Святые Бранковичи, икона 1753 г. Никола Нешкович      Уповая на Творца всех, Иоанн много помогал сербским монастырям, прося монахов молиться о спасении сербского народа и его семьи. Вместе со своей матерью и братом он делал большие пожертвования на нужды святогорских монастырей, а также помогал многим близлежащим обителям. Согласно народному преданию, он вместе с братом воздвиг и обновил монастыри Прибина Глава, Месич, Фенек, Дивше, Беочин, Шишатовац и др. Однако праведный деспот Иоанн недолго жил на этом свете. «Лета живота его были малочисленны, но зато были исполнены многими добрыми делами и богоугодными подвигами», – пишет о нем преподобный Иустин (Попович) . Он отошел ко Господу после внезапно постигшей его болезни 10 декабря 1502 года и был погребен в церкви апостола Луки в Купиново рядом со своим отцом. В 1507 году Максим и Ангелина, облаченные в монашеские ризы, отправились с мощами своих родных в Валахию, а через два года вновь вернулись в Срем. С помощью своих родственников Якшичей и валашского воеводы они воздвигли в 1512 году монастырь Крушедол, где и положили мощи святых Стефана и Иоанна. Ковчег с мощами святых Бранковичей в монастыре Крушедол. Фото:иером.Игнатий (Шестаков)      О начале почитания святого Иоанна Нового мы узнаем из жития мученика Георгия Кратовского, где сообщается, что Иоанн «объявился» через три года после смерти. Праведная Ангелина упоминает о своем сыне как о святом в письме русскому великому князю Василию III в 1509 году. В службе святому Иоанну Новому говорится, что его нетленные мощи источают чудеса. Действительно, останки святого были прославлены многими чудотворениями и исходившей от них благодатной силой. Известен даже случай исцеления одного одержимого бесом агарянина. Также исцелился и один юноша, пролежавший в болезни восемь лет. В Крушедоле мощи святого почивали до 1716 года, когда монастырь был захвачен и сожжен турками. После этого трагического события все же сохранились небольшие части мощей святых Бранковичей, среди которых была и часть стопы святого Иоанна. Эти святыни почивают в обители и по сей день.

http://pravoslavie.ru/41601.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУШЕДОЛ муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Расположен на Фрушка-Горе близ с. Крушедол-Село, в 13 км от г. Сремски-Карловци (Сербия). К. ок. 1509 г. построил митр. Белградский и Сремский свт. Максим (Бранкович) на средства валашского воеводы Иоанна IV и вел. кн. Московского Василия III. К. был резиденцией митр. Максима и центром Сремской епархии. Мать митр. Максима, деспотица Ангелина , рядом с К. основала женский мон-рь в честь Сретения Господня (сейчас приходский храм в Крушедол-Селе). В К. были перенесены мощи деспотов Стефана Слепого и Иоанна Бранковичей , в нем были похоронены митр. Максим († 1516) и деспотица Ангелина († 1520). В 1523 г., когда были обретены мощи свт. Максима, К. стал центром почитания династии Бранковичей (их мощи первоначально хранились в 2 стоящих возле алтаря ковчегах: в одном - Стефана и Максима, в другом - Иоанна и Ангелины). В 1546 г., согласно тур. описи, К. был самой богатой обителью на Фрушка-Горе, к 1566-1567 гг. его богатства возросли. Монахи из К. часто приезжали в Россию за милостыней - в монастырском помяннике записаны имена мн. рус. князей и царей (Москва - Сербия, Белград - Россия: Док-ты и мат-лы. М.; Белград, 2009. Т. 1. С. 229-231, 246-247, 266-267, 326-328, 331-333, 554-556, 590-591). 25 сент. 1654 г. К. посетил патриарх Иерусалимский Паисий. В 1670 г. в обители было «90 монахов и 12 старцев». Во время Великого переселения сербов (1690) братия К. ушла в Сентендре, но в 1697 г. вернулась обратно. 6 янв. 1708 г. в К. прошел I Народно-церковный Собор, учредивший автономную «Крушедольскую митрополию», объединившую правосл. сербов, проживавших на землях Габсбургской монархии. Монастырь Крушедол Монастырь Крушедол В 1713 г. центр митрополии был перенесен в Сремски-Карловци, и впосл. она стала называться Карловацкая митрополия . В 1702 г. в мон-ре жили 50 монахов и 100 послушников, обитель имела ок.

http://pravenc.ru/text/2462077.html

– Лет.) столетия в богоспасаемом Киеве, где находился принадлежащий Синаю монастырь Екатерининский. По всей вероятности, обучавшийся тогда в Киевской Духовной Академии иеромонах Константин, впоследствии архиепископ Синайский и патриарх вселенский, по просьбе академических наставников сделал переложение, о котором идет речь. Но как бы то ни было, а теперь греческая церковная музыка – не тай на для меня…» 527 . Но епископ Порфирий не ограничился чисто кабинетным изучением найденных им рукописей. Он хорошо понимал важность возрождения песнопений, мелодий, которые слышались под сводами древних киевских храмов в те времена, которые отстояли от времени крещения Киевской Руси всего лишь на несколько десятилетий. Поэтому он предпринял практические шаги по возрождению древних церковных песнопений в столице древнего русского государства. «Теперь и петь мы умеем по-гречески, и хорошо поймем, какое «изрядное осмогласие» и какое «трисоставное сладкогла-сование и самое красное демественное пение» принесено было в Киев при великом князе Ярославе Владимировиче в 1051 году, – писал епископ Порфирий. – «Изрядное осмогласие» – это пение всего, что поется в церкви, на 8 гласов; «Трисоставное сладкогласование» – это сочинение мелодий, соответствующих трем составам, или способностям нашей души, уму, сердечному чувству и воле; «демественное пение» – это пение доместика, то есть главного певца, обладающего самым лучшим голосом, пение с многочисленным хором, голосящим одну ключевую ноту. Замечательно, что я спустя 814 лет после 1051 года возобновил в Киеве то пение, которое при Ярославе введено было греческими певцами, пришедшими туда из Константинополя» 528 . Обзор деятельности архимандрита Порфирия в Эсфигменовом монастыре будет неполным, если не упомянуть о том, что в рукописном наследии русского ученого, переданном после его кончины по завещанию в Российскую Академию наук, содержались ценные материалы, имеющие отношение к этому афонскому монастырю. В 1-й книге «Афонских актов» (всего 4 рукописных книги) архимандрит Порфирий поместил «архив Есфигменова монастыря», занимающий 93 листа (ст. 3–187), на которых изложено 47 греческих актов, причем некоторые из них были даны монастырю византийскими императорами Андроником и Иоанном Палеологами 529 и сербским царем Стефаном Душаном (2) и Патриархами Иоанном Гликой, Кириллом (1814 г.) и Григорием (1819 г.). Кроме этого здесь находились копии славянских актов, а именно: сербского деспота Юрия Бранковича (1), княжны Ангелины (1499 г.), Печского патриарха Паисия (1633 г.) и 2 грамоты царя Алексея Михайловича 1656 г. по подлинникам, хранящимся в монастыре 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

789 Служба и Синаксарь праведному Стефану новому, деспоту сербскому, в Сербляке под 9 октября. Летопись Гласника V: 93, 103–111.– Иные принимают Ангелину за одно с Милицею, супругою Кн. Лазаря; но это – грубая ошибка. 790 Миклошича Monum. serb. 442. Грамота рагузян, на которую надеется деспот Бранкович,– у Миклошича 203. 791 Поздняя летопись (Шафарика Памятн. 2, 82) говорит, что «мощи светого страстотерпца Стефана, сына деспота Гюргя, в град Купиник» перенесены февр. 15, 1466 г. Но описатель страданий св. Георгия, видевший мощи, пишет, что они перенесены спусти 8 лет после смерти. 792 Грамота изд. у Миклошича: Monum. serb. 463. Грамотою 1495 г. Иоанн обещал Павлову монастырю выдавать всё, что обещано было предками. Мопит. serb. 462, в Гласнике V: 224, 225. 793 Раича Ист. 3: 243–247, 312–324. Летоп. в Гласнике V: 111, 112; I, 169; XI, 154. В помяннике монастыря Грачаницы записано: «помяни Господи – благочестивую и христолюбивую монахиню Ангелину, архиепископа Максима и брата его деспота Иоанна» (Изв. акад. V III, 57). В афонском протатском помяннике: «еще молимся о приснопамятных рабах Божиих Димитрие крале и Иоанне деспоте и с ними умерщвленных православных христианах» (Запис. поклонника св. горы стр. 126) «Димитрий краль» – князь Димитрий Якшич, храбрый боец с турками, сын краля рашскаго, дядя по жене Иоанна деспота (Раича Ист. 3, 288–292). 797 Мученичество св. Георгия – в Летоп. археол. общ. Спб. 1864 г. Сербская ле­топись у Шафарика в Памятн. 2, 63. У Раича 3, 324–325 – неточности о мощах. 798 В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи св. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их. Гласник V: 112, 93. Сербляк, в Белграде, 1861 г. л. 85–94. Здесь же особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан. 799 Житие Даниила, описанное учеником его, известное и Раичу (II, 544) – в музее Румянцева стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 800 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженнаго во архиепиекопех сербских Даниила, мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.). Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1200 «Но, – скажут нам, – как же быть с теми, у которых не окажется этой способности и этого призвания?» На наш взгляд, таких лиц, как и ранней специализации вообще, не должно бы быть в настоящей духовной школе. Впрочем, мы убеждены, что и подобные, непризванные к проповедничеству, ученики этой школы, всё-таки, больше получат пользы от предлагаемого нами способа преподавания гомилетики, чем от обычного. 1202 Захолмско-расская епархия пока не имеет своего епископа, и делами ее заведывает митрополит черногорский. Кафедра епархии доселе была в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы под г. Острогом. 1203 Введенский Богородичный (Острог-верхний) монастырь основан в XVIII веке захолмским или острожским митрополитом св. Василием. В 1852 г. этот монастырь выдерживал осаду от огромного турецкого войска предводимого Омером-пашею, а в последнюю русско-турецкую войну сильно пострадал от войск и пушек Сулеймана-паши. По воле князя Николая и под наблюдением епископа Виссариона, монастырь возобновлен и приведен в лучший вид. 1207 Весник српске церкве, 1899, янв.–февр., 155–156. – Монастырь Ковиль построен на левом берегу Дуная, в провинции Бачке. В нем постригся в монахи и жил известный сербский историк Иоанн Раич, написавший «Историю разных словенских народов, наипаче же хорватов, сербов и болгар». 1208 Монастырь Крушедол находится близ Карлович, резиденции сербских митрополитов-патриархов; основан в половине XV столетия митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 году богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нем находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины, матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нем собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

легендарная «Выпись о втором браке Василия III» ( Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148), в к-рой решения афонского монашества по поводу развода и повторного брака вел. князя (высказанные без запроса с рус. стороны) рассматриваются как равнозначные мнению Патриархов. На рубеже XV-XVI вв. были установлены офиц. отношения между А. и московскими вел. князьями и Рус. митрополией. В 1497 г. в Москву в свите посольства молдав. воеводы Стефана Великого прибыл игум. Пантелеимонова мон-ря Паисий с 3 афонскими старцами «милости ради, и князь великий (Иоанн III Васильевич) пожаловал, милостынею изволил... понеже бо из старины той монастырь святаго Пантелеимона во Святей Горе строение бяше прежних великих князей русских» (ПСРЛ. Т. 12. С. 214). Сын Иоанна III вел. кн. Василий III Иоаннович в 1507 г. с монахами Пантелеимонова мон-ря архидиак. Пахомием и старцем Иаковом послал в Пантелеимонов мон-рь и проту Св. Горы серебряный ковш Иоанна III и богатую милостыню на помин души своих родителей, имена к-рых были вписаны в синодики всех афонских мон-рей. В 1509 г. по просьбе деспотицы св. Ангелины (Бранкович), описавшей в письме бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, лишенного заступников и покровителей, вел. кн. Василий III подтвердил свое ктиторство по отношению к Русскому мон-рю, а также покровительство Св. Горе в целом. В июне того года вел. князь отправил вместе со старцами Пантелеимонова мон-ря милостыню в обитель и такую же проту Св. Горы Паисию для всех афонских мон-рей. В отдельной грамоте вел. князь извещал Паисия о разрешении посылать святогорских иноков для сбора пожертвований в России, братия Пантелеимонова мон-ря получила привилегию посылать старцев за милостыней к царю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными, значительный перерыв пришелся лишь на период запустения Пантелеимонова мон-ря в посл. четв. XVI в. и на Смутное время . Сказание «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския». 1-я треть XVI в.

http://pravenc.ru/text/77102.html

С его именем на Руси связывали создание сказания «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския» (старший список - РГБ. Троиц. 686), получившего распространение в рус. письменности не позднее 1-й четв. XVI в., а также повестей о Ватопеде и об Иверской иконе Божией Матери. С 30-х гг. XVI в. в рус. рукописях встречаются краткие афонские агиографические повести, с именем старца Герасима Святогорца в заглавии, о прп. Павле Ксиропотамском и о безымянном старце, жившем в лесу, неизвестные в южнослав. традиции и явно восходящие к устным рассказам монастырских посольств (старший список - РГБ. Вол. 659). В др. волоколамском сборнике, датируемом 1563 г. 514. Л. 459-470), помещены списки жалованных грамот мон-рю Св. Павла серб. деспотов Бранковичей (святых Ангелины и ее сыновей Георгия и Иоанна ) 1495-1496 гг., серб. вельмож на венг. службе (родственников вел. кнг. Елены Глинской) Якшичей 1506 г. и молдав. воеводы Петра Рареша 1533 г. Катапетасма. Вклад царя Иоанна Грозного в Хиландарский мон-рь. 1555 г. В 1555 г. по ходатайству посольства с А. под покровительство московских государей в качестве их «другой богомольи» (1-я «богомолья» - Русик) был принят Хиландарский мон-рь. Игумен мон-ря Паисий преподнес в дар царю крест, к-рый носил на себе свт. Савва Сербский, с Животворящим Древом внутри и мощи вмч. Стефана - небесного покровителя династии Неманичей, начиная с прп. Симеона Сербского (в миру - Стефана Немани). Паисий составил «Сказание об Афонской горе», содержавшее сведения о числе монахов, размере дани туркам и о географическом положении мон-рей. В марте 1556 г. Хиландарскому мон-рю была дана царем жалованная грамота на беспошлинный и свободный приезд за милостыней, кроме того, мон-рь получил в свое владение подворье в Китай-городе рядом с Богоявленским мон-рем. Посольство задержали в Москве до 1557 г., когда царь пожаловал мон-рю 300 р. и богатую завесу лицевого шитья к царским вратам (катапетасму), изготовленную в 1555 г. и хранящуюся в наст. время в монастырской ризнице; кроме того, посольство получило 50 р.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Николаю. Но она как в давние времена, так и ныне в честь основателя своего называется Григориевою. По актам афонским находили подпись пр. Григория под актом 1405 г. К сожалению, и акт и описание жизни преподобного куда-то скрылись. По словам греков, как бумаги и книги обители, так и мощи преп. Григория в пожар 1761 г. унесены были сербскими иноками с Афона. Когда бы это была правда21)! 10 ч. Память блаженных деспотов ИОАННА и его родителей СТЕФАНА и АНГЕЛИНЫ Бранковичей. Нелегко найти в истории владетельных лиц, чья жизнь была бы так полна превратностями и бедами, как жизнь блаж. деспота сербского Стефана - Бранковича и семьи его22). В 1457 г. турки завладели Сербиею и деспот Георгий Бранкович умер скитальцем в Белграде. Младший сын Лазарь, прогнав старшего и отравив мать, присвоил себе права деспота, но спустя месяц умер. Стефан был средний сын деспота Георгия. Он с юности отличался кротостию, почтителен был к родителям, любил братьев, образован был прекрасно, особенно же знал св. писание. Когда отец для покоя Сербии принужден был отдать дочь султану Мурату, то с сестрою отправился ко двору султана и Стефан. - Тут сильно соблазгяли Стефана и роскошною жизнию и поблажками честолюбию и суетности; но Стефан оставался тверд. Затем придворная зависть успела возбудить   21) Афонский Патерик 1, 400. Заметки поклонника стр. 274. 275. Описание монастырей горы афонский, стр. 127, Спб. 1859 г. По сказанию 1579 г. " монастырь сербский Григориат " . Аврамовича Афонские древности стр. 76 у Београду 1847 г. 22) Житие св. Стефана Бранковича и детей его видно в житии сына его архиеп. Максима; это житие издано в Гласнике XI, 125-130. политическое подозрение против сыновей деспота. Такие отважные люди, как сыновья деспота, - опасны для турецкой власти, говорили султану. - И султан, давший клятву отцу не касаться ни жизни, ни здоровья детей деспота, велел ослепить их; Стефан отправлен в Каппадокию. По смерти брата Стефан, услыхав, что турки-фанатики сожгли прекрасный Милешевский монастырь и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

10-е Святых мучч. Мины, Ермогена и Евграфа Мина – образованный и красноречивый Афинянин, исповедовавший тайно веру Христову, быв послан императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, и с поручением изгонять из города христиан и содействовать восстановлению почитания языческих богов, успел примирить и успокоить враждующих, но вместе а тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедовать истину христианской веры. Проповедуя с увлекательным красноречием, он многих язычников обратил ко Христу. Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближённым, воеводой Миной, и с строжайшим приказом очистить город от христиан. Ермоген, также Афинянин, и хотя язычник, но одарённый высокой душой, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миной, был так поражён его ответами и потом терпением, с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом Александрийским. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, не смотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточённости, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского – одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. Император Иустиниан Великий построил здесь храм во имя св. муч. Мины Александрийского. Св. Иосиф песнописец в IX-м веке написал канон в честь этих мучеников, где говорится и об исцелениях от мощей их 154 . Святая Церковь воспевает им: – «Мину чуднаго, Ермогена Божественнаго и Евграфа купно священными сладкопении почтим вси, яко почествовавшия Господа и страдальчествовавшия за Него, и лика бесплотных на небесех достигшие и чудеса точащие!» † Память блаженных деспотов Иоанна и его родителей Стефана и Ангелины Бранковичей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010