Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АНАГНОСТ [греч. Ιωννης Αναγνστης], визант. писатель сер. XV в., автор «Повествования об окончательном взятии Фессалоники» турками-османами 29 марта 1430 г. И. А. был клириком (сан неизв.); между 1429 и 1433 гг. жил в Фессалонике, был очевидцем описанных им событий. Из 22 глав «Повествования...» И. А. принадлежат только первые 12 глав, в к-рых рассказано о походе тур. армии во главе с султаном Мурадом II на Фессалонику, об оборонительных мероприятиях венецианцев, с 1423 г. владевших Фессалоникой по договору с визант. императорами Мануилом II и Иоанном VIII Палеологами, о настроениях горожан. Описаны 4-дневная осада и взятие города. Главы 13-22 написаны др. автором значительно позднее (после падения Византии в 1453); в них подробно изложены последствия завоевания города по рассказам очевидцев. Видимо, и заглавие сочинения дано 2-м автором. Свидетельства И. А. являются важнейшим историческим источником о завоевании Фессалоники. В тексте «Повествования...» есть нек-рые совпадения с рассказом Иоанна Каминиаты (Х в.) о взятии Фессалоники арабами в 904 г. Вероятно, И. А. был знаком с произведением его предшественника и попытался сопоставить исторические события, происшедшие в Фессалонике в разные эпохи. Под именем И. А. сохранилась краткая монодия на взятие Фессалоники, хотя скорее всего она также принадлежит анонимному автору 2-й части «Повествования...». Соч.: PG. 156. Col. 583-632; Ιωννης Αναγνστης. Διγησις περ της τελευταας Αλσεως της Θεσσαλονκης. Μονωδα επ τη αλσει της Θεσσαλονκης/Εκδ. Ι. Τσρας. Θεσσαλονκη, 1985. Лит.: Dennis G. The Second Turkish Capture of Thessalonica: 1391, 1394 or 1430?//BZ. 1964. Bd. 57. S. 53-61; Vacalopoulos A. E. History of Macedonia: 1354-1833. Thessal., 1973. P. 90-98; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 484-485; Kazhdan A. P. Some Questions Addressed to the Scholars who Believe in the Authenticity of Kaminiates " «Capture of Thessalonica»//BZ. 1978. Bd. 71. S. 301-314; Vryonis Sp. The Ottoman Conquest of Thessalonica in 1430//Continuity and Change in Late Byzantine and Early Ottoman Society: Symp. at Dumbarton Oaks in May 1982/Ed. A. Bryer, H. Loury. Birmingham; Wash., 1986. P. 282-321; Τσρας Ι. Οι δο μμετρες Μονωδες για την τελευταα λωση της Θεσσαλονκης//Μακεδονα. 1969. Τ. 9. Σ. 64-100; idem. Ο τταρτος καθολικς νας της Θεσσαλονκης στο χρονικ του Ιωννου Αναγνστη//Byzantina. 1973. Τ. 5. Σ. 165-185; PLP, N 839; ODB. Vol. 2. P. 1056. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.)

http://pravenc.ru/text/469798.html

Едва утвердившись на престоле и не останавливаясь перед страхом болгарского нашествия и осады Константинополя, царь Лев уже весной 814 г. окружает себя доверенными людьми иконоборческого направления, которым делает поручение заняться подготовкой вопроса о церковной реформе в смысле желаний иконоборческой партии. К этому же времени выясняются состав и силы того и другого лагеря. Говоря в предыдущей главе о переговорах по вопросу о заключении мира с болгарами, мы видели, что политический смысл и важное значение этого договора совершенно устранялись так называемыми дурными советниками, во главе коих был игумен Студийского монастыря. Не говоря о прочем, здесь важно отметить политическую роль Феодора Студита, в какой ему удалось выступить в эту эпоху замышляемых правительством церковных реформ. Более видным лицом со стороны иконоборческой партии тогда же начинает выдвигаться Иоанн Грамматик, анатолиец по происхождению, занимавший в Константинополе скромную церковную должность анагноста. По своим способностям и высокому образованию выгодно отличаясь среди тогдашнего духовенства, Иоанн поставлен был во главе комиссии, которой было поручено рассмотреть все дело о взаимном отношении систем иконоборчества и иконопочитания и приготовить об этом материал для предполагаемого к созванию собора. В высшей степени можно пожалеть, что как о самом Иоанне Грамматике, так и об его сотрудниках и об их работах сохранилось слишком неблагорасположенное известие со стороны писателя, явно к ним враждебного: «Иоанн в сообществе с некоторыми грубыми невеждами уполномочен был царем пересмотреть старые книги, скрывающиеся в монастырях и церквах. Собрав множество книг, они старательно исследовали их, но не нашли ничего из того, чего злостно добивались, пока не напали на синодик Константина Исавра. Найдя в нем для себя точку опоры, начали искать и в других книгах для себя нужные места, отмечая знаками те, которые, по их мнению, могли убедить неразумную толпу, что в древних книгах можно находить запрещение поклоняться святым иконам. Когда Лев спросил одного из них, можно ли подтвердить книгами поклонение иконам, тот отвечал: об этом нигде не написано, но говорят, что таково древнее предание. И они боролись против истины, начав с Пятидесятницы собирать книги, в июле привлекли на свою сторону Антония, епископа силейского, и до декабря держали дело в тайне» . Можно думать, что упомянутая комиссия должна была представить царю записку о тех основаниях, которыми руководились отцы ΥΓΓ Вселенского собора в своем определении по отношению к святым иконам. О подготовительных работах комиссии не могло не распространиться слухов, но на вопросы любопытствовавших Иоанн держал уклончивый ответ: «Царь поручил разобрать по старым книгам один вопрос».

http://sedmitza.ru/lib/text/442871/

Воля Божия это то, что совершал и чему учил Христос: Смирение в жизни. Стойкость в вере. Скромность в словах. Справедливость в делах. Точность в исполнении заповедей Небесного Отца. Сочувствие к нуждам ближнего И строгость нравов. «Кроток и смирен сердцем» был Господь в жизни и делах своих, следовательно, кроткими и смиренными должны быть и мы. Еще Христос учил нас никого не судить, не поступать несправедливо и, когда с нами поступают несправедливо, терпеть. Быть кроткими и не говорить: «Бог тебе воздаст за твои дела». Терпеть и жить в мире со всеми христианами, как с членами одного Тела Христова. Человек нуждается в помощи Бога, чтобы окрепло его желание и он мог исполнять Божью волю. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Дай нам, Господи, подражать жизни небесной, чтобы и мы желали того, чего желаешь сам Ты, помоги нашей воле ослабевающей и, хотя желающей исполнять дела Твои, но удерживаемой немощью плоти, простри руку стремящимся идти, но принуждаемым хромать; душа легка, но ее обременяет плоть; та быстро стремится к небесному, а эта тяготеет к земному, но при Твоей помощи и невозможное будет возможным. Да будет же воля Твоя яко на небеси и на земли» 621 . Святые отцы-пустынники советуют довериться Божией воле, отбросив свою. Святой Иоанн Синаит отождествляет Божию волю с подчинением ей человека 622 . И, наконец, святой Иоанн Златоуст просит Бога сподобить нас не в половину творить волю Его, но все исполнять, как Ему угодно. Пусть воля Его распространится по всей земле, чтобы истребилось всякое заблуждение и насаждена была истина, чтобы изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли 623 . Божия воля в первую очередь выражается во врожденном нравственном законе, который является нашей совестью. Если бы каждый из нас мог слышать ее голос, не нужен был бы письменный Закон. Но что произошло? Человеческий род в лице наших прародителей пал и согрешил. Так помутился разум, померк образ, ослабла воля. После этого падения голос совести не слышен в нас ясно. Его заглушают страсти, которые его «водят за нос» и увлекают в преисподнюю. Поэтому Бог явил небесную и пресвятую волю Свою в письменном Законе. Сначала письменным Законом был Декалог (десять заповедей), который передал Бог Моисею на вершине горы Синай. Но совершенным является Закон Евангельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако и в Смирнской митрополии табуляриат как будто лежал в основе нотариата. 732 Так, помимо уже упоминавшихся табуляриев, известны иерей, номик, сакеллиу митрополии и примикирий табуляриев Иоанн Кампанис, написавший и подписавший дарственную 1230 г. (акт подписали еще три мирянина – севаст, великий эконом митрополии Лев Лист и диакон, номик, протонотарий Феодор Астрагалин); 733 Георгий Алифин, который в качестве иерея и табулярия митрополии Смирны в 1242 г., «написав и свидетельствуя, подписал» дарственную, 734 а в 1257 г., став к тому же еще и ипомниматографом, поставил свою подпись пол другой дарственной наряду с другими свидетелями (среди них диакон, иеромнимон и табулярий митрополии Смирны Михаил Астрагал, уже упоминавшийся диакон, логофет и табулярий Иоанн Аргиропул, а также протэкдик и табулярий Иоанн Куналис). 735 В 1239 г. последний, будучи еще просто доместиком митрополии, уже занимался составлением актов, в частности, «свидетельствуя и написав, подписал» купчую; 736 в 1254 г. он действует аналогично, уже будучи протэкдиком и табулярием, 737 а в одном недатированном (1258?) акте он упомянут среди свидетелей как клирик митрополии, протэкдик, референдарий и табулярий. 738 Известны также иерей, клирик и табулярий Роман Калоидас, подписавший купчую 1256 г., писавший и подписавший купчую 1263 г., расписавшийся в числе свидетелей в купчей 1266 г.; 739 девтеревон диаконов, клирик и табулярий Георгий Хрисоверг, подписавшийся в числе свидетелей в купчей 1256 г. и в купчей 1263г.; 740 анагност и табулярий Георгий Воловондис – писец и нотарий дарственной 1267 г.; 741 сакеллиу митрополии и табулярий Алексей Маруллис, писавший, подписавший и еще раз скрепивший документ на обороте, на месте склейки, дарственную 1274 г.; 742 диакон и табулярий Поликарп, сын Дорофея, который, «свидетельствуя и написав, подписал» акт об обмене 1287 г. 743 Как видим, многие табулярии Смирнской митрополии занимались нотариальной деятельностью долгие годы, порою десятилетия, посвящая этой профессии всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для этой цели попытаемся собрать и изложить предания, касающиеся двух главных представителей названных направлений, патриархов Иоанна VII и Мефодия. Нет нужды говорить, что летописцы относятся крайне несочувственно к последнему иконоборческому патриарху 76 . Одно из наиболее общих и распространенных мест, относящихся к характеристике Иоанна, состоит из обвинения его в сношениях с духами, в преданности магии, волшебству и гаданиям, в непотребной жизни и нечестии. Если не ошибаемся, в Иоанне нашли себе применение и конкретное выражение те восточные влияния, те художества и науки, о которых говорит Генесий в приведенном сейчас месте. И действительно, по всей вероятности, Иоанн был анатолиец по происхождению, вышедший в люди из незнатного рода при царях армянской династии. Нельзя не видеть, что он делал себе карьеру небыстро и обязан был впоследствии приобретенным высоким положением исключительно своим способностям и высокому образованию. В первый раз он становится известным в 814 г., когда царь Лев V Армянин задумал возвратиться к иконоборческой системе и отменить постановления VII Вселенского собора. Будучи тогда в звании анагноста, Иоанн, в сообществе с несколькими лицами, приготовил и теоретически обосновал, по личному поручению царя, проект восстановления иконоборческой системы. Об этом находим весьма интересные данные в летописи 77 : «Иоанн в сообществе с некоторыми грубыми невеждами уполномочен был царем пересмотреть старые книги, скрывающиеся в монастырях и церквах. И собрав множество книг, старательно исследовали их, но ничего не нашли, чего злостно добивались, пока не напали на синодик Константина Исавра и Кавалина. Найдя в нем для себя основание, начали и в книгах отыскивать для себя главные положения, отмечая знаками те места, которые, по их мнению, могли убедить неразумную толпу, что в древних книгах есть запрещение поклоняться иконам. Когда Лев спросил одного из них, можно ли подтвердить книгами поклонение иконам, он отвечал: об этом нигде не написано, но говорят, что таково древнее предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

74.  Святой Иоанн Милостивый (555–619 н. э.) последние десять лет своей жизни был епископом Александрии. В то время некоторые нечестивые христиане имели следующую дурную привычку. После чтения Евангелия во время Божественной литургии они выходили из храма и начинали разговаривать. (Это был час, когда читалась проповедь!) Затем снова входили во время Херувимской Песни. Видя такое положение дел, святой Иоанн вышел как-то раз и сам наружу, одетый в архиерейские одежды, и сел рядом с ними! Они, увидев его, изумились. Тогда говорит им святой: – Не удивляйтесь. Там, где овцы, там должен быть и пастух. Или пойдемте все внутрь, или и я буду сидеть с вами снаружи. И вас буду здесь учить слову Божию! Так ему удалось искоренить эту дурную привычку 225 . Из всего, что мы сказали о Божественной литургии и проповеди, можно сделать вывод, что Церковь это две вещи: служение слова Божия и литургия Божественных Таин. То есть амвон и святой престол. «Все, что мы проповедуем с амвона и восклицаем в храме, который есть « Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» 226 , все, что говорится и как говорится, и кем говорится в собраниях верующих христиан, к сожалению, не всегда является толкованием боговдохновенных Писаний, словом покаяния и возвращения грешников. Проповедь в Божественной литургии должна и по содержанию, и по выражению соответствовать богослужению, вере и молитве Церкви» 227 . 75.  Однажды в воскресенье святой Спиридон служил один, а верующие пели. После чтения Евангелия вдруг послышались бесчисленные ангельские голоса. Все онемели от удивления и страха. И когда святой Спиридон сказал народу: «мир вам», Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, престолы, Господства, Власти, Силы, все небесные Силы в один голос ответили: «и духови твоему»! Так верующие христиане в это памятное воскресенье стали свидетелями того, как небесное Служение Торжествующей Церкви объединилось с земной Воинствующей Церковью. И стала одна Церковь с одним Пастырем, Христом 228 . 8. Сугубая ектения После чтения Евангелия и проповеди сразу следует «Сугубая ектения», которая является упорным и горячим молением Бога обо всех верующих, живых и мертвых, и содержит в целом шесть прошений. Она начинается с призыва:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Императору передали «пророчество»: если сохранится почитание икон, то царствовать он будет недолго На Льва V эти переданные ему слова произвели впечатление, и он захотел встретиться с этим «мерзким и завистливым демоном», который угрожал ему лишением власти и гибелью, если он не упразднит почитание икон. Задумав возвращение к официальному иконоборчеству, Лев весной 814 года приблизил к себе ученого клирика Иоанна Грамматика, имевшего скромный сан анагноста – чтеца. Его обширные познания создали ему в народе репутацию мага. Император поставил его во главе комиссии, которой он поручил дать богословское обоснование иконоборчества, опираясь на библейские и патристические аргументы. Иоанн охотно принялся за дело. Не лишенный полемической пристрастности, но в целом справедливый отзыв о деятельности пресловутой комиссии дал неизвестный по имени автор из стана почитателей икон: «Иоанн в сообществе с некоторыми грубыми невеждами уполномочен был царем пересмотреть старые книги, скрывающиеся в монастырях и церквах. Собрав множество книг, они… не нашли ничего из того, чего злостно добивались, пока не напали на синодик Константина Исавра. Найдя в нем для себя точку опоры, начали искать и в других книгах для себя нужные места, отмечая знаками те, которые, по их мнению, могли убедить неразумную толпу, что в древних книгах можно находить запрещение поклоняться святым иконам… И они… в июле привлекли на свою сторону Антония, епископа Силейского, и до декабря держали дело в тайне» . В декабре 814 года император предложил патриарху Никифору обсудить с Иоанном Грамматиком результаты работы его комиссии, выводы которой стали известны патриарху. Никифор Исповедник отказался вступать в обсуждение вопроса, который получил безукоризненное решение в оросе VII Вселенского Собора, так что, как он считал, не было уже нужды возвращаться к этой теме. Разногласия между императором и патриархом получили огласку. В Константинополе возобновились публичные споры о почитании икон. Приверженцы иконоборчества, ранее затаившиеся, присутствовали и даже преобладали в столичном гарнизоне. Вспыхнули беспорядки, «произошла манифестация перед воротами Халки, причем противники иконопочитания бросали камнями в чудотворный образ Спасителя» . Патриарх Никифор созвал «синод эндимуса» – «из приключившихся в Константинополе епископов» – расширенного состава с участием приглашенных игуменов столичных монастырей. Синод поддержал патриарха и выразил неукоснительную приверженность оросу VII Вселенского Собора.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/18/recidi...

Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г. Большинство церквей XIII-XV вв. на территории К. и С. м. относятся к простейшему архитектурному типу - однонефные с цилиндрическими (полуциркульными или с заостренными завершениями) сводами, покрытыми сверху черепичными крышами. Лишь в неск. случаях встречаются храмы типа «купольного зала» (напр., ц. вмц. Ирины близ Суйи, кон. XIII в.), крестово-купольные (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Нопийе, XIV (?) в.) или храмы с поперечным более высоким нефом. К последнему типу относится ц. вмч. Георгия Победоносца в Анидри (незадолго до 1323), в к-рой рукава нефа и трансепта покрыты пересекающимися цилиндрическими сводами. Эта церковь имеет еще одну особенность: к ней немного позже был пристроен др. однонефный храм, в к-рый из ц. вмч. Георгия ведут арки в юж. стене. В целом широко распространенные в венецианских владениях 2-нефные церкви именно на территории К. и С. м. в XIII - нач. XV в. не были частым явлением (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе). В этом регионе редко встречаются нартексы в форме купольного зала (такой нартекс пристроен в XIV в. к ц. Преображения Господня близ Темении кон. XIII в.). Иногда цилиндрический свод нартекса пересекается под прямым углом со сводом наоса (напр., нартекс, пристроенный в нач. XIV в. к ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони, кон. XIII в.). Кладка некоторых храмов XIII-XIV вв. включает сполии раннехрист. базилик (ц. Пресв. Богородицы в сел. Скудиана и ап. Иоанна Богослова в Трахиньякосе близ Канданоса, ц. Спасителя в сел. Племениана). Из ктиторских надписей явствует, что часто в оплате строительства и росписи церквей принимали участие сразу неск. семей или даже все жители деревни. С кон. XIII в. известны имена некоторых художников, работавших в зап. части о-ва Крит. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле в ктиторской надписи 1290/91 г. названо имя мастера, расписавшего этот храм,- анагност Николай (хотя над декорацией храма работали 2 живописца: Николай и художник из круга Феодора-Даниила Венериса - Bissinger. 1995. S. 71-72; Μαδερκης. 1998. Σ. 390; Spatharakis. 2001. P. 12-13). Стиль Николая похож на стиль анонимного художника, к-рый расписал ц. вмч. Георгия Победоносца в Вати (1283/84), и восходит к традициям XII в. Его определяют такие черты, как линеарность, каллиграфичность, плоскостность, сдержанная цветовая гамма ( Μαδερκης. 1998. Σ. 40). По мнению Спатаракиса, в этих церквах работала одна и та же артель, возглавляемая Николаем ( Spatharakis. 2001. P. 10, 13).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

112 Леонтий, магистр милитум во Фракии, был направлен Зеноном против восставшего Илла, однако перешёл на его сторону. Текст эдикта Верины о коронации Леонтия см. в «Хронике Феофана Исповедника », л. м. 5974, р. х. 474. Коронация Леонтия состоялась 19 июля 484 г. в Тарсе. 115 Несторий – константинопольский патриарх (428–431 гг.); его учение было осуждено и объявлено ересью на Эфесском соборе (431 г.). 116 В оригинале сказано двусмысленно: могут иметься в виду и учителя, стоящие во главе христианской школы, и епископы Эдессы. 117 Феодор – мопсуестийский епископ (392–428 гг.); богослов, вдохновитель несторианства. Его учение было осуждено и объявлено ересью на Константинопольском соборе (553 г.). 119 Силентиарии (от лат. silere – «молчать») – императорские придворные, отвечавшие за спокойствие («тишину») во дворце. 123 См. «Хронику комита Марцеллина», а. 491: 2: «Среди византийцев [т. е. жителей Константинополя] возникла народная война (bellum plebeium), [в ходе которой] в огне погибла большая часть города и цирка». 127 Κυρτν – «гроб». У других авторов Иоанн называется «Иоанн Гибб» (gibbus (лат.) – «гроб»). По окончании войны и Иоанн Скифа, и Иоанн Курт будут удостоены консульского звания: Иоанн Скифа – в 498 г., а Иоанн Курт – в 499 г. 128 Согласно комиту Марцеллину исаврийская война продолжалась шесть лет: исавры потерпели поражение во Фригии, однако продолжили борьбу, укрепившись в горных крепостях Тавра («Хроника комита Марцеллина», а. 492; «Хроника Феофана Исповедника », л. м. 5985, р. х. 485 ). 130 Феодор Анагност хочет сказать, что император Анастасий таким образом пытался создать себе предлог, чтобы прекратить войну. 138 Имеется в виду либо город, на побережье Мраморного моря, либо одноимённый город на средиземноморском побережье в провинции Пафлагония. 143 По принятому тогда обычаю патриархи крупнейших христианских церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской) отправляли особые соборные послания о своём рукоположении. 146

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Поскольку сия благоустроеннейшая обитель досточтимым златопечатным Словом отдана сущей у вас стороне и приложена благоустроеннейшей лавре вашей, основанной во имя пресвятой Богородицы и прозываемой Климентовою, с тем, чтобы сия лавра владела ею, и поскольку вы, благочестивейшие отцы, имеете силу и дерзновение у царей Василия и Константина так, что можете отыскивать всё принадлежащее сей обители (Колову) и присваивать себе: а нашлась земля у преддверий нашей крепости Градиска (ν τας προϑραις το Κστρου μν, τις Γραδσκα λγεται), принадлежавшая обители Колову, и взятая жителями сей крепости: то... (Далее говорится, что Иоанн Ивир отдал эту землю Иериссовцам на 29 лет за 100 золотых монет, а они отдали ему землю на Лонгосе.) Месяца июня индикта 10 в 6490 году в царствование Василия и Константина. † Феодот, смиренный епископ Иериссовский. † Афанасий монах, игумен лавры. † Пётр, монах и игумен Калиука. и прочие. Николай Ливеллисий Солуня. В самой верхней части сего «письменного удостоверения» поставили кресты и подписали свои имена и прозвания 75 свидетелей, например: Никифор протопресвитер, Василий пресвитер, Иоанн пресвитер, Анастасий диакон, Гиоргий поп, Николай Деатка, Пётр Калита, Павел Родота, Драгаш Павлов, Иоанн Захаропуло, Василий Строимир, Андрей анагностис (чтец), Иоанн Экзарх, Георгий Оксида, Иоанн диакон, и прочие и прочие. Это письменное удостоверение есть копия, которая в том же году и месяце выдана была из Солунского судебного места Иоанну Ивиру за скрепою тамошнего чиновника, так называемого Ливеллисия. Подлинность сего акта не подлежит никакому сомнению. Десятый индикт его совпадает с тем самым годом, в который он написан был. Упомянутые в нём цари Василий и Константин жили в это время. Иоанн Ивир назад тому два года (6488–(980) году) присоединил к своей лавре две упомянутые в акте обители, Иоанна Колову в Иериссе и Климента на Афоне, и присоединил их действительно по силе хрисовула царя Василия Порфирородного. Лавра его поныне чествуется во имя Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010