- Ладно, приносите. Посмотрим. И двух часов не прошло. Постучали. В полосатой «базарной» сумке, завернутая в ветхое серое полотенце, уместилась большая, по размеру — аналойная икона. Разворачиваю. И… сдержаться не смог. - Ух ты, Серафим!» — так и выдохнулось. Соединенная сзади, двучастная, с ковчегом (углубленная срединная часть), с соблюдением всех иконописных форм и тонкой позолотой икона преподобного старца Серафима Саровского – была красива и особенна. Есть свойство, «особенность» у некоторых икон, которыми они своею красотой призывают не любоваться, а молиться. Так и говорят – намоленная икона. Эта была из них. Причем, стало абсолютно ясно, что икона храмовая. По торцу ее боковых граней остались отверстия от креплений, для установки в иконостасном кивоте. - Так откуда икона? – внимательно смотря на пришедшее трио, еще раз вопросил я. – Бабка оставила, или из храма уведена? - Ты что, батя, обижаешь, моя икона – ответствовал самый «интеллигентный» коробейник. – Точно, старуха оставила. Наследство. Вот уезжаем в Россию с собой забирать не хотим, пусть на Родине останется. Такого пафоса я даже не ожидал, хотя оно и действительно, если уезжают, то с такой иконой на таможне проблемы обязательно возникнут. - Так берешь икону? – настойчиво и вопросительно требовал «хозяин», — Гляди, красивая какая. Семнадцатый век. - Семнадцатый точно, — возразил я, только вот не век, а год. Именно 1917 или около того. - Да ты что! Цену сбить решил? – чуть ли не завопил хозяин, — да нам за нее в Луганске знаешь сколько забашляют? Не семнадцатый, смотри-ка, спец нашелся. Она моей бабке от ее прабабки осталась, а той тоже с древности… Возмутительным междометиям с пропуском предыхательных начал всем известных выражений, казалось, не будет конца и мои попытки объяснить, что икона никак не может быть века XVII, так как преподобный вообще-то жил в XIX, а канонизирован лишь сто лет назад не принимались даже на слух. - Так берешь икону? – оборвал, возмущающегося поповской несправедливостью напарника, другой продавец.

http://azbyka.ru/fiction/batyushkovskie-...

Написанна маслом в середине XVIII века, пожертвована Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным. Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря игуменией Митрофанией (Розен), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона пребывала в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне она находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе. В Покровском храме есть две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), помещен на столпе между иконостасами; мощи были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей — аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма. Икона Святой Троицы помещена на центральном юго-восточном столпе Троицкого собора. Принесенная в дар обители незадолго до освящения собора 27 апреля 1986 года, она стала храмовой иконой. Обстоятельства ее дарения поистине драматичны. У дарителя погиб в автокатастрофе младший брат. Смерть настигла его по дороге в храм, когда тот готовился принять Таинство Крещения. После этого безутешная семья решила преподнести монастырю большой старинный образ Святой Троицы, написанный во второй половине XVI века. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей происходит из Серафимо-Знаменского женского скита под Москвой. Она написана ярославскими мастерами в 1912 году, ко дню освящения скита, по заказу его настоятельницы схиигумении Фамари (+ 1935). В 1924 году, когда скит был закрыт, схиигумении Фамари удалось спасти икону преподобного Серафима, и Господь, по предстательству Саровского чудотворца, сохранил и укрепил ее силы, что позволило старице вынести арест, заключение в Бутырскую тюрьму и пятилетнюю ссылку в Иркутскую область. Умерла схиигумения Фамарь под Москвой, в окружении своих духовных сподвижниц. Самой близкой из них, инокине Фамари (Протасьевой, †1987), старица завещала принять свое монашеское имя и передала образ преподобного Серафима. Монахиня Фамарь (Протасьева) по благословению жила в миру и работала в Государственном Историческом музее. После ее кончины икону преподобного Серафима пожертвовала в Данилов монастырь в марте 1988 года ее родная сестра, монахиня Евпраксия (Киселева). 11 февраля того же года в обители была освящена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, куда и поместили образ из Серафимо-Знаменского скита, пред которым молились два поколения российских инокинь.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Портным стрельцам 3 человекам, которые шили с домовым портным в Федоровском монастыре пелены эпитрахили, стихарь, подризник и другие домовые патриаршие дела двои сутки 24 коп. 10 портным за тоже – Офоньке Фирсову с товарищами на 3 сутки 1,20 руб. 2 портным мастерам, которые делали четыре кошули да рясу соболью на 21 день 2,10 руб. Четырем скорнякам, которые лисицы и соболи в меха собирали и шили, корму на 12 дней 2,88 руб. За обивку возка каретному мастеру (в Вязьме) и делание шлей корму на 11 дней 66 коп. За ковку железных полозьев под патриаршие сани тверским кузнецам и помогавшему домовому кузнецу ковать лошадей 30 человекам корму на два дня 1,20 руб. На харчи подковщику лошадей на 32 дня 64 коп. Подковщику на мясо на 12 дней 24 коп. IX. Плата за работы Пяти колокольным мастерам за литье колокола в Иверский монастырь –Петрунке Степанову с товарищ человек Иконописцам (тверского архиепископа Лаврентия), которые писали в Федоровском монастыре местную икону св. мученика Феодора Стратилата, другую и на аналойную поставную свечу пред местную икону 1,5 руб. За работу кресел государевых двум мастерам 20 плотникам за работу церкви Афанасия и Кирилы и ограды Федоровского монастыря, кроме харчевого довольствия 20 руб. Портному мастеру за обивку кресел Четырем портным за работу четырех кафтанов с киндячной теплой подкладкой 20 коп. 80 коп. Портному за шитье кафтана по-польски 46 коп. За наварку четырех топоров казенных 47 коп. Мастерам за обивку возка 50 коп. Сытному сторожу Богдашку Арефьеву за квасное варенье – дважды по 50 коп. 50 коп. Повару Тихонку за стряпню дважды по 75 коп. 75 коп. 1,5 руб. Четырем рыбным ловцам за 6 недель по 2 руб. За два пристуча в возок на место под подушки 7,5 коп. 15 коп. X. Плата за подводы От Вязьмы до Торжка за 19 подвод подвод 30,16 коп. 5,73 руб. От Вязьмы до Можайска 13 подвод подвод 13,5 коп. 1,755 руб. Из Можайска до Боровска 27 подвод подвод 4,5 коп. 1,08 руб. Из Твери до Вязьмы за 100 подвод ямщикам с Медного подвод 100 руб. Из Торжка до Вышнего Волочка новоторжским ямщикам за 63 подводы прогонов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/po...

Студенты старших курсов выполняют серьезную профессиональную работу, сложную и кропотливую, снимают позднейшие записи и раскрывают авторскую живопись. Отношение к ним членов реставрационного совета самое серьезное - как к своим младшим коллегам, и они высокого мнения о их подготовке и качестве работы. Особенно ценно то, что имеет место передача традиций - живого опыта. Профессионалы-реставраторы не только не утаивают своих секретов, но с готовностью делятся своими наработками. Кроме реставраторов высшей категории на кафедре преподают специалисты-технологи, химики, климатологи, энтомологи, микологи. Общеинститутская программа также дает серьезное изучение основных богословских дисциплин. Церковь имеет возможность получить заинтересованных, верующих профессионалов. Кафедра реставрации икон и была создана для подготовки таких людей в помощь священникам, чтобы помогать им решать проблемы по сохранению храмового имущества. КАК ПРАВИЛЬНО СОХРАНЯТЬ ИКОНЫ Почему нужна реставрация икон? Почему непрофессионал может только повредить икону? О вреде непрофессиональной литературы по реставрации. Что значит для икон реставрация? О необходимости спасительного страха и рассудительности при обращении с иконами. Как чистить оклады. Условия хранения икон. Оборудование хранилища. Почему в храме нужен штатный хранитель? Зачем иконам требуются киоты? Как лучше сохранить аналойные иконы. Несколько слов о фресках. О вреде бытовых насекомых. О заражении икон жуками-точильщиками. Как обнаружить их присутствие? Как правильно проветривать храмы. О значении для храма систем водостока и дренажа. Этот раздел рассчитан на людей, в простоте сердца любящих икону, благоговеющих перед нею, но нетвердых в знании того, что лично они могут сделать полезного для почитаемых святынь. Самое поверхностное наблюдение за прихожанами в храме свидетельствует, что многие с любовью желают сделать что-то именно своими руками, хотя бы поправить свечи и лампады. Это совершенно нормально для человека - облекать в образы, жесты и действия свою веру и любовь.

http://zavet.ru/a/rss_1299740506.html

Таким образом, в синайских сериях мы имеем иконы proskynesis, которые, вполне вероятно, могли быть подобными тем, что входили в обиход Софии Константинопольской. Новгородская софийская серия продолжает ту же традицию. В этой связи естественно видеть в изображениях отдельных праздников, связанных с историей Церкви, образцы для их воспроизведения в местном богослужении. Особенно последовательно это можно проследить как в новгородской, так и в синайской серии по изображению службы Крестовоздвижения. На иконке из новгородского кафедрала изображен Софийский собор в Константинополе, на его амвоне патриарх, поддерживаемый диаконами, воздвигает крест, у амвона две группы певцов. Изображенное действо точно соответствует описанию чина Воздвижения в Типиконе Великой Церкви, и естественно предположить, что во время службы в новгородском кафедрале аналойная икона служила образцом ее клиру. Эту ее роль доказывает и введенная в икону деталь, которая серьезно отличала службу в новгородском кафедрале от службы в Константинопольской Софии: вместо украшенного драгоценными каменьями креста-реликвии, приносившегося для службы в Великой Церкви из императорского дворца, в руках епископа простой крест, украшенный пучком сухих полевых васильков. Согласно Чиновнику, новгородский владыка должен был возносить крест, украшенный подобными сухими васильками 227 . Ту же роль образца играло изображение этой сцены на диптихе начала XII в. в монастыре св. Екатерины. Собственно, образцом для совершения чина были также изображения Крестовоздвижения и поклонения кресту в иллюстрациях Менологиев, к которым мы обращались выше. Однако только в аналойной иконе, открытой всему храму, это уподобление местной службы константинопольскому Чину воспринималось верным, которые через икону, как и повторяющую ее службу, приобщались к священной исторической реальности. Так осуществлялась идея, заложенная уже c XI в. в иллюстрации Лекционария и Менология с изображением подобных культовых сцен, совершаемых в Великой Церкви: прославить через них Константинополь как город святых, Новый Сион 228 . В этой связи предстает в новом свете известный призыв Симеона Солунского сохранить богослужебный чин Великой Церкви «как некую божественную искру» 229 . Призыв этот, видимо, был обращен и к современникам–художникам и, как видим, он достиг цели.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Что же касается существующих наших храмов, то большая часть их весьма бедны и утварью, и ризницей. Из ответов благочинных о состоянии церквей и приходов я знаю об этих нуждах, а при обозрении церквей видел их сам. Существующие в Прибалтийском крае братства и разные благотворители много помогают нам. Но не все же можно рассчитывать на стороннюю благотворительность, надобно самому духовенству и самим прихожанам заботиться об удовлетворении нужд своих храмов. Первому нужно разъяснять последним их обязанности по отношению к своему храму. Правда, бедны наши прихожане, но ужели они не в состоянии поставить свечи перед иконой, устроить простенькое облачение для священника или на престол жертвенник? Ужели не могут собрать небольшой суммы денег на покупку свечей для паникадила, приобрести плащаницу, или водосвятную чашу, или небольшую аналойную храмовую икону и т. п.? А есть между прихожанами и люди не бедные... Надобно располагать их к пожертвованиям. Я знаю некоторые приходы, где прихожане приобрели довольно дорогое паникадило со свечами и цепью для повешения (Зонтагские), где прихожане устроили дорогую икону в память чудесного спасения Царской семьи во время крушения поезда на железной дороге (Велисские), где ежегодно девицы и юноши, приходящие на катехизацию, делают значительные жертвы на свой храм и где прихожане покупают и ставят свечи перед иконами, как это делается в приходах чисто русских (Кокенгузенское), где прихожане устрояют целые иконостасы, например, в молитвенном доме в Раппинском приходе и др. Примеры эти показывают, что надобно разъяснить прихожанам их обязанность заботиться о благоукрашении своего приходского храма, расположить их к тому и возбудить их усердие, и они будут жертвовать на свой храм по мере средств своих, конечно, не разом этого можно достигнуть, а постепенно, нужно только терпение и постоянство со стороны священника и его ревность и усердие, а не холодность и равнодушие, при которых, естественно, являются мысли, что это – дело правительства и епархиального начальства, а не забота пастыря и обязанность прихожан. Истинно, больно бывает читать в отчётах о. о. благочинных, что церковь нуждается в пеленах на аналои, в облачении на престол и даже во многих мелких церковных вещах, напр. в кадиле, кропиле, в водосвятной чаше, аналойной храмовой иконе и проч. Усердно прошу моих сотрудников в таких и подобных нуждах церковных самим прилагать старание к удовлетворению их и располагать к тому прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Эта икона, однако, старая и по описанию подходит под тот образ, что имелся в церкви до революции. И, кроме того, изображённые на ней по сторонам апостол Иаков и великомученица Екатерина свидетельствуют о том, что когда-то (но, очевидно, не ранее обустройства Иаковлевского придела) икона была написана именно для Ризоположенского храма. Получается, что икона прежде находилась здесь, а потом на какое-то время покидала Донскую улицу - с тем чтобы вернуться при посредстве Патриарха Алексия. Но почему она уходила? Ведь храм не закрывался, а если бы икону забрали в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, то следы её должны были затеряться. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г. Комментарии и обсуждение Судя по предреволюционному описанию храма (прот. Н. Миловский. Московская Ризоположенская близ Донского монастыря церковь. М., 1916) , ковчежец с ризой Господней, который увенчивался крестообразным якорем, унизанным бриллиантами, был впаян в серебряную ризу храмовой иконы в местном ряду иконостаса. Естественно, что сама риза, вместе с бриллиантами якоря, была изъята в 1922 г. В ходе последующих " доизъятий " могло пропасть всё, что угодно, включая ковчежец с частицей ризы Господней, если он не был изъят в 1922 г. Что касается сохранившейся в храме аналойной иконы, то нет сомнений, что она была написана для Ризоположенского храма и всегда в нем хранилась. С патриархом Алексием (Симанским) икона оказалась связанной лишь в 1951 г. В описании храма, опубликованном при его жизни (прот. В. Свиденюк. Храм Ризоположения в Москве//Журнал Московской патриархии. 1967, 4. С. 14-17) , сказано, что в тот год патриарх подарил храму серебряный крест с частицей ризы Господней. Его-то и вставили в имевшуюся в храме аналойную икону. Так что никаких вопросов по поводу " бытования " частицы ризы Господней из Ризоположенского храма до 1922 г. и после 1951 г. нет, поскольку это разные частицы. 1 июня 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03311

7-го ч. писал я в Ставрополь на Кавказ преосвящ. Евгению, 1443 Еп. Ставропольскому: «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь! Предшественник Вашего Преосвященства на Ставрополь- —19— ской кафедре, Преосвященный Владимир, 1444 Епископ Нижегородский, препроводив ко мне при письме от 29-го декабря минувшего года 206 рублей, просил меня приобресть за эту сумму икону Св. Бл. Вел. Князя Михаила Тверского, в сребропозлащенной ризе с киотом, и, освятив оную на мощах Князя мученика, послать в Ставрополь на имя Вашего Преосвященства, для препровождения оной в церковь новокрещенного селения Князе-Михайловского. Исполнив в точности возложенное на меня преосвященным Владимиром поручение, я сделал распоряжение об отправлении в Ставрополь, на имя Вашего Преосвященства, иконы Благов. Князя Михаила чрез Тверскую контору Российского общества страхования и транспортирования кладей. При большой иконе Благов. Князя приложена небольшая – аналойная и несколько малых образов и разных книжек – от усердия Тверских соборян и старосты. Прилагая у сего квитанцию означенного общества от 4-го марта за 3.714.899, а также описание приложенных при иконе предметов, прошу Вас, Преосвященнейший Владыко, уведомить меня о получении посылки и о том, в целом ли и неповрежденном виде оная получена. Поручая себя Вашим святым молитвам, с братскою о Христе любовью и преданностью остаюсь Вашего Преосвященства усерднейший слуга»… 8-го числа около 6-ти часов утра, на пятницу 1-й недели поста, я видел следующий сон: «Митрополит Филарет у меня в гостях; после угощения захотел идти в сад и спросил скуфью. Мною представлено было ему несколько разноцветных и разномерных скуфей: он выбрал одну темного цвета и примерял на своей голове. Когда он снял её со своей головы, я попросил его ударить ею по моей голове, с целью получить чрез это хотя малую часть его мудрости. Он исполнил мое желание. Затем, вдвоем мы вышли в сад и из сада в поле, где видим с одной стороны ржаное поле, пересеченное дорогою, а с другой зеленый луг. Сошли потом в какую-то долину, из которой любовались

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1893–1894 годах от разных лиц получены: напрестольные кресты, священные сосуды с приборами, парча, два ценных Евангелия, Плащаница и прочие церковные вещи. В 1895 году по благословению добродушного батюшки-игумена отца Андрея, в пустыни Фиваида была открыта библиотека, для которой прислано из монастыря достаточное количество святоотеческих духовно-нравственных книг, в большей части относящихся к аскетической жизни. Библиотека помещена в одном из помещений Троицкого корпуса. Наблюдение за порядком в ней поручено схимонаху отцу Иакиму (Поспелову), который и до сего времени 16 этой библиотекой заведует. Благодарение Господу и Его Пречистой Матери, Неусыпной Попечительнице о всех верующих и особенно о насельниках Ее честного Жребия – Святой Горы. Иноки Фиваиды, собравшиеся в сию пустынь, в большей части бедные и не имеющие куска хлеба, теперь имеют возможность поддерживать свои телесные силы пищей в братской трапезе, ежедневно им предлагаемой, душевные же силы имеют возможность питать и поддерживать ежедневно слушанием слова Божия в церкви и чтением житий святых в трапезе, а также святоотеческими душеспасительными книгами, получаемыми из библиотеки для чтения в свободное от послушаний время в келье. В 1896 году поступило в Фиваиду от разных лиц значительное пожертвование ценных вещей, как-то: большая ценная плащаница для церкви преподобных Афонских, икона святой великомученицы Параскевы с сребро-позлащенной ризой, большой ценный ковер (ценой в 400 рублей), шесть штук сребро-позлащенных лампад, паникадило на 24 свечи (ценой в 200 рублей), аналойные иконы Спасителя, Божией Матери Иверской и святого великомученика Пантелеимона. В том же году прибыл на жительство в Фиваиду иеросхидиакон Феодосий (в миру титулярный советник Федор Васильевич Никольский, сын священника Тульской губернии). В 1913 году он перешел в Русик, где и теперь живет при больнице на покое. В этом же году 15 марта по благословению игумена отца Андрея прибыл в Фиваиду на жительство монах отец Мина (в миру подполковник Василий Николаевич Котельницкий, потомственный дворянин Смоленской губернии), который пожертвовал в соборную церковь преподобных Афонских святую икону Божией Матери, нарицаемую Казанская (точная копия с чудотворной иконы Божией Матери Казанской). Об этой иконе сохранилось весьма важное предание, приведенное в конце настоящего очерка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дубовый киот для иконы сделан, на мое иждивение, в Твери. По получении иконы из Москвы, она· освящена была при мощах Благов. Князя. Соборяне со старостою пожертвовали от себя небольшую аналойную икону Князя-мученика, несколько экземпляров акафиста ему, житие и пр… Всё это было прочно закупорено в ящике и отправлено 5-го сего марта в Ставрополь, на имя преосвящ. Евгения, чрез Тверскую контору Российского Общества страхования и транспортирования кладей. —24— Каждый день я собирался писать об этом Вашему Преосвященству, а между тем, вчера получаю письмо от Вас. Очень жаль, что оно несколько запоздало. Вероятно, Вы скоро будете иметь известие от преосвящ. Евгения о получении им иконы. Очень рад, что посланная мною Вам брошюра послужит на пользу новоизбранной настоятельнице Алтайской обители. Вечная память новопреставльшемуся Преосвященному епископу Поликарпу. Я видел его только раз в сане еще архимандрита, когда он был наместником Александро-Невской Лавры». 1451 Вечером 14-го числа был у меня чиновник Казенной Палаты Ив. Александр. Иванов и читал письмо, полученное им от Казанского архиепископа Павла. 1452 В письме этом Преосвященный сообщает, между прочим, поразительную весть о преосвященном Самарском Серафиме, скончавшемся 11-го января и погребенном в новоустроенном, но еще не освященном кафедральном соборе: будто какие-то злодеи, разобрав склеп, в котором погребен был умерший архипастырь, сняли с него все облачения и утвари, на него возложенные, и оставили в одном белье. Злодеяние неслыханное!… Затем, преосвящ. Павел в письме делает о своём Викарии еп. Сергии 1453 такой отзыв: «это – иезуит, шпион, гордый, своевольник и пр…». А между тем, он сам его избрал и хотел даже сделать ректором академии. 14 ч. писал я профессору Московской дух. академии Ив. Ник. Корсунскому: · «Вы неутомимо подвигаетесь на литературном поприще. В последней книжке Душеполезного Чтения я с интересом прочитал Вашу статью о покойном архиепископе Никаноре. 1454 Если имеются у Вас отдельные оттиски этой статьи, прошу прислать мне один экземпляр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010