Иконы, принадлежащие кисти Анании, неизвестны, но можно предполагать, что он исполнил первый образ преподобного Антония на камне, на котором тот, по преданию, приплыл по Волхову. В 1547 – 1552 гг. камень был вложен в западную стену Рождественского собора, изображение неоднократно поновлялось. Нет сомнений, что Анания был погребен в родной обители, но где именно, неизвестно. Время местной канонизации Анании также неизвестно, но уже в конце XVII в. имя его входило в число святых Великого Новгорода в «Описании о российских святых» (конец XVII-XVIII в.; здесь указан день преставления Анании). Канонизация Анании была подтверждена включением в 1831 г. его имени в Собор Новгородских святых. В службе всем новгородским святым Анания прославляется как чудотворец: «Анания, добре соблюдый образ Божий в души твоей, из раки изобразуя святых и немощныя исцеливый тростию твоею, изобрази и в нас добродетельныя виды, всеславне» (3-й тропарь 6-й песни канона). На прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в. он представлен в правой группе в 5-м ряду 2-м слева, с надписью на нимбе: «Анании». Тропарь, глас 8 О тебе отче Анание, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Анание, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Житие преподобного отца нашего Никандра (в миру Никона) Псковского 4, 9 чудотворца Память его празднуется месяца марта в 25-й день, месяца июня в 29-й день и месяца сентября в 24-й день † 1581 При державе великого князя Василия Иоанновича и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Серапионе родился в пределах Псковских, в селе Видеребье, сей преподобный в 1507 г. от благочестивых родителей Филиппа и Анастасии, и во святом крещении наречено ему было мирское имя Никон. От раннего возраста привержен он был к церкви и просил родителей своих отдать его в научение Божественного Писания, моля Господа Иисуса, да даст ему благой разум, и так открылся ему путь к душеспасительному познанию, постигнув обманчивость жития сего, единого Христа возлюбив и себя предуготовил ему жилище. Брат его Арсений, восприявший иночество, показал ему первый пример отречения от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господь не наказует Иуду смертью, сам предатель совершает самоказнь над собою. Затем «чудесную кару» Анании и Сапфиры «за тяжкий грех» наш автор старается объяснить пользою для тогдашней христианской общины и для последующей церкви. «Наконец, говорит автор, грех Анании мог иметь важное общественное и историческое значение. Правда, трудно допустить, чтобы Анания решился на свой поступок, с целью именно испытать Духа Святого, действовавшего чрез Апостолов, и узнать, может ли Он открыть тайные деяния или нет. Но нельзя также не заметить, что Апостол с особенною мыслью выставляет на вид то, что Анания солгал Духу Святому и что на деле у него вышло такое именно испытание Духа. Если такое и не было прямою целью поступка Анании, то оно было бы необходимым следствием его. Сам Анания усомнился бы во всеведении и Божественном характере Духа, обитавшего в Апостолах. А чем могло бы грозить всё это только что начавшемуся делу проповеди Христовой?» (стр. 251). Но, во-1-х, «чудесная кара» грешника не за «прямую цель поступка», а за «необходимое следствие его» не соответствует Правде-Любви Божией. Во-2-х, все эти последствия как для Анании с Сапфирою, так и для последующих всех христиан устранялись тем, что Дух Святой открыл тайну грешников Ап. Петру и таким образом Своим всеведением явил Себя Богом-Сердцеведцем всех ( Деян.1:24 , –15:8). Испытание и ложь Анании и Сапфиры по отношению к Святому Духу-Богу заключались не в не желании их обмануть Святого Духа-Бога, а в том, что они ошибочно считали нравственно допустимыми поблажку своей страсти мамоно- —224— служения и сокрытие от апостолов части денег за проданное имение. Они очевидно руководились столь обычным всегда и везде началом совмещения служить Богу и мамоне ( Лк.16:1–16 , – Мф.6:24 ). Но мы знаем, что к подобной же страсти богача Господь отнесся с любовью и снисхождением: «Иисус же, воззрев на него, возлюбил его и сказал ему» и пр. ( Мк.10:21 , ср. ст. 22–27 ср. Лк. 18:18–30 , – Мф.19:21–26 ). Неумеренно поддаваясь влиянию комментариев, не обращающих внимание на выражения ψεσασθαι τ πνεμα τ γιον и οκ ψεσω νθρποις λλ τ θε, автор не смог ultra commentarios sapere и тем лишил себя возможности выйти из затруднений при толковании этого места.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История Анании и Сапфиры (5:1-11) После похвального примера Варнавы, Дееписатель приводит противоположный пример нравственного падения в этом идеальном первохристианском обществе. Некоторые муж и жена, по имени, Анания и Сапфира, продав имение, утаили из вырученной от продажи цены и лишь некоторую часть принесли в общую кассу к Апостолам, сказав, что принесенное ими — все, что было выручено за проданное (видно из стиха 8-го). В этом поступке выразилось не только их своекорыстие, но и намеренная, сознательная ложь, а главное — фарисейское лицемерие. Они хотели представиться такими же самоотверженными, как и другие, не будучи таковыми. Это было первое темное пятно на светлом фоне святого общества первых христиан, а потому такой поступок не мог остаться без самого строгого наказания на вразумление всем. Святой Апостол Петр узнал об этой лжи, без сомнения, по наитию исполнявшего его Духа Святого и прямо указал Анании на совершенный им грех, назвав его делом отца лжи — сатаны: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?». Действие сатаны на Ананию святой Петр выражает почти в тех же словах, как Евангелист Иоанн действие сатаны на Иуду предателя (Ин 12:6). Из этого уже видна опасность поступка Анании и Сапфиры для всего первохристианского общества, если бы это действие не было обнаружено святым Петром и не прекращено в самом начале решительным искоренением зла из среды первых христиан. «Чем ты владел, не твое ли было?» спрашивает Апостол Ананию. Очевидно, что обобществление имущества отнюдь не было принудительным и внешне обязательным, но вполне добровольным. Грех Анании был именно в совершенном им обмане — в том, что часть вырученной им за продажу имения суммы он хотел представить, как всю сумму. «Ты солгал не человекам, а Богу» — это выражение ясно указывает на Божественное Существо Духа Святого и на Его личность. Такое суждение показало Анании всю глубину его нравственного падения, которой он, быть может, не замечал. «Услышав сии слова, Анания пал бездыханен» — это было непосредственное наказание Божье преступнику за его тяжкий грех против Духа Святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

148 Наказание Анании и Сапфиры за попытку их обмануть Апостолов в цене проданного ими имения сколько поучительно, столько же и печально, как свидетельствующее, что и в первенствующей Церкви, столь высокой и чистой в большинстве своих членов, находились лица своекорыстные и лицемерные, готовые даже на обман лиц, облеченных благодатными от Святого Духа дарами, потребными к управлению Церковью. Вместе с Апостолами они обманывали и всю Церковь , которая между тем «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Блаженный Феофилакт говорит: «удивительно то, что прегрешение было по соглашению (с женою), и никто другой не был очевидцем продажи. Вот откуда у этого несчастного возникла мысль поступить так, как он поступил». «Анания, еще не возвысившийся до сознания того, что общение имуществ условливается нравственным единением и любовью друг ко другу первых христиан, увлекся этим неизвестным древнему миру духом вспомоществования. Ему хотелось принять участие в общении имуществ, но в то же время и жаль расстаться со своим собственным имуществом. И вот, он вручает вырученные за продажу деньги представителям первых христиан, только удерживая у себя часть денег. Анания своекорыстен, но старается прикрыть это маской лицемерия, выдавая себя готовым жертвовать собою для блага общества». 149 Апостол Петр, прозревая обман Анании, по духу благодати бывшей в нем, и обличая его, отнесся к Анании вопросительно, как бы ища в нем оправдания проступка или раскаяния в согрешении, причем сам же и указывает главного виновника этой гнусной попытки ниспровергнуть чистоту самоотвержения первенствующих христиан. Также действием сатаны объясняется и предательство Иуды ( Ин.13:27 ). Духом Святым было открыто Петру преступление Анании. Пред Ним он и считает прежде всего и более всего виновным Ананию, что и разъясняется ему, как недостаточно постигшему Святого Духа, Которым живет вся Церковь вообще и в особенности ее сугубо облагодатствованные руководители. «Некоторые говорят, что если сатана исполнил Ананию, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил его сердце, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою» (Феофилакт). «Нет ничего невероятного в том, что своекорыстие, ложь и лицемерие проявлялись в Анании и Сапфире в такой степени не без предварительного тайного развития их, как и в Иуде, что жизнь их внутренняя не отличалась особенной чистотой и прежде, что семя зла еще ранее пустило в них свои корни, теперь же принесло свои гибельные плоды» (см. у преосвящ. Михаила, стр.139).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

С 1-й пол. 20-х гг. XVII в. Н. жил в с. Лыскове (ныне город Нижегородской обл.) у свящ. Анании, дом к-рого был одним из центров формировавшегося движения боголюбцев (ревнителей благочестия). Сын Анании свт. Иларион впосл. стал Суздальским митрополитом, шурин Илариона Павел был рукоположен во епископа Коломенского. Близ Лыскова располагался Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь , восстановленный в 20-х гг. XVII в. при поддержке царской семьи, к-рая особо почитала прп. Макария Желтоводского (по молитвам к преподобному был освобожден из польск. плена патриарх Филарет). Жители Лыскова всячески содействовали возрождению обители, Н. был деятельным участником этого процесса: род Н. записан в помяннике обители. Мн. ревнители благочестия были связаны с Желтоводским мон-рем. В 1-й пол. 20-х гг. XVII в. послушником там был буд. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) , приходивший к свящ. Анании для духовных бесед. В доме Анании буд. патриарх мог познакомиться с Н. В Желтоводской обители подвизался Иларион , впосл. митр. рязанский и Муромский, его там навещал буд. учитель старообрядчества Аввакум Петров, бывавший также и в Лыскове. В синодик Желтоводского мон-ря был вписан род протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева . (По предположению Н. В. Понырко, в лысковском кружке свящ. Анании произошло знакомство Стефана Вонифатьева с Н.) Ревнителей благочестия в 20-30-х гг. XVII в. объединяло стремление к обновлению и улучшению церковной и гражданской жизни в России после Смутного времени. Н. стал одним из лидеров движения при его возникновении. Боголюбцы ставили своей целью исправление жизни и нравственности народа через более глубокое его воцерковление. Для этого признавалось необходимым в первую очередь исправить и упорядочить церковную жизнь: ревнители восставали против порочного поведения духовенства, особенно против пьянства, выступали за насаждение публичной проповеди, «единогласия» в богослужении (отсутствие одновременного чтения или пения за богослужением неск. частей службы). В народной жизни ревнители осуждали грубые обычаи (особенно матерную брань), пьянство, суеверия, языческие увеселения.

http://pravenc.ru/text/2565072.html

История Анании и Сапфиры позволяет ответить на важный вопрос: был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину? Судя по тому, как она изложена у Луки, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога: Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери, погребавшие мужа твоего: и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это ( Деян. 5:1–11 ). Вопрос, который Петр задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательным требованием. Проданное имущество находилось у Анании в собственности: он мог его не продавать и продолжать им пользоваться. Продав его, он получил деньги, которые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Пожертвования имели добровольный, а не принудительный характер, и эта мысль явно прослеживается в вопросе Петра. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. Автор книги Деяний не указывает, какова была полная сумма и какой процент от нее они решили пожертвовать на общину. Но это и не имеет значения. Грехом Анании и Сапфиры была ложь, и именно она вызвала негодование Петра. Ложь, к тому же, была публичной, поскольку бюджет общины, очевидно, был прозрачным и суммы пожертвований становились известны всем ее членам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 5 Встория Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение (стихи 1-11). Чудеса, совершившиеся Апостолами и новое гонение синедриона на Апостолов: заключение их в темницу, освобождение их ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом, совет Гамалиила и отпуск Апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия (стихи 12-42). История Анании и Сапфиры (5:1-11). После похвального примера Варнавы, Дееписатель приводит противоположный пример нравственного падения в этом идеальном первохристианском обществе. Некоторые муж и жена, по имени, Анания и Сапфира, продав имение, утаили из вырученной от продажи цены и лишь некоторую часть принесли в общую кассу к Апостолам, сказав, что принесенное ими - все, что было выручено за проданное (видно из стиха 8-го). В этом поступке выразилось не только их своекорыстие, но и намеренная, сознательная ложь, а главное - фарисейское лицемерие. Они хотели представиться такими же самоотверженными, как и другие, не будучи таковыми. Это было первое темное пятно на светлом фоне святого общества первых христиан, а потому такой поступок не мог остаться без самого строгого наказания на вразумление всем. Св. Ап. Петр узнал об этой лжи, без сомнения, по наитию исполнявшего его Духа Святого и прямо указал Анании на совершенный им грех, назвав его делом отца лжи - сатаны: " Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? " Действие сатаны на Ананию св. Петр выражает почти в тех же словах, как Евангелист Иоанн действие сатаны на Иуду предателя (Иоан. 12:6). Из этого уже видна опасность поступка Анании и Сапфиры для всего первохристианского общества, если бы это действие не было обнаружено св. Петром и не прекращено в самом начале решительным искоренением зла из среды первых христиан. " Чем ты владел, не твое ли было? " спрашивает Апостол Ананию. Очевидно, что обобществление имущества отнюдь не было принудительным и внешне обязательным, но вполне добровольным. Грех Анании был именно в совершенном им обмане - в том, что часть вырученной им за продажу имения суммы он хотел представить, как всю сумму.

http://sedmitza.ru/lib/text/430520/

Но Господь сказал Анании: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: «брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился св. Духа, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел и крестился» ( Дeяh. IX, 10–18 ). Ап. Павел в речи своей, произнесенной в Иерусалиме, (в 62 г.) пред иудеями в свою защиту так отзывается об Анании: «Анания муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске» ( Дeяh. XXII, 12 )… Без сомнения, Анания был наставником Савла (Павла) в новом спасительном его пути и, вероятно, содействовал спасению жизни вел. апостола ( 2Kop. XI, 32 и Дeяh. IX, 23–24 ). Св. Анания в церков. службе называется первым «учеником Иисуса Христа, слушавшим Его божественное учение», – что указывает на призвание его Самим Господом, называется также свидетелем и Самовидцем Его чудес; можно думать, что Анания возвратился из Иерусалима в Дамаск после крестной смерти Спасителя… В той же службе (I отд.) Анания называется «пастырем верным, стражем Нового Завета, Божеств, проповедником», и др., что указывает на положение его, среди других верующих, как представителя церкви. Церк. предание Анании приписывает просвещение Дамаска, где и был первым епископом (в службе: назван иерархом, Архиереем), но в списке 70 апостолов Анания считается епископом Елевферополя, но там был на святительской кафедре – св. Иосия-Иуст (см. выше 7). Апостольские труды св. Анания закончил мученическою кончиною; он по повелению игемона Лукиана за распространение христианства был побит камнями, но ученики Анании тайно перенесли его тело в Дамаск и с честью похоронили. Св. Анания считается покровителем Дамаска (стихиры на стиховне). В каком году пострадал св. Анания – неизвестно. Путешественникам и доныне в Дамаске показывают дом св. Анании (Олесницкий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Конечно, сама по себе смерть есть оброк греха ( Рим.6:23 ). Но, кроме этого оброка, мгновенная и неожиданная смерть четы, питавшей слабость к мамоне неправды, послужила Промыслу средством к наставлению, что забота о теле не может прибавить ни одного локтя к возрасту человека ( Лк.12:35 ; Мф.6:27 ). В истории Анании и Сапфиры дано фактическое и часто встречающееся в жизни подтверждение той непреложной и очевидной истины, что высказана Господом приточно в евангелии Луки, – именно в словах к приточному богачу: «неразумец! этою ночью душу (жизнь) твою потребуют от тебя, а что заготовил, кому будет (останется)»? ( Лк.12:20 ). Всё это автору необходимо было иметь в виду при толковании речей Ап. Петра к Анании и Сапфире. Наконец, и в отношении древне-христианской литературы справка автора по данному вопросу оставляет место некоторым пожеланиям. Не все экзегеты указаны, а из указанных не всё приведено по подлинникам. А это надобно было в виду важности предмета. Мы так долго остановились на этой главке книги профес. Мищенко потому, что историей Анании и Сапфиры многие злоупотребляют для доказательства того, что Новый Завет яко бы допускает или одобряет смертную казнь. Между тем, даже принимая мгновенную смерть Анании и Сапфиры за казнь или «чудесную кару», совершение такой кары все же здесь усвояется не Ап. Петру, а Самому Богу, – таким об- —226— разом она явно изъемлется из области человеческого действования в сферу сверхъестественно-божественную. д) Изречение Ап. Петра в Деян.10:34–35 (стр. 288–289) «не лицеприимец Бог, но во всяком народе боящийся Его и делающий правду приятен Ему» в идейно-богословском отношении имеет существенную важность тем, что стоит в связи с вопросом о спасении тех народов или язычников, кои жили после пришествия Спасителя, имели душу – «христианку по природе» боялись и «чтили Неведомого для них Христианского Бога» ( Деян.17:23 ), однако-ж не знали Христа Спасителя и в церковь Его земную не вошли именно потому, что не слышали евангельской проповеди и потому не могли уверовать в Спасителя ( Рим.10:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел имел оное «видение», – в бодрственном – «яве», или в «сновидении», а в том, кто мог быть сей явившийся в «видении» муж-«македонянин»? т. е. был ли подлинно он своей личностью один из народа македонского», «пришедший» из загробного мира, или по Воле Божией и силой Божией был «явлен в видении образ» мужа – «Македононяна» чрез Ангелов Божиих – тех, которым от Бога предоставлена была македонская земля, как Ангелам, так сказать, хранителям целой области (Ср. Дан.10:9 ...21)? Принять последнее необходимо потому, что аналогичное сему «видению» мы имеем в кн. Деян. Апостолов другое таковое же «видение, бывшее Ап. же Павлу, которое своим содержанием и дает нам положительное указание на то, что в данных и в подобных данным «видениях» не человеческая личность является и, воздействуя, способствует как бы «выступлению» своего образа «яве», или «в видении головы», а является и воздействует «образ человеческий» в видении по силе Божией именно чрез Ангелов Божиих. О сем втором «видении», бывшем Ап. Павлу, указывается в кн. Деян. Апостолов следующее: после чудесного обращения ко Христу Савла, на пути его в Дамаск, Господь в чрезвычайном откровении повелевает Апостольскому мужу – Анании, находящемуся в Дамаске, в который приведен был и Савл: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в иудином доме Тарсянина по имени Савла, он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел... Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Св. Духа. И тотчас якобы чешуя отпала от глаз его; и вдруг он прозрел и встал – крестился» ( Деян.9:11 ... 18): в приведенном сем указании Св. Писания на событие «видения» Савлом Апостольского мужа – Анании мы имеем положительные и несомненные данные заключить о том, что в «видении» от Господа Савл был предуведомлен о приходе Анании не личностию – «душею» самого Анании, бывшего живым в своем теле на земле, а его «образом, в видении», по Воле Божией и силой Божией «явленном».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010