Если о служении ангелов в Божественном Откровении содержится много сведений, то об их природе в нем почти ничего не сказано. «Вид и определение» ангельской сущности, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина , «знает один только Создатель» (De fide orth. II 3 (17)). В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий (Ibidem). Свящ. Писание называет их «духами» (Евр 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой лит-ре и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39). То, что ангелы не имеют «плоти и костей», т. е. человеческого или животного тела, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам, в христианстве признается всеми. Но имеют ли они к.-л. др. тело? На этот вопрос даются разные ответы. Многие отцы Церкви утверждают, что ангелы не являются существами «чисто духовными», и признают некую ангельскую телесность: св. Иустин (Apol. II 5), Татиан (Contr. graec. 12), Афинагор (Legat. pro christian. 24), Тертуллиан (De carne Christ. 6; De resurrect. 36, 62), Ориген (De princip. I 6. 4; II 2. 1-2; IV 35), Феогност (cf.: Phot. Bibl. Cod. 106), свт. Мефодий Патарский (cf.: Ibid. Cod. 234), свт. Василий Великий (De Spirit. Sanct. 16). Так, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же она (ангельская природа.- М. И.) называется, также и невещественною по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только - несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно» (De fide orth. II 3 (17)). Эта т. зр. была высказана и на Всел. VII Соборе , когда встал вопрос о возможности изображения ангелов на иконе: «Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их,- присовокуплю к этому и наши человеческие души,- то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными… только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные, согласно сказанному в Писании: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя, огнь палящ» (Евр 2. 7)» (ДВС. Т. 4. С. 494).

http://pravenc.ru/text/115092.html

Порядок, в к-ром святитель излагает ангельские иерархические ступени и даже нек-рые имена ангельских чинов, весьма своеобразен: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы (Ibidem). Последние 3 наименования, по-видимому, относятся к херувимам, серафимам и небесным силам. Почитание ангелов В истории Др. Церкви имели место случаи, когда почитание ангелов возводилось в разряд идолослужения. О них уже было известно ап. Павлу (Кол 2. 18-19). Противниками апостола, по-видимому, были нарождающиеся гностики, с к-рыми пришлось бороться святым отцам II-IV вв. В комментарии на 35-е прав. Лаодик. Собора отмечено, что допускавшие такие формы идолослужения молились не «Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира». Указанное правило такой образ почитания ангелов осуждает, а почитателей - идолопоклонников - анафематствует (см. также Ангелиты ). Правосл. Церковь в отличие от протестант. деноминаций, запретивших молитвенное обращение к ангелам, заповедует почитать их так же, как почитаются в Церкви святые люди, и иметь с ними молитвенную связь как со служителями Св. Троицы. Основная память ангелов 8 нояб., Церковь чтит их память и во мн. др. дни. Лит.: Areop. CH; Парвов А. , свящ. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому//Странник. 1863. 11; Матвеевский П. , свящ. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов//Там же. 1864. 11; Игнатий (Брянчанинов), еп. Слово о смерти//Собр. соч. М., 1868. М., 1991р. Т. 3; Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 379-401, 537-561; Bareille G. Le culte des anges à l " époque des Pères de l " Église//Revue Thomiste. P., 1900. T. 8. P. 41-49; Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Hackspill L. L " angélologie juive à l " époque néo-testamentaire//RB. 1902. T. 11. P. 527-550; Феофан (Говоров), еп. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 19133; Dani é lou J. Les anges et leurs mission d " après les Pères de l " Église. P., 1952; Roques R. Introduction// Denys L " Ar é opagite. La hiérarchie Céleste. P., 1958. P. I-XCV; idem. L " Univers dionysien: Structure hiérarchique du monde selon le Pseudo-Denys. P., 1983; Lossky V. La notion des «analogies» chez Denys le Pseudo-Aréopagite//Vision de Dieu. Neuchâtel, 1962; Cazelles H. Fondements bibliques de la théologie des anges//Revue Thomiste. Toulouse, 1990. Vol. 98. N 2. P. 181-194; Bonnet J. Les anges dans le judaïsme et le christianisme. Roanne, 1993.

http://pravenc.ru/text/115092.html

Творения. Ч. 2. С. 183) , и даже могут не знать будущего, если оно не будет им открыто Богом. Ангелам неизвестно время Второго пришествия Иисуса Христа (Мк 13. 32). Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в к-рую они желают проникнуть (1 Петр 1. 12), причем постижение этой тайны совершается ими «через Церковь» (Еф 3. 9-10). Обобщая отмеченные библейские свидетельства, еп. Феофан Затворник замечает: «Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущии, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а (лишь те), какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются ангелам, поскольку сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают они это уже из самих событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их» (Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. М., 18932. С. 221). Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. «Все сотворенные существа,- пишет прп. Иоанн Лествичник , - получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и ангелы... не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму» (Иоанн, прп. Лествица. Серг. П., 19087. С. 203). Количество ангелов Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Свящ. Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Свт. Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их» (Contr. Anom. II 4). Свт. Кирилл Иерусалимский, сравнивая количество обитателей мира земного с миром небесным, замечает: «Населяемая земля есть как бы точка среди этого единого неба.

http://pravenc.ru/text/115092.html

Архангел. Роспись ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония). 1191 г. Фрагмент композиции " Богородица на троне с предстоящими архангелами " Иерархическое видение небесных сил, к-рое мы встречаем в «А.», не было таким нововведением, как само слово εραρχα. Небесная иерархия имеет 9 чинов: 1. Серафимы . 2. Херувимы . 3. Престолы . 4. Господства . 5. Силы . 6. Власти . 7. Начала . 8. Архангелы . 9. Ангелы в собственном смысле (см.: CH VI-VII 1, 2). В указании на 9 чинов небесной иерархии Дионисий продолжает церковную традицию, имеющую несомненные библейские истоки. В ВЗ прямо говорится только о 3 чинах: очень часто об ангелах (напр., Быт 28. 12; см. соответствующие места в НЗ - Мф 4. 11 и др.), а также о херувимах (Быт 3. 24; Езек 10. 5) и серафимах (Ис 6); архангелы Михаил (Дан 10. 13), Гавриил (Дан 8. 16) и Рафаил (Тов 7. 8), упоминаемые поименно, в поздней ветхозаветной лит-ре составили чин архангелов (ср.: Иуд 9). Прп. Ефрем Сирин в соответствии с ветхозаветной ангелологией называет 4 чина: «Ангелы, архангелы, херувимы и серафимы не смеют взирать на Бога» (Sermo 43. 14-15). Остальные 5 чинов (начала, власти, силы, господства, престолы) были указаны ап. Павлом (Еф 1. 21; Кол 1. 16), к-рый упоминает также об ангелах (Рим 8. 38) и архангелах (ср.: 1 Фес 4. 16). Дальнейшее развитие учения об иерархии до появления «А.» шло по линии постепенного сведения ангельских чинов в единый перечень, в к-ром число чинов было различным. В раннем святоотеческом богословии указывалось 7 ангельских чинов (по числу 7 небес в соответствии с представлениями древнего мира), напр. у св. Иринея Лионского (II в.) (Adv. haer. II 30. 6) или позднее у свт. Василия Великого (De Fide - PG. 31. Col. 465 B). Девятичинная иерархия с теми же чинами, что и в «А.», но в др. порядке представлена у свт. Кирилла I Иерусалимского (IV в.) (Catech. Mystag. V 6), свт. Григория Нисского (In Cant. Cantic. XV), если под «служителями» понимать упоминаемых в др. местах архангелов и ангелов, и свт. Иоанна Златоуста (In Gen. 4. 5; Hom. 7. 20:5-7). Свт. Григорий Богослов перечисляет 10 чинов, из к-рых 3 («светы, восхождения и чистые природы» - λαμπρτητες, ναβσεις, καθαρς φσεις) оригинальны и у др. отцов не встречаются (Or. 28. 31:14-16). Дионисий делает особый акцент на девятеричном числе небесных чинов, сближая учение ап. Павла о Церкви как о Теле Христовом с таинственным тайноводством , осуществляющимся в Церкви через посредство иерархии.

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

В «успении» (излюбленная тема живописцев) 1402 ее окружают апостолы, мученики, святые, а также Енох 1403 и Илия 1404 (которые, как известно, к концу их земной жизни были восхищены на небо) 1405 . «Исповедуем и возвещаем, – писал Никифор, – что она определена как (наш) ходатай и надежный заступник пред Ним (ее Сыном) по дерзновению, коим она наделена, будучи матерью Его» 1406 . Как ходатай и заступница, она особым образом заботится о благоденствии и чистоте Церкви 1407 , «даруя Церкви мир, упрочивая православие, защищая империю, изгоняя варварские племена, поддерживая весь христианский народ» 1408 . Несмотря на то что в постановлениях Никейского Собора 1413 поклонение святым и ангелам, по сути дела, увязывалось между собой, в богословии и литургии учение об ангелах получило самостоятельное развитие. Одной из причин стала та их значимость, которая заявляла о себе в умозрениях Дионисия Ареопагита , считавшего их недостающим онтологическим звеном между миром видимым и невидимым 1414 . Тем не менее из взаимодействия с этой философско-богословской ангелологией рождалось литургийное ощущение того, что, когда Церковь поклоняется Богу, она совершает это поклонение вместе с ангельским воинством 1415 . В литургиях постоянно это подчеркивалось. Так, например, на Литургии Иоанна Златоуста в расширенном парафразе Трисвятого поется: «Свят еси Бог, тысячами святых ангелов и архангелов, незримо пред Ним трепещущих, поклоняемый и прославляемый. Свят еси Бог, на многоочитых херувимов неусыпно взирающий… и на шестикрылах херувимах седающий» 1416 . Так же и на Литургии Василия призывается Бог «уставивый на небесех чины, и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы» 1417 . Далее говорится, что «Тебе бо хвалят ангели, архангели, престоли, господствия, начала, власти, силы и многоочитии херувимы» 1418 . Этому литургийному учению вторит и Феодор Студит , именуя ангелов (особенно в своем проповедовании) «предвечной вселенной, сущей до сего мира и возвестившей ему мир иной, его превосходящий, – Христа» 1419 . Хваля Бога, церковная литургия совершает это вместе с ангелами, апостолами, пророками, мучениками и всеми праведниками 1420 . Ангельский хор в невыразимом славословии немолчно поет Богу хвалу перед божественной скинией в церкви и на небесах 1421 . Учение об ангелах – яркий пример литургического наставления, так как иконы и литургия описывали их гораздо яснее, чем когда-либо это делал церковный догмат (причем, описывали не по естеству, разумеется, а по ставшему зримым облику) 1422 , и, разрабатывая свою ангелологию, богословы следовали не столько православию должного учения, сколько должного поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕГУДИИЛ Арх. Иегудиил. Пластина («крыло») дарохранительницы. 1-я четв. XVIII в. (ГММК) Арх. Иегудиил. Пластина («крыло») дарохранительницы. 1-я четв. XVIII в. (ГММК) [евр.   - хвала Божия, славитель Божий], архангел (6-й из 7, имена которых известны из Свящ. Писания или сохр. в Свящ. Предании; ср.: Тов 12. 15) (пам. 8 нояб.), ревностный защитник славы Божией, заступник всех подвизающихся на пути Христовом. Его имя в Свящ. Писании не встречается, сохраняется в Свящ. Предании. Согласно Преданию, Бог послал И. предшествовать Израилю, исповедающему единого истинного Бога, при покорении земли языческих народов. «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых...» (Исх 14. 19). Обещая израильскому народу помощь и защиту, Господь говорит: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх 23. 20-21). И. изображается держащим в правой руке золотой венец как награду от Бога св. людям за полезные и благочестивые труды, а в левой руке - бич из 3 черных веревок с 3 концами как наказание грешным за леность к благочестивым трудам ( Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон. М., 1910. С. 227). «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией...- писал архиеп. Херсонский Иннокентий.- Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» ( Иннокентий (Борисов), архиеп. Седмь Архангелов Божиих. М., 1996. С. 13). См. также статьи Ангелология , Архангел . Л. В. Литвинова Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ словосочет., обознач. в Свящ. Писании особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа

http://pravenc.ru/text/293567.html

богословами как подтверждение католич. учения об исхождении Св. Духа «и от Сына» ( Амвросий (Погодин). С. 185-188). Исследование рукописной традиции показывает, что это чтение является достаточно древним и не может быть результатом подлога, поскольку разночтение зафиксировано задолго до Собора ( Durand. 1981; Медведев. 1997. С. 310-314), однако ничто не доказывает принадлежности этой вставки В. В. ( Quasten. P. 233), и потому она не может служить достаточным основанием к заключению о понимании им исхождения Св. Духа в смысле католич. учения о Filioque (ср.: «если не от Бога (κ Θεο), но через Христа (δι Χριστο), то Его нет вовсе» - Ep. 52. 4; Болотов. 1914. С. 88-94). «Св. Дух,- пишет В. В.,- Сам есть истина и от Отца исходит (παρ το Πατρς κπορεεται)» (Adv. Eunom. II 34; Ep. 52. 4; Hom. 24//PG. 31. Col. 612), от Которого исходит несотворенно (κτστως) (Ep. 125. 3.), в соответствии с типичной формулой для вост. богословия IV в. ( Sesbo üé//SC. N 305. P. 143. Not. 3), исходит «от Отца через Сына» (κ Πατρς δι το Υο) ( Лосский. С. 349, 371). Как справедливо подчеркивает К. Холль, когда В. В. называет Св. Дух Христовым, он понимает под этим выражением общность природы (De Spirit. Sanct. 18. 46; Holl. S. 141-142). Св. Дух имеет собственную ипостась (πστασις) (Hom. in Ps. 32//PG. 29. Col. 333). Творение I. Умный мир. 1. Ангелология. В. В. упоминает 9 ангельских чинов (ангелы, архангелы, господства, престолы, силы, начала, власти - Hom. 15//PG. 31. Col. 465; Hex. 1. 5; херувимы и серафимы - PG. 31. Col. 1645). Ангелы выступают в роли помощников (βοηθο) и свидетелей истины (μρτυρες τς ληθεας) (De Spirit. Sanct. 13. 29), детоводителей (παιδαγωγο) и воспитателей (παιδονμοι) (Ibid. 13. 30). Они святы по благодати, человеку неизвестно, как они были созданы (Ibid. 16. 38), ибо то, что произошло до сотворения времени, остается за рамками библейского повествования; ангелы сотворены еще до видимого мира, вне времени, в некой «тварной вечности» (Hex. 1. 5; Χρστου.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

В И. Б. О. 14 раз говорится просто о «Духе»: 7 раз в формуле, повторяющейся в каждом из посланий асийским Церквам: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22), 4 раза во фразе «в духе» (1. 10; 4. 2; 17. 3; 21. 10), дважды цитируются слова Духа (14. 13; 22. 17) и 1 раз - во фразе «дух пророчества» (19. 10). Следует отметить, что и само слово «пророчество» встречается в книге 7 раз (1. 3; 11. 6; 19. 10; 22. 7, 10, 18, 19). Слово πνεμα встречается также в 11. 11 и в некоторых рукописях в 22. 6, и в обоих случаях, по всей видимости, речь не идет о Духе Божием. О «нечистых духах» говорится в 13. 15; 16. 13, 14; 18. 2. II. Семь духов. В 1. 4 говорится о «семи духах, находящихся перед престолом Его [Бога.- Авт.]». Некоторые толкователи видят здесь не указание на Дух Божий, но на 7 архангелов, к-рые, согласно иудейской ангелологии, находятся в присутствии Бога на небе (ср.: Тов 12. 15). Но 7 Ангелов описаны в И. Б. О. несколько иначе, чем «семь духов» в 1. 4: они (ангелы) «стояли пред Богом; и дано им семь труб» (Откр 8. 2). Кроме того, хотя термин «дух» и может обозначать ангелов, он редко принимает такое значение в раннехрист. лит-ре и никогда - в И. Б. О. «Семь духов» - это символическое описание Духа Божия. Этот символ Тайновидец Иоанн избрал на основании собственной экзегезы отрывка Зах 4. 1-14, к-рый является основанием не только для 4 ссылок на 7 духов, но также для описания 2 свидетелей в Откр 11. 4. Иоанн в ситуации очевидного и кажущегося непобедимым господства рим. власти (зверя) придавал большое значение видению прор. Захарии. Именно этот пророк сообщает, что Бог установит Свое Царствие на земле не через мирскую власть, но действием Духа Божия: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4. 6). Семь светильников, горящих перед небесным престолом Божиим, Иоанн определяет как 7 духов Божиих (Откр 4. 5). Следуя порядку повествования в видении прор. Захарии (Зах 4. 2-10: 7 лампад - Дух Божий - 7 очей Господа), Иоанн понимает 7 лампад светильника как символ 7 очей Господа, к-рые суть Дух Божий.

http://pravenc.ru/text/471605.html

— Если воли Божией не будет на то, что вы просите, о чём вы прошения свои приносите, то вы не вымолите, я думаю. Поскольку если бы Бог не любил нас, то Он бы, конечно, давал нам всё, что мы попросим, в т.ч. и то, что нам вредно. Но иногда так и бывает, кстати. Сколько случаев, когда говорят: «Нет, вот дай мне вот это, дай мне». — «Ну на тебе». А потом ты понимаешь, что выпросил что-то очень не нужное тебе, очень опасное. Так что по большой любви Своей, если Бог не захочет дать, то вы никак этого не вытребуете. А поскольку наш разум помрачён и мы не совсем знаем, что нам нужно, то мы должны просить и заканчивать свои прошения так: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». «Если есть воля Твоя, Господи, дай мне вот это. А нет воли Твоей, то дай силы потерпеть, обойтись без этого», — как-то так. Как Христос в Гефсиманском саду, очевидно, надо заканчивать свои прошения: «Я хочу вот это. Но если нет на это воли Твоей, пусть будет так, как Ты сделаешь. Дай мне силы принять это». Вот в таком духе необходимо приносить Богу свои прошения. «Помоги мне, Господи, дай мне то, что нужно мне, если есть на то святая воля Твоя». Очень интересно молился об этом Филарет Дроздов: «Не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Один знаешь, чего мне потребно. Ты любишь меня более, нежели я умею любить себя. Ты зришь нужды мои, которые скрыты от меня. Зри и сотвори со мной по милости Твоей. Не дерзаю просить у Тебя ни креста, ни утешения. Порази и исцели, сокруши и подними меня. Благоговею и безмолвствую перед святою Твоею непостижимою для меня волею и святыми Твоими судьбами. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою святую. Научи меня молиться, Сам во мне молись». Вот эти слова огненные — это Духа Святого слова, которые были даны сердцу Филарета. Пусть они вам помогут. — Отец Андрей, благословите. Скажите, вот молитвослов Бесплотным Небесным Силам: обычно говорят про семь архангелов, а вот восьмой архангел Иеремиил... Что это означает? — Я не большой специалист в этих вопросах. Иеремиил — да, действительно, попадается такое имя святого архангела, но я, к сожалению, не могу сказать вам точно, откуда такая ангелология взялась, потому что в Писании я этого не видел. В Писании мы читаем о Михаиле, о Гаврииле, о Рафаиле. Предание говорит нам ещё о Урииле, Селафииле, Варахииле, Иегудииле. Есть ещё другие, да. Очевидно, что архангелов и ангелов огромное количество, и у каждого из них есть имена. Если Господь даёт имена звёздам, которые творит, то конечно Он дал имена и ангелам, которые лучше звёзд. Но я сейчас не готов сказать, откуда этот источник знаний и кто именно даёт нам эти перечни. Поэтому потерпим своё невежество, я и вы.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРАХИИЛ [евр.  - благословение Божие; греч. Βαραχιλ; вариант имени Варахий], один из архангелов (пам. 8 нояб.), в Свящ. Писании не упоминается, память о нем хранится в церковном Предании (см. статьи Ангелология , Архангел ). Имя В. встречается в евр. и христ. апокрифической лит-ре (3 Енох 14; 17). В соответствии с представлением о различных видах служения архангелов В. почитается проводником Божия благословения людям: «...через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» ( Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский. Седмь Архангелов Божиих. М., 1996. С. 14). В иконографии XVIII-XIX вв. символом этого служения является изображение В. с цветком в руке или «несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» ( Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. М., 1910, 20023. С. 227; ср.: ЖСв. Кн. 7. С. 485). На иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» В. иногда изображается с виноградной гроздью. Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/154079.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010