В это смутное для Руси время происходит еще одно событие, сильно повлиявшее на дальнейшую судьбу Русской Церкви. В 1014-1019 г.г. между болгарами и греками проходила ожесточенная война. Ее итогом явился полный разгром державы болгарского царя Самуила императором ромеев Василием II, за что он и был прозван «Болгаробойцей». После победы греков Болгария стала провинцией империи, а болгарские архиепископы Охридские, доселе бывшие полностью автокефальными, фактически утрачивают свою самостоятельность и подчиняются Константинопольскому патриарху. Мы уже упоминали о гипотезе Приселкова и Карташева, которые полагали, что при святом Владимире Русская Церковь входила в юрисдикцию Охридской архиепископии, дабы избежать политической зависимости от греков. Теперь же ситуация меняется в корне. Охридский архиепископ Иоанн после падения Болгарского царства теряет свою самостоятельность. Вместе с этим неизбежным оказался и переход Русской Церкви в юрисдикцию Константинополя. Первой реакцией на подобные перемены стало бегство на Запад Анастаса Корсунянина, который, возможно, был при Владимире епископом или наместником Охридского архиепископа в Киеве, лишь номинально подчиняясь последнему. Во всяком случае, позднейшая летопись, не называя его епископом (быть может, в угоду последующим греческим митрополитам), говорит о том, что именно Анастасу Владимир поручил главный храм Русской Церкви - Десятинный. Анастас бежал в Польшу вместе со Святополком, понимая, что ему придется не только подчиниться грекам, но и ответить за свое " предательство " в Херсонесе. Однако, можно думать, что последовавшее за разгромом Болгарии возвращение Русской Церкви в юрисдикцию Константинополя первоначально было опосредовано через продолжавшееся на первых порах вхождение Киева в состав Охридской архиепископии. Косвенным подтверждением этому является содержащееся в древнейших редакциях жития свв. Бориса и Глеба сообщение о перенесении мощей святых Бориса и Глеба в храм-усыпальницу, построенный Ярославом Мудрым в Вышгороде. Это событие положило начало местному почитанию князей-страстотерпцев. Рассказ об освящении храма в Вышгороде содержит упоминание о том, что Ярослав тогда " повеле призвати архиепископа Иоанна, тогда пасущу ему Христово стадо разумных овец его. Архиепископ же, остав, постави попы и диаконы ти тако отъиде в свою kaфoлukahu-ukлucia " . Очевидно, что архиепископ приглашается на Русь откуда-то извне. Да и название соборной церкви по-гречески скорее всего свидетельствует о том, что архиепископ резидирует вне пределов Руси. Кроме того, предание указывает на митрополита Иоанна I как на автора службы святым Борису и Глебу. В таком случае трудно представить, чтобы митрополит-грек в совершенстве владел славянским и занимался славянской гимнографией. А вот болгарин вполне мог бы написать службу русским святым.

http://sedmitza.ru/lib/text/436236/

Впоследствии попал он в руки турок, которые, жестоко мучив его в течение 40 дней, повесили в Царьграде 2 июня 1819 года. 3. Св. великомученик Иоанн Новый, Сочавский . Дворянин из Трапезунда. Ложно обвиненный неким завистливым латинянином, пострадал за Христа в 1492 году в городе Аккермане. После истязаний, причиненных Иоанну за то, что он не хотел принять персидскую веру (ибо градоначальник был ее адептом), Иоанна привязали к ногам лошади и влачили по городу. Некий злобный иудей, увидев страдальца, подскочил к нему и зарезал его. В наступившую ночь многие видели над его телом огненный столп, вокруг которого стояли три светоносных мужа. Впоследствии молдавский воевода Александр с великими почестями перенес его честное тело в город Сочава и положил его в митрополичьем храме, где и поныне оно почивает, чудодейственно избавляя людей от разных скорбей и болезней. [Благо]честно пострадал он и прославился 2 июня 1492 года 61 . 4. Священномученик Еразм Охридский . Сей святитель был родом из Антиохии и жил в правление императоров Диоклетиана и Максимиана. Крепко подвизался он на горе Ливанской и был наделен от Бога великим даром чудотворений. Как архиерей он отправился на проповедь Евангелия. Прибыв в Охрид, Еразм своей молитвой воскресил сына некоего горожанина по имени Анастас и крестил его. В ту же пору крестил Еразм и многих других язычников, а также разрушил в Охриде идольские жертвенники. За это его обвинили пред императором Максимианом, который тогда пребывал в Иллирии. Император подвел его к медному изваянию Зевса и повелел принести жертву и поклониться идолу. Святой Еразм призвал [здесь и далее в серб. букв.: сотворил. – Ред.] силу [Божию], и из идола выползла ужасная змея, перепугавшая народ. И паки святитель призвал Бога на помощь – и змея погибла. Тогда святитель проповедал Христа и крестил 20 000 душ. Разгневанный царь приказал обезглавить всех этих людей (числом 20 000), а Еразма предал тяжким мукам, после чего вверг его в темницу. Но Еразму, как некогда апостолу Петру, явился Ангел Божий и вывел его из заточения. Потом сей Божий служитель отправился в Кампанию, где проповедал людям Евангелие, после чего снова вернулся в город Гермелию, где заключился в пещеру, чтобы подвизаться в ней до смерти. Перед кончиной он трижды поклонился на Восток и, воздев руки, молился Богу, чтобы Бог простил грехи и даровал вечную жизнь всем тем, кто с верою будет призывать его [то есть святого Еразма. – Пер.] имя. По окончании молитвы он услышал голос с неба: «Да будет так, как просил ты, целебниче Мой Еразм!» Весь объятый радостью, святитель еще раз воззрел на небо и увидел нисходящий на него венец славы. Лицезрел он и сонмы Ангелов, Апостолов, пророков и мучеников, приближающихся взять его святую душу. Наконец воскликнул он: «Господи, приими дух мой!» – и почил. Было это около 303 года. Пещера с церковкой святого Еразма и поныне стоит недалеко от Охрида. И сегодня являет себя в ней великая сила Божиего угодника, священномученика Еразма 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

поиск:   разделы   рассылка Игорь Потемкин Генерал Ефремов – человек и военачальник Источник:  Москвичка Жизнь и героическая смерть генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова – яркий пример беззаветного служения Родине, образец мужества и верности воинскому долгу. Многие советские генералы снискали славу в сражениях Великой Отечественной и сложили свои головы на алтарь Победы. Но тут – случай особый... Военная карьера Михаила начиналась в Первую мировую. Боевое крещение он получил прапорщиком в знаменитом Брусиловском прорыве. С 18-го года – активный участник гражданской. Смышленого и храброго командира приметил во время обороны Астрахани Сергей Миронович Киров. А знаменитый рейд на Баку отряда бронепоездов под его командованием (комиссаром был Анастас Иванович Микоян) накануне Первомая 1920 года стал образцом военного искусства того времени. Сам Киров дал Ефремову рекомендацию для вступления в партию. После гражданской Михаил Григорьевич прошел все командирские ступеньки – до командующего округом и генерал-инспектора пехоты РККА. До 41-го года ему довелось покомандовать пятью округами! Ничего подобного в практике военного строительства нашей страны не было. В разгар " чисток " он едва спасся. " Лепили " ему несколько статей, и все расстрельные. Ниточка потянулась от Павла Ефимовича Дыбенко – легендарного председателя " Центробалта " , наркома военно-морских сил в первом советском правительстве. В 30-х годах он возглавлял Приволжский военный округ, где Ефремов командовал стрелковым корпусом. У них сложились не только деловые, но и дружеские отношения. Взяли Павла Ефимовича, как обычно, под надуманным предлогом и изувечили в застенках НКВД. Он не выдержал, оклеветал своего товарища. Когда Ефремова привели на очную ставку, рассказывал мне его сын Михаил Михайлович, он узнал Дыбенко с трудом. И на вопрос: " Как же ты мог, зачем оклеветал меня? " только и ответил: " Меня жутко пытали, Миша. Прости, если можешь... " Но что написано пером... Началась долгая двухмесячная борьба за свою жизнь и честное имя. От командования округом Ефремова отстранили. Его заставляли сознаться – он не сознавался, склоняли покаяться – он не каялся. В письме Ворошилову, которое он написал, уже находясь под арестом в гостинице " Москва " , Ефремов говорит: " Лгать на себя не могу... повторяю, наговаривать на себя просто не могу " . И если бы не помощь того же Ворошилова и Микояна, то все, скорее всего, закончилось бы расстрелом. Помощь эта, правда, заключалось лишь в том, что они, наконец, осмелились обратиться к Сталину...

http://religare.ru/2_89270.html

58  Владимир, назначив десятину построенной им в Киеве церкви Богородицы, вдал первую Настасу Корсунянину (Лаврентьевская и Ипатская летописи под 996г.). Анастас, без всякого основания считаемый за протопопа и на самом деле долженствующий быть принимаемым за человека светского, был поставлен от Владимира начальником над сборщиками десятины или десятинниками церкви св. Богородицы (Александр Невский в 1259г. дал десятину церкви в Ростове. Слова неизвестного епископа Владимирского в послании к сыну Александра Невского, что при последнем ещё была даваема церкви десятина, должно понимать так, что только сам Александр от себя давал десятину. А слова: „оже церкви та ограблена” должно понимать так, что сыновья Невского перестали давать десятину. Об отнятии десятины у церквей после нашествия Монголов сравнивай предисловие к ярлыку, данному митрополиту Петру). 59  Должно отличать и дворян от дворян: первые были служилые люди указанного класса; вторые были слуги или служебники (дворовые) у всякого класса служилых людей (они были у тиунов и у недельщиков). 60   ↓ [О митрополичьих боярах, дворных людях и слугах в 1379г., – см. в первой половине этого тома стр. 242 ]. Бояре митрополичьи под 1378г., – Никоновская летопись IV, 67. В договоре митрополита Киприана с великим князем Василием Дмитриевичем новые бояре после митрополита Алексея, у него 5 бояр (в том числе чернец), – Акты Исторические т. I, стр. 4 fin., fin.; бояре во Владимире, – Акты Экспедиции т. I, стольник в 1396г., – Никоновская летопись IV, 266; боярин и стольник упомянуты при сношениях с Новгородцами. У митрополита Ионы бояре, – Акты Исторические т. I, стр. 86, col. 2; Павлова стр. 541 начало. Сын боярский у митрополита Феогноста в 1330г., – Никоновская летопись т. III, стр. 158. У епископа Рязанского бояре в XV веке, – Д. И. Иловайского История Рязанского княжества, стр. 290. Архиереи заменили духовных чиновников светскими, между прочим, потому, что последние были более послушны. 61  В первом издании 1 половины I тома нами опущено об этих архиерейских тиунах, потому что было не досмотрено нами свидетельство об их существовании уже в период до-монгольский; см. его во 2 издании, стр. 388, примечание 2 . Под тиуном тут, очевидно, разумеется наш тиун епископский. [Из позднего времени мы имеем указание на то, что тиуны у архиереев менялись погодно, как и десятинники. Русская Историческая Библиотека, т. II, col. 882 fin., 1615г.].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рассудивши дело, княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, что если бы плох был закон греческий, бабка его Ольга " иже бе мудрейши всех людей " , не стала бы православной. И князь, наконец, решился: " Отвещав же, - Володим ер рече, - идем, крещенье примем " . Но эта внешняя решимость, не подкрепленная живым церковным опытом, оказалась недолговечной - он так и остался язычником. Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну императоры ответили так: " Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя " . " Услышав это, - говорит летописец, - сказал Владимир посланным к нему от царей: " Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи " . Но и в этот раз князю было не суждено принять святое крещение. Видно, Богу было не угодно, чтобы просвещение Руси имело в своем основании брачные расчеты. Владимир затеял с императорами спор, что должно состояться в первую очередь - крещение или приезд невесты. Время шло, а уступать никто не хотел. Тогда князь осадил Корсунь. Взять хорошо укрепленный город было почти невозможно, но... " некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: " Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока " . Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: " Если сбудется - крещусь! " И тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались " , - свидетельствует летопись. Лишившись Корсуни, Василий и Константин вынуждены были выполнить свое обещание и отправили, наконец, сестру Анну, с пресвитерами и сановниками, к Владимиру. Ожидавший в Корсуни прибытия невесты Владимир внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной слепотой. Прибывшая Анна в который раз потребовала его крещения, без чего не могло быть и речи о браке. Князь согласился, и в момент совершения Таинства в купели - прозрел. Излечение телесное сопровождалось и благодатной душевной переменой, плоды которой не замедлили сказаться.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/01/...

Греческие Императоры не потеряли благоприятного случая, и сам Патриарх с чрезвычайным великолепием совершил божественную литургию, в храме Софийском, пред изумленными послами Владимира. Их поразило величие богослужения, но нельзя приписывать одному впечатлению наружному смягчение сердца язычников, от коих зависело обращение целого народа: ибо, от самых первых времен Церкви, чрезвычайные знамения всегда сопровождали убогую, по-видимому, проповедь Христианства. Так повествует и летопись Византийская о послах Русских, что на божественной литургии, во время перенесения святых даров и Херувимской песни, отверзлись их духовные очи, и они, в некоем восторге, узрели светлых юношей, поющих трисвятую песнь. Убежденные в истине православной веры, они возвратились в отечество, уже Христианами в душе своей, и, не одобрив пред Князем других исповеданий, сказали о Греческом: «стоя в храме, мы не знали, где обретаемся, ибо нет на земле ничего подобного; там, поистине, пребывает Бог с человеками, и мы не можем забыть виденной нами красоты. Всякий человек, вкусив сладкое, уже не приемлет горького: так и мы не можем более оставаться в язычестве». И бояре сказали Владимиру: «если бы не хорош был закон Греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков». Имя уважаемой Ольги решило ее внука; он только спросил: «где креститься?». Но руководимый еще неочищенным чувством, Владимир предпочел следовать обычаю предков, ходивших войною на Царьград, и с оружием в руках добыть себе веру. Он подступил с судами к Корсуни Таврической, подвластной Императорам. Во время долгой неуспешной осады, некто пресвитер Анастас, стрелою, пущенною из города, известил Князя, что участь осажденных зависит от пресечения водопроводов, снабжающих их водою. Обрадованный Владимир даль обет креститься, если овладеет городом, и овладел. Тогда послал требовать от Царей Греческих руку сестры их Анны; они же предложили ему условием Христианство , желая союза с владетелем сильным, но следуя мудрой и набожной политике своих предшественников, которые всегда искали умирить верою страшных соседей. Князь изъявил согласие, потому что, по словам его, «он издавна испытал и полюбил закон Греческий».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Наравне с княгиней Иулианией вяземскою, за целомудрие потерпевшею смерть в 1406 г. от смоленского князя Юрия Святославича, автор должен был внести в список почитаемых усопших и самого этого князя Юрия Святославича, который после своего злодеяния бежал в степь, нашел здесь убежище в одном пустынном монастыре и умер в нём в 1407 г., – внести на основании одной статьи, помещённой в майской книжке «Исторического Вестника» за 1895 г., в которой говорится, что память князя очень чтится народом, и на гробнице его служится много панихид (343). И многое другое в том же роде. Всего в списке почитаемых усопших свыше 250 лиц. Из приведенных примеров можно видеть, во-первых, каких громадных трудов стоило автору разыскание разных брошюр, газетных и журнальных статей и некрологов, во-вторых, до какой степени непрочна и та новая почва, которую он завоевал себе и на которой построил свои поправки во втором издании своего труда. Приблизительно такое же число имен (около 250) содержится и в другом списке, который даётся автором, – в списке «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых». Тут читатель встречается нередко с неожиданными именами. Таковы, например: Анастас корсунянин, известный грек, помогший св. Владимиру овладеть Корсунью, приведённый государем в Киев и получивший от него в заведывание Десятинную церковь вместе с данною ей десятиной, в 1018 г. предавшийся польскому королю Болеславу и вместе с ним бежавший из Киева в Польшу, но в выписке из святцев 1657 г. поставленный в числе святых, как «преподобный, на Руси богоугодно поживший» – московский великий князь Василий Иванович, относительно которого в. одних рукописных святцах записано даже, что, во время преставления его, «храм исполнися благоухания многа», – Илия, архимандрит соловецкий, противник патриарха Никона в исправлении книг, и сам патриарх Никон, – самозваный митрополит Пимен, произведший соблазнительную смуту в русской церкви при великом князе Дмитрии Донском, – даже сам царь Иван Грозный (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

южнорус. летописец отмечает, что половцы ограбили сельскую округу городов Полонного и Семыча. При этом отмечается, что в Полонном была церковь Пресв. Богородицы, а сам город принадлежал Д. ц. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 556). В 1039 г. митр. Феопемпт в присутствии кн. Ярослава Мудрого вновь освятил Д. ц. Насколько можно судить по сохранившимся кладкам фундамента, к Д. ц. в этот период не было пристроено новых объектов, но это не исключает возможной перестройки верхних частей, интерьера и т. п. В 1018 г., в ходе усобицы, Киев покинул Анастас Корсунянин, вывезший в Польшу казну, захваченную в столице Руси Болеславом I Храбрым ; в 1026 г. окончилась княжеская междоусобица и в Киеве утвердился кн. Ярослав Мудрый. В 1-й пол. XII в. Д. ц. подверглась значительной перестройке. Были заново переложены участки фундаментов и стен, прилегающих к юго-западному углу постройки, перед зап. входом появился новый притвор. В галереях пол украсили поливные плитки, разнообразие форм к-рых (квадратные, 3-угольные и 8-угольные) позволило имитировать мраморные напольные мозаики времени строительства церкви. Согласно списку, «всем градом Рускым, далним и ближним» (первоначальная редакция относится к посл. трети XIV в.) «свята Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати (25.- А. К.) версех» (ПСРЛ. Т. 3. С. 475; по мнению ряда исследователей, такое количество «верхов» представляется избыточным). В летописях со 2-й пол. XII в. упоминаются колокола Д. ц. В XIX-XX вв. в непосредственной близости от собора были найдены 2 колокола, к-рые, очевидно, принадлежали этому храму. 8-10 марта 1169 г., во время захвата рус. князьями Киева, город подвергся жестокому разорению, в числе пострадавших южнорус. летописец отмечает «и Десятиньную Богородицю». Победители «церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы, изнесоша... и вся святыни взата бысть» (Там же. Т. 2. Стб. 545). В 1203 г., во время захвата Киева кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем , «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженных первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых на память собе, то положиша все собе в полон», клирики были либо убиты, либо взяты в плен (Там же.

http://pravenc.ru/text/171768.html

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В ряду других светских покровителей Лихудов можно назвать Авраама Федоровича Лопухина , близкого родственника Петра по его первой супруге, Федора Матвеича Апраксина и Ф. А. Головина. Но пользуясь покровительством влиятельных лиц церковного и светского мира, Лихуды имели в Москве также и многих врагов, которые с завистью и недоброжелательством следили за их успехами и стремились подорвать их значение. Их вражда к Лихудам была тем ожесточеннее, что у многих основывалась не только на личных отношениях и счетах, но и на радикальной разности образовательных начал, разделявших Лихудов и их противников. Враги Лихудов не ставили высоко их ученое достоинство, преподавание их считали неуспешным и старались поселить недоверие к их православию. Со всей силой своего ожесточения враги Лихудов обрушились на нравственный, действительно далеко не безукоризненный, характер «самобратий Лихудиевых». Они обвиняли их прежде всего в корыстолюбии, затем в гордости, в недостатке благодарности к русскому народу, в стране которого они взысканы милостями великих государей и обогащены. Обвинение в корыстолюбии постоянно повторяли недоброжелатели Лихудов. К числу их недоброжелателей присоединился и бывший их покровитель – патриарх Иерусалимский Досифей, который находил, что они не проявили к нему достаточно благодарности; он выступил против Лихудов с целым рядом обвинений и начал хлопотать об увольнении их от школы. Но Лихуды были нужны в Москве, и ими не считали возможным пожертвовать патриарху. Однако не вполне достойное поведение в Москве Николая Лихуда, сына Иоанникиева, поставило обоих преподавателей в такое фальшивое положение, что они 5-го августа 1694 г. бежали из Москвы. С ними вместе бежали и дети первого, Николай и Анастас. Их схватили по дороге к Смоленску и вернули в Москву, но Академию они должны были оставить и были выселены в типографию. Положение их здесь, сравнительно с прежним, было очень незавидно. Но их знания и недостаток в людях, способных служить запросам времени, «когда, по выражению С. М. Соловьева , реформа уже сильно стучалась в двери», заставило правительство изменить свое отношение к ученым братьям. Лихудам предоставлено было право жить на свободе, и они не замедлили воспользоваться этой свободой на благо русского просвещения. Они начали учить желающих итальянскому языку. До 1697 г. они вели обучение частным образом; 15 мая того же года состоялся именной высочайший указ, чтобы бояре и других чинов люди отдавали детей своих учиться итальянскому языку у учителей греков – Иоанникия и Софрония Лихудиевых. Это первое распоряжение правительства о распространении в России знания европейских языков. По этому указу было назначено к Лихудам 55 человек учеников, но из сведений, доставленных самими Лихудами, видно, что действительно учились у них только 10 человек, именно два князя Прозоровские и восемь человек детей дьяков и купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010