Прославленный Господом Дионисий известен по многим чудесам: он исцелял больных, выпрямлял скорченные руки, возвращал слепым зрение и немым употребление языка 22 . 1 Считают вероятным, что эта беседа происходила за стенами Ефеса с св. Лоликарпом («Уч. об Отц. Церкви» архиеп. Фил. Черн. Ч. 1, стр. 55). 7 Patericon. р. 102. Здесь же (р. 96) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господняго». – Более было бы точности, если бы было сказано: начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2. 8 «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисе, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисие. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. 610. Сокращение жития в прологе. 9 По ркп. житию храм возобновлён в 1393 г. по благословению Рост. арх. Григория; но Григорий посвящён 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4-го 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в Правосл. Собеседн. 1861 г. I, 202, 203), но у Паисия не указан год построения храма. 10 Николаевский монастырь на св. Луке грамотой княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. I. 16. По ркп. описанию святых Вологодских: «преп. Пахомий на Кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и неизвестны. 11 По ркп. житию храм освящён в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3, 699. 700. 14 Записки Рус. археол., стр. 39. 41. Древности Кириллова монаст., стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3. 20 Служба у Румянцева 397, у Царского 563. В святцах устава XVI в. (Толстого 100) июня 1 пр. Дионисий Глушицкий. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июнь. – 338, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гурий бе по взятии Казанском первый архиепископ в Казани, родом синклитик руготиных и постриженик Иосифова монастыря. Варсанофий из Песнощьсково монастыря послан бысть со святителем сим Гурием вкупе создати в Казани первый монастырь еже есть Боголепнаго Христова Преображения внутри града Казани и потом во Твери быв на епископстве и оставив епископью пакы возвратися в Казань и тамо преставися. Обретены ж быша мощи их в лето 7104 октября в 4 день»; октября 7 – «Сергий иже на Нурме, Вологоцкий новый чудотворец, собеседник Павлу Обнорскому»; октября 12 – Амфилохий Глушицкий, ученик Дионисия Глушицкаго, «бе в лето 6944»; октября 15 – Иоанн «архиепископ Суздальский, «бе в лето 6895»; октября 19 – Димитрий Царевич, «сий святый страстотерпец Дмитрий, сын благовернаго царя и великого князя Иванна Васильевича всеа Руссии, убьен бысть на Углече от своего раба от властолюбца Бориса Годунова в лето 7098, а принесены быша честныя его мощы с Углеча к Москве в лето 7114»; октября 21 – «принесение честных мощей иже во святых отца нашего Иллариона, епископа Меглинского, новаго чудотворца в лето 6701. Сей обличи и посрами ересь армянскую еже постяхуся арцы урцыю»; октября 23 – Иаков Боровицкий; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; октября 29 – Авраамий Ростовский «в лето 6600»; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – «успение преподобнаго отца нашего Варлаама Хутынского в лето 6751»; ноября 11 – «успение Максима юродиваго Московского в лето 6942»; ноября 17 – Никон – ученик Сергия Радонежского; ноября 22 – «убиение Михаила Тверского князя в лето 6827»; ноября 23 – «успение Александра Невского в лето 6771»; ноября 24 – Меркурий Смоленекий, «убиенный от царя Батыя в лето 6755»; ноября 26 – «освящение церкви великомученика Георгия в Киеве, в лето 6545»; ноября 28 – «успение Феодора архиепископа Ростовского в лето 6898. Сей бысть первый архиепископ в Ростове, а прежде его бяху епископи в Ростове. Сей пермичи учи и грамоту по их языку состави»; мая 1 – Пафнутий Боровский, «бе от племени агарянсково от отца именуемых единого от баскак, пострижен на Волоку Ламском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттого к преподобному Дионисию приходило множество не только мужчин, но и женщин, желавших послушать его наставлений, что было противно монастырскому уставу и опасно для братии. Жаль было преподобному отказать им в праве посещать монастырь как единственное доступное им место для познания закона Божия, но не мог он видеть нарушения своего устава; тяжело было его отеческому сердцу лишить их духовной помощи и назидания, но дорого было спасение и братии, поэтому мудрый старец построил в двух верстах от Покровского монастыря храм во имя святителя Леонтия, епископа Ростовского, и при нем женскую иноческую обитель, которая была четвертым из основанных им монастырей. Заботами преподобного были построены еще два храма: на реке Сухоне, освященный в честь Воскресения Христова, и на реке Двинице — во имя святителя Николая Чудотворца. Все устроенные игуменом Дионисием монастыри и храмы имели написанные им самим иконы. Кроме того, преподобный Дионисий занимался искусной резьбой по дереву, был известен как книгописец, ковач и изготовитель одежды. Народ смотрел на него как на пастыря и учителя, посланного Богом для просвещения края, и обращался к нему в телесных и духовных нуждах как к отцу, в полной уверенности получить просимое. И не один только простой народ имел такое высокое мнение о смиренном Глушицком отшельнике. Святая, строго подвижническая жизнь и духовная мудрость его привлекали к нему множество людей всякого звания и возраста. Чем более он смирялся и скрывал свои подвиги, тем более и шире распространялась слава о нем, так что даже опытные в духовной жизни приходили к нему и оставались разделять с ним иноческие труды и поучаться его душеполезными беседами. Так, блаженный Григорий, впоследствии подвижник и чудотворец Пельшемский, уже будучи архимандритом в Ростове, пришел к нему в Сосновец и прожил здесь около пяти лет, изучая духовную жизнь под руководством и по жизни аввы Сосновецкого. Сюда пришел к нему из Великого Устюга священноинок Амфилохий, высокий по благочестию, сделавшийся первым преемником прп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Дионисий скончался 1 июня 1437 года; всех лет жизни его было 74 года и 6 месяцев. С подобающей честью, при всеобщем плаче труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии повезли его из Покровской обители в Сосновец. Но конь, везший тело святого, отойдя недалеко, остановился и не пошел далее, несмотря ни на какия понуждения. Тогда прп. Амфилохий велел привести любимого коня Дионисиева, и хотя он был не лучше и не сильнее первого, однако легко довез тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу. На другой день, по совершении Божественной службы, тело святого было погребено согласно завещанию преподобного в приготовленной им для себя могиле в четырех шагах от стены Предтеченского храма в Сосновце, над которой впоследствии была устроена гробница, украшенная золоченой резьбой. В 1547 году Московский Собор, почитая подвиг преподобного Дионисия и чудесные исцеления, которые он являл после своей кончины, причислил его к лику святых. Служба преподобному составлена в 1548 году. Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Иринархом. Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил четыре иноческих обители и две приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования. Но лучшим и более дорогим наследством, оставшимся после него, было водворение им в своих обителях строгого порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества, долго продолжавшегося на Глушицах и после его кончины, так что Uoahh IV, самый взыскательный и строгий ценитель монашества, должен был признаться, что «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами». Целый ряд учеников и ближайших преемников прп. Дионисия настолько был верен его преданию и так старался во всем подражать ему, что и после блаженной его кончины не было на Глушицах ни в чем перемены, как бы сам пустынный авва все еще продолжал управлять своими обителями. Агапит Печерский, врач безмездный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Житие рассказывает еще один случай, где святой хочет прибегнуть к наказанию довольно суровому, но вместе с тем носящему идеальный характер. Инок нарушил заповедь о неимении личной собственности и утаил десять ногат; когда он умер, они были найдены в келье, и святой их „повеле съ нимъ поврещи во свидетельство ему»; но по просьбе братии он дает разрешение покойнику, ограничившись поучением о послушании и повелением извергнуть деньги из обители. Преданность свою делам любви и милосердия проявляет Дионисий и во время голода: многие жители приходили в обитель за хлебом; эконом указывал на оскудение монастырских запасов, но преподобный поучил его о важности милостыни, о необходимости быть щедрым по мере возможности, не заботясь о будущем дне; любопытно указание, влагаемое в уста преподобному, что именно за немилосердие, а не за что другое карает Бог в известных словах Спасителя о Страшном Суде ( Мф. 25:41–46 ): здесь мы опять встречаем ясное признание первенства любви, в частности в виде милосердия, среди добродетелей. И Бог давал неоскудно обители, заключает биограф. Я не буду останавливаться на других подробностях жития, на предсмертном поучении Дионисия своему ученику и преемнику по игуменству Амфилохию и на некоторых других его наставлениях, как и на поучении посетившего обитель ростовского архиепископа Ефрема, на описании кончины святого и т. п., потому что в этих местах преобладают общие фразы и определения, весьма малохарактерные. Резюмируя же данные, извлекаемые из разобранных выше мест жития, можно в этом последнем отметить следующие черты: высокое превознесение любви и милосердия, кротости и снисходительности; внушение начал внутреннего подвига, самонаблюдения и внутреннего усовершенствования; сочувствие идее иноческой нестяжательности, хотя принцип ее и не был проведен Дионисием в жизни. Перехожу к житию Григория Пельшемского († 1449 г.; память 30 сентября; житие составлено 310 в конце XV или в начале XVI в.), ученика Дионисия Глушицкого и основателя монастыря вблизи обители последнего. Житие это также обильно фактическим материалом и элементом общих мест; но оно представляет и более содержательные указания, более характерные черты; их можно найти и в фактических сведениях, сообщаемых биографом, и в общих его отзывах о Григории, и в приводимых им поучениях и духовных беседах преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

94 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года 309 . Местное в Костромской области празднование ему установлено когда-то до 1628-го года, ибо в сем последнем году в одной из церквей города Костромы был придел, посвященный его имени 310 . 95 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1447-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. Когда в 1610-м году Карельский уезд, в котором находился Арсениев Коневский монастырь, отдан был Шведам, то монахи Коневского монастыря выведены были из него и поселены в Новгородском Деревяницком монастыре. Взяв с собою всю церковную утварь, монахи почему-то не взяли с собой мощей пр. Арсения (неизвестно нам – когда открытых), которые и оставались в «пустом» монастыре в продолжение 60-ти лет до 1672-го года, когда перенесены были в Деревяницкий монастырь, см. в четвертом выпуске Летописи занятий Археографической Комиссии (1865–1866, Спб. 1868) в отделе Материалов, стр. 18–29, Грамоты монастырей Деревяницкого и Коневского. В настоящее время мощи преп. Арсения, опять перенесенные в Коневский монастырь, возобновленный после 1718-го года, находятся в соборной церкви монастыря под спудом, – Ист. Uep. IV, 623 . 96 .    Амфилохий Глушицкий, преемник на игуменстве в Дионисиевом Глушицком монастыре самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 311 . 97 .    Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В предисловии биограф говорит, что писал житие по поручению соборных старцев монастыря и писал на основании того, что сообщили ученики святого, хорошо его знавшие, жившие с ним много лет, Амфилохий, Макарий и Михаил; не видно, чтобы сам Иринарх был современником и очевидцем Дионисия; напротив, он делает по-видимому намек, что не застал в монастыре и названных им учеников святого; «изыскахом... елико слышах от некых, яже ученицы его поведали тем». В большей части рассказов, даже о мелких явлениях в истории монастыря, точно и в летописной форме обозначен год события: это обилие хронологических пометок показывает, что биограф пользовался не одними только изустными рассказами. В одном месте, под 1412 г. читаем о Дионисие слова, которые едва ли мог сказать от своего лица биограф, писавший в 1495 году: «всем даяше образ смирением и прежде ны исхождаше на пение» 254 . Рассказ о построении приходской Воскресенской церкви Дионисием в 18 верстах от монастыря оканчивается заметкой: «аже ( церковь ) ныне благодатию Христовою утверждена есть от архиепископа Ефрема града Ростова (1427–1454 г.); эта заметка также могла быть сделана рукой, писавшей при жизни Ефрема, а не 40 лет спустя по смерти его. Наконец два рассказа – о посещении обители этим Ефремом и о приходе к Дионисию пермского архимандрита Тарасил в 1427 г. имеют в заглавии одинаковую пометку: «а писал Макарей, ученик Дионисиев» 255 . Из этих указаний можно заключить, что редактор целиком переписал в житии записки современников. И в рассказе он не раз ссылается еще на изустные сообщения, сделанные ему старыми людьми. Хотя эпизоды, полученные этим путем, не всегда удачно расположены между статьями, заимствованными из старых записок, и заметно спутывали хронологическую последовательность рассказа в биографии; но благодаря слиянию различных источников, развитие и значение Покровского Глушицкого монастыря при жизни основателя изображены с такою полнотой в редакции Иринарха, что последняя в смысле исторического источника принадлежит к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Юноша Матфей, Ростовский уроженец, с 12 летнего возраста поступил в обитель преп. Дионисия. Постриженный там в иночество с именем Макария и посвященный в иерейский сан Ростовским епископом Дионисием (прежде бывшим игуменом Спасокаменским), Макарий жил в келье блаженного аввы до самой его кончины, отличаясь чистотою и простотою души. Он был игуменом Глушицким после Амфилохия. 70 Игумен одной из Пермских обителей, основанных святителем Стефаном, блаж. Тарасий добровольно оставил начальство, чтобы подвизаться в послушании. Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна желал я видеть лице твое, честный отче, и много молил о том Господа», – сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог , пославший к нам недостойным мужа опытного и благоговейного», – отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, – сказал Тарасий; – позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю.» Дионисий говорил ему: «Не ты ли был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле Пермской»? Поселившись в Глушицах, преп. Тарасий проводил суровую пустынную жизнь в Глушицкой обители, сохранял строгий пост и приобрел благодатные слезы умиления, которые часто текли из очей его. Он преставился в 1440 году. 71 Преп. Григорий Пельшемский из рода Галицких дворян Лопотовых, постриженный в ранней юности, был игуменом Спасской обители, что на Песках, в Ростове, 72 но тяготясь настоятельством и чувствуя неодолимое влечение к безмолвной жизни, он удалился в дебри Вологодские. В келье Сосновецкой пустыни он нашел себе желаемый покой и стал продолжать свои подвиги, пользуясь опытными наставлениями преп. Дионисия Глушицкого. Приятна была Григорию тишина уединенной жизни, но он почувствовал нужду потрудиться для спасения других. С крестом на плечах пустился отшельник искать удобного места для иноческого пребывания и на берегу р. Пельшемы водрузил крест в основание обители. Скоро стали собираться к нему любители пустынной жизни и построен первый деревянный храм, для которого преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

(со сложенными крестообразно или молитвенно на груди руками) показаны фронтально на фоне монастыря (ВГИАХМЗ). На живописном эмалевом образке сер.- 2-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) оба преподобных без куколя, седовласые, с развернутыми свитками. Уникальная живописная икона XIX в. написана в вологодском остроге каторжником М. В. Соловьёвым (частное собрание, Вологда). Прп. Игнатий Прилуцкий. Икона 2001 г. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) Прп. Игнатий Прилуцкий. Икона 2001 г. (Спасо-Прилуцкий мон-рь) На иконах XVII-XVIII вв. И. нередко изображали среди избранных святых и на полях. В сер. XVII в. иконы-пядницы с образом И. находились в главном иконостасе и на юго-вост. столпе монастырского собора. Святой был написан на иконе прп. Димитрия Прилуцкого вместе с вмч. Феодором Стратилатом; молящимся в земном поклоне - на иконе Седмица; в молении образу Спасителя «во облаце»; «в подножии - перед Богородицей с Младенцем на престоле, со стоящими около святыми»; на Владимирской иконе Божией Матери - вместе с ап. Иоанном Богословом и вмч. Феодором Стратилатом (ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 44). На иконе XVII в. из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы написаны вместе с Устюжскими блаженными Прокопием и Иоанном. На иконе избранных святых 1715 г. письма Лаврентия Туфанова из вологодской ц. равноапостольных царя Константина и царицы Елены (ВГИАХМЗ) образ И. помещен вместе с фигурами преподобных Димитрия Прилуцкого, Галактиона Вологодского, Александра Свирского, Сергия Радонежского и Саввы Московского. Святой изображен в верхнем ряду слева предстоящим Св. Троице, указывает на прп. Димитрия в 1-м ряду. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным (слева в нижнем ряду) вместе с преподобными Димитрием Прилуцким, Дионисием и Амфилохием Глушицкими. Образ И. (под записью кон. XVIII в.) имеется на поле иконы «Иоанн Богослов в молчании» XVII в., происходящей из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове (ВГИАХМЗ). Вероятно, как избавитель от зубной боли (о чем свидетельствует житийное чудо об исцелении мон. Гурия) И. представлен вместе со сщмч. Антипой Пергамским (икона из ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. С. 262, 253). Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент иконы " Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами " . 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ)

http://pravenc.ru/text/293415.html

Согласно с этим он начинает свой рассказ прямо с поселения Дионисия на берегу Кубенского озера, на месте опустевшего Святолуцкого Никольского монастыря, как будто не зная, что глушицкий подвижник прежде того, еще юношей Димитрием, пришел из Вологды на Каменный остров и, постригшись под именем Дионисия, жил там 9 лет, а потом удалился на Святую Луку, о чем рассказывает Паисий. С другой стороны, рассказ о свидании Дионисия Глушицкого с ростовским архиепископом Дионисием дословно сходен у Паисия и Иринарха, и первый даже удержал в своей летописи выражение, обличающее в первоначальном авторе рассказа жителя Глушицкого, а не Каменного монастыря 254 . Это, впрочем, не значит, что Паисий выписал названный рассказ у Иринарха: при короткости расстояния между Каменным и Глушицким монастырями летописец первого легко мог достать часть тех же глушицких записок, которыми пользовался Иринарх. Существование этих записок очевидно по многим указаниям жития Дионисия. В предисловии биограф говорит, что писал житие по поручению соборных старцев монастыря, и писал на основании того, что сообщили ученики святого, хорошо его знавшие, жившие с ним много лет, Амфилохий, Макарий и Михаил; не видно, чтобы сам Иринарх был современником и очевидцем Дионисия; напротив, он делает, по-видимому, намек, что не застал в монастыре и названных им учеников святого: «Изыскахом… елико слышах от некых, я же ученицы его поведали тем». В большей части рассказов, даже о мелких явлениях в истории монастыря, точно и в летописной форме обозначен год события: это обилие хронологических пометок показывает, что биограф пользовался не одними только изустными рассказами. В одном месте, под 1412 годом, читаем о Дионисие слова, которые едва ли мог сказать от своего лица биограф, писавший в 1495 году: «Всем даяше образ смирением и прежде ны исхождаше на пение» 255 . Рассказ о построении приходской Воскресенской церкви Дионисием в 18 верстах от монастыря оканчивается заметкой: «Яже ( церковь ) ныне благодатию Христовою утверждена есть от архиепископа Ефрема града Ростова» (1427–1454); эта заметка также могла быть сделана рукой, писавшей при жизни Ефрема, а не 40 лет спустя по смерти его. Наконец, два рассказа-о посещении обители этим Ефремом и о приходе к Дионисию пермского архимандрита Тарасия в 1427 году- имеют в заглавии одинаковую пометку: «А писал Макарей, ученик Дионисиев» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010