А.А. Половцов Анастасевич, Василий Григорьевич Анастасевич , Василий Григорьевич, библиограф и переводчик, род. 28 февраля 1775 г. в Киеве, ум. 16 февраля 1845 г. в С.-Петербурге. Отец его, Григорий Анастази, выходец из Валахии, был в Киеве членом магистрата, состоявшего на Магдебургском праве. С 1786 г. воспитывался в Киевской духовной академии, прошел пять классов и, перейдя в шестой, оставил учебное заведение, приглашенный учителем детей одного курского помещика В 1795 г. Анастасевич поступил стражником в Малороссийский корпус пеших стрелков и, пользуясь расположением одного из своих начальников, командира Полоцкого полка, князя П. М. Дашкова, значительно пополнил свое образование: гуманный начальник снабжал Анастасевича не только книгами и «тетрадями, по коим воспитывался в Единбургском университете», но и учил его английскому и итальянскому языкам. Перейдя в гражданскую службу, Анастасевич занимался вместе с В. Н. Каразиным и депутатом Виленского университета Иеронимом Стройновским делами по преобразованию Виленской академии и по устройству учебного ведомства вообще (это было при основании в 1802 г. Министерства народного просвещения). Поступив затем по чьей-то рекомендации старшим письмоводителем к только что назначенному попечителем Виленского учебного округа князю А. А. Чарторижскому, Анастасевич вскоре приобрел его доверие. Находясь при Чарторижском до 1810 г., Анастасевич занимался делами не только по Виленскому учебному округу, но нередко по Сенату и Государственному совету. Вместе с тем с 1809 г. Анастасевич занимал должность помощника начальника отделения польских и малороссийских прав в комиссии составления законов. Служа здесь, Анастасевич, между прочим, перевел с польского: соч. графа Валериана Стройновского «Об условиях помещиков с крестьянами»; сочинение Иеронима Стройновского в 4 частях «Наука права природного, политического, государственного хозяйства и права народов» (оба изданы в 1809 г., первое – в Вильне, второе – в Петербурге) и «Статут великого княжества Литовского с подведением в надлежащих местах ссылки на конституции, приличные содержанию оного» (2 части.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гермоген Иванович Шиманский , преподаватель Киевской, а затем Волынской семинарий (в 1951 – 1961 гг.), скончался в Прощеное воскресенье, 8 марта 1970 г. в Киеве. Родился он в 1915 году на станции Бирзула (ныне г. Котовск) Одесской области в семье железнодорожного служащего. В двухлетнем возрасте лишился отца. С детских лет воспитывался в духе христианских истин добродетельной матерью своей Анастасией Григорьевной, являвшей детям живой пример подлинного благочестия. Любовь к Богу и к ближнему, воспринятая им от матери, постепенно возрастая, становилась в его чистом сердце основным убеждением его жизни. В 1935 году Гермоген Шиманский окончил с отличием Ананьевский сельскохозяйственный техникум, а затем Харьковский автодорожный институт, по окончании которого был зачислен в аспирантуру. В Великую Отечественную войну Г. И. Шиманский эвакуировался вместе с коллективом Харьковского тракторного завода и два первых года войны работал в Нижнем Тагиле, а до конца войны трудился на заводе под Москвой. По окончании Отечественной войны, в 1945 году Г. И. Шиманский поступил, а в 1947 году окончил первым по успеваемости Московскую духовную семинарию. Здесь Гермоген Иванович был старостой класса, уставщиком академического храма, регентом студенческого хора. В 1951 году Г. И. Шиманский окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных испытаний. Кандидатская диссертация Гермогена Ивановича «Православное учение о спасении по богослужебным книгам», написанная под руководством профессора-протоиерея Сергия Васильевича Савинского, была удостоена Ученым Советом академии высокой оценки. Профессора-рецензенты отметили работу Г. И. Шиманского высшим баллом. По окончании академии Г. И. Шиманский был преподавателем в Киевской и Волынской духовных семинариях. Обаятельный друг, всегда требовательный к себе (в жизни он был строг до аскетизма), но снисходительный к другим, чуткий и отзывчивый ко всем нуждам учащихся, Гермоген Иванович постоянно руководствовался правилом: ненавидь грех , а человека люби. Друзья и сотрудники Гермогена Ивановича, в особенности его воспитанники, неизменно питали к нему глубокую любовь, знали его больше, чем просто преподавателя, и доверяли ему свои заветные душевные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Глава 11. ЮРИЙ КРИЖАНИЧ В то время, когда киевские монахи приносили с собой в Москву свою исключительно церковную ученость, с узкими схоластическими взглядами и отживавшими свое время предрассудками, в области умственного труда в России явился человек со светлою головою, превосходивший современников широтой взгляда, основательностью образования и многосторонними сведениями. Это был Юрий Крижанич. Он был родом хорват, происходил из старинной, но обедневшей фамилии, родился в 1617 году от Гаспара Крижанича, небогатого землевладельца. Лишившись отца на шестнадцатом году возраста, Юрий стал приготовлять себя к духовному званию. Он учился сначала на родине, в Загребе, потом в Венской семинарии, а вслед за тем перешел в Болонию, где занимался кроме богословских наук юридическими. Владея в совершенстве, кроме своего родного языка, немецким, латинским и итальянским, он, в 1640 году, поселился в Риме и вступил в греческий коллегиум Св. Анастасия, специально учрежденный папами для распространения унии между последователями греческой веры. В это время Крижанич был посвящен в сан Загребского каноника. Он изучил тогда греческий язык, приобрел большие сведения в византийской литературе и сделался горячим сторонником унии. Его целью было собрать все важнейшие сочинения так называемых схизматиков, т. е. писавших против догматов папизма. Плодом этого было несколько сочинений на латинском языке, а в особенности «Всеобщая библиотека схизматиков». Это предприятие повело его к ознакомлению с русским языком, так как ему нужно было знать и сочинения, писанные по-русски против унии. Оставивши коллегиум, Юрий был привязан к Риму до 1656 года, состоя членом иллирского общества Св. Иеронима. В этот период времени он, однако, не оставался постоянно в Риме, был и в других местах Европы и, между прочим, в Константинополе, где еще основательнее познакомился с греческой письменностью. Пребывание его в Константинополе оставило в нем самое враждебное чувство к тогдашним грекам, в особенности за их невежество, высокомерие и лживость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Операция «Антихазария» - IV, конец Химеры. Первая русская империя Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 8 08.12.2020 4755 Время на чтение 46 минут ОПЕРАЦИЯ «АНТИХАЗАРИЯ» КОНЕЦ ХИМЕРЫ. ПЕРВАЯ РУССКАЯ ИМПЕРИЯ Хранить вечно! Приоритеты были действительно обозначены точно. И бурой кровью наливались щеки всегда невозмутимого и спокойного Святослава, когда, читая страницы доклада вместе с исчерпывающими данными о вероятном, а вернее неизбежном противнике, приходилось знакомиться с неблаговидными деяниями предков и их ближайших клевретов. Ему, привыкшему с детства гордиться семьей и династией. Ему, Святославу, благородству языческой души которого, могли бы только учиться «христианнейшие» рыцари Европы. А из строк доклада, черным по белому следовало, что именно за деньги тех, кого он теперь вдвойне и втройне хотел уничтожить, стереть с лица земли, сели на Золотой Киевский стол его предки. И самым ужасным было то, что в чем-то подлянка этих, как их там – рахдонитов – удалась. Историю придется оставить той, какой проходят ее уже не первое поколение детей в русских школах. Что якобы не было могучего Русского каганата задолго до Рюрика. Что Аскольд и Дир − герои Цареградского похода, подло убитые «вещим» Олегом, − не исконно русские князья – потомки князя Кия, друга императора Анастасия, а возомнившие много о себе дружинники того же Рюрика. Тошно было читать про это Святославу – потомку викингов и русскому до мозга костей. Про вещего Олега, любимого героя летописцев и будущих классиков, подставившего россов под хазарскую, а вернее, иудейскую дань. Втянувшего Русь в неудачную войну с дружественной, со времен Аскольда, Византией. Про то, что пришлось отправлять лучшие части русских войск в походы за интересы итильских торгашей. Походы, из которых никто никогда не возвращался. Что отец погиб, собирая эту самую дань, будь она проклята! Что сломана вся жизнь матери. Но привычный уже киевлянам, а значит и всем русичам, образ (имидж, сказали бы мы сейчас) династии менять нельзя.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/08/...

К вопросу о каноничности хиротонии Макария (Малетича) 19.04.2019 10:51:40 Протоиерей Ростислав Ярема   Ключевым вопросом в дискуссии о так называемой «Православной церкви Украины» (далее ПЦУ) был и остается вопрос апостольской преемственности «иерархов» основных раскольнических деноминаций Украины, признанных Вселенским Патриархатом и принятых последним в «сущем сане». Именно это стало камнем преткновения в рецепции, или признании, ПЦУ остальными Православными автокефальными Церквами, даже теми, которые тесно связаны с Константинопольским Патриархатом историческими и национальными узами. И если наличие правильной епископской хиротонии у бывшего митрополита Киевского Филарета, впоследствии низложенного и преданного анафеме, ни у кого не вызывает сомнения, то относительно каноничности хиротонии бывшего «предстоятеля так называемой Украинской автокефальной православной церкви» (далее УАПЦ) Макария (Малетича) возникает много вопросов. На Украине широко известно, что «митрополит Львовский» Макарий (Малетич) и ряд «иерархов» бывшей УАПЦ ведут своё «преемство» от самозванца Викентия (Чекалина). Этот факт также известен и в других Поместных Церквах, о чем ярко пишет протоиерей Анастасий Гоцопулос. Константинопольская сторона предприняла попытки опровергнуть эти сведения на сайте «Φос Фанариу», протянув ниточки преемственности от Макария к Филарету. Подобные же сведения распространяются в тех Поместных Церквах, которые сомневаются в каноничности «епископата» ПЦУ. Попробуем проанализировать, насколько обоснованы тезисы, к которым апеллирует автор публикации на «Φос Фанариу», отстаивая наличие архиерейского сана у Макария (Малетича). Прежде всего, необходимо отметить, что данная публикация изобилует множеством недостоверных сведений. Например, упомянутый в этой статье некий Варлаам Ильенко - на самом деле фигура мифическая, реально не существующая. Ни в одной из «катакомбных» деноминаций России и Украины (а списки их «епископата» хорошо известны) никогда не существовало такого «епископа».

http://radonezh.ru/2019/04/19/k-voprosu-...

Комментарий секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии о недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины» Источник Содержание 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» 2. Границы применения принципа икономии 3. Отсутствие легитимности «Православной церкви Украины» 4. Искажение роли первого епископа в Православной Церкви 5. Приостановление евхаристического общения     Односторонние действия Константинопольского Патриархата на Украине, завершившиеся подписанием в январе 2019 года так называемого «томоса об автокефалии» вопреки воле епископата, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви, вызвали острую дискуссию в церковной среде. Анализ публикаций по теме показывает, что для многих участников дискуссии украинский вопрос напрямую связан с такими ключевыми для православной экклезиологии понятиями, как апостольское преемство, икономия и ее границы, устроение Православной Церкви на вселенском уровне, соборность и первенство. Обоснованная тревога за сохранение неповрежденного апостольского преемства в Церкви в связи с принятием Синодом Константинопольского Патриархата в евхаристическое общение лиц, не имеющих законной хиротонии, наблюдается в трудах целого ряда авторов, в том числе пишущих на греческом языке. Ключевые тезисы, которые приводятся Константинопольским Патриархатом в обоснование их действий на Украине, уже были подробно рассмотрены Синодальной библейско-богословской комиссией в комментарии к опубликованному Константинопольской Патриархией письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 20 февраля 2019 года. Имея в виду продолжающееся обсуждение украинского церковного вопроса в среде епископата, духовенства и мирян некоторых Поместных Православных Церквей, Секретариат Комиссии публикует свои комментарии к наиболее важным темам дискуссии. 1. Проблема апостольского преемства у раскольнических «иерархов» Большая часть «хиротоний» епископата «Православной церкви Украины» ведет свое начало от бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета Денисенко, который 27 мая 1992 года был запрещен в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви, а 11 июня 1992 года

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/komm...

Н.И. Полетаев Глава II. История Псковской Иерархии История княжества Псковского, ч. I-IV, Киев, 1831 г. Процесс ее составления и печатания. П. П. Румянцев, Б. Г. Анастасевич и другие. – Летопись древнего Славяно-Русского княжеского города Изборска, Спб., 1825 г. – Анализ «Истории» псковокой иерархии. – Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Светогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских, Дерпт, 1821 г. – Описание Псковско-Печерского первоклассного монастыря, Дерпт, 1821 г. 217 – Описание Иоанно-Предтечева псковского монастыря, Дерпт, 1821 г. – Описание Святогорского Успенского монастыря, Дерпт, 1821 г. Научное значение «Истории» псковской иерархии. «В исследованиях древней Российской истории и отличной пользы от того ожидаю, что толь знаменитый ученостию муж ныне псковскою епархиею управляет. Вероятно, что богатое под спудом там хранится сокровище и предопределено, может быть, было судьбами к обработанию тому, кто более других к сему способен... Питаю надежду, что мы пребыванию вашему во Пскове наконец обязаны будем появлением ученой летописи сего для истории нашей любопытного края.» С такими, полными веры в ученые силы своего преосвящ. друга, словами гр. H. П. Румянцев обратился к Евгению в мартовском (24 ч.) и октябрьском (21 ч.) письмах 1817 и 1818 г., спустя уже много времени по приезде последнего на псковскую архиепископию (Переписка, стр. 5, 13 и 14). Но любознательный Евгений давно уже шел на встречу этому ожиданию и этой розовой надежде ученого канцлера. «С самого приезда моего во Псков, сообщал он Румянцеву 9 апр. 1817 г. в ответ на первое его письмо, я занялся собиранием монастырских грамот и других известий, сверх собранных уже из печатных летописей и надписей и изданных» в 4-х частях (в шести?) с 1790 по 1794 г. (1795?) Н. Ильинским, под названием: «Историческое описание т. Пскова и его древних пригородов». 218 Но доселе не отыскал я еще ни одной грамоты старее времен царя Ивана Васильевича и отца его Василья Ивановича, да и сии грамоты касаются только до вотчин монастырских и неподсудности мирским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Начало Христианства на Руси Предки наши, славяне, были язычниками и поклонялись идолам; они приносили идолам в жертву не только животных, но даже и людей по жребию. Но так как великий князь Киевский Владимир был человек весьма мудрый, то он вскоре понял, что идолы, сделанные руками человеческими, не могут быть настоящими богами и пожелал переменить свою веру. Для этого он послал в разные государства старцев Киевских, мудрых и опытных людей, посмотреть, как кто совершает свое богослужение. Через несколько времени возвратились посланные, которые побывали у магометан, у евреев, у католиков, а также и в Греции у православных христиан и одобрили греческую веру. Тогда, по совету бояр и старцев, Владимир решил принять греческую, т. е. православную христианскую веру. Но просить об этом греков он считал для себя унизительным и решил лучше завоевать Грецию и тогда уже креститься. Для этого в 988 году Владимир пошел с войском на Греческий город Херсон. Херсонцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им: «если не сдадитесь, то три года простою здесь»; но они не послушались. Тогда Владимир, устроив свое войско, велел делать насыпи вокруг города; но херсонцы, подкопав городскую стену, уносили насыпаемую землю к себе в город. В это время один Херсонский житель, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, а на стреле было написано: «на восток от тебя колодезь; из него вода по трубе идет в город: откопай колодезь и перейми воду». Владимир тотчас велел копать и, точно воду переняли у граждан; тогда греки изнемогли от жажды и сдались. Владимир пошёл в город с дружиною и послал к греческим императорам, Василию и Константину, с такими словами: «вот я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра девица; если вы не отдадите ее за меня, то и столице вашей будет от меня тоже, что и Херсону». Оба царя, услыхав это; сильно огорчились и отвечали: «неприлично христианам выдавать своих сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, а вместе с нею царство небесное и с нами будешь единоверный; если же не хочешь креститься, то мы не можем выдать за тебя сестру». Владимир отвечал послам: «скажите царям, что я готов креститься потому что прежде испытал ваш закон и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, обрадовались и послали сестру свою, именем Анну, которую насилу уговорили идти: она села на корабль, простилась с родными и с плачем поплыла через море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Русское государство 1 в первые века своего существования (IX, X, XI вв.) входило в сношения почти со всеми окружающими его государствами и народами: на севере – с финскими племенами и скандинавами, на северо-западе и западе – с литовцами, балтийскими славянами, поляками, чехами и венграми, на юге – с болгарами и Византийской империей, на юго-востоке с находившимися здесь степными-кочевыми народами – торками, печенегами и хазарами. Торговые интересы были главной причиной сношений северной России, преимущественно Новгорода, с балтийским славянами и Скандинавией, а южной России с Византийской империей; с последнею киевские великие князья Олег, Игорь и Святослав в 907, 911, 944 и 971 годах заключили особые договоры, сохранившиеся в русских переводах в наших летописях и имевшие в виду упорядочение различных вопросов торговли Русских с греками. – Брачные союзы также соединяли русских князей с иноземными государями в X–XII вв.: женою великого князя Ярослава была дочь шведского короля Олафа I, старшая дочь его была за норвежским королем Гаральдом, младшая Анастасия за венгерским королем Андреем, вторая Анна за французским королем Генрихом I, а сестра за польским королем Казимиром (XI в.). Дочь английского короля Гаральда выдана была датским королем за внука великого Князя Ярослава-великого князя Владимира Мономаха (XII в.). Великий князь Владимир киевский был женат на сестре византийских императоров (Х в.), а дочь кн. Мстислава и Христины была за наследником Византийского престола Алексеем Комниным. Наши летописи говорят еще, что за великим князем Изяславом была дочь польского короля Гертруда, а за великим князем Всеволодом – греческая царевна (XI в.). – При своих спорах русские князья обращаются за помощью к иноземным государям и, в случае неблагоприятных обстоятельств, находят у них убежище. Так князь Новгородский Владимир Святославич, спасаясь от преследований вел. князя Ярополка, уходит за море, к варягам (X в.); вел. кн. Святополк Окаянный от князя новгородского Ярослава бежал к тестю своему Болеславу, королю польскому (XI в.); вед. князь Изяслав (ум. 1077 г.) получает помощь от польского короля Болеслава Смелого и с нею занимает Киев; князь Волынский Ярослав приглашает к себе на помощь поляков, венгров и чехов (XII в.); великий князь Мстислав (ум. в 1182 г.) отправляет полоцких князей в изгнание в Грецию; вел. князю Изяславу Мстиславичу (ум. в 1154 г.) в его борьбе с князем ростовским Юрием постоянно помогал венгерский король Геза II, женатый на сестре его. Точно также и иностранные государи иногда находили убежище себе в России; как напр. Олаф норвежский у вел. кн. Владимира и Ярослава, или у последнего дети английского и венгерского королей. – Вероятно, еще более частые сношения были у русских князей c кочевыми народами, окружавшими Русское государство и постоянно нападавших на окраинные земли его; по крайней мере, вел. князь Владимир Мономах говорит, что он один заключил около 19 мирных договоров с половцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ. – К столетию со дня рождения – 1873 – 1973 Г.Г. Блаженнейший Митрополит Анастасий – второй Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, после Блаженнейшего Митрополита Антония, в мире Александр Алексеевич Грибановский, родился 6 августа 1873 года, в самый день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), а потом отец были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною. По окончании Тамбовского Духовного Училища, а потом Духовной Семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую Духовную Академию, ректором которой был в то время архимандрит Антоний (Храповицкий) , впоследствии митрополит Киевский и Галицкий и затем в изгнании – председатель архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. Инспектором Академии был сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский) , а потом – архимандрит Сергий (Страгородский) , впоследствии митрополит Нижегородский, во время Второй Мировой Войны ставший патриархом Московским. Почти через год по окончании курса Духовной Академии, в апреле 1898 года, Александр Алексеевич Грибановский был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита , празднуемого Святой Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) он был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался два года. В 1900 году иеромонах Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной Семинарии, близ Троице-Сергиевой лавры, а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира, был переведен на должность Ректора Московской Духовной Семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010