„В одном акте архива Тульской Духовной Консистории, 1746 года, 443-й, при колокольне значится еще часовня“. 11 Она была построена, вероятно, на месте престола прежней церкви. Ограда около храма прежде была деревянная, но в недавнее время построена новая, из кирпичей, с узорчатой, кирпичной же решеткой. V. Достопамятности 1 . Крест напрестолыный серебряный, вызолоченный, в 70 золотников, внизу, на рукоятии – св. Николай Чудотворец. Рукоятие украшено резным травчатым орнаментом. На рукоятии надпись, (чеканом): „Лета 7168 (от Р. Хр. 1660) го апреля 16 де. сделан си крест в дом рожества пресвятыя Богородицы и святыя м. Екатерины. Вкладчик голова московских стрельцов Михайло Петров сын Колупаев по своих родителех и по брате своем Василии Петровиче Колупаеве“. 2 . Крест напрестольный, серебряный, вызолоченный, – в 1 ф, 85 зол., покрыт травчатым орнаментом. На лицевой стороне: в средине – Распятие, на перекрестьи: слева – Распятие Иисуса Христа, справа – снятие со креста; внизу – положение во гроб; вверху – Воскресение. – На оборотной стороне, в медальонах – надписи (чеканом), содержащие наименование мощей, частицы коих хранятся в этом кресте. Всех частиц сорок, а именно: „Животворящее Древо Иоанна Предтечи, Евфимия Великаго, Великомуч. Артемия, Александра Свирскаго , Александра Невскаго, муч. Андриана, Великомуч. Прокопия, Прор. Даниила, Андрея Первозваннаго, Лазаря Четверодневнаго, Евангелиста Марка, Игнатия Богоносца , Пимена Великаго , Ефрема Сирина , Михаила Малиейна, Стефана Новаго, первомученицы Феклы, великомуч. Варвары, великомуч. Марины, Феодосии Девицы, Архидиакона Стефана, Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Иакова Персиянина, Евстафия Плакиды, царя Константина, кн. Георгия Владимирскаго, кн. Романа Углицкаго, Богоматери Анны, великомуч. Екатерины, Иакова брата Господня, Антония Великаго , Евфимия Суздальскаго, св. муч. Нестора, Василия епископа Амосийскаго, Антония Римлянина, Саввы Сторожевскаго, Евангелиста Матфея“. 3 . Крест запрестольный, четвероконечный, деревянный, покрыт резным, обронным, травчатным орнаментом и раскрашен с позолотой. (Точно такой же крест находится в соборе Преображенского монастыря, в г. Белеве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Начало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 г., когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=49488

Старинный крест XVII в. с долей Креста Господня передали Украинской Православной Церкви Киев, 14 марта 2013 г. 12 марта в рамках подготовки празднования 1025-й годовщины Крещения Киевской Руси Украинской Православной Церкви был передан старинный крест XVII в. с частицей Животворящего Креста Господня и частицами святых угодников Божиих. В домовом Свято-Николаевском храме при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру святыню передала председатель Синодального отдела «Церковь и культура» и заведующая музеем «Православная Украина» игумения Серафима (Шевчик). На церемонии передачи присутствовал секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира этот крест будет находиться в Киевской Митрополии как одна из главных святынь торжеств 1025-летия Крещения Киевской Руси, сообщает пресс-служба УПЦ. Крест находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, а затем в собрании графов Шереметьевых. В конце ХХ века святыня была передана Церкви. Крест содержит надпись: «Сей святый крест со святыми мощами построен ... во славу Творца всяческих Христа Бога нашего. А часть Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых частиц апостолов пророков святителей и преподобных и праведных мучеников. Водружены в сем кресте благословение Благовещенским собором Великих Государев ». Всего в кресте находится 66 частиц мощей святых угодников Божиих: пророка Даниила, апостолов Матфея, Марка, Луки, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа, Варнавы, Тита, Лазаря Четверодневного, святого Игнатия Богоносца, первомученика и архидиакона Стефана, богопраматери Анны, младенцев от Ирода убитых, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Артемия, Прокопия, мучеников Уара, Меркурия, Мини, Арефы, Вакха, Иоанна, бессребреников Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, преподобномученицы Феклы, великомучениц Параскевы Пятницы, Анастасии Римляныни, Варвары, Татианы, Кристины, царя Константина Великого, Никифора патриарха Цареградского, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Спиридона Тримифунтского, Варсонофия Казанского, преподобных Иоанна Лествичника, Елладия, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Мартирия Печерского, Пафнутия Боровского, Пимена Великого, Евфимия Великого, Евстафия Плакиды, Григория Якракайского, Григория Солунского, Тихона Чудотворца, Михаила Малеина, Иоанна Милостивого, Михаила Синайского, Иакова Персиянина, Григория Декаполита, Давида Солунского, князей Владимира Киевского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Всеволода Псковского, Феодосии Девицы, часть ризы от мощей Сергия Радонежского. 14 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60093.html

(О στργων, μκαρ, τν πθον) Не выдерживая всей полноты любви (своей к Богу), ты, Христов агнец, исходишь от пещеры (τς μνδρας) 141 , дабы сразиться с волками. Странное чудо! Приближаясь к зверям, как агнец, ты, однако же, не устрашаешься их (подлинно, велик Пастырь, Господь всех!). С таким дерзноветем (о Христе) приемля кончину, ты соделался добровольными приношением Господу (προσφορ). Почему, воспевая, взываю к тебе: «Ты мучениколюбцев теплейший предстатель. (σμα) Принося тебе песнь песней, вопию: «Приклони милостиво ко мне, преподобномучениче, ухо твое, спасая тебя воспевающих; ниспосли благодать совершающим с верою святую память твою, преславне; вместе с тем ущедри беднаго песнопевца твоего, соорудившая благолепный (περικαλλ) храм во имя твое 142 , сохраняя мя от всякаго вреда, ты, мучениколюбцев теплейший предстателю. 137       Переведено из Anal, sacra к, Питры, которым заимствовано из Корзинского кодекса. Что касается до вопроса, кому, с наибольшею вероятностью, можно приписать сие песнопение: то, посему, заметим, что Питра, в своих примечаниях, выражает не малое сожаление о том, что не включил сего творения, в свое время, к числу песнопений принадлежащих св. Феодору Студиту ; потому что из начальных букв каждого икоса он даже производить следующий акростих: ΤΟΥ˜ Σ τουδ-Ου σμα. Мы довольно соглашаемся с сим мнением, тем более, что в семь творении встречаются некоторый особенные слововыражения, которые можно приписать только сему песнописцу, как например: εφωτον, θαυματοκρτορ. В приведенных словах невольно слышится звук песни Студитовой, для всякого, кому хорошо известны кондаки и икосы св. Федора Студита , написанные в похвалу св. великим святителям и, между ними (говоря по отношению к слову: θαυματοκρτορ) святителю Николаю Мирликийскому, которого он изобразил, как преимущественно величайшего из всех святых чудотворца. – В Афонском кондакарие сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасий был родом Персиянин; обратился к вере во Христа по собственному размышлению. Поводом к обращению его из язычества были многоразличный чудеса и знамения от древа, креста Господня, взятого, в его время, в плен царем персидским Хоздроем. Это было в первой половине VII в. по Р. Хр., в царствование греч. императора Ираклия. Чудеса, бывшие от креста Христого побудили Анастасия (в язычестве – наследовать учение христианской веры; после чего он со всем усердием принял св. крещение, а затем пожелал принять на себя иноческие чин. Судьбами Божественного провидения, он сделался пламенным ревнителем христианской веры, неустрашимо изобличая и ниспровергая языческие заблуждения, за что вскоре сподобился принять венец мученический.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Искусно выполненный из серебра с чернью и позолотой, он имеет следующие размеры: высота – 39 см , ширина – 19 см , глубина – 20 см . Реликварий сделан в форме одноглавой купольной греческой церкви квадратной формы с апсидой. По мнению специалистов, изначально это была кадильница, которую наполняли горящими углями и благовониями. Кадильницы подобной формы можно видеть в ризнице собора святого Марка в Венеции. На серебряном корпусе реликвария надпись по-гречески, из которой можно узнать имена его возможных заказчиков и исполнителя. Вот ее перевод: «Господи, помоги рабу Твоему Евстасию, проконсулу, патрицию, полководцу Антиохии, и рабу Твоему Ликию». На стенках реликвария греческим шрифтом выведены три стиха из 86-го и 131-го псалмов: «Славное возвещается о тебе, граде Божий!» (Пс. 86: 3); «Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 131: 8); «Ибо избрал Господь Сион; возжелал [его] в жилище Себе» (Пс. 131: 13). Анастасий Персиянин широко почитался в Византии. В византийских и греческих календарях его память указывается 22 января, 24 января упоминается как день перенесения его мощей. Житие этого святого было написано сразу после его смерти в 628 году и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины . В Х веке житие святого было переработано Симеоном Метафрастом. В первой половине XII века на Руси был сделан перевод краткого жития Анастасия Персиянина: о его почитании на Руси свидетельствуют месяцесловы древнейших Евангелий. Афанасия Персиянина в миру звали Магундатом. Он был родом перс, из селения Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, где обучал желающих чародейским хитростям. Во время войны между персами и ромеями шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, который в 614 году был отправлен в Персию и находился там до 628 года, а потом был возвращен в Святой Град византийским императором Ираклие м. Именно появлением Святого Креста в Персии автор жития Анастасия Персиянина объясняет зарождение в персидском жреце-огнепоклоннике интереса к христианству.

http://pravoslavie.ru/3966.html

Святой мученик Вонифатий пострадал на рубеже III и IV веков и был погребен в имении своей бывшей госпожи — богатой римлянки Аглаиды, которая устроила для его честных мощей храм. В V веке рядом с этим храмом жил святой Алексий, человек Божий , который ради Христа оставил дом своих знатных родителей и молодую супругу и удалился в Эдессу. Спустя 17 лет, он вернулся обратно и еще 17 лет прожил в образе нищего под лестницей родного дома, никем не узнанный. Мощи святого Алексия были с честью погребены в храме святого Вонифатия, в котором было совершено его бракосочетание. Впоследствии над храмом святого Вонифатия был устроен другой, более обширный храм святого Алексия, человека Божия, куда в 1216 году были перенесены мощи обоих угодников Божьих. Справа от главного престола был устроен особый придел, где помещается Эдесская икона Божией Матери . Икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукою, — та самая, которая стояла прежде в Эдессе, в храме Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Так же здесь хранится остаток деревянной лестницы, состоящей из десяти ступеней, под которой жил и спасался святой Алексий, человек Божий. Адрес: Piazza s. Alessio, 23, 00153 Roma, Italia Проезд: Добраться можно на метро: Circo Massimo (B), Piramide (B). Латеранский собор [ править править код ] Латеранская базилика святого Иоанна Крестителя — один из самых древних храмов христианства, является кафедральным собором Рима. Здесь, в особом помещении, за решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками. В соборном дворике находятся мраморный верхний обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой ; две половинки колонны из храма Иерусалимского , треснувшей во время Голгофского землетрясения. В соборной ризнице храма хранятся: Храм «Святая Святых» [ править править код ] Рядом с Латеранским Собором находится храм, именуемый «Святая Святых», в котором также хранится множество святынь, привезенных с Православного Востока в разное время. Это Святая лестница из дворца Пилата, по которой Спаситель проходил четыре раза; древняя икона Спасителя, тайно присланная в Рим святителем Германом, патриархом Константинопольским , во времена иконоборчества; часть мощей преподобномученика Анастасия Персиянина . Собор Божией Матери «Маджоре» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Софронию. О писателе этого творения упоминает один Бароний, да и то неопределенно. Он говорит, что жизнь Анастасия персиянина описана или Антиохом (монахом) или Софронием, также славившимся тогда между церковными писателями 104 . e) Луг духовный. Автором этого творения признают св. Софрония св. Иоанн Дамаскин 105 и отцы VII-ro вселенского собора 106 . Но известный своей ученостью Фотий приписывает это творение блажн. Иоанну Мосху 107 , что подтверждается и содержанием творения, именно автор Луга духовного говорит о Софронии, как о лице постороннем 108 и называет его то софистом, то братом 109 . Кроме того, в предисловии к Лугу духовному говорится, что книга посвящается «возлюбленному во Христе софисту Софронию». Впрочем из содержания Луга духовного видно также и то, что в составлении его принимал деятельное участие и св. Софроний 110 . Участием св. Софрония в составлении Луга духовного, а также и тем, что св. Софроний, передавший это творение потомству, был знаменитее Иоанна Мосха , и нужно объяснить то обстоятельство, что Луг духовный иногда приписывался св. Софронию, а не настоящему автору его блаж. Иоанну Мосху . f) В греческих и славянских часословах именем св. Софрония надписывается еще известная вечерняя песнь: Свете тихий. Но эта песнь не может принадлежать св. Софронию, так как св. Василий Великий отзывается о ней как о древней в его время 111 . Кроме того, эта песнь читается в древнейшем александрийском списке Библии 70 толковников, писанном в IV веке. Возможно, что эта песнь приписывается св. Софронию потому, что он ввел ее во всеобщее употребление в палестинских церквах. I. Святой Софроний, как богослов Св. Софроний оставил после себя только одно сочинение чисто богословского характера; разумеем соборное послание, адресованное к папе Гонорию и к Константинопольскому патриарху Сергию. Св. Софроний составил это послание вскоре же по вступлении своем на патриаршую кафедру, следуя установившемуся в церкви обычаю, чтобы епископы после своего посвящения письменно в особых посланиях исповедывали свою веру пред старейшими епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Не от места, но от воли зависит исполнение добродетелей Это сказал преп. Евфимий тем, которые хотели оставить его монастырь. «Адам в раю нарушил заповедь, продолжал он, а Иов на гноище оную исполнил». Домин диакон не послушал преп. Евфимия и пошел в Антиохию, откуда возвратился со слезами, понесши наказание, по пророчеству святого. Блудные движения означают присутствие блудного Однажды воспламенилась блудная похоть в иноке Емилиане, – это случилось в воскресный день. Идя на утреннее Богослужение, преп. Евфимий ощутил в воздухе смрад блудного беса и запретил ему; инок тогда же перестал мучиться бесом. Помыслы блудные мучат душу и на краю гроба Один инок, славившийся святостью жизни, умирал с большою церемонией: все уже и все были приготовлены к его погребению, – все плакали о лишении такого святителя. Вошедши в келлию, преп. Евфимий видит беса, держащего в руках трезубец, которым пронзив сердце умирающего с мучением, исторгал его, отделяя душу от тела; поэтому и мыслящие во время смерти о блуде будут равно мучимы, как и блудники. Дивное состояние во время совершения Божественной литургии Во время совершения Божественной литургии видели преп. Евфимия в огне, или в виде столба огненного; а сам он часто видел при себе служащего ангела. Различный вид приемлющих божественные тайны Преп. Евфимий по лицу угадывал помышления человека; таким образом, во время приебщения божественными тайнами – он видел одних приобщающихся с лицем светлым, а других с мрачным, подобным мертвецу. 21. Святый мученик Неофит Юный чудотворец Дух Святый стал действовать в Неофите, когда этому последнему еще было девять лет, – и он сам отказывал себе в пище, которую отдавал детям нищих родителей; начертав крест на воротах, молился к нему; а для детей, которые вместе с ним молились ко кресту, низвел воду из камня; даже воскресил свою мать, которая умерла от ужаса при совершении Неофитом чуда. Св. мученица, девица Агния Невинность защищают и бесы Один нечестивец дерзнул войти к святой мученице и устремился на ее поругание; но бес напал на него и тотчас же задушил. Св. преподобномученик Анастасий Персиянин

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Анастасий Персянин, прмч. Описания иконы Анастасий Персянин, прмч. - житие Преподобномученик Анастасий Персиянин (память 22 и 24 января по старому стилю) Родился в Персии. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. Анастасий, служа воином у персидского царя Хозроя, услышал о Животворящем Кресте Господнем, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию». Прослышав об этом, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердце коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кон[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 22 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3829.jpg:   Размер: 423x1200, 0.51 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (5) . Описание: [Венеция (?). 1704.] Собор святых празднуемых 22 января (ап. Тимофей, прмч. Анастасий Персянин, прп. Иосиф Самак, мч. Викентий дьякон и мчч. Адрианопольские). Константин Тзане. Икона (фрагмент). Венеция (?). 1704 г в. Собрание Музея икон. Венеция. Файл 3830.jpg:   Размер: 395x1200, 0.47 MPix, 138 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (195) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1157

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Албанской Православной Церкви по случаю дня тезоименитства 22 января 2019 г. 18:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия с днем памяти его небесного покровителя — преподобномученика Анастасия Персиянина.   Его Блаженству, Блаженнейшему Анастасию, Архиепископу Тиранскому и всей Албании  Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель!  Сердечно поздравляю Вас с днем памяти преподобномученика Анастасия Персиянина — Вашим тезоименитством.  Более четверти века Вы с благоговением и страхом Божиим несете нелегкое служение Предстоятеля Албанской Православной Церкви , с терпением проходите предлежащее Вам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса (Евр. 12:1).  Молитвами Вашего небесного покровителя да обновит Господь Вседержитель Ваши душевные и телесные силы, дарует бодрость духа и ниспошлет Свою неоскудевающую помощь в дальнейших архипастырских трудах.  С братской любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5358427.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010