Скачать epub pdf Февраль Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1914. Т. 1. 2. С. 209–224 (1-я пагин.). (Продолжение.) —209— Примечание или воспоминание 327 для тех, кои по желанию и рвению божественному пожелают прочитать, – кратко излагающее то, что немногим известно, именно: вместе с подвигами страдания, сколько ссылок и в каких местах и какое время претерпели мученичество, – день отшествия и представления к Богу верою святых и богоносных отцев наших и учителей, новых истинно-мучеников и великих учителей, особенно того, кто приложенное здесь письмо написал перстом Божиим, так как день (смерти) тех, кои ранее его погребены, то есть Максима и его ученика Анастасия он сам указал, как сообщено (выше, в письме его), а о нем самом и его родных братьях – Феодор и Евпрепии – никто, – сверх того и о дне смерти Мартина, святейшего 328 и верховного апостольского папы и мученика, который возвышается над всяким, находящимся под солнцем, священным саном 329 , – и некоторых других, о коих настоящее письмо (не) 330 делает упоминания, и никакое другое, как думаю, писание или человеке. I. Тем, кои прочтут эти экземпляры настоящего 331 святого письма того святого (Анастасия), повинуясь Богу 332 , испытующему утробы и сердца ( Псал.7:10 ), надлежит иметь самую твердую веру, так как в нем (письме,) – Бог свидетель истины, – из самого письма, которое собственною его рукою, а вер- —210— нее сказать – ради чудесного знамения – перстом Божиим написано, то есть (письмо) святого отца и учителя нашего господина аввы Анастасия, пресвитера и апокрисиария старейшего и славнейшего города Рима, много подвизавшегося великого и нового истинного мученика (свидетеля) истины, – переписано то, что написано им, после того как он, как сказано, пострадал в Византии вместе с сподвижником своим и истинно философом, даже богомудрым и великим сомучеником Христа истинного Бога и Спасителя нашего Максимом, – то есть, когда извнутри были отрезаны бесценные и святые, поистине богодвижные языки и руки их, с бичеванием и истязаниями жесточайшими, вследствие коих они претерпели кровоизлияние и публичный позор по всему городу (проведенные), чему никогда не подвергался даже ни один настоящий злодей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анастасий и Феодосий. Лев, его прошлое и восшествие на престол Первой заботой нового правления было восстановить мир в церкви. Признание Шестого Вселенского собора было возглашено одновременно с венчанием на царство Анастасия. Портреты Вардана и патриарха Сергия на арке Милия были устранены и на том месте было восстановлено изображение Шестого собора. 813 Вскоре после того патриарх Иоанн отправил к папе Константину синодику, в которой оправдывал свое поведение при Вардане и просил снисхождения, ссылаясь на примеры из Ветхого Завета и аналогичные события в жизни церкви предшествующего времени. Упомянув о том, что он клятвенно подтвердил свое православие перед апокрисиарием папы в ту пору, когда по условиям времени приходилось его скрывать, он свидетельствовал, что сохранил экземпляр актов Собора, собственноручно написанный асикритом Павлом, принадлежавший патриаршей библиотеке, и просил папу принять его в общение. 814 Известие о гибели Вардана пришло в Рим сначала из Сицилии и было встречено ликованием. Когда же прибыл в Рим вновь назначенный экзарх Италии, патриций Схоластик, и представил папе послание от императора с исповеданием веры, Рим воссоединился с империей. Портрет Анастасия был принят с обычными почестями, имя его стало возглашаться в церквях, как верховного повелителя христианского мира. Тогда же был допущен к исправлению своих функций и дукс римского войска Петр. 815 Так восстановились добрые отношения с римским престолом. Через два года после смерти патриарха Иоанна происходил выбор нового лица на константинопольскую кафедру, непосредственное участие в этом важном деле принимал апокрисиарий папы Михаил, как это отмечено в записи Феофана. Тот же источник сохранил нам полный текст грамоты о назначении патриарха. Этот единственный в своем роде документ интересен и в том отношении, что в его тексте как бы устранено участие императора в этом деле, и выбор патриарха представляется делом всенародным: «Голосом и решением благочестивых пресвитеров и диаконов и всего почтенного клира, и святого синклита, и христолюбивого населения этого богохранимого царствующего      града, божественная благодать,      вся немощная врачующая и недостаточествующая восполняющая, поставляет Германа, святейшего предстоятеля митрополии кизикийцев, епископом этого богохранимого царствующего града». Герман занял кафедру 11 августа 715 года 816 и прославил впоследствии свое имя борьбой за иконопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Д. С. Бирюков. Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах Биографические сведения Введение Церковная жизнь на протяжении всей истории Церкви никогда не была спокойной. В любую эпоху были отступники, стремившиеся отклонить корабль Церкви Христовой с пути, начертанного Господом. Однако всегда находились исповедники, поставленные Спасителем отстаивать чистоту веры, то откровение Божие на земле, которое Господь дарует людям через учение Православной Церкви. Но всегда наряду с людьми, ко­торые волею судеб становились во главе борьбы за чистоту веры, находились менее заметные и менее известные сподвижники, без которых дело окончательной победы православия не могло бы состояться. Так, во времена арианских споров вместе с великими Каппадокийскими отцами за истину боролись свт. Амфилохий Иконийский , свт. Петр Севастийский и другие, менее известные, поборники православия. Во время монофелитских споров наряду с прп. Максимом Исповедником исповедниками православной веры были Анастасий-апокрисиарий, Анастасий-монах и иные ученики и соратники преподобного. В эпоху паламитских споров одним из значительнейших – но, к сожалению, малоизвестным – поборником чистоты православия и соратником свт. Григория Паламы был монах, его близкий друг, Давид Дисипат . Именно Дисипат с самого начала споров оказывал свт. Григорию Паламе всестороннюю поддержку, имевшую большое значение в истории паламитских споров. Начало жизни Давида Давид Дисипат родился в аристократическом семействе Дисипатов, связанном узами родства с родом Палеологов. Дисипаты составляли известную в Византии династию дипломатов. С другой стороны, имеются сведения о жившем при императоре Михаиле Палеологе митрополите Мануиле Дисипате, который был предстоятелем в том же городе, что и, гораздо позже, свт. Григорий Палама – Фессалониках 1 . Таким образом, члены рода Дисипатов принадлежали к высшим кругам церковного и светского византийского общества. О годе рождения Давида, его детстве и юности ничего не известно. Судя по влиянию Давида в Константинополе, о котором мы можем судить по событиям, связанным с паламитскими спорами, юношеские годы Давида Дисипата проходили в столице Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Суд над преподобным Максимом Исповедником А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Β тο же время, как Феодор Каллиопа арестовал в Риме папу Мартина, арестован был там также и преподобный Максим со своим учеником по имени Анастасий. Он был простым монахом. Другой ученик Максима, тоже Анастасий, был апокрисиарием папы в Константинополе. Максима и Анастасия привезли в Константинополь еще задолго до Мартина, в 653 г., и тоже с пристани бросили в тюрьму. Но суд над ними был назначен лишь после увоза папы Мартина в Крым, уже при патриаршестве Пирра. Суд в том же составе под председательством Вуколеона. Суд начался с вопроса: «Христианин ли ты?» — «Да, по милости Божией.»— «Это неправда; если бы ты был христианином, то не отвергал бы императора.» Подразумевается византийский взгляд на каноническую роль императора. И далее предъявлены были обвинения, как и папе Мартину, в политическом преступлении , даже в государственной измене: «Это ты предал сарацинам Египет, Александрию, Пентаполь, Триполитанию и Африку.» Свидетели утверждали, что Максим не советовал префекту Нумидии Петру сопротивляться арабам, ибо Бог не поможет императору Ираклию за его ересь. Другие свидетельствовали, что папа Теодор поощрял бунт Григория ссылкой на сновидение Максима, которому ангелы сказали: «Григорий — император, победитель!» Максим отверг это, как клевету. Третий свидетель показал, что он в Риме от самого Максима слышал, что тот не признает за императором священнических прав. На вопрос «Τ ον; ουκ εστ πας βασιλες χριστιανς κα ιερες;» Максим отвечал без колебаний: «Ουκ εστιν.» Что император — не священник, Максим доказывал тем, что при богослужении императоры поминаются после лиц священного сана, во главе мирян. Β русской церкви на ектениях императоров поминали раньше священства, так что аргумент Максима не имел бы силы. На обвинение, что Максим вел пропаганду оригенизма, Максим просто ответил анафематствованием Оригена, т.е. присоединился к постановлению Константинопольского собора 543 г., бывшего как раз перед V Вселенским собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/435332/

А.Ю. Виноградов По сей день не утихают дискуссии относительно места погребения (а также связанных с ним мест ссылки и смерти) сосланного в Лазику прп.  Максима Исповедника , которые приобретают иногда национально-церковную окраску 2 . Ситуация при этом к настоящему времени сложилась парадоксальная: современные историко-археологические штудии опираются на текстологические изыскания столетней давности, да и то не в полном объеме 3 . В свою очередь, эти разборы текстов не имеют под собой достаточной рукописной базы (см. ниже, I). Поэтому к обзору различных точек зрения мы вернемся позже, пока же обратимся к тем источникам, которые сообщают информацию по интересующему нас вопросу с учетом их новейших изданий 4 . I. Данные источников Источники эти можно разделить на две группы. В первую входят агиографические тексты (греческие, латинские и грузинские) византийского происхождения, посвященные жизни прп. Максима. Ко второй относятся тексты разных жанров, сообщающие информацию о прп. Максиме, но не посвященные именно ему. Агиографические тексты, посвященные жизни прп. Максима, в свою очередь, распадаются на две группы: свидетельства очевидцев и позднейшие жизнеописания. 1. Среди свидетельств современников интересующая нас кавказская часть жизни прп. Максима освещена в двух греческих источниках: «Письме Анастасия Феодосию» (далее – ПАФ), написанном Анастасием Апокрисиарием ок. 665 г. и сохранившемся частично лишь на латыни, и в «Воспоминании Феодора Спудея» (далее – ВФС), составленном ок. 668 г. 5 Последовательно судьба святого излагается только в ПАФ: после прибытия в Лазику обессилевшего прп. Максима сразу же отделили от его спутников и на носилках отнесли в «крепость Схимар, близ народа, называемого аланами 6 », где и поместили в заключение (ПАФ 4). Здесь он умер, и его гробница, над которой происходило регулярное чудо в виде ночного света, также находилась в этой крепости (ПАФ 5). А его учеников, Анастасия Диакона и Анастасия Апокрисиария, автора ПАФ, сослали вначале, соответственно, в крепости Скоторий и Букол 7 , а затем, через Мукурисий (τ λεγμενον Μουκουρσιν), отправили, соответственно, в «крепость Свании» и «крепость Факирии» 8 . Анастасий Диакон так и умер то ли в «крепости Свании», то ли по дороге к ней (ПАФ 4), а Анастасия Апокрисиария перевели позднее «в края Апсилии и Мисимиании», в крепость Фусту (ПАФ 6; castro Phustas; castro Phustensium). Наконец, его должны были перевести в тот самый Схимар (Schemareos castrum), однако в это время в Лазике был свергнут тамошний princeps, а новый princeps (в дальнейшем будет указано, что это патрикий и магистр Григорий) Анастасия «отвел обратно (reduxit) с пути, [ведущего] в вышеупомянутую крепость Схимар» и поместил в некое место, которое находилось в пяти милях от его поместья (ПАФ 6–7). Следует отметить, что речь идет не о монастыре, а просто о месте, «действительно подходящем для монахов 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский; греч. Ιωννης Σχολαστικς; лат. Iohannes Scholasticus] ( 31.08.577, К-поль), свт. (пам. греч. 21 февр.), патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христ. Церквей. Отождествление И. С. с его современником хронистом Иоанном Малалой , предложенное на основании нек-рых сходных деталей биографии, хотя и допускается, однако не считается доказанным. И. С., сын клирика, род. в мест. Сиримий близ Антиохии; выбрал профессию юриста (схоластика). Изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впосл. он вступил в антиохийский клир и в 548/9 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном Антиохийским в К-поль в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда визант. имп. Юстиниан I сместил с К-польской кафедры патриарха Евтихия, его преемником был избран И. С., пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. Об участии И. С. в низложении Евтихия достоверных сведений нет ( Ven. 1965). Однако в ряде источников возведение И. С. на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор Жития Евтихия пресв. Евстафий (кон. VI в.) указывает, что И. С. осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию ( Eustathius. Vita Eutychii. 39-41). Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что И. С. анафематствовал Евтихия. Об отношении И. С. к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность по смерти имп. Юстиниана (14 нояб. 565). 15 нояб. 565 г. И. С. короновал его преемника имп. Юстина II Младшего. Почти нет сведений о деятельности И. С. на Патриаршем престоле. Согласно Житиям св. Симеона Столпника Дивногорца, с к-рым И. С. общался еще в Антиохии, его возведение на престол было предсказано св. Симеоном . Будучи патриархом, И. С. просил св. Симеона молиться о здоровье имп. Юстина II, «впавшего в безумие» (RegPatr, N 259). В 569/70 г. начался конфликт между И. С. и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом из-за Иоанна II Александрийского, к-рого И. С. в К-поле поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не сообразуясь с мнением егип. паствы. Анастасий Синаит в свою очередь увидел в этом вмешательство К-поля в дела Александрийской Церкви и прямое ущемление ее прав ( Theoph. Chron. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469582.html

Скачать epub pdf Январь Максим Исповедник, св. [О нем.] Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима/Пер., изд. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1913. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —1— Перевод жития св. Максима сделан по следующим текстам, помечаемым у нас буквами: А. Пергам. рукопись Моск. Синод. (Патр.) Библиотеки, по описанию архим. Владимира 380, писанная в 1022-м году (на л. 370 почти стершаяся припись), листы 231 об.–252. По сравнению с печатными изданиями жития у Combefis " a и Mignéя, рукопись имеет следующие особенности: 1) нет I–VII глав, излагающих жизнь св. Максима до монофелитского движения и участия в нем Ираклия, – 2) главы VIII–XVIII изложены сходственно, но не тожественно, причем в рукописи прибавлено сообщение о сочинениях св. Максима, – 3) вместо сокращенного изложения изданных Combefis " ом Актов в XIX–XXXIV главах «Жизни», рукопись дословно выписывает самые эти Акты (Comb. I. XXIX–LXVI, Migne 90. 110–172), хотя и с значительными опущениями, именно: в Acta I: гл. IV, нач. V, VIII, IX, первая половина X, вторая половина XI, почти вся XIV и XV. – в Acta II: I и нач. II изложено иначе, опущено: кон. V, VI, VIII, VIII, почти вся XII, вся XIII, XIV, XV, XVI, нач. XVII, почти вся XIX, XX, XXI, конец XXIII и XXXII, – 4) приведено все целиком письмо св. Максима к Анастасию монаху (Comb. XLI–XIII Migne 131–134, – 5) в конце жизнеописания помещено письмо Анастасия пресвитера и апокрисиария, – ученика и сподвижника св. Максима, – к Феодосию пресвитеру Гангрскому, – напечатанное у Combefis " a (LXVII–LXX) и Mignéя (171–178) только в латинском переводе Анастасия Библиотекаря, – в рукописи приведены главы II–V, – 6) наконец, нет сообщения о чудесном восстановлении дара слова и способности письма десницами у святых Максима и Анастасия, по отсечении у них языков и правых рук, – и др. нек. Частные особенности этой редакции жития св. Максима отмечаются в разночтениях, а большие отделы печатаются целиком – в греческом тексте с русским пе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин Содержание Список сокращений Часть I. Максим Исповедник Г.И.Беневич, А.М.Шуфрин. Дело Максима I. Путь к Латерану II Латеран как позиция Изложение прения Диспут в Визии III. Шестой Вселенский собор и дело Максима Преподобный Максим Исповедник и его соратники Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввой Максимом и бывшими с ним с одной стороны и начальниками – с другой Диспут в Визии Письмо иже во святых аввы Максима к монаху Анастасию, его ученику Письмо Анастасия к монахам в Кальяри Того же святого Анастасия монаха, ученика святого отца Максима, к общине монахов, учрежденной в Кальяри: Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому Воспоминанине. Краткая история о том, что было сделано против блаженного Мартина, папы Римского, и святого Максима, и тех, кто был с ним На константинопольцев поношение, сочиненное одним монахом от огорчения сердечного Часть II. Максим Богослов А.М. Шуфрин. Другой Максим Преподобный Максим Исповедник. О различных трудностях Богослова [Григория], глава 7 Схолии. То есть – Слова 14 св. Григория Богослова к бедным), другое (идущее почти сразу перед этим) место из которого св. Максим обсуждает в предыдущей главе Трудностей. Предметно-тематический указатель к схолиям Термины Исследования Поликарпа Шервуда (OSB) Ранние ambigua преподобного Максима исповедника и опровержения им оригенизма Глава I. Максим и оригенизм. Выводы из раздела А Глава II. Триада: сущность-сила-действие Глава III. Ecstasis IV. Логос Глава V. Корос. А. Κρος у оригенистов Глава VI. Апокалипсис Приложения Общая библиография Хронологическая таблица: период моноэнергистских споров     Список сокращений Произведения св. Максима АтЬ Трудности (Ambiguorum liber) Сар ie Capita 15 Capphys Главы физические Char О любви (сотницы) Сотт Воспоминание (Hypomnesticon) DsB Диспут в Визии DsP Диспут с Пирром Ер Письмо EpCal Письмо Анастасия монахам Кальяри ЕрМ Письмо Максима Анастасию ЕрАп Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Каноны Трулльского Собора и Римская Церковь А.В.Карташев. Вселенские соборы//VI Вселенский собор (680-681гг.)(оглавление) Многие из канонов были полемически направлены против римской церкви или, вообще, были ей чужды. Например, в каноне 2 утверждается авторитет 85 правил апостольских и других восточных соборов, которые римская церковь не считала для себя соблазнительными. У римлян употреблялось собрание 50 апостольских правил Дионисия Малого, но обязательными они не считались. Канон 36 возобновлял знаменитое 28-е правило Халкидонского собора, не принятое Римом. Канон 13 шел против целибата духовенства. Канон 55 шел против римского поста в субботу. И другие каноны: 16-й ο семи диаконах, 52-й ο литургии преждеосвященных, 57-й ο даче молока и меда в уста новокрещенному — все это было против обычаев римской церкви, иногда так открыто и называемой. Эти каноны на первом месте подписаны императором для подчеркивания их общеобязательного значения в империи. 2-е место оставлено для подписи папой римским. Затем подписали патриархи: Павел Константинопольский, Петр Александрийский, Георгий Антиохийский, Анастасий Иерусалимский и еще 211 епископов и их представителей. Униатский ученый Ассемани старается доказать, что в тот момент из-за сарацин кафедры восточных патриархов были не заняты и, следовательно, эти подписи незаконны. Ho Liber Pontificalis нам сообщает, что «решения этого собора подписаны тремя патриархами: Александрийским, Антиохийским, Константинопольским и другими епископами qui eo tempore illic convenerant.» Подпись западного епископа с Крита, Василия Гортинского: τον τπον επχων πσης της συνδου της γιας εκκλησας " Ρμης. Так же, как тот же Василий, император подписал и деяния VI Вселенского собора. Очевидно, он имел основания считать через 11 лет свои полномочия неоконченными. Ручательством ему было наличие здесь папских апокрисиариев. Для «западных» были оставлены еще места, τοπος του Θεσσαλονικης — της Ραβεννης, Σαρδιωιας, но они не были заполнены.

http://sedmitza.ru/lib/text/435356/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († кон. 598), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 25 марта 593). Род. в Палестине, подвизался на Синае, затем стал апокрисиарием Александрийского Патриарха в Антиохии. После кончины Патриарха Домна А. С. был избран на Антиохийский Патриарший престол. Во время своего Патриаршества он показал себя стойким борцом с монофизитством и др. ересями. А. С. не побоялся практически в одиночку выступить против эдикта имп. Юстиниана I от 565 г. относительно афтартодокетизма . Император не смог заставить А. С. отменить осуждение и даже думал низложить непокорного Патриарха, но не успел исполнить это намерение. После смерти Юстиниана его преемник Юстин II по ложному обвинению в растрате церковного имущества сослал А. С. в Иерусалим; на его место был поставлен Григорий I , настоятель Синайского мон-ря. Папа свт. Григорий I Великий отправил в утешение ссыльному Патриарху неск. посланий и неоднократными обращениями к имп. Маврикию содействовал возвращению А. С. на Патриарший престол. Во время своей долгой ссылки (570-593) А. С. продолжал борьбу против ересей, составив 5 философских трактатов в форме проповеди, к-рые дошли до нас в лат. переводе: «О Пресвятой Троице» (De Sanctissima Trinitate), где говорится о вечности и единосущности Бога-Слова с Отцом и Св. Духом и ведется полемика против тритеистов и Иоанна Филопона ; «О беспредельном» (De incircumscripto), где проводится мысль о вездесущем и вечном присутствии Творца в творении; «О божественном домостроительстве, или Боговоплощении» (De divina oeconomia, id est de incarnatione), где объясняются причины Воплощения Бога-Слова и отстаивается ипостасное единство во Христе двух неслиянных природ; «О страсти и бесстрастности Христа» (De passione et impassibilitate Christi), где четко проводится идея о «взаимообщении свойств» (communicatio idiomatum); «О Воскресении Христовом» (De resurrectione Christi), где идет речь об истинной смерти, сошествии во ад и Воскресении Спасителя, Его Вознесении и Втором Пришествии. Ряд творений А. С. не сохранились, от др. уцелели лишь неск. отрывков. Ему приписывается также 4 гомилии, однако принадлежность их А. С. остается под вопросом; его авторство несомненно лишь в случае с гомилией от 25 марта 593 г., к-рую Патриарх адресовал своей пастве при вторичном вступлении на Антиохийский престол. В рукописной традиции А. С. нередко отождествлялся с прп. Анастасием Синаитом .

http://pravenc.ru/text/114860.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010