Рассказ о чуде с Ананией и Сапфирой с давних пор привлекал к себе внимание сомневающейся мысли: «подлинность его заподозривалась не только на общем основании невозможности чуда, но даже на основании будто бы несогласия данного чуда с духом христианства. Ещё И. Златоуст должен был задавать себе вопрос, не является-ли кара Анании и Сапфиры слишком жестокой? 545 а бл. Феофилакт прямо свидетельствует, что в его время «многие из нечестивых, выставляя на вид случившееся с Ананией и Сапфирою, присуждают самого верховного Апостола к смерти» 546 . В новое время, особенно, конечно, Тюбингенская 547 школа выставляет на вид несогласие этого чуда будто бы даже с историческими сведениями других Св. Писаний о духе и характере христианской жизни и учения апостольского века; так, напр., по свидетельству Посланий к Коринфянам Ап. Павел, говорят, простил кровосмесника, – грех будто бы более тяжкий, чем описываемый здесь, – и, налагая кару на грешника, имел в виду только его исправление ( 1Кор.5:5 и др.). В объяснение этого прежде всего надо заметить, что содержание христианской религии не может быть исчерпано одной идеей любви; на ряду с любовью в христианстве выступает и правда Божия; уже одна идея искупления и вечных мучений необходимо предполагает идею правды и абсолютно была бы немыслима без неё 548 . Христианское всепрощение нельзя понимать в смысле непротивления злу. Что же касается собственно данного случая, то напрасно Тюбингенская школа утверждает, будто идея строгого наказания за грех ( Деян.5:1–10 ) не соответствует историческим сведениям о духе жизни и учения апостольского века. Апокалипсис Иоанна сами же Тюбингенцы признают писанием не менее подлинным, чем Послаяния к Коринфянам. Между тем, что говорится там о судьбе лжецов и корыстных обманщиков? – «всем лживым – часть в езере, горящем огнем и жупеломь» (21:8); «не имать внити во град Божий творяй мерзость и лжу» (27 ст); «вне же (града)... всяк любяй и творяй лжу» (22:15). Если это – взгляд, по признанию даже Тюбингенцев, подлинно апостольский, то почему же чудесная кара Анании и Сапфиры не соответствует духу учения времён апостольских? Правда, по учению Христа и Апостолов, грешнику до последней возможности надо давать время

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Так, синайский архиепископ Лаврентий, посвященный в 1593 году вопреки канонам и правам Александрийского патриарха, освятил своевольно церковь в синайском метохе в Каире – в Джувании – и стал в ней открыто совершать богослужение, не спрашивая разрешения патриарха. Этого мало: Лаврентий стал облекаться в патриаршее облачение, при богослужении носил митру, которую на Востоке носили одни только патриархи, и не снимал ее, вопреки уставу, при освящении Святых Даров на литургии. Долго пришлось бороться с Лаврентием тогдашнему Александрийскому патриарху Кириллу Лукарису, и только в 1620 году Лаврентий был осужден и низложен. Низложение Лаврентия не остановило, однако, последующих епископов от попыток так или иначе сделаться автокефальными. Так, Иоасаф, преемник Лаврентия, хотя и отказался при своем поставлении от притязаний на совершение богослужения синаитами в церкви в Джувании, однако впоследствии не сдержал своего обещания, пока, наконец, не был осужден и низложен Собором в Константинополе в 1646 году 22 . Но дело Лаврентия и Иоасафа нашло себе самого энергичного представителя в лице преемника Иоасафа, архиепископа Анании. Опираясь на подложную грамоту Юстиниана, которая, однако, была признана подлинною Собором 1575 года, Анания смело и открыто признал себя автокефальным, отменил возношение имени патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал величать себя, подобно патриархам, титулом «блаженнейший», а не «боголюбезнейший» и «мерность наша», а не «смирение наше», как титулуются епископы, и т.п. Узнав о поступках Анании, Иерусалимский патриарх Нектарий пытался было вразумить его, но Анания не обратил на его увещания никакого внимания. Тогда по просьбе Нектария в дело вступился Константинопольский патриарх, и так как Анания упорствовал в своих домогательствах, то в 1670 году в Константинополе собрался Собор, на котором присутствовали патриархи: Константинопольский, Иерусалимский Досифей, девять митрополитов и епископов и др. На этом Соборе Анания был объявлен лишенным сана и прав, о чем и составлена была синодальная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Неронов прожил у Анании многое время «и извыче от него разумети, яже о Божественном писании суть недоведомая». Завершив у Анании свое книжное образование, Неронов выступает затем в качестве самостоятельного настоятеля церкви. Он переходит в Нижний Новгород, где в одной опустевшей церкви и начинает священнодействовать. Теперь Неронов без помехи мог осуществлять на деле свой идеал истинно пастырского служения. Он начал неопустительно и самым истовым образом совершать в заброшенной дотоле церкви все положенные богослужения, которыми и привлек к себе богомольцев. Тогда он стал читать народу поучения «с разсуждением и толковаше всяку речь ясно и зело просто слушателем простым, во еже бы им возможно было внимати и памятствовати, и вси ползовахуся поучением его и умиляхуся, зряще толикое его тщание о спасении душ человеческих, купно и велие смирение; ибо, поучая народ, кланяшеся на обе страны до земли, с слезами моля, дабы вси, слышаще, попечение имели всеми образы о спасении душ своих и слышимая выну незабвенно в памяти своей дабы обносили, и кийждо в домех своих сущим слышанная поведывали и тако вси купно дабы друг другу убеждали ко спасению». Но проповедью только с церковной кафедры Неронов не довольствовался. Он ходил по городским улицам и площадям, «нося с собою книгу великого светильника Иоанна Златоустаг о, именуемую Маргарит, возвещая всем путь спасения. И мнози послушаху божественнаго писания и сладкаго Иоаннова учения». Появление в городе священника проповедника, всюду – в церкви, на улицах и площадях – ревностно поучающего народ и притом в такое время, когда церковной проповеди почти совсем не существовало, необходимо обратило на проповедника всеобщее внимание. Скоро множество народа из города и его окрестностей стало стекаться в храм Иоанна, чтобы послушать его поучений. Явились и тароватые милостивцы, благодаря которым на место прежней ветхой была выстроена новая, сначала деревянная, а потом каменная церковь , благолепно украшенная, построены были келейки, в которых поселились иноки, явилась возможность принимать и кормить странных и нищих, которых садилось в иной день за братский стол до сто и больше человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

– Чадо, раз ты покаялся, то, даже если я промолчу, грехи прощаются тебе. Демон терзал тебя до сего момента, пока ты молчал. А рассказав обо всем, ты стер его в прах, изгнал из своего сердца. Отныне в тебе не осталось места для него. Не успел он проговорить эти слова, я увидел, как бесовская энергия ярким пламенем вышла из моей груди. Она наполнила смрадом всю келью. Можно было подумать, что горит целая гора серы. – Вот видишь, – сказал старец, – каким знамением Господь подтвердил мои слова и твое освобождение. И с той поры я навсегда избавился от страсти чревоугодия и диавольского вожделения, и они больше никогда не тревожили мой ум. Из сказанного следует вывод: нет другого пути спасения, кроме как открывать свои помыслы отцам и не пренебрегать опытом наших предшественников. Ибо они не от себя говорили, но от Бога и боговдохновенных Писаний передали нам заповедь: спрашивать опытных отцов. Этому можно поучиться из множества мест Священного Писания , особенно из истории святого пророка Самуила ( 1Цар. 2–3 ). Мать с детства посвятила его Богу, и он сподобился беседы с Богом. Но даже после всего этого он не поверил своему помыслу. Господь позвал его один раз, позвал другой, а Самуил все же пошел к старцу Илию и поступил по его совету и наставлению. Хотя Сам Бог признал его достойным, Ему угодно было воспитывать Самуила с помощью советов и наставлений старца, чтобы приучить его к симрению. И Павла призвал Христос и говорил с ним. Он мог бы сам открыть ему очи и показать путь к совершенству. Нет, Он посылает его к Анании и говорит, что Павел узнает путь истины от Анании. Бог сказал ему: Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно будет делать ( Деян. 9:6 ). Тем самым Он наставляет, чтобы и мы жили по руководству опытных людей. И апостол знал это и исполнял на деле. В посланиях он рассказывает, как ходил в Иерусалим видеться с Петром и Яковом и предложил там благовествование, проповедуемое мною..., не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался ( Гал. 1:18; 2: 2 ). Можно только удивляться! Избранный сосуд! Восхищенный на третье небо и слышавший неизреченные глаголы Божии, кого благодать всюду сопровождала и подкрепляла слово завета последующими знамениями – он признается, что ходил за советом к тем, кто стал апостолом раньше него.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

послушником М. Ж. м. был буд. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) . В обители проживали протопоп Аввакум Петров и рязанский и Муромский митр. Иларион ( 1673). В 1649-1656 гг. Иларион возглавлял М. Ж. м. в сане архимандрита. Впосл., находясь в заточении, протопоп Аввакум писал митр. Илариону, своему бывшему единомышленнику: «Недостоин суть век твой весь Макариевскаго монастыря единыя нощи. Помнишь, как на комарех тех стояно на молитве?!» В обители принял постриг буд. Сибирский и Тобольский архиеп. Симеон , защищавший Аввакума, пребывавшего в ссылке в Сибири. В нач. 20-х гг. XVII в. на подворье в Лыскове у «учительного священника» Анании проживал свящ. Иоанн неронов. У свящ. Анании был младший сын Иван (впосл. митр. Суздальский и Юрьевский свт. Иларион ), его жена, родившаяся в лыскове, была сестрой Коломенского еп. Павла; т. о., он также был связан с Лысковом и, возможно, с монастырем. В синодик М. Ж. м. вписан род протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева (Там же. С. 58, 66). Почти всех «ревнителей благочестия» объединяло стремление к обновлению и улучшению церковной и гражданской жизни в России, источником к-рого явился патриотический подъем, начавшийся в В. Поволжье в 1608-1609 гг. (см. подробнее: Кравец. 2009). Ежегодно 25 июля, в день памяти прп. Макария, у стен М. Ж. м. проводилась ярмарка, к кон. XVII в. ставшая крупнейшей в стране. Так, в 1685 г. весь привезенный товар оценивался в значительную сумму - не менее 120 тыс. р., что составляло 1/10 всего гос. бюджета страны. На ярмарку приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели. Ежегодно у стен обители строился обширный гостиный двор с каменными и деревянными лавками, составлявшими целые улицы, и гостиницами. В 1641 г. грамотой царя Михаила Феодоровича мон-рю предоставлялось право собирать с торговцев за день торговли (25 июля) таможенную пошлину и владеть перевозом через Волгу. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно 5 дней, а 26 июня 1667 г.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Корнилие же, дарованиемъ Божиимъ, приходящих к нему с врою вся раздршаше, и вся сказываше и всхъ благословяше и утшаше, и ни единаго скръбна отпущаше. И обаче сия добр имяхуть ему, начатъ прочее полагати церковныя уставы и образы благочиния, и законъ и правила душеполезна, по заповди Христове, и по преданию святых апостолъ и преподобных и блаженных отець, и по Уложению Великаго Василия, 467 – когда пти Бога лпо есть бдением въ дневных и нощныхъ службах, и еже не оставляти кого бесдовати въ славословии или празднословити и не пти, но ниже часто входити и исходити коему егда любо хощетъ, ни дяти кому что множае повелнных, но коемужьдо въ свое время довлтися своею служебною властию, и всякия работы монастырьския творити по благословению настаящаго. Всяческую же добродтель тщашеся преже сам исправити, сице и братию учаше, еже призирати плоть, преходитъ бо, всякое же тщание и прилжание о души творити, о вещи бесмертней. И ни в чем же воля своея не творити и тснымъ и прискорбнымъ путемъ шествовати, ведущимъ в животъ вчный, широкого же и пространного пути всяческии удалятися, ведущаго в пагубу. 468 О крест и мнисе Анании Егда же прииде преподобный Корнилие на мсто се, тогда сътвори крестъ и постави его вдал от монастыря единого поприща 469 на дорозе. Мимоходящии же и недужнии приходяще с врою, покланяющеся ему, и молящееся насъ ради распятому Господу нашему Исусу Христу и Пречистой его Матери, и святаго старца молитвы призываху на помощь. И приемляху здравие душевное и телесное и облегчение путешественое, и полагаху милостину на препитание пустыни, и отхожаху. Нкоему же брату, именемъ Анании, повелнно бысть от святаго принимати милостыню ту и относити в монастырьскую казну. Он же даяная приемля, и ова приношаше в казну, иная же сокрываше себ, другая же отдаваше, ямо же онъ хотяше, без благословения святаго Корнилия, б бо заповедано от него всй братьи ничтоже принимати или даяти без благословения настоящаго. Въ время же Божественыя литоргия, егда хотящимъ братиям приимати святую дору, 470 – преже приходяще и покланяющеся Пресвятей Богородици, на икон написаннй, на руку имущи Господа нашего Исуса Христа, и целующе святую икону и приимаху дору от руку преподобнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 св. мучен. Маккавеев. 3 преп. о. н. Далмата. Свв. архиеп. Ефесских Иоанна монаха и Иоанна нового. (Служба писана 1 октября, а она писана епископу и апостолу Анании). 4 память св. и Марии Магдалины. 6 Преображение Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 9 св. мученика Мирона, еписк. критского чудотворца. 15 Успение Пресвятой Богородицы. 16 землетрясение и избавление от агарян. 18 память Иоанна и Георгия. патриархов константинопольских. 19 св. апостола Фаддея. 23 св. Каллиника, патриарха константинопольского. 25 св. апостола Тита. 29 Усекновение Честные главы Иоанна Предтечи. 31 положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратиях. Служба 2 июля. Приложение 3. Список праздников и святых, которым написаны каноны Феофаном и Иосифом и другими песнописцами раньшими их или современными им, не позднее IX века 462 . Сентябрь 1 началу индикта Имон. Стихиры Герм. Симеону столпнику Имон. Стих. Герм. 40 девам постниц. Феоф. 2 Маманту Феоф. 3 св. Анфиму Феоф. или Имон., но не Иос., пр. Феоктисту Феоф. 4 Вавиле еписк. антиохийскому Имон. Моисею пророку Клим. 5 пророку Захарии Феоф. Кириллу гортинскому Иос. (вместо 6). 6 чудо арх. Михаила Иос. 7 Созонту Феоф. Препразднству Иос. 8 Рождеству Богородицы Андр. Имон. Иос. 9 Иоакиму и Анне Феоф. 10 Минодоре и с нею Иос. 11 пр. Феодоре Феоф. 12 Автоному Имон. Георг. 13 Препраздн. Герм. Обновлению храма Иерусалим. Имон. Корнилию Иос. 14 Воздвижению креста Косм. Андр. 15 муч. Никите Феоф. 16 Евфимии Имон. 17 Вере и Надежде и проч. Феоф. 18 Евмению Иос. 19 Трофиму и проч. Иос. Сосанне Иос. 20 Евстафию Феоф. 21 ап. Кодрату Иос. 22 Фоке Иос. Прор. Ионе и преп. Ионе. Феоф. 23 зачатию Предтечи Имон. Феоф. 24 Фекле Имон. 25 Евфросинии Иос. Феофилу ефесскому Феоф. 26 Иоанну Богослову Феоф. два, Иос. 27 Каллистрату Иос. Епихарии Иос. 28 Пр. Харитону Имон. 29 Пр. Кириаку Феоф. 30 Григорию еп. Армении Иос. Октябрь 1 ап. Анании Имон. Роману Имон. Феоф. 2 Киприану Феоф. 3 Дионисию Феоф. 4 Иерофею Феоф. 5 Харитине Иос. 6 ап. Фоме Феоф. 7 Сергию и Вакху Имон. Феоф. 8 Пелагии Имон. Георг. 9 ап. Иакову Феоф. 10 Евлампию и Евлампии Имон. 11 ап. Филиппу Иос. 12 Прову и прочим Иос. Косме Феоф. 13 Карпу и Папиле Иос. Феоф. и Георг. 14 Назарию и прочим Иос. 15 Лукиану Феоф. 16 Лонгину Иос. 17 прор. Осии Феоф. Андрею Критскому Иос. 18 св. Луке Феоф. 19 прор. Иоилю Феоф. Уару Иос. 20 Артемию Иос. Георг. 21 пр. Илариону Феоф. 22 Аверкию Иос. Семи отрокам Иос. 23 Иакову брату Божию Феоф. 24 Арефе Феоф. 25 Маркиану и Мартирию Иос. 26 Димитрию солун. Феоф. Трусу Иос. 27 Нестору Иос. Феоф. 28 Терентию Феоф. 29 Анастасии Иос. Аврамию Иос. 30 Зиновию и Зиновии Иос. Маркиану Феоф. 31 ап. Стахии Иос. Епимаху Имон. Иос. Арс. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Тяжесть этого наказания объясняется опасностью, которая грозила от этого Иудина греха всему первому христианскому обществу. Один грешник представляет большую опасность для других, как человек, от которого другие могут заразиться его болезнью. «Разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор 5:6). Это апостольское изречение объясняет нам строгость суда над Ананией. Грех Анании мог быть опасен для целого общества, а потому этот гнилой член немедленно отсекается в страх и поучение другим, чтобы кто-нибудь не вздумал взять с него пример. «И великий страх объял всех, слышавших это» — вероятно все это произошло в общем, быть может, даже богослужебном собрании, и такая явная казнь Божия не могла не потрясти всех. «И встав, юноши приготовили его к погребению» — вероятно, это были молодые служители, исполнявшие разные поручения, как было и в синагогах. «И, вынеся, похоронили» — тотчас же вынесли труп за город, где обычно погребали умерших, и похоронили его там. Жена Анании ничего не знала о происшедшем, а когда часа через три пришла, святой Петр уличил и ее в обмане и сговоре с мужем. Желая дать ей возможность оправдаться и раскаяться, святой Апостол спросил ее, за сколько они продали землю, но и она повторила ложь своего мужа. «Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?». В этот момент возвратились юноши, похоронившие ее мужа, и святой Петр воспользовался этим, чтобы и ей изречь ту же казнь, которая постигла ее мужа: «и тебя вынесут». И она тотчас же упала у ног его и испустила дух. «И великий страх объял всю Церковь». Примечательно, что здесь впервые Дееписатель называет общество первых христиан «Церковью», по-гречески: «Экклисиа». Новое гонение на Апостолов (5:12-42) Окончив повествование о событиях внутренней жизни Церкви, Дееписатель опять дает характеристику тогдашнего состояния христианского общества. Для этого состояния характерно множество знамений и чудес, совершавшихся Апостолами «в людях», то есть, по-видимому, среди неверующего народа, для привлечения его к вере во Христа, а также — единодушие между всеми христианами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Эривань. Кегарт В тот же вечер оставил я Эчмиадзин, чтобы продолжать мое путешествие по области армянской. Патриарх, исполненный благоволения, отпустил со мною собственного келейника, для того чтобы мне все было открыто в монастырях. Смеркалось, когда спустился я в ущелье Занги, на крутой мост, переброшенный через поток; его строили каменщики греческие, двести лет тому назад, во времена шах-Аббаса. Как тени мелькнули предо мною пустые палаты сардаря, и гарем, и крепость; кое-где горели огни, в уединенных окнах, над рекою, и шумела Занга, в вечерней тишине; с трудом мог я въехать под темные изгибы ворот, бывшей персидской твердыни. На рассвете отрадно мне было слышать утреннее богослужение, в соборе Эриванском, весьма благолепном. Те же греки, которые строили мост, соорудили и храм, для самих себя, как меня уверяли некоторые старожилы, но в последствии церковь была отдана туркам, для их исповедания суннитского, а наконец обращена в пороховое хранилище. Так застали ее войска наши и освятили в честь покрова Богоматери, потому что в этот день сдалась сия сторожевая бойница Персии, как некогда, в тот же день, пали твердыни казанские, пред победною хоругвию России. Мечеть, бывшая придворною сардара, теперь обращена в арсенал, и нарядна своими арабесками, из разноцветных кирпичей. Замечательна и главная городская мечеть, принадлежащая господствовавшему исповеданию шиитов; она окружена базаром и караван-сараями; платановое дерево, под которым шумит фонтан, одно развесилось на весь широкий двор мечети, призывая под тень свою поклонников Али. Но я нашел христианское сокровище в Эривани, о котором даже не знают многие из армян, на краю города. В уединенной церкви, называемой Зоравар т.е. святынею сильных. Изнутри сего храма спускаются в подземелье, подобное гробовым покоям Рипсимы и Гаяны, и там гробница св. Апостола Анании, одного из семидесяти, которому явившийся Господь, велел окрестить Савла, избранный им сосуд. Каким образом могли явиться мощи сии в Эривани, не мог я достоверно узнать; но священники той церкви говорили мне, что они подарены были еще великому Григорию. Правдоподобнее думать, что некая часть их досталась гораздо позже в удел, кому-либо из католикосов или царей армянских. Рядом с гробницею Анании есть другая неизвестная, в том же подземелье.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010