престолом, то есть высшими ангельскими силами. Откр.12:6 . А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. «А жена бежа в пустыню». Когда диавол в лице антихриста вооружается на Церковь , то избранные и достойнейшие, презрев гражданские почести, суету и удовольствия, побегут, как говорит Мефодий, в пустыню, чуждую нечестия и плодотворную для любящих добро, и там избегут нападений демонских и злых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.12:9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. «И вложен бысть змий великий... на землю». И правильно! Ибо небо не стерпело земных мудровании, так как свет не имеет общего с тьмою. Хотя слово «сатана» и стоит с членом (в греческом языке), как бы в отличие от диавола, но оба эти слова – «диавол» (клеветник – Ред.) и «сатана» (противник – Ред.) – названия одного и того же. Он называется диаволом потому, что клевещет и лжет на любящих добродетели и на Самого Бога людям, когда, например, Адаму изобразил Бога завистливым ( Быт. 3:4, 5 ). Ниспадение диавола от Креста Христова было не таково, как первое падение прародителей по немощи, потому что он сам сказал великому Антонию, что после него «у врага совсем не стало оружия» ( Пс. 9:7 ). Поэтому падение его состоит в разрушении его лукавых замыслов и начинаний и лишении его прежнего владычества по свержении с неба. Блаженный Иустин, мученик и философ, говорит, что диавол после пришествия Христова и своего осуждения в геенну стал еще большим хулителем; раньше он тоже хулил Бога, но не так бесстыдно. Поэтому истинно говорится о нем, что «сердце его упорством во зле ожесте аки камень» ( Иов. 41:15 ). Если только ожидание наказания побудило его на безмерное лукавство, то каким образом сам он или его делатели, претерпевая мучения, способны очиститься от скверн греховных посредством огненного испытания? А без того как они могут ожидать конца своим мукам, как думают об этом суемудрые еретики? Откр.12:10 . И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. «Яко низложен бысть клеветник братии нашея». Ложь диавола и клевета его на людей и служит, как сказано, причиною его имени. Низвержению его радуются Ангелы, ибо «кая часть верну с неверным?» ( 2Кор. 6:15 ). Откр.12:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.15:5 . И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Откр.15:6 .  И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить и земную скинию. Из этого храма вышли Ангелы, которые в знак своей чистоты, близости к краеугольному камню – Христу и светлости добродетелей одеты в льняную одежду или в чистый камень, как говорится в некоторых списках. Они «опоясаны по персям золотым поясам» в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия в служении. Откр.15:7 . И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. Семь Ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных гнева Божия, как говорится и у Иезекииля ( Иез. 5:13 ), и это означает, что ведение о делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых. Откр.15:8 . И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его. Дым указывает на страшный, ужасный и мучительный гнев Божий, который, наполнив храм, постигает достойных его в день Суда, и прежде всего, покорившихся антихристу и творивших богоотступные дела. Это подтверждается и дальнейшим, ибо говорит: и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илию или чрез происходящие страдания от войн. – Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: «Нет целого места в плоти нашей от гнева Его» ( Пс. 37:4 ), чтобы, омывши слезами покаяния наши оскверненные грехами ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.22:14 . Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться «на древе жизни» – Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. «Вратами» апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною ( Ин. 10:9 ), не «прелазя инуде» ( Ин. 10:1 ), подобно наемникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни. Откр.22:15 . А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на «свою блевотину» ( 2Пет. 2:22 ). За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками. Статья семьдесят вторая О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу Откр.22:16 . Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Я есмь корень и потомок Давида, Христос – «корень» Давида, как Бог, как происшедший от него, есть «род» его. звезда светлая и утренняя. «Звезда утренняя и денница». Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день. Откр.22:17 . И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! «Невеста» – Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ), и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: «да приидет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.22:5 . И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. Праведники, по слову Христа, будут сиять подобно солнцу ( Мф. 13:43 ), и для них, имеющих своим просвещением и Царем Господа славы, Которым они, воцарившись с Ним, будут управляться вечно, не нужен будет свет светильников или солнца. Статья шестьдесят девятая О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка Ангелов Откр.22:6 . И сказал мне: сии слова верны и истинны; «Верны и истинны» потому, что их произносит Сама Истина. Указав все виденное и изъясненное как бы через Ангела, теперь Он говорит от Своего лица. и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Если Бог пророков есть Христос, пославший Ангела Своего показать рабам Своим будущее чрез блаженного Иоанна, созерцавшего это видение, то очевидно лишь применительно к домостроительству апостол говорит впереди, что Откровение дано Сыну ради плоти. Так как неужели Бог пророков, Который посылает Ангелов в качестве служебных духов для открытия рабам Своим будущего, не знает ни дня, ни часа кончины и только теперь узнает от Отца, Он, имеющий, как Бог, сокровища тайные премудрости и разума? От лица Его евангелист дальше говорит: Откр.22:7 . Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова «гряду скоро» указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в кий час приходит тать ( Мф. 24:35, 43 ), то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими ( Лк. 12:35 ) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, Ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, «не сущу избавляющу, ниже спасающу» ( Пс. 7:3 ), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принужденная Ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: «Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя» ( Пс. 118:60 ), услышим в награду за их исполнение слова Божии: «добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:21 ). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Откр.3:12 . Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон. Говорит, сделаю победителя столпом в храме Бога Моего, ибо побеждающий сопротивные силы считается «столпом и утверждением» Церкви ( 1Тим. 3:15 ), имеющим, по апостолу, в ней основание недвижное ( 1Кор. 3:11 ; Еф. 2:20 ; 1Пет. 2:6 ). и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. «И напишу на нем имя Бога Моего». Напишу в сердце такового столпа ведение имени Божия и небесного Иерусалима, чтобы он мог созерцать красоты его духовными очами, и Мое новое имя, которое познают в будущем веке святые. В словах «Бога Моего» говорит об Отце, как приявший плоть от Него нас ради человек. Иерусалим нисходит с небес, так как ведение Божественное, начинаясь от ангелов, получается нами лишь по соединении с ними чрез общую главу нашу – Христа Иисуса. Откр.3:13 . Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Будем молиться о получении и нами такового духа. Статья девятая Открытое Ангелу Лаодикийской церкви Откр.3:14 . И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: Верностью означается истина Христова, а еще точнее – Он Сам, как Истина самосущная. «Начаток создания» сказано вместо «Царство и начало всего», господствующее над тварями. Ибо начало или начальство создания означает изначальную и несозданную, предначинающую причину. Откр.3:15 . знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Откр.3:16 .  Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, Григорий Богослов также говорит: «Подобает гореть в определенной мере, а также и быть холодным. И на деле холодный, то есть не имеющий горячей веры, всегда может надеяться получить ее; согретый же ею чрез крещение и охладившийся потом леностию, отказываясь от прежней веры, теряет надежду на спасение. В делах нельзя отвергать средины, и брак поэтому принимается как нечто среднее между девством и блудодеянием, в вере же средина не имеет никакой ценности».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Первый период «последних времен», сейчас описанный нами, обозначен в Евангелии словами: «это еще не конец»; «все это начало болезней» ( Мф. 24:6, 8 ). Возможно, что именно этот же начальный период последних времен изображается в Апокалипсисе символически под образом открытия Агнцем третьей печати и явления вороного коня 1 . Когда Он (Агнец) снял третью печать, я слышал третье животное, говорящие: иди и смотри. Я взглянул и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. С слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс 2 , пшеницы за динарий 3 , и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай ( Апок. 6: 5, 6 ). Андрей Кесарийский следующим образом толкует это видение: «Третье животное, как думаю, есть человек, показывающий падение людей, и по причине сего наказания, ради склонности ко греху по власти произволения. Вороным (черным) конем, думаю, означается плачь об отпавших от веры Христовой, по причине тяжести наказаний. Мерило есть различие тех, которые отпали от веры или по нетвердости разумения, или по тщеславию, или по слабости тела. Мера пшеницы за динар. Может быть, и чувственный голод будет тогда, как сказано будет далее. Мера пшеницы, стоящая динарий, в переносном смысле указывает на подвизавшихся законно и тщательно сохранивших дарованный им Божественный образ. Три меры ячменя – означают тех, кои по недостатку мужества, скотоподобно покорились мучителям, впоследствии же покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что повелевается не вредить вина и елея, значит то, чтобы не было отлагаемо врачевание Христово по причине смущения, чтобы врачевать им впадших в разбойники и уязвленных, и не допускать смерти похищать тех, кои по долготерпению Божию имеют одержать победу». 4 Хотя некоторые снятие всех семи печатей относили к домостроительству воплощения Бога Слова, но мы, говорит Андрей Кесарийский , «последуем Мефодию, который буквально так сказал: нет нужды думать тут о Самом Христе родившемся, ибо задолго прежде Апокалипсиса исполнилось таинство воплощения Бога Слова; Иоанн же говорит о настоящем будущем. Здесь излагает он, как совершенно было покорение огненного дракона». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Помните историю о прекрасном Иосифе? Прекрасный, премудрый Иосиф был продан братьями в Египет за сребреники, и Бог открыл ему, что после плодородных лет наступят годы страшной засухи и страшного голода. И мудрый Иосиф по поручению фараона стал копить хлеб. Для чего? Чтобы народ мог выжить, когда наступят страшные времена засухи и голода. Мы сейчас должны копить духовный хлеб, потому что те времена, которые приближаются, – это будут времена духовного голода. Как сказано у пророка Амоса: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:12 ). Что значит «не найдут слова Господня»? Я думаю, что Библия будет находиться в библиотеках, но правильного истолкования этого слова не будет. Будут арестованы и убиты священники, которые будут держаться правильного смысла Писания. Может быть, сейчас здесь присутствуют христианки и христиане, которые станут мучениками, один Бог знает. Может быть, не дай Бог, здесь присутствуют те, которые не выдержат мучений и отрекутся от Христа. Когда Книга Откровений говорит нам: «иди и виждь», «иди и смотри» , как снимается вторая печать, как говорит второе животное, – это напоминание о временах мучеников. Итак, белый конь – это символ первоначальной Церкви. Снятие второй печати, второе животное, телец, символизирует Церковь в период гонения. И мы читаем далее: «И вышел другой конь, рыжий» ( Откр.6:4 ). Кто такой «рыжий конь»? Может быть, это Чубайс? Давайте все-таки посмотрим Андрея Кесарийского , он пишет: «Рыжий конь означает или пролитую кровь или же сердечную ревность мучеников за имя Христово». Вы знаете, сейчас многие используют Книгу Откровение для того, чтобы найти объяснение любому событию. Кто-то рассматривает эту книгу и находит там Ельцина, кто-то находит там Горбачева, но мы с вами изучаем эту книгу по истолкованию святых Отцов, сообразуя тексты Книги Откровения с другими текстами Священного Писания. Так принято у православных. Итак, «…другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр.6:4 ). Итак, Андрей Кесарийский говорит, что рыжий конь означает или пролитую кровь, или же сердечную ревность мучеников. «“И сидящему на нем дано взять мир с земли” – эти слова указывают на волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных», – так пишет Андрей Кесарийский . Итак, Господь иногда специально посылает нам испытания, забирает мир из нашей среды и рассматривает нас, как мы поведем себя в условиях войны, войны духовной, войны социальной, войны религиозной. Бог испытывает нас не потому, что Он не знает нас, Он это делает для того, чтобы показать нам самим наше действительное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010