Иер. 28:5–9 5. И реч пррокъ ко лжепророк пред очима жерцевъ, и пред очима всхъ людей стощихъ в дом Гдни, 5. И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем; 6. И реч поистинн так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво, еже ты прорицаеши, еже возвратити сосды дом Гдн, и вс преселенны из Вавлна на мсто 6. И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какия ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие! 7. Обаче слышите слово еже азъ глаголю во ушы вашы, и во ушы всхъ людей: 7. Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: 8. Прроцы прежде мен, и прежде васъ вка, прорекоша на мнги земли, и на црства велика рати и и глад: 8. Пророки, которые издавна были прежде меня, и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. 9. Пррокъ миръ, пришедш слов познаютъ пророка, егоже посла имъ Гдь в вр. 9. Если какой пророк предсказывал мир,  то тогда только он признаваем был за пророка, котораго истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Понимая эту опасность и видя в то же время, что словами Анании собственная речь Иеремии представляется как будто лживою, что к ней внушается недоверие, святый пророк хочет убедить народ, что было бы незаконно признать слова Анании за несомненную истину и самого его за истинного пророка. Закон ( Втор. 18:22 ) повелевал выждать и посмотреть, исполнится ли слово человека, выдающего себя за пророка. Вероятно, Анания в первый раз являлся в качестве пророка: только в таком случае становятся понятными слова пророка Иеремии Иер. 28:8, 9 . Сами по себе, слова Анании представляются Иеремии сочувственными: так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво. Иеремия не желает зла народу; он готов всегда молиться за народ (ср. Иер. 14:11 ). Если он советует покорность вавилонскому царю, то только для того, чтобы не навлечь новых, более тяжких несчастий на страну, сделать существование в ней сносным и даже благополучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Город апостолов Дамаск связан с деяниями апостолов. Именно сюда отправился из Иерусалима Савл, взяв письмо от первосвященника с разрешением преследовать христиан. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 3–4). Воскресший Христос повелел ослепшему Савлу идти в город, где через три дня молитвы ипоста был исцелен с помощью пришедшего к нему Анании. После крещения апостол Павел проповедовал в Дамаске и Аравии. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине (Деян. 9, 23–25). Спасение апостола традиционно связывают с Юго-восточными воротами Старого города (Баб-Кайсан), основа которых восходит к первым векам нашей эры, а основная часть строения — к XIII–XIV векам. В память о спасении во внутреннем помещении ворот в 1939 году грекокатолики устроили небольшую церковь Апостола Павла, «что с окном». Большое значение историки приписывают Восточным воротам Старого города (Баб-Шарки), построенным в первые века нашей эры и надстроенным в XII–XIII веках. Через них также могли проходить апостолы. Близ ворот расположен старый христианский квартал Баб Тума, названный в честь апостола Фомы, ушедшего после Дамаска просвещать Индию. Здесь сохранился небольшой подземный храм Святого Анании, ныне принадлежащий Маронитской католической церкви. Предание гласит, что на этом месте находился дом первого епископа Дамаска святого Анании. Судя по раскопкам 1920-х годов, на этом месте располагалась церковь, построенная не позднее VI века. Восстановленная после ее возврата христианам халифом аль-Валидом в начале VIII века, она почиталась христианами и мусульманами как церковь Святого Креста (Аль-Мусаллаба). В 1820-е годы францисканские монахи перестроили подземную сводчатую часть в часовню Святого Анании, а в 1867 году восстановили то, что пострадало в ходе восстания друзов.

http://e-vestnik.ru/history/drevnyaya_si...

Собор занялся новым подробнейшим пересмотром дела и не только снова осудил все незаконные притязания Анании на автокефальность и патриаршие титулы, но и нашел, что по каноническим постановлениям и древним документам Синайский игумен может носить только титул епископа, но не архиепископа и лишил его этого титула, данного ему милостию патриархов в недавнее время. Это постановление, согласное с древнейшею практикою, было между прочим направлено к ограничению прав и современного собору Синайского архиепископа Иоанникия, так как в деле Анании и особенно в позднейших его притязаниях не были совершенно чисты как он сам, так и Синайские отцы, и как Иоанникий, так и синаиты поддерживали мысль об автокефальности Синайского архиепископа, хотя и не выступали решительно сторонниками Анании 79 . Вместе с этим собор подтвердил все прежние постановления о подчинении Синайского епископа иерусалимскому патриарху и его правах и обязанностях, и осудил и предал отлучению всех, кто не будет признавать этих постановлений. От собора составлена была синодальная грамота (от января 1691 г.), содержание которой мы высказали, и внесена в священный кодекс иерусалимской церкви 80 . Дело архиепископа Анании, длившееся около 25 лет, определило на более прочных началах права игумена-епископа синайского, его отношения к патриарху иерусалимскому и взаимные отношения между ним и синайскою братиею. Два знаменитые патриарха иерусалимских, оставившие имя свое и в науке и в истории патриархата иерусалимского, были главнейшими деятелями и в современном им синайском вопросе. Бесспорно их усилиям и в особенности учености и энергии патриарха Досифея, принадлежит заслуга выяснения и упрочения начал синайского управления. Они давали направление делу, окончательно решили и утвердили его судом великой церкви константинопольской не в противоречии с интересами своего иерусалимского престола и в духе значительно несогласном с определениями константинопольского собора при патриархе Иеремии II в 1575 г.: Синайский игумен-архиепископ теперь был лишен независимости, какая дана была ему при Иеремии, явился подчиненным патриарху иерусалимскому, в довершение всего лишен архиепископского титула и стал простым епископом, при чем была брошена тень сомнения и на подлинность новеллы Юстиниана, на которой синайский архиепископ думал основать свою автокефальность и независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

498 Рассказ Апостола Павла о его ослеплении и прозрении в сущности сходен с сообщением о сем Дееписателя ( Деян.9:10–18 ), но в нем есть особенности, например, об Анании, что он был великий почитатель закона, уважаемый всеми Иудеями Дамасскими. Ссылка на благостное и даже чудотворное отношение такого мужа к Павлу не могла не быть благоприятною в глазах слушателей Павла. Отсюда понятно, почему он так распространился о свойствах Анании. Святой Иоанн Златоуст говорит: «вот и еще свидетель. И смотри, как достоверным представляет его. Кроме того, Анания человек посторонний, затем – событие прозрения, потом – великое пророчество». «Павлом приводится только сущность сказанного при прозрении его; но зато далее подробно передаются слова, сказанные Ананиею после прозрения Савла, опущенные Дееписателем» (см. у преосвящ. Михаила). 500 Наставление Анании, данное им Савлу перед крещением его, полно светлых надежд, указаний и пророчеств, что все должно было служить к оправданию Павла, как предназначенного в деле своем Богом Отцом и укрепленного в своем призвании явлением Самого Иисуса Христа, Которого Анания назвал Праведником. В сказании Дееписателя передается то, что было сказано Богом о Павле Анании, а здесь Павел передает, что сказано было ему самим Ананиею. Понятно, что в словах есть разность, но сущность сказанного здесь, очевидно, есть точное воспроизведение Божия откровения о Павле, причем естественно было Павлу по его смирению опустить слова о нем, как сосуде избранном, что, впрочем мог и не сказать ему Анания, выразивший эту мысль проще: «Бог отцев наших предъизбрал тебя», тем более что это выражение и удобопонятнее, и сильнее для слушателей. По изъяснению святого Иоанна Златоуста , «Апостол хорошо сказал: отец наших. Этим он выразил, что они не суть Иудеи, но чужды закону и действуют по зависти, а не по ревности. Разумети, говорит, хотение Его и видети Праведника. Следовательно, такова была воля Его. Если Он Праведник, то они виновны. Смотри, как он высоким представляет это событие: яко будеши Ему свидетель. Посему не изменяй своему зрению и слуху, тому, яже видел еси и слышал. Уверяет его обоими чувствами. Здесь он выразил нечто великое, ибо не сказал: «крестись во имя Его», но: призвав имя Христово, этим показал, что Христос есть Бог, ибо призывать никого не следует, кроме Бога. Подлинно Павел явился свидетелем и на делах, и на словах. Такими свидетелями следует быть и нам, и не изменять тому, во что мы верим: разумею не только догматы , но и жизнь» (см. т.2, стр.300–305).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И собор, низложивший Ананию, позаботился об этом. В синодальной грамоте патриарха константинопольского Мефодия от января 1671 года, после изъяснения причин осуждения и низложения архиепископа Анании излагаются следующие утвержденные собором уже более определенные постановления, направленные к тому, чтобы поставить синайского архиепископа в ближайшую зависимость от патриарха иерусалимского и отстранить на будущее время возможность притязания в духе Анании: 1) епископ Синайской горы, нынешний и всякий имеющий быть после него, должен состоять в подчинении святому престолу иерусалимскому и от него безмездно должен получать хиротонию; 2) как имеющий начало своего архиерейства в патриархе иерусалимском, он должен поминать его имя при богослужении по канонической обязанности, а не по любви, как говорил Анания; 3) должен называться ϑεοφιλστατος ρχιεπσκοπος, а не μακαριτατος и должен писать ταπειντης μν смирение наше, а не μετριτης – мерность; 4) должен быть подсуден патриарху иерусалимскому, без ущерба однакоже чрез это правам монастыря, ибо мы хотим, – говорилось в грамоте, – чтобы монастырь пребывал в собственных правах своих свободным и автокефальным, так как он неподлежит ни патриарху, ни епископу, будучи свободен от архиерейской власти. «Все это внимательно обсудивши», заключает грамота, «определяем, чтобы все это неизменно и твердо сохранилось во век, а кто когда-либо дерзнет нарушить это законное определение и справедливое постановление, какого бы он ни был сана, звания и состояния, да будет отлучен от всесвятой и единосущной и животворящей Троицы и проклят и непрощен и неразрешен по смерти во веки, и часть его да будет с предателем Иудою и распявшими Господа, и да будет предан вечной анафеме и повинен огню геенскому, да будет наказан в жизни настоящей и лишен вечной, и не узрит лица Божия. Во свидетельство чего и дана сия синодальная грамота святейшему патриаршему престолу иерусалимскому 62 . Дело архиепископа Анании, побудившее поставить архиепископа Синайского в подчинение патриарху иерусалимскому, побудило синайских отцов озаботиться и установлением более определенных отношений между игуменом-архиепископом и братиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ст. 13. При небывалом единодушии христиан между собою, по наказании первого лицемера Анании и жены его Сапфиры скоропостижною смертью, другие, подобные Анании, лицемеры и нечестные люди, устрашенные участью Анании и опасавшиеся прозорливости апостолов, уже и не смели пристать к ним. Зато простосердечный и честный народ, кормившийся от церковных средств, прославлял апостолов, разносил о них добрую молву далеко. Ст. 14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, Ст. 15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Ст. 16. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Такое же чудесное действие имели на больных и бесноватых платки и пояса апостола Павла ( Дeяh. XIX, 12 ). Так и теперь по благодати Божией, присущей Православной Церкви, бывают многочисленные и чудесные исцеления всяких болезней от нетленных мощей св. угодников Божиих, от их покровов, одеяний и от их св. икон. Чудеса совершаются в известном месте и над известными людьми не иначе, как по благодати Божией и по вере обращающихся к Богу за помощью. Оттого-то Христос и не раз говорил: восстав иди, вера твоя спасла тебя; по вере вашей да будет вам ( Лk. VIII, 48 ). Имейте же, православные, чистую и твердую веру в Бога ( Mk. XI, 23 ). Не обращайте внимания на неверующих – каждому своя душа дорога. И при апостолах было так: народ от всей души им веровал, и принесенные к ним больные исцелялись все. А между тем, в то же время (ст. 17)…даже архиерей и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, не веровавшие в общее воскресение, исполнились зависти к апостолам, которые в каждой проповеди своей говорили о противном саддукейству воскресении. И что же эти начальники еврейского народа сделали с апостолами? Ст. 18. Наложили руки свои на апостолов и заключили их в народную темницу. Но истины, уже возвещенные, и чудеса, совершенные апостолами, не могли быть стеснены в стенах темницы. Они уже приносили свой плод на просторе в кругу, не подчиненном внешней власти еврейской, так что для судей бесполезно было всякое противодействие с их стороны Христову учению, и самое заключение апостолов не помогло архиерею и саддукеям. Потому, что

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Игорь 24 декабря 2016, 18:55 Во-первых, сатана ничего не может сделать, если ему не будет позволено Богом. Тем более нанести человеку физический вред (см. книгу Иова). Так что участие Бога из смерти Анании и Сапфиры не устраняется. Во-вторых, люди (и христиане) совершали и совершают намного более тяжкие грехи, входя в еще более тесные отношения с диаволом. Однако их неожиданной смерти не наблюдается. Во-всяком случае, далеко не всегда. Считаю, что автор статьи проблему не решил. Irina Fadeewa 25 мая 2016, 08:50 ///Адама и Еву изгнали из Рая за то, что ослушались и не покаялись, выполнили волю не Божию, а дьявольскую, но дали им время на покаяние, и они стали ветхозаветными праведниками. Чем грех Сапфиры и Анании тяжелее греха первых людей?///Первые люди были нашими праотцами. Если бы их Господь совсем лишил возможности общения с Собой, то они быстро превратились бы в животных)) и не было бы Воплощения Иисуса Христа, дающего заблудшему человечеству возможность возвращения к Богу. Екатерина 11 мая 2016, 07:34 Андрей, прошу прощения за неточность: не праведники, а праотцы. В любом случае, Православная Церковь совершает их память. Ольга, благодарю за развернутый ответ, но на мой взгляд, он (как и статья) рожден из человеческих домыслов. Откуда нам с вами знать, что у кого было на душе, каких движений Бог там не увидел и чем дьявол воспользовался? Даже святые отцы (Свт Иоанн Златоуст и Прп Ефрем Сирин) расходятся во мнениях, могли ли покаяться Анания и Сапфира. У меня не укладывается в голове, что в Новом Завете люди лишились жизни без времени на покаяние ( " Услышав сии слова, Анания пал бездыханен " ) и в назидание другим, чтобы не повадно было. Поэтому мне, видимо, придется оставить эту историю, как и сказал автор, на задворках памяти. olga 11 марта 2016, 00:05 Комментарий, к прочитанным коментариям.Праотец Адам и Праматерь Ева были обмануты сатаной, который приняв вид змея, то есть вошёл в биологическое тело змеи и коварно внушил Еве, которая была понаивнее, мысль о лживости Бога.Впрочем, дело даже не в наивности Евы.А в том, что сатана отец лжи и обманет любого.Бог попустил этому произойти с единственной целью - для их, Адама и Евы духовного роста.Они, должны были с гневом отвергнуть это дьявольское " предложение " и тем самым, утвердится в истине.Как и мы, все ныне живущие, должны утверждаться в Истине, которая есть ХРИСТОС.Для этого собственно и живём.

http://pravoslavie.ru/90505.html

Текст «Слова ο Вавилоне» публикуется по рукописи – ГИМ, Музейное собрание, 2952 (кон. XV в.). СЛОВО О ВАВИЛОНЕ, О ТРЕХ ОТРОКАХ. ПОСОЛЬСТВО ЦАРЯ ЛЕВКИЯ, НАРЕЧЕННОГО В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ, КОТОРЫЙ ПОСЫЛАЛ В ВАВИЛОН ИСПРОСИТЬ ЗНАМЕНИЯ У СВЯТЫХ ТРЕХ ОТРОКОВ – АНАНИИ, АЗАРИИ, МИСАИЛА Сначала он хотел послать трех человек, христиан сирийского рода. Они же сказали: «Не подобает нам идти туда, но пошли из Греции грека, из Обезии обежанина, из Руси русина». И он послал тех, кого они хотели. Когда они были за пятнадцать дней пути до Вавилона, сказал им царь Василий: «Если будет здесь знамение святых, то не отрекусь от Иерусалима, но буду поборником веры христианской и защитником от врагов иноверных рода христианского». И пошли три мужа, грек Гугрий, Яков обежанин, Лавер русин и ехали до Вавилона три недели. А когда пришли туда, не увидели града: весь быльем порос так, что не видно было палат. Пустили они коней и нашли тропу, которую протоптали малые звери. В зарослях же тех было лишь часть травы, а две части гадов; но не было у них страха. И они пошли тем путем и пришли к змию. Чрез змия была положена лестница из древа кипариса, а на ней – надпись на трех письменах: по-гречески, по-обежски и по-русски. Первая надпись по-гречески: «Которого человека Бог приведет к лестнице сей...» Вторая надпись по-обежски: «Пусть лезет чрез змия без боязни...» Третья надпись по-русски: «Пусть идет с лестницы чрез палаты до часовни». И была та лестница из восемнадцати ступеней: такова толщина того змия. Взошли они на верх ее, а там – другая лестница, внутрь града, и написано на ней то же. А когда они проходили через палаты, были палаты полны гадов, но не причинили им никакого вреда. Когда же они подошли к церкви и вошли в нее, наполнились благоуханием уста их, ибо в церкви написано было много деяний святых. Поклонились они гробам святых трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила – и сказали: «Пришли к вам по велению Божию и великого богохранимого царя Василия просить от вас знамения». И стоял на гробе Анании златой кубок, украшенный дорогими камнями и жемчугом, полный мира и Ливана, и стеклянная чаша, подобной которой и не видывали. Они же, отлив из кубка того, возрадовались. А восстав от сна, подумали было взять кубок с вином и нести к царю. Но был им глас от гроба в девятый час дня: «Не отсюда возьмете знамение, но идите в царев дом, там получите знамение!» Они же пришли в ужас. И был им глас вторично: «Не ужасайтесь, идите!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй раз мы читаем о крещении Савла в его выступлении перед иудеями в Иерусалиме. Говоря о том же событии, он несколько по-иному расставляет акценты, чем это сделал автор Деяний: Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:12–16 ). Автор Деяний, очевидно, описывает происходившее со слов Анании, тогда как Павел излагает свой собственный опыт. В речи Анании Павел отметил то, что считал главным: Бог предызбрал его, чтобы он стал апостолом, вот для чего необходимо было крещение. В раннехристианской Церкви крещению непременно предшествовало оглашение – научение истинам веры. Когда апостол Филипп пристал к колеснице евнуха царицы Эфиопской, он сначала «благовествовал ему об Иисусе», а потом крестил ( Деян. 8:35–38 ). В случае с Павлом, учитывая экстраординарный характер его обращения, Анания мог ограничиться лишь кратким наставлением, а мог и вообще оставить его на период после крещения. Несомненно, несколько дней, которые Савл провел с учениками в Дамаске, были для него временем, когда он слушал рассказы об Иисусе – те самые рассказы, которые впоследствии будут записаны и войдут в Евангелия. Пока они существуют лишь в устной традиции, передаваясь от одного ученика к другому, от одной общины к другой. И Савл, знавший об Иисусе только от Его врагов, теперь имеет счастливую возможность услышать о Нем от учеников. Можно представить, с каким вниманием он слушал эти рассказы, впитывая, как губка, сведения о Том, Чьим лютым гонителем он был еще несколько дней назад. Деяния апостольские ничего не сообщают об Анании, кроме того, что это был «один ученик» ( Деян. 9:10 ) и что он был «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске» ( Деян. 22:12 ). Что стоит за этими словами? Нигде более в Новом Завете – ни в Евангелиях, ни в других книгах – Анания не упоминается. Может сложиться впечатление, что его роль в раннехристианской общине свелась к крещению Павла. Между тем церковное Предание свидетельствует о том, что он был апостолом от семидесяти и епископом Дамасским, а жизнь закончил мучеником. 91 3. Павел и первохристианская община

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как бы то ни было, но Анания думал опереться на ее авторитете в своих притязаниях на права независимого архиепископа и, как видно, упорно ссылался на нее вопреки определениям патриарха Иакова, осудившего его образ действий, и вовсе не думал отступать от своих привычек именоваться блаженнейшим, облекаться подобно патриархам и не поминать, никакого патриарха при богослужении. В следствие этого вопрос о правах епископа Синайского снова был самым подробным образом рассмотрен с константинопольской патриархии при патриархе Каллинике в 1688 году. Ученый патриарх иерусалимский Досифей теперь дал возможность обсудить это дело с особенною полнотою. По поводу Синайского дела, касающегося прав и иерусалимской церкви, он составил и представил патриарху Каллинику полный сборник (τμος περιεκτικς) всех патриарших и синодальных грамот, относящихся к делам Синайского монастыря, со времени патриарха Иеремии и до позднейшего времени 77 . Обследовав в синоде дело по всем этим документам, патриарх Каллиник издал синодальную грамоту, в которой подробно излагалось все дело Анании, приведены все грамоты прежних патриархов, из всех канонических постановлений по этому предмету сделаны были выводы, утверждались установленные прежними патриархами права и обязанности Синайского архиепископа и отменялась, признавалась недействительною, как совершенно противоречащая всем прочим, грамота патриарха Дионисия, на которую ссылался Анания 78 . Анания однако же не уступал, и встретив сильный отпор своим притязаниям в Константинополе, искал защиты своего дела в Молдовалахии, которая всегда принимала живейшее участие в делах Востока и в частности Синая, для которого, как и для Афона, была едвали не самою щедрою вкладчицею. Господарь Молдовлахийский вероятно пожелал разъяснения этого дела в вероятно чрез посредство своих митрополитов и епископов обратился к великой константинопольской церкви с вопросами о деле бывшего Синайского архиепископа Анании. По этому случаю патриарх Каллиник издал молдовлахийским митрополитам и всему тамошнему духовенству особую синодальную грамоту с изложением всего дела и раскрытием всех данных, обличающих неправоту Анании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010