В виду этих очевидных различий существа тех и других, совершенно естественно, что имена амшаспандов носят специфический персидский, вообще арийский отпечаток, напротив, библейские архангелы, как они выступают в кн. Даниила, Товита и 3 Ездры, имеют своеобразный семитический оттенок, вследствие общего у всех них окончания , носят подлинно библейский, монотеистический характер. Совершенно бесплодны, поэтому, попытки указать тожество каждого из ангелов с отдельными амшаспандами 585 . Напротив, и имена архангелов, упомянутые нами, – подлинно еврейские и идеи, выражаемые ими, стоят в существенном согласии и связи с библейской ангелологией и библейским богословием вообще. Имя Гавриил 586 (Gabriel, Γαβριλ LXX и Нового Завета) означает: муж Божий (следовательно, синонимично с названием, нередко употребляемым в Библии, пророков: муж Божий, isch elohim), сила Божия, собственно: муж-Бог, сила-Бог 587 . Оно характеризует ангельский мир не в его премирном бытие и величии, а в его служении человечеству, как показывает слово geber, входящее в состав этого имени. Во всех упомянутых случаях ангел, называемый данным именем, выражает именно эту идею. Он является ( Дан. 8 ) уяснить пророку, как сыну человеческому, виденное им предызображение ближайших судеб мировой истории в соприкосновении её с историей народа Божия. Он (Ibid. 9) быстро прилетает в ответ на молитву пророка к Богу о судьбах народа Божия, укрепляет его, приготовляет к восприятию откровения о семидесяти седьминах и дает самое это откровение. В Новом Завете его имя соединяется с первою вестью о рождении Спасителя человечества и Предтечи Христова. Из этого ясно, что имя Гавриила не означает природы ангела и не характеризует ангельской природы со стороны её величия и достоинства, а дает мысль о служебном отношении ангелов к Богу и людям; в отношении к последним Гавриил является сорабом их у Бога, по воле Последнего, подкрепляющим их в их человеческой немощности. Очевидно, в этом названии типически выражается общее ветхозаветное воззрение на ангелов, как на исполнителей воли Божией о спасении человечества, и, прежде всего, народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Двери диаконские – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах диаконская дверь делается с одной стороны). Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомучсника диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на Д. д. помещаются изображения Архангелов Михаила и Гавриила, прославленных святителей или ветхозаветных первосвященников. Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи праздников годового богослужебного круга. Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. КД. относятся; 1) Рождество Пресвятой Богородицы, 2) Воздвижение Креста Господня, 3) Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещение (Богоявление) Господне, 6) Сретение Господне, 7) Благовещение Пресвятой Богородицы, 8) Вход Господень в Иерусалим, 9) Вознесение Господне, 10) Троица (Пятидесятница), 11) Преображение Господне, 12) Успение Пресвятой Богородицы. По времени празднования Д. разделяются на неподвижные (непереходящие), которые постоянно отмечаются в одни и те же числа месяца, и подвижные (переходящие), которые каждый год приходятся на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи. К подвижным Д. относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница), к неподвижным – все остальные. Девять чинов ангельских ( слав, «чин» соответствует греч. τξις) – в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, Сил бесплотных. По учению автора «Ареопагитик», чины ангельские образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к Богу) – Престолы, Херувимы, Серафимы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) – Господства, Силы, Власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) – Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Настоятель – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме, поставленное архиереем; Н. ставропигиального монастыря является Патриарх, поставляющий для управления им своего наместника (обычно игумена или архимандрита). Н. осуществляет духовное руководство верующими, наблюдает за порядком совершения богослужений, за состоянием церковной проповеди и пастырского душепопечительства, заботится о благоустроении храма или монастыря и его убранстве. Начала (Начальства) ( греч. ρχα) – в христианской ангелологии, согласно «Ареопагитикам», 7-й из 9-ти чинов ангельских, образующий с Архангелами и Ангелами третью (нижнюю) триаду. Неделя – церковное название воскресенья, происходящее от обычая не работать (не делать) в этот день; Н. в современном значении этого слова (период времени в 7 суток) имеет церковное название седмица. О Обедня – простонародное название Божественной литургии. Облачение – 1. Одежды духовенства для совершения богослужений (иногда к О. ошибочно относят и внебогослужебную одежду отличающие духовенство от мирян, – подрясник, рясу мантию, клобук, скуфию). Некоторые части О. являются символами благодатных дарований, и без них совершать богослужение нельзя. Богослужебным О. диакона являются стихарь, орарь, поручи, в случае награждения – камилавка; священника – подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (риза), в случае награждения – набедренник, камилавка, палица и митра; архиерея – подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, саккос, омофор. Некоторые богослужения священники (архиереи) могут совершать без фелони (саккоса). Богослужебные О. бывают разного цвета, в зависимости от празднования данного дня. 2. О. монашеское: рясофорного монаха – ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон, параман, ряса, мантия, клобук; схимонаха – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь. Обрезание Господне – один из великих праздников Православной Церкви, отмечается 1/14 января. Установлен в память совершения над Богомладенцем на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания с наречением Ему имени Иисус, т. е. Спаситель ( Лк. 2, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Каждый из них - отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое... (но. - М. И.) гармоническое» (Догматическое богословие. С. 161-162). В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает ап. Павел (Еф 1. 21; Кол 1. 16) и многие отцы и учители Церкви. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках». Ангельская иерархия состоит из 3 триад: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы , власти; 3) начала, архангелы, ангелы (CH VI 2). В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,- в точности знает это один Бог, Виновник их иерархии» (CH VI 1). Строй небесной иерархии не может быть выражен только в числовых соотношениях, и к нему неприемлем лишь арифметический (нумерический) подход. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Оно указывает, что гармония и порядок в этом мире не случайны; в своей основе они имеют Божественное Единство, к-рое и само выражается через числовое соотношение Единицы и Троицы. Божественная Единица тождественна Троице, поэтому вся существующая множественность, в т. ч. и множественность ангельского мира, несет на себе печать как единства, так и троичности. Единица обусловливает единый характер всей небесной иерархии, а принцип троичности отражается в триадическом построении иерархических ступеней. Однако ни единица, ни троица, ни к.-л. др. число не в состоянии адекватно выразить тайну Божественного творения, поэтому число, использованное автором «Ареопагитик» при описании небесной иерархии, символично. Символичны и имена небесной иерархии. Они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду. Так, серафимы (евр. - горящие, пламенеющие) отличаются пламенной любовью к Богу и обладают светоносной силой, способной изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией.

http://pravenc.ru/text/115092.html

М. С. Иванов Гимнография Упоминания ангелов часты в гимнографических (песнопения) и евхологических (молитвы) богослужебных текстах. В Типиконах, используемых ныне в РПЦ и греч. Церквах, указаны неск. памятей архангелов и ангелов: чудо арх. Михаила в Хонех - 6 сент., собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных - 8 нояб., собор арх. Гавриила - 26 марта (на др. день после Благовещения) и 13 июля (по всей видимости, в память освящения храма во имя арх. Гавриила в К-поле в IX в.). Согласно иерусалимскому Канонарю VII в. (см. Иерусалимское богослужение ), память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 нояб.; в Александрийской Церкви - в один из дней: 12, 13 или 14 нояб. Основная память - 8 нояб., она была включена в месяцеслов древней Вост. Церкви уже на раннем этапе его формирования (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 348) и затем регулярно фиксировалась в различных соборных (иерусалимских и к-польских) и монастырских уставах, а также в богослужебных книгах студийской и иерусалимской редакций (см. Михаил , архангел; разд. «Гимнография»). Память Небесных Сил бесплотных отмечена также в системе Октоиха , где она является 2-й литургической темой понедельника. Среди текстов понедельника во всех 8 гласах им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (2-й цикл стихир), канон утрени, обычно атрибутируемый Феофану, тропарь на блаженнах . Акростихи канонов: «Первое ангелам пение» (1-го гласа), «Пою хвалу лику ангельскому» (2-го гласа), «Творю третье пение бесплотным» (3-го гласа), «Пение ангелам пятое» (5-го гласа), «Шестое бывает умных пение» (6-го гласа), «Бесплотных похвалу седьмую ношу» (7-го гласа). На литургии понедельника (при будничной службе) поются «дневные» тропарь (      ) и кондак (    ; употребляется также на повечерии и изобразительных) Небесных Сил бесплотных, ангелы упоминаются в светильне утрени (    ), в прокимне , аллилуиарии и причастне литургии и проч. (Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха//БТ. Сб. 32. С. 260-268).

http://pravenc.ru/text/115092.html

И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. Если написано «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан 7. 10), то не потому, что таково именно число, но потому, что Пророк не мог и сказать большего числа» (Catech. XV 24), к-рое, согласно «Ареопагитикам» , «превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел» (CH XIV). При сравнении количества людей и ангелов нек-рые отцы Церкви (свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский , свт. Григорий I Великий ) прибегали к притче Спасителя об овцах (Лк 15. 3-7; Мф 18. 12-14), из к-рой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество ангелов, а одна заблудившаяся - количество людей. Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. «Есть без сомнения и другие силы,- пишет свт. Иоанн Златоуст,- которых мы не знаем по именам... Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однакож не они одни составляют всех жителей небесных; их - целые... неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф 1. 21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но которые теперь неизвестны» (Contr. Anom. IV 2). Небесная иерархия Небесные силы составляют «ангельский собор» (задостойник на литургии св. Василия Великого ), а люди - «человеческий род». «Поэтому,- замечает В. Н. Лосский,- единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы.

http://pravenc.ru/text/115092.html

Херувимы (этимология неясна) являются таинственной колесницей Господа Саваофа, на к-рой, как неоднократно свидетельствует Свящ. Писание, Всевышний «восседает» (Пс 79. 2; 98. 1; 1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; Иез 1. 4-26), и исполняют Божественные повеления (напр., херувим был поставлен «охранять путь к дереву жизни» - Быт 3. 24). Престолы отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. В гимнографии они называются «разумными престолами», на к-рых «почивает» Бог (стихира на Господи воззвах в праздник Рождества Богородицы ). Господства всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким тираническим влечениям. Наименование ангелов силами означает сообщенное им непреоборимое мужество, к-рое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы - носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, к-рая выражается не в господстве, а в любви. Имя входящих в низшую триаду ангелов - начала (начальства) - происходит от их обращенности к Безначальному Началу и их способности выражать Его в мировом строе начальствующих сил. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия . Известны неск. личных имен архангелов: Михаил и Гавриил упоминаются в канонических библейских книгах; Рафаил , Уриил , Салафиил и Иеремиил - в книгах неканонических; Иегудиил и Варахиил хранятся в церковном предании. Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям (см. Ангел-хранитель ). В системе «Ареопагитик» все 3 триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов.

http://pravenc.ru/text/115092.html

Учение Дионисия о миропорядке непосредственно связано с его литургической мистикой, отраженной в церковной иерархии, взгляды на которую изложены в книге «О церковной иерархии». Обе эти книги о «иерархиях» отражают так называемое александрийское мировоззрение, согласно которому весь мир организован по принципу иерархической лестницы. Автором, по-видимому, двигало стремление каким-то образом заполнить разрыв между абсолютным Богом и относительным творением, сделав тем самым свою космологию приемлемой для неоплатоников, и в то же время сохранить в неприкосновенности христианскую идею трансцендентности Бога. Недостатком такого мировоззрения была очевидная иллюзорность всех промежуточных ступеней: по сути дела, это была все та же эллинистическая космология, выряженная в христианское платье.    Цель небесной иерархии, согласно Дионисию, заключается в возможности уподобления творения Богу, своего рода «богоподражании». Употребляемое им греческое слово иерархия предполагает движение, -некое динамическое устремление творения по направлению к Богу. Классифицируя чины иерархии, он пользуется модным среди неоплатоников троичным принципом: греческая мысль, не проводящая различия между онтологией и эстетикой, любила повсюду видеть триады. Дионисиевы ангельские чины были организованы в три триады. Наверху лестницы, как бы в преддверии Божества, находятся херувимы, серафимы и престолы -это первая триада. На второй ступени стоят господства, силы и власти, на третьей – начала, архангелы и ангелы. Чинам каждой иерархической ступени доступ к Богу открыт только через чины более высокой ступени, и таким образом небесный и земной миры как бы смыкаются. Каждая триада передает вниз некий аспект Божества, не уменьшая при этом Источника.    Упоминания об ангельских чинах встречаются в книге пророка Даниила и в других ветхозаветных книгах, о них говорит также и святой Григорий Назианзин, однако лишь псевдо-Дионисий классифицировал их со свойственной одному ему точностью. Для христианской традиции эта классификация представляет большое неудобство, ибо ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3291...

(греч. aggelos — вестник), духовные существа, сотворенные Богом и исполняющие Его волю. В Ветхом Завете и межзаветных апокрифах используется несколько слов для обозначения А. (посланники, сыны Божие, сонм богов, собрание святых, служители, воинства, бодрствующие, духи, престолы, власти, силы). В допленный период небесный мир изображался как царский двор, в котором А. составляли совет (3 Цар 22. 19–22; Иер 23. 18; Иов 15. 8; Пс 81. 1). А. также выступали в качестве небесного войска. Кроме того, каждый народ на земле находился в ведении своего А. (Втор [LXX] 32. 8). Отдельные А. являлись людям как вестники Бога (поскольку человеку было невозможно встретиться с Богом лицом к лицу и не умереть), иногда играя роль защитников или помощников в земных делах. В некоторых случаях они служили орудиями божественного гнева. Чаще всего А. изображаются лишенными индивидуальных черт, их имена не называются. В Быт 6. 1–4 говорится о связях А. с людьми, что стало одной из причин потопа. В послепленный период появляются описания иных небесных существ — херувимов и серафимов , получают развитие образы обвинителя (клеветника) сатаны и представления о личном А.-наставнике, ангельской литургии на небесах, становятся известны имена некоторых А. — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил и др. В межзаветной литературе подробно описываются иерархия, одежда и пища А., их роль в творении мира, эсхатологической битве и суде. Эти представления сохраняются и в текстах Нового Завета. А. описываются как человекоподобные, но бесполые существа (Мф 22. 30), которые бессмертны (Лк 22. 36), говорят на своем языке (1 Кор 13. 1), радуются и заботятся о спасении людей (Лк 15. 10; Еф 3. 10; Евр 1. 14), принося молитвы святых на небесный алтарь (Откр 5. 8; 8. 3–4). Поклонение А. запрещено (Кол 2. 18; Откр 19. 10; 22. 8–9). Все ангельские чины покоряются и служат Иисусу Христу (Мф 4. 11; 26. 53; Мк 1. 13; 1 Пет 3. 22; Еф 1. 21; Кол 2. 15; Евр 1–2). Каждая церковь имеет своего ангела-покровителя (Откр 2–3). Хотя сатана может принимать вид А. света (2 Кор 11. 14), в последнем сражении он будет повержен архангелом Михаилом и его воинством (Откр 12. 7–9). Дальнейшее развитие учение об А. получает в святоотеческой традиции, на основании которой в средневековом богословии формируется целый раздел — ангелология . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/51127.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Собор Архангела Гавриила 00:00 26.07.2017 489 Время на чтение 18 минут По материалам статьи из т. 10 «Православной энциклопедии» Гавриил [греч. Γαβριλ, Γαβριλιος - муж Божий или сила Божия], один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил (см. статьи Ангелология, Архангел). Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресв. Богородице (Лк 1. 26-38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в НЗ по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010