Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 1814), нмч. (пам. греч. 23 сент.). Род. в знатной тур. семье в Конице (Эпир) и был назван Хасаном. Его отец был шейхом дервишей. В 20 лет буд. новомученик также стал дервишем. Прожив достаточное время в Янине, он переселился во Врахорион в Этолии, где его радушно приняли, т. к. наместник Акарнании и Этолии хазнадар (казначей) Юсуф-Араб был знаком с его отцом. После того как Али-паша отозвал Юсуф-Араба в Янину, юноша не пожелал войти в число приближенных нового наместника Сулейман-бея. В 1813 г. он решил принять христ. веру, к-рая всегда его привлекала. В Османской империи переход из ислама в др. религию карался смертной казнью, поэтому он принял крещение с именем Иоанн на о-ве Итака, принадлежавшем тогда англичанам. Возвратившись в Этолию, И. женился на христианке из сел. Махалас, где ему поручили охранять поля. Отец И., узнав об отступничестве сына, послал в Махалас 2 дервишей, к-рые тщетно пытались убедить его возвратиться в отеческую веру. Когда И. был схвачен тур. воинами и приведен к муселиму (правителю) Врахориона, он смело исповедал себя христианином. После жестоких пыток И. был обезглавлен. Тело и глава новомученика, брошенные в ручей, протекавший недалеко от ц. вмч. Димитрия Солунского, были тайно погребены местными христианами на одном из полей Врахориона. Затем Кирилл Кастанофиллис, игум. мон-ря Пресв. Богородицы Прусиотиссы (Прусу), перенес их в свою обитель и замуровал в стенной нише в крипте. В 1974 г. игум. Григорий обнаружил мощи И. и удостоверяющую их подлинность надпись на черепице. Житие И. написал Георгий Анагност Ятридис из Карпенисиона. В обработке прп. Никодима Святогорца и с предисловием прп. Афанасия Паросского (Парийского) оно вошло в сб. «Новый Лимонарион». Ист.: ΝΛ. Σ. 331-334; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 9. Σ. 460-464; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 193. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 70; Π[εραντνης] Ι. Μ. Ιωννης: Ο κ Μουσουμνων//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 48; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 265-266; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 240; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 70-73. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469372.html

В изображении легендарного периода римской истории Иоанн Малала опирался на сочинение Тита Ливия и поэму Вергилия «Энеида» (история Энея и Дидоны, но как истый христианин он опустил эпизод самоубийства Дидоны). В духе Вергилия описаны реальные исторические события: гражданские войны, «мятежи», битва при Акциуме между войсками Августа Октавиана и Антония, нашествие галлов. Однако сохранившиеся фрагменты не дают четкого представления об особенностях изложения Иоанном Малалой римской истории. В полном виде дошла до наших дней 18-я книга, посвященная правлению Юстиниана. Автор с похвалой отзывается о внешней и внутренней политике императора, о его законодательной, административной и строительной деятельности, о приобщении к христианству варварских народов. Все исторические события и природные катаклизмы (поражение сторонников Юлиана, борьба цирковых партий, восстание Ника, волнения самаритян, моровая язва) он объясняет Божьим наказанием за беззакония и преступления людей, за нарушение христианских норм или «кознями дьявола». «Хронография» Иоанна Малалы, написанная простым, ясным и доходчивым языком, была предназначена прежде всего для монахов. Ее использовали в своих трудах Феодор Анагност, Евагрий Схоластик , Иоанн Эфесский и другие историки. В конце Хначале XI в. сочинение Иоанна Малаллы попало на Русь из Болгарии. Иоанн Мосх (прозвище Еврат – «анисное варево», ок.550ок.620) – монах, побывавший во многих монастырях Синая, Египта, Сирии, Кипра, Малой Азии, возможно, уроженец земли мосхов (племени на югозападе современной Грузии). Он принадлежал к кружку александрийского архиепископа Иоанна Милостивого, умер в Риме, был погребен в Иерусалиме. Иоанн Мосх вошел в историю культуры как создатель популярного в средневековом мире сочинения «Лимонарий» («Лимонарь» – «Луг духовный», греч. «лимарион» – «лужок») – собрания назидательных новелл и рассказов из жизни чтимых «старцев»: аскетов, благочестивых настоятелей монастырей и подвижников. В основу каждой новеллы или рассказа положено изречение того или иного персонажа: старца Юлиана, который провел около 70 лет в тесной пещере, «боголюбивой и нищелюбивой» Марии с острова Самос, монахини, выколовшей себе глаза ткацким челноком только потому, что ими восхитился преследовавший ее юноша, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все, о чем нам говорили святой Иоанн Златоуст  и святой Иоанн Дамаскин , доказывает, что Священное Писание нуждается в систематическом, постоянном и упорном изучении. Не достаточно беглого, поверхностного и быстрого просматривания и чтения. Мы не можем играть с книгой Божией, мы не беремся за нее легкомысленно и не пренебрегаем ей. Это не газета, не журнал, не теле- или радиопередача! Оно нуждается во вдумчивом изучении. Благотворное влияние и всесилие Божественного слова мы видим в нижеприведенном случае: 73.  Когда-то я служил диаконом в храме Богородицы Явленной в Неа Миханьоне, близ Салонник. Однажды тамошнего священника, отца Василия, попросили прочитать молитвы изгоняющие злых духов над одной одержимой бесами женщиной (она была связана веревками, и даже четверо мужчин не могли ее удержать). В ответ он сказал: – Здесь понадобится Четвероевангелие, поэтому останьтесь на четыре дня. Я буду читать над ней по целому Евангелию каждый день. Во время чтения Евангелий злой дух яростно бился, и родственники с большим трудом держали женщину под епитрахилью. После окончания чтения четвертого Евангелия священник совершил отпуст, сказал «молитвами» и ударил ее правой рукой легонько по голове. Когда он поднял епитрахиль, злой дух убежал, а женщина пришла в себя. Чудо Господа нашего, подобное чудесам, что описывают евангелисты 216 ! В продолжении Божественной литургии после чтения Апостола и Евангелия следует проповедь слова Божия, затем «сугубая ектения». Так было в древности и до недавнего времени. Иногда так происходит и сегодня. Таково каноническое расположение проповеди, а не после Причастного. Проповедь переносится, конечно, по причинам чисто практическим, потому что христиане, к сожалению, опаздывают приходить в храм. Проповедь слова Божия всегда была связана с молитвой и церковной службой. Сам Господь учил в синагогах «по субботам» 217  и там совершал чудеса. Великий апостол народов Павел чувствовал серьезную ответственность перед проповедью: «горе мне, если не благовествую» 218 . И, обращаясь к своему ученику и апостолу Тимофею, писал: «проповедуй слово» 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, Евангелие приводит нас к гармонии дел, соблюдению заповедей, к познанию триединства святого Бога, Богочеловечества Иисуса Христа и Домостроительства Воплощения, так как в нем мы находим побуждение к совершенствованию добродетелей, соблюдению заповедей и уважению догматов нашей веры. Святой Иоанн Дамаскин сравнивает Священное Писание с раем, то есть садом, который имеет ворота, и говорит: «Давайте постучим в ворота этого прекрасного рая, благоуханного, сладчайшего, вечно цветущего, который трогает наше сердце, и, когда оно грустит, его утешает, когда оно волнуется, успокаивает. Да поднимет он наш ум на спину Божественной голубицы и перенесет нас на серебреных крыльях ее к Сыну и Слову Божиему, который царствует в Царстве Небесном, к Наследнику Насадителя духовного виноградника!..» И продолжает святой: «Но будем стучаться в ворота Священного Писания не мимоходом, как делали что-нибудь ненужное, что-то тягостное, но с большим упорством и терпением, и да не изнеможем, стуча. Потому что только так нам откроется дверь Царства Божьего. Когда мы читаем Евангелие и не понимаем текст, не будем отчаиваться, но продолжим изучение, и в какой-то момент Бог может дать нам просвещение и ответ. Спросим святых отцов, которые толковали Священное Писание, Церковь  и духовников, потому что слово Божие побуждает нас: «спроси отца твоего, и он возвестит тебе истину " » 213 . Святой Иоанн Златоуст говорит следующее: «Христос весьма подобающе назвал Священное Писание вратами. Почему? Они нас укрепляют и приближают к Богу, они преображают нас, делая кроткими, как овцы, они нас защищают от различных врагов. Эти врата Священного Писания – надежны: они закрывают вход еретикам и вводящим в заблуждение и держат нас в безопасности. Дают нам верное учение и не оставляют нас блуждать во лжи и обмане. Немало говорится в Священном Писании о Праведниках, которые претерпели столько испытаний, но смогли все преодолеть. Жития и мученичества святых нам придают такую же силу и укрепляют нашу веру. Поэтому и Павел, чтобы утешить христиан, в послании к Евреям привел в качестве примера терпения и веры пророка Даниила, трех отроков, пророка Илию, пророка Елиссея и многих других…» Заканчивает святой свою мысль так: «То, что кто-то становится участником страданий, которые перенесли остальные, пусть только в воспоминании, приносит утешение тем, кто печалятся и страдают. Итак, чтобы не разочароваться и не уклониться от испытаний, которые нас находят и беспокоят, давайте обратимся к примерам из Священного Писания, к примерам святых и праведников, и, особенно, Иова, который услышал: «умерли и десять твоих детей» и ответил: «Да будет имя Господне благословенно во веки» 214 . Ответ этот торжественно повторяет наша Церковь на каждой Божественной литургии. От источников Божественного слова просвещается ум, усиливается желание, укрепляется вера и обновляются решения» 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому я прошу вас всех: не приходите к Божественным Таинствам неготовыми и потому что этого требует праздник, но когда решите причаститься, очистите сначала свою душу священной исповедью, поститесь, воздерживайтесь, прощайте, подавайте милостыню, молитесь и духовно боритесь. 178.  Старец Сампсон рассказывал с большим сокрушением о том, что произошло с одним простым священником во время этого возглашения. «Когда служил один иеромонах, – говорил он нам, – во время возглашения «Святая святым» из Святой Чаши сверкнуло пламя. Оно не спустилось с небес, но возникло из Чаши». И это случилось в наши злосчастные дни. В эпоху вероотступничества 692 . «Святой престол полон духовного огня, – говорит нам святой Иоанн Златоуст , – и как источники наполняются водой, так и он извергает неописуемое пламя. Не приближайся, держа солому, листья или сено (то есть грехи), чтобы не разгорелось большее пламя и не сожгло душу, которая недостойно причащается Пречистых Таин. Но приблизься, держа драгоценные камни веры, надежды и любви. Держи золото послушания и прощения и жемчужины поста, бдения и молитвы, чтобы очистить свою душу и покинуть храм, взяв с собой небесные блага Божественной радости. … Многие причащаются раз в год, другие – два раза, а третьи – много раз. Кого мы примем? Не тех, кто причащаются один раз, не тех, кто, причащаются часто, но тех, кто причащаются с чистой совестью, чистым сердцем и безупречной жизнью. Те, кто чисты, пусть приблизятся к Святой Чаше, а те, кто нечисты, не подходят. Потому что будут наказаны… Затем святой обращается к тем, кто причащается раз в год, в вечер Пасхи. (Это происходит, к сожалению, и в наши дни в тех деревнях, где нет исповедников.) Многие верят, что, когда в конце Огласительного Слова «Постившиеся и не постившиеся… пусть никто не уйдет голодным!», могут свободно причаститься и без исповеди и не совершат преступления. Какое заблуждение!.. О возглашении «Святая святым» Иоанн Златоуст говорит, что «мы все – причт и народ – должны быть прекрасны душой, пречисты сердцем и светлы умом, а лица наши должны сеять от Божественной Благодати… Кто не таков, пусть не приближается к царской чаше, которую держит в руках священник… Итак, никакой грешник пусть не приближается; лучше бы мне не говорить «никакой грешник», потому что самого себя я удаляю от святого престола, но я скажу: пусть никто, оставаясь грешником и не покаявшись, не приближается» 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Нет, не здесь, – ответил он, – а в Никисиани. И отец Иоанн (так звали батюшку) рассказал мне: – Я знал, в молитвах Божественного Причащения, как и во многих молитвах Божественной литургии и в других службах, говорится о том, что Бог – это «огнь поядающий» и горе тем, кто причащаются недостойно. Он сжигает всех! У достойного сжигает грех и воспламеняет дьявола. И я не мог понять, как возможно, чтобы Бог был пламенем: и достойного освещал и оберегал, а недостойного сжигал дотла. Я не мог этого понять и долгое время пребывал в недоумении. Во время одной Божественной литургии, после Освящения Святых Даров, я вдруг вижу, как из Святой Чаши вырывается огонь, белое пламя! Я задрожал, «вытаращил глаза» и сказал: «Боже мой, убери это, потому что, как я буду причащать?» И я прервал Божественную литургию и ничего больше не говорил, пока Добрый Бог не погасил огонь. Что еще сказать…! Неужели эта история не была бы полезней всего того, что здесь сейчас происходит, вместо этих песен и сценок? – спросил отец Иоанн из Никисиани 449 . Я не ответил, потому что смотрел на него с открытым от удивления ртом. Старец Сампсон описывает случай, подобный рассказанному мне отцом Иоанном: 131.  «Священномученик митрополит Вениамин (Казанцев), который был расстрелян, однажды, когда совершал Божественную литургию, увидел, как спускалось в Святую Чашу пламя. Так нам показал Бог, что наш митрополит был избран не случайно. Огромное пламя над Святой Чашей и внутри Святой Чаши! Божественная Благодать! Да, но это видели не все. Потому что не все своим образом жизни заслуживают такого зрелища. Только те, у кого открыты духовные очи. Только те, у кого очи остались непорочно чистыми. Так что не все сослужащие архимандриты и игумены смогли это увидеть. Они слышали какой-то шум и понимали, что что-то необычное происходило на святом престоле. Но на самом деле ничего необычного не произошло». 450 «ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ…» « СИМВОЛ ВЕРЫ » имеет свою историю. Он был составлен на двух Вселенских Соборах, Первом и Втором.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В те ужасные годы порабощенные христиане снова стали созываться тайным образом. Снова появились богоносцы, которые теперь назывались «зазывалами». Подвергая себя смертельной опасности, они созывали христиан, порабощенный греческий народ, придти в церковь  и научиться грамоте. Когда наша родина была освобождена, колокола вернулись на храмовые колокольни и начали снова торжественно звонить. 37.  Жил да был один пономарь, очень благочестивый и набожный. Это был один из тех пономарей, которых мы хотели бы видеть в качестве прислужников и помощников в храме. Храм, где служил пономарь, был построен в честь святого Иоанна Предтечи. На колокольне храма было три или четыре колокола, и поэтому пономарь звонил в них обеими руками. Однажды он упал и повредил левую руку. Звонить одной рукой он не мог, и поэтому был очень расстроен: близился большой праздник, а он не сможет звонить, как обычно, ударяя то в один колокол, то в другой, то в два попеременно, а когда и в три и один, как это делают на святой Горе. Итак, что делать? Он подходит к иконе святого Иоанна Предтечи и говорит ему: – Услышь меня, святой! Это твой храм, руку мою ты видел, не могу я звонить одной рукой. Пойдем! (Он берет святого за руку – сошел святой Иоанн Предтеча со своей иконы! – и ведет его на колокольню). Покажи мне теперь, как звонить в колокола! На колокольне святой Иоанн Предтеча сделал на веревках петли, надел одну петлю на одну ногу, другую петлю – на другую ногу, а остальные две петли надел на руку и локоть, и показал ему каким способом звонить в колокола. – Большое спасибо, – сказал пономарь святому! И звонил в колокола, как показал ему святой Иоанн Предтеча! 99 В святом алтаре, помимо всего остального, находятся кадило и неугасимая лампада, которая вместе с неусыпным Ангелом-Хранителем святого престола бережет святую дароносицу. Этот символ жертвенности напоминает нам о кровавых страданиях святых мучеников и о бескровных мученичествах святых отцов-пустынников. Неугасимая лампада должна храниться в иконостасе нашего дома и напоминать нам о том, что духовная борьба за наше спасение должна быть неусыпной и исполненной светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Точное изложение православной веры». Этот тип впосл. особенно часто воспроизводился на дверях алтарных преград (как, напр., на дверях церквей на о-ве Керкира: Христа Пантократора, Панагии Лимниотиссы, св. Архангелов и Богоматери Антивуниотиссы, подписана мастером Иоанном Цанесом и датирована 1682). На фреске 1734 г. (мастер Анагностис Михаил Хомазас), находившейся на сев.-зап. столбе наоса в ц. Панагии Крина на о-ве Хиос (Chios. Byzant. Mus.), И. Д. представлен в тюрбане, с указующим жестом правой руки и свитком с текстом гимна в честь Богоматери в левой. В белом тюрбане, с раскрытым свитком в руке он изображен и на иконе «Святые Варвара и Иоанн Дамаскин» (1-я пол. XVIII, музей монастыря Лимонос на о-ве Лесбос). Образ И. Д. нередко включался в сборники песнопений, где он обычно изображался сидящим и записывающим свои сочинения (напр., Сборник 1686 г. из Иверского монастыря - Ath. Iver. 970. Fol. 1; Анфология 1760-1764 гг. из монастыря Дохиар - Ath. Doch. 332. Fol. 18v). В Сборнике из Иверского монастыря ок. 1670 г. (Ath. Iver. 1250. Fol. Br-Гv) И. Д. показан сидящим, с пером в правой руке и раскрытым свитком в левой, рядом - афонский гимнограф прп. Иоанн Кукузель , также сидящий с книгой в руках. Самые ранние сохранившиеся изображения И. Д. в рус. искусстве относятся к XIV в., святой изображен: в юж. рукаве подкупольного креста в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря (в составе Рождественского цикла, в ряду преподобных) (1313); дважды в ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363) - на северной стене предапсидной арки (на южной - изображение свт. Космы Маюмского), в тюрбане, с длинным свитком, на к-ром, как и на свитке Космы, написаны строки из канона на Великий четверг, и на юж. склоне свода притвора в композиции «Премудрость созда себе дом» вместе со свт. Космой Маюмским, в руке свиток. Предположительно И. Д. (на основании формы головного убора и части мантии) был изображен на юж. стене хор в ц. св. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде (1378).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

6. Иоанн VIII (1425–1448) и турецкая угроза При Иоанне VIII территория империи была ограничена самыми скромными размерами. Незадолго до смерти своего отца он уже должен был уступить султану некоторые фракийские города. После того как Иоанн сделался в 1425г. единодержавным правителем, его власть простиралась, собственно говоря, над Константинополем и его ближайшими окрестностями. Прочие же части государства, как например, Пелопоннес, Солунь, некоторые отдельные города во Фракии, находились в управлении его братьев в виде отдельных княжеств, почти совершенно независимых уделов. В 1430 г. была решена судьба Фессалоники (Солуни), завоеванной в этом году турками. Управлявший Солунью с титулом деспота один из братьев Uoahha VIII , чувствуя, что ему собственными силами не справиться с турками, продал город за известную сумму Венецианской республике, которая, получая в руки столь важный торговый центр, обязалась, по словам источника (Дуки), его “охранять, кормить, поднять его благосостояние и превратить во вторую Венецию.” 938 Однако подобного укрепления Венеции в Солуни не могли допустить турки, владевшие уже окрестной с городом страной. Под личным руководством султана они приступили к осаде Солуни, ход и результат которой хорошо изображены в специальном сочинении “о последнем взятии Фессалоники,” принадлежащем перу современника описываемой драмы Иоанна Анагноста (т.е. Чтеца). 939 Латинский гарнизон Солуни был незначителен; городское население относилось к своим новым венецианским господам как к чужакам. Поэтому город сопротивляться туркам не мог; последние через короткое время после начала осады штурмом взяли город и подвергли страшному разгрому и поруганию; население избивалось без различия пола и возраста; храмы обращались в мечети; однако, церковь св. Димитрия Солунского, главного патрона города, была временно оставлена христианам, хотя и в состоянии полного ограбления. Взятие Фессалоники турками также описано в стихах, сочинённых представителем высшего греческого духовенства в Константинополе в его Хронике о Турецкой империи. 940 По поводу этого прискорбного события сочинено также некоторое количество греческих народных песен. 941 Утрата Фессалоники произвела глубокое впечатление в Венеции и всей Западной Европе. Приближение решающего момента чувствовалось, конечно, и в самом Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Ребенок, который держит зажженную лампаду во время малого входа и входит перед священником с Евангелием, символизирует Честного Предтечу, который своим светильником показывает явление Христа нашего в мир как Спасителя и Избавителя. Он как бы нам говорит: «Вот, Господь! Вот, Христос! Вот, Спаситель! Склоните, головы! Перекреститесь! Впустите Его в ваши сердца! Да, это, действительно, «берущий на себя грех мира» Христос!» То, что совершается на богослужении, совершается «с псалмами и гимнами, и духовными песнями». В этих гимнах, которые поются нашими певчими, непременно участвует и наша собственная душа, и наш голос. Святой Иоанн Златоуст пишет о том, как нужно петь в храме: «Каждый раз, когда мы поем, чтобы привлечь Благодать Божию, совершенно необязательно, чтобы мелодия соответствовала музыкальным канонам (мы имеем в виду каноны Византийской музыки). Необходима гармония, необходима приятная мелодия – это обязательно – но то, что необходимо прежде всего, – это наше сердце, «разбитое и смиренное», чтобы песнопение наше совпало, стало созвучным ангельским гимнам и славословиям. При таком песнопении, будет ли кто стар или молод, или с грубым голосом (то есть неблагозвучным, хриплым) и даже лишенный чувства ритма (то есть не имеющий представления о ритме и мелодии), это не грех. Здесь требуется, чтобы душа наша была в бодрствовании. Ум наш не спал, но был полон Божественным светом. Сердце наше билось от сокрушения. Помысел был твердым (здоровым, крепким); и, наконец, совесть наша – чистой и невинной. Если отличается этими качествами наш внутренний человек, – заканчивает святой, – очень мало значения имеет неблагозвучие, фальшь или хриплое горло» 148 . Кроме того, в православной литургии мы не используем музыкальные инструменты (в отличие от многих других). Почему мы не имеем музыкальных инструментов? «Потому что, – отвечает святой Иоанн Златоуст , – сам человек, верный христианин, который должным образом участвует в богослужении, является инструментом богосозданным, который, если душа его остается невинной, чистой и непорочной, готов славить пресвятое триединое имя Бога Творца» 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010