Возобновленная им обитель в 1846 г. сделана была самостоятельной (до этого была приписана к Александро-Свирскому мон.); в 1909 г. переименована в Важеозерско-Никифорово-Геннадиевскую. В 1849 г. он принял схиму с именем Игнатия; задолго знал о времени своей кончины. Подвижнической была жизнь Илариона (Фокина), затворника Троекуровского (17741853), крестьянина рязанской губ. С раннего детства он полюбил церковь и в своей религиозности был утвержден дедом, с которым ходил на поклонение к святым местам в Киев, к Троице. На 20-м году, оставив жену, он тайно удалился в лесное уединение, где принял на себя самые тяжкие аскетические подвиги. Затем, после многих испытаний и странствований, приняв тайно постриг, он в 1824 г. поселился в келии, построенной для него благочестивым помещиком И.И. Раевским в своем тамбовском имении Троекурово. Здесь Иларион, в течение 29 лет, обладая великими дарами, принимал во множестве стекавшийся к нему народ. Им дан был совет А.М. Гренкову, будущему старцу Амвросию, идти в Оптину пустынь. Им создана была в Троекурове женская община, чего желал и посещавший его преосвященный тамбовский Арсений, буд. митрополит киевский. В 1857 году Троекуровская община была утверждена духовною властью, в 1871 г. переименована в Дмитриевский жен. мон. Над могилой старца Илариона выстроен был в 1893 г. новый храм. В Смоленске и Москве пользовался почитанием сын священника Иван Яковлевич Корейш, окончивший Духовную Академию, учительствовавший, позднее же принявший на себя подвиг юродства. По злобе влиятельного лица он был помещен в московскую Преображенскую больницу для умалишенных. Там три года его держали в одиночном подвальном помещении, прикованным к углу. Освобожденный новым старшим врачом, он помещен был последним в простую комнату, в которой, тесня себя во всем, прожил сорок лет. Имел он высокие духовные дары, был прозорливцем, исцелял больных. Скончался Корейш в 1861 г. Пятьдесят лет подвизался в реконских лесах в тихвинском у., новгородской губ. схимонах Амфилохий (Шапошников), восстановитель древней Реконской пустыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Амвросий Оптинский, подвижник Оптиной пустыни, находящейся в Козельском уезде (в 4-х верстах от города Козельска) Калужской губернии, скончавшийся 10-го Октября 1891-го года. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Амфилохий, иеромонах и подвижник Ростовского Яковлевского монастыря, скончавшийся 26-го Мая 1824-го года (Гр. Толстова Древние святыни Ростова-Великого, стр. 57, также Е. Поселянина Русские подвижники XIX века). Амфилохий Реконский, подвижник Реконского (восстановленного им) монастыря, находящегося в Тихвинском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 9-го Августа 1865-го года 125-летним старцем. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Андрей Мещовский, юродивый города Мещовска Калужской губернии, скончавшийся 28-го Июня 1812-го года и погребенный в Георгиевском Мещовском монастыре. См. о нем уЕ. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Андрей, юродивый Тотемский (города Тотьмы Вологодской губернии), скончавшийся 10-го Октября 1673-го года и погребенный у городской Воскресенской церкви. «Память его совершается (конечно, пением заупокойной литургии и панихиды) 10 Октября, в день его преставления» (Верюжск. стр. 680 sqq). Анна, княгиня Ярославская, по монашескому имени Анастасия, погребенная в церкви Петропавловского в городе Ярославле монастыря, ныне приходской, – вероятно, вторая супруга кн. Феодора Ростиславича Черного, в мире называвшаяся Анной 589 , по происхождению Татарка (гр. Толстой в Книге глаголемой, 239; о происхождении – Карали, т. IV, col. 69–70). Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1585-м году, скончавшийся 26-го Октября 1587-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но отсутствуют речи о праздновании ему у о. Верюжского (стр. 502) и один знакомый нам Вологжанин, выдавая себя за человека, хорошо знающего дело, уверял нас, что по епископе служатся панихиды, а не поются ему молебны. Антоний Алексеевич, юродивый города Задонска Воронежской губернии, скончавшийся 29-го Октября 1851-го года и погребенный в Задонском Богородицком монастыре. Принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 93, также Е. Поселянин в Русских подвижниках XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Надо готовиться, видно, в путь невозвратный, а леность, неразумие, нерадение, забвение и прочие огромные немощи зело одолевают. Неключимый раб есмь. Простите все отцы святые! И в молитвах своих усердно помяните многогрешного.   Михаил Чихачев. 13-го апреля 1860-го года Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Возлюбленнейший о Господе Отец Леонид! Вы премного меня утешили и обрадовали присылкою книги писем отца Макария достоблаженного, взаимно и вам желаю радоваться о пресладчайшем Господе нашем Иисусе Христе и приветствую радостным для всех словом: Христос Воскрес! потому что строки эти придется вам читать по прошествии Великого поста. Очень благодарят вас отцы наши: архимандрит и брат его Моисей за память. Мне уже было тем более приятно читать эту книгу, что многие есть знакомые, которых как не скрывай, но тотчас узнаешь, ибо и жили вместе. Действительно, пока дух такого учения будет в монашестве и христианстве существовать — врата адовы не одолеют Церковию, по неложному обещанию Спасителя. Тут главное внимание обращено на очищение души, на усовершение и спасение внутреннего человека, от которого внешний фарисей сам собою не найдет места. Недавно отец Моисей наш был в Реконской пустыни, там настоятель и братия все из Валаама. А сто двадцати пятилетний старец Амфилохий от них удалился за тридцать верст в лес и живет один в землянке; при свидании с Моисеем скорбел о духе фарисейском братства их, если они жили погрешнее, говорит, лучше б было, а то как красное яблочко да только снаружи, а копни внутрь — гнилью и пустотою так и отзовется. Слышал об отце игумене Глинском Ювеналии [ 330 ] — далеко пошел, да и еще может уйдет, даруй только Господи во славу Божию! Место хорошее и монашеское, хоть бы кому ни было, можно быть довольным и завести с Божиею помощию порядок дельный, хотя пока монастырь в долгу, что его беспокоит несколько, но и это, есть надежда, поправится скоро при его попечительстве. Самого же Игумена мы не видали, ибо ему не заблагорассудилось побывать у нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Найдя себе спутника в одном из крестьян соседней деревни, Андрей скоро пустился в дорогу и благополучно достиг места своего назначения. Тут, под сенью вековых деревьев, в глуши дремучего леса, он увидел маленький деревянный храм Живоначальной Троицы, один только сохранившийся от прежнего древнего монастыря. При храме в виде сторожа жил пономарь Михаил Захаров со своей семьей. Постоянного священника при храме не было. Служба совершалась или монахами, приезжавшими в большие праздники из Тихвина, или священниками близ лежащих погостов, к которым храм этот был часто приписываем. Андрей выпросил у пономаря позволение жить в его доме при церкви, но, боясь быть ему в тягость, особенно при его многочисленном семействе, стал помогать своему хозяину в его домашних работах, питаясь сам подаянием соседних крестьян, а ночи проводил, обыкновенно, под открытым небом, где-нибудь в поле или в лесу, постоянно стоя на молитве. В Реконскую пустынь Андрей пришел в 1813 году семидесятилетним старцем, но еще бодрым и крепким. Пришел он в одной рубашке со старческим посохом в руке, с небольшой котомкой за плечами, в которой заключалось все его имущество. Письменного какого-нибудь вида или удостоверения о своей личности он при себе не имел и никому не хотел объяснить, откуда пришел, и кто он такой, опасаясь, чтобы его не отослали к родным, которые, как ревностные лютеране, сильно теснили его за принятие им православия. Скоро, его хозяин – пономарь, а с ним и все его семейство, стали притеснять Андрея и упрекать его в бедности, старости и убожестве; затем они начали делать ему неприятности, выгнали его из дома и не позволили даже остаться вблизи церкви и жить в шалашике. Безропотно и смиренно Андрей взял свой посох и сумку, и отправился в путь, не зная, в которую сторону направить свои шаги и где преклонить свою седую голову. Но заозерские крестьяне, не желая расстаться с таким благочестивым старцем, остановили его на дороге и предложили ему поселиться в лесу, поодаль от церкви, на сопке, называемой Крестовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Случай с раскольницей в банях Синебрюхова. Прах от ног отряс. Благодарю Господа, скоро услышавшего сердечную молитву мою следующую: отыми, Господи, от сердца моего жало вражды на сестру и даждь мне жало любви Твоей к ней; отъял тотчас жало вражды и даровал жало любви; отошло томление и теснота и последовали спокойствие и пространство сердца. Иди в мире [ Мк. 5, 34 ]. Всех колосьев с поля не собирай, но оставляй их бедным – заповедь Бога в Ветхом Завете [ Лев. 19, 9 –10 ]. В Новом Завете тем паче должно соблюдать это правило, по слову Господа: милости хочу, а не жертвы [ Мф. 9, 13; 12, 7 ]. Итак, из славленных доходов братских справедливо уделять бедным, ибо это наша жатва, туне даруемая Господом, и не может называться нашею собственностию, как собственность прихожан, паче же Божия собственность. 30 июня Благодарю Господа моего, даровавшего мне дар чистой молитвы и умиления и мира во время чтения мною правила за утреней и при пении стихир на Хвалитех апостолам. Обедню служил на кладбище в старой церкви один, в болезненном состоянии духа и тела, смутно, при непрестанном действии пакостника плоти, аггела сатанина. Благодарю Господа, помиловавшего меня неизреченною милостию – избавившего меня от легиона духов злобы при выходе моем из дому и следовании на пароход и на самом пароходе; благодарю Господа, яко услышал крепкий и долгий вопль сердца моего и после праведного вразумления и наказания державно избавившего меня от злодейства и тесноты их. 77 Амфилохий Реконский, схимонах († 1865). Финн по происхождению; родился в Риге в семье лютеранского пастора. В молодых годах он по своему желанию перешел в православие и при Миропомазании был наречен Андреем. Будучи на поклонении Тихвинской иконе Божией Матери, встретил блаженного Бориса, который уговорил его поселиться на Рекони. В Реконскую пустынь Андрей пришел в 1813 г., уже семидесятилетним старцем, но бодрым и крепким; от монастыря здесь оставался лишь маленький деревянный храм в честь Живоначальной Троицы, окруженный дремучими лесами. Здесь Андрей вел подвижническую жизнь. В 1822 г. он был пострижен в монашество с наречением имени Адриан, а в 1832 г. – в схиму с именем Амфилохий. После чудесного видения ему преподобного Александра Свирского старец начал хлопотать о возрождении пустыни, и в 1860 г. императорским повелением пустынь была возведена в самостоятельную обитель с наименованием ее заштатным общежительным монастырем. Свою постническую многотрудную жизнь старец Амфилохий скончал 9/22 августа 1865 г. в возрасте ста двадцати пяти лет. Подробнее о старце Амфилохии см. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Август», издание Введенской Оптиной пустыни, 1994, с. 203 – 210.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

25) Во время болезни того же Генинга, в заведываемом им имении г. Томилова, устроена была ученым механиком мельница. По выздоровлении своем, он осмотрел ее и нашел в ней много неисправностей. Это его чрезвычайно расстроило. Но о. Амфилохий, приехав к нему в ту пору, велел ему поберечь свое здоровье и успокоиться, сказавши при том, что она сгорит. Через год механикова постройка действительно сгорела. 26) Прозорливость в о. Амфилохия видна была также, когда, по предложению Генинга, он не согласился устроить погреб при двух Реконских деревянных домах, отзываясь тем, что из домов со временем сделается церковь , для которой погреб вовсе не нужен. По утверждении здесь монастыря, в самом деле дома те обращены и переделаны в Сергие-Германский храм. 27) Когда Заозерская крестьянка Наталия Михайлова объявила б. Амфилохию свое горе, что господа насильно отдают замуж ее дочь, то старец велел ей успокоиться, немного подождать и сказал, что скоро все уладится. На другой день после этого дочь ее слегла в постель, а чрез неделю и умерла. 28) Тамошний крестьянин Григорий Алексеев говорил о себе, что он, по предсказанию о. Амфилохия, сверх всякого ожидание, никак не мог получить с своего должника денег. 29) Он же рассказывал, что старец в одно время, делая ему душеполезные наставление о жизни, очень удивил его, припомнив ему разные его погрешности и указав на самые места, где и что худое он сделал, как будто бы старец был везде с ним. 30) Один из близких к о. Амфилохию молодых людей, увлекшись в соседней деревне беседою с женщиною, был близок к грехопадению, но остановлен напавшим на него нечаянным ужасом. Потому что старец, узнав, по дару прозорливости, в каком опасном положении он находится, усердно молился за него в то время Богу. После о. Амфилохий обличил неосторожного юношу, и он сознался в своей вине. 31) Своего служку, отлучившегося в одно время самовольно и тайно на свадебное пиршество в деревню, по возвращении его оттуда, обличил и сильно бранил его за такой худой поступок. 32) П. В. С...к, значительный сенатский чиновник, находясь в скитской Реконской церкви, когда только подумал в себе приложиться к Кресту, то о. Амфилохий подошел и сказал ему: теперь не время; приложитесь после.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12) Одна девица, пришедши к о. Амфилохию, жертвовала ему довольно значительную сумму денег на Богоугодные дела. Он отбросил их от себя и с гневом сказал ей: деньги не тобой и не добром нажиты; мне они нейдут. Раздай их в остроге арестантам. Она поняла его обличение; не заперлась, какие были у нее деньги; но все-таки хотелось ей вручить их ему чрез другое лицо Старец, провидев, чьи деньги, не принял их и от посредника, даже бранил его за участие в Богопротивном пожертвовании. 13) Пришедшие к о. Амфилохию двое странников просились у него несколько времени прожить. Одного из них он оставил, а другого отослал от себя с словами: тебе нельзя у меня остаться, недолго проживешь. Это означало, что он скоро умрет, – потому что недели через две не было уже его в живых. 14) Подобным образом старец торопил и даже гнал от себя одного монастырского служку, именем Герасима, приходившего к нему из Реконской пустыни. Этот, не дойдя до нее, умер дорогою. 15) Из двух странниц, просивших себе на дорогу помощи, о. Амфилохий одной, по бедности ее, без всяких отговорок дал рубль, а другой отказал и еще бранил ее, что она, имея у себя деньги, обращается к другим за пособием. В достатке своем она перед ним созналась. 16) О. Амфилохий, встретившись в лесу с заозерским крестьянином Иваном Дмитриевым, велел ему торопиться домой на похороны. Оказалось, что, в его отсутствие, умер у него в семействе маленький сын. 17) Об одной девице И. М., жившей в Тихвинском девичьем монастыре, о. Амфилохий сказал, что эта овечка перейдет в другое стадо. Чрез несколько лет, она, не ужившись там, ушла в другой монастырь, в Ладогу. 18) Один крестьянин, помогши исполнить своего обещание в Тихвине, – поставить там свечу перед Царицей Небесной, давал вместо этого деньги о. Амфилохию, чтобы поставить свечу в Реконе, ничего не говоря ему о своем обещании. Старец их не принял и сказал ему: куда обещал, туда и должен их снесть. 19) Проживающий, в Тихвинском уезде, в деревне Луге, тихвинский мещанин Гавриил Дмитриев, перед личным своим посещением о. Амфилохия, увидел в одном месте очень душеполезную книгу и как владельца ее не мог он уговорить, чтобы тот продал ему ее, то очень сожалел об этом, Старец же сам собою узнал о его скорби и подарил ему в утешение свою собственную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4) После всего этого явное покровительство Царицы Небесной Троице-Реконскому монастырю, по молитвенному предстательству за него старца о. Амфилохия, в полном свете представляет чудное избавление обители от огня в 1868 году. Всякому известно, что год этот был у нас самый тяжелый по повсеместным пожарам от сильной засухи; преимущественно горели леса. Около Рекони, по болотам и лесам, также разлилась точно огненная река. Действие огня вокруг обители в особенности было опустошительно 8-го и 12-го Июля. Казалось, что от этой стихии нельзя было ничем спасти ни храмов, ни каких других монастырских построек, потому что все они деревянные и окружены лесом. Церковное и братское имущество готовилось к вывозке; но и так весьма трудно было его сохранить; даже за собственную свою жизнь всем надо было бояться; все дороги окружены были пылающим лесом. А в густом дыме, делавшем мрак даже днем, на тесовые крыши обители неслись по воздуху искры, горящие еще легкие вещества, точно осадные снаряды или огненные метеоры. Картина ужасная! Настоятелю с братиею оставалась надежда только на помощь свыше. И по мере того, как увеличивалась внешняя опасность, усиливалась в них внутренняя и внешняя молитва к Богу. Почему, когда видимое небо более и более покрывалось дымом и мраком, невидимое, от молитвы их, прояснялось и разрушалось чувственное средостение, заграждающее в другое время Божественное Царственное миро- правление. Находившиеся в осадном положении иноки, но имея никаких вещественных средств к потушению его, оком веры видели силу и слово в премирной безграничности, могущие избавить их от бедствия. Они беспрестанно молились Богу, Царице Небесной и всем светолепным Служителям Престола Божие; просили посредничества о. Амфилохия; даже ночью делали крестный ход с Св. иконами вокруг монастыря и какой же чудный плод произвели их бдение и молитвы? В сухом перегорелом воздухе над обителью совсем неожиданно явилось густое облако и из него пролилось столько дождя, что огонь кругом обители потерял всю свою силу, воздух очистился от дыма, мрак исчез, пред глазами прояснилось небо и вся опасность миновала. Древле, по молитве Пророка Илии, снизшел огнь на воду, а здесь, по молитве иноков, ниспала вода па огнь. В обители чувство благодарности к Богу и всем небесным покровителям за спасение было чрезвычайное. Оно засвидетельствовалось благодарным соборным молебствием к Богу, Пречистой Его Матери и всем виновникам их спасение от огня. По миновании всего лесного пожара не менее чудным оказалось сохранение в лесу, по разным местам, до 30-ти монастырских стогов сена, тогда как у других там же много его сгорело.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8) Тихвинского уезда, Васильевского правление, деревни Луга, крестьянка Марья Антонова, летом и осенью 1868 года, два раза была в сильной горячке. В последний раз она по две ночи, на 23 и 24 Сентября, видела во сне о. Амфилохия. Чтоб избавиться от болезни, он ей приказывал отправиться в Реконь и отслужить молебен Живоначальной Троице и его помянуть на могиле. Так как она обещалась это исполнить, то вскоре выздоровела. После она являлась в обитель, исполнила то и другое, а муж ее Василий Петров, в благодарность за жену, трудился для обители целую неделю с своею лошадью. Б. О плащанице Спасителя и Иверской иконе Божией Матери 1) Г. Геннинг свидетельствует, что незадолго до восстановления монастыря в Рекони, по случаю большего стечения народа в пустыне к празднику Троицына дня, о. Амфилохий для того, чтобы богомольцы, до приезда священника с сельского погоста, имели какое-либо благочестивое занятие, вынес для них прикладываться плащаницу Спасителя и Иверскую икону Божией Матери из старой деревянной церкви в новые дома, из коих впоследствии образовался Сергие-Германский храм. Священник, по прибытии своем, остался очень недоволен поступком старца, нашел оный самочинным и неуместным. Он велел своим причетникам с посторонними людьми внесть плащаницу с иконой опять в церковь ; но посланные, при всех усилиях, никак не могли исполнить приказание, тронуть Святыню с места и возвратились к священнику назад без всякого успеха. Уже по молитве и благословению старца внесена она была Дм. Ив., жившим долго при нем и принявшим также после иноческий сан. 2) Новгородской губернии и уезда, села Клинок крестьянина Николая Якимова жена Лукерья Ефимова, после разрешения от бремени, была вся в расслаблении в течение 9 недель, и особенно мучилась от головной боли, так что готова была лишить себя жизни. При такой болезни, она в одно время вечером мужу своему объяснила желание съездить в Реконь и отслужить молебен Иверской Царице Небесной и по о. Амфилохия панихиду. После сего на другой же день вся болезнь ее прекратилась и она, уже совершенно здоровая, с мужем своим приезжала в монастырь исполнить обет Божией Матери и старцу. В. О Тихвинской иконе Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

р)      Когда соперники о. Амфилохия по монастырской земле восстановляли против него полицейское начальство, то оно отобрало от него вериги, посох и шапку. Все это и хранилось, как конфискованное имущество, в земском суде лет 25. А как пришло время умереть о. Амфилохию, то вздумали продать те вещи с аукциона; купил их усердный почитатель старца, тихвинский купец Парамон Афанасьев и чрез монахиню Введенского монастыря Исидору доставил их для сохранения в Реконскую пустынь пред самым погребением о. Амфилохия. с)      Святитель Христов Тихон Задонский , в честь которого устроен в скиту храм, по смерти о. Амфилохия принял его под особенный свой молитвенный покров, так что и погребение его совершилось 13 августа, когда наша церковь празднует сему Святителю. Гроб с останками старца с Березна, по топким болотам, в сопровождении иеромонаха, певцов и особых почитателей старца, накануне перенесен был в скит и поставлен в храм. В самый же праздник пред литургией о. игумен с братиею отслужил молебен Святителю, после литургии было совершено отпевание старца, искреннее прощание с ним всех служащих и народа, и, закрывши гроб, по случаю праздничного крестного хода, отнесли гроб с колокольным звоном, Св. хоругвями и иконами на могилу, приготовленную старцу рядом с алтарем древней Троицкой церкви, где о. Амфилохий от начала до конца своей пустынной жизни в Рекони любил всегда молиться Богу. О замечательных иконах и другой Святыне Реконской пустыни А. О Св. иконе Живоначальной Троицы 1) Св. Троицкая икона была главною святынею старца Амфилохия в течение всей многотрудной пятидесятилетней жизни его в Реконской пустыне и первым поводом к восстановлению иноческой обители. 2) Она сохранила о. Амфилохия среди окружающего его со всех сторон огня в 1859 году, когда сильно горели Реконские леса. Сосед и духовный друг его г. Геннинг посылал к нему тогда несколько человек крестьян, чтобы спасти его жизнь, храм и в нем всю Святую утварь. Но о. Амфилохий, среди пылающего кругом огня, стоял спокойно в храме и усердно молился перед образом Живоначальной Троицы. Присланным к нему от Геннинга не позволил ничего трогать в храме и, указывая на храмовую Троицкую икону, сказал им: смотрите, среди такого жара от огня, она мокра, точно облита водой; не велите Ив. Мих. беспокоиться обо мне и о храме. Все будет цело. Бог сохранит. Так и случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010