83 Вышеславцева Ольга Николаевна (1898–1995) – потеряв сына (погиб на фронте) и мужа (умер после тяжелой болезни), тайно приняла иноческий постриг с именем Мария. 84 Протоиерей Николай Ведерников (род. 1928) – священник и композитор. В 1952 г. окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в 1955 г. – по классу композиции. В 1958 г. рукоположен в диакона, в 1961 г. – в священника. В 1961–1973 гг. служил в церкви Рождества Христова в Измайлове, окончил заочно Ленинградскую духовную семинарию, в 1973–1989 гг. – настоятель церкви Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, в 1978 г. окончил Московскую духовную академию. С 1989 г. служит в церкви св. Иоанна Воина на Якиманке. 85 Храм был закрыт в 1932 г. и передан НКВД. Сначала там располагалось общежитие НКВД, потом – обувная мастерская КГБ. Верующим храм вернули в 1993 г. в плачевном состоянии. 86 Митрофорный протоиерей Анатолий Правдолюбов (1914–1981) из старинного священнического рода. Сын священноисповедника протоиерея Сергия Правдолюбова , вместе с которым пять лет провел в заключении в Соловецком лагере и на материке (1935–1940). В 1947 г. принял священнический сан. Последние 22 года своей жизни прослужил в Покровской церкви поселка Сынтул (село Маккавеево) Касимовского района Рязанской области. 88 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х гг.». 89 Священноисповедник митрофорный протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов (1890–1950). Первый раз заключен под стражу в 1929 г., в 1930 г. выпущен по просьбам верующих. В 1935 г. арестован вместе с братьями, Владимиром (†1937) и иереем Николаем (†1941), и двадцатилетним сыном Анатолием. Пять лет провел в заключении в Соловецком лагере и на материке. После освобождения вернулся в город Касимов. В августе 1942 г. последовал третий арест отца Сергия и тюрьма. После освобождения в марте 1943 г. служил в Никольской церкви Касимова. В декабре того же года мобилизован на трудовой фронт ночным сторожем на карьер по добыче белого камня. Демобилизован в 1946 г., но с запретом на служение в Касимове. Последние годы служил в городах Спасск и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вера Сергеевна (дочка священноисповедника Сергия) вспоминает: «Смотрю на отца, а у него очки полны наполовину слезами, даже проливались слезы, а голос не дрожит». Это интересная особенность. Слезы половину очков наполняют, а голос твердый, решительный. Наталья Федоровна говорила, что какой-то румянец был на щеках отца Сергия, и было его интересно слушать, потому что он весь был в этом слове, говорил от всей души, от всего своего состояния, какой есть он человек. И недаром, когда в 1935-м году его арестовали, то множество людей допрашивали (точную цифру сейчас невозможно назвать), и они отвечали как свидетели на вопросы: «Как вы относитесь к проповедям протоиерея Сергия? Что он говорил и как он говорил?» Когда читаешь в следственном деле обтекаемые ответы, неясные, специально не дающие особой информации, думаешь: человек захотел скрыть силу слов священноисповедника Сергия. Но одна женщина все-таки довольно подробно рассказала. Получилось во вред отцу Сергию, но когда мы прочитали эти слова 60 лет спустя — я даже ощутил чувство благодарности за то, что она так сделала. Она рассказала, о чем говорил отец Сергий в церкви Святой Троицы. Касимовское духовенство после четверговых встреч: Сидят (слева направо): протоиерей Михаил Дмитрев, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, протоиерей Димитрий Федотьев. Стоят: протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Феодор Дмитрев. Город Касимов. Фотография 1933 года Совершал богослужение отец Сергий не просто так, а от всей души. Это была полнота жизни. Очень торжественно проходили службы Страстной Седмицы и Пасхи. Сохранилась одна проповедь на Вход Господень в Иерусалим, в которой содержится призыв отца Сергия: «Вы не забудьте причаститься в Великий Четверг, это очень важно для всех людей». Сын, который эту проповедь записал на магнитофон с текста, содержавшегося в одной тетрадке, комментирует: «Почему отец Сергий так говорил? Потому что на Вербное воскресение в церковь Троицы приходило много людей, из которых причащались 2000 человек».

http://pravoslavie.ru/148405.html

На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов , мирянин Память 21 января (8 января ст.ст.). Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры («Письма к друзьям»). Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере. 20 января 1938 года за антисоветские высказывания он был расстрелян в вологодской тюрьме в возрасте 73 лет. Священномученик Александр Туберовский , иерей Память 23 декабря (10 декабря ст.ст.). На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. В 1937 году он был арестован. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

Разумное наказание, молитва и любовь людей воспитывает Как найти золотую середину между строгостью и излишней мягкостью? Как поддержать правильную стратегию воспитания ребенка? Есть ли случаи, когда ребенка нельзя наказывать? Можно ли наказывать физическим трудом? Какова отечественная традиция в вопросах воспитания и наказания? 8 ноября, 2010 Как найти золотую середину между строгостью и излишней мягкостью? Как поддержать правильную стратегию воспитания ребенка? Есть ли случаи, когда ребенка нельзя наказывать? Можно ли наказывать физическим трудом? Какова отечественная традиция в вопросах воспитания и наказания?   Интервью опубликовано в новом номере ноябрь-декабрь 2010) православного журнала для родителей «Виноград» . Тема номера — как научить детей самостоятельности. Как найти золотую середину между строгостью и излишней мягкостью? Как поддержать правильную стратегию воспитания ребенка? Есть ли случаи, когда ребенка нельзя наказывать? Можно ли наказывать физическим трудом? Какова отечественная традиция в вопросах воспитания и наказания? Мы начинаем разговор на тему номера с протоиереем Сергием Правдолюбовым — настоятелем московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, профессором и магистром богословия Московской Духовной Академии. О. Сергий — наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. Его прадед по линии отца, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое сыновей о. Анатолия, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец — протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов — был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Племянник о. Михаила, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия — как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек.

http://pravmir.ru/razumnoe-nakazanie-mol...

Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей Православные христиане в СССР : Голоса свидетелей/сост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 464 с. : ил.      В новой книге издательства Сретенского монастыря «Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей» звучат голоса людей, которые прожили долгую и прекрасную жизнь. Семинаристы Сретенской духовной семинарии, по благословению наместника Сретенского монастыря епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), проделали огромный труд, опросив десятки людей, тех, кто помнит Великую Отечественную войну, голод и разруху, помнит наши победы и поражения, гонения на Церковь, возрождение послевоенной России, подвиги мучеников и исповедников православной веры, а также возрождение православной жизни в России в конце 80-х — начале 90-х годов. Вспоминает протоиерей Владимир Правдолюбов, сын священноисповедника Сергия Правдолюбова: «Когда арестовали отца Сергия, мне было четыре года, а когда он вернулся, мне исполнилось девять лет. В дальнейшем был еще арест, а потом мобилизация на трудовой фронт. Так что воспитывала меня в основном мать. И главное, что она внушала нам, — что наш отец страдает за Христа и мы должны не горевать, а радоваться: если приходится что-то терпеть, то мы становимся соучастниками его подвига. Воцерковленность всей семьи и участие в богослужениях тоже были заслугой мамы и мощным воспитательным фактором». Старший брат отца Владимира, протоиерей Анатолий Правдолюбов, прошел почти всю войну, с 1941 по 1944 гг. В окопах атеистов не бывает: «Пасхальная ночь. Анатолий сохранил субботний хлебный паек и над ним ночью в укромном месте прочитал Пасхальный канон и стихиры (как бывший псаломщик, он знал пасхальную службу наизусть). Оказывается, солдаты за ним следили, и когда он хотел съесть этот свой хлеб, они подошли и попросили: “Дай куличика!” — а потом каждый дал ему кусочек от своего хлеба, чтобы он не остался голодным». Из воспоминаний протоиерея Георгия Втюрина о послевоенной жизни: «Мне запомнилось духовенство тех лет, еще старой закалки. От настоятелей, которым я прислуживал еще в детстве, я очень многое почерпнул, и это мне пригодилось. Тогда это были горячие молитвенники, особенно старые священнослужители, которые с ревностью, с горением в сердце совершали богослужение, любили паству свою и служили, невзирая на свои немощи, на свои недуги, каждый день без всяких выходных. Христиане того периода были более воцерковленными, более духовно и нравственно устойчивыми. А сейчас христиане многие торгуются с Богом. Приходят в церковь свечку поставить: я тебе, Господи, — свечку, а Ты мне — работу хорошую, квартиру и т. д. А тогда такого не было. Тогда люди благодарили за все Бога и довольствовались тем, что имели. Война оставила на нравственном, моральном поведении людей отпечаток. А скорбь и страдание всегда объединяют. И тогда люди были более милостивые, жалостливые и приветливые, нежели сейчас».

http://pravoslavie.ru/112693.html

«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма» Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Касимовском (Правдолюбове). Часть 4 Протоиерей Сергий Правдолюбов В основу очередной публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой. Сидят (слева направо) прот. Димитрий Федотьев, архим. Георгий Садковский, сщмч. Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят сщмч. Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и сщисп. Сергий      Когда в Касимове у отца Анатолия Авдеевича (Правдолюбова; священномученика) собирались батюшки из окрестных сел Касимова, они часто просили отца Сергия произнести примерную проповедь на следующую неделю, или седмицу, и он всегда говорил импровизацию. Все внимательно слушали, включая его отца – протоиерея Анатолия Авдеевича. Часто матушка отца Анатолия Клавдия Андреевна говорила: «Анатолий, почему ты слушаешь все, как сын скажет, ты же сам можешь сказать проповедь?» – А отец Анатолий отвечал: «Нет, нет! Пусть он сам говорит, он все хорошо говорит. Это для нас важно и интересно. А мы потом будем думать о том, что нам самим еще стоит прибавить». Это было замечательно: сын – и вызывал такое уважение умением хорошо говорить. Отца Сергия часто просили произнести проповедь, и он всегда говорил импровизацию. Все внимательно слушали, включая его отца Каким был Касимов в то время? Я не сумею подробно рассказать, только очень кратко. В Касимов через Рязань приезжал Леонид Пастернак (у него были там какие-то родственники). Касимов ему очень понравился, так что он где-то написал: «Касимов мне напоминает Марбург».

http://pravoslavie.ru/148716.html

— Протоиерей Владимир Сергеевич Правдолюбов в молодости закончил механико-математический факультет МГУ, а затем духовную семинарию и академию, стал кандидатом богословия. Его служение продолжается уже 43 года. Со своей матушкой Ниной Ивановной он воспитал двух дочерей и четырех сыновей, из которых трое пошли в священство. Андрей — настоятель касимовского Успенского храма, где некогда служил наш прадед, ныне святой священномученик протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов. Симеон — настоятель Георгиевского храма в Касимове, а Михаил — настоятель церкви святого Диомида в селе Перво Касимовского района. — Хотелось бы немного узнать и о ваших родных братьях. -Хорошо, но прежде — сыновнее слово о нашем отце, протоиерее Анатолии Сергеевиче Правдолюбове. В 1935-1940 годах он вместе с отцом и дядей немало хлебнул «Соловецкого лиха». С 1941 по 1944 год наш будущий отец воевал, был тяжело ранен при освобождении Пушкинских Гор. Его церковное служение началось в 1947 году и продолжалось до самой кончины. Помню, отец мог часами музицировать на фортепьяно или на виолончели, сочинять. Он был талантливым церковным композитором, и вот только сейчас, спустя почти 20 лет после кончины отца, готовится к печати сборник его произведений. Самое же главное — отец обладал великим литургическим даром, никогда впоследствии я не встречал священника, который мог бы даже отдаленно сравниться в красоте совершения богослужений. Отец, например, считал, что участие ребенка в богослужениях во дни Великого поста, Страстной и Пасхальной седмиц дает маленькому христианину больше, чем все остальные средства воспитания, вместе взятые. Нас отец никогда не заставлял учить Закон Божий или еще что-то церковное. Он приобщал нас к мировому музыкальному, философскому и литературному наследию. А к богословию мы потянулись позже, сами. Теперь о братьях. Наша общая радость в том, что в свое время все мы были иподиаконами у Святейшего Патриарха Пимена. С тех пор много воды утекло. Михаил последние 10 лет служит в знаменитом столичном храме Воскресения Христова в Сокольниках, является кандидатом богословия; у него и матушки Любови — двое сыновей. Другие братья, — Серафим и Феодор, — двойняшки.

http://pravmir.ru/krest-pravdolyubovyx-e...

сщисп. протоиерей Сергий Правдолюбов Написали они эту книжечку, и добросердечный, доверчивый отец Николай дал почитать ее одному касимовскому интеллигенту. И эта книжечка оказалась в НКВД, а Владимира и Николая – «под замок». Кстати и Сергия со старшим сыном Анатолием замели туда же за компанию. А чуть позже, в 1936 году, Матрону арестовали, а в 37-м – отца Анатолия и отца Александра Туберовского. Отец Александр прежде был профессором Московской духовной академии, светским человеком. Диссертация его вызвала полемику между Флоренским и Тареевым. После революции его приглашали в университет, а его старший брат, местный священник отец Сергий Туберовский, в то же время отказался служить: «При большевиках служить не буду». Профессор решил, что это неправильно. От места в университете отказался и поехал на место отца Сергия. Рукоположился. А в 1937 году его взяли и расстреляли. Все они проходили по общему делу. Глава заговора против советской власти – Анатолий Правдолюбов. Его соучастники – Александр Туберовский, Николай Карасев, Константин Бажанов, Евгений Харьков – священники. С ними пострадали и некоторые миряне. Их в один день расстреляли. И прославили всех вместе. В святцах их имена вместе собраны . Матрону же отдельно и осудили, и канонизовали. Есть еще одна мученица – Вера . Она помогала отцу Николаю и Владимиру писать эту брошюру. Вера Николаевна Самсонова – учительница. Она учительствовала только до революции. Когда иконы вынесли из классов, Вера Самсонова отказалась быть учительницей и стала старостой церкви, в которой служил отец Николай, и во всем ему помогала. В 1935 году ее арестовали, а в 40-м, не доживши то ли нескольких дней, то ли нескольких часов до освобождения, она скончалась в тюрьме. Святая блаженная Матрона Анемнясевская (Икона написана Лукиными) Люди часто задаются вопросом: как возможно было перенести такие страдания человеку или целой семье? Ведь не всем с детства прививали такую «устойчивость». А если вдруг нам придется? Когда в 1935 году арестовали моего брата Анатолия, дедушка (протоиерей Анатолий Авдеевич – будущий священномученик) сказал ему вдогонку: «Помни, Анатолий: возрадуйтеся в той день и взыграйте». Конечно, вы помните этот текст: «Блажени будете, егда возненавидят вас человецы и егда разлучат вы и поносят и пронесут имя ваше яко зло Сына Человеческого ради; возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси» (Лк. 6: 22–23).

http://pravoslavie.ru/guest/070326115522...

Арх.: Архив Историко-архивного отдела Рязанской епархии. Д. 240/2544. Т. 2; Архив Управления ЗАГС администрации Рязанской обл. Касимовская опись; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 2544; ГАРО. Клировые ведомости церквей Касимовского у. Лит.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000. С. 45; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 126-128, 140-142, 161-162. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Дмитриевич Ансеров (1873 - 1940), прот., сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН Федорович Лебедев (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе Рязанских святых) КОНСТАНТИН Константин Васильевич Бажанов (3.06.1879 - 23.12.1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/186943.html

29    Вышеславцева Ольга Николаевна (1898-1995) — потеряв сына (погиб на фронте) и мужа (умер после тяжелой болезни), тайно приняла иноческий постриг с именем Мария. 30    Протоиерей Николай Ведерников (род. 1928) — священник и композитор. В 1952 г. окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в 1955 г. — по классу композиции. В 1958 г. рукоположен в диакона, в 1961 г. — в священника. В 1961-1973 гг. служил в церкви Рождества Христова в Измайлове, окончил заочно Ленинградскую духовную семинарию, в 1973-1989 гг. — настоятель церкви Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, в 1978 г. окончил Московскую духовную академию. С 1989 г. служит в церкви св. Иоанна Воина на Якиманке. 31 Храм был закрыт в 1932 г. и передан НКВД. Сначала там располагалось общежитие НКВД, потом — обувная мастерская КГБ. Верующим храм вернули в 1993 г. в плачевном состоянии. 32 Митрофорный протоиерей Анатолий Правдолюбов (1914-1981) из старинного священнического рода. Сын священноисповедника протоиерея Сергия Правдолюбова, вместе с которым пять лет провел в заключении в Соловецком лагере и на материке (1935-1940). В 1947 г. принял священнический сан. Последние 22 года своей жизни прослужил в Покровской церкви поселка Сынтул (село Маккаве-ево) Касимовского района Рязанской области. 33    Патриарх Пимен (Извеков, 1910-1990). С 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси. 34    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х гг.». 35 Священноисповедник митрофорный протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов (1890-1950). Первый раз заключен под стражу в 1929 г., в 1930 г. выпущен по просьбам верующих. В 1935 г. арестован вместе с братьями Владимиром (f1937) и иереем Николаем (f1941) и двадцатилетним сыном Анатолием. Пять лет провел в заключении в Соловецком лагере и на материке. После освобождения вернулся в город Касимов. В августе 1942 г. последовал третий арест отца Сергия и тюрьма. После освобождения в марте 1943 г. служил в Никольской церкви Касимова. В декабре того же года мобилизован на трудовой фронт ночным сторожем на карьер по добыче белого камня. Демобилизован в 1946 г., но с запретом на служение в Касимове. Последние годы служил в городах Спасск и Лебедянь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010