О существовании таких лжеучителей, которые оправдывали безнравственность и участие в языческом идолослужении между прочим и ссылкой на глубокое прозрение в царство злых духов ( Откр.2:24 ), и именно в церквах Малой Азии – Ефесской, Пергамской и Фиатирской, говорит и сам Апостол Иоанн в своем Апокалипсисе. Ангелу Ефесской церкви он пишет «впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр.2:6 ). Ангелу Пергамской церкви: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое я ненавижу» ( Откр.2:14–15 ). Ангелу Фиатирской церкви: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное» ( Откр.2:20 ). Если в деятельности лжепророчицы Фиатирской церкви и ее безнравственном учении нужно видеть особенное, совершенно своеобразное явление, которое можно объяснить бытовыми особенностями города Фиатир 240 , то с другой стороны представляется несомненным, что учение Николаитов получило широкое распространение вообще в малоазийских областях. Теоретические основоположения миросозерцания Николаитов, насколько они раскрыты у Иринея, Тертуллиана , Августина и др., носят характер чисто гностико-материалистического дуализма. Николаиты, таким образом, были одними из первых гностиков-антитактов, крайними представителями антиномизма и либертанизма в первенствующей церкви 241 . Но несомненно, что это лжеучение появилось раньше 93–94 г., когда написан был Апокалипсис. Уже одно имя Валаама ( Откр.2:14 ; 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ), в связи с общим характером и содержанием лжеучения, заставляет признать тесную связь между Николаитами Апокалипсиса и лжеучителями второго послания Апостола Петра и послания Иуды и начало лжеучения отнести к шестидесятым годам апостольского века. В пользу этого утверждения говорит ясное хронологическое указание, сохранившееся у св. Иринея. По его свидетельству, «Иоанн, ученик Господа, проповедью Евангелия имел в виду устранить заблуждения, посеянные между людьми Киринфом и гораздо ранее (multo prius) теми, которые именуются Николаитами» 242 . Если Киринф был современник Апостола Иоанна, что несомненно, то начало лжеучения Николантов с полным правом можно отнести к последним годам жизни Апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Оставив город Филиппы, Апостол Павел пошел с Евангельской проповедью по Греции; основал церкви в Салониках, или Солуни, Верии и, наконец, прибыл в Афины. При виде сего города, полного идолов, Апостол Павел скорбел духом, и всякий день беседовал о Боге со встречавшимися ему на площади. Некоторые из философов, услышав от него новое для них учение, представили его в Ареопаге. Здесь, на вопрос о проповедуемом учении Апостоле возвестил им неведомого Бога. «Афиняне», – так говорил Ап. Павел в Ареопаге, – «по всему вижу, что вы очень набожны. Обходя и обозревая ваш город, я нашел жертвенник, на котором написано: неизвестному Богу. Сего-то Бога, которого вы, не зная, почитаете, я и проповедую вам. Бог , сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий какую-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив их обитать в предопределенные времена и пределы, дабы они искали Бога, не постигнут ли и не найдут ли Его; хотя Он и недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живем, и движемся, и существуем... Попустив быть временам неведения, Бог ныне повелевает всем человекам повсюду покаяться. Ибо Он назначит день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив его из мертвых». Афиняне, услышав от Апостола о воскресении Иисуса Христа, одни стали смеяться и перестали его слушать, а другие подробнее исследовали его учение и уверовали. В числе уверовавших был знаменитый член Ареопага Дионисий. Из Афин апостол Павел прошел в Коринф и, прожив в нем полтора года, опять отплыл в Сирию 3 . Около 54 года Апостол Павел с Лукой, Титом и Тимофеем предпринял третье апостольское путешествие. Главным поприщем его деятельности был в это время Ефес; в нем он провел три года 4 . Здесь своими знаниями и чудесами он привлек весьма многих к вере Христовой и нанес сильный удар язычеству во всей Азии. Поставив епископом Ефесской церкви сотрудника своего Тимофея, апостол Павел прошел по Македонии 5 и Греции 6 и отсюда отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим. На пути к Иерусалиму он остановился в Милете, призвал к себе пастырей ефесской церкви и трогательно простился с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Откр.2:4 .  Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Откр.2:5 .  Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Очевидно, прежде их любовь, проявлявшаяся в делах милосердия, была несравненна сильнее, чем теперь. А так как ничто не может заменить любви, то ефесянам советуется оставить гордость своего христианского ведения и трудничества, покаяться в теперешней своей холодности и возвратиться к прежним делам любви. В 5 ст. Господь грозит ефесянам Своим карающим посещением, грозит лишением Своей спасительной благодати. Светильник, о котором здесь идет речь, есть церковь с ее архипастырями и благодатными дарами. Все это Господь грозит отнять у ефесян, перенести на другое место. – Теперь на месте древнего великолепного Ефеса из-за кучи развалин возвышается небольшая деревня Аиа-Солук, где стоит мечеть, построенная из прежней церкви И. Богослова. Так сдвинут со своего места этот светильник первобытного христианства 9 . Откр.2:6 .  Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Но утешая и ободряя ефесян, Господь высказывает им похвалу за их нерасположенность к ереси николаитов, происходивших от антиохийского прозелита Николая, одного из семи диаконов иерусалимской церкви. В Ефесе николаиты были ненавидимы и изгнаны, так как представляли в своем учении распущенности совершенную противоположность благоразумной сдержанности Ефесских христиан, вообще не терпевших развратных 10 . Откр.2:7 .  Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности ( Мф 11:15 ; Лк 8:8 ). На вид выставляется не Иисус Христос, а Св.Дух, потому что Св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. – Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов древа жизни. Применительно к Откр.22:2 это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни ( Быт 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«побеждающему» – истинная христианская жизнь есть всегда труд, борьба, напряжение сил. «вкушать от древа жизни» – то есть быть причастником жизни и благ Будущего века. См. также комм. на 22, 2. Как период истории послание к Ефесской церкви соответствует апостольскому веку (I век по Р. Х.). Характеризуется он великим горением и ревностью по Боге: первая совершенная любовь, труды, терпение, нежелание сносить развратных. 20 20   Ср. характеристику апостольской Церкви, данную в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 32–33). С другой стороны, и снижение с этих высот начинается в ту же самую эпоху: «вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». В апостольскую эпоху вселенским центром христианства была церковь Палестинская и город Иерусалим. Однако после его разрушения в 70 году Иерусалимская церковь постепенно утратила свое первенствующее значение, в чем некоторые видели исполнение слов Христа: «Сдвину светильник твой». 8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Сегодня Смирна – это крупный турецкий город Измир, с населением 4 миллиона человек. В I веке, как и в наше время, он был цветущим богатым портовым городом, именуемым «цветком» и «драгоценным камнем» Асии. Смирна была верным сторонником Рима, в ней был воздвигнут один из первых храмов в честь богини Ромы, олицетворявшей Римскую империю и считавшейся ее покровительницей. Также в Смирне проживала большая и влиятельная община иудеев.  Как видно из дальнейшего текста, состояние Смирнской церкви было совсем другим, чем Ефесской, – она находилась в состоянии скорби, гонений и преследований.  «Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив»  – в этих словах,  кроме имен Божиих, можно видеть еще утешение страдающей Смирнской церкви. Христос как бы говорит: вам нужно пройти через испытания, но вы должны знать, что Я Первый и Я Последний – Я прошел через испытания раньше вас: вас еще не было в этом мире, а Я уже претерпел страдания и смерть, выпил Свою чашу до дна. И последнее слово, последний суд также будут за Мной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Покайся и твори прежние дела , то есть дела первой любви. Сейчас ты приобрел опыт и... потерял любовь. Так вот, покайся и твори прежние дела любви, и покаяние твое без прежних дел будет пусто. Если мы куда-нибудь идем и вдруг вспоминаем, что что-то важное забыли, то как не неприятно, но все-таки возвращаемся за забытым, ибо иначе и идти бессмысленно. Если ты вдруг вспомнишь, что оставил первую любовь, то хоть и неприятно возвращаться назад, а может, и снова, с самого начала начинать, но все равно не спеши творить новые дела, сначала вернись назад через покаяние и тогда твори прежние дела. А если не так , говорит Господь, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься . То есть это очень серьезно. Не что-то второстепенное. А с другой стороны, не что-то доступное и ведомое только пророкам и подвижникам-монахам. Нет, это совершенно необходимо всем для спасения! Господь говорит: если не покаешься в оставлении первой любви, то скоро приду к тебе, как гневный судья, и сдвину светильник твой с места его. Светильник – это пастырство ефесского епископа, это и сама ефесская Церковь , это и каждая душа этой Церкви, это и ты, христианин, ибо Христос сказал: вы свет мира. И сдвину светильник твой с места его . Тебе некогда вспоминать о первой любви, ты весь занят служением – но скоро сдвину тебя, если не покаешься. Так оно совершилось даже и буквально. Первосвятительский престол в Малой Азии был сдвинут позднее из Ефеса в Константинополь, и великая первоапостольская ефесская Церковь утеряла свое значение. Светильник был сдвинут. Так и каждая христианская душа, если не покается в утере первой любви, то скоро придет Христос, сдвинет ее светильник, и она не будет уже светить. Господь, строго обличив ефесян, не забывает и доброе в них, дабы уныние в них не было чрезмерным. И тем самым еще более подвигает их к покаянию, показывая, что не утеряна окончательно возможность вернуться в прежнее состояние. Откр.2:6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Послание к Ефесеям Основание церкви Ефесской Вот как повествует книга «Деяний Апостольских» об основании церкви Ефесской. Около 54-го года по Р. Х. Св. Ап. Павел возвращался из второго своего благовестнического путешествия. Оставляя Коринф, где пробыл целые полтора года, он «простился с братиями и отплыл в Сирию, и ним Акила и Прискилла 83 , остригши голову в Кехреях 84 , по обету 85 . Достигши Ефеса 86 , оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с иудеями (конечно о пришествии обетованного Мессии). Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме, к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу; и отправился из Ефеса, Акила же и Прискилла остались в Ефесе» ( Деян. 18:18–21 ). Так произошло первое оглашение Ефеса христианской верой из уст Св. Ап. Павла и сотрудников его Акилы и Прискиллы. Об успешности сего оглашения можно судить уже потому, что Апостола просили там остаться подольше, только недосуг помешал сему. На помощь Акиле и Прискилле, по удалении Апостола из Ефеса, вскоре пришел Аполлос, ученый иудей из Александрии, которому Акила и Прискилла пдробно изложили учение Господне, так как он первоначально знал только Иоанново крещение ( Деян. 18:24–28 ). Судя по учености и знакомству с Писанием, а главное по ревности к делу Господню сего мужа, можно полагать, что он не мало содействовал утверждению христианства в Ефесе. Но ему вскоре пришлось отправиться в Ахаию и отплыть в Коринф, не дождавшись возвращения Павлова. Главная проповедническая деятельность Св. Павла в Ефесе произошла в третье его апостольское путешествие, и повествование о ней составляет исключительное содержание XIX-й главы Деяний. По удалении Аполлоса из Ефеса и во время пребывания его в Коринфе – так повествует книга Деяний – Павел, «прошедши верхние страны, прибыл в Ефес». Обращенных тогда ко Христу Иисусу проповедью Св. Павла было около двенадцати мужей, крещенных в Иоанново крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

протоиерей Николай Зефиров Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Второе послание апостола Иоанна написано к некоей „избранной госпоже и детям ее“. Кто эта женщина – неизвестно. Апостол называет ее „избранной» и этим дает возможность сказать о ней, что она выделялась среди других христиан несомненно своими нравственными качествами и христианскими добродетелями. Называет апостол ее „госпожою», указывая этим на ее положение в обществе, на то, что она принадлежала быть может к высшему кругу общества. Где и когда написано Иоанном это второе послание точных данных к решению этого вопроса нет никаких. Упоминание во 2-м послании лжеучителей, отвергающих Христа пришедшего во плоти, (7 ст.) дает основание к догадке, что это второе послание написано вскоре после первого послания или одновременно с ним, так, как и в первом послании упоминаются те же еретики ( 1Ин.2:22,23 ). Последние годы своей жизни апостол жил в Эфесе. Возможно, что здесь и написано 2-е послание. Глава 1-я 1 ст. Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2 ст. ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Апостол называет себя старцем, несомненно указывая этим самым на свой преклонный возраст. Имея же в виду греческое выражение „пресвитерос“, можно думать, что он называет себя старейшим, т. е. предстоятелем Ефесской церкви. Соединяя же русский перевод старец и греческое пресвитерос – предстоятель в одно получим: старец – предстоятель Ефесской церкви избранной госпоже и ее детям желает благодати, милости и мира от Бога Отца... О детях госпожи апостол выражается, что он их любит вместе со всеми другими христианами, познавшими истину, любит во исполнение этой истины, ибо христиане водятся во взаимных отношениях любовью. Эта любовь должна быть присуща веем христианам и пребывать с ними во век, т. е. быть постоянной. 3 ст.      Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Апостол желает госпоже и ее детям всяких благ от Бога Отца и от Сына Его Господа нашего Иисуса Христа, чтобы они утвердились в истине, т. е. окрепли, утвердились в христианской вере и любви, т. е. в христианском доброделании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Пусть они засвидетельствуют истину проповеди св. апостола. «Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, – говорит св. Златоуст, – стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда сей на самом теле своём носит доказательство своего мужества? Также, говорит, должно судить и обо мне». Ефес был приморским городом Малой Азии на реке Каистре. Он славился как центр торговли, искусств и учёности и был главным городом – митрополией проконсульской провинции Асии. Он был известен и как крупный центр язычества. В нём находился знаменитый в древности храм Артемиды (или Дианы) Ефесской, и сам город считался посвящённым этой богине. Здесь было и седалище языческой магии, исходившей из мистерий Артемиды: написанные на клочках пергамента таинственные и непонятные слова носили в качестве амулетов, так же как и изображения богини и её храма, что составляло для многих доходный промысел. В Ефесе жило и немало иудеев, имевших здесь свою синагогу. Основателем Ефесской церкви был св. апостол Павел, который, как видно из 18 главы книги Деяний св. апостолов (ст. 19–21), впервые посетил Ефес около 54 года по Р. Х. при своём возвращении в Иерусалим из второго благовестнического путешествия. Спеша из Коринфа в Иерусалим на праздник, св. апостол Павел лишь ненадолго задержался в Ефесе, но всё же вошёл в синагогу и рассуждал с иудеями: когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса (Акила же и Прискилла, сопровождавшие апостола из Коринфа, остались в Ефесе) ( Деян. 18:19–21 ). Так произошло первое оглашение Ефеса христианской проповедью из уст св. апостола Павла и его сотрудников Акилы и Прискиллы. Очевидно, это оглашение имело успех, поскольку апостола просили там остаться подольше. На помощь оставшимся в Ефесе Акиле и Прискилле вскоре пришёл Аполлос, учёный иудей из Александрии, который первоначально знал только Иоанново крещение, но затем подробно был наставлен в учении Господнем Акилою и Прискиллою, о чём также рассказывает книга Деяний (18:24–28). Судя по свидетельству книги Деяний, Аполлос, как «муж красноречивый и сведущий в Писаниях», много содействовал утверждению христианства в Ефесе. Но вскоре ему пришлось отправиться в Ахаию, и он отплыл в Коринф, не дождавшись возвращения св. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Речь эта была как бы искрой для горючего материала. Среди слушателей раздался яростный крик: «Велика Артемида Ефесская!» и по всему городу началось смятение. Пылая мщением к главному виновнику понесенных убытков, мятежные художники и ремесленники хотели схватить самого ап. Павла, но не найдя его лично, схватили двух его сотрудников Гаия и Аристарха, и повлекли их в театр – на отмщение и поругание толпы. Узнав об опасности своих возлюбленных сотрудников, апостол хотел сам идти в театр, чтобы пожерт­вовать собою; но власти города удержали его, так как опаса­лись усиления народного смятения. Смятение это грозило опас­ностью побоища не только христианам, но и иудеям, которых народ не различал от христиан. Чтобы отвратить эту опас­ность, из среды иудеев выступил некий Александр, попытавшийся обратиться к толпе с речью, что иудеи отнюдь не повинны в этом деле. Но лишь только толпа разглядела иудейские черты оратора, как заглушила его речь яростным криком: «велика Артемида Ефесская!» и готова была приступить к одному из тех ужасных побоищ, которые не раз претерпевались иудеями в Александрии и других больших городах востока. Опасность была страшная, но к счастью она от­вращена была мужеством городского блюстителя порядка, пользовавшегося общим уважением населения. Пренебрегая всякою личною опасностью, он смело выступил пред лицо разъярен­ной толпы и обратился к ней с спокойною, но внушительною речью, которая образумила толпу. «Ефесяне! воскликнул он: какой человек не знает, что Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными, и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обо­крали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть су­дебные собрания, и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в другом собрании. Ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Сопоставляя исторические данные с тем, что указывает Откровение, можно с некоторой вероятностью допустить, что слова Христовы, сказанные Ангелу Ефесской церкви, могут относиться к первенствующему во Вселенской Церкви римскому престолу времен XV и XVI столетия. «Ты испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они – лжецы» ( Откр. 2:2 ). Тут речь идет, без сомнения, не только об основателях гностицизма, докетах и николаитах 1-го века (Керинф, диякон Николай), но и о таких же лже-апостолах и ересиархах XVI века (Лютер, Меланхтон, Цвингли Кальвин), отвергших Церковь и апостольское предание и повергших народы во тьму отступления не только от Церкви, но и от точного разумения Слова Истины. Это предтечи имеющего прийти в конце времен сына погибели. Судя по тому, что отступление, предвозвещенное св. Апостолом Павлом, может с некоторой вероятностью считаться с XVII века совершившимся фактом как на Западе, так и на Востоке, остается ожидать полного, всемирного развития его, а затем и скорого, по всей вероятности, появления сына погибели, еврейского лже-мессии. Верные его слуги широко раскинули уже по всему миру нерасторжимую сеть, 4 и теперь уже высоко поднимают голову в ожидании своего лже-мессианского царства. Ничего не будет удивительного, что конец XX столетия или одно из последующих столетий оправдает погибельные и для них самих ожидания в явлении антихриста, который, вероятно, будет вроде Навуходоносора, Нерона, Домициана или же отступника Юлиана. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» ( Откр. 2:4 ). Это относится к тому же престолу, ибо история свидетельствует о глубоком нравственном упадке папства в XIV и XV веках. «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые Я ненавижу» ( Откр. 2:6 ). Если в отношении к Ефесской церкви секта николаитов была развратительницей христианских нравов и разрушительницей апостольского предания, то и протестантство XVI и раскол XVII века имели то же отношение к Вселенской Церкви на Западе и на Востоке, разрушив авторитет Церкви, упразднив иночество и священство, оставив от проповеди апостольской одно пустое имя и от спасающих таинств – один призрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010