Не может не броситься в глаза в проповедях Платона почти полное отсутствие демонологии. Даже в проповеди об исцелении бесноватого, где, казалось бы, всего уместнее развить тему о духах нечистых, мы имеем, в сущности, лишь рационапистическую аллегорию: «беснование в человеке есть, когда его мысль помрачнена и расстроена, а дух развращен и мятежен» 421 . А в другой проповеди «дух глухий и немый» уже совсем определенно и рационалистично толкуется ках душевное расстройство 422 . Не менее рационалистически, без элементов демонологии, толкуется «дух темный и глухий» в проповеди 1787 года 423 , где Платон определяет его, как жестокие и опасные человеческие страсти». Интересно было бы проследить эволюцию, которую претерпевает демонология в гомилетике XVII–XVIII вв., от свт. Димитрия с его ярксй картинностью, через, например, Гавриила Бужинского, у которого бесноватый – «образ и пример всякого человека в грехе пребыаающего» 424 , до чисто-аллегорического и психопатологического толкования Платона. Что до ангелов, то и они у митрополита – или орнаментальный мотив, или предмет морально-дидактического рассуждения, или аллегории, или все это вместе. Так, сверкающий пламенем херувим у врат рая по Платону «означал Божий гнев» 425 . 8 ноября из года в год Платон произносил в Архангельском соборе проповеди. Но даже в этих проповедях, прямо приуроченных ко дню ангелов, ангелология в значительной мере подменялась психологией и моралью. Платон говорит о подражании 426 , о сопричастии ангелам 427 , о превосходстве человека над ангелами 428 , о радости ангелов покаянию грешников 429 , о победе над страстями 430 , о памяти смертной 431 , о плоти и духе 432 . Моральный оттенок приобретают контрасты Церкви воинствующей и Церкви торжествующей 433 , и даже проповедь, специально трактующая о естестве ангелов, в значительной своей части оказывается проповедью о естестве души 434 . И ангелы и демоны растворились у Платона в просвещенном морализме, в лучшем случае, – в рациональной психологии. До жути реалистично рисовал тьму геенского отчаяния свт. Димитрий. У Платона почти ничего нет об аде. Смерть для него – прехождение в свет, прохождение через таинственные врата вечности. Почти ничего не находим мы у него и о чудесах. Он склонен был подменять сверхъестественную фауматургию чудесами добродетели, как это, например, особенно ярко выразилось в проповеди на Николин день 435 . Мысль одинаково боится опуститься до адских глубин и подняться в небесную высь сверхъестественного. Платон – душеслов по преимуществу, и сила его в моральной «анатомии души» 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Некоторые Ангелы, упомянутые в Священном Писании, имеют собственные имена, например Рафаил (см.: Тов. 3:16, 12:15 ), Гавриил (см.: Дан. 8:16, 9:21 ), Михаил (см.: Дан. 8:13, 21, 12:1 ). Особые имена усваиваются ангельским чинам, среди которых, помимо Ангелов, мы встречаем также Херувимов (см.: Быт. 3:24 ; 2Цар. 6:2 ; Пс. 17:11 и др.), Серафимов (см.: Ис. 6:2 ), Архангелов (см.: Иуд. 1:9 ; 1Фес. 4:16 ), Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы (см.: Кол. 1:16 ; Еф. 1:21 ). Эти библейские наименования легли в основу святоотеческого учения о девятичинной ангельской иерархии, сложившегося к V веку. Святоотеческая ангелология основана на библейском представлении об Ангелах, хотя в некоторых аспектах значительно дополняет Священное Писание. Прежде всего отцы Церкви восполняют умолчание книги Бытия о сотворении Богом Ангелов. При этом, как отмечает Иоанн Дамаскин , некоторые авторы полагают, что Ангелы произошли прежде всякой твари, другие же – что они произошли «после возникновения первого неба». Сам Иоанн Дамаскин придерживается первого мнения, которое и является наиболее распространенным среди восточных отцов Церкви. В частности, Василий Великий , толкуя слова книги Бытия В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ), говорит: «Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но это, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование... Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, соответствующее премирным силам, превысшее времени, вечное, всегда продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: ибо Им создано все... видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли ( Кол. 1:16 ), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия. »

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Далее Мейендорф пишет: “Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия” (стр.277). Все это голословные утверждения. В чем ветхозаветная иерархия сложнее небесной иерархии, описанной святым Дионисием, непонятно. А доказательства, которые приводит Мейендорф, – ложные. Он пишет: “Так, например, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога”(стр.277). Между тем святой Дионисий ясно пишет о том, что высший чин заключает в себе все достоинства, следовательно, свойства, способности и способ служения низших чинов. Я прошу прощения за грубый пример: главнокомандующий войсками обращается к солдатам через военную иерархию, но это не препятствует ему в случае необходимости давать личные приказы и указания. Мейендорф пишет: “ Церковь чтит Архангела Михаила как главу небесного воинства, однако в системе Дионисия архангельский чин один из низших в “Небесной иерархии” (стр.277). Имя и названия могут быть употреблены в прямом и относительном значении. Слово “архангел” – высший ангел, может означать всю иерархию до восьмого чина по нисходящей линии, но, собственно, относится к восьмой ступени. Аналогично этому, слово “ангел” может быть употреблено ко всем небесным силам, но собственно принадлежит к низшей, девятой ступени. Мейендорф игнорирует даже тот факт, что в книге “О небесной иерархии” сам Иисус Христос символически назван ангелом. Я не могу представить, что профессор богословия не знал таких элементарных вещей, поэтому мне кажется, что он просто отдал дань своим школьным симпатиям и прибегнул к заведомо двусмысленным доказательствам. Мейендорф не стесняется назвать откровение святого Дионисия об ангельском мире “вымышленной конструкцией” (стр.277). Значит Церковь , приняв учение о ангельском мире, заключающееся в книге “О небесной иерархии”, не увидела в противоположность протопресвитеру Мейендорфу лжи, натяжек и несоответствий. Такое заявление мог сделать только рационалист, потерявший уважение к церковному Преданию. Совершенно безосновательно сближать учение еретиков – протоктистов с святым Дионисием Ареопагитом ; здесь уже область фантазии, с которой не спорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

42 Существует мнение, что арх. Михаил был также тем ангелом, который нисходил возмущать воду в Вифезде (Ио. 5,4). 43 При вступлении Израиля в Обетованную землю, которая явилась как бы исторической колыбелью Спасителя (по человеческому Его естеству), Иисусу Навину является «вождь воинства Господня» (Ис. Нав. 5,14–15 ), т, с. арх. Михаил, который сначала повелел ему снять обувь с ног своих., «ибо место, на котором ты стоишь, свято» (как и Бог говорил Моисею у горы Хорива), а затем он говорит прямо как Господь (6,1), т. е. от лица Господа. Арх. Михаил здесь является вестником Слова. 44 «Двоице первенствующая архангельскому ныне собранию» взывает св. Церковьсв. арх. Михаилу и Гавриилу (канон беспл. гл. 6, п. 4, тр. 2.), и кого же, как не эту двоицу, естественно видеть в двоице ангелов Воскресения и Вознесения Христова? 45 Правда, в ангелах церквей видят иногда епископов церквей. Но даже если допустить такое понимание, то нельзя его принять в смысле ограничительном; если епископы и могут называться земными ангелами церквей, то лишь по силе того, что существуют небесные ангелы-хранители их, и поэтому одно толкование не только не исключает, но даже предполагает другое. 46 В толковании образа 24 старцев издревле встречается этот вариант (у Андрея, еп. Кесар.), однако, не как единственный (некоторые, напр., Zahn, возражают, ссылаясь на то, что тайнозритель, и сам верховный апостол, не мог бы с такой почтительностью обращаться к одному из старцев, называя его κριε, «господин» ( Откр. 7,13 ), и от него получать разъяснение, между тем как он сам, в качестве апостола, находится в числе тех). Это соображение веское, но не бесспорное, п. ч. в Откровении события вообще раскрываются не столько во временной последовательности, сколько во внутренней связи, и потому нет невозможности, если тайнозритель, оставаясь на земле в человеческой ограниченности, приемлет поучения от одного из патриархов или апостолов в их пренебесном прославленном состоянии. Трудно согласовать также понимание старцев как ангелов с их песнью Агнцу о том, что «Ты искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени» ( Откр. 5,9 ). Тем не менее, налицо и другое толкование, которое видит в старцах ангелов, однако находящихся в особливо близком отношении к 24 священническим чредам, – ангелов, если можно так выразиться, особенно человечных. При таком толковании ангелы-животные соответственно выражают природные стихии (четыре стороны света, четыре знака Зодиака, расположенные по перпендикулярным диаметрам, совокупность жизненных сил природы). И тогда мы имеем в ангельском мире полноту земного мира, как человеческого, так и природного. И к их славословию присоединяются все ангелы и «всякое создает». Т. е. ангелологически и антропологически, точнее, ангело-антропологический смысл этой картины при разных толкованиях частностей, в общем, остается один и тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В религиозном быте эти две народные стихии сталкиваются с резкой враждебностью, вызываемой, конечно, не одними хорошо известными обрядовыми расхождениями. Не беремся объяснить, случайно ли в книге г–жи Д. Р. архангел Михаил появляется только в англосаксонских памятниках (у Беды), у древних же ирландцев ангелология имеет более общий характер. Мы подходим к центральным главам и вместе с тем к центральной идее книги: св. Михаил — ангел империи. Рост культа архангела в католической империи представляется бесспорным. Могло ли быть иначе? Культурные волны, нахлынувшие на франкский материк с середины VIII столетия, шли из Италии и с Британских островов, неся с юга и с запада религию Михаила. Но была ли империя Карла для нее чем–нибудь большим, чем страной завоевания? Автор полагает, что да. «Культ небесных сил… представляется настоящим увлечением эпохи…» (241) «Михаил был любимый святой каролингского века» (247). Михаил — покровитель священника–императора (260). «Император становится как бы отражением самого Михаила» (271). Он разделяет с архангелом вселенскую миссию —борьбу с силами зла и защиты христианского мира. Много остроумных и тонких наблюдений рассеяно автором в доказательство этой «императорской религии», жаль прикоснуться к этой конструкции, столь дорогой ему. Однако она построена на зыбкой почве. Начнем с топографической истории святилищ архангела. Автор посвятил этому вопросу отдельный § (2–й главы IV). Из двенадцати приведенных им здесь святилищ только одно — Меттенский монастырь в Баварии — предание связывает с эпохой, но не с инициативой Карла Великого. Остальные одиннадцать, за исключением Тоннеррской обители (неизвестного происхождения) , приводят нас к самому началу VIII века. Представляется слишком смелым вести так далеко каролингскую имперскую традицию, чтобы объяснить воздействиями Карла Мартелла (или его отца) закладку этих храмов, связанных почти всегда (и это прекрасно показано автором) с гиберио–саксонской миссией. Нас удивляет, напротив, в таблице автора скудость храмов Михаила, принадлежащих столетию каролингского возрождения (750850).

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Соответственно можно понять свойства и качества и двух других ангельских триад. Господства наставляют земных властителей к мудрому управлению. Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим. Власти имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы. Начала управляют вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны. Архангелы благовествуют о великих и преславных Тайнах Божиих. Они являются проводниками Откровения Божия. Ангелы присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь и сохраняют в обычной жизни. Мнение Дионисия Ареопагита не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого св. Дионисия) мы встречаем мысль, что ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система святого Дионисия – лишь введение в ангелологию, отправная точка для дальнейшего богословского исследования. Великий Иоанн Дамаскин, сам очень ценивший работу Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу: «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или, имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».   Когда и как были сотворены Ангелы? Основываясь на свидетельствах Священного Писания и Предания, Церковь говорит о том, что Ангелы были сотворены Богом прежде творения видимого мира. В Символе веры мы исповедуем: «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…» Вот это невидимое и означает духовный мир. Апостол Павел пишет об этом же так: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» .

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Ангельских чинов — девять или три третицы во образ Св. Троицы [ 24 ]. Первая триада бесплотных духов — серафимы, херувимы и престолы. Они предстоят престолу Божию, подъемлют зари начальства от Бога чрез осияния непосредственно, а не по ходатайству о том и преподают божественную светлость прочим ликам ангелов [ 25 ]. Серафимы, в восхищении божественной любви, воспевают священными устами Пресвятую Троицу, херувимы приводятся светолитием к Божественной мудрости, престолы — разумно наслаждаются премирным блистанием [ 26 ]. Первая третица ангелов богоподобно и с любовию просвещает вторую третицу бесплотных чинов [ 27 ], то есть, власти, господства и силы. Облистание Божества делает ангельские природы во второй третице могучими по крепости, сильными и сообщает им власть и государственное начальство в Божием тварном мире [ 28 ]. Они несмолкаемо песнословят Божию силу [ 29 ]. Третья третица бесплотных духов — начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу [ 30 ] и предстоят Ему служебно [ 31 ]. Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле [ 32 ] и отдельных верующих во Христа [ 33 ] и молятся о вселенной. По Божию повелению, ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения [ 34 ]. Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа [ 35 ], применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении [ 36 ]. Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и чрез себя подающих им Божию светлость [ 37 ]. Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием [ 38 ]. Приведенное церковно-литургическое указание о св. ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии. В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мера ангела»: размышление к празднику Собора бесплотных Сил 20.11.2011 290 Время на чтение 5 минут Авторы статьи поздравляют всех читателей портала с днем ангела и в своем диалоге предлагают размышления о предмете праздника - святых ангелах. Земной ангел Иеромонах Иосиф (Павлинчук): В церковном календаре имеется один особый день, день во многом уникальный и своеобразный - праздник в честь святых ангелов и архангелов. В христианском богословии эта тема очень мало раскрыта, но она всегда вызывала огромный интерес как у церковных писателей, богословов, так и у простых членов Церкви, интересующихся духовной жизнью. Если в самом начале литургического года мы торжественно праздновали Воздвижение Честного и Животворящего Креста, прославляя тем самым вольные страсти Господа нашего Иисуса Христа, затем восхваляли Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего, то в празднике святых ангелов Церковь раскрывает третий аспект духовной жизни: служение ангелов в деле нашего спасения. Как формировался культ ангелов? Какие основания для этого имеются в Священном Писании? Почему часто жизнь подвижников и аскетов сравнивается с ангельской, а святость Богородицы названа «честнейшею херувим» и «славнейшею серафим»? Диакон Августин Соколовски: Парадоксальным образом выведенное из богословской проблематики современности размышление об ангелах находит свое место в современном искусстве, мире музыки, литературы и кинематографии. Нередко ангелы здесь становятся людьми, перспектива переворачивается, и ради телесности они готовы отказаться от бессмертия. Так раскрывается то новое, что по многим причинам было недоступно предшествовавшим столетиям: раскрытие в философии и искусстве полноценности телесного бытия человека, осознание его экзистенциальной гравитации. При этом прежние категории целеполагания и устремления - бессмертие, вечность, бесстрастие - перестают восприниматься как полноценные и неизбежно важные. В отказе богословия размышлять над аспектами ангелологии мне видится неожиданное отражение подобного же прочтения реальности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Подобную же идею выражают и имена архангелов – Рафаил (Бог исцеляет) 588  и Уриил (Бог свет мой), ангелы, называемые этими именами, как бы воплощают в себе врачующую недуги людей, силу и любовь Божию (ср. Чис. 12:13 : El-na repha, Боже, исцели) и просвещающую людей откровенным светом истину Его 589 . Имя Михаил, Michaël 590 , выражает вообще идею несравнимости Бога ни с чем тварным. Оно означает: кто, как Бог ?  и есть сокращенная передача мысли библейских выражений: miehamocha baëlim, Исх. 15:11  и (ср. Втор. 33:20 ) и Пс. 88:7 . Mi baschachak iaaroch lajehovah, idmeh lajehovah bibnei elim. По смыслу этих выражений, Бог бесконечно возвышен над всеми, так называемыми, богами, – как богами язычества, ( Исх. 15:11 ), так и сынами Божиими – ангелами ( Пс. 88:7 ), называемыми также иногда богами (elohim). Поэтому имя Michaël, усвояемое ангелу, может заключать в себе смиренное признание с его стороны несравнимости Бога 591 , и вследствие этого имя Михаила звучит как самый решительный протест против обоготворения ангелов 592 . Но так как ангелы, по Библии, прежде и более всего, суть идеальные исполнители спасительных велений Бога о людях, то имя Михаила («кто, как Бог») имеет целью выразить непреоборимость того из людей, кому помогает Бог и Его ангелы, в особенности ангел Михаил 593 . Таким образом, имя Михаил еще сильнее, чем имя Гавриил, выражает идею несравнимой, помогающей силы Божией, поскольку имеется в виду носящее это имя ангельское существо. Но помощь чаще всего требуется в борьбе с врагами, и Михаил есть борец – силою Божией – против силы зла ( Дан. 10:13, 21; 12:1 ), особенно против источника зла – сатаны ( Иуд. 9 , Откр. 12:9 ). Из сказанного об именах ангелов, впервые выступающих в книге Даниила, следует, что имена эти, хотя суть собственные имена индивидуальных ангелов, но, по своему смыслу, имеют значение нарицательное 594  и могут считаться типическими для ангелов вообще. Идеи, выражаемые этими именами, составляют общее и существенное содержание всей библейской ангелологии и прежнего (как и последующего) времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Евдокимова , который в своем очерке «Православие» говорит, что если все эти высказывания Климента и Ерма перевести на язык Аристотеля, то получится, что « Церковь является энтелехией 127 истории, ее содержанием и ее целью, телосом 128 , что делает ее местом осуществления истории» 129 . «Мир сотворен с целью воплощения [Христа], – говорит П.Евдокимов , – и в самой своей основе мир в потенции или, в возможности, есть Церковь » 130 . Предвосхищаемая в Эдеме, пророчески предваряемая в Ветхом Завете, осуществляемая в воплощении Христа и полностью раскрываемая в небесном Граде, Церковь осуществляет в себе всю историю человека. В другом своем сочинении П.Евдокимов , непосредственно связывает начало Церкви с Агнцем закланным от создания мира ( Откр. 13:8 ). Поясняя этот момент, он пишет: «сотворение мира берет начало в тайне Агнца; христология, таким образом, присутствует изначально, а с ней и экклизиология, ибо именно в Церкви осуществляется союз и единение с Богом» 131 . Рай Папий рассматривал духовно, относя его к Церкви Христовой Но это же делает и свт. Филарет (Дроздов) , в своем «Пространном катехизисе». Ангелология Папия имеет некоторые соприкосновения с иудейскими преданиями, а также развивает мысли его учителя Иоанна Богослова (фр. Папий говорит, что после падения некоторых из Ангелов, они ополчились против человека, но, на помощь человеку пришел арханг. Михаил и его воинство, «которые суть стражи вселенной» (фр. 24), они передали «даровали» человеку Закон и «умудрили пророков». В этом учении Папий апеллирует к пророку Даниилу, говоря «как и Даниил учил» 24). Справедливо говорит В. Лурье, что в канонической книге Даниила такого учения нет 132 . Падение Диавола, Папий относит ко времени после сотворения человека. И здесь его история походит на ту, что изложена в «Книге Эноха», о неправедных ангелах мироуправителях, которым Бог поручил управлять Землей и воспитывать человека. И поручил им Бог «управлять хорошо», но «их назначение не привело к нужной цели» Это фрагмент из греческой версии «Толкования на Апокалипсис» св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010