писал к салонскому епископу: de slavorum gente, quæ vobis valde imminet, affligor et contristor; affligor in his, quæ jam in vobis patior; contristor, quia per Histriæ aditum jam in Italiam intrare cæperunt. О хорутанских славянах Шафарика Древн. III, 83–110. 608 У Канизия Antiq lect. VI, 113 ed. lngolst, в житии Руперта: «св. Максимилиан из Зелья – прекрасно управлял лерхскою церковию... Он пришел на родину и здесь – лишается головы». В прибавлениях к Усуардову мартирологу гревенский мартиролог: «12 окт. Максимилиана лерхскаго епископа и мученика, который при имп. Каре и Нумериане принял мученический венец… потом перенесенный баварским графом в Потавию весьма чтится». Моланово издание: «в Зелье (Celeno_e), что в Паноннии, Максимилиана, лерхскаго епископа и исповедника; тело его перенёс в Лерх Руперт, баварский апостол (590 г.), построивший много церквей в честь его: наконец в Потавии (на р. Драве) перенёс имп. Генрих 2» († 1024 г.). Patrol. 124, 569, 570. 609 Weiss, Leben d Heiligen VI, 140–144. Martyrol. Adonis p. 260. Usuardi p. 19–22 (Lat. Patrol, t. 123.,124). 610 Записка о мученичестве св. Кирина изд. у Руинарта: Acta Martyrum Sinc. 3, 165–172. Weiss, Leben. d. Heiligen zu 4 Iuni. 611 В актах префект первой Паннонии – Аманций. У Пруденция: Hic sub Galerio duce, qui tunc illyricos sinus urgebat ditionibus. Так как Иллирия заключала под собою как верхнюю, так и нижнюю Паннонию, то Галерий был начальником и над Максимом; последний не имея права на жизнь подсудимого, отсылает подсудимого к Галерию. Префект Иллирика назывался и Аманцием и Галерием: два имени одному лицу -обыкновенное дело. 612 Chronicon b. Hie onymi ad an. 310: «Кирин, сисьский епископ, славно умирает за Христа. Ибо когда с жерновым камнем на шее брошен был в реку, то весьма долго плавает на поверхности, разговаривает с зрителями, чтобы не устрашались примером его и едва молитвою достигает того, чтобы был погружен». 613 Проспер в Хронике о св. Кирине: cum sociis gloriose pro Christo interficitur.– В иеронимовом мартирологе в один день с св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не может быть сомнения, что автор имеет в виду события, наступившие после Фоки, т. е. начало VII в., ибо конец VI в. характеризуется движениями славян по Балканскому полуострову, не переходившими за материк. Может быть, наиболее выразительным известием по отношению к дальним походам, распространившимся до Адриатики, нужно признать знаменитые слова в письме папы Григория Великого к епископу салонскому Максиму от 600 г.: «Славянский народ, так сильно угрожающий вам, смущает меня и огорчает: огорчаюсь, ибо соболезную вам; смущаюсь, ибо славяне из Истрии стали уже проникать в Италию . Но не советую вам впадать в отчаяние, ибо тем, кто будет жить после нас, суждено увидеть еще худшее». Это движение славян к Адриатическому морю закончилось тем, что к половине VIII в. вся Далмация, за исключением приморских городов Дубровника, Сплета, Трогира и Задра, была уже во власти славян. К первым годам правления Ираклия (610—641) относятся наиболее важные успехи славянской иммиграции, засвидетельствованные одинаково греческими и чужими источниками. «Ираклий, — говорит Феофан,— нашел в парализованном состоянии дела Ромэйского государства, ибо Европу опустошили авары, а Азию — персы» . Не менее решительно говорят о том же латинские и восточные писатели. Так, в хронике Павла Диакона сообщается известие от 611 г. об опустошении Истрии . В хронике Исидора, епископа севильского, не менее ясно известие о том, что в начале царствования Ираклия славяне отняли Грецию, а персы — Сирию и Египет, т. е. повторено вышеприведенное известие Феофана, хотя оба писателя независимы один от другого . Относительно систематического движения славян по морям имеется " известие сирийского пресвитера Фомы, жившего в VII в., который говорит о нападении славян на Крит около 623 г. и на другие острова , и историка Павла Диакона, который свидетельствует о нападении славян на Южную Италию в 642 г. Славянские походы продолжаются в 618—619, в 622 и 626 гг. Все эти набеги, продолжающиеся в царствование Ираклия, происходили уже не из-за Дуная, а имели точкой отправления Мизию, Фракию, Македонию, Фессалию и другие провинции, находившиеся уже во власти славян.

http://sedmitza.ru/lib/text/442799/

157 Известия Страбона, Птоломея, Т. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские племена в Италии, времени. 16 ч. 69–86 у Савельева в Славян. сборнике 122–135. Дионисий периэгет: «Норики, Панноны и Мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему её течению, заселены одними Фраками». П. Григорий в 600 г. писал к Салонскому епископу: de Slavorum gente, quae vobis valde imminet, affligor et conturbor; affligor in his, quae iam in vobis patior; contristor, quia per Histriae aditum iam in Italiam intrare caeperunt. О хорутанских Славянах Шафарика древн. III, 83–110. 161 У Канизия Antiqu. lect. VI, 113 ed. Ingolst., в житии Руперта: «св. Максимилиан из Зелья – прекрасно управлял Лерхской церковью... Он пришёл на родину и здесь – лишается головы». В прибавлениях κ Усуардову мартирологу Гревенский мартиролог: «12 окт. Максимилиана Лерхского епископа и мученика, который при имп. Каре и Нумериане принял мученический венец... потом перенесённый Баварским графом в Потавию весьма чтится». Моланово издание: «в Зелье (Celenoe), что в Паннонии, Максимилиана, Лерхского епископа и исповедника; тело его перенёс в Лерх Руперт, баварский апостол (590 г.), построивший много церквей в честь его; наконец, в Потавию (на р. Драве) перенёс имп. Генрих 2» († 1024 г.). Patrol. 124, 569. 570. 162 Weiss Leben d. Heiligen VI, 140–144. Martyrol. Adonis, p. 260. Usuardi p. 19–22. (Lat. Patrol., t. 123, 124). 163 Записка о мученичестве св. Кирина изд. у Руинарта: Acta Martyrum Sinc. 3, 165–172. Weiss Leben d. Heiligen zu 4 Iuni. 164 В актах префект первой Паннонии Аманций. У Пруденция: Hic sub Galerio duce, qui tunc Illyricos sinus urgebat ditionibus. Так как Иллирия заключала под собой как верхнюю, так и нижнюю Паннонию, то Галерий был начальником и над Максимом; последний, не имея права на жизнь подсудимого, отсылает его к Галерию. Префект Иллирика назывался и Амавцием и Галерием: два имени одному лицу – обыкновенное дело. 165 Chronicon b. Hieronymi ad an. 310: «Кирин, Сисьский епископ, славно умирает за Христа. Ибо когда с жерновным камнем на шее брошен был в реку, то весьма долго плавает на поверхности, разговаривает с зрителями, чтобы не устрашались примером его, и едва молитвой достигает того, чтобы был погружён».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Об ученом незнании», однако в трактате «О богосыновстве», несмотря на начальную цитату из Евангелия, христология не обсуждается, оставаясь лишь подразумеваемым фоном для философского учения об интеллектуальном соединении с Богом. В начальной и заключительной частях сочинения Н. К. приводит разные способы, позволяющие путем размышления над чувственными символами возвышаться к Богу (напр., восходя от числового множества к единству, от слов учителя к их интеллектуальному воздействию на ученика, от действующих в тварном мире сил к единой всемогущей силе и т. п.). Центральное место в трактате занимает символ зеркал, по разному отражающих одну и ту же реальность. Достигая образа «первого зеркала истины», Логоса, ум уже не может охватить Его, однако может прикоснуться (attingere) к Нему в «высочайшем восхищении духа». На этой высшей стадии дух человека, погруженный в мир и покой, наслаждается Богом в «истине бытия и жизни» ( Nicol. Cus. Opera. Vol. 4. P. 48); он «живет и мыслит себя живущим», причем все прочее живет уже не вне его, а в нем самом (Ibid. P. 50). Зазор между духом как субъектом и Богом как объектом исчезает: «Бог не будет по отношению к этому духу другим, разнящимся или отличным, не будут другими ни Божественный Разум или Слово, ни Божественный Дух, поскольку всякое различие и всякая инаковость намного ниже этого усыновления Богу» (Ibid. P. 50). Окончательное определение усыновления Богу, или обожения, Н. К. дает в понятиях всеединства: это есть «разрешение (resolutio) всего в Одном и переливание (transfusio) Одного во все», бытие «в Одном Им Самим, в Котором все, и во всем - Одним» (Ibid. P. 51-52). 6. «О даре Отца светов» (De dato patris luminum; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 1959. Vol. 4. P. 65-88; рус. пер.: Соч. 1979. Т. 1. С. 321-335), трактат в форме письма, адресован Герхарду, еп. Салонскому; 4-е из малых произведений 40-х гг. XV в., завершено в кон. 1445 - нач. 1446 г. Основная тема - учение об отношении между Богом и миром, осмысляемое в понятиях всеединства и метафизики света.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Пионером исследования Салоны и автором первой книги об истории города был Франческо Каррара (1812–1854), директор музея в 1842–1853 гг. 1918 При директоре Миховиле Главиниче (1833–1895) с 1878 г. начал выходить журнал Bulletino di archeologia е storia dalmata. Настоящим исследователем-новатором стал о. Фране (Франческо) Булич (1846–1934), справедливо считающийся «отцом-основателем» христианской археологии в Хорватии. Он изучал классическую археологию и эпиграфику в Вене, много занимался проблемами народного образования, впервые ввел в Салоне хорватский язык в официальной переписке в школах. С 1883 г. Булич стал хранителем Центральной комиссии по охране памятников в Вене. В 1881 г. он совершает «всеславянское» паломничество в Рим, где изучает базилику св. Климента и культ свв. Кирилла и Мефодия, тесно сотрудничает с де Росси. Булич провел широкие раскопки церквей и некрополей в Салоне и ее окрестностях, Манастирине и Каплуче 1919 , издал труды по истории салонско-сплитской Церкви 1920 . Большой вклад в изучение Салоны внесли датские археологи и архитекторы Эйнар Аксель Петерсен Диггве (1887–1961) и Рудольф Эггер (1882–1969), которые работали при поддержке датского фонда Rask-Ørsted Fondet совместно с Буличем, В. Гербером, М. Абрамичем (последний был директором Сплитского музея после Булича). Результаты работ публиковались в Копенгагене (1-й том) 1921 и в Вене (2-й том) 1922 . Обобщающая монография Диггве о раннехристианской Салоне и сейчас входит в число классических трудов по христианской археологии 1923 . Важным центром археологических исследований в Хорватии было Истрийское общество археологии и истории родины, основанное в 1884 г. В Истрии (север современной Хорватии) расположены такие важные христианские центры, как Пула (Пола) и Пóреч (Паренцо). В Порече хорошо сохранившийся архитектурный комплекс епископа Евфрасия юстиниановской эпохи известен своей мозаичной и мраморной декорацией. Он был изучен Андреа Аморозо (1829–1910) 1924 . Обзорная работа архитектора Рихарда Вильяма Гербера (1882–1965) дает представление о церковной архитектуре Истрии и Далмации 1925 . Р. Эггер изучил раннехристианские церкви на территории римской провинции Норик (совр. Австрия) 1926 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1047 Montreuil J.A. B. Histoire du droit byzantin. Paris, 1843. P. 200–201; Χριστοφιλπουλος Α. Δκαιον και ιστορα. " Αθναι, 1973. Σ. 138–140. 1048 Фотий пишет: «В этом послании он все еще приводит 2 правило второго святого Собора в Константинополе, на котором присутствовало 150 отцов, как правило 166; не знаю, откуда он взял это число, но он согласуется и с другими авторами, причем не только в этом послании, но и в других своих писаниях он ему дает такое же наименование» (Bibliotheca, cod. 228/Ed. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1965. T. 4. P. 116). Относительно особенностей нумерации у Ефрема см. далее, сн. 185. Конкуренция со стороны сборников с систематической классификацией привела вначале к уменьшению хождения, а затем и к забвению этого сборника, как отмечает Шварц (Die Kanonessammlungen der alten Reichskirche//Gesammelte Schriften. Berlin, 1960. Bd. 4. S. 159–275, особ. 159–160). 1050 Schulthess Fr. Die syrischen Kanones der Synoden von Nicaea bis Chalcedon. Gottingen, 1908. Листы 1–151 манускрипта Британского музея (Add. 14:528). Описание содержания: Schwartz Ed. Op. cit. S. 161–169. 1051 См.: PL 67, 139A-230B. Он пишет в предисловии, адресованном епископу Салонскому Стефану: «...Sub ordine numerorum, id est a primo capite usque ad centesimum sexagesimum quintum, sicut habetur in Graeca auctoritate, digessimus [...мы изложили по порядку чисел, то есть от первой главы до сто шестьдесят пятой, как в Graeca auctoritas]» (PL 67, 142А). Мнение Вильгельма Пайтца, согласно которому Дионисий сам был составителем этой Graeca auctoritas (Peitz W. Dionysius Exiguus als Kanonist//Schweitzer Rundschau, XLX. 1945–1946), неприемлемо, так же как и в целом его теория создания древних канонических сборников. Шарль Мюнье замечательно показал, какие методологические ошибки совершены В. Пайтцем: Munier Ch. L " oeuvre canonique de Denys le Petit d " apres les travaux du R.P.Wilhelm Peitz//Sacris Erudiri, XIV. 1963. P. 236–250. Относительно личности и трудов Дионисия см.: Versanne J. M. Denys le Petit et le droit canonique. Paris, 1913. См. также: Rambaud-Buhot J. Art. Denys le Petit//DDC. T. 4. Col. 1131–1152.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Максимилиана, описанная в XIII стол. потавским пресвитером, ущельях25). «Норцы суть словене», говорил и преп. Нестор. Норичи часть вендов, занимавших под разными частными названиями обширную страну между Адриатикою и Дунаем и от вершины Дуная далеко на запад26). Имп. Август, покорив норичей, построил в стране норичей несколько крепостей, в том числе Лерх (Lavreacum)27). Ныне родина св. Максимилиана называется Краиною, как крайняя страна славян, оттесненных немцами на юг. Ныне в Карантии до 400,000 вендов или словенцев и до полтора миллиона кроато-сербов28). Блаж. Максимилиан родился в гор. Зелье (Celeius), при вершине р. Савы. – Сын богатых родителей, на 7 году имел наставником священника Орания (пахаря), человека образованного и искреннего христианина. На 19 году лишившись матери (отец его еще за 6 лет пред тем умер мучеником при Декие), Максимилиан остался наследником богатого имения; но он роздал его бедным и, дав свободу рабам, предал всего себя на служение Господу. Около 260 г. Максимилиан избран и посвящен был в епископа норичского, для которого кафедра назначена была в г. Лерхе. – В этом звании он с полною ревностию трудился над распространением св. веры между славянами. Он не только просвещал евнгельским   изд. int. script. rerum avstr. T. 1 и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen B. 14, 546-555. Leben u. Werken d. Heiligen, B. 2. 427. Regensburg 1840. 25) Варнефрид: Karniolia slavorum mater, slavorum regio, quae Zellia vocatur VI, 52, IV, 40. 26) Известия Страбона, Птоломея, Т. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские племена в Италии, Временн. 16 ч. 69-86, у Савельева в Славян. сборнике 123-135. Дионисий периэгет: «норики, панноны и мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии» все берега Истры, по всему ее течению, заселены одними фраками». П. Григорий в 600 г. писал к салонскому епископу: de slavorum gente, quae vobis valde imminet, affligor et contristor; affligor in his, quae jam in vobis patior; contristor, quia per Histriae aditum jam in Italiam intrare caeperunt.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Ваше мужество, прямоту и свободу речи в защите истины все знали и прежде; но настоящее время осязательнее показало в вас ваше братолюбие, любовь, зоркую внимательность, живое сочувствие и попечительность в отношении к положению церквей. Кормчего в особенности выказывает буря на море; лучшего врача — жестокие телесные недуги; равным образом высокодоблестного мужа, посвятившего свою жизнь благоговению — трудное время. Так сбылось это с вами, и с вашей стороны сделано было все для исправления существующего положения дел, без малейшего упущения. Но так как произведшие и производящие доселе существующие смятения дошли до такого безумия, что не только не стыдятся своих прежних действий, но подвизаются с новой силой на том же поприще, то я прошу всех вас вообще усилить заботливость, и с течением времени не только не ослаблять своего усердия, но увеличивать его более и более, сколько бы ни представилось новых затруднений. Чем более трудов и усилий требует совершение каких бы то ни было доблестных и великих дел, тем более оно заслуживает награды сравнительно с совершением тех же самых дел легким и удобным. « Каждый , — говорит блаженный Павел, — получит свою награду по своему труду » (1 Кор. 3:8). Многочисленность трудов, следовательно, не должна охлаждать вас; напротив, должна возбуждать, потому что чем более возрастут искушения, тем более увеличатся венцы и умножатся награды, уготованные вам за эти добрые подвиги. 170. К Исихию, епископу салонскому   Хотя велико расстояние пространства между нами и твоею честностью и мы удалены на самые окраины вселенной, тем не менее мы близки, мы нераздельны с тобой благодаря крыльям любви, легко и удобно совершающим всякого рода далекие путешествия. Приносим тебе теперь письменно должное приветствие и просим тебя оказать свойственное тебе усердие к положению восточных церквей. Ты знаешь, как велика заслуга — подать руку церквам бедствующим, превратить в тишину такое смятение и прекратить такую жестокую войну. Говорим это не потому, чтобы вам нужно было с нашей стороны делать напоминания: не дожидаясь наших писем, вы сами привели в исполнение должные с своей стороны меры; но, так как бедствия еще не кончились, а напротив, усиливаются, то мы усердно просим вас не оставлять дела и не терять надежды, но прилагать с своей стороны лекарства до тех пор, пока будут существовать эти раны, разъедающие тело церкви. Чем более потребуется трудов для достижения предлежащей цели, тем более будет вам положена награда. 171. К Гавденцию, епископу брешийскому  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мы находим любопытное сходство (и вместе, как увидим, различие) в орнаментации капителей: Салоны (IV–V стол.) 33 , Афинского акрополя (фот.) и Таврического Херсонеса 34 : для двух последних капителей мы предполагаем тоже время происхождения. Анализируя декоративный тип первой капители, Ригль видит в нем резкую разницу в обработке аканфового листа, покрывающего здесь обычную чашечную форму капители. В классической капители коринфского ордена аканфовые листья ее, коренясь глубоко в ее нижней поверхности, в тоже время свободно отделяются, изгибаясь, от поверхности самой чаши вверху. Напротив того, в капители Салонской, аканф не сросся с низом капители, но и не отделяется от нее наверху, но плотно прижат всюду к самому телу и (должны мы прибавить – этот лист, идущий сверху до низу, образует единственный, пояс листьев). Мы оставим здесь в стороне принципиальные выводы Ригля, что в классической орнаментике господствовало начало «тактическо-оптическое», а здесь только «оптическое» (достигаемое лишь углубленным фоном листа), а заметим, прежде всего, характерную связь всех трех рисунков. Эта связь заключается, очевидно, для всех трех во времени происхождения, но для двух последних, быть может, и в месте происхождения (Проконесские ломки?). Время переживало коринфский стиль, оно же вызвало массу зданий (базилик) с колоннадами ремесленного характера. Но, в зависимости от места, даже ремесленный пошиб сильно меняется: в римском здании, на варварской почве, от греческой капители осталась лишь форма чашки и общий рисунок аканфового листа, но в общем получился своеобразный «варварский» тип. Что такое напр., треугольник под абаком посреди листьев? Если бы мы не могли сейчас же на рисунке своих капителей найти соответствующего листика (род «крина» или аканф), но неразвитого и свешивающегося вниз, мы бы не поняли, что значит треугольник острием вниз. Далее, наши капители очень похожи на салонскую, но имеют два пояса листьев, и, наконец, этот средний пояс свешивается концами: словом, весь общий тип капителей остается «греческим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Между тем, Максенций и Галерий готовились к новому раунду войны. Святой Константин держался в стороне от это­го противостояния. Надежды на успех у Галерия было немного. И вот тогда у него возникла идея призвать к верховной власти салонского затворника, чтобы тот своим авторитетом водво­рил в империи мир и порядок. Посланцы Галерия отправились к Диоклетиану, а тот в ответ на обращенную к нему просьбу вернуться к власти, ответил, что если бы просящие его виде­ли, как хороша капуста, которую он посадил, они бы не стали докучать ему своими просьбами. По, вероятно, не основатель­ному мнению некоторых современников, в том числе христи­анского писателя Лактанция , Диоклетиан к тому времени по­вредился в уме. И все же, идя навстречу своему старому боевому товарищу Диоклетиан решил на время покинуть Салону для то­го, чтобы участвовать в совещании, на которое приглашен был также и Максимиан. Три старых боевых товарища встретились в ноябре 308 г. в Карнунте, на берегу Дуная. На этом совещании Диоклетиан подтвердил свой категорический отказ вернуться к власти, и по­требовал, чтобы его примеру неукоснительно следовал и Максимиан. В то же время он настоял на решении восстановить созданную им систему тетрархии в ее первоначальном виде с двумя августами и двумя подчиненными им цезарями. Новым правителем Запада с титулом августа был признан ранее назна­ченный Галерием Лициний. Константин признавался цезарем и ставился в подчиненное положение по отношению к ново­му августу. От него потребовали отказаться от титула августа. На востоке цезарем оставлен был Максимин Даза, а Максенцией объявлялся лишенным власти узурпатором. После совеща­ния Диоклетиан вернулся в Салону. Максенций не захотел ка­питулировать, так что Италия и Испания оставались во власти Максенция, а в Африке появился новый император. Им провоз­глашен был викарий Африканского диоцеза Луций Домиций Александр, родом фригиец. Карнаутским решением недовольны были также Констан­тин и Максимин Даза. Идя им навстречу, Галерий даровал им обоим титул filius Augusti (сын Августа), но это их не удовлет­ворило, и один из них удержал за собой титул августа, ранее да­рованный Максимианом, а другой присвоил его себе, и Галерий смирился с этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010