Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Отдел I. Время от рождения до окончания курса семинарского образования (1779–1798 г.) Глава I. Место рождения Высокопреосвященного Филарета, его родители и родословная. Первые отроческие впечатления и проявления душевных свойств «Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко Сам благодатию Своею вложил еси в бедное сердце мое ещё в отрочестве избрати житие иноческое и вчинил еси мя в лик иноческий Святыя Чудотворныя Киевопечерския Лавры, её же Настоятельница есть Сама Преблагословенная Пресвятая Владычица Богородица, под Ея же Матерним Святым Покровом аз родихся» 6 . В Орловской губернии в Кромском уезде находится село Высокое. У местных жителей сохранялись устные предания, что на месте села Высокого в старину были становища каких-то буйных поселенцев. Затем, по сказаниям достоверным, местность эта сделалась вотчинною собственностью лиц одной из древних фамилий Русского боярского рода Колычевых 7 , из которой происходил по рождению Святой Филипп, Митрополит Московский, современник Царя Иоанна Грозного. По описанию одного очевидца, относящемуся лет за пятьдесят до настоящего времени, село Высокое замечательно особенной красивостью своего местоположения и окрестностей. «Невдалеке от села с одной стороны виднелась превосходная роща, с другой расстилался открытый дол, тянулись богатые помещичьи сады, а между ними струилась быстрая речка Сосна и блестело озеро Немец. Все это рисовалось в особенно прекрасном виде из самого села, с того места, где находилась сельская церковь и дома священно-церковно-служителей. Но ещё более приятными представлялись окрестности и самое село с церковью с принадлежащего церковному причту полевого участка, находящегося на расстоянии 5–6 вёрст от селения 8 . В этом селе Высоком состоял священником при находящейся в нём Покровской церкви о. Георгий Никитич (Амфитеатров) – родитель Высокопр. Филарета, Митрополита Киевского, родившегося в 1779 г. 9 17 Апреля и наречённого при св. крещении Феодором, – (во имя св. Феодора Сикеота, память коего 22 Апреля). Жена о. Георгия, – родительница Филарета, была по имени Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

П.В. Долгоруков Князья Сапеги отцовский КОЛЕНО I: Пунигайло Сапега, кастелян троцкий, рождение 1302 † 1380 КОЛЕНО II: Сунигайло, во святом крещении православной веры Симион Пунигайлович Сапега, кастелян троцкий † 1421; женат на княжне Анастасие Глинской КОЛЕНО III: Василий Семёнович Юрий Семёнович Иосиф Семёнович Семен Семёнович, воевода подлясский; женат на Анне Гастольд КОЛЕНО IV: Богдан Семёнович, воевода смоленский; женат на княжне Марие Северской Иван Семёнович, воевода витебский и канцлер литовский, рождение 1430 † 1519; женат 1) на Анне Ходкевич; 2) на Глебович; 3) на Анне Карчевской (от 2-го брака 4– сына, от 3-го брака дочь). Изменив православной вере, он перешёл в римско-католицизм 242 КОЛЕНО V: Константин Богданович Александр Богданович, женат на Тышкевичевой Фёдор Богданович, женат на княжне Ульяне Лукомской Анна Богдановна, 1) за Яковом Концевичем; 2) за Александром Скорутою Елена Богдановна, за Романом Любецким Екатерина Богдановна, за Мартыном Огинским Пётр Иванович Михаил Иванович, женат на Софие Глебович Фёдор Иванович, воевода подлясский; женат 1) на Анне Забржезинской; 2) на княжне Анне Юрьевне Сангушко Павел Иванович, воевода новогрудский, рождение 1481 † 1580; женат 1) на княжне Голшанской; 2) на Александре Ходкевич (от 1-го брака 4 сына и 4 дочери; от 2-го брака сын). Изменил православной вере и перешёл в римско-католицизм Екатерина Ивановна, православная инокиня КОЛЕНО VI: Павел Фёдорович, кастелян киевский; женат на Анне Ходкевич. Он изменил православной вере и перешёл в римско-католицизм Анна, 1) за князем Пронским; 2) за коронным напольным гетманом Николаем Сенявским Дмитрий Фёдорович Иван Фёдорович; женат на княжне Друцкой-Соколинской Граф Николай, воевода минский и витебский, кавалер ордена златого руна, рождение 1529 † 1609; женат 1) на княжне Анне Юрьевне Сангушко; 2) на княжне Анне Вишневецкой (все дети от 2-го брака) Фридрих-Богдан, воевода брестский и минский; женат на Марине Капуста Александр Андрей старший Феодора, за виленским кастеляном Волловичем

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, под городом Козловом, в двух верстах, основан около 1635 г.; ныне 3-гокласса. [IV, 557.] Строители Иосиф , основатель, с 1635–42. Софроний , 1643–45. Иосиф , 1649–52. Нифонт , 1652 и 53. Дионисий , игум., 1657–59. Кирилл , игум., 1661–67, 70, 73, 1682. Архимандриты Дорофей , 1682–96. Корнилий , 1697–1705. Мисаил Топильский , 1706–15, † 31 мар. Мисаил Окопинский , 1715–27, уволен. Пахомий произведён в окт. 1727; † в июле 1747. Иоасаф , из Чуковских иеромонахов, произведён в дек., 1747; 19 мая 1754 уволен на покой (в Чудове мнтре жил 1756). Варсонофий 13 июля 1754 перев. из Тамбовского Казанского, а 15 окт. 1759 – в Трегуляев. Варлаам 15 окт. 1759 перев. из Трегуляева; † 1761. Исаакий в сент. 1761 перев. из Краснослободского Спасского, а 21 окт. 1763 – в Нижеломовский Богородичный. Иосиф (игум.) управлял несколько месяцев. Тихон в 1763 перев. из Нижеломовского, а 26 нояб. 1774 – обратно. Игумены Илиодор , 9 апр. 1775, из ризничих Троице-Сергиевой Лавры; в окт. 1785 уволен на покой в Лавру; † 9 февр. 1789. Варлаам 13 окт. 1785 перев. из Трегуляева: с 1797 архим.; † 23 дек. 1811. Архимандриты Анастасий , из Александровских (?) монахов, произведён 5 дек. 1812; † 1822. Иассон Никольский в 1822 перев. из Трегуляева. а 19 апр. 1826 – в Тольгский. Николай Соколов 15 мая 1826 перев. из Вознесенского Иркутского, а 8 мая 1831 хирот. в викария Московского. Иоанн Чистяков 9 мая 1831 перев. из Рязанского Богословского; † 11 июля 1833. Адриан Тяжелов 24 сент. 1833 перев. из Слободского Крестовоздвиженского, а 20 июня 1841 – в Черниговский Елецкий. Иоасаф Покровский 20 июня 1841 определён, а 21 сент. 1841 перев. в Ростовский Богоявленский. Никодим Лебедев 28 сент. 1842 перев. из ректоров Пермской семинарии 286 , а 23 мар. 1847 – в ректоры Тверской семинарии 287 . Платон Фивейский определён 1847, а 3 дек. 1852 перев. в Переяславский Даниилов мнтрь. Феофилакт Праведников , 288 1853–59. Серафим Аретинский 10 янв. 1860 хирот. в викария Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переименован второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иоаким в первого викария той же епархии. 14 октября 1897 г. воспоследовало высочайшее соизволение на восстановление в С.-Петербургской епархии кафедры третьего викария, с присвоением ему именования «епископа Ямбургского» и производством ему содержания из местных средств. На кафедру епископа Ямбургского назначен, того же 14 октября, настоятель Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, архимандрит Вениамин. Перемещены: архиепископ Рижский Арсений – на Казанскую архиерейскую кафедру; епископ Архангельский Никанор – на кафедру епископа Смоленского, епископ Екатеринославский Владимир – на кафедру епископа Екатеринбургского (ныне находится на покое); преосвященный Екатеринбургский Симеон – на Екатеринославскую архиерейскую кафедру; епископ Рязанский Иустин – на кафедр епископа Уфимского; епископ Орловский Мисаил – на кафедру епископа Могилевского; епископ Астраханский Митрофан – на кафедру епископа Орловского; епископ Вятский Сергий – на кафедру епископа Астраханского, епископ Якутский Мелетий – на кафедру епископа Рязанского; епископ Подольский Димитрий – на кафедру епископа Тверского; епископ Тульский Ириней – на кафедру епископа Подольского; епископ Тобольский Агафангел – на кафедру епископа Рижского; второй викарий Литовской епархии, епископ Брестский Иосиф – на кафедру епископа Острогожского, викария Воронежской епархии; викарий Тверской епархии, епископ Старицкий Гавриил – на кафедру епископа Велико-Устюжского, викария Вологодской епархии. Назначены: викарий Киевской епархии, епископ Уманский Иоанникий – епископом Архангельским; викарий Нижегородской епархии, епископ Балахнинский Алексий – епископом Вятским; викарий Иркутской епархии, епископ Киренский Никодим – епископом Якутским (ныне епископ Забайкальский); викарий Полтавской епархии, епископ Прилукский Тихон – епископом Оренбургским (ныне умерший); викарий Черниговской епархии, епископ Новгород-Северский Питирим – епископом Тульским; викарий Воронежской епархии, епископ Острогожский Владимир – епископом Оренбургским; викарий Тульской епархии, епископ Каширский Михаил – епископом Таврическим (ныне умерший); виварий Вологодской епархии, епископ Велико-Устюжский Антоний – епископом Тобольским, первый викарий Литовской епархии, епископ Ковенский Христофор – епископом Екатеринбургским; викарий Казанской епархии, епископ Чебоксарский Анастасий – епископом Туркестанским (находился некоторое время на покое и ныне назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии) и второй викарий С.-Петербургской епархии, епископ Гдовский Назарий – епископом Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пн Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 27.07.09) 27 липня 2009 р. 19:57 Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Президиума утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве ( журнал 55 ) . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия  1. Митрополит  Киевский и всея Украины Владимир; 2. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; 3. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; 4. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; 5. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; 6. Митрополит Виленский и Литовский Хризостом; 7. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; 8. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней; 9. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; 10. Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви; 11. Митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий; 12. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 13. Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; 14. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; 15. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр; 16. Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; 17. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; 18. Архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 19. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; 20. Архиепископ Берлинский и Германский Феофан; 21. Архиепископ Хустский и Виноградовский Марк; 22. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий; 23. Архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; 24. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209366...

поиск:   разделы   рассылка Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей " Ромфеа " Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата Отвечая на вопросы греческого церковного агентства новостей " Ромфеа " , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о недавно состоявшемся визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Албанскую Православную Церковь, а также затронул тему религиозной ситуации на Украине. Ваше Высокопреосвященство, сейчас Вы находитесь в столице Албании Тиране, куда Предстоятель Русской Православной Церкви совершает свой первый визит. Как бы Вы могли прокомментировать его? Визит Святейшего Патриарха Кирилла имеет историческое значение, поскольку это первое посещение Предстоятелем Русской Православной Церкви пределов Автокефальной Албанской Православной Церкви. История отношений наших Церквей насчитывает многие десятилетия. Например, ровно 70 лет назад, в апреле 1948 года Албанию посещала делегация Русской Православной Церкви во главе с епископом Ужгородским и Мукачевским Нестором, который принял участие в епископской хиротонии архимандрита Паисия (Водицы), ставшего впоследствии Предстоятелем Албанской Православной Церкви. В связи с известными трагическими событиями в жизни Православия в Албании в XX веке эти отношения ослабли, но в последние годы они все более укрепляются: мы храним теплую память о многочисленных визитах Блаженнейшего Архиепископа Анастасия в пределы Московского Патриархата, последний из которых состоялся в конце прошлого года. Мы надеемся, что первый мирный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Албанию откроет новую страницу в истории взаимоотношений наших Церквей. Несколько дней назад Вселенский Патриархат принял к рассмотрению вопрос предоставления автокефалии в Украине. Как это решение было воспринято в Русской Церкви? С недоумением. О принятом решении даже не были извещены ни Святейший Патриарх Кирилл, ни митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. В опубликованном же сообщении говорится, что Синод " принял прошение о предоставлении автокефалии со стороны церковных и политических представителей многих миллионов православных украинцев " . По официальной государственной статистике, каноническая Украинская Православная Церковь объединяет более двенадцати тысяч общин по всей Украине. Вдвое больше, чем у обеих групп украинского раскола, вместе взятых.

http://religare.ru/2_115575.html

Предисловие Предлагаемое нами «РУКОВОДСТВО ПО ГОМИЛЕТИКЕ» представляет собою конспективно изложенный курс лекций, читанных нами в 1941 году в Белграде на открытых там тогда, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия, Пастырско-Миссионерских Курсах, а затем, в 1951—1959 гг., в Свято-Троицкой Духовной Семинарии при Свято-Троицком монастыре близ селения Джорданвилль в штате Нью-Йорк, США. В основу «Руководства» положен прекрасный труд выдающегося профессора Киевской Духовной Академии и глубоко верующего православного христианина Василия Феодоровича Певницкого под заглавием: «Церковное красноречие и его основные законы» — С.-Петербург, 1908. Этот труд, явившийся плодом изучения всех вышедших до того времени руководств по гомилетике, является последним по времени в нашей дореволюционной гомилетической науке и, как нам кажется, несомненно лучшим и до сего времени непревзойденным трудом, живо и убедительно, в строго православном освещении знакомящим нас с основными законами церковного проповедничества. В этом причина широких заимствований, сделанных нами из этого труда, вплоть до самого метода распределения материала. В значительно меньшей степени использованы нами и другие руководства по гомилетике, а также многополезный «Сборник проповеднических образцов» преподавателя Донской Духовной Семинарии Платона Дударева (С.-Петербург, 1913) и книга проф. В. В. Сиповского: «История русской словесности», ч. 1, вып. 2. Мы будем глубоко благодарны Богу, если этот наш труд окажется полезным для всех готовящихся к принятию высокого сана священства, а также и для священнослужителей, ревнующих о том, чтобы проповедь их была действительно живым и действенным словом, а не одним лишь отбыванием формальной повинности, что всегда так губительно отражается на успехе пастырского служения вообще. Епископ АВЕРКИЙ Руководство по гомилетике Глава: ТЕОРИЯ ГОМИЛЕТИКИ. Сущность и значение предмета гомилетики Гомилетика — это наука, имеющая ближайшее отношение к пастырскому служению. В прежние времена, когда еще не был достаточно ясно установлен объем науки пастырского богословия и когда считали, что пастырство — это не более как совокупность известного рода прав и обязанностей, многие высказывали мысль, что пастырское богословие не может считаться наукой и изучение пастырского богословия как науки должно быть заменено просто выдачей особой должностной инструкции пастырям, которую каждый пастырь получает при вступлении в свою должность. В числе же пастырских обязанностей находится обязанность учить своих прихожан, наставлять и утверждать их в истинах св. Христовой веры. Вот эта-то учительская обязанность пастыря и является предметом науки гомилетики. Таким образом, гомилетика — это есть наука о церковном красноречии, или проповедничестве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Москва, 4 декабря 2017 г.      2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церквимитрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Токийский и всей Японии Даниил. В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/108870.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010