В основу третьей части, состоявшей из двух книг, были положены собственные наблюдения автора, материалы ранневизантийских хроник, устные предания, и возможно, сочинения богослова Диодора Тарского. Центральное место в ней отведено Константинополю и церковной политике Анастасия, покровительствовавшего арианам, манихеям, монофиситам и другим еретикам. Феодора Анагноста привлекали лишь те политические события, которые касались истории церкви (народные волнения при Анастасии, разрушение несторианской школы в Эдессе императором Зиноном, диспут арабского правителя Аламундара, принявшего христианство, с монофиситским ересиархом Севером, казнь Теодорихом диакона, перешедшего в арианство, восстание Виталлиана, которое рассматривалось автором только как религиозное движение и др.). На протяжении всей книги Феодор Анагност выступал как ярый приверженец православия, ненавидевший всякое инакомыслие. Его сочинение, отличавшееся простотой изложения, «достаточной информативностью, отсутствием трудных для понимания богословских рассуждений и обширных документальных материалов» (З.В. Удальцова) использовали не только православные церковные историки (Георгий Амартол, Лев Грамматик, Иоанн Дамаскин , Иоанн Мосх , Феофан Исповедник и др.), но и монофиситы (Иоанн Эфесский и др.). Феодора (500548) супруга императора Юстиниана. Ее отец был служителем ипподрома. В юности красавица Феодора выступала в пантомиме и восхищала зрителей своим экстравагантным нарядом, фривольными движениями, остроумными выходками. Став императрицей, эта необузданная, коварная, но умная и дальновидная женщина занялась политической деятельностью: назначала и смещала патриархов, военачальников, послов, отменяла указы императора. Она подвергла опале талантливого полководца Велисария и префекта претории Востока Иоанна Каппадокийского. Прокопий Кесарийский утверждал, что по ее указу Петр Патрикий убил остготскую королеву Амаласунту в 534 г. Однако современники (Иоанн Эфесский) отмечали, что проводимая ею политика была более гибкой, уступчивой и терпимой по сравнению с политикой Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71.  Когда-то один монах служил архонтарием в одном монастыре Святой Горы. (Архонтарий – это тот, кто заботится о гостях, готовит комнаты, приносит кофе и угощение. Это очень утомительное занятие, особенно на Святой Горе, где паломников каждый день очень много). Итак, этот архонтарий очень устал от своей работы, которую выполнял пять лет подряд, и попросил игумена его заменить. – Терпи, – сказал тот ему, – и окажешь гостеприимство и Ангелам! – Благослови, – ответил монах. Как-то вечером, когда ворота монастыря были уже закрыты, утомившись, он присел в келье, открыл Новый Завет и начал читать. И вдруг видит, как входит к нему прекрасный юноша, одетый в белые одежды. – Благословите, отче, – говорит он ему. – О, что вы читаете, Евангелие Небесное? Блаженны вы! И прежде, чем изумленный архонтарий успел ответить, юноша продолжил: – О, простите меня за то, что я вас отрываю, но я очень голоден. Архонтарий оторопел, но очень вежливо сказал: – Пожалуйста, пожалуйста, садитесь, я Вам что-нибудь приготовлю. Как Вас зовут? – Михаил, – отвечает юноша. Быстро-быстро, с двойным усердием он начал готовить стол для одетого в белые одежды юноши. Тогда он еще не очень понимал, почему тот был так одет. – Пока вы едите, – говорит он, – я Вам приготовлю келью и принесу немного салата. Однако, отойдя, чтобы взять блюдо с салатом, он инстинктивно обернулся, чтобы снова посмотреть на юношу, который произвел на него такое впечатление. Но прекрасный юноша исчез! Это был Архангел Михаил! С тех пор архонтарий исполнял свои обязанности с еще большим рвением и всегда с волнением и радостью вспоминал этот случай. Речь идет об отце Филарете, в будущем, игумене святого монастыря Констамонит 205 . «Слушание слова Божия в храме нас ведет в царство небесное, – говорит святой Иоанн Златоуст .  – Евангелист, которого мы слушаем, ведет нас в город Вышний Иерусалим. Мы входим в ворота, которые нам открывает евангелист – когда мы слушаем чтение Евангелия – и нужно большое старание с нашей стороны, потому что этот город царственный и славный. Итак, распахнем настежь врата нашего разума, отверзнем слух наш и с почтением поклонимся Царю Христу… Чтение Евангелия – это Рай, где течет источник Святого Духа. Источник тысячи рек, чье начало – это те же дары Святого Духа. Этот источник течет в каждой душе, не уменьшается и не иссекает. Во всех он полон и в каждом по отдельности» 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каждая душа, согласно с ее духовным состоянием, темным или светлым, несет на себе особую печать: боголюбивые и благочестивые души, говорят нам отцы, которые до последнего вздоха не перестают каяться, имеют светлый елей Триединого Бога и начертание Святого Духа. В то время как непокаявшиеся, жестокие, завистливые злые души несут темное клеймо дьявола и начертание Антихриста! Итак, в зависимости от печати, которую имеют души, происходит и соответствующее предъявление прав в час смерти: или со стороны Ангелов, или со стороны бесов… Итак, согласно Православному Преданию – которое основывается на суждениях Отцов, жизни святых и, главным образом, на большом опыте монахов – в час смерти начинаются мытарства души, то есть проверка злыми духами, которые стремятся найти себе опору, то есть нравственные промахи и грехи, чтобы принять душу в свое владение. У смертного ложа ведется сильнейшая борьба между добрыми и злыми духами за право обладания отходящей душой. Грешная и непокаявшаяся душа переходит во власть нечистых духов, которые со свойственной им яростью претендуют еще и на праведные и добродетельные души. И даже к Господу они решились приблизиться, конечно, не найдя ничего, что укрепило бы их темные притязания в сорокадневный срок. Подумайте, какую власть они имели! Взяли Господа, Богочеловека Иисуса Христа, совершенного Бога и совершенного человека и подняли Его на крыло храма и оттуда на вершину горы, чтобы показать Ему красоту всего мира: «Вот, тебе мы дарим все это! Поклонись нам»! Однако не достигли своей цели. «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» 260 , – утверждает Сам Господь. Святой Иоанн Златоуст этих злых духов называет «грозными ангелами», то есть ангелами, которые грозят нашим душам, и «неумолимыми силами» 261 . Святой Кирилл Александрийский нам очень образно описывает мытарства душ: душа, в момент, когда отделяется от тела, видит «страшных, злых, жестоких и необузданных демонов, подобных чернолицым эфиопам». И если праведная, – она принимается святыми Ангелами. Однако пока она поднимается по воздуху наверх, продолжает описание святой Кирилл, в восхождении ей препятствуют мытарства (злые духи), каждый из которых «представляет собственные грехи» душ. То есть страсти, которые происходят от физических чувств, от зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, так же как и каждый другой грех, в котором может быть виновна душа, с целью помешать ее восхождению к престолу Господа и насильственно удержать при помощи темных сил. В то же время и добрые Ангелы представляют добрые дела душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это воинство Ангелов и Архангелов, которое окружает престол Бога, чтобы Его воспевать и Его прославлять, это воинство спустилось на землю и незабвенной той ночью Рождения Спасителя Христа, как нам говорит евангелист Лука: «… И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» 155 Эти Ангелы, бесплотные и бессмертные души, в час, когда совершается Божественная литургия в храме, даже если храм – это маленькая церквушка, скромная и простая, какой была пещера в Вифлееме; эти Ангелы спускаются и наполняют храм, и служат вместе с простым и скромным батюшкой, который является Священнослужителем. Да, служат Ангелы вместе с ним! Откровение говорит нам: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» 156 . Ангелы на небе и Ангелы в земном храме, где совершается величайшее Таинство Божественной литургии. Поют певчие, поют верующие, вместе с ними поют и Ангелы. Торжественная совместная служба людей и Ангелов! В молитве «Владыко Господи, Боже наш» мы просим, чтобы пришли на богослужение Ангелы и Архангелы, чтобы служили вместе с нами. («Сотвори со входом нашим…») Символически Ангельские чины изображают Дети, которые держат две хоругви и идут за свечей. Таким образом, действительно приходят Ангелы и торжественно сопровождают этот вход Господа в храм, который происходит через Священное Евангелие. Древние благочестивые священники видели Ангелов во время малого входа, как, конечно, и в другие священные моменты Божественной литургии. Ведь мы поем в Акафисте святому Спиридону: «Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший». Это происходило при всех со святым Спиридоном и происходило неоднократно вплоть до наших дней сотни лет с благочестивыми священниками (но не всегда). 57.  Когда-то, говорит святой Иоанн Златоуст , он знал одного священника, который удостоился увидеть множество Ангелов, одетых в светлые, сияющие как солнце одеяния, собравшихся вокруг него и сопровождавших его на малом входе. И что более удивительно: он удостоился того, что они его высоко подняли и помогли ему совершить вход! Потом он увидел, как они окружили святой престол и склонили головы с большим почтением. Порой они стояли молча, порой пели литургические гимны вместе с певчими, исполняя их настолько мелодично, что этот священник буквально растворился в их пении 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Божественной литургии мы – не посторонние наблюдатели: все, что происходит, нам близко и касается нас. Мы все, собравшиеся в храме, есть Церковь , когда совершаем Божественную литургию при участии священнослужителей, которые называются священниками и пастырями. Истина, значимая для меня и для каждого Священнослужителя, состоит в том, что это не я, смиренный и недостойный, являюсь пастырем. Не вы, народ Божий, – моя собственная паства, мое добро. Но Сам Бог, Господь наш Иисус Христос, есть пастырь, который через меня недостойного, несчастного и грешного, пасет Свое собственное стадо – вас. И вместе с вами, пасет и меня. Бог ведет меня на луг духовный, в райские пастбища, а я должен вести туда вас, туда, на пастбище Царства Божьего. Теперь мы скажем несколько слов о символическом значении священной утвари: Все мы знаем Святую Чашу, из которой причащаемся. До Освящения она символизирует сосуд Страдания, в который поместили уксус и желчь и, обмакнув в нее губку, напоили Иисуса Христа, когда он воскликнул: «жажду». Поэтому в Святой Чаше, когда она хранится в святом Предложении или в Ризнице, всегда находится губка. Предание гласит, что евангелист Иоанн собрал в точно такой же сосуд Кровь и Воду, которые истекли из ребра Господа, когда воин пронзил Его копьем. После Освящения Святых Даров Святая Чаша символизирует ту чашу, с помощью которой на Тайной Вечере Господь совершил пресвятое спасительное Таинство Божественной Евхаристии. Святой дискос символизирует небо, поэтому он круглый. В нем пребывает Господь и Творец неба. Часто на нем выгравирована икона Пресвятой Богородицы, из утробы Которой родился Богочеловек Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный человек. Звездица символизирует небесные звезды и особенно ту звезду, которая вела трех волхвов до Вифлеема и «стала над местом, где был Младенец… с Марией, Матерью Его» 22 . Звездица полагается развернутой крестообразно на святом дискосе. Святое копие. С его помощью мы совершаем ровно то символическое движение, которое совершил воин над Телом Господа, говоря: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» 23  и наливаем в Святую Чашу вино и воду. Здесь стоит рассказать правдивую историю, которая случилась со святым Феодосием Аргосским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с «Имамы ко Господу» заканчивается введение Святого Возношения и начинается главная его часть. Все Святое Возношение – это единая молитва . Она начинается с «Благодарим Господа» и заканчивается возглашением «И да будут милости великаго Бога…» Правда, она прерывается несколькими возглашениями, принесением фимиама и пением «Достойно есть», поэтому мы делим ее на четыре части: Первая: Евхаристическая молитва или «Благодарственная молитва» и Победная песнь. Вторая: воспоминание Тайной Вечери. Третья: призывание Святого Духа для Освящения Святых Даров. Четвертое: поминание живых и мертвых. Это постепенное восхождение, святой вершиной которого является Освящение Святых Даров. Священник возглашает: «Благодарим Господа», и народ через певчих отвечает: «Достойно и праведно». К этому ответу певчие не должны добавлять абсолютно ничего, даже если священник в святом алтаре запаздывает со следующим возглашением. Хорошо, если певчие немного помолчат. Пусть затаят дыхание! Потому что молчание в эти мгновения Святого Возношения – это молитва: самая великая молитва! «БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА». После уверения верующих в том, что сердца их истинно вознеслись к Престолу Божиему, священник призывает их приступить к совершению Таинства Божественной Евхаристии, предварительно поблагодарив Всесвятого Бога. Поэтому он их призывает: «Благодарим Господа». Святой Иоанн Златоуст пишет, что страшное Таинство, которое совершается на святом престоле и от которого исходит спасение, называется «Евхаристией» (Благодарение), потому что оно представляет собой воспоминание многих благодеяний Бога и открывает нам вершину Божественного Проведения. Это Божественное Таинство побуждает нас любым способом благодарить Бога. Поэтому-то и священник призывает нас в час, когда совершается эта Жертва благодарить Бога за всю Вселенную и за все, что он нам дал, за прошлое и настоящее, за то, что произошло и произойдет. Это наше благодарение освобождает нас от земли, переселяет на небо и делает из людей ангелами 483 . Итак, мы благодарим Бога за неисчислимые благодеяния Его, но, главным образом, за величайший из Его Божественных Даров, Божественную Евхаристию. Потому что благодарность ничего Ему не прибавляет, между тем как «нас приближает к Нему». С Божественной Евхаристией мы становимся своими Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Служащий иерей, причастившись, говорит следующие слова: «Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит». И целует Святую Чашу. Об этих словах сказал пророк Исаиа , когда Бог через видение призвал его к пророческому подвигу: Ангел Серафим приближается к пренебесному жертвеннику и клещами берет горящий уголь, касается его уст и говорит: «вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» 734 . Уголь, который символизирует Христа, Серафим не пытался взять в руки, когда мы, священники, касаемся Его и Его раздробляем и вкушаем. Наши уста, наши руки и весь наш духовно-телесный мир становится выше всех архангельских сил! Святой Симеон Новый Богослов говорит следующее: «Тем христианам, у которых есть только очи телесные и нет духовных, кажется, что Божественный Хлеб – хлеб осязаемый, а не мысленно свет невместимый и непреступный. Это Тело и Кровь Христовы. Итак, когда ты причащаешься Божественного Хлеба и пьешь Вино Божественного Радования, как ты не понимаешь, что приобщился к жизни вечной и принял в себя Хлеб светоносный и огненный? Не горящий уголь пророка Исаии, но жизнь вечную! И более того: Что душа твоя приблизилась к непреступному Свету Божества! Но как ты все это почувствуешь, когда ты полон страстями, злом, эгоизмом, гордыней и тщеславием? Как ты это почувствуешь, когда ты охвачен завистью, гневом и ненавистью? Божественное Причащение, – продолжает святой Симеон, – это Свет и он тебя просвещает, но ты слеп и не видишь его, и не просвещаешься. Это Божественный Огонь и он согревает тебя, но ты остаешься холодным, ожесточенным и неисцеленным. Это жизнь… и Жизнь вошла в тебя, но ты не воскресаешь, но остаешься мертвым!» 735 «Приобщением Божественного Огня Божественного Причастия, – говорит нам святой Иоанн Дамаскин ,  – должны сгореть наши грехи и ослабнуть страсти. Причастимся Божественного угля, чтобы мы «воспламенились и были обожествлены». Да осветятся наши сердца, и сделается в нас светлый праздник Пасхи… 736 »

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третья: Разъясняется, что грех – это не только непослушание Богу, но и оскорбление, бунт против Пресвятой воли Его. Четвертое: Подчеркивается, что только Бог может Своей Божественной Благодатью, то есть Своей великой милостью, уничтожить всякий грех. Пятая: Проясняется, что прощение проступка и греха случается только через сокрушение и слезы покаяния. Шестая: Признается и объявляется, что жертва угодная Богу – это сокрушенный дух и смиренное сердце. Святой Иоанн Златоуст говорит, что 50-й псалом полезен и для праведника, и для грешника. Для праведника, чтобы не впасть в нерадение и уныние, и не возгордиться из-за своего благочестия. Для грешника, чтобы не потерять надежду на спасение, потому что велика милость Божия и бесконечно милосердие Его… 339 Да! Милость Божия велика и неистощима. Доброта Его безгранична. Великодушие Его неизмеримо. Милосердие Его бесконечно. Человеколюбие Его нескончаемо. И Божественное благодушие Его не имеет границ… Итак, 50-й псалом дополняет, предшествующую ему тайную молитву священника, и помогает облечь его душу – которая так легко впадает в грех – милостью и любовью Бога. Священник, читая про себя 50-й псалом покаяния, одновременно кадит святой престол, святое Предложение, иконы священного иконостаса и потом весь народ. Как кадит он иконы Христа, Богородицы и всех святых, так же кадит каждого верующего, который является образом Бога. Он обводит своим взглядом всех верующих в церкви, чтобы увидеть каждого в отдельности, и приносит этот фимиам, как Ангел Апокалипсиса «с молитвами всех святых» 340 . Сразу после каждения священник совершает три глубоких поклона, говоря слова умоляющие, просительные и покаянные, такие как: «Боже, очисти меня, грешного», «Спасе, Господи, яко блудный сын», «Исторгни меня из тины беззаконий моих», «Господи, господи, не откажи мне» и другие, которыми обмениваются священники. Затем он выходит к народу и совершает простой и скромный поклон со словами: Сначала: «Братия мои, простите ми грешному», И затем: «Ненавидящм и любящим ны прости, Господи»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он совершил малый вход и увидел, что весь храм полон людьми. Большинство показались ему знакомыми… Он не обратил на это внимание и продолжал Божественную литургию. Дойдя до Освящения Святых Даров, он увидел, как три Первосвященника, сияющих и блистающих, входят в святой алтарь. Они преклонили колени и вместе с ним стали молиться… Медленно, со страхом он поднялся, взял кадило и возгласил: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу…». Душа пораженного священника наполнилась Божественной радостью. Мир и небесное спокойствие воцарились в ней. И настал момент Возношения и Раздробления Агнца Божия. Весь храм наполнился сладчайшими мелодиями… Пел весь собравшийся народ вместе с монахами, священниками и Епископами: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь»… Не один раз, много. Затем спели и Причастен: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуйа». Священник сомневался про себя, что делать? Причаститься самому первым или уступить первенство трем присутствующим Первосвященникам? Один из них подал ему знак причаститься, а потом собрать Святые Дары. Наконец он открыл царские врата… и не увидел никого… посмотрел направо, налево… Первосвященники исчезли. Несколько минут он оставался совершенно недвижим и крайне взволнован. – «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите…», – сказал певчий и вышел вперед. И снова удивился священник! Снова недоумевает! Вся Торжествующая Церковь здесь. Его почившие братья Первосвященники, священники, монахи, мужчины, женщины и дети были те, кого он в разное время поминал, поэтому они и показались ему знакомыми. Первосвященниками в святом алтаре были три иерарха: святой Иоанн Златоуст , Василий Великий  и  Григорий Богослов . Многолетние занятия в университете, бессонные ночи, проведенные за чтением книг не могли дать ему и капли той радости и богопознания, которую он получил от одной только Божественной литургии… 704 Непостижимо Таинство Божественной литургии, в котором мы так часто принимаем участие. Верующий христианин проживает, но не понимает его своим умом. Он проживает его в своем сердце и своей душе, но не на чувственном уровне и не благодаря своим мирским знаниям. Нет! Только духовно! Поэтому мы и говорим, что это – Таинство! Страшное Таинство: непостижимое и необъяснимое!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой Иоанн Златоуст сравнивает Победную песнь Божественной литургии и Божественную песнь, которую пели евреи, когда были освобождены из-под египетского ига: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» 493 . «Потому что тогда погибли не Египтяне, а бесы. Отнято не чувственное оружие, а умерщвлен грех. Мы идем не в землю обетованную, но переселяемся на небо. Мы вкушаем не манну, но принимаем Тело Господне. Мы пьем не воду от скалы, но Кровь от ребра Христова» 494 . И в другом месте пишет тот же святой: «Вверху – Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, подражая тем в этом славословии. Вверху – Серафимы поют Трисвятую песнь, а внизу ее возносят люди. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей…» 495 Это общее славословие, как поясняет святой Максим Исповедник , «означает вообще равенство, строй, лад и созвучие в божественном славословии небесных и земных сил, которые осуществятся сразу и одновременно в будущем веке» 496 . Все эти описания и образы являются не результатом философских размышлений, а живой реальностью. Реальностью, которую переживали и переживают святые Божии и, конечно, их описания очень тесно связаны с тем, что они переживают в душе… Когда мы поем во время литургии Победную песнь, мы находимся вместе с ангельскими Силами перед Престолом Божиим. Ангелы и люди вместе славят Господа. Вот почему священник, стоя перед святым престолом и принося словесную и бескровную Жертву, не просто призывает нас к этому гимну, но сначала упоминает о Херувимах и Серафимах, а затем призывает всех христиан возвысить голос, оторвать наши мысли от земли вместе с воспоминанием о торжествующих и славословящих Ангелах. Встанем и споем вместе с Серафимами, раскроем вместе с ними крылья нашей души и облетим вместе с ними Престол Царства Небесного. 138.  В «Луге духовном» рассказывается о следующем случае: В давние времена существовал обычай: служить Божественную литургию в день Пятидесятницы на святой вершине горы Синай. Туда стекалось много монахов из ближних скитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010