Дуализм составляет самый характерный признак маздеизма; он проводится последовательно не только в учении о богах, но и в космологии. Вся мировая жизнь представляет две области бытия: царство света и добра и царство мрака и зла; между ними существует постоянная борьба, которая и составляет сущность мирового процесса. Борьба ведется не только Ормуздом и Ариманом, но и стоящими рядом с ними божествами или духами, представляемыми в образе то мужчины, то женщины. К числу добрых божеств относятся прежде всего АмешаСпенты (по позднейшему названию Амшаспанды), занимающие самое высокое положение непосредственно после Ормузда; они часто изображаются, как самостоятельные божества, создатели и управители мира. АмешаСпенты являются представителями как стихийных сил природы, так и нравственных, и интеллектуальных начал; их попечению вверены животные, растения, земля, огонь, металл, и в то же время от них исходят мудрость, любовь, милосердие, радость и т. д. Отношение АмешаСпентов к миру представляется в Авесте в форме надзора или управления. «Все вещи и существа мира, согласно представлению Авесты, распределены в системе классов и категорий, из которых каждая поставлена под наблюдение какого-либо определенного существа. Этот надзиратель называется рату; он есть типический представитель своего класса (как например, заяц есть рату четвероногих) и в то же время начальник, которым управляется и охраняется этот класс. Меньшие рату подчиняются большим, и во главе всей этой правительственной системы стоят АмешаСпенты, как рату самого высшего порядка, которые, подобно сатрапам персидского великого царя, на деле управляют миром от имени Ормузда и осуществляют его волю» (Эдв. Леманн). Число АмешаСпентов ограничивается шестью; имена их по Авесте следующие: Вогу – Мано (благая мысль, покровитель скота), Аша – Вагиста (лучшая справедливость, гений огня), Кшатра – Вайрия (вожделенное царство, гений металлов), Спента – Армаити (святое смирение, охранитель земли), и последняя пара – Гаурватат и Амеретат (здоровье и бессмертие, гении воды и растительности). К шести АмешаСпентам часто причисляется и сам Ормузд, благодаря чему высшие духи со своим верховным владыкой составляют священную седмерицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

151 s: «mrybukt», ë «mrabukt», n: «p[r]ukbukt»;: «qrab χt», т. e. " frab χt»; adg от. Персидское «bô χt» значит избавил. С глаголом bô χt образовано несколько персидских имен; напр., Sêbô χt – Σεβχθης у Менандра=seh bô χt, триада избавила, ahârbô χt, четверица избавила, haftânbô χt, седьмерица избавила. Под триадою у персов разумеется humat hu χt huwaršt, добрая мысль, доброе слово, доброе дело, под седьмерицею – семь планет. Nöldeke, Artachšîr, 49. У персидских христиан одно из любимых имен было Bôk h tîšo, избавил Иисус (реже в форме îšôъвôк h t, Иисус избавил). В указателе проф. Гвиди к соборным подписям, ZDMG. 43 (1889), 407–414 (ср. „Хр. Чт. “ 1899, I, 324) я насчитал 332 имени; в том числе четырежды (соборы 499, 544, 588 и 605 гг.) встречается имя Бохтишо. И в православном восточном месяцеслове под 18 (respectiue 15) мая упоминается персидский мученик B αχθισης (в славянском печатном прологе «Вахфий»!!!), пострадавший при Шапуре II. Это, несомненно, «Бохтишо», хотя в сирских актах Маруты я и не могу найти дружины « Συμε ν, σακου κα Βαχθισου» [Бохтишо, пресвитер карка-д-бет-слокский, пострадал при Яздегерде II, около половины V в. Hoffmann, Auszüge, 55; Acta Mart., II, 525 Bedjan]. А на соборе 558 г. присутствовал епископ Бохтъязд: buktyzd=bô χtyazd значит избавил Язата. Yazata, по зороастрическим представлениям, были низшие божественные существа, окружающие Аурамазду, второй их класс, следующий за амеша спента, за бессмертными святыми. Митра – один из язата. По корню авестическое yazata есть то самое слово, которое все знают как греческое γι– ος [которое, следовательно, изначала было не «hagios», а «jagios», ягиос]; значит оно – ближе всего – reuerendus: язата внушает к себе то чувство благоговейной боязни, которое грек означал словом σβας, латинянин – словом religio. (А греческое γος γος, ужас, внушаемый преступлением, требующим очистительной жертвы, есть – так сказать – негатив понятия σβας). Но к IV веку имя язата утратило свой специфический колорит и стало употребляться, наряду с именем baga, в значении Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

286 Этот метод исследования представляется нам полным ниспровержением исторического знания. В проведение его крайние представители заходят так далеко, что совершенно забывают о серьезной исторической критике источников христианства и говорят при рассуждении о его происхождении о социальных и хозяйственных отношениях в Римской империи, о греческой философии, – о чем угодно, – только не об истории Христа и Его церкви (см., напр., A. Kalthoff, Die Entstehung des Christentums, Leipzig 1904). Разве только сделают иногда как бы мимоходом грубый историко-критический выпад (см. ibid., S. 111). Все это несомненно отмечает первые шаги исследования в новой еще и трудной области. 287 Об апокалипсическом предании см. суждения Gunkel’я в ZWTh. 1899, s. 586–587: „Wie reich ist dies Gebiet an ungelösten und vielleicht für immer unlösbaren Fragen: was ist Armagedon? was bedeutet die Zale 144000? was ist der κατχον? Der Deutungen darüber giebt ja genug, aber es befriedigt keine. Diese apokalyptische Tradition ist offenbar sehr reichhaltig gewesen, und sie war einmal ein Geheimwissen; kein Wunder, dass darin so viele παξ λεγμενα vorkommen und wir darin so vielerlei nicht verstehen. Hören wir von, „dem Gottlosen“, „dem Hemmenden“, „den Wehen“, „dem Ende“, „dem Reich“, „dem Löwen“ (=Teufel), „dem Werkmeister“ (=Schöpfergott), „dem Gesalbten“, oder „der grossen Trübsal“, „der grossen Zeit“, „dem Greuel der Verwüstung“, „dem zweiten Tode“, „der grossen Stadt“, „der grossen Buhlerin“ u. s. w. u. s. w. Solche Worte, ursprünglich nur dem Eingeweihten verständlich, zeigen, dass die eschatologische Tradition Geheimtradition ist oder wenigstens davon herkommt. Hierher gehört auch der Ausdruck „der Mensch“=der Christus, ein Ausdruck, der ohne Erklärungs unverständlich ist“. 292 Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments, S. 40–42. Ср. O. Pfleiderer, Urchristentum, II, S². 285–286. Но E. Stave, у прор. Захарии скорее согласен видеть воздействие персидского учения о семи Амеша-Спента (Über den Einfluss des Parsismus auf das Judentum, S. 217).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

2) Гаптан-Яст, читается в дни, посвященные Амешаспента, содержит повторение формул из Сирозах §§ 1–5=Сирозах I, 1–7; §§ 6–10=Сироз. II, 1–7; прочие секции из оригинальной части Яст §§ 11–15. 3) Ардибегист-Яст по большей части посвящена молитве к Айриаману об избавлении от всякого рода язвы и болезней, напускаемых на людей от Ангра Майниу; далее излагается похвала Айриаману от Асга-Вагиста. Силы приписываемые Асга-Вагиста, имеют происхождением двойственную природу Амеша-спента, служащего олицетворением высшего начала маздеизма, т. е. Божественного порядка и святости, а в конкрете означающего гения, коим управляются физические элементы, из них огонь как наиболее могущественный и противоположный Ангра Майния. Яст имеет 19 ст. 4) Хордат-Яст; первые две секции оной посвящены Гаурвашат – гению здоровья и воды, прочая часть – церемонии Зороастровой Барешнум, для очищения от бездны зол. Эта Яст имеет 12 ст. 5) Абан-Яст посвящена великой богине вод – Ардви-Сура-Анагита, υατις, имеющей свои фонтаны для всех рек и морей на мифической горе Гукайриа, в звездной области, отсюда имеет начало, по индийской легенде, река Ганг. Яст содержит 20 имен исторических героев Ирана особенно чествуемых, говорится подробно о происхождении Ардви-Сура с небес (§§ 86–89), о правилах жертвоприношений Заратуштра (§§ 90–97); начинается же похвалою Ардви-Сура за его благодеяния (§§ 1–16); имеет всего 133 ст. 6. Хоршед-яст, читаемая в дни, посвященные солнцу, Мифре (Mihir), небу (asman), бесконечному свету (anaghra), и Кшатра-Вайриа (Shahrivar); имеет 7 ст. 7. Маг-яст посвящен месяцу, читается в дни его и других (Bahman, Gos, Ram), имеющих свое пребывание в созвездии тельца; всего стихов 7. 8. Тир-яст. Тистриа или Сириус, управляющий звездами против планет описывается как божество дождя и влаги, ему посвящен первый месяц летний (21 июня по 21 июля); яст читается в дни Тистриа, и гения воды (Гаурватат), ветра (Бад), и Фарвардина; имеет 62 стиха. 9. Гос-яст. Гос букв. корова, есть олицетворение животного царства, которого почитается покровителем, иначе называется Дрвасна и Гозурун, первая охраняет коней, второй – дух тельца (созвездие) или женский ангел 14 дня. В означенном яст описывается Гос (§§ 1, 2), излагаются молитвы к иранским героям Гариманга (3), Ими (8), Третаона (13), Гаома (17), Гуераваг (21), Заратуштра и Вистиспа; всех стихов 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

729 Провозвещаю Агура-Мазду – всемогущего, премудрого, прекрасным телом облеченного, всесвятейшего. Yaçna I. 2. 732 Бог с этим именем, как мы знаем, встречается и в Ведах, а имеет те же свойства, хотя гораздо менее развитые и резкие. См. выше об Индии, период Вед. 735 В молитвах они призываются непосредственно после Ормузда. Во второй, древнейшей части Ясны они упоминаются очень редко, с общим всем духам эпитетом «вечно живущий или бессмертный». Очевидно, понятие о них явилось не вдруг. Сам Ормузд называется иногда тем же именем «Амеша-Спента», и причисляется к их классу, как высший из Амшаспандов. 741 «Exsurgunt coelestes yazatae centum milleque» (centeni et milleni). Laudes solis. Khursched-Yasht. Kossovicz. Decem excerpta Sendavestae. 742 Владыка первых – сам Агура-мазда, вторых – Зороастр; что значит это разделение, понять трудно. По всей вероятности, как об этом скажем после, Яцаты – небесные – олицетворение более отвлеченных и общих начал физического мира, а земные – слиты с явлениями видимого мира. 743 Когда солнце является в своем блеске, встают (exsurgunt) все небесные Яцаты, воспринимают его свет, и разливают его в природе. Вместе с тем земля очищается – purificatur. Когда, наоборот, оно заходит, встают дэвы, и при отсутствии солнца – absente sole, ничего не могут сделать против силы тьмы небесные яцаты. См. Laudes solis. Khursched Yasht. Decem Seudavestae excerpta. Kossowicz. MDCCCLXV. Parisiis. 744 Митра имел свой особый культ, о чем будет речь ниже. Там же будет подробнее разъяснено и значение этого Яцата. Теперь мы указываем только его общее место в ряду Яцатов. 745 Гении Митра, Сраоша и Рашну у позднейших персов представлялись тремя небесными судьями, которые произносят суд над умершими душами. 748 Иранцы почитали огонь не только в общем понятии о явлении этого источника теплоты и живительной силы, но и под различными формами. Различается огонь, живущий в телах людей, животных и растений, от огня в молнии и громе. Различается так же домашний огонь и огонь на горах. Есть, наконец, огонь воинов, земледельцев. Словом, понятие об огне поставлено в связь со всеми явлениями жизни – и физической, и общественной, и во всех этих формах явление огня священно. Культ огня, как мы знаем, имел важное значение и у арийцев восточных, т. е. индийцев. Но в стране Ирана были, кажется, и особые, местные явления, послужившие причиной к развитию своеобразного культа огню. Огонь, исходящий из земли, и ничем не поддерживаемый при горении в Баку и стране около Каспия, был, без сомнения, явлением, поражающим чувства (персы называли огонь «небесной пищей»). По историческим известиям, храмы огня явились прежде всего в Антропатене, т. е. на северо-западе Ирана. Spiegel. Avesta. В. III. 1. cap. p. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

(§§ 42–58) содержит специальный перечень многих имен Вайю (§§ 42–50). Всего стихов 58. 16. Дин-яст. Название от Din (Daena) божества, управляющего 24 днями месяца вместе с Kista, а потому фактически ясно посвящен сему последнему (§§ 2, 7); оба эти гения сходные по природе, отличаются тем, что Daena есть олицетворение Зороастрова закона и религии, а Kista – религиозное познание, мудрость (Farganak, nirvanagnana); всех стихов 19. 17. Асги-яст. Ashi Vanguhi или «добрый Асги», есть женское олицетворение благочестия и в тоже время почитается источником всякого блага и богатства, неразлучных с добродетелью, потому призывается в молитве наравне с богиней счастья (Fortuna) и сокровищ (Parendi); в сем последнем образе она представляется в Яст (§§ 1–14), ей молится, её любит Заратуштра (§§ 15–21), ей поклоняются Гаосианга (26), Има (28), Триэтаона (33), Гаома (37), Гузривах (41), Заратуштри (45), и Вистиспа (49); она не приемлет жертв от народа бесплодного (старые мужчины, куртизанки и дети (§ 53–61)). 18. Астад-яст. Arstat значит полнота истины, – божество вместе с гением истины Расну Разиста, управляют 26 днями месяца, всех стихов Яст имеет 9. 19. Самияд-яст, называемый от гения земли посвящен описанию гор и царственной славы (Kavaem Hvareno); прежде перечисляются горы (§§ 1–8), затем излагаются молитвы к Hvareno и его силам, обращение к Агура-Мазде (10), Саосиану (89); перечисляются: Амеша-спента (15), Гаосианга (26), Такма Урупа (28), Има (31), Мифра (35), Траэтаона (36), Карезаспа (38), цари Кайлианской династии (66–72), Кави Гусравах (74), Заратуштра (79), Вистаспа (84). Означенный Яст содержит краткую историю иранской монархии упоминаемой в Шах-Намэ, имеет 97 стихов. 20. Ванант-яст (vanant yast), дополнительные к Тар-яст. 21 и 22. Фрагменты яст, у парсов известны под названием Hadhokh Nask (имеют 21 ст.); 21 яст есть похвала Асгем Вогу с молитвою к нему; 22 яст есть описание судьбы, ожидающей душу праведника (§§ 1–18) и душу грешника (§§ 19–37) по смерти. Первые три ночи проводят они в высшей радости, затем приходят в себя под видом прекрасных небесных девиц, идут по четырем ступеням на небо или в ад, сквозь три рая бога мысли-разума, бога-слова и бога-действий, или три ада злого духа, злого слова и злого действия; они молятся пред Агурою, славословят его, или отринутые ими уносятся в царство Ангра-Майниу, питаются или амброзией или ядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

в завоеванной вандалами Африке. Постепенно, однако, эти регионы А. уступают место ортодоксальному христианству; последними отказываются от А. визиготские короли Испании в 589 г. О возрождении А. в радикальных доктринах Реформации см. ст. «Антитритарии». АРМАГЕДД0Н (греч. ρμαγεδδων), в христианской эсхатологии — место эсхатологической битвы на исходе времен, в которой будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр. 16:14–16). Повидимому, слово «А.» — транслитерация еврейского словосочетания har m e giddo (более редкий вариант m e gidddn, Зах. 12:11), обозначающего «гору у города Мегиддо(н)» на севере Палестины, с которой связаны некоторые важные сражения ветхозаветных времен. С Мегиддо, вероятно, и отождествлены иудейско–христианской интерпретацией «горы Израилевы» (Иез. 38:8), где произойдет окончательное уничтожение полчищ Гога (по христианскому пониманию — антихриста). Имеются и другие толкования. В поздней христианской эсхатологической литературе (особенно у протестантских сектантов, напр. у секты «свидетелей Иеговы») А. — обозначение самой битвы. АРХАНГЕЛЫ (греч. ρχγγελοι, «ангелоначальники»), в христианских представлениях старшие Ангелы; в системе ангельской иерархии, разработанной византийским богословом Псевдо–Дионисием Ареопагитом (V — нач. VI вв.), А. — восьмой из девяти чинов ангельских (занимают иерархическое место ниже Властей и выше собственно Ангелов). Термин «А.» появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод «Книги Еноха» 20, 7) как передача выражений вроде sar haggaddl («великий князь») в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12:1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фес. 4:16) и более поздней христианской литературой. Древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, говорит о семи А. (срв. Тов. 12:15; срв. также зороастрийское представление о семи Амеша Спента); из них общераспространенная ортодоксальная традиция называет по именам трех. Это Михаил — небесный «архистратиг» (греч. «верховный военачальник»), полководец верных Богу Ангелов и людей в космической войне с врагами Бога, победоносный антагонист сатаны (Откр. 12:7), покровитель и как бы Ангел–хранитель «народа Божьего» (в Ветхом Завете — Израиля, в Новом Завете — «воинствующей Церкви», т. е. совокупности всех верующих); Гавриил, известный преимущественно своим участием в Благовещении; Рафаил — А. — целитель, спутник Товии из ветхозаветной Книги Товита. В позднеиудейских и христианских апокрифах встречаются и другие имена: Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Изображение А. в искусстве см. в ст. «Ангелы». АРХЕТЙПЫ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Вместе с Варуной упоминаются в Риг-Веде еще несколько божеств, которых мы встретим почти всех под теми же име­нами и в Авесте. Таков Митра, который и в той и в дру­гой системе представляется «любящим богом», посредником между божеством и человеком 101 . Культ Митры растет в ре­лигии Зороастра, в религии же индо-ариев это божество почти совершенно исчезает (вместе с Варуной) и только раз упоми­нается в Махабхарате. Другое божество, встречаемое в обеих религиозных системах, есть Ариаман, имя которого тесно связано с именем расы, которая его чтила. В Риг-Веде он упоми­нается постоянно с Варуною и Митрой. В Авесте он ближайший помощник Ормузда в борьбе с Анромайниусом и с под­чиненными ему злыми духами. Весьма важно еще имя одного из древнейших божеств или эпитетов божества Бхага, перешедшее в язык славян со значением Бог . Это имя происходит по мнению Гроссмана от корня бха ила бхай (Zutheilen, распреде­лять) 102 . Так по 7 мандале, гимн 40, § 2. Бхага, сын Адити есть распределитель богатств и благословения. Но это же имя Бхага со значением божество, Бог встречается постоянно в надписях Ахаменидов, и Ахура-Мазда постоянно называется Бхага Бхаганам, т. е. бог богов. Нельзя также пройти молчанием имени, встречающегося в Риг-Веде, Арамати, которое Гроссман объясняет так: «der Genie der Andacht», т. e. дух набож­ности или благочестия; та сила духовная, которая подымает человека к его Создателю. И в Зендавесте мы найдем ту же мысль о гении, живущем между небом и землею, под именем мало измененным Армаити, который есть Амшананд высшего по­рядка. В дальнейшем развитие символистики маздеизма Амшананд Армаити есть дочь и супруга Ормузда, покровитель земли, совершенная мудрость 103 . Нам кажется, что можно с уверенностью сказать, что целый ряд божеств называемых в иранском культе Амеша-спента «бессмертные святые», дети или творения или атрибуты Ахура-Мазда происходят от «детей Адити» арио-индусского древнейшего культа, которые суть порождения бесконечного, и были предметом культа ариев , когда они еще не раз­делились на две ветви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Гораздо конкретнее и определеннее выступает в Авесте другой класс гениев, следующих за Амеша-спента, под именем Яцатов (Yazata), а по новоперсидски Изедов (Jzeds), т. е. «достойных поклонения и жертвоприношений». Это – прототипы уже не столько нравственных, сколько физических сил и начал, и притом – олицетворяют собой более частные физические силы, или стихии природы. Они многочисленны 741 , и разделяются на небесных и земных, т. е. на действующих в небе и действующих на земле 742 . Плутарх считает их двадцать четыре, и мы находим почти столько же их в гениях, которые в календаре персов указываются, как покровители отдельных дней месяца. Мы укажем на главнейшие из них. Между Яцатами неба первое место принадлежит Яцату солнца, который и у иранцев, как у индийцев, олицетворялся под различными названиями, иногда, как мы уже знаем, тождественными у тех и других. Яцат солнца называется «высочайшим из высоких». Его обыкновенный эпитет Aurvat-açpa, «отправляющийся или едущий на быстрых конях». В гимне, посвященном солнцу, говорится, что свет, который оно распространяет, приятен всем другим яцатам, точно так же, как тьма приносит удовольствие дэвам. Ему приписывается, вместе со светоносною, и очищающая сила 743 . Непосредственно за солнцем следует луна – «Мао», которая призывается в молитвах Авесты под формами полной луны и новой лупы. Эпитет этого Яцата: «содержащий семя быка», т. е. оплодотворяющий. Луне приписывалось, как и в Индии, по преимуществу, оплодотворение растений. Из других явлений неба выдвигается и выступает, вслед за этими гениями, звезда, «тистриа» (Tistrya). Имя её, не разъясненное хорошо в своем значении, указывало, кажется, на Сириуса. Она описывается, как самая блестящая и величественная из звезд, владычествующая над другими звездами. Как Зороастр господствует над людьми, так Тистриа владычествует над звездами неба, – она так же прекрасно создана, как и сам Ормузд. Плутарх называет ее прямо Сириусом, замечая, что персы веруют в одну звезду, которая охраняет все другие звезды и наблюдает за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Другие 7 Сефирот соответствуют 7 архангелам Библии и 7 Лучезарным, Амшеспандам (Амеша Спента) зороастризма, 7 Риши индуизма. Священные числа 3,7 дают в сумме священное число 10, включающее в себя все Бытие. Все 10 Сефирот составляют части тела Адама Кадмона включая и первые 3 божественных части. Тем самым Адам Кадмон есть образ всех высших и низших вещей, то есть включает в себя все Бытие. Он – начало и духовная субстанция мира, Земной Адам, как венец творения также включал в себя все небо и землю и был копией небесного Адама Кадмона. 7 низших Сефирот – также 7 космических принципов или начал. Как объяснить эту двойственность человеческих первообразов, наличие двух Адамов, небесного и земного? С точки зрения идеалреализма Платона это понятно, когда существуют два мира: мир идеальный, сверхчувственный, интеллигибельный мир Платона, мир идей-архетипов, первообразов вещей; и чувственный, реальный мир вещей как копий архетипов. На двойственность творения есть намек и в начале 2-ой главы 1-ой книги Моисея: «Так совершены небо и земля и все воинство их» ( Быт. 2, 1 ). Слово «воинство» на церковном языке означает ангелы как члены интеллигибельного мира, то есть идеи-архетипы Платона. С точки зрения идеалреализма Адам Кадмон есть идея человека, чело век-Архетип. Спекулятивно-теософское истолкование, в том числе и Филона Иудея, ищет основание в том факте, что в 1-й книге Моисея существуют два рассказа о сотворении человека, в конце 1-й главы и в начале 2-й. Первый рассказ имеет в виду, якобы, творение небесного Адама Кадмона, а второй – земного Адама. Это противоречит подробностям рассказа о творении человека: «… мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» ( Быт. 1, 27–28 ). Бог показывает небесному Адаму на «траву, сеющую семя» и на «плоды древесные» и говорит: «Вам сие будет в пищу» ( Быт. 1, 29 ), то есть предписывает небесному человеку земное размножение и земное питание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   001   002     003    004    005