А мы… – что сказать теперь? – мы упорно противимся. Так, как нам не славить и не благодарить Триединого Бога? 3. Антифоны После возглашения: «Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение…», мы переходим к АНТИФОНАМ. Первый антифон поется сразу после возглашения священника: «Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение…». Второй антифон поется после возглашения священника: «яко твоя держава и твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа». И третий антифон поется после возглашения: «яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и святому Духу». Самый обычный первый антифон – это «благослови, душа моя, Господа» 145 . Второй – «хвали, душа моя…» 146 . И третий – «Блаженны». В конце первого антифона поется припев «молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». В конце второго антифона поется припев «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуйя», (или «… во святых дивен сый…», если день не воскресный). После этого следует гимн «Единородный Сыне…». В конце третьего антифона поется Воскресный Тропарь. В праздники Господские (Богоявление, Благовещение, Сретение, Рождество) – тропарь праздника, если день будний, то мы поем Тропарь святого, чью память празднуем. И совершается, так называемый, малый вход. Вместе с псалмами раньше читались и пророчества. Среди псалмов, которые мы поем, преобладают мессианские, потому что они возвещают приход Христа в мир. Однако не только Его воплощение, но и Его евангельское слово, Его чудеса и все Его мироспасительное дело воспевается. Они словно нам говорят: «Вот, Господь!..», – и вскоре он является вместе с Евангелием, которое держит священник пред лицом своим на малом входе. Антифоны с псалмами и Пророчества относятся ко времени до появления Иоанна Крестителя на реке Иордан. До того как зажегся светильник. Тогда мир еще нуждался в Пророчествах. Потом пришел напророченный Мессия, Господь наш Иисус Христос, о Котором говорит Иоанн Предтеча: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Аллилуйа» напоминает нам о девятнадцатой главе Откровения, в которой описывается следующее: изумленный евангелист Иоанн «видит», как после падения Вавилона возникают перед ним какие-то новые удивительные образы. Эти образы величественны, священны и исполнены Божественного света. Уже уничтожена сила зла, и божественные мелодии доносятся до евангелиста: бесчисленная толпа Ангелов начинает петь мелодичными слаженными голосами «Аллилуйа». (Девятнадцатая глава Откровения описывает великое падение воображаемого Вавилона. Это падение вызывает такой сильный шум, что отзвук его достигает неба. Затем следует знаменитое явление Христа.) О чем говорит «Аллилуйа»? Оно говорит: «Славьте Господа Бога!» Пойте и славьте Господа, Которому принадлежит вся слава, почет, поклонение и спасение наше! Славьте Господа, потому что истинны и праведны решения Его. Славьте Его, потому что Он осудил распутный Вавилон, который очернял своим позором жителей земли. Славьте Его, потому что Он избавил нас от Содомского разврата и страсти к убийству невинных и верных христиан. Славьте Его, потому что Он принял назад мученическую и безвинную кровь Своих детей, которые были убиты им (то есть ужасным Вавилоном). «Славьте Бога», – говорили голоса тысячи Ангелов. «Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа» . Да, славьте Господа, потому что вот! поднимается до небес дым разрушения и уничтожения воображаемого Вавилона. Разгромлена, наконец, сила антихриста. В то же время двадцать четыре пресвитера, которые олицетворяют Торжествующую Церковь Святых, падают ниц перед всеславным и пренебесным престолом Божиим и поклоняются Господу, говоря и поя: «Аминь. Аллилуйа». Да восславит Господа Бога и Вседержителя вся небесная Церковь Святых» 184 . Тогда же слышатся ангельские голоса, которые призывают всех благочестивых верных христиан славить Бога. «Славьте и вы все Господа Бога нашего», – говорили ангельские голоса. «Вы все, кто имеют в себе живую и непреклонную веру. Вы все, кто сохранили до конца слово терпения Господа. Вы все, кто имеют благоговение и страх Божий. Вы все, кто содержит свое тело непорочным, а душу свою благоразумной. Вы все, кто сохраняют чувства чистыми, а ум просветленным. Вы все, из чьих глаз не прекращали ни на минуту бежать слезы покаяния. Вы все, большие и маленькие, мужья и жены, которые признали Христа «и притом Распятого». Вы все, кто принадлежат Единой Святой Православной и Апостольской Церкви!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но священник не останавливается только на «Премудрость. Прости»: он дает с крестным знамением свое благословение и говорит: «Мир всем». Мир всем вам. И народ отвечает через певчих: «И духови твоему». Не только с благоговением должны мы слушать Священное Евангелие, но и с миром внутри нас. Этого желает священник народу, а народ – священнику. «Благословение священника «мир всем»,  – говорит нам святой Исидор Пелусиот , – это и есть подлинное благословение Христа. Почему? Потому что это последний образ Христа явленный миру» 196 . «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» 197 , то есть до дня Его Второго Пришествия, когда придет время Страшного Суда, Иисус Христос, Спаситель мира, будет благословлять весь мир через священника. И до тех пор будет длиться благословение Христова Вознесения и посредничество Сына, который сидит одесную Бога и Отца в великой Славе. Итак, священник своим благословением передает нам богочеловеческое благословение Христа. 70.  В «Синаксаристе» Новомученников преподобного Никодима Святогорца описывается случай, произошедший с Ахмедом, который, войдя в храм, увидел, как вместе с благословением исходят из пальцев священника лучи света и проникают в сердца христиан. Это было чудо благословения! 198 Прежде чем читать отрывок из Евангелия, объявляется евангелист. Священник говорит: «от Матфея (или Марка, или Луки, или Иоанна) святого Евангелия Чтение». Какой бы ни был назван евангелист, верно то, что Евангелие – это слова и деяния Господа нашего Иисуса Христа. Чудеса, слова, законы и заповеди, которые он установил, а также то, что он пережил: оскорбления, страшные Страдания, Распятие, Смерть, Погребение, Воскресение, то есть всю жизнь Его от Благовещения и Рождения «в городе Вифлееме» до Вознесения. Значит, Евангелие – это не только описание некоторых исторических событий жизни Христа. Оно не только возвращает нас к прошедшим событиям, но одновременно ведет нас через учение к Царству Небесному! Евангелист Иоанн говорит нам: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» 199 . Это не история, но мета-история: Откровение живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не отрицаем того, что на практике новый порядок вещей привносил с собой много жесткого и шероховатого, вследствие нажитых историей условий, подвергавшихся изменению. Не легко стать в низменное и неказистое положение дьячка человеку, привыкшему много думать о своем образовании и смотреть свысока на низшие церковно-служительские должности. Но в идее этот порядок вещей имеет за себя слишком много оснований. Он, собственно говоря, не есть новый порядок, а восстановление старого порядка, существовавшего в древней Вселенской Церкви. Прежде, в древней Церкви, избираемые или желающие быть служителями Церкви, по обыкновенному порядку вещей, не ставились прямо священниками, а начинали свое церковное служение с низшего знания чтеца или анагноста, соответствующего званию нашего псаломщика, и в этом звании пребывали несколько лет; затем их рукополагали в дьяконы, и в этом сане Закона они оставались не два дня и не неделю, как это бывает с нынешними кандидатами священства, а опять несколько лет; и уже после более или менее продолжительного служения на низших степенях клира людей зрелых и испытанных возводили на степень пресвитера. Этому порядку вещей подчинялись не простые только люди, не имевшие никакого авторитета и не отличавшиеся образованием, но и люди высоких фамилий, с большим успехом кончившие курс в высших учебных заведениях, усвоившие себе все богатство современного знания и имевшие имя в литературе. Например, св. Василий Великий принял звание чтеца, побывав в нескольких высших учебных заведениях и окончив блистательно курс в знаменитой тогда афинской школе, когда пред ним, при его знатном происхождении, открывалась видная карьера, и в этом звании пробыл до пяти лет. Будучи чтецом, он приобрел известность в Церкви, как сильный защитник Православия: в звании чтеца им написаны славные слова его против Евномия. В пресвитеры он рукоположен, когда ему было тридцать пять лет от роду. Другой знаменитый отец Церкви, св. Иоанн Златоуст еще с большей постепенностью, чем св. Василий Великий , шел по лествице церковно-иерархических должностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Вот, что значит Божественная литургия! 9 В своей книге я не буду пытаться решить литургические и исторические вопросы. Но мы попытаемся, все вместе, понять, прожить и пережить Божественное Священнодействие. Святой Иоанн Дамаскин говорит нам, что Божественная литургия называется и  Божественным Причащением, потому что через нее мы причащаемся Божественности Иисуса Христа. Он называет ее и  Божественный Приобщением, потому что через нее мы приобщаемся и делаемся причастниками Плоти и Божественности Иисуса Христа 10 . Следовательно, Божественная литургия переживается верующими (когда они приобщаются Пречистых Тайн) и как Божественное Причащение, и как Божественное Приобщение. Как это происходит? Трудно сказать «как», зачастую, невозможно. Все то, что чувствует и переживает достойный священник, когда служит, и тот, кто достойно соучаствует в Божественном Причастии, невозможно выразить словами. Все то удивительное, что пережил отец Иаков, он записал в трех письмах. Но о своем литургическом опыте он не написал ни слова. Опасно открывать истину, истину великого Таинства, которая заключена не в словах, не в красивых поэтических выражениях и оборотах, но в непостижимом СОБЫТИИ Преложения Святых Даров, хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Слова умаляют это событие, которое переживается и душой, и телом: • в соответствии с духовностью верующего, • в соответствии с его верой, • в соответствии с его чистотой, • в соответствии с его покаянием. Каково покаяние твое? Покаяние мое? Каково благочестие, каковы слезы? Те, что видит Бог , а не те, что видят люди! • в соответствии, конечно, с искренним желанием верующего причаститься. В богослужении участвует весь человек: – душа и плоть, – ум и тело, – сердце и пять телесных чувств, – и еще раз сердце! 4.  Мне рассказал один священник, что он пережил однажды, после окончания Божественного Причащения. Что он пережил! Он почувствовал, как вся грудь и сердце его превращается неописуемым образом в бесконечное небо. В центре восседал на престоле Господь, справа от Него – Пречистая Пресвятая Его Матерь, вокруг его престола – все пророки, праведники, праотцы, апостолы, иерархи, святые патриархи, достойные священники и монахи, бесчисленные воинства мучеников, в аскезе просиявшие святые, богоносные отцы Вселенских Соборов, святые бессеребренники, святые, прославившиеся в миру, бесчисленные воинства Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, Престолов, Господств… Он видел, как Силы небесные оберегают и Господа, и святых, и небо, и всех людей, и всю Церковь  и всё!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно Liber pontificalis Симмах был рукоположен в Константиновской базилике, а Лаврентий – в базилике святой Марии. 147 Имеется в виду король остготов Теодорих Великий (470–526 гг.), с 493 г. правивший в Италии. «Афром» его называют только три автора: Феодор Анагност, Феофан Исповедник и Никифор; все прочие называют его Теодорихом Валамером. 152 Амида – крупный город в северной Месопотамии, на берегу Тигра (совр. турец. г. Дияроакыр). Персы во главе с царём Кавадом I захватили его после трёхмесячной осады 11 января 503 г. См.: Прокопий Кесарийский «Война с персами», кн. I, гл. VII. 158 Евтих (ок. 370–360 гг.) – константинопольский пресвитер, оппонент Нестория и вдохновитель ереси монофизитства; осуждён на Халкедонском соборе в 451 г. 159 Диодор (IV в.) – тарсийский епископ, богослов; был учителем Феодора Мопсуестийского и, как считалось, вдохновителем несторианства. 162 Арианская крестильная формула; в православии принято говорить: «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа». 163 В «Хронике Виктора Тунненского» об этом событии рассказано так: «Некий Барбас, епископ арианской ереси, [однажды] зазнавшись, вопреки правилам сказал над тем, кого должен был окрестить: «Крестит тебя Барбас во имя Отца через Сына в святой Дух» – [и] тотчас вода, в которой он собирался крестить человека, пропала, а сосуд, в котором была вода, разломался сам [собой]. Тот, кто должен был быть окрещён, увидев это, тотчас бежит к католическому [епископу] и принимает крещение правильно» («Хроника Виктора Тунненского», а. 500). 166 Формула, добавленная к Трисвятому гимну, антиохийским патриархом Петром Гнафеем (о нём см. выше): в его интерпретации гимн посвящен воплощённому Слову, тогда как с точки зрения традиционного православия Трисвятой посвящён Троице. 172 Предположительно эти прозвища означают «Покупающий лук» и «Похотливый»; лук считался афродизиаком. 175 По всей видимости, имеется в виду Иоанн Диакриномен (VI в.), написавший не сохранившуюся «Церковную историю». Предположительно, извлечения из его сочинения составляют «Дополнение второе» к извлечениям из «Церковной истории» Феодора Анагноста (параграфы 38–59) (см. также Предисловие переводчика).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Это одно из священных песнопений нашей Церкви, написанное поистине священным языком. В нем вдохновенный гимнограф охвачен страхом перед величайшей Жертвой Голгофы, где он видит, как Пречистое Тело Господа приносится в жертву на деревянном Кресте и как Честная и Пресвятая Кровь Его каплей за каплей стекает на землю. Он еще помнит слова, которые Господь сказал Своим ученикам и апостолам о том, что даст им бесценную и божественную пищу, Тело и Кровь Свои. «Да прекратят, – говорит гимн, – свои разговоры все люди на земле (а не только в храме…!) Общее спокойствие и молчание да наполнит все мироздание. Да пребудут все в страхе и трепете. Никакая земная мысль и забота да не потревожит их ум. И, затаив дыхание, да следят за удивительным событием, которое происходит в этом мире. «Царь царствующих и Господь господствующих» идет на Крестную Жертву. Он идет «заклатися» (на заклание), чтобы принести пречистое Тело Свое в качестве Божественной пищи верным. Все ангельские Силы предшествуют Ему, окружают Его бесконечным почтением и поклонением, и славят Его, поя непрерывно: аллилуйя». В трех из четырех Херувимских гимнов мы замечаем нечто общее: они называют Господа «Царем». Таким образом подчеркивается царское достоинство Господа нашего Иисуса Христа. Гимнограф Херувимской песни Великой Субботы называет Господа «Царем царствующих» не без основания. Это наименование он позаимствовал у апостола Павла, который говорит, что Господь наш Иисус Христос – «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» 316 . «Царь Царей» 317 говорит о Нем в своем Откровении Иоанн. Существует мнение, что эти слова являлись литургическим гимном первой Церкви, который верующие пели во время совершения Таинства Божественной Евхаристии. Это означает, что с первых лет христианства Церковь признавала и воспевала Христа как Царя и Господа. Она называет Его Царем всех царей, Господином всех господствующих, властелином всех властителей. Он, как совершенный Господин, который дарует и отнимает почести согласно своей всемудрой и всесильной воле. От Него происходит вся земная власть. Поэтому Он сказал Пилату: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для многих эта Божественная литургия осталась незабываемой. В конце он признался: – В вашей Церкви царит Благодать. Первомученник очень вас любит. Поскольку неспроста вас окадил сам святой Стефан! 683 Воистину, сколько раз Ангелы и Архангелы кадили храмы и верующих во время богослужения? И не только Ангелы, но и диаконы, и святые Торжествующей Церкви! Священник тихим голосом и со склоненной головой, преклоненными коленями и со страхом в сердце говорит молитву перед Возношением: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш…». Затем встает и дрожащими руками берет Тело Христово, поднимает высоко над святым дискосом и громко возглашает: «ВОНМЕМ. СВЯТАЯ СВЯТЫМ». Это возглашение говорит нам: «Будем внимать! Святое для святых». Святой Кирилл говорит: «Эти Дары Святые, потому что приняли сошествие Святого Духа. Однако святы и мы все, потому что удостоены воздействия Святого Духа. Итак, святое подобает святым» 684 . Святой Иоанн Златоуст говорит: «Священник стоит в святом алтаре и перед святым престолом и громовым голосом, который порождает страх, с поднятыми руками и держа пресвятое Тело, в глубокой тишине, восклицает: «Святая Святым». Так он одних призывает причаститься (они достойны, чисты, святы, готовы), а другим запрещает (они недостойны, нечисты, неподготовленные, непокаявшиеся), делая это не рукою, а словом, гораздо действительнейшим руки…» И златоустый святой продолжает: «Кто не свят, тот не приступай. Не просто говорит: чистый от грехов, но: святой; а святым делает не одно только отпущение грехов, но и наитие Святого Духа и обилие дел благих. Не того только хочу, говорит, чтобы вы омылись от нечистоты, но чтобы были белыми и прекрасными. Не подобает всякому приближаться к пречистым Тайнам. Не подобает всякому пить от этого живоносного Источника. Поэтому священник не призывает каждого. Держа в руках пресвятое Тело Господне, он зовет тех, кто стремятся к святости: «Святая святым», словно говоря: «Вот Хлеб Жизни, Который вы видите. Спешите Его причаститься, но не все, а тот, кто свят. Потому что только святым подобает святое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этой молитвой священник выражает благодарность верующих за великую честь, которой удостаивает нас Господь – стоять всем в этот час перед святым жертвенником в храме, отличном от всех мирских жертвенников, прежде всего языческих и сатанинских. Еще священник благодарит Бога, за то, что он удостоил его прибегнуть к Его состраданию, ради наших своих собственных грехов и неведения народа. Затем он просит Господа сделать его достойным евхаристической Жертвы и достойным взывать к Его пресвятому Имени. Чистота священника – это условие безупречного совершения страшных Таинств. Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что душа священника должна быть чище лучей солнца 286 . Священник «нуждается в ангельском чине и очищении», отмечает святой Феогност. «Иначе, – продолжает святой, – смешивая темноту со светом и зловоние с миром, скоро мы, священники, унаследуем «увы», то есть вечный плачь и гибель нашей души, подобно святотатцам. Подумайте, какими должны быть руки, которые совершают эти Таинства. Каков должен быть язык, которым произносятся Божественные слова, и разве не должна быть святой душа, которая – Таинством Священства – получила столько Благодати Святого Духа! Однако то, что, в конце концов, делает священника достойным совершить Святое Возношение, – это «бездна смирения». Смирись, чтобы быть готовым как агнец к закланию, считая всех выше себя. Считай самого себя землей, грязью, шелудивым псом. Всегда плачь, когда ты удостаиваешься быть призванным в общество и близость с Богом посредством причащения Святых Даров, благодаря невыразимому человеколюбию и неописуемой благости Бога» 287 , – заключает святой Феогност. Со смирением священник осознает тот факт, что он находится перед жертвенником, на месте Христа: «место несет Христово». (Все священники – и особенно будущие церковнослужители – должны постоянно читать главы святого Феогноста 13–23, 37–38 и 50–60 (из «Добротолюбия», том 2ой, перевод Галитиса). Они очень нам помогут.) «АМИНЬ», которое поют верующие в конце первой молитвы верных, означает, что они чувствуют высоту и опасности духовного служения. Поэтому и весь народ, который находится вне святого алтаря, то есть в среднем храме, сострадает и молится со священником, который совершает Божественные Таинства. Это «АМИНЬ» не похоже на гром небесный после «Благословенно царство…», но братская поддержка священнику со стороны верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Зло зависит не от природы, но от свободы, – утверждает святой Иоанн Златоуст , – а что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал «избави нас от лукавых», но – «от лукавого», – и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола как виновника всех зол» 665 . Святой Феодор Эдесский говорит, что необходима вместе с молитвой для избавления от лукавого и личная аскеза, личная борьба для противостояния дьяволу. В нашей молитве мы просим Господа не позволять нам впасть в искушение, но спасти нас от лукавого, потому что, если мы не спасемся силой и помощью Христа от «раскаленных стрел лукавого» 666  и не удостоимся достичь безмятежности, мы напрасно стараемся, считая, что можем нашими собственными силами и усердием добиться чего-то. «Ибо без Меня не можете делать ничего» 667 . Тот, кто хочет противостоять хитрым уловкам дьявола, сделать их неэффективными и стать участником Божественной Славы, должен слезами и стенаниями со страстным желанием и горячей душой, днем и ночью, искать помощи, очищать свою душу от мирского сладострастия, от нечестивых страстей и бесстыдных желаний 668 . Святой Симеон Фессалоникийский пишет: «Избави нас от лукавого, от дьявола, который нам смертный враг, неутомимый, и неистовый, а мы без Твоей Благодати бессильны перед ним, поскольку он имеет тончайшую и неусыпную природу и измышляет, и сплетает тысячи зол, и строит козни против нас» 669 . У нас нет сил постоянно противоборствовать этому невещественному, столь завистливому, коварному и хитрому врагу, поэтому освободи нас от него. Сегодня в мире господствует идея о том, что дьявола не существует. Это его собственная уловка – убедить просвещенный мир, технократов – тех, кто занимается наукой, что дьявола не существует! Хотя наша жизнь очень затруднена его ужасным присутствием, однако для нас, христиан, может появиться случай вступить в благословенную духовную борьбу с супротивником. Сражаясь с лукавым и его кознями, христианин может преуспеть в добродетели и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010