Вопрос о возможности предоставлении автокефалии Грузинской Церкви детально обсуждался на Предсоборном Присутствии в 1906 г. в рамках работы II отдела в «Комиссии по устроению церковных дел на Кавказе» . В процессе обсуждения ученые – сторонники предоставления автокефалии и ее противники – достаточно полно рассмотрели многочисленные проблемы истории и канонического права, связанные с вопросом предоставления автокефалии . Участники дискуссии (профессора И. С. Пальмов, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский и др.), не отрицая наличия автокефалии у Древней Грузинской Церкви, выразили мнение, что это не дает возможности в нынешних исторических условиях (1906) вынести суждение о предоставлении автокефального статуса Грузинской Православной Церкви . Предполагалось вынести решение по этому вопросу на предстоящем Поместном Соборе Русской Православной Церкви . Позиция же представителей Грузинской Церкви была иной. Так, духовенство отказалось признать вновь назначенного в 1908 г Экзарха Никона (Софийского), жизнь которого закончилась трагически. 12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян было объявлено об автокефалии Грузинской Православной Церкви . Было сформировано Временное Управление Грузинской Церковью, которое возглавил прежний Гурийско-Мингрельский епископ Леонид (Окропиридзе) с титулом «митрополит Тифлисский». Следует отметить, что еще до начала работы Поместного Собора 9 июля 1917 г. Временное Управление Грузинской Церкви, созданное после 12 марта 1917 г., направило делегацию в Петроград под руководством Антония (Гиоргадзе), епископа Горийского, в которую вошли архимандрит Амвросий (Хелая) и прот. Каллистрат Цинцадзе . Делегация обсуждала вопросы по управлению Грузинской Церковью с профессором А. Карташевым, Председателем Временного правительства кн. Е. Н. Львовым, Обер-прокурором Свят. Синода А. Н. Львовым. Делегация была принята Свят. Синодом 1 августа 1917 г. Преосв. Антоний в своем приветственном слове, коснувшись обстоятельств восстановления автокефалии Грузинской Церкви, заключил его следующими словами: «В этом живом чувстве любви о Христе, вспоминая давнее на протяжении столетий и согласное хранение святых догматов веры православной обеими Церквями, крестоносная Церковь Иверская выражает твердую уверенность в том, что отселе две родные по вере и по стремлениям духа Церкви заживут в добром согласии, хотя и не единым языком славят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос посреде нас» .

http://bogoslov.ru/article/6193220

Современное состояние: не действует. История: построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г. Преображенский монастырь г. Тбилиси Время основания: XVIII век. Местонахождение: г. Тбилиси. Современное состояние: действующий женский монастырь. История: В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 - священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия. Ркони Время основания: VII век. Современное состояние: не действует. История: Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков. Самтавро Самтавро Время основания: XI век. Местонахождение: г. Мцхета. Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Преображения Господня. Святыни: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского. История: первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников. Сапара Время основания: XIII век. Местонахождение: в горах недалеко от Месхетии. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: основан святым Саввой в XIII веке. Тимотес Убани Время основания: XIII век. Местонахождение: неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Быстро опускаются на город синие февральские сумерки. Мы идем по самому центру старого Тбилиси — нас ждет в гости игумения монастыря в честь Преображения Господня, матушка Мариам (Микеладзе). Долго не можем найти вход в небольшой монастырь — он совсем незаметен в переплетении старинных улиц и двориков. Стучим в первую попавшуюся из дверей, выходящих на улицу — и, к нашей большой радости, её открывает монахиня. Мы попадаем в вышивальную мастерскую, проходим её насквозь и довольно долго, по многочисленным каменным ступеням, поднимаемся в гору, к основным монастырским постройкам. Когда-то здесь был дворец — царь Ираклий Второй построил его для любимой супруги Дареджан. Потом здесь размещалась духовная семинария, а с 1824 года — мужской Преображенский монастырь. Здесь с 1906 по 1908 год жил Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), ныне прославленный в лике исповедников. При Советской власти монастырь, конечно, закрыли и разместили здесь музей имени 26 бакинских комиссаров. Обитель вернули Церкви только в 1991 году. От дворца царицы Дареджан осталась небольшая башня с опорными столбами и ажурным круговым балконом — смотровой площадкой. С балкона открывается прекрасный панорамный вид на вечерний, полный огней Тбилиси. Возможно, это только часть прежнего дворца царицы, но, скорей всего, он и строился таким небольшим: грузинские царские дворцы обычно были невелики. Рядом — храм. Разведены газоны, растут розы и пальмы. С 2003 года в монастыре действуют хоспис, учебная база для сестер милосердия, мастерские по вышиванию, иконописи.      Мы наконец поднялись к башне. Игумения Мариам, тоненькая как тростинка, легкая, изящная, спешит нам навстречу — и она выглядит совсем юной. Матушка отвечает на наши вопросы и рассказывает нам о себе и о своем монастыре. — Матушка Мариам, не могли бы вы поделиться и рассказать, как вы пришли к Богу? — В том, что Бог есть, я никогда не сомневалась. Но родилась я в 1964 году, а это было время атеизма. Мы в школе вступали в пионеры, по телевизору часто показывали Брежнева, и казалось, что так будет всегда. Я хорошо училась, даже ездила в знаменитый пионерский лагерь «Артек».

http://pravoslavie.ru/102426.html

Крест. Рельеф фасада храма Баракони в с. Цеси. 1753 г. Крест. Рельеф фасада храма Баракони в с. Цеси. 1753 г. Кн. Мераб I Цулукидзе выстроил или обновил церковь во имя вмч. Георгия в Тлуги. Она представляла собой однонефную базилику, выложенную из тесаного камня и частично травертина. В интерьере сев. стена и часть алтаря были расписаны: библейские сцены и изображения святых сопровождались пояснительными надписями на грузинском и частично на греческом языках. На сев. стене в 3-м ряду были изображены ктиторы кн. Мераб I и его супруга кнг. Аника с моделью церкви в руках, над церковью - Спаситель, благословляющий храм обеими руками. Между супругами были помещены их сыновья Гиорги и Кайхосро. Престол был украшен декором. В XIX в. церковь в зап. части была расширена, воздвигнута колокольня; в 1924-1925 гг. церковь частично разрушена, в 1927 г. руинирована ( Бочоридзе. 1994. С. 147-149). В нач. XX в. в ц. во имя вмч. Георгия в Агаре хранилось неск. святынь, описанных груз. исследователями. Главной святыней храма являлась сребропозлащенная икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в. (?); 126×72 см), на к-рой святой изображен в полный рост в образе воина; правая рука прижата к груди, в ней находится меч, левая рука опущена и держит ножны, за спиной святого виден щит. Из 55 драгоценных камней, когда-то украшавших нимб святого и боковые поля, по подсчетам исп. Амвросия (Хелаи) и прав. Евфимия Такаишвили, сохранились 9. На боковых полях были вычеканены позолоченные фигуры Пресв. Богородицы и 13 святых, в т. ч. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свт. Николая, прор. Иоанна Предтечи, апостола и евангелиста Марка и др. с пояснительными надписями. Икона была поновлена в XVI-XVIII вв., о чем свидетельствует 5-строчная надпись свящ. Саввы Евнукидзе на нижнем поле. Согласно легенде, царь Грузии Баграт III, строитель Никорцминды, подарил эту икону некоему мусульманину; тот крестился с именем Георгий и считается родоначальником рода Момцемлидзе из с. Агара. Вначале Георгий отнес икону в мон-рь Мтис на горе Св. Георгия; позже ее перенесли в с. Агара. До нач. XX в. существовал обычай, согласно к-рому во время засухи жители Агары несли икону вмч. Георгия на гору Св. Георгия к развалинам мон-ря и там молились о ниспослании дождя. В 1923-1924 гг. икона была разбита на части; удалось спасти только неск. фрагментов. В церкви хранилась также утварь, пожертвованная кн. Мерабом I: оловянный крестик, серебряные лжица, звездица и 2 дискоса; на них сохранились дарственные надписи. Особый интерес вызывала пространная надпись на дискосе, повествовавшая о деяниях кн. Мераба I (вся утварь утрачена) ( Такаишвили. 1963. С. 41-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-206). Храм Баракони

http://pravenc.ru/text/2577595.html

В XIX в., в период, когда Грузинская Православная Церковь в качестве Грузинского Экзархата входила в юрисдикцию РПЦ, в М. прекратилась монастырская жизнь, его недвижимое имущество было передано мон-рю Челиши и др. мон-рям и церквам региона ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 407). Часть ценностей, в т. ч. некоторые рукописи, были утрачены во время антирелиг. кампании гос-ва в 20-х гг. XX в., часть сохранилась в музеях. Несмотря на то что М. в наст. время не действует, здесь до сих пор ежегодно на Успение Пресв. Богородицы отмечают мариамоба. Святыни Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Об утраченных ценностях М. известно в основном благодаря Г. Ф. Бочоридзе, к-рый в 20-х гг. XX в. был здесь и описал святыни М., находившиеся в то время как в самом мон-ре, так и в принадлежавших ему селах Цкнори, Дзмуиси, Агара. Среди них наиболее примечателен т. н. Дзмуисский крест (дерево, X-XI вв., утрачен), с лицевой стороны покрытый позолоченным серебром. В центре креста было помещено чеканное изображение вмч. Георгия, сверху - Спасителя, по сторонам - Пресв. Богородицы и Спасителя. Снизу находилось изображение св. Иоанна Предтечи (украдено в 1923/24 г.). Согласно надписи на кресте, в к-рой он назван крестом св. Иоанна Предтечи, его выполнил некий Арсен (считается, что речь идет о католикосе Мцхетском (Картлийском) Арсении II (955-980)); упомянуты царь Грузии Баграт III (975-1014) и рачинские эриставы Кахабер и Микел (X-XI вв.). На чеканной сребропозлащенной иконе вмч. Георгия, выполненной по заказу еп. Ишханского Мелхиседека, святой представлен в редком иконографическом изводе. Великомученик изображен стоящим в правом углу иконы, его фигура развернута влево, в руках у него мешочек с деньгами. В левой части иконы расположены бедняки, просящие у него милостыню. Перед вмч. Георгием на веревке висят 3 беса, к-рые мешают беднякам и говорят святому: «Не давай им денег». Между вмч. Георгием и бедняками помещена надпись письмом асомтаврули: «Св. Георгий делится с бедняками». В 3-й надписи на иконе упоминается Ишханский еп. Мелхиседек.

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая). В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские. К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви. В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен. После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года). Современность [ править править код ] В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Тбилиси открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения католикоса-патриарха всея Грузии Амвросия (Хелая) 14.12.2011 12 декабря в выставочном зале Национального центра рукописей в Тбилиси открылась выставка «Душа — Богу, сердце — Родине», посвященная 150-летию со дня рождения католикоса-патриарха всея Грузии Амвросия (Хелая) . Выставка подготовлена при участии специалистов Национального центра рукописей и Чкондидской епархии (Западная Грузия). На открытии присутствовали почетные гости, представители духовенства, научные работники. Экспонируется личный архив св. Амвросия, хранящийся в Национальном Центре Рукописей: проповеди, труды по истории Грузинской Православной Церкви , личные письма, фотографии, материалы о ссылке и гонениях. В экспозиции также представлена челишская редакция древнегрузинской хроники «Мокцеваи картлисай» («Обращение Грузии»), созданная XIV в. и обнаруженная св. Амвросием в Челишском монастыре. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.12.2011 16:36:17

http://drevo-info.ru/news/11968.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Амвросий Католикос, Грузинский, свт. Описания иконы Амвросий Католикос, Грузинский, свт. - житие Амвросий (Хелая) (1861-1927), католикос-патриарх всея Грузии, исповедник. Память 16 марта (Груз.) В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В 1887 году был определен священником в Сочи, а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ. В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изыскан[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Грузия. 1910.] Сщмч. Кирион (Садзаглишвили) и св. Амвросий (Хелаиа). Фото. Грузия. 1910 год. Государственный музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили. Тбилиси. Файл 3750.jpg:   Размер: 1200x841, 1.01 MPix, 102 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (158) , (2) . Описание: [Грузия. 1921.] Св. Амвросий (Хелаиа) во дворе Светицховели перед интронизацией. Фото. Грузия. 14 октября 1921 года. Архив Патриархии Грузии. Тбилиси. Файл 3751.jpg:   Размер: 1200x1063, 1.28 MPix, 132 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (152) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1138

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1844@ Подпись к иллюстрации: Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии Размер файла: 19.2 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 05.09.2008 02:21:29 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1844.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @17069@ Подпись к иллюстрации: Архимандрит Амвросий (Хелая). Фото Национальной парламентской библиотеки Грузии. Размер файла: 9.97 Кб Кто разместил: Тре Дата размещения 22.09.2018 19:07:42 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/17069.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010