Беседа I. На день святого благоверного князя Александра Невского и тезоименитства Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Александровича 1 О том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения Волею согрешающим нам, по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва; страшно же некое чаяние суда и огня ревность поясти хотящего сопротивного. Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех, умираешь. Колико, мните, горния сподобится муки, иже Сына Божия поправши, и кровь заветную скверну возмнив и Духа благодати укоривши! Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живого ( Евр.10:26–31 ). По случаю появления в нашем отечестве Толстовской ереси, некто укоряет учащую православную церковь в России за то, что она ничего не делала для опровержения всех заблуждений, возникавших между русскою интеллигенцией со времени царствования Императрицы Екатерины II. Стены святые, покров священный св. храма сего! Не взыщите. Обстоятельства нашего времени побуждают, если только не вынуждают нас огласить вас множеством имен, которые здесь никогда не раздавались, которые и произносить тут признается не совсем уместным. Впрочем, мы следуем в этом примеру Господа нашего Иисуса Христа и святых апостолов Его, как и пророков, которые произносили сами, для научения церкви многие имена злодеев, богопротивников, ложных учителей, как и отца их сатаны. Их время имело своих богопротивников и христоненавистников, наше имеет своих. Против фактов, – говорит укоряющий нас, – спорить нельзя. Посмотрим, что мы давали тем, кто и хотел бы найти в духовной литературе рассеяние своих сомнений, навеянных отрицательной литературой, и твердую поддержку своим христианским воззрителям. С половины XYIII века проникли к нам разными путями идеи Вольтера и энциклопедистов. Распространению этих учений мы противопоставили несколько проповедей (митрополита Платона, архиепископа Гедеона Криновского и епископа Анастасия Братановского) и весьма немного апологетических трудов (два), которые отличались общими местами, легкости, непониманием учения противников, отсутствием глубины, обличая неподготовленность авторов к научно-философской защите религии и церкви; тогда как на Руси было много лиц, которые углублялись в сочинения мощных противников и выносили из чтения их разрушение своих верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Беседа I. О том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения На день святого благоверного князя Александра Невского и тезоименитства Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА 1 . «Волею согрешающим нам, по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва; страшно же некое чаяние суда и огня ревность поясти хотящего сопротивныя. Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех, умирает. Колико мните, горшие сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив и Духа благодати укоривый! Вемы бо рекшего: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» ( Евр.10:26–31 ). По случаю появления в нашем отечестве Толстовской ереси, некто укоряет учащую православную церковь в России за то, что она ничего не делала для опровержения всех заблуждений, возникавших между русскою интеллигенцией со времени царствования Императрицы Екатерины II. Стены святые, покров священный св. храма сего! Не взыщите. Обстоятельства нашего времени побуждают, если только не вынуждают нас огласить вас множеством имен, которые здесь никогда не раздавались, которые и произносить тут признается не совсем уместным. Впрочем, мы следуем в этом примеру Господа нашего Иисуса Христа и святых апостолов Его, как и пророков, которые произносили сами, для научения церкви многие имена злодеев, богопротивников, ложных учителей, как и отца их сатаны. Их время имело своих богопротивников и христоненавистников, наше имеет своих. Против фактов, – говорит укоряющий нас, – спорить нельзя. Посмотрим, что мы давали тем, кто и хотел бы найти в духовной литературе рассеяние своих сомнений, навеянных отрицательной литературой, и твердую поддержку своим христианским воззрениям. С половины XVIII века проникли к нам разными путями идеи Вольтера и энциклопедистов. Распространению этих учений мы противопоставили несколько проповедей (митрополита Платона, архиепископа Гедеона Криновского и епископа Анастасия Братановского) и весьма немного апологетических трудов (два), которые отличались общими местами, легкостью, непониманием учения противников, отсутствием глубины, обличая неподготовленность авторов к научно-философской защите религии и церкви; тогда как на Руси было много лиц, которые углублялись в сочинения мощных противников и выносили из чтения их разрушение своих верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь архиепископа Михея Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 14 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 Архиепископ Михей (Алек­сандр Александрович Хархаров; был усерд­ным созидателем и хранителем тех новых благодатных форм устроения духовной жизни в лоне матери нашей Русской Православной Церкви, которые выковались в горниле испытаний, посланных нам в ХХ веке. Вся его жизнь ясно свидетельствует нам о том, что светозарная жизнь во Христе возможна при любых условиях: при коварных, жестоких гонениях со стороны властей, при необходимости постоянного общения с людьми, которые не стремятся исполнять заповеди Христовы, при тяжелых телесных недугах. Епископ Михей. 7 апреля 1994 г. Родился владыка Михей в Петрограде 6 марта 1921 года. Дедушка его Косьма Гаврилович Хархаров был серебряных дел мастером, и было у него три дочери: Варвара, Татьяна, Мария и сын Александр — отец владыки Михея. Тетя Владыки — Мария Кузьминична скончалась в Одессе приблизительно в 1880 году, а похоронили ее в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. Место для ее погребения выбрала блаженная старица Евфимия Родионовна. Владыка Михей, вспоминая об этом, говорил: “Чувствую, верю, что за любовь и почитание моими родными старицы Евфимии Господь хранит наш род Хархаровых, милует Он за это и меня”. Похоронили тетю Владыки у Канавки, недалеко от впадения этого маленького ручейка в реку Волковку. На этом легко запоминающемся месте были затем погребены: в 1885 году дедушка Владыки — Косьма Гаврилович Хархаров, затем приблизительно в 1887 году — старица Евфимия, потом в 1891 году бабушка — Матрена Ивановна, а 22 октября 1921 года на восьмом месяце жизни Владыки здесь погребли и его отца. Скончался Александр Кузьмич в возрасте 47 лет. Имел он хорошее образование, полученное в Берлине и Лондоне, и был достаточно обеспеченным человеком; владел до революции ювелирной мастерской и домом 22 на улице Гагаринской, а также дачей в Териоках. Был он также художником, архитектором и юристом. В 1908 году он женился на Анастасии Савиновне. Дедушка владыки Михея по линии матери, Савин Андронович Андронов, и бабушка Мария были из крестьян Новгородской губернии. Мать владыки Михея Господь благословил долголетием. Она преставилась на 86 году жизни 30 ноября 1973 года, и пока она была жива, владыка Михей часто приезжал к ней в Ленинград и усердно заботился о всех ее нуждах. Вспоминая о своей маме, Владыка говорил: “Мама моя была верующим, но не церковным человеком и, став вдовой, жила заботами о нас, о детях, которых было пятеро. И надо сказать, что в своих скорбях и печалях она всегда прибегала к Богу”.

http://pravmir.ru/zhizn-arhiepiskopa-mih...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великой Княжне Марии Николаевне Романовой посвящается К очередной годовщине со дня рождения Царевны Мученицы 27.06.2022 2839 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором 14 июня по старому стилю 1899 года родилась Великая Царская Княжна Мария Николаевна Романова, третья дочь Царя Николая II и Царицы Александры Фёдоровны Романовой. Канонизирована Русской Православной Церковью как Страстотерпица. Вот, пожалуй, и всё, что можно узнать о Ней из интернета. После поездки в Пермь в этом году ко мне пришла книга, изданная Елизаветинско-Сергиевским просветительским обществом, к 150-летию со дня рождения Императрицы Александры Фёдоровны. Из неё я узнала, что Младшие Великие Княжны, Мария и Анастасия, имели под своим попечением несколько лазаретов и постоянно посещали их, чтобы поддерживать моральный дух раненых воинов. А мне вдруг вспомнился удивительный случай, связанный с Марией Николаевной. Произошёл он на Крестном ходе «Покаяние за Царя» Нижний Новгород – Дивеево в июле 2000 года, когда Царская Семья ещё не была прославлена. Шли мы без священников, но по благословению. Идти было трудно. И Господь нас утешал необычными явлениями, конечно, не по-нашему недостоинству, а по Великой Святости Царской Семьи. При подходе к Дивееву нам навстречу выехала на дамском велосипеде молодая девушка с русой косой в шерстяном плаще густого болотного цвета с пелериной. Жара стояла + 37 градусов по Цельсию. И появление её в таком наряде не по погоде выглядело весьма странным. Она приветствовала нас словами: «Христос Воскресе!» А была уже не Пасха. Вдруг её плащ перед нами раскрылся, и мы увидели её необычный наряд. Перед нами предстала барышня не из нашего времени. Было ощущение, что она только что выехала со сценической площадки или сошла с экрана телевизора. Меня её появление настолько удивило, что из головы не выходил вопрос: «Кто же это была?» И вот в день преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Макарьевском Желтоводском монастыре на Волге во время Литургии в храме Святой Троицы на мысленном уровне пришёл ответ: «Одна из Царевен». В храме я была вместе с моей подругой, поэтом Марией Сухоруковой. Я ей рассказал об услышанном. Она сразу определила, что это Мария Николаевна любила кататься на велосипеде, который ей подарили.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/27/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исторические источники о лечении Императора Николая II и Его Семьи 21.06.2023 988 Время на чтение 100 минут В приведенных ниже таблицах обобщены сведения об основных известных болезнях и лечении Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны и Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Особенно большое значение имеют те заболевания, которые могли оставить следы на костях или зубах, что необходимо при возможной идентификации царских останков. В данном случае речь в первую очередь идет о заболеваниях и лечении зубов. Из этих таблиц видно, как часто Царь и члены Его Семьи посещали стоматолога и о состоянии их зубов – в дневниках фиксировались визиты к врачам, а в различных финансовых документах (отчетах и бухгалтерских книгах) есть сведения о том, когда и сколько было заплачено стоматологам за работу, в некоторых случаях, что особенно важно – кому и когда конкретно было проведено лечение зубов. В таблицах указаны места, где происходило лечение зубов, а также где происходили другие заболевания, упомянутые в дневниках (Царское Село, Ливадия или Ялта, Тобольск, Екатеринбург и др.). Император и члены его семьи фиксировали, как правило, даже легкие недомогания, например головную боль и часто упоминали не только о своих болезнях, но и о болезнях других членов своей семьи. Эта тщательная фиксация заболеваний позволяет исключить те заболевания, о которых нет свидетельств в дневниках. Например, вероятнее всего, что в рассмотренный период среди членов Царской Семьи не было ни одного случая переломов костей или каких-либо сложных операций, оставляющих следы на костях, так как о них ничего не говорится в документах. Хронологические рамки таблиц – с 1894 г. (кроме Царевен) по 1918 год. В качестве источников были использованы дневники Николая II, Александры Федоровны, Ольги Николаевны, Татьяны Николаевны, Марии Николаевны, памятные книжки, письма и различные финансовые документы. Часть этих материалов была в разное время опубликована, часть в настоящее время хранится в архивах (ГАРФ, РГИА).

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» Сопредседатель оргкомитета, главный редактор РНЛ Анатолий Степанов рассказал о программе историко-политологической конференции 03.10.2011 702 Время на чтение 4 минуты 6 октября в Санкт-Петербургском государственном университете состоится историко-политологическая конференция «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации», о чем уже сообщала РНЛ . Конференция посвящена двойному юбилею выдающегося русского мыслителя К.Н.Леонтьева. В этом году в январе исполнилось 180 лет со дня его рождения, а в ноябре мы будем отмечать 120-летие его кончины. Организаторами конференции являются исторический факультет СПбГУ, Фонд святителя Марка Эфесского и «Русская народная линия». Могу констатировать, что тема конференции вызвала большой интерес в среде научной и православной общественности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из 27 докладчиков, которые выступят на конференции – 7 докторов наук и 12 кандидатов наук. Иными словами научный ценз участников конференции весьма высок. Среди участников конференции такие люди, как друг и коллега крупнейшего русского мыслителя конца ХХ – начала XXI века Александра Панарина доктор философских наук, профессор МГУ, академик РАЕН и Всемирной экологической академии Валерий Расторгуев. Валерий Николаевич выступит с докладом «Цивилизация и современность. Прозрения Константина Леонтьева». На конференции также выступят известный философ, специалист по русской историософии, профессор Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения Александр Казин, известный социолог, доктор психологических наук, директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ Валентин Семенов, руководитель центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ, доктор политических наук Анастасия Митрофанова, крупный специалист по истории русской мысли, доктор исторических наук, профессор Харьковского университета Александр Каплин и ряд других ученых, авторитетных в своей области знаний.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/03/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово об Императрице Александре Федоровне Из предисловия к книге стихов Марии Сухоруковой «Любимица народная» 01.07.2022 936 Время на чтение 4 минуты Фото: wikipedia.org Императрица Александра Федоровна родилась в городе Дармштадте, Германия, 6 июня 1872 года. Четвертая дочь Великого Герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и Герцогини Алисы, внучка Английской Королевы Виктории. В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии. От нее умерла Мать Алисы, после чего большую часть времени Она жила в Великобритании на острове Уайт. Алиса считалась любимой Внучкой Королевы Виктории, которая называла Ее «Солнышко». В июне 1884 года двенадцатилетняя Алиса впервые посетила Россию, когда Ее Старшая Сестра Элла (в Православии Елизавета Федоровна) сочеталась браком с Великим Князем Сергеем Александровичем Романовым. Будущая Императрица получила самое лучшее по тем временам образование, знала литературу, искусство, говорила на нескольких языках, прослушала курс философии в Оксфорде. Принцесса Алиса приняла Православие 21 октября 1894 года и получила имя Александры Федоровны. С 14 ноября 1894 года Супруга Царя Николая II. Императрица родила четырех Детей: Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию. 12 августа 1904 года появился пятый ребенок и единственный Сын – Цесаревич Алексей Николаевич. По характеру, да и по внешнему виду была высокая, стройная с Царственной осанкой и большими грустными глазами – Она выглядела настоящей Царицей, казалась олицетворением властности и величественности. Осознания Своего высокого долга Она никогда не теряла, разве только в детской. Александра Федоровна играла на фортепиано, была Шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Ее Величества, 5-го гусарского Александрийского, 21-го Восточносибирского стрелкового и Крымского конного, а из числа иностранных – Прусского 2-го гвардейского драгунского полка. Занималась благотворительной деятельностью. К 1 января 1909 года под Ее покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений. Среди них: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское Патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Ее Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/01/sl...

Закрыть Иван-Покштей Издательство «Царское Дело» выпустило книгу о Кузнецком старце Иоанне Сергей Астахов   11:17 16.08.2022 719 Время на чтение 11 минут Фото: предоставлено автором На родине Ивана Павловича Афанасьева, урожденного Никитина, уважительно называли «Иван­ Покштей». «Покштей» — по-мордовски значит старче. Старец. Всей своей судьбой он опровергал широко распространенное мнение, будто в миру спастись почти никому невозможно. Сам он жил в страшное время гонений на Церковь, но, по слову преподобного Ефрема Сирина, «Лот праведный и в Содоме себя сохранил», и, спасаясь сам, Кузнецкий старец спасал вокруг себя других. Со дня его смерти (23 ноября 1966 года) минуло уже более полувека, но тропинка к его могиле не зарастает. Сюда приходят и приезжают не только жители Кузнецка и его окрестностей, но и паломники из Пензенской, Ульяновской и Самарской областей. Как и прежде, они испрашивают у старца молитвенного заступления в их бедах и скорбях. Потому что верят — на его молитвы призирает Бог. О старце-отшельнике, подвизавшемся под руководством афонского схиигумена Дорофея в барановских лесах близ Поповых родников, о старце-исповеднике, дважды отсидевшем в советских лагерях, о старце-молитвеннике, старце-прозорливце рассказывает книга Александра Калмыкова «Иван-Покштей», выпущенная издательством «Царское Дело». В основу повествования о Кузнецком подвижнике легли воспоминания его духовных чад и родственников, в том числе сына старца Василия Ивановича Никитина и его внучек схиигумении Анастасии и Марии Васильевны Никитиных, а также материалы из следственного дела 8869­п архива УФСБ Пензенской области. О чем же поведали читателям современники и очевидцы богоугодной жизни Кузнецкого подвижника? Познакомимся с некоторыми свидетельствами. Варвара и Екатерина Казаковы, келейницы старца: «Многие к нему ходили за советом и молитвенной помощью, но свое старческое служение он старался держать в тайне. Старец ничем не выделялся, вёл себя как простой дедушка. Всех отправлял в церковь молебны заказывать. Они пойдут в церковь, а он дома молится о них, и люди исцелялись…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/16/iv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010