4 . [Проведя] множество сражений, Илл и Леонтий после того, как в течение четырёх лет были осаждены [в крепости], были захвачены в плен благодаря предательству [брата] жены [Илла] Промонда, которого из царственного города [Константинополя] направил к ним Зенон. [У Илла и Леонтия] были отрублены головы 113 . 5 . Как говорят, в Эдессе была христианская школа, [где преподавание велось] на персидском языке ( Περσικς… διατριβς) 114 . Я полагаю, что [именно] из-за существования этой [школы] персы верят в учение Нестория 115 – ведь те, кто возглавляет это место 116 и кто преподает персам [христианское богословие], придерживаются учения Нестория и Феодора 117 . 6 . Скончался император Зенон 118 . И при поддержке августы Ариадны императором был провозглашён силентиарий 119 [Анастасий] 120 , бывший родом из Диррахия 121 . Против него выступил епископ Евфемий 122 , считавший [Анастасия] еретиком, недостойным [царствовать] над христианами. Однако Ариадна при поддержке сенаторов принудила Евфемия [короновать Анастасия]: тот согласился сделать это только при условии, что получит от [Анастасия] его собственноручную расписку о том, что тот внесёт в символ веры ( ρον τς πστεως) положения, принятые [на Вселенском соборе] в Халкедоне. И [Анастасий] исполнил [это требование]. 7 . [Возвышению] Анастасия обрадовались манихеи и ариане: манихеи, потому что его мать была ревностной сторонницей этой веры, а ариане, потому что их учения придерживался Клеарх, его дядя по матери. 8 . Император Анастасий настойчиво требовал у Евфемия [вернуть ему] его расписку. 9 . Из-за того, что исавры творили в Константинополе множество неслыханных и бесчеловечных дел 123 , [Анастасий] изгнал их всех из [царственного] 124 города. А они, покинув [Константинополь], подняли мятеж 125 и стали совершать [опустошительные] набеги вплоть до Котиайя 126 . Против них император отправил войско [во главе с] Иоанном Скифой и Иоанном Куртом 127 . Эта война продолжалась пять лет 128 и Анастасий, измученный [ею], [тайно] объявил константинопольскому епископу Евфемию, что [он сам] стремиться к миру, [а потому просит его] созвать находящихся здесь 129 епископов, дабы они выступили в защиту исавров 130 . Евфемий сообщил об этих словах [Анастасия] патрикию Иоанну, который был зятем Афинодора, одного из [вождей] восставших исавров. А [патрикий Иоанн], тотчас прибыв ( δραμν) к императору, все ему раскрыл. Это породило 131 у царя ненависть к Евфемию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Пала последняя крепость Византии в Северной Африке. Арабы захватили Карфаген, овладели всей Северной Африкой. Византийский флот потерпел поражение от арабского флота Венеция превратилась в город-государство под эгидой Византии. Восстание на византийском флоте. Провозглашение императором Ансимара. Захват Ансимаром Константинополя. Арест и ссылка Леонтия. Новым императором стал Ансимар под именем Тибрия II. Юстиниан II снова претендует на престол. Из-за угрозы своей жизни скрывается у хазар. 698–704 Путешествие Юстиниана II от хазар, которые его предали, к болгарам. Обещание болгарам в случае помощи множества даров. Византия в VIII beke Развернуть таблицу 705 Взятие  Юстинианом II  Константинополя. Убийство  Тиберия  и Леонтия, их приближенных. В знак благодарности Хан Тервиль за оказанную помощь получает титул “царь” (кесарь).  Болгария  провозглашается царством. Юстиниан II, разорвав отношения с болгарами, вступил в их владения, но потерпел поражение. Поход Юстиниана II против жителей Херсонеса, предавших его. Уничтожение Херсонеса. Оставшиеся в живых перешли на сторону хазар, провозгласив императором Вардана под именем Филиппика. Новый поход на Херсонес. Переход полководца Патрикия Мавра на сторону Филиппика. Отъезд Юстиниана II в синопу.  Филиппик  захватил  Константинополь . Пленение и казнь Юстиниана II. Уничтожение родственников Юстиниана II. Конец Ираклийской династии. Новый поход на Херсонес. Переход полководца Патрикия Мавра на сторону Филиппика. Начало правления Филиппика. Церковный собор (прозванный лжесобором), созванный Филиппиком, опроверг все решения Шестого Вселенского собора. Свержение патриарха Кира.  Заговор против Филиппика и его ослепление. Провозглашение императором первого секретаря Филиппика Артемия под именем Анастасия I. Арабы вторглись в Финикию. Провозглашение Феодосия императором. Бегство Анастасия в Никею. Захват  Феодосием  Анастасия и ссылка его в Солунь (Фессалоника). Патриарх Герман на Поместном Константинопольском Соборе восстанавливает Православие и предает монофелитов окончательной анафеме.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Рассказ о Марке Юродивом , притворявшемся сумасшедшим, иногда рассматривается как самостоятельное Житие . Кроме того, в одном из эпизодов " Жития аввы Даниила " содержится известная и характерная история о " тайных слугах Господа " . Игумения женского монастыря, где Даниил вместе с учениками остановился на ночлег, пожаловалась ему на вечно пьяную монахиню, лежащую в беспамятстве посреди обители. Ночью Даниил увидел, что эта монахиня ревностно молилась, но, завидев кого-нибудь из сестер, снова притворялась пьяной. Тайна была раскрыта, и настоятельница покаялась во всех обидах, которые нанесла ей по незнанию. Монахиня ушла, никого не предупредив и оставив надпись на воротах монастыря с просьбой молиться за нее. Этот рассказ подтверждает авторитет Скитского монастыря и лично прп. Даниила: в тексте особенно подчеркивается, что в женский монастырь могли пустить только монахов из Скита. По рекомендации Даниила монаха могли принять в любой монастырь. С циклом повествований о Данииле соотносится и круг историй, в которых он упоминается как второстепенный персонаж. В числе этих историй рассказы о камнетеса Евлогие (BHG, N 618a - 618b), патрикии Анастасии , о святых Андронике и Афанасии и о св. Фомаиде Александрийской . Последняя не была знакома с Даниилом, и он также о ней никогда не слышал. Фомаида жила в Александрии, муж заботился о ней, однако свекор воспылал к ней страстью, а когда она попыталась его образумить, зарубил ее мечом. Даниил узнал об этом и посчитал необходимым похоронить ее в Скиту. Переработки этих историй вошли в качестве заметок в восточные синаксари (Константинопольский, эфиопский и составленный на арабском, Александрийский). Надо отметить, что ни в Константинопольском, ни в эфиопском синаксарях Даниил отдельно не упомянут, а заметка в арабском синаксаре о нем очень краткая . В Настольной книге священнослужителя уделено всего несколько строк преподобному: Пре­по­доб­ный Да­ни­ил под­ви­зал­ся в Егип­те в VI ве­ке. По наущению диавола его оклеветали в блуде, и он безропотно нес напрасное поношение, находя утешение в словах Господа: " Блажени есте, егда поносят вас... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради " ( Мф. 5, 11 ) . Святой был наставником преподобной Анастасии Патрикии . Редакция текста от: 18.05.2017 22:58:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12526.html

В печатных богослужебных греч. и слав. Минеях, употребляемых в наст. время, помещена служба А. Р. с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах , помещенный в греч. печатной Минее и отличный от стихир, находящихся в слав. печатной Минее. Общий тропарь мученице «      », находящийся в слав., но отсутствующий в греч. печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Р. под 12 и 29 окт. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 127, 298). Ист.: BHG, N 76x - 78e; PG. 105. Col. 336-372 [похвальное слово Никиты Пафлагона]; Ibid. 115. Col. 1293-1308 [житие Симеона Метафраста]; ActaSS. Oct. T. 12. P. 520-528; ЖСв. Окт. С. 593-602. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 564-565. О. В. Венцель Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. Р. и вмц. Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й пол. XI в. (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в ц. Архангелов в Вуларионе (Греция), XII в.; ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.; ц. Созонта в Гераки (Еракион, Греция), XIII в.; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», нач. XVII в. (ПИАМ). А. Р. могла изображаться в монашеском облачении: мантии, схиме, как, напр., в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», сер. XVII в. (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII в. (ЦМиАР), возможно, представлена прп. Анастасия Патрикия . В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., под 29 окт. рядом с образом А. Р., держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг., святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках. В описи 1680-1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей А. Р.

http://pravenc.ru/text/114936.html

В том же году погиб Петр Белильщик, а на его место поставлен в епископы Палладий, пресвитер церкви святой первомученницы Феклы в Селевкии. С Палладием вместе представлены были: Иоанн, сын Констанция, и Анастасий силенциарий, известный после дурным правлением. Надменный истреблением тиранов, Зинон обратился к отобранию имений, беззаконным убийствам и каждого обвинял то в участии в войне, то в заговоре против него. Так убил он, без всякой причины, Коттая, который, вместе с Иоанном Скифом, осаждал Илла и Леонтия и победил их, равно как патрикия Пелагия, весьма замечательного стихотворца, мудрого и справедливого мужа. Между тем Зинон, пораженный падучей болезнью, умер, беспрестанно повторяя имя Пелагия, невинно убиенного им. Он не оставил по себе ни одного сына, а только брата, Лонгина, бывшего уже дважды консулом и председателем сената, но человека безумного, жестокого и невоздерженного. Содержа при себе в Византии множество исавров и Лонгина магистра и друга, он надеялся, с помощью их, овладеть царством; но Ариадна, сенат и все войско провозгласили царем Анастасия силенциария и, таким образом, Лонгин обманулся в своем предположении. При восшествии на престол Анастасия, патриарх Евфимий, не признавая его достойным царствовать над христианами, потребовал от него письменного обязательства, что он ничем не станет потрясать Церкви и веры. По настоянию царицы и сената, Анастасий дал ему, наконец, собственноручное обязательство, в котором объявлял, что основанием веры принимает он учение Халкидонского собора. После сего Евфимий венчал его на царство, и он взял себе в супружество Ариадну, потому что не был еще женат. Манихеи радовались, что мать царя была к ним расположена, как ревнительница их исповедания, ариане же радовались, что имели единомышленника в Клеархе, дяде его, брате злочестивой матери. Год, в котором умер Зинон и воцарился Анастасий, римляне полагают от Адама 5999, но по точному и верному счислению александрийцев этот год есть от сотворения мира 5983, от царствования Диоклетиана 207, от божественного воплощения 483-й, 14 индиктиона. Анастасий же, восседя на ристалище, венчался на царство упомянутого индиктиона 14, апреля 14, в пятый день пасхи. л. м. 5984, Р. Х. 484.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима, и прочие святейшие и почтеннейшие епископы, а именно 338 : Максим Антиохийский, (в Сирии); Стефан Ефесский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Диоген Кизический; Квинтилл Ираклийский (в Македонии), занимавший место Анастасия Фессалоникского; Лукиан Бизский, занимавший место Кириака, (епископа) Ираклии Фракийской; Флоренций Сардийский (в Лидии); Евномий Никомидийский; Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, (епископа) Никейского; Мелетий Ларисский, занимавший место Домна, (епископа) Апамеи второй 339 ; Амфилохий Сидский (в Памфилии); Юлиан Косский, занимавший также место апостольского престола: Феодор Тарсский; Кир Аназаврский (во второй Киликии); Константин Бострский; Фотий Тирский (в Финикии); Феодор Дамаскский; Нонн Едесский (в Сирии); Симеон Амидский (в Месопотамии); Иоанн Севастийский (в Армении); Селевк Амасийский; Константин Мелитинский (в Армении); Патрикий Тианский (во второй Каппадокии); Петр Гангрский; Фотин архидиакон, занимавший место Дорофея (епископа) Неокесарийского; Роман Мирский (в Ликии); Критониан Афродисийский, в Карии; Нунехий Лаодикийский (в спокойной Фригии); Мариниан Синнадский; Онисифор Иконийский; Иергамий Антиохийский, в Писидии; Епифаний Пергский (в Памфилии); Аттик Никопольский (в древнем Эпире); Мартирий Гортинский (в Крите); Лука Диррахийский; Константин Димитриадский, занимавший место Вигилянция, епископа Лариссы Фессалийской; Франкион Филиппопольский (во Фракии); Василий Траянопольский (в Родопе); Севастиан Веррийский в Македонии; Феоктист Веррийский в Сирии; Геронтий Селевкийский (в Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария (епископа) Лаодикийского, в Сирии; Евсевий Дорилейский; Савва Палтский (в первой Сирии); Софроний Константинский; Патрикий Неокасарийский; Мара Аназарвский 340 ; Роман 341 Халкидский; Евстафий Беритский (в Финикии); Леонтий Аскалонский (в Палестине); Аниан Капитолийский; Зевенн Пеллский; Иоанн Тивериадский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Анастасий распорядился заранее выставить на городских стенах медные кресты, на которых была начертана причина бунта, и сделал щедрое пожертвование на церковь : отдал четвертую часть сбора налога на скот с провинций Вифинии и Азии. 1357 На стенах Софийского храма была выставлена хартия с изъяснением обстоятельств дела. Для переговоров с Виталианом был назначен магистр армии Патрикий. 1358 То был заслуженный человек, знавший Виталиана по прежней службе и имевший случай оказать ему внимание и помощь. На свидании с ним Виталиан заявил, что цель его похода – устранить те обиды войску, которые причинил Ипатий, и потребовать от императора восстановления православной веры. 1359 На следующий день Анастасий имел свидание во дворце с наиболее видными и влиятельными офицерами армии Виталиана. Успокоив их насчет причиненных им обид и щедро раздав подарки, он поклялся в своем благорасположении к ним на будущее время и обещал предоставить решение вопроса о правой вере римскому папе. 1360 Результатом этих сношений и переговоров было то, что на восьмой день после прибытия Виталиан очистил Евдом и направился со своими войсками на обычные стоянки. Магистром армии во Фракии вместо Ипатия был назначен Кирилл, командовавший в Иллирике. Он вступил в Мезию, занял Одесс и изыскивал способ захватить Виталиана. Но последний предупредил его. Снесшись с какими-то изменниками в гарнизоне Одесса, Виталиан ночью вступил в город и захватил Кирилла спящим. Действовавший заодно с Виталианом, его союзник гунн Таррах своей рукой убил его «гетским» ножом. 1361 Когда весть об этом пришла в Константинополь, Анастасий подверг обсуждению дело Виталиана в заседании синклита, в котором было принято решение объявить Виталиана врагом отечества. Для борьбы с ним была сформирована армия в 80 тысяч человек, и главное командование было предоставлено Ипатию. Ближайшими помощниками его были назначены гот Алафар, заменивший Кирилла в звании магистра армии во Фракии, и комит царских щедрот Федор. Последний был, очевидно, начальником интендантской части армии как и Апион во время войны с персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ардавурий имел от трех браков трех сыновей: Ардавурия, Патрикия и Эрменариха – и двух дочерей. Как уже сказано, Кандид начинает «Историю» с восшествия на престол Леонта и оканчивает ее возведением на престол Анастасия. Как сам говорит, он был родом из Исав-рии Трахеи (или гористой). Он был званием письмоводитель 545 при тех, которые имели власть между исаврами. Исповеданием он был христианин православный, ибо он превозносит похвалами четвертый Собор и справедливо осуждает противников его. Слог Кандида не идет к истории. Он употребляет поэтические выражения некстати и с юношеской смелостью; то словосложение его жестко и тяжело звучит, как в дифирамвах; то опять впадает он в слабость и небрежность. В словосочинении он вводит новые обороты не для изящества и гладкости слова, как делают другие, но чтоб казаться трудным и не заботящимся о приятности. Однако он иногда становится лучше самого себя, составляя «Историю», смешанную из самых несходных между собой материалов. Он силится доказать, что Исаврия получила свое имя от Исава. В первой книге повествует он о могуществе Аспара и его сыновей, о возведении на престол Аспаром Леонта 546 , о случившемся в городе пожаре (461 или 465) 547 и о том, что Аспаром в этом случае сделано было для пользы общей. Он рассказывает о несогласии царя и Аспара касательно Татиана 548 и Вивиана 549 и о том, что они говорили друг другу. Вследствие сего несогласия царь привязал к себе исаврский народ через посредство Тарасикодиссы Русумвладеота 550 , которого он переименовал в Зинона и выдал за него свою дочь, после того как Зинон овдовел; Ардавурий, быв в несогласии с царем, сам вздумал привязать к себе исавров 551 . Мартин, приятель Авдавурия, объявил Тарасикодиссе о кознях Ардавурия против царя; оттого между царем и Ардавурием усилились подозрения, и царь Леонт приказал убить Аспара и сыновей его, Ардавурия и Патрикия-кесаря. Но кесарь, против всякого чаяния, оправился от ран и спасся, и третий сын Аспара, Арменерих, избегнул также смерти, потому что в то время не находился при отце 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интрига подготовлялась довольно медленно, и в течение целого года Константин, по-видимому, не подозревал опасности. В июне 741 г. Константин отправился в Малую Азию, имея в виду поход против арабов. Расположившись лагерем во Фригии в местности Крас, он начал организовать войско для похода. Это время признано было заговорщиками благоприятным для их предприятия, которое осуществлено было без особенных потрясений. Стратиг Опсикия Артавазд находился в то время в Дорилее, и император предложил ему явиться в лагерь. Но Артавазд успел к тому времени поднять возмущение в своей феме, принял титул императора и пошел против Константина. В первой же стычке был убит патрикий Висир, имевший, как говорят, огромное влияние на Льва Исавра в под-готовлении иконоборческого движения, и Константин оказался так мало подготовлен к сопротивлению и защите, что счел за лучшее бежать в Аморий, главный город соседней большой фемы Анатолика, где было больше приверженцев исаврийской династии, и где он мог организовать для себя оборону при содействии преданного ему стратига Ланкина. Между тем Артавазд, предоставив своему сопернику полную свободу действий, немедленно вступил в сношения с представителями своей партии в Константинополе. Здесь на его стороне был временный правитель за отсутствием императора, патрикий и магистр Феофан, а также патриарх Анастасий. Они распустили слух, что царь умер, и что восточные фемы провозгласили императором Артавазда, и легко достигли того, что народ в церкви святой Софии провозгласил Артавазда царем как «мужа православного и защитника божественных догматов». Но как в Константинополе было мало войска, правитель дает знать стратигу Фракисийской фемы Никифору, собственному сыну, чтобы он поспешил занять Константинополь своими войсками. Когда Фракисийская фема заняла город, заперла городские ворота и поставила на стенах гарнизоны, партия Артавазда могла считать свое положение упроченным и очистила город от приверженцев Константина. Тогда Артавазд вступил в Константинополь, и первым его делом была отмена постановлений предыдущего царствования против святых икон.

http://sedmitza.ru/lib/text/442844/

Алипий столпник, преп. VII века. Подвизался в Пафлагонии. Неизданные греческие жития имеются в Синодальных рукописях 384 (основная редакция) и 361 (Метафрастова версия). Латинский перевод основной редакции издан у Липомана («Sanctorum priscorum patrum vitae», v. V, 188−194). Пересказ жития в Четьих Минеях св. Димитрия Ростовского . Память 26 ноября. Амфилохий, еп. Иконийский, свт., † 394 г. (Сергий). Краткое, с характером патериковой легенды, житие напечатано у Migne, P.G., 39, 13−26. Метафрастова редакция – Migne, 116, 956−969. Память 23 ноября. Анастасий Персянин, пмч., † 628 г. (Сергий). Происходил из Персии, подвизался в иерусалимском монастыре. Одним из братии последнего был составлен рассказ о мучении святого (житие, стр. 131, 132 и 133) вскоре после самого события (стр. 147). Он издан Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 126−148. Риторическая обработка, сделанная патр. Софронием, напечатана у Migne, P.G., 92, 1680−1729. Метафрастова версия у Migne, P.G., 114, 773−812. Древний латинский перевод рассказа о перенесении мощей и чудесах, цитированного отцами VII вселенского собора, напечатан в AASS, январь, III, 50−54. Память 22 января. Анастасия Патрикия, преп., † 567 г. (Сергий). «Первая патрикия» при дворе им. Юстиниана. Имеющее характер патериковой легенды, житие входило в рассказы аввы Даниила, составленные в конце VI в. Напечатано Clugnet в («Rev. de l’orient Chretien» V, 51−56). Краткий текст издан в Synax. Eecl. C-pol., 523−528. Память 10 марта. Анатолий патр. Константинопольский, свт., † 458 г. (Болланд.). Анонимное, написанное классическим стилем житие, не свободное от заимствований из жития современника Анатолия – Даниила Столпника, напечатано в AASS, июль, I, 578−585. Память 3 июля. Андрей ν κρσει, прмч. † 767 г. (Болланд.). Происходил с Кипра. Пострадал в Константинополе при Константине V. Позднее, скудное биографическими деталями и полное риторики житие, не чуждое классического стиля (Например, ροδοδκτυλος μρα, стр. 141), издано в AASS, октябрь, VIII, 135−142. Метафрастова переработка у Migne, 115, 1109−1128. Память 17 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010