Святой изображен с непокрытой головой, в малиновой фелони с золотым декорированным оплечьем, зеленоватом подризнике с поручами, епитрахили, плетеном поясе с крупными кистями на концах; одежды и Евангелие украшены золотым орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом. Лик П.- с крупными индивидуальными чертами, отчетливыми морщинами, густые волосы с обильной проседью разделены на прямой пробор, вьющиеся на концах пряди лежат на плечах, окладистая седая борода спускается 3 симметрично расположенными каскадами, не доходя до середины груди. Надпись сделана на фоне иконы по сторонам от нимба святого: «ωбра(з) стаго петра черевъко(с)каго чюдотворца». На окладе воспроизводятся основные детали рисунка иконы. Близкими иконографическими и персональными чертами обладает образ святого на миниатюре 1-й четв. XVIII в. (РНБ. Тихан. (Ф. 777. Оп. 3). 343, нач. XVIII в.; см.: Копытков. 2007. С. 31-32. Примеч. 13. Ил. на с. 33, обл.). П. показан немного ниже пояса, в фелони красного цвета, одежды - с более упрощенным декором, в волосах - подобие гуменца (тонзуры), именующая надпись практически идентична. Дальнейшее развитие иконографии П. было связано с подготовкой его прославления в нач. XXI в. В 2005 г. сделаны обмеры и фотосъемка находившегося под потемневшей олифой (до реставрации) и чеканным окладом нагробного образа. На основе этих материалов выпускниками иконописной школы при МДА И. И. и В. А. Шишкановыми в древнерус. традициях был выполнен аналойный образ П. Святой представлен с более тонкими чертами лика и укороченной по сравнению с оригиналом бородой, в его правой руке - 8-конечный крест (подчеркнут мученический чин П.), на груди - наперсный крест. Вскоре иконописцами ТСЛ были созданы еще 2 иконы местночтимого святого - предназначавшаяся для раки П. и аналойная (2006, С. А. Вергилес), к-рые ориентированы не только на раннюю икону, но и на миниатюру 1-й четв. XVIII в. При отсутствии устойчивой иконографии П. разработанный в ТСЛ образ святого приобрел черты облика прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

Святой Василий Мангазейский. Фрагмент иконы – Что работа над иконой помогает вам понять о вере, про веру? – Не знаю, как ответить на этот вопрос. Для меня иконопись – это такая же молитва. Собеседование. А уж когда ты работаешь над росписью в храме, особенно когда во время богослужения находишься на лесах и видишь всю красоту и глубину богослужения сверху, то ты словно попадаешь прямо внутрь Литургии – это иные ощущения, нежели когда ты просто молишься в храме. Это очень острые переживания – певчие меня поймут, – ты как-то еще более отчетливо понимаешь: церковное искусство – оно литургично. – Иконописцу важно слушать мнение коллег во время работы? – На самом деле это очень важно. Бывает, ты делаешь образ, и тебя твои руководители могут приостановить: подумай еще, здесь что-то не то. Или предложат такие поправки, которые окажутся важными, без них работа просто бы не состоялась так полно. Преподобный Кадок Лланкарванский Как-то одним летом я делала аналойную икону Николы Ратного в храм для военных на Сахалине, устроив рабочее место в огороде, под навесом, между баней и цветущей картошкой. Трепетание природы, дачный дух отдыха располагал к пленерному колориту, и, почувствовав, что я неуклонно ухожу от характера образа, позвонила другу, и он замечательно посоветовал «добавить зимы и металла». Это быстро собрало расслабленные тона в «мужскую» тональность. – А светской живописью вы продолжаете заниматься? – Да, и плотно: холст это или бумага для акварели – всегда готова плоскость для работы. И остальным это рекомендую: так мы поддерживаем в своем художественном арсенале более богатый инструментарий. И не в качестве арт-терапии, а осознанно прорабатывая художественное событие как еще один способ выражения красоты. Опытные монументалисты понимают толк в тональной цельности росписи, но часто используют только сближение тона, а иногда, что становится модным, сильное расслабление насыщенности цветотона, в результате росписи в сравнении со старинными образцами грешат монотонностью, а то и «интересной бледностью». А занятия той же графикой или живописью с целью поднять образность пластического видения, красоту полного тона, живописность группы тонов могли бы стать прекрасным катализатором для более высокого уровня монументального искусства.

http://pravoslavie.ru/136780.html

Воду после стирки и пепел следует вылить под церковь или другое место, где никто не ходит. После каждой Литургии диакон должен вытирать напрестольные кресты, а после всенощной – выносное Евангелие. Диакону следует горячей водой с мылом мыть сосуды (для этого иметь особые щетки и тазик), воду выливать под церковь . Богослужебные книги и ноты «Книги ветхие и иконы обновляй» (Из поучения к ново-поставленному иерею. с. 2) Во многих приходах богослужебные книги и ноты остаются без внимания и забот: книги закапаны свечами, листы разорваны. Многие книги приведены в такое состояние, что пользоваться ими уже нельзя. Если бы вовремя подклеить листки, отдать переплетчику в починку, то и книга служила бы еще десятки лет. С ремонтом книг медлить нельзя! Инициатива должна исходить от священника. В книжном шкафу должен быть порядок: минеи поставить по месяцам (на корешке наклеить цифру месяца – тогда легко ежемесячно менять). Книги, часто употребляемые, поставить ближе, а мало употребляемые – дальше. Для удобства быстрого нахождения акафистов надо все книги пронумеровать и составить список акафистов в определенном порядке: 1 . Акафисты Св. Троице, Спасителю и Господним праздникам. 2 . Богородичные акафисты (общие и св. иконам). 3 . Св. Ангелам. 4 . В честь святых: А) групповые и нескольким святым Б) отдельным святым. Иконы (аналойные) Обратить внимание на то, как хранятся аналойные иконы (праздники и святых). Часто они лежат в шкафах, одна на другой, от чего от трения и гвоздей портятся, а левкас отпадает. Иконы необходимо держать в вертикальном положении, проложив между ними толстыми кусками картона. Периодически иконы надо осматривать и отдавать в ремонт. Иконы ветхие с поврежденными ликами и краями выносить для поклонения в праздник не надо. Аналойные иконы следует пронумеровать и список (по схеме, указанной для акафистов) повесить на дверце шкафа. Согласно номера, легко найти нужную икону и не будет необходимости переворачивать все иконы. Иногда делают для аналойных икон деревянный крест, в который вставляется 5 икон. Крест помещают на стенах храма. Если иконы одного размера и стиля, то можно очень красиво оформить, повесив лампаду.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

22 июля 1996 года, в канун престольного праздника, перед всенощной освятили аналойную Коневскую икону Божией Матери, написанную для храма Юрием Т. После праздничной службы настоятель о. Сергий Бельков протер киот со стеклом, закрывавшим икону, и, прикладываясь к образу, увидел прозрачные капли на ликах Богоматери и Богомладенца. Священник спросил иконописца, чем вызвано подобное явление: может, выступила олифа или смола? Но Юрий ответил, что деревянная доска выдержана много лет и совершенно сухая, темперные краски также не могут выделить подобную влагу. Отец Сергий вынул икону из киота и промокнул капли бумажной салфеткой — очувствовалось благоухание, напоминающее запах мира, используемого в таинстве крещения, но более тонкое. Икону вытерли, и присутствующие увидели, как капли влаги на ликах выступили вновь. Тогда все, кто был в храме, пропели перед иконой тропарь, и священник отнес ее на престол. Коневская мироточивая икона На следующий день на праздничной Литургии икону вновь вынесли на аналой. Миро еще оставалось на ней, однако его было меньше, чем накануне. Отец Сергий объявил о происшедшем чуде в храме, а затем сообщил благочинному Приозерского округа протоиерею Николаю Тетерятникову и подал письменный рапорт митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. К рапорту он приложил в качестве дара копию Коневской иконы, написанную тоже Юрием . Мироточение сопровождалось исцелениями болящих. Иконописец Юрий, торопясь на праздничную службу, упал и так ударился спиной, что еле дошел до храма и с трудом выстоял всенощную. Собранным на салфетку миром о. Сергий помазал ушибленное место. На следующий день боль в позвоночнике исчезла — остались лишь ссадины и гематомы. Во время мироточения в храме находился юноша Ярослав, страдавший вирусным увеитом. Из-за этого серьезного заболевания зрение в больном глазу резко упало. Молодой человек говорил, что когда о. Сергий помазал глаз миром, то его словно что-то сжало. Вскоре врач осмотрел больного и был чрезвычайно удивлен: зрение восстановилось до нормального, что бывает при таком заболевании крайне редко, а в глазу заметно лишь легкое помутнение. Примечательно, что от чудотворной Коневской иконы засвидетельствовано много случаев исцелений именно глазных болезней и слепоты.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Семейное предание о происхождении иконы гласило, что казанский князь Сабан противостоял царю Ивану Грозному и не уступал ему города Казани, за что был наказан Богом – ослеп. Никто не помнил, сколько времени он страдал слепотой, но достоверно известно о его исцелении. Произошло оно так: ослепленному Сабану было видение, во сне ему явилась икона Божией Матери Казанской, от которой был голос: «Если примешь христианскую веру и крестишься, я исцелю тебя». Князь тут же дал обещание принять христианскую веру и сразу после произнесения обета получил исцеление, стал видеть, как и прежде. Немедленно он принял Святое крещение. По принятии крещения Сабан пожелал иметь в своем доме икону Божией Матери, которая ему явилась и от которой он слышал голос. Увиденная им икона была чудотворной Казанской и находилась в женском монастыре города Казани. С нее была сделана точная копия, которая называлась аналойной. Уже после покорения Казани Сабан обратился к царю Иоанну Грозному и просил у него разрешения взять эту аналойную икону к себе в дом. Царь позволил Сабану обрести икону. Эта святая икона и переходила по наследству от Сабана из рода в род. Так дошла она до Василия Александровича, которым дана была как благословение новобрачным Василию и Надежде. Вскоре они были обвенчаны и жили мирно супружеской жизнью. При них неразлучно находилась и святая икона. Из-за болезни Надежды детей у них не было. Впоследствии, когда Бутырский полк переводился в другие места и по долгу службы Василий Николаевич везде находился при нем, то с ним переезжала и жена его, а при них и святая икона следовала за полком. Наступил 1877 год. Началась Русскотурецкая война. По распоряжению начальства Василий Николаевич, уже в чине подполковника, был назначен начальником 7-го Петербургского госпиталя, который был направлен на место военных действий в Турцию. Жена его поехала с ним в качестве сестры милосердия. По прибытии в Турцию госпиталь был развернут близ Плевны. Василий Николаевич и Надежда усердно выполняли свои обязанности, самоотверженно ухаживая за страдающими ранеными воинами, при этом показывая истинно христианские любовь и милосердие. Святая же икона, неразлучная их спутница, была установлена в особой палате, где перед ней неугасимо горела лампада. Все военнослужащие благоговейно чтили Пречистый образ Владычицы и усердно молились Царице Небесной, вручая Ей свою жизнь, просили Ее милостивого заступления и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1903-1904 гг. в качестве раздаточного образа была отпечатана Абалакская икона Божией Матери с портретом И. (Там же. С. 78). В 1915 г. в Киеве разрешены духовной цензурой к печати литографированные иконы И., к-рые тысячами были розданы в Тобольске еп. Варнавой (Накропиным). Уже тогда обносили вокруг собора образ И. работы худож. П. П. Чукомина и служили перед ним молебны (РГИА. Ф. 797. Оп. 84. Ед. 372. Л. 45, 49 об.). В марте 1916 г. при подготовке канонизации Святейший Синод запросил у еп. Варнавы «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы» ( Фомин. 2003. С. 318-321). Комиссия по организации торжеств из 7 представленных изображений И. признала наиболее точным гравюру - иллюстрацию к биографии святителя, опубликованную прот. А. И. Сулоцким в ж. «Странник» в янв. 1864 г. И. изображен по пояс, вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке, с панагией на груди, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - архиерейский жезл без сулока. Этот оригинал был утвержден как образец для икон святителя. В качестве материалов привлекались стенопись 1826 г., надгробный образ 1848 г., 2 живописных поясных изображения из Тобольского церковного древлехранилища, поясные портреты, хранившиеся в тобольских семьях Зданевичей и Петуховых (последний получен в 40-х гг. XIX в. от бывш. ключаря Софийского собора Иакова Ласточкина). К торжествам канонизации иконы И. были выполнены в столичных мастерских («Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам» - Максимова. 2003. С. 11). Они были написаны «по золотому чеканному фону с эмалями» на кипарисовых и липовых досках; изготовлены иконы аналойного и иконостасного размеров. Прихожане церкви с. Чинеева Курганского у. Тобольской губ. сразу после публикации решения Святейшего Синода о канонизации И. заказали его ростовую икону на золотом фоне московскому фабриканту Строкову. В дни торжеств эту икону носили крестным ходом по деревням прихода. Два образа святителя разных размеров были заказаны в Междугорском Иоанновском жен. мон-ре общиной Троицкой ц. с. Теплодубровского Ишимского у. Тюменской губ.

http://pravenc.ru/text/468961.html

В многочисленных произведениях ростовской финифти XVIII - нач. XX в. образ Л. писали в традиц. иконографии. К самым ранним изображениям Л. в этой технике относится дробница митры кон. XVII в. из угличского Покровского монастыря, выполненная московскими мастерами (УИХМ; Федорова. 2004). В ростовской финифти были распространены иконы с изображением святителей Л., Исаии, Игнатия, а также поясные и ростовые единоличные изображения Л. Образ святого всегда был центральным в композициях «Собор Ростовских чудотворцев», «Моление Ростовских святителей Владимирской иконе Божией Матери», «Вид Ростовского кремля», «Вид Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря» и др. (в собраниях ГМЗРК, ГИМ, ЦМиАР; см., напр.: Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. ЦМиАР. М., 1994. С. 147, 150-151. Кат. 190, 193). Такие образки паломники развозили по всей России. В Минее на май (1864, ГМЗРК) под 23 мая (день памяти обретения мощей Л.) святой изображен лежащим во гробе, за к-рым находятся присутствующие при обретении мощей. В 1896 г. мещане г. Ростова преподнесли в подарок имп. Николаю II и Александре Феодоровне в память коронации 14 мая 1896 г. икону с финифтяными дробницами, где были изображены виды Ростовского кремля и ростовских мон-рей. В центре иконы - дробница с образами свт. Николая Чудотворца, мц. Татианы и Ростовских святых. Л. представлен справа от свт. Николая. В XX в. образ Л. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Рисунок Л. выполнен для Миней МП иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 237). В совр. иконописи Л. представлен в ростовом деисусном чине иконостаса ц. свт. Иакова Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря (2008, худож. А. В. Федотов). В той же церкви находится икона «Собор Ростовских святых», где на фоне Димитриевского храма изображены прямолично в рост Ростовские и Борисоглебские святые, в 1-м ряду помещены святители Исаия, Л., Иаков, Димитрий, Феодор, Игнатий (90-е гг. XX в., худож. З. И. Боровских). С ориентацией на икону сер. XVI в. из ГМЗРК «Ростовские святые и прп. Сергий Радонежский» написана аналойная икона, где представлены избранные святые: Игнатий, Л., Исаия, Иаков (2005, худож. Т. Дуда). Л. в белом клобуке, из-под к-рого выбились характерные волнистые пряди волос. В 2009 г. написана надгробная икона Л. (иконописец Гурьянов), расположенная на его захоронении в Леонтиевском приделе ростовского Успенского собора. Л. изображен на совр. иконах «Собор Зверинецких святых», т. к. святитель иногда отождествляется с 1-м игуменом киевского Зверинецкого мон-ря. В совр. иконописи и финифти воспроизводятся традиц. изводы иконографии Л.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

В ночь с 6 на 7 января 2010 года в жизни прихода случилось важное событие – к началу Праздничной литургии прибыл Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин в сопровождении губернатора Костромской области Игоря Николаевича Слюняева. По словам Владимира Владимировича, братская приходская атмосфера и пение хора ему очень понравилось. По окончании богослужения глава Правительства подарил храму аналойную икону святого пророка Божия Илии. От прихода, в свою очередь, отец Игорь преподнёс ему икону святых мучеников Александра и Антонины, покровителей церкви в Селище. В 2010 году вышла в свет книга, составленная историком Зонтиковым Н.А., которая так и называется – «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме».Книга посвящена истории единственной в России церкви, носящей имя святых мучеников, истории, уходящей в глубь веков… http://www.alant.prihod.ru/letopis_razdel В конце 70-х гг. XVIII века в Селище было решено возвести каменную церковь. Согласно «Летописи» основными жертвователями на её строительство стали местные помещики: генерал-майор Александр Филиппович Мошков, отставной гвардии поручик Василий Данилович Каблуков и «вдова-дворянка» Прасковья Степановна Поливанова. Похоже, что главной фигурой среди них был генерал А.Ф. Мошков, владевший усадьбой в Малышкове. По сообщению «Летописи», он сам составил и «план на устройство храма» (вряд ли это выражение надо понимать в том смысле, что генерал Мошков является автором проекта постройки каменного храма: вероятнее всего, речь идет о том, что он выбрал место закладки и предписал строителям основные пропорции церкви). Причины, побудившие прихожан-помещиков возвести каменную церковь взамен деревянных храмов, скорее всего, были теми, что и вез-де: во-первых, к 70-м г.г. XVIII века деревянные храмы вероятно уже сильно обветшали, во-вторых, деревянный храм с горящими в нем свечами и лампадами всегда являлся – особенно летом – пожароопасным объектом. Из троих храмоздателей немного известно только о первых двух.

http://sobory.ru/article/?object=03070

Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) К этому периоду можно отнести икону «Благовещение Пресв. Богородицы» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), куда она была перенесена из Благовещенской ц. Калуги. В. Г. Пуцко считает, что икона была создана в 1717-1720 гг. и приписывает ее Семену Фалееву ( Пуцко. 2001. С. 36). Характерной особенностью художественного решения иконы является изящный цветочный орнамент, нанесенный твореным золотом на одежды ангела,- излюбленный прием в работах калужских иконописцев этого периода. Икону отличает особый колорит с преобладанием холодных цветов (розового, малинового в сочетании с синим, серым и бирюзовым), к-рый впосл. станет определяющим для калужской иконописи Нового времени. Подобное цветовое решение применено в иконах 3-й четв. XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом»: «Благовещение», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Св. Троица», «Собор арх. Михаила». Близки к ним по стилистике и колориту иконы «Арх. Михаил» (ц. вмч. Георгия «за верхом») и «Воскресение Христово, с клеймами праздников» из Троицкого собора. На калужское происхождение небольшой аналойной иконы «Святые Татиана и Афанасий» (посл. треть XVIII в., КОХМ) указывают помимо характерного холодного колорита особенности детально написанного пейзажа с узнаваемыми среднерусскими элементами. Пейзаж лишен графической сухости и линейной четкости, его детали объединены легкой серовато-голубоватой дымкой. К этой иконе близка икона прп. Тихона Калужского (посл. треть XVIII в., КОХМ). Присущее живописи местных мастеров сочетание звучного синего и насыщенного малинового цветов в колорите встречается в ряде икон посл. четв. XVIII в. («Господь Вседержитель на престоле» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), «Покров Пресв. Богородицы с избранными святыми» (1779) и «Богоматерь Всех скорбящих Радость» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина) - Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина)/Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

К сожалению, часто присутствует именно такой акцент: " Мы имеем право пользоваться иконами " . Но кто же послужит им - как служат они нам, кто позаботится об их сохранности? Разве мы не имеем никаких обязательств? Говоря подобные слова, вспоминает ли кто-нибудь о том, что через икону происходит молитвенное общение с Вышним миром, что сама икона - дар Небес. И этот дар дан не только для нас. Мы владеем сокровищем - не только для себя. Как и само Православие - дано не только для одного какого-то народа. Иконы благовествуют о Царстве Божием, вере и святости всему миру, всем ищущим Бога и готовым откликнуться на Его зов. При виде ликов, вобравших в себя молитвы многих поколений - " намоленных икон " , - чьи-то души прозревают для горнего мира. Но не потому ли мы не ценим это богатство веры, что оно досталось нам туне и щедро: у нас множество священных изображений? Дар требует его благоговейного хранения. И то, что мы просто к нему привыкли и не замечаем, свидетельствует о нашем нечувствии и толстокожести. Но не боимся ли мы своего небрежения? Поэтому прежде чем причт храма возьмет иконы из музейных фондов, он должен подготовиться к их принятию. Каким образом? Некоторые рекомендации мы приводим в главе " Как правильно сохранять иконы " . А пока только скажем, что нужно оборудовать ризницу - чистую, сухую; сделать полки, где иконы будут аккуратно храниться. Идеально - когда в храме точно знают: сюда надо поставить икону таких размеров, в тот угол - таких, нужен определенный набор праздничных аналойных икон. Служители храма должны твердо усвоить элементарные правила ухода за ними, что можно и что нельзя делать - как сохранять и заботиться о них, а не как " чистить и дорисовывать " . Если же в храме полностью есть иконостас, повсюду стоят иконы, а в него еще передают образа размером 2x1 м или больше, которые некуда ставить - куда их денут? Опять-таки сложат где-то в углу. Нельзя иконы брать необдуманно - пока дают! - иначе они пропадут. Потому что икона привыкает к тем условиям, в которых долго находится. Как мы уже говорили, она адаптируется к сезонным колебаниям окружающей среды.

http://zavet.ru/a/rss_1299740506.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010