Вблизи берегов Афона он вместе с афонскими монахами попал в шторм. Буря была такая, что они едва не погибли. Все усилия управиться с баркасом оказывались тщетны. Он в любую минуту мог потерпеть крушение. Только от Бога можно было ждать помощи. Иван со слезами взмолился ко Господу, чтобы Он извел их из этой беды; молились и другие. Господь внял их молитве, баркас остался цел, но впоследствии одно воспоминание о пережитой буре приводило Ивана в содрогание. После праздника святого великомученика и целителя Пантелеимона Иван вместе с другими паломниками отправился с Афона в Россию, куда прибыл 5 августа. Праздник Успения Божией Матери он провел в Почаевской Лавре, а 25 августа вернулся в начальный пункт своего путешествия – Киево-Печерскую Лавру. Здесь в конторе Палестинского общества он оставил проездной билет общества от Киева по святым местам, на Афон и обратно, который обошелся ему в тридцать семь рублей пятьдесят копеек. Помолясь у киевских святынь, Иван отправился в Валуйский монастырь и был встречен здесь с радостью настоятелем и братией. Путешествие чрезвычайно благотворно сказалось на состоянии его здоровья, на родину он вернулся бодрым и полным сил. Настоятель, зная о пристрастии юноши к монастырскому хору и опасаясь, как бы он вновь не расстроил свое здоровье, совершенно освободил его от клиросного послушания, благословив быть регентом ученика Ивана, инока Никифора (Шацкого), а Ивана сначала назначил помощником повара, потом помощником трапезного, потом благословил его быть звонарем, а затем снова своим келейником и учителем монастырской школы грамоты. В 1896 году Иван был официально зачислен в число послушников монастыря. 20 декабря 1897 года на тридцать третьем году жизни Иван был пострижен настоятелем, архимандритом Игнатием, в монашество с наречением ему имени Игнатий. В 1898 году епископ Иосиф (Соколов) рукоположил его в Алексеевском монастыре в сан иеродиакона. Через два года епископ Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил его в Воронежском Митрофаньевском монастыре в сан иеромонаха.

http://fond.ru/kalendar/878/ignatiy/

558 OP РНБ. Φ. 88. Оп. 1. 206, N° 181. Л. 25 (письмо оказалось разделенным на две единицы хранения). 564 ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 1. 206. См. также: Богданова Т. А. К истории взаимоотношений авторов «Феодорита» и «Theodoritian " ы»//История древней церкви в научных традициях XX века. Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летио со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии члена-корреспондента Императорской Академии наук Василия Васильевича Болотова . СПб., 2000. С. 43–53. 566 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1891/92 год. С. 69. По академическому уставу 1884 г. советам предоставлялось право выбора кандидатов, окончательное их утверждение оставалось за местным архиереем. 567 Глубоковский Н. Н. Из ненапечатанного архива... С. 169. «Епископ Антоний [Вадковский] после моего выбора писал епископу Анастасию [Добрадину], что академические мудрецы отыскали кулика на болоте, а так как Академия не птичник, то он единолично провел меня на кафедру» (Там же). Имени своего соперника – А. П. Рождественского – Глубоковский при этом не называл. 581 Сидоров А. И. В. В. Болотов – ученый и человек// Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1. С. XVIII. По мнению А. И. Сидорова , Болотов был человек своего времени, «когда прелесть позитивизма туманила головы, а протестантская наука часто формировала некоторые аспекты миросозерцания» преподавателей духовной школы, и отмечал «некий трагический разрыв между наукой и духовной жизнью» в личности Болотова (Там же. С. XXXVIII, XL). 583 Глубоковский поселился «в районе ломовых извозчиков и разгрузки хлебных барж» в кв. 7 или 6 д. 22 (снесен в 2005 г.) по Калашниковской наб. (у Пелагеи Ивановны Ивановской), прожив здесь несколько лет до своего переезда на Невский пр., д. 180, кв. 5; там и в соседнем доме 182) проживало большинство профессоров Академии, находились редакции «Церковного вестника», «Странника» и «Христианского чтения». О первых месяцах своей «доцентской жизни» Глубоковский писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года. Кафедра епископа переносилась в Троицкий Смоленский храм, а Благовещенский монастырский собор становился одним из важнейших религиозных центров православной России, привлекавших к себе многочисленных богомольцев. Возросшие доходы дали возможность постепенно украсить храмы, расширить их и снабдить богатой утварью. В 1839 году в трапезной главного собора был устроен придел в память св. Митрофана Воронежского. Здесь по вторникам после вечерни возглашался акафист святителю и проходили публичные чтения статей религиозно-нравственного содержания. В притворе храма находилась рака, в которой почивали мощи Митрофана до открытия их. Годом ранее, в 1838 году, по указанию Антония II была сооружена Митрофановская трапезная церковь, предназначавшаяся только для монахов. Одноэтажный каменный храм с деревянным куполом, обнесенным железной решеткой, примыкал к братской трапезной и соединялся с помещением пятью арками. В 1868 году начались работы по расширению Благовещенского собора; проект был выполнен архитекторами Василием Ивановичем Егоровым (1823-1868) и Александром Антоновичем Кюи (1824-1909). Разобрали купола, арки и своды, всю западную стену храма и удлинили храм на одиннадцать сажен. Нетронутой осталась только алтарная часть. Вместо крестообразной храм получил продолговатую прямоугольную форму. Для поддержки сводов помимо прежних двух возвели еще шесть столбов. На кровле вокруг главного купола появились четыре деревянные главы. Новый трехъярусный иконостас был устроен из разноцветного итальянского мрамора, иконы были написаны талантливым петербургским художником Тюриным. Стоимость их составила около восьмидесяти тысяч рублей. Старые амосовские печи заменили центральным водяным отоплением. После окончания всех работ собор был освящен архиепископом Серафимом (Аретинским) 28 сентября 1875 года. В 1892 году собор вновь перестраивался, но в этот раз поводом послужили чрезвычайные обстоятельства. Вечером 17 января из-за неисправности отопления в храме вспыхнул пожар, уничтоживший кровлю и четыре деревянных купола. Пострадала и внутренняя отделка. При осмотре пожарища инженеры нашли, что своды не потеряли своей прочности и опасности обрушения нет. На восстановление собора потекли пожертвования со всех епархий. В скором времени повреждения были исправлены, кровля и стропила устроены новые, но главы в тот момент возводить не стали. Уже 24 марта 1892 года, в канун престольного праздника Благовещения, владыка Анастасий (Добрадин) освятил храм. Еще один ремонт Благовещенского собора проводили летом 1898 года.

http://sobory.ru/article/?object=49675

Калужская Учреждена 16 октября 1799 года Калужская и Боровская Серапион (Александровский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 16.10.1799 по 21.10.1799 архиеп. Казанский и Свияжский Феофилакт (Русанов) епископ, рукоположен с 30.10.1799 архиепископ с 25.10.1803 по 5.03.1809 архиеп. Рязанский и Зарайский Евлампий (Введенский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 16.04.1809 †22.05.1813 Евгений (Болховитинов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 19.07.1813 по 7.02.1816 архиеп. Псковский. Лифляндский и Курляндский Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский с 7.02.1816 по 15.03.1819 архиеп. Подольский и Брацлавский Филарет (Амфитеатров) епископ, свт., рукоположен с 1.06.1819 по 12.01.1825 еп. Рязанский и Зарайский Григорий (Постников) епископ, бывший еп. Ревельский. викарий Санкт-Петербургской епархии с 4.01.1825 (1826) по 3.03.1828 архиеп. Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков) епископ, свят., рукоположен с 20.05.1828 по 26.08.1831 еп. Могилевский и Витебский Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Ревельский. викарий Рижской епархии с 26.08.1831 по 5.09.1834 еп. Минский и Гродненский Николай (Соколов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии со 2.10.1834 †17.09.1851 Григорий (Миткевич) епископ, рукоположен с 9.12.1851 архиепископ с 20.04.1869 †13.04.1881 (в день Св. Пасхи) Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Ковенский. викарий Литовской епархии с 14.05.1881 по 21.05.1888 еп. Пермский и Соликамский †29.12.1900 Анастасий (Добрадин) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 21.05.1888 по 3.06.1890 еп. Воронежский и Задонский; †1.05.1913 Виталий (Иосифов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 1.06.1819 по 12.01.1825 †15.09.1892 Анатолий (Станкевич) епископ, бывший еп. Уманский, викарий Киевской епархии с 29.09.1892 по 29.01.1894 уволен от управления и назначен членом Московской синодальной консистории; †23.01.1903 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ладожского Николая (Налимова) и наместника лавры. 11 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили отпевание митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев) , Московский Леонтий, архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий) , Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий) , епископы Псковский Ермоген (Добронравин) , Камчатский Гурий (Буртасовский) , Герман (Осецкий) , Воронежский Анастасий (Добрадин) , Выборгский Антоний (Вадковский), Ладожский Николай, Нарвский Никандр (Молчанов) при участии 30 архимандритов и 120 протоиереев и иереев, в присутствии вел. кнг. Марии Павловны, вел. кн. Сергея Александровича , вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , вел. князей Константина и Дмитрия Константиновича. И. был погребен на правой солее Исидоровской ц. Александро-Невской лавры под иконой Спасителя. В 1932 г., после закрытия церкви, останки И. были перенесены на Никольское кладбище лавры и захоронены в его братской части. В 1988 г. на предполагаемом месте перезахоронения установлен деревянный крест. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 702 [О возведении в степень доктора богословия]; Оп. 205. Д. 450-454 [Дневник (1881-1892). Ч. 1-5]; Д. 509 [Мнение о старообрядцах и единоверии]; Д. 521, 523, 524 [Переписка по поводу итал. старокатоликов]; Оп. 150. Д. 638; Оп. 162. Д. 834; Оп. 205. Д. 485 [Переписка по поводу англикан]; Д. 525 [Записка по поводу старокатоликов]; Д. 457; Ф. 834. Оп. 4. Д. 1192, 1193 [Письма гр. Н. А. Протасову, архиеп. Леонтию (Лебединскому), мон. Евфалии (Лебедевой)]; РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/69 [Сб. писем]. Соч.: Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//Некоторые упражнения студентов СПбДА шестого учебного курса. СПб., 1825. Ч. 1. С. 9-21; Слово в день Введения во храм Пресв. Богородицы//Там же. С. 95-109; История канона св. книг Нового Завета//РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/246. 1825-1829 гг.; Нравственно-филологическое изъяснение текста Лк 16. 9//ХЧ. 1826. Ч. 23. С. 58-82; Кр. сведение о св. Варсануфии//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249-256; О звезде, явившейся волхвам//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/674896.html

  Источники и литература Источники Литература   Епископ Волынский Антоний (Храповицкий). Митрополит Московский Владимир (Богоявленский); архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин); епископ Холмский Евлогий (Георгиевский); епископ Архангельский Иоанникий (Казанский). Протестные акции произошли в Калужской, Тобольской, Вятской, Рязанской, Полтавской, Ярославской, Вологодской, Пермской, Смоленской, Таврической, Одесской духовных семинариях. Имеется в виду практика постепенного возведения некоторых ученых монахов на различные административные должности в семинариях для подготовки к епископскому служению. Архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев), епископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов). Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин), епископ Архангельский Иоанникий (Казанский). Речь идет о Владимирской духовной семинарии в 1895 году. Ильин И.А. Путь духовного обновления Т.1. С.257.   Источник: Пашков В. П. Проблемы воспитательного процесса в дореволюционных духовных семинарий по «Отзывам епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе»//Христианское чтение. 2022. 3. С. 296–304. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/6175326

1872-1918 гг. Определением Святейшего Синода от 17 янв. 1872 г. был учрежден Тихоновский муж. общежительный нештатный мон-рь, 31 мая 1873 г. имп. Александр II Николаевич утвердил основание обители. 7 окт. 1873 г. архим. Димитрий совершил литургию в ставшем соборным (ранее кладбищенском) храме во имя святителей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского. В З. м. была переведена часть братии задонского Богородицкого мон-ря, 13 сент. 1873 г. архиеп. Серафим утвердил в должности строителя иером. Алексия († 28 сент. 1885). Однако вскоре обнаружилось, что о. Алексий, «помимо прекрасных душевных своих качеств, оказался далеко малоспособным при устройстве обители и введении порядка в ней». По прошению Воейкова, поданному архиеп. Серафиму, строителем З. м. был оставлен архим. Димитрий (Григорьев). После кончины архим. Димитрия с сент. 1882 г. З. м. возглавлял благочинный задонского Богородицкого мон-ря игум. (впосл. архим.) Кассиан. По свидетельству современников, о. Кассиан «пользовался в народе большим уважением как исповедник. У него, говорят, проездом в Задонск любили исповедоваться воронежские архипастыри» ( Д. Т. Отец Кассиан: Некр.//Воронежские ЕВ. 1908. 18. Ч. неофиц. С. 889-890). После архим. Кассиана обязанности настоятеля исполнял казначей З. м. иером. Алексий, утвержденный в этой должности указом Святейшего Синода от 17 сент. 1910 г. (с 1912 в сане игумена). В 1891 г. в З. м. проживали 22 монашествующих, 36 послушников и 12 наемных рабочих, в 1917 г.- более 20 монашествующих и ок. 40 послушников. З. м. посещали митр. Московский Макарий (Булгаков) , архиепископы и епископы Алексий (Ржаницын) , Палладий (Раев) , свт. Антоний (Смирницкий), Серафим (Аретинский), Вениамин (Смирнов) , Анастасий (Добрадин), Леонтий (Лебединский) , Макарий (Миролюбов) , Феогност (Лебедев) , Макарий (Троицкий) , Нестор (Метаниев) и др. В З. м. почитались первые насельники «Скита» иеросхим. Тихон (Кривской) и схим. Спиридон (Куликов). Последний перешел в З.

http://pravenc.ru/text/182471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович; 1842 или 1843, слобода Ольховатка Острогожского у. Воронежской губ.-1918 или 1920), архим., духовный писатель, проповедник. Род. в семье диакона. В 1865 г. окончил Воронежскую ДС, затем преподавал в Черкасском ДУ. В апр. 1867 г. рукоположен во священника и приписан к храму в Сиротиной слободе Острогожского у., в 1876 г. переведен в слободу Марченкову того же уезда. Овдовев, в сент. 1908 г. удалился в Митрофанов воронежский мон-рь , где жил на положении заштатного священника. В нач. 1913 г. архиеп. Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) пострижен в монашество, 12 марта того же года указом Святейшего Синода возведен в сан архимандрита и назначен наместником Митрофанова мон-ря. В 1915-1916 гг. принимал активное участие в подготовке к канонизации архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) . Последний раз упоминается в дек. 1918 г. Возможно, был замучен вместе с архиеп. Тихоном (Никаноровым) 9 янв. 1920 г. А.- автор многочисленных проповедей и статей историко-религ. содержания в Воронежских ЕВ . Его проповеди печатались также в столичных и провинциальных религ. журналах, в 1895 г. изданы отдельной книгой «Глас пастыря». Перу А. принадлежит значительное число книг и брошюр, мемуарные очерки памяти архиеп. Анастасия (Добрадина), воспоминания и др. А. состоял членом Воронежского церковного историко-археологического комитета и Правосл. братства святителей Митрофана и Тихона. Соч.: Глас пастыря. М., 1895; Знаменательные события: Из дневника священника. 1893; 19072; Высокопреосвященнейший Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский (Воронеж, 1906, 1915), Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василия - Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 19082; Перед исповедью (Воронеж, 1908); Благовещенский собор воронежского первоклассного Митрофанова монастыря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; В Толшевском монастыре. Воронеж, 1911; Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912, 1998п; Протоиерей Евферий Иванович Сабинин. Воронеж, 1915.

http://pravenc.ru/text/64260.html

9 мая 1857 г. в память о Крымской войне И. был награжден бронзовым крестом на владимирской ленте. Секретным указом Синода от 19 мая 1860 г. И. поручалось присутствовать при освидетельствовании мощей свт. Тихона Задонского . 13 авг. 1861 г. И. присутствовал при открытии мощей святителя. По воспоминаниям современников, строгость и требовательность к духовенству И. сочетал со снисходительностью. Нерадивых и малообразованных клириков он высылал для исправления в мон-ри, сохраняя за ними право пользования нек-рыми доходами; также помогал им из личных средств. Предпочитал предоставлять материально обеспеченные приходы лучшим по разрядным спискам воспитанникам семинарий, способствуя т. о. улучшению уровня образования среди учащихся и епархиального духовенства. Часто совершенно неожиданно посещал с инспекцией духовно-учебные заведения, обходил столовые, жилые комнаты, знакомясь с повседневной жизнью воспитанников. Архиерей добился того, чтобы т. н. публичные, актовые экзамены проводились в более скромной обстановке. 14 нояб. 1864 г. из-за потери зрения И. вышел на покой, проживал в Митрофановом Благовещенском монастыре; жил на первом этаже архиерейского дома. Ободренный митр. Филаретом, И. принял испытание болезнями со смирением. Проведенные на покое 27 лет стали для него временем строгих бдений, поста и молитвы. И. каждый день начинал и заканчивал пением псалмов. Горожане и богомольцы, приходившие на поклонение к мощам Воронежского свт. Митрофана , запомнили смиренный образ старца, к-рого келейник ежедневно приводил в Крестовую архиерейскую ц. к литургии и вечернему богослужению. И. был замечательным проповедником, имел талант импровизатора, обладал громким мелодично-серебристым тенором. После смерти И. осталось до 200 рукописных проповедей, произнесенных в разное время; впосл. нек-рые из них были напечатаны. Отпевание и погребение И. в Благовещенской обители возглавил Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин) . Лит.: Д[урново] Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи.

http://pravenc.ru/text/578511.html

Целый год (с 18 октября 1890 г. по 21 октября 1891 г.) провел Николай Никанорович в Воронежской духовной семинарии в качестве преподавателя Священного Писания . На него обратил внимание «по внешности крайне сухой и страшно формальный» правящий Воронежский епископ Анастасий (Добрадин, †1913), посещавший его занятия в семинарии, и летом 1891 г. порекомендовал молодого ученого ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Выборгскому Антонию (Вадковскому) , будущему выдающемуся митрополиту Санкт- Петербургскому. В результате осенью того же года Николай Никанорович был приглашен на кафедру Священного Писания Нового Завета в СПбДА, на которой трудился сначала в должности доцента, далее с 1894 по 1898 г. – экстраординарного профессора, а затем – в качестве ординарного профессора вплоть до 1919 г., когда ему пришлось перейти в Петроградский богословский институт в связи с закрытием академии. Момент занятия им кафедры Нового Завета в СПбДА в 1891 г. также не лишен драматизма: в качестве претендента на эту кафедру влиятельный профессор Василий Васильевич Болотов рекомендовал Александра Петровича Рождественского (1854–1930), который и был избран большинством голосов Ученого совета (9 против 4). Но на том же заседании ректор, епископ Антоний (Вадковский) , предложил кандидатуру Н. Н. Глубоковского , и через 10 дней митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский , 1799–1892) утвердил это своей резолюцией. Профессор В. В. Болотов высказывал в отношении Η. Н. Глубоковского некоторые опасения, считая его более историком, нежели экзегетом Священного Писания , слишком порывистым человеком, который «не вслушивается в тон факта», понимает его «в другом регистре и другом цвете», втолковывает в тексты «свою мысль», слышит «призвуки» и «тонкие намеки», которых в них нет 11 . И даже если правы некоторые современные исследователи в том, что непростое «вхождение в академическую корпорацию надолго осложнило положение Глубоковского в академии, внесло дополнительное напряжение и окраску в научную деятельность (в частности, в столкновения с А. П. Рождественским, занявшим вскоре кафедру Свящ. Писания Ветхого Завета)», то уж никак нельзя согласиться с тем, что он стал для академии «инородным телом и развивался, самоутверждаясь и встречая сопротивление чужой для него среды» 12 . Опасения В. В. Болотова не подтвердились: в дальнейшей деятельности Николай Никанорович проявил себя прежде всего как блестящий, непревзойденный экзегет, прекрасно вписавшийся в научную среду Санкт-Петербургской духовной академии, которая в конце ХИХ-начале XX в. славилась именно библейско-экзегетическими исследованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010