Многие исследователи считают, что письмо Пирра монаху Максиму было инициировано Сергием. 87 До того как по указанию имп. Ираклия Пирр стал архимандритом в Хрисопольском монастыре в Константинополе, он был архимандритом и игуменом одного из палестинских монастырей – монастыря св. Анастасия. С его деятельностью в Палестине связан важный эпизод церковной истории первой половины VII в. Именно под началом игумена Пирра в Палестине подвизался обратившийся в христианство бывший маг, ставший впоследствии православным святым преподобномученик Анастасий Персиянин [Магундат] († 628) (память 22 и 24 янв.). Этот перс имел свою школу магии и был известным чародеем, который обратился в христианство под влиянием Животворящего Креста, захваченного персами в Иерусалиме, а потом отданного византийцам. Он участвовал в походе Шахина в Малую Азию, потом принял крещение в Иерусалиме, где обратился с просьбой о крещении к Илии, пресвитеру храма Вознесения Господня. Со временем он постригся и стал монахом в монастыре св. Анастасия в четырех милях от Иерусалима, где игуменом как раз и был архимандрит Пирр. Под его началом Анастасий проходил монашеский подвиг, выучил греческий язык и стал настоящим монахом. Впоследствии в Кесарии Палестинской он, увидев, что персы собирались совершить обряд языческого жертвоприношения, попытался их обратить, ссылаясь на то, в частности, что и сам когда-то был магом и язычником, однако был схвачен и принял мученическую смерть. Через 10 лет после кончины св. Анастасия его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, затем – в Константинополь, а глава святого была перенесена в Рим позднее, вероятно, при папе Феодоре или свт. Мартине (т. е. при жизни прп. Максима и Пирра при поддержке папы Феодора). Как считает Будиньон, одной из причин возвышения Пирра и его перевода игуменом в столичный монастырь было то, что Ираклий во время своего посещения Иерусалима мог заручиться поддержкой Пирра в своих униональных устремлениях. То есть задолго до того, как Пирр стал ближайшим сотрудником патриарха Сергия, он познакомился с Ираклием и поддержал его церковную политику, направленную на укрепление империи через новую единую идеологию.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

На обороте в прямоугольниках резные записи о мощах: Мощи стых великаго Иоанна Прдтчи; пророка Даниила; Лазаря друга бжия; аптла Андрея Первозванного; архидиакона Стефана; Иакова брата бжия; часть древа Креста Господня; аптла и евангелиста Матфея; апла иевангелиста Луки; апла иевангелиста Марка; апостола Варнавы ; апстла Варфоломея; Иоанна Дама[с]кина; Григория Декаполита ; Михаила Синадского; Иоанна Лествичьника; Климента Анкирскаго; Давида Селуньскаго; Григория Акрагантийскаго; Михаила Малеина; Ефрема Сирина ; Пимена Великаго Бгослова; стля Григория Бгслова; стля Василия Великаго ; стля Иоанна Златоустаг о; стля Спиридона чюдотворца; стля Никифора патриарха Цряграда; святит. Иоанна Млтиваго; стля Игнатия Бгносца; Богомтере Анны; Иакова Персиянина; Георгия Победоносца; великомчника Артемия; миръточивого Димитрия Селунского; Феодора Тирона; великомученика Меркурия; великомч. Пантелеймона целителя; Федора Стратилата; великомч. Христофора; великомч. Прокопия; Великаго цря Константина; кнзя Александра Невского; кнзя Георгия Владимирского; первомчницы Феодосии двцы; великомчницы Екатерины; кнзя Михаила Черниговского; Параскеви Пятницы; великомчнцы Варвары; кнзя Петра Муромского; кнгини Февронии Муромские; великомчницы Анастасии; великомчницы Ирины. Источники: ПГОИАХМЗ. Книга учета драгметаллов 1937 г. 412. 15. Крест напрестольный (мощевик ?) Инв. 297. Начало XVIII века, Москва (?). Серебро, дерево, жемчуг; чеканмка, золочение. 40,1х23,0. Клейма: (сбитое) двуглавый орел в круглом щитке. Крест шестиконечный, с трехлопастными концами в виде квадрифолиев. Деревянный, обложен чеканными позолоченными пластинами. На лицевой стороне в центре – накладное резное Распятие, на концах перекладины в высоком рельефе чеканены две полуфигуры предстоящих; в навершии – облачный благословящий Саваоф со сферой и нисходящий Св. Дух. Древо изображено с текстурой, утвержденным на Голгофе, с акцентированным изображением груды камней. На рукояти и оборотной стороне чеканены крупные цветы тюльпанов на широколиственных сочных стеблях с бутонами; в средокрестии – ромбовидная дробница (для записи о мощах ?). На торцах – вьющийся орнамент «бурьяна».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Для него открывается Бог необходимо, несомненно существующим благом, как Виновник истины, и Податель истинного познания, как высочайшая святость и правда, Податель святости и правды и мздовоздаятель святости, и, наконец, как высочайшее блаженство и в Себе самом и для всех сотворенных существ. Итак, наилучший путь к уверенности в бытии Божием может заключаться в этих немногих словах: живи так, как 6ы жил пред очами Божиими, и ты неусумнишься, что есть Бог, соделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз (Сост. по „Лекц. по умозр. богословию» протоиерея Ф. Голубинского. М. 1868 года).    Читая историю христианских мучеников-исповедников, с изумлением видим, каких великих пожертвований и страшных мучений стоило им исповедание православной веры на земле. Чего с ними ни делали, и чего они ни претерпели!... То вешали их за руки, привязав к ногам тяжелый камень (св. Анастасия. Чет.-Мин., янв. 22); или вешали вниз головой с камнем на шее (св. Тимофей. Чет.-Мин., мая 3), или вешали за средину тела, привязав к шее и ногам по тяжелому камню (муч. Севириан. Чет.— Мин., сент. 9); то заставляли их перебегать с места на место, либо вбивши в ноги их железные гвозди (св. Григорий. Чет.-Мин., сент. 30), либо обувши их в раскаленные железные сапоги (великомуч. Георгий. Чет.-Мин., апр. 23); то строгали тело раскаленным железом и на раскаленном железе обливали их кипящею серою и смолою (св. Климент. Чет.-Мин., янв. 2); то повергали их на острые орудия и сверху били палками, от чего орудия проходили сквозь тело (св. Климент); то терзали острыми камнями до того, что вся внутренность изливалась на землю (св. Рипсимия. Чет.-Мин., сент. 30); то повергали их на камни, и бросали на них камни, от чего кости ломались, внутренность изливалась, зеницы выпадали (св. Артемий. Чет-Мин., окт. 20); то сдирали кожу (св. Климент); то вытягивали жилы (св. Ермий, Чет.-Мин. мая 31); то вырывали ногти из пальцев, язык из гортани, члены тела резали по составам (св. Иаков Персиянин. Чет.-Мин., нояб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

хранящихся в Г., содержится древний репертуар, сложившийся до стилистических изменений, обычно связываемых с именем прп. Иоанна Кукузеля (рубеж XIII и XIV вв.). Согласно описанию Л. Тардо , в б-ке мон-ря хранится ок. 50 певч. рукописей, фрагментов и палимпсестов, в числе к-рых встречаются все типы визант. нотированных богослужебных книг: Евангелиарии, Апостолы и Профетологии с экфонетической нотацией, Минеи, Октоихи, Ирмологии, Кондакари, Стихирари, Триоди, Пентикостарии, Анфологии с ранневизант. и средневизант. нотациями. В Г. хранится значительное число рукописей итало-греч. происхождения, среди к-рых 3 приписывается основателю мон-ря - прп. Нилу Младшему (Crypt. Β. α. XIX, B. α. XX, B. β. I (nunc gr. 215-217)). 5 из 12 Миней (Crypt. . α. I-XII (nunc gr. 362-373)), созданных в нач. XII в. игум. Нилом II, содержат ранневизант. нотацию (только для нек-рых песнопений). Сохранились следующие рукописи со средневизант. нотацией, созданные в Г.: Ирмологий 1281 г. (Crypt. Ε. ϒ. II (nunc gr. 88), письма чтеца Феофилакта), Стихирарь кон. XIII в. (Crypt. Ε. α. II), Триодь XIII-XIV вв. (Crypt. Ε. α. V (nunc gr. 246)). Многие из этих рукописей происходят из Италии, напр. Crypt. Γ. ϒ. V (nunc gr. 344, 1224 г., выполненная иером. Софронием в мон-ре Спасителя в Мессине) и Crypt. Ε. β. I (nunc gr. 319, XIV в., письма иером. Нифона), в к-рой объединены 2 сборника: Асматикон (для хора) и Псалтикон (для солиста). Эти списки относятся к группе источников, содержащих мелодии, к-рые записаны средневизант. нотацией, и имеют ряд стилистических особенностей, подтверждающих гипотезу О. Странка о существовании особой итало-греч. певч. традиции (см.: Strunk. 1977). Неск. певч. рукописей, выполненных в Г. либо хранившихся ранее в ее б-ке, ныне находятся в др. итал. или в зарубежных собраниях, напр. Кондакарь 1288-1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64, письма иером. Симеона) и Октоих 1318 г. (Vat. gr. 1562, письма мон. Нифона) со средневизант. нотацией. В то же время в Г. хранятся манускрипты из более не существующих итало-греч. мон-рей, таких как Санта-Мария Одигитрия в Россано (обл. Калабрия) и прор. Илии и прмч. Анастасия Персиянина в Карбоне (обл. Базиликата). Из последней обители происходит неск. древних рукописей, в т. ч. 5 томов Минеи сер. XI в. с ранневизант. нотацией (Crypt. . α. XIII-XVII (nunc gr. 373-377)), содержащих более 40 стихир, не вошедших в стандартную версию Стихираря (στιχηρ πκρυφα) и, как правило, записанных с помощью более архаической версии куаленской нотации, чем остальные гимны в той же рукописи. В Г. хранится также Евхологий нач. XII в. (Crypt. Γ. β. XXXV) с нотированными кондаком Великой пятницы и вечерней Пятидесятницы, изложенной согласно чину собора Св. Софии в К-поле.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Прославление Анастасия Персиянина (Персия была главным «контрагентом» Византии на политической арене), в котором важную роль играл Пирр, как нельзя лучше вписывалось в идеологию императора Ираклия (мечтавшего после победы над персами об их обращение в христианство , что должно было навсегда скрепить их союз с Византией), так что Пирр во всех отношениях оказался для него «нужным человеком». 88 В amb. 7 прп. Максим указывает как на пример претерпевания Божественного действия в обожении Гефсиманское моление Христа, с которым сравнивает слова ап. Павла, подчеркивая их сходство: «Сам в Себе запечатляющий свойственное нам Спаситель говорит [в прошении] к Отцу: „Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты“ [ Мф.26:39 ]. И после Него божественный Павел, как бы отрицаясь самого себя и не сознавая более, имеет ли он еще собственную жизнь: „живу же не ктому аз, но живет во мне Христос“ [ Гал.2:20 ]» (PG 91, 1076B). Чуть ниже прп. Максим пишет об обоженном как о «воспринявшем Божественное действие, вернее же – ставшем в обожении Богом и тем более получающем удовольствия от исступления, [становясь] вне того, что при нем как природно существует, так и [в качестве такового] мыслится, за счет благодати Духа, одержавшей над ним победу и показавшей его имеющим одного только Бога действующим [в нем] так, чтобы было единое, даже только одно, во всех [отношениях] действие Бога и достойных Бога, вернее же – одного только Бога, как [пришедшего] приличествующим Благу [образом] целиком во взаимопроникновение с достойными» (Ibid, PG 91, 1076C). Из текстуальной близости обоих мест легко сделать вывод, что и по отношению ко Христу, в Котором воля была обожена, разумеется, не меньше, чем у ап. Павла, тем более можно сказать об «одном действии» Его Божества и человечества. По крайней мере, такой вывод мог сделать Пирр, и, как видно из его слов в диспуте с прп. Максимом (645), он действительно считал, что выражение «одна воля Бога и святых» может быть основанием для принятия выражения об «одном действии» во Христе (disp.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Котломуш, Кутлумуш (греч. Κουτλουμοσου) – греческий монастырь в честь Преображения Господня, основание которого относится разными исследователями к периоду с X по XIII вв. В 1393 г. патриарх Антоний провозгласил Кутлумуш патриаршим и ставропигиальным монастырем. Однако уже к середине XV в. монастырь пришел в упадок, а затем почти полностью выгорел в результате страшного пожара 1497 г. Восстановление монастыря совершилось при поддержке господарей дунайских княжеств, а позже – с помощью влиятельных греков. После нового пожара в 1767 г. монастырь был возрожден стараниями своего бывшего насельника, Александрийского патриарха Mamфeя III . В 1856 г. грамотой Константинопольского патриарха Кирилла VII в Кутлумуше был вновь введен общежительный устав. В монастыре – пятиглавый собор Преображения Господня (1540 г.), в котором сохранились фрески XVI в., и девять церквей. Среди монастырских реликвий – часть Животворяшего древа Креста Господня, частицы мощей; руки мч. Евстратия, левой стопы праведной Анны, матери Богородицы, главы прп. Алипия Столпника, руки сщмч. Харалампия, руки свт. Григория Богослова , главы св. Елевферия, глав вмц. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и др. святыни. В библиотеке Кутлумуша около 600 древних рукописей и 3500 книг. К началу XXI в. братия насчитывала около 30 монахов. Ксенофонт Ксенофонт, Ксеноф (греч. Ξενοφντος) – монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и расположенный на юго-западной стороне Святой Горы. В XII–XV вв. монастырь многократно приходил в упадок от набегов сарацин, крестовых походов, поборов турок, однако каждый раз возрождался и перестраивался. В 1545 г. он снова был отстроен стараниями влахийского господаря Матфея Бесараба и его бояр Дуки и Радулы, так как в это время в монастыре подвизались болгары и сербы. К концу XVII в. все славяне из Ксенофонта были вытеснены греками, в 1784 г. в нем был вновь введен общежительный устав. Монастырь имеет два собора в честь вмч. Георгия: старый (начала XVI в.) с сохранившимися фресками и новый – один из красивейших на Афоне (1809–1819 гг. постройки), а также восемь параклисов. Среди святынь монастыря – частицы мощей вмч. Марины, св. Модеста, вмч. Иакова Персиянина и др. В монастырской библиотеке сохранилось более 300 рукописей и 4000 старинных книг. К началу XXI в. в Ксенофонте подвизалось около 40 монахов. Ксенофонту принадлежит Благовещенский скит, основанный в 1760 г. Ксиропотам

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58), изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.),- оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 22. 7 авг.); «Подобием сед, власы с ушей, но не долги, брада аки Афанасия великаго поуже, в руках свиток, ризы преподобническия, ряска вохряная, чрез плечо перекинут оларь диаконской» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 410-411). Указаниям иконописных подлинников следуют поздние изображения Д. П. в рус. Минеях: икона «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ); гравированные святцы на авг., 1722 г., гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ),- преподобный старец, в мантии, с куколем, в правой руке - развернутый свиток, левая прижата к груди. Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 256, 284, 303, 375, 390; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Кат. выст. М., 1998. Кат. 140. С. 63; Евсеева. Афонская книга. Кат. 56(8). С. 216; 175. С. 322. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/178835.html

Еще одна икона – икона Богородицы «Милующая». Икона находится в монастырском соборе в левом киоте. Богородица изображена сидящей на троне, на Ее левом колене изображен сидящий Богомладенец, благословляющий правой рукой, в левой руке Он держит свиток. Вокруг трона Богородицу окружают Херувимы с Серафимами. На иконе есть подпись: «написана сия икона Иоанном Максимом в 1673 году», серебряный оклад ее был изготовлен в России в 1853 году. Также в Эсфигмене есть частицы Животворящего Креста Господня, часть губки, с помощью которой поили Спасителя на Кресте, часть одежды Пресвятой Богородицы. В монастыре хранится множество частиц святых мощей: Иоанна Предтечи, апостола Иакова, брата Господня, священномучеников Агафангела и Парфения Лампсакийского (имеющего благодать исцелять болезнь рака), равноапостольной Марии Магдалины, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, великомученицы Анастасии Узорешительницы, мученицы Варвары, святителей Григория Паламы, Григория Нисского и Афанасия Великого, преподобного Антония Нового из Верии, новомученика Димитрия Пелопонесского, преподобного Анастасия Персиянина, святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, священномучеников Модеста и Харалампия, святителя Иоанна Златоуста, святой Марины, великомученика Меркурия, великомученицы Евфимии, мученика Трифона, первомученика архидиакона Стефана, священномученика Ермолая, преподобномученика Агафангела Нового. Библиотека содержит 372 рукописи и 8000 печатных книг. Число насельников монастыря достигает ста двадцати человек. Свято-Пантелеимонов монастырь Свято-Пантелеимонов монастырь занимает девятнадцатое место в святогорской иерархии. Другое его название – Русик – по составу насельников. Это один из трех традиционно славянских монастырей. Большую часть его насельников составляют выходцы из России. Монастырь святого великомученика Пантелеймона расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Первоначально монастырь святого Пантелеймона находился в другом месте, дальше от побережья – теперь там расположен так называемый «старый», нагорный, Русик, или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Его построил некий богатый христианин из Фессалии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ист.: BHG, N 84-90; ActaSS. Ian. T. 2. P. 422-440; T. 3. P. 50-54; PG. 92. Col. 1680-1729; ibid. 114. Col. 773-812; ЖСв. Январь. Ч. 2. С. 265-283; Жуковская Л. П. Реймсское Евангелие: история его изучения и текст. М., 1978. Л. 14; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988. Л. 263. Лит.: Usener H. Acta M. Anastasii Persae. Bonn, 1894; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 126-148; Janin. Églises et monastères. P. 27; Gignoux Ph. Noms propres sassanides en moyen-perse épigraphique//Iranisches Personennamenbuch. W., 1986. Bd. 2: Mitteliranische Personennamen. Fasc. 2. P. 2/114. Nr. 551. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; MenolBas. Tav. 343, 344; Grabar A. Martyrium: Recherches sur le culte des reliques et l " art chrétien antique. P., 1943. Tf. 17; Менолог. C. 195, 201, 204, 332; Michalowski K. Faras, Kathedrale aus dem Wüstensand. Einsiedeln, 1967. S. 113-114. Tf. 31; Strnad A. A.//LCI. Bd. 5. Sp. 135-136. М. В. Грацианский, О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/114894.html

6) Странники ссылаются на некоторых святых, что будто бы они не повиновались власти, напр., свв. Анастасий Персиянин, Вавила, Евфимия, Феодор Начертанный, Арефа и Кирилл с Мефодием. Разбор: Но одно забывают странники, что неповиновение этих святых было в вере, когда их принуждали отречься от веры или по каким-нибудь вообще уважительным причинам, а повиновения в делах, не касающихся души, святые никогда не отрицали. Напр., великомученица Евфимия говорила: «Цареву и твоему, Анфипате, повелению, аще Небесному Богу не будет противно, повиноватися подобает» (Четь-Минея 16 сентября, л. 70 об., а по изд. 1089 г. л. – 105). В Житии свв. Кирилла и Мефодия читаем: «Христос ваш даде дань за Себя и за иныя, – вы же почто не творите дел Его и не хощете даяти дань? Аще друг друга заступаете, то дань за братию дадите нашему великому и крепкому языку измаилитску. Глагола Философ: аще кто в след учителя ходит и ходити хощет, а другий некто, усретший его, и совращает, не веля по учители шествовати, но ити инако, – той друг ли его есть, или враг? Отвеща: враг есть. Глагола Философ: Христос, егда даде дань, которое в то время бяше царство – измаилитское или римское? Они же реша: римское. И рече Философ: убо мы Учителю Христову Господу последующе, даем дань царю в новом Риме (Константинополе) седящему и ветхим Римом обладающу» (Четь-Минея, 11 мая, л. 534 и об., по изд. 1700 г.). Игнатий Богоносец писал в 4 посл. Антиохийцам, л. 56: «Царю повинуйтесь в тех, в них же есть безбедственное повиновение. Князей не раздражайте до огорчения, да не даст вины ищущим ее против вас». Св. Феона, епископ Александрийский, живший в ужасное Диоклетианово гонение, писал: «Должности ваши, к которым вы приставлены, исполняйте тщательно со всею любовью к императору. Повеление императора, которое не оскорбляет Бога, считайте как бы происшедшим от Бога и выполняйте с любовью, тщательно и с приятностью» (Историческое учение об отцах церкви Филарета архиеп. Черниг. τ. 1, стр. 131, изд. 1882 г.). В Баронии, лето 253, числа 3, 4 и 5: «Посла по всему государству Римскому повеление и указы своя Декий, христиан еже бы мучити. То поганстии начальницы с радостию творяху... не токмо словесы устрашаху прежде верных, но и оружием оным прежде мучения показующе вериги, ножи, мечи, огнь, зверей и ямы, и седалища железныя во огни, дреколия и пазноки железныя, – единых предаваху, других судяху, оных искаху, иных гоняху, прочим имения отъемляху». По что делали христиане? Перестали ли они платить дань? Правда, «мнози от христиан страха ради мучений от Христа отрекошася»... «друзии дабы яве не пожерли диаволом, пенязьми искуповахуся и сии нарицахуся либеллятицы, сиесть, хартийцы, ибо от судей некия хартии, дабы свободны были, куповаху... Инии же, не отрицашеся Христа и исповедующе веру свою, а за сие, дабы не были пред судом истязани, ниже мучены, пенязи даваху». В Баронии далее, ч. 5, л. 149 об. замечается: «и сии не согрешаху».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010