Архив Пн В день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение 20 ноября 2016 г. 16:44 20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет. Богослужение возглавили:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Предстоятелям сослужили: главы делегаций Поместных Православных Церквей митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольская Православная Церковь ); митрополит Тырговиштский Нифон ( Румынская Православная Церковь ); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Димитриадский Игнатий ( Элладская Православная Церковь ); постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви   Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;

http://patriarchia.ru/db/text/4691307.ht...

Брянск. Вознесенский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Белопесоцкий Предтечев мужской монастырь в Зарецкой слободе был основан в XVI в. В начале XVIII в. обращён в Воскресенский женский, затем в Вознесенский женский. Упразднён в 1766 г. «В приход польского короля под Брянск тот Петровский монастырь разорен был, и после того разорения того же Петровского монастыря старец Антоний самовольством своим против того Петровского монастыря за рекой Десною на луговой стороне, на монастырской их земле и в угодьях, построил вновь Предтечев монастырь», — читаем в «Истории Орловской епархии и описании церк­вей, приходов и монастырей», изданной в 1899 году в Орле. Возник монастырь в XVI веке. Название Белопесоцкий получил от местнос­ти. Находился на белом песчаном берегу. Предтеченский — по имени храма, построенного в середине XVII века в честь Иоанна Предтечи. Монастырь расстраивался с годами, обзаводился землей. Появились мельни­ца, рыбные и бобровые гоны на реке Снежети. В 1683 году Белопесоцкая обитель была передана в подчинение Брянско­му Петро-Павловскому монастырю. В самом начале восемнадцатого столетия здесь, как отмечено в первом томе «Трудов Киевской духовной академии», была построена Вознесенская церковь с приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Монастырь назывался по-разному: Предтечевым, Зарецким, Песоцким, Вознесенским. Просуществовала обитель недолго. Краток был и ее расцвет. Церковь же еще долго украшала это место. «...С Петровской горы виднелась Зарецкая церковь со своею шатровой колокольней, огненный разноцветный ко­нус, который красиво отражался на глади Десны», — писала газета «Брянский вестник» в конце XIX века. По материалам: http://www.puteshestvie32.ru/content/belopesockiy На месте настоящей зарецкой Предтеченской церкви в старину был Песоцкий (на песках) мужской монастырь. Когда он был основан — в точности неизвестно. Достоверно известно только то, что он был еще до литовского нашествия, т.е. до 1356 года. По крайней мере Иннокентий, архимандрит Киево-Печерского монастыря, подавая челобитную на имя царей Петра и Иоанна Алексеевичей (в 1684 г.), говорит:»тот-де монастырь (Песоцкий) исстари, до литовского разорения, построен по указу благоверной царицы Анастасии Романовны».

http://sobory.ru/article/?object=55734

Волговерховье. Ольгинский монастырь. Карта и ближайшие объекты 28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX - начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе. Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=05504

«Воля Божия, еже есть речено нам на спасение: кланятися Святей Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу, и Кресту Честному и Святому Воскресению Тридневному, и Матерь Божию славити, яко Тою бысть спасение всему миру, – и всем силам небесным, и всем святителем покланятися и целовати любезно» («Златая Цепь» – 3, 24). «Похвалим же... нашего учителя и наставника, великого кагана нашея земли, Владимира... иже... заповеда по всей земли своей креститеся во имя Отца и Сына и Святого Духа... и всем быти крестьяном» (Свт. Иларион Киевский – 1, 69–71) Русская церковная литература – переводная и оригинальная – появилась со времени Крещения Руси и оказала большое содействие утверждению христианства среди наших предков. С первых же дней бытия Русской Православной Церкви важное место в ее духовной жизни заняли творения святых отцов: Иоанна Златоуста , Василия Великого , Афанасия Великого , Кирилла Иерусалимского , игумена Синайского Анастасия и других (см. 3). Но уже в XI в. создаются оригинальные произведения русских церковных писателей: «О Законе и Благодати» св. митрополита Киевского Илариона, «Поучение к братии» архиепископа Новгородского Луки и поучения игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. В 12-м столетии русская церковная литература обогатилась красноречивыми словами св. Кирилла, епископа Туровского , и других. Нельзя не упомянуть еще два известнейших памятника: «Поучение» Владимира Мономаха и «Послание» Благовещенского иерея Сильвестра. Первое было написано, видимо, в конце жизни князя – «седя на санях» (т. е. в ожидании близкой кончины: мертвых тогда возили в церковь только на санях). За его плечами был богатый опыт, и князь многое мог рассказать своим потомкам и многому их научить (см. 3, 134–140). Второе – «Послание» иерея Сильвестра представляет собой ряд наставлений отца к сыну, начинающихся обращением: «Милое мое чадо, дорогое! Послушай отца своего наказание» (см. 3, 140–149). «Этими двумя памятниками, – пишет профессор А.И. Пономарев, – ярко обозначаются начальный (XI в.) и конечный (XVI в.) пункты того христианского религиозно-нравственного и общественно-бытового развития Древней Руси, над которым трудилась главным образом наша церковно-учительская письменность» (3, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

До революции русские заграничные церкви находились в подчинении митрополита С.-Петербургского и Ладожского. В 1907 г. в его епархии учреждено было кронштадтское викариатство, для ближайшего заведывания заграничными церквами. С 1907 г. по 1911 г. епископом кронштадтским был Владимир (Путята), пребывавший в Риме. В 1911 г. он был назначен епископом омским и семипалатинским, позднее пензенским. Он был после революции уволен и судим за безнравственность Высшей Церковной Властью во время Всероссийского Собора 1917–18 годов, о чем мне рассказывали митрополиты Антоний и Анастасий. С конца 1917 г. многие епархии юга России и Сибири, в пределах которых велась добровольцами борьба с коммунистической властью, оказались оторванными от патриарха Тихона и управлялись самостоятельно местными архипастырями. Высшая церковная власть, тогда еще действовавшая в узаконенном Собором составе, издала указ от 7/20 ноября 1920 г. Им устанавливалось, что архиереи епархий, оказавшихся вне общения с высшей церковной властью, обязаны вступать в соединение с архиереями соседних епархий. Создание такого объединения вменялось в обязанность старейшему архиерею. Замечательный указ этот, изданный высшей церковной властью, пока она не пленена была еще богоборцами большевиками, назван приснопамятным митрополитом харбинским Мелетием «Новым каноном Русской Церкви». Такой указ дал возможность позднее создаться на строго канонических основаниях Русской Зарубежной Церкви. Зарубежная Русская Церковь оказывалась единственно свободной частью Русской Церкви, имевшей каноническую основу, могущей полноправно выступать от имени ее и законно управлять все разраставшимися епархиями. Указ этот узаконил и созданное Южно-Русским Собором, заседавшем в мае 1919 г. в Ставрополе, Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России. Временно самостоятельно управлялись епархии в Сибири и на Дальнем Востоке, не установившие еще связи со Ставрополем. Когда Добровольческая Армия вынуждена была покинуть родную землю, вывезя большое число гражданского населения, Высшее Церковное Управление продолжало свою деятельность сначала в Константинополе, а с 1921 г. в Югославии, получив на то разрешение сербского патриарха Димитрия. Возглавлялось оно первым – по количеству поданных голосов – кандидатом в патриархи, митрополитом киевским и галицким Антонием, избранным потом Московским Собором членом Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 01.03.2019 919 Время на чтение 7 минут От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным. 1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года. В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Святые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников. В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноническому Православию нанесена тяжелая рана Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с посланиями в связи с состоявшимся в Киеве «объединительным» псевдособором 20.12.2018 817 Время на чтение 7 минут Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с посланиями в связи с состоявшимся в Киеве «объединительным» псевдособором, сообщает Патриархия.ru. Каноническому Православию на Украине и во всем мире нанесена тяжелая рана, констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в посланиях Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Послания были направлены Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому Феодору II, Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну X, Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу III, Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, Святейшему Патриарху Сербскому Иринею, Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу, Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту, Блаженнейшему Архиепископу Кипрскому Хризостому II, Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму II, Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании Анастасию, Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве, Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу, Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону. Святейший Патриарх Кирилл известил их о том, что 15 декабря сего года в Киеве при непосредственном участии и под прямым покровительством государственных властей Украины состоялось собрание «иерархов», «духовенства» и мирян двух украинских раскольнических групп. Участники этого незаконного сборища, заседавшие в историческом храме Софии Киевской, самопровозгласили себя «Объединительным собором». В действительности так называемое объединение заключалось в слиянии друг с другом двух схизматических организаций, из которых была образована одна. В «соборе» участвовали лжеепископы раскольнического «Киевского Патриархата» и другой неканонической структуры – «Украинской автокефальной православной церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/20/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти «Предводителя Боговенчанного полка»… Заметки Вячеслава Сальникова с «круглого стола», посвященного столетию мученической смерти митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) 10.02.2018 692 Время на чтение 6 минут 7 февраля в Институте стран СНГ прошел «круглый стол» памяти убитого сто лет назад в лихую годину революционных потрясений митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Участниками мероприятия были сотрудники Института, религиозные и общественные деятели. С основным докладом выступил заведующий отделом Института по взаимодействию с Русской Православной Церковью Кирилл Фролов, отметив не только недюжинный миссионерский талант архиерея, эффективно проповедовавшего среди рабочих, но и его исповедническую стойкость в вопросах веры и церковных канонов. Как и все русские святые, митрополит Владимир считал Киев святыней русского народа, обличал «ересь украинс тва» и идею «автокефалии Украинской Православной Церкви» как раскольническую, вызывая тем самым ненависть, как большевиков, так и «мазепинцев». Что во многом стало причиной его мученической смерти 7 февраля 1918 г… Стойкость митрополита Владимира, которого митр. Анастасий (Грибановский) назвал «предводителем боговенчанного полка новых страстотерпцев, ставшего «путем для других» - страданиями и кровью подтвердивших свое свидетельство за веру», является примером и сегодня, когда на Украине идет новая волна гонений на Церковь, которую осуществляют нынешняя киевская власть, подконтрольный ей раскольничий «киевский патриархат» и злостные враги православия в лице униатов и укронацистов. Идут захваты и поджоги православных храмов, усиливаются террор и клевета в отношении верных каноническому Православию и Русскому Миру священнослужителей. В связи с этим крайне актуально звучат слова погибшего за веру митрополита Владимира: «К общему бедствию по всей земле русской присоединяется еще и наше местное, увеличивающее немало душевную скорбь... Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/10/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: Молебны на начало информационного Нового года концептуальны и глубоки по своему смыслу На Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года 15.09.2012 703 Время на чтение 4 минуты Вчера, 14 сентября, в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года. Богослужение совершил настоятель подворья протоиерей Геннадий Беловолов . В молебне приняли участие сотрудники информационно-аналитической службы «Русская народная линия» во главе с главным редактором Анатолием Дмитриевичем Степановым. По окончанию молебна отец Геннадий обратился к богомольцам с пастырским словом: Новой традицией в информационном медиа-пространстве стало празднование информационного Нового года не по гражданскому, а по церковному календарю - 1 сентября по старому стилю. Нужно ли такое празднование, что оно в себе несет, какая новость содержится в самом этом празднике? Думаю, что молебны на начало информационного года являются воцерковлением самого медиа-пространства. Церковь задумана и основана Господом таким образом, чтобы освящать все и вся. Если мы откроем старинный требник, то увидим, что там есть молитвы на освящение гумна, колодца, сеяния. То есть освящались все области жизни и деятельности человека. В наше время структура жизни и деятельности человека существенно меняется, и люди сейчас больше пребывают не на сельском поле, но на медиа-поле. И это поле тоже по смыслу бытия Церкви должно быть освящено, воцерковлено. Я думаю, эти молебны концептуальны, глубоки по своему смыслу. Они воцерковляют нашу духовную пищу, освящают новости, чтобы они были душеполезны, чтобы они стали хлебом насущным, пшеницей, а не плевелами. Мы молимся о том, чтобы Господь послал нам добрые вести в грядущем году, молимся о том, чтобы эти вести были спасительны для нашей души, а если Господь посетит нас скорбями, и мы услышим печальные известия, чтобы мы их пережили духовно и смогли бы прозреть даже в скорбях действие промысла Божия. Чтобы они для нас были поводом не к отчаянию и упадку, но к покаянию и духовному возрождению. Поэтому мы совершили молебен на церковное новолетие и информационный Новый год перед иконами Матери Божией «Августовская» и «Виленская-Остробрамская», святителя Феофана Затворника, а также преподобной Анастасии Киевской.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором» К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой) 08.04.2024 13 Время на чтение 3 минуты Почему-то в последние десятилетия православным народом стали особенно усердно почитаться святые женщины. Посмотрите, самые большие очереди в Москве к мощам блаженной Матроны Московской, а в Санкт-Петербурге – к часовне блаженной Ксении. Во многих краях и областях прославляются свои местные подвижницы: в Рязанской земле - блаженная Любушка Рязанская и Матрона Анемнясевская, в Тульской земле - блаженная Евфросиния Колюпановская. Многие подвижницы почитаются ещё будучи не канонизированными: в Киеве - преп.Алипия Киевская, в Тверской земле - блаженная Любушка, в Смоленской - блаженная Макария Темкинская, в Волгограде – Марфа Царицынская, во Владикавказе - блаженная Анастасия. Не берусь сейчас объяснять это явление. Хочу только сказать, что даже на Дальнем Востоке из всего сонма новомучеников Российских особенно почитается св.мученица Параскева. Параскева Степановна Кочнева (1893-1939) была простой русской женщиной, по происхождению - казачка. Глубоко верующая, она несла послушание сторожа в храме, состояла членом церковной 20-ки. Когда в 1930-е гг. началась кампания безбожной власти по закрытию и разрушению храмов, Параскева безстрашно встала на защиту своего приходского храма св.Александра Невского в городе Миасс: собирала подписи, ездила в Москву, обивала пороги ВЦИКа, добивалась встреч с высокопоставленными людьми. Власть ответила ей своим любимым аргументом: арест, неправый суд, ссылка на Дальний Восток, где она и погибла в Бамлаге на станции Известковая 8 апреля 1939 года ( подробнее ). Сегодня исполняется 85 лет ее мученического подвига. Священников тогда арестовывали по «профессиональной» принадлежности как служителей культа. Отвертеться у них не было шанса (расстреливали даже отрекшихся!). Мирян пытались отговорить. Но Параскева не пошла на компромисс и осталась верной Христу и Его Церкви. Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором. Тем более велик её подвиг!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/st...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010