Максима и его учеников, согласно императорскому указу, разлучили друг от друга и заключили в разные крепости 87 , которые находились по грузинской редакции Жития, в Абхазии, Сванетии и на границе Осетии. Абхазия, входящая в состав нынешнего Сухумского округа, – Авазгия византийских писателей, где христианство проповедано было, по преданию, апостолами Андреем первозванным и Симоном Кананитом. Сюда, в Абхазию, сослан был при императоре Диоклитиане св. Орентий с шестью братьями, из коих Лонгин погребен в том же самом Питиуме или Пицунде 88 , куда впоследствии заточен был и св. Иоанн Златоуст 89 . Фактическое утверждение христианства в Абхазии относится ко времени императ. Юстиниана Великого , построившего для Авазгов знаменитый Пицундский храм 90 и командировавшего в Абхазию, по свидетельству Прокопия, придворного евнуха Евфрата, родом авазга, для обращения в христианство его соотечественников 91 . Во второй половине VII века, по сообщению Анастасия апокрисиария, в Авазгии (равно в Лазике и Апсилии) христианство утверждал некий монах из Иерусалима, по имени Стефан, сын кимилиарха храма Воскресения, Иоанна пресвитера, умерший 1 Января 8 индиктиона, т. е. 665 года 92 . По свидетельству Прокопия, Авазги, владения которых простирались до Кавказских гор, жили на другом конце серпообразного изгиба Черного моря, за Апсилиями 93 , у берега моря 94 . К северо-востоку от них, в самых Кавказских горах, обитало племя Врухов или Брухов (Βροχοι), отделявшее их от Аланов 95 , а к северо-западу жили Ζκχοι 96 , так что, согласно этому, а равно и описанию царевича Вахуштия 97 , Абхазия простиралась от моря до Кавказских гор, от реки Кодори, отделявшей ее от Апсилии, до реки Каппети (нынешняя Бзыбь), за которой находилась Зикхийская митрополия. В политическом отношении, по свидетельству того же Прокопия, Авазги были подвластны Лазам, но постоянно имели своих двух князей, из которых один управлял западною частью страны, а другой восточною 98 . Пресвитера Анастасия заключили, по грузинской редакции Жития, „в крепости Абхазской, по имени Котори“, по греческой – „Σκοτριον, πλησον τς Αβασγας“ 101 , по письму самого Анастасия – „in castro Scotoni dicto Apsiliae, quae est prope Abosgoiam“ 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Относительно Льва III Романидис обращает внимание на отчёт о его беседе с апокрисиариями Карла Великого, составленным одним из них – Смарагдусом. Из слов Льва III он выводит его, хотя и дипломатически выраженное, но категорическое отвержение Filioque как вероучения. В частности, автор ссылается на «утверждение папы, что Второй Вселенский Собор и другие соборы не включили Filioque в Символ веры не по небрежности или невежеству, а нарочно, по божественному вдохновению» 90 . Эту же позицию, по всей вероятности, разделял папа Николай I, секретарём которого был Анастасий. Однако Анастасий не учёл, пишет Романидис, что критика восточных римлян была направлена против франкского богословия, которое не соответствовало разъяснению святого Максима, и не следовало богословию западных римлян. Вероятно, позднее Анастасий это осознал: как советник Uoahha VIII , он участвовал в подготовке Собора 879 года и поддерживал точку зрения святого Фотия. В конце деяний этого Собора помещается письмо папы Uoahha VIII святому Фотию (автор отвергает отнесение этого письма к XIV веку), в котором Filioque также осуждается как нечто чуждое римской Церкви. Автор отвергает мнение, согласно которому, начиная с Адриана I и Льва III, папы противостояли Filioque как добавке, но не как вероучению. Он основывает свою точку зрения на письме святого Фотия и на упомянутом письме папы Иоанна. Однако, указывает он, папы не могли открыто осудить Filioque как ересь из-за военной оккупации франков. Наконец, автор отмечает, что после захвата Запада франки стали развивать церковную политику для использования папства в геополитических целях. При этом западные франки действовали достаточно неуверенно и были скорее терпимы в вопросе о Filioque. Активно же действовали восточно-германские франки (в вопросе о Filioque – «фанатически-нетерпимые»). Когда они захватили папский престол, Filioque был введено в Риме (в 1009 году, и окончательно в 1014 году). Разграничение между римским и франкским папством стало явно на Флорентийском Соборе: франкские папы отвергли предложенное им восточными римлянами толкование Filioque в форме, данной святым Максимом Исповедником , как им неизвестное, ложное и обидное 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Максим в заключение своего рассказа, говорю это и теперь. В вашей власти осудить меня за это, или оправдать. – Но говоря так, ты произвел разделение в Церкви», воскликнул при сем один из предстоящих. Преп. Максим отвечал: «если тот, кто говорит на точном основании слова Божия и св. Отцов, разделяет Церковь : то что сказать о людях, которые совершенно ниспровергают догматы и правила святых, без которых не может существовать самая Церковь »? Такой смелый ответ в высшей степени не понравился судьям, привыкшим к лицемерию и лести. «Скажите экзарху», неистово закричал вышедший из себя председатель суда: «неужели он и после сего оставит в живых этого человека» 135 ? Когда преп. Максима вывели из собрания судей, введен был туда ученик его Анастасий. Судьи, не делая ему никаких допросов, прямо заставляли его подтвердить ту клевету на св. Исповедника, будто он в Африке и Риме жестоко обращался с Пирром. Св. Анастасий скромно, но мужественно отвечал, что никто с таким почтением не обращался с Пирром, как его учитель. За такое прямодушие его тотчас подвергли жестоким ударам, и потом полумертвого вынесли из палаты судей и отправили вместе с преп. Максимом в прежнюю темницу 136 . При допросе был и другой ученик Преподобного, по имени Анастасий же, бывший некогда апокрисиарием папы при Константинопольской Церкви, который и описал обстоятельно, как очевидец, весь порядок судопроизводства над св. Максимом и последние дни его жизни. О себе он, из скромности, почти ничего не говорит. После описанного допроса судьи ясно увидели, что вымышленными обвинениями, угрозами и суровым обращением нельзя поколебать твердость св. Исповедника и заставить его отказаться от Православия, потому решились испытать, не подействуют ли на него кроткие меры убеждения и ласковое обращение. В тот же день вечером пришли к преп. Максиму в темницу Троил Патриций и Сергий Евкрат, начальник царской трапезы. Заставив сесть преп. Максима, они дружелюбно спросили его: «скажи нам, авва, каким образом убедил ты Пирра отказаться от его собственного догмата и принять твой догмат».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Такой Собор действительно был в конце 649 года и известен под именем Латеранского. На нем присутствовали 105 Епископов; с ними был и мудрейший Максим, замечает жизнеописатель его 115 . На этом Соборе православное учение о двух волях и действованиях в Иисусе Христе утверждено, а Монофелитская ересь и её поборники – Феодор Фаранский, Сергий Константинопольский, Кир Александрийский, Пирр и Павел Константинопольские, также эктезис Ираклия и типос Константа преданы проклятию 116 . Деяния Собора вместе с окружным посланием от лица св. Мартина и Собора немедленно разосланы во все страны Христианского мира, между прочим и в Константинополь к императору Константу, которого св. Мартин просил немедленно низложить Патриарха Павла, как нечестивого еретика 117 . Император Констант, узнав об определениях Латеранского Собора, пришел в сильное негодование. Монофелиты постарались усилить это негодование, представив императору, что Мартин был соучастником в замыслах Олимпия, экзарха Равеннского, в то время возмутившегося против империи, а Максим возбуждал к восстанию Григория, префекта Африки, около этого же времени отложившегося от Императора. Поэтому Констант дал повеление новому экзарху Равеннскому Феодору Каллиопе немедленно схватить Мартина и Максима и представить в Константинополь. Каллиопа исполнил повеление Императора. 17 Июня 653 года св. Мартин был взят под стражу и отправлен в Константинополь, куда прибыл уже 17 Сентября 654. Претерпев на пути самые тяжкие скорби, а в столице еще тягчайшие страдания, обвиненный в оскорблении Величества и в измене отечеству, св. Мартин сослан был в Херсон, где и скончался 16 Сентября 655 года, замученный голодом 118 . В одно время с Мартином взят был и преп. Максим с двумя учениками своими, Анастасием монахом и Анастасием, бывшим апокрисиарием Римской Церкви при Константинопольском Патриархе; но в Константинополь они прибыли уже в 655 году. Отселе начинаются дивные подвиги исповедничества преп. Максима, подробно описанные учеником его Анастасием.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Славившаяся подвижничеством и любовью к богословию братия монастыря скоро сделала св. Максима настоятелем или аввою, каковым он оставался всю жизнь. Но подвижническое уединение св. Максима прервано было монофелитским движением: в постоянной и напряженной борьбе с этою ересью протекла вся дальнейшая жизнь святого. Вместе с иерусалимским патриархом Софронием, учеником своим Анастасием и папою римским Мартином Максим является оплотом православия и главным борцом против монофелитства [a]. Своими многочисленными писаниями, рассылавшимися по всем странам, - а также личным влиянием на Софрония, африканских епископов и особенно на Мартина, - св. Максим мужественно отстоял православно-церковное учение о лице Спасителя. В этом главное значение Максима в церковной истории. Его заслуга увеличивается тем, что сторону монофелитов держал византийский двор, в лице императоров Ираклия и Констанса, - и константинопольский патриархат, в лице Сергия, Пирра и Петра . В июле 645-го года мы находим св. Максима в проконсульской (северной) Африке, где он, вероятно, в Карфагене, в присутствии наместника Григория (или Георгия), ведет победоносный спор с константинопольским экс-патриархом Пирром, письменно, - но, как оказалось потом, притворно, - отрекшимся от монофелитства. По непосредственному влиянию св. Максима африканские епископы составляют потом соборные осуждения ереси. В 649-м году св. Максим принимает деятельное, хотя и не официальное (как простой монах) участие на Латеранском соборе в Риме: по его внушению папа Мартин собрал этот собор и анафематствовал на нем как императорские эдикты - Экфесис Ираклия (638 г.) и Типос Констанса (648 г.) изданные с целью ввести монофелитское лжеучение, - так и вообще все монофелитство и его приверженцев. Арестованный в Риме вместе с двумя своими учениками - Анастасием монахом и Анастасием пресвитером и апокрисиарием св. Максим и его ученики подверглись в Константинополе продолжительному суду, кончившемуся (19 мая 655-го года) ссылкою старца (Максиму тогда было 75 лет) в Бизию, крепость во Фракии (?), а его ученика Анастасия в Перберис, отдаленнейшую местность империи (св. Мартин был сослан ранее, в 654-м году, в Херсон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аминь. Примечание или воспоминание 1692 для тех, кои по желанию и рвению божественному пожелают прочитать, – кратко излагающее то, что немногим известно, именно: вместе с подвигами страдания, сколько ссылок и в каких местах и какое время претерпели мученичество, – день отшествия и представления к Богу верою святых и богоносных отцев наших и учителей, новых истинно-мучеников и великих учителей, особенно того, кто приложенное здесь письмо написал перстом Божиим, так как день (смерти) тех, кои ранее его погребены, то есть Максима и его ученика Анастасия он сам указал, как сообщено (выше, в письме его), а о нем самом и его родных братьях – Феодор и Евпрепии – никто, – сверх того и о дне смерти Мартина, святейшего 1693 и верховного апостольского папы и мученика, который возвышается над всяким, находящимся под солнцем, священным саном 1694 , – и некоторых других, о коих настоящее письмо (не) 1695 делает упоминания, и никакое другое, как думаю, писание или человеке. I. Тем, кои прочтут эти экземпляры настоящего 1696 святого письма того святого (Анастасия), повинуясь Богу 1697 , испытующему утробы и сердца ( Псал.7:10 ), надлежит иметь самую твердую веру, так как в нем (письме,) – Бог свидетель истины, – из самого письма, которое собственною его рукою, а вернее сказать – ради чудесного знамения – перстом Божиим написано, то есть (письмо) святого отца и учителя нашего господина аввы Анастасия, пресвитера и апокрисиария старейшего и славнейшего города Рима, много подвизавшегося великого и нового истинного мученика (свидетеля) истины, – переписано то, что написано им, после того как он, как сказано, пострадал в Византии вместе с сподвижником своим и истинно философом, даже богомудрым и великим сомучеником Христа истинного Бога и Спасителя нашего Максимом, – то есть, когда извнутри были отрезаны бесценные и святые, поистине богодвижные языки и руки их, с бичеванием и истязаниями жесточайшими, вследствие коих они претерпели кровоизлияние и публичный позор по всему городу (проведенные), чему никогда не подвергался даже ни один настоящий злодей.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Когда святой изложил это и многое другое, пришедшие похвалили его мудрость и не нашли, что возразить ему. Сергий же сказал: — Один ты огорчаешь всех, — именно тем, что из-за тебя многие не хотят иметь общения со здешнею Церковью. Преподобный Максим возразил: — Но кто может утверждать, что я кому-нибудь повелевал не иметь общения с Византийскою церковью? На это Сергий отвечал: — То самое, что ты не сообщаешься с этою церковью, сильнее всего отвращает многих от общения с нею. Человек Божий сказал на это: — Нет ничего тягостнее и печальнее того состояния, когда совесть в чем-либо обличает нас, и нет ничего дороже спокойствия и одобрения совести. Затем Троил, обращая внимание на то, что «типос» царя Константа анафематствован по всему Западу, сказал святому: — Хорошо ли, что толкование благочестивого государя нашего так бесславится? Святой ответил: — Да простит Бог тем, которые внушили императору и допустили его издать этот указ! Троил спросил: — Кто же внушил и кто допустил? Святой ответил: — Предстоятели Церкви научили, а сановники допустили, и, таким образом, позор соблазна падает на неповинного и чуждого всякой ереси царя. Однако посоветуйте государю сделать то же, что сделал некогда блаженной памяти дед его Ираклий. Когда он узнал, что многие отцы на Западе не принимают «изложения» веры, а равно обличают и осуждают заключающуюся там ересь, — очистил себя от упрека в этом, разослав повсюду свои послания и утверждая в них, что «изложение» принадлежит не ему, а бывшему патриарху Сергию. Пусть сделает то же и ныне царствующий государь и тогда он будет освобожден от всякого упрека. Они долго молчали, качая головою, а затем сказали: — Неудобно и даже невозможно сделать все то, что ты советуешь, авва. Побеседовав еще достаточно о разных предметах, они простились и дружелюбно расстались. Чрез неделю после этого разговора, в следующую субботу, святого и обоих его учеников опять позвали в царскую палату к допросу. Прежде был введен более ранний ученик его Анастасий, а другой Анастасий, бывший апокрисиарий римской церкви, был поставлен вне палаты. Когда первый Анастасий был введен в залу, где сидели среди членов сената два патриарха: Фома, константинопольский патриарх, и какой-то другой, тотчас вошли и клеветники, возводившие на преподобного Максима ложные обвинения. Присутствующие заставляли Анастасия подтверждать клеветы, возводимые на его учителя. Но он дерзновенно изобличал ложь, мужественно возражая пред патриархами и сенатом. Когда же его спросили: анафематствовал ли он «типос», он ответил, что не только анафематствовал, но и составил против него книгу. Тогда сановники спросили:

http://isihazm.ru/1/?id=12

Воспоминанине 631 . Краткая история о том, что было сделано против блаженного Мартина, папы Римского, и святого Максима, и тех, кто был с ним 632 1 633 . Для тех, кто по влечению и рвению божественному пожелают прочитать кратко излагающее то, что не многим известно, а именно: вместе с подвигами страдания, сколько ссылок и в каких местах и какое время претерпели мученичество, день отшествия и преставления к Богу, верою святых и богоносных отцов наших и учителей, новых истинно мучеников и великих учителей, особенно того, кто приложенное здесь письмо написал перстом Божиим 634 , так как день [смерти тех], кто ранее его погребены, то есть Максима и его ученика Анастасия, он сам указал, как сообщено [выше в письме его], а о нем самом и его родных 635 братьях – Феодоре и Евпрепии – никто; сверх того, и о дне смерти Мартина святейшего и верховного апостольского папы и мученика, который возвышается над всяким, находящимся под солнцем священным саном, и некоторых других, о ком настоящее письмо [не] делает упоминания, и никакое другое, как думаю, писание или человек. 4 636 . Тем, кто будет читать эти списки предлежащего святого письма, того святого [Анастасия], повинуясь Богу, испытующему утробы и сердца ( Пс 7:10 ), надлежит иметь твердую веру в то, что в нем [письме] – Бог, свидетель истины; из самого письма, которое собственною его рукою, а вернее сказать, ради чудесного знамения перстом Божиим написано, то есть [письмо] святого отца и учителя нашего господина аввы Анастасия, пресвитера и апокрисиария старейшего и славнейшего города Рима, много подвизавшегося великого и нового истинного исповедника и мученика 637 истины, -переписано то, что написано им, после того, как он, как сказано, пострадал в Византии, вместе со сподвижником своим и истинно философом, даже богомудрым 638 и великим сомучеником даже более – Самого Христа истинного Бога и Спасителя нашего, Максимом, то есть когда изнутри были отрезаны честные и святые, поистине богодвижные языки и руки их, с бичеванием и истязаниями жесточайшими, с кровоизлиянием и публичным позорным вождением по всему городу, чему поистине никогда не подвергался ни один злодей 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

К источникам, позволяющим восстановить события после состоявшегося в К-поле суда над М. И. и его сподвижниками преподобными Анастасием Апокрисиарием и Анастасием К-польским, относятся «Письмо Анастасия Апокрисиария Феодосию Гангрскому» (CPG, N 7733; Allen, Neil. 2002. P. 132-147, 186-188), к-рое было написано в Лазике вскоре после кончины М. И., и приложение к письму - «Воспоминание» спорного автора (CPG, N 7958; Allen, Neil. 2002. Р. 148-171, 188-191). Лат. перевод письма прп. Анастасия, осуществленный Анастасием Библиотекарем, восполняет нек-рые лакуны, существующие в сохранившихся греч. рукописях ( Allen, Neil. 1999). В переводе на груз. язык сохранилась выполненная в 1028 г. прп. Евфимием Святогорцем выписка из письма прп. Анастасия ( Кекелидзе. 1918. С. 60-103). Также нек-рые сведения из письма содержатся в груз. синаксаре о М. И., переведенном с греческого языка прп. Георгием Святогорцем (Груз. церк. календарь. 2003. С. 174-175). М. И. и его сподвижники прибыли в «страну христолюбивых лазов» 8 июня 662 г., и их сразу разлучили ( Allen, Neil. 2002. Р. 134-135). Прп. Анастасия К-польского отправили в апсильскую крепость Скотори, 18 июля перевели в некую «сванскую крепость», по прибытии в к-рую он и скончался 22 или 24 июля (Ibid. P. 162-163). Прп. Анастасия Апокрисиария на протяжении 4 лет беспрестанно переводили с места на место, он скончался в крепости Тусуми (Θουσομης) 11 окт. 666 г. во время воскресного богослужения (Ibid. P. 134-141, 146-147, 154-155). М. И. ввиду нанесенных ему увечий не мог передвигаться ни верхом, ни на повозке, поэтому ему сплели из прутьев носилки и на них отнесли в крепость Схимари (Σχμαρις; у прп. Евфимия и прп. Георгия Святогорцев - Химари) ( Кекелидзе. 1912. 9. С. 35), которая находилась «неподалеку от страны аланов» ( Allen, Neil. 2002. Р. 134-137). По сообщению прп. Анастасия Апокрисиария, М. И. в Схимари получил откровение о дне своей скорой кончины (13 авг. 662 г., в 7-й день недели). Прп. Анастасий сообщает и о др. чуде, последовавшем вслед за кончиной М.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Но влияние св. Максима было так велико и православие в народе так сильно, что по прошествии некоторого времени (около 662 г.?) учитель и ученик опять вызываются в Константинополь на новые увещание и на последний суд. Кончилось тем, что Максиму и Анастасию, после бичевания, отрезают языки и правые руки. В таком искалеченном виде их проводят по всему Константинополю и отправляют на пожизненную ссылку в Лазику, на восточном берегу Черного моря. Здесь осужденных разделили: Анастасий был сослан в страну Авасгов, а Максим в Схимарис, отдаленную крепость Алапии. Пред смертью св. Максиму было откровение о дне ея: она последовала 13-го августа 662 или 663 года, на 82 году жизни его. Один из учеников – Анастасий монах умер в том же году несколько ранее, 24-го июня, на дороге в ссылку, – а другой Анастасий апокрисиарий – позднее, 11-го октября 666 года. Над могилою св. Максима в монастыре св. Арсение ночью являлись три чудесные светильника и были многочисленные чудеса исцелений. Гонитель св. Максима император Констант, преследуемый народною ненавистью за монофелитство и за св. Максима, погиб вдали от Константинополя насильственною смертью . А его сын Константин, боясь участи отца, не пошел его дорогою. Напротив, он был предан православию и в 680-м году созвал шестой вселенский собор, осудивший монофелитство и окончательно утвердивший двуволие и двуприродность во Христе. Не смотря на то, что жизнь св. Максима мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемическия, богословско-экзегетическия, нравственно-аскетическия, мистико-литургическия, частные письма и гимны. Первоначальные издание сачинений св. Максима Combefis’a Par. 1675 г. 2 тома и Oehler’a Anecdota graeaa 1857 – перепечатаны у Migne’я в Patrologia Graeca tt. 90–91, – Бенед. изд. схомий к Дионисию Ареопагиту 1755–1756 у Migne, t. 4. 15–432 и 527–576, – Computus ecclesiasticus ib. t. 19, 1217–1280, – Chronologia succinta изд. Bratke в Zeifschrift für Kirchengeschiechte 13 (1892–1893 г.) 382–384. Имеются еще неизданные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010