12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Амвросий (Хелая), Католикос Грузии священником в Сочи (1887-1892) и Сухуми (1892-1897). В 1892-1896 гг. инспектировал церковноприходские школы Сухуми, Нов. Афона и с. Лыхны . Овдовев, в 1897 г. поступил в КазДА. Во время учебы принял постриг с именем А. В 1901 г. окончил академию со степенью канд. богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд А. получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако А. предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря . В 1904 г. переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского мон-ря. В 1905 г. за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви , осужденном Святейшим Синодом РПЦ, выслан из Грузии в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , откуда в 1910 г. переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в авг. 1917 г. 15 окт. 1917 г. хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 г. переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сент. 1921 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апр. 1922 г. А. обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в к-ром обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован. 19 марта 1924 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. в 1925 г. освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего Престола Грузинской Православной Церкви митр. Христофора III (Цицкишвили) . После освобождения А. находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что А. умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений А. было разрешено провести службу, во время к-рой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где он скончался неск. дней спустя. Погребен в Тбилисском Сиони . А.- автор ряда сохранившихся в рукописях трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. В сент. 1996 г. А. был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/114372.html

В 1922-1923 гг. в Грузии в общей сложности было закрыто ок. 1200 церквей, церковные сокровищницы разорены, сожжены мн. рукописи (Мацне: Сер. истории. Тбилиси, 1979. 1. С. 72). 10-19 марта 1924 г. в здании Тифлисского рабочего театра по обвинению в измене советской власти и в предательстве интересов груз. народа был проведен показательный судебный процесс над членами Совета Католикосата во главе со сщмч. Амвросием. Выступили обвинители от имени народа, были опубликованы статьи, порочащие первоиерарха и архиереев. Католикос-Патриарх отвечал на суде, что «…если власть признает самоопределение наций, тогда... почему мне вменяется в вину защита свободы Церкви и нации… я выполнил свой долг... кара, назначенная мне за защиту свободы родной Церкви и нации... станет венцом того креста, который я несу всю жизнь» ( Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг. 1983. С. 89). Большевистский суд приговорил Католикоса-Патриарха к 7 годам лишения свободы, к различным срокам заключения были приговорены и др. члены Совета Католикосата. В авг. 1924 г., после подавления антибольшевистского восстания, репрессии распространились и на духовенство. 27 авг. 1924 г. решением «чрезвычайной тройки» ГПУ за освящение церкви в с. Симонети были расстреляны вернувшийся из заключения Кутаисский митр. сщмч. Назарий (Лежава), иереи священномученики Герман (Джаджанидзе), Иерофей (Николадзе) и Симон (Мчедлидзе), диак. сщмч. Виссарион (Кухианидзе). 21 нояб. 1924 г. был издан декрет «О регистрации религиозных обществ». В марте 1925 г. Патриарх Амвросий и арестованные вместе с ним члены Совета Католикосата были освобождены. В 1926 г. в Кутаиси состоялось инспирированное советской властью собрание груз. духовенства и мирян, где обсуждались контакты сщмч. Амвросия с шовинистскими и меньшевистскими группами, что мешало, по мнению «прогрессивной» части духовенства, развитию и нормализации положения ГПЦ. Постановлением собрания за сщмч. Амвросием был оставлен титул Католикоса-Патриарха, но от управления Церковью он был отстранен.

http://pravenc.ru/text/638558.html

За то же светское несоответствующее высоте священного сана поведение Синод перемещал его с кафедры на кафедру и, наконец, он водворился в Пензенской и Саранской епархии, уволенный с Донской и Новочеркасской кафедры по жалобе Наказного атамана войска Донского 1013 . Последней епархией «салонный архиерей» управлял самочинно, не подчиняясь Синоду, за что, а больше за распущенный образ жизни был судим 50 епископами Поместного Собора 19171918 гг. и лишен сана 1014 . —565— В 1892 г. митрополитом Антонием был пострижен в МДА явно душевнобольной, вследствие неудачи пострижения вернувшийся с Афона, где был послушником 5 лет, небезызвестный Серапион Машкин. Покровительствуемый митрополитом, он дослужился до архимандрита Знаменского монастыря и нередко срывался, впадая в сильные запои. Во время очередного приступа хронического недуга он не мог даже встретить Государя и был уволен в 1900 году на покой. Не прибавляет славы «Великому Авве» в когорте его постриженников целый полк преосвященных, будущих церковных раскольников и сепаратистов. Это такие раскольники, как обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский), старообрядческие епископы Андрей (Ухтомский) и Михаил (Семенов); сепаратисты: митрополит Варшавский Дионисий (Валединский), митрополит Минский Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Подольский Пимен (Пегов), католикос-патриарх Грузии Амвросий (Хелая), архиепископ Батумский Давид (Качахидзе) и др. Митрополит Сергий (Ляпидевский) предупреждал уже тогда в 90 гг. молодого ректора МДА: «Вы распложаете монахов, но из них есть такие, о которых говорят дурное» (с. 87 работы). Может быть, прав протопресвитер Шавельский, упрекавший Антония за то, что он в монашестве видел таинство, творящее чудеса, самое немощное – врачующее и оскудевающее сверх всякой меры – восполняющее» 1015 . К.П. Победоносцев с ужасом смотрел на чрезмерное умножение ученого монашества и не раз повторял: «Ох, уж эти монахи! Погубят они Церковь !» Вместе с нетребовательностью к кандидатам в монашество Антоний проявлял, по словам профессора Казанской духовной академии К. Харламповича , «необъятную снисходительность и доброжелательство» к академическим занятиям студентов: «Он принял в Академию и выпустил много лиц, недостойных звания кандидата богословия, равно как и низ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д., в приложении размещались материалы по истории и культуре Грузинской Церкви, публиковались жития груз. святых. Экзарх Евсевий (Ильинский) под предлогом недостатка средств закрыл журнал (1868), после чего в течение мн. лет Экзархат не имел своего печатного органа. В 1891-1917 гг. на рус. и груз. языках выходил «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1910-1917 - Вестник Грузинского Экзархата). В 1883-1910 гг. в Зестафони на груз. языке выходил издаваемый на средства прот. Давида Гамбашидзе ж. «Мцкемси» (Пастырь), сыгравший важную роль в усилении патриотизма груз. духовенства и укреплении Православия среди населения. Несмотря на жестокую цензуру, журнал освещал историю не только ГПЦ и Грузии в целом, но и отражал совр. политические процессы. В 1886-1903 гг., чтобы заинтересовать негруз. читателя, выходили параллельные номера журнала на рус. языке. В кон. XIX в. в России встал вопрос о возможности восстановления Патриаршества в РПЦ. В среде груз. общественности появилась надежда, что определенные преобразования затронут и Г. Э. В 90-х гг. сформировалось новое поколение груз. духовенства, воспитанное в духе верности Православию и ГПЦ и впитавшее идеи груз. просветителей 2-й пол. XIX в. Его представители - позже канонизированные Грузинской Церковью епископы Кирион III (Садзаглишвили ; в 1917-1918 Католикос-Патриарх), Леонид (Окропиридзе ; в 1918-1921 Католикос-Патриарх), Амвросий (Хелая ; в 1921-1927 Католикос-Патриарх), Каллистрат (Цинцадзе ; в 1932-1952 Католикос-Патриарх) и др.- внесли большой вклад в защиту ГПЦ и обретение ею автокефальных прав. Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) В период управления Г. Э. архиеп. Евсевием (Ильинским) имели место случаи расхищения церковного имущества. Груз. пресса того времени обвиняла его в том, что он через посредников продавал частным коллекционерам митры и драгоценные кресты груз. архиереев и патриархов. В 1869 г. при его покровительстве и содействии кутаисский ген.-губернатор В. В. Левашов изъял из Гелатского мон-ря драгоценную Хахульскую икону Божией Матери Х в. Худож. В. А. Васильеву был заказан эскиз иконы, с к-рого худож. В. Сазиков выполнил копию. Оригинал был продан коллекционеру М. П. Боткину, а копия возвращена в Гелатский мон-рь. Афера не осталась тайной и вызвала возмущение общественности. Груз. духовенство обвиняло экзарха Евсевия в попустительстве доносам и в репрессиях среди груз. учителей и священников. С особой неприязнью экзарх относился к свт. Гавриилу (Кикодзе), убеждая Синод в неблагонадежности архиерея и прибегая к политическим интригам. Однако высокий авторитет еп. Гавриила среди паствы и известность в масштабах империи обусловили его неприкосновенность, Святейший Синод не реагировал на доносы экзарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат. 5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви 5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в 1945 г. за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Тб., 2000. 6(18). С. 4). 12 марта 1917 г. в патриаршем соборе Светицховели была самопровозглашена автокефалия ГПЦ. 5 мая настоятель Н. архим. сщмч. Назарий (Лежава) был поставлен настоятелем мон-ря Гелати . Причт выбрал на должность настоятеля Н. игум. Иоанна (Карселадзе), управлявшего мон-рем Зедазени , однако местоблюститель Патриаршего престола еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) не утвердил его. 23 авг. 1917 г. временно управляющим Н. был назначен архим. исп. Амвросий (Хелая) (НА Грузии. Ф. 1. Д. 505. С. 1-2; Д. 523. С. 1). 8-17 сент. 1917 г. на Первом церковном Соборе ГПЦ был избран католикос-патриарх сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , назначивший настоятелем Н. свое доверенное лицо - иером. Тарасия (Канделаки), с возведением его в сан архимандрита. Н. после 1917 г. В мае 1918 г. меньшевистское правительство Грузии произвело секуляризацию церковного имущества, в результате чего экономическое положение мон-рей и в целом Церкви значительно ухудшилось. 12 нояб. 1918 г. митр. Тифлисский Леонид (Окропиридзе) писал в Католикосский Совет, что архим. Тарасий уже полгода как по своей воле оставил пустынь и никто не знает, где он находится. Братия Н. рассеялась, остались только двое монахов, к-рые на тот момент проживали в с. Хашми. Один из них за неделю до этого приходил к митр. Леониду и жаловался, что жители Хашми отняли у них все монастырское имущество (виноградники, мельницы, дома, скот). Митр. Леонид писал, что ввиду этих обстоятельств он освобождает архим. Тарасия от должности управления мон-рем и просит Совет ходатайствовать о возвращении монастырского имущества. Известно, что на тот момент Н. официально принадлежало в Тифлисском у. 3584 десятины (2779 десятин - пастбища, пашня и др., 695 десятин - непригодные места, десятина - двор мон-ря, 10 десятин - виноградники в с. Хашми) (НА Грузии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 343. С. 80-81). Эти земли за Н. утвердила в нояб. 1886 г., при архим. Макарии (Мататашвили), Генеральная комиссия размежевания земель (Иверия. 1886. 264. С. 2). Последний настоятель Н. иером. Михаил (Мандария) приложил все усилия для восстановления в обители монастырской жизни, но это оказалось невозможным. Положение усугубляли неоднократные разбои татар. пастухов и др. грабителей. В 1921 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили писал о том, что ученые неоднократно обращались в правительство и МВД с просьбой выделить охрану главным церквам и мон-рям Гареджи, разъясняли властям значение Н. и лавры Давидгареджи «не только в религиозном и культурном смысле, но и политическом», писали, что «эти монастыри являются аванпостами грузинской колонии и населения на границе с татарами, и если их не будет, богатое и красивейшее место останется толпе татаров» (Сакартвело (Грузия): Газ. Тифлис, 1921. 34. С. 3-4). Однако меры по сохранению мон-рей приняты не были, в скором времени (до лета 1923) в Н. прекратилось богослужение.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

В XIX в. богослужение в И. не прерывалось. В 1834-1839 гг. здесь служил свящ. Давид Жгенти. В 1844 г. командированный в И. игум. Феофан послал описание храма экзарху Грузии Евгению (Бажанову), в котором отметил, что «Илорская церковь каменная и крепкая, не требует ремонта, крыша черепичная, каменная стена неполая, часть разрушена от древности». По мнению А. Кация, в 40-х гг. XIX в. вместе с др. храмами была отремонтирована и И. ( Кация. 1963. С. 29). С. Пушкарёв в газ. «Кавказ» от 4 авг. 1854 г. писал о том, что «из древних православных храмов уцелело два: в Соук-су и Илорах. В них отправляется богослужение грузинскими священниками» Связанные с И. народные обычаи «чудотворного появления священного быка» продолжали сохраняться и в это время, о чем писал в записке от 11 дек. 1852 г. 2133) начальник 1-го отделения Черноморской береговой линии вице-адмирал Л. М. Серебряков (АКавАК. 1885. Т. 10. С. 238). В 1860-1861 гг. был закончен ремонт И., осуществленный на средства кн. Михаила Шервашидзе (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 20346). В 1890 г. в И. возвели иконостас. В 1906-1907 гг. И. реставрировалась и была расписана, на территории появились новые постройки (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 51606). В 1910 г. при И. было решено открыть рус. жен. мон-рь, однако проект так и не был осуществлен (Там же. Д. 58441; Амвросий (Хелая). 2006. С. 505-547). В XIX - нач. XX в. И. была одной из богатейших церквей Закавказья. Значительные доходы от пожертвований шли не только на нужды храма (постройку зданий, в т. ч. школы, приобретение церковной утвари), но и на строительство и поновление др. церквей и школ, а также в кассы Экзархата, Общества восстановления православного христианства на Кавказе и Сухумской епархии. После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917) церковно-адм. деление Грузии на I Соборе ГПЦ (8-17 сент.) было изменено, и И. вошла в юрисдикцию новообразованной Сухумско-Абхазской епархии ГПЦ. В 20-х гг. XX в., несмотря на антирелигиозную политику Советского гос-ва, богослужения в И. не прекращались. Газ. «Советская Абхазия» 18 авг. 1928 г. писала, что «в селе Илори все еще продолжаются жертвоприношения; религиозные праздники отмечаются со всей присущей им торжественностью». В 30-х гг. была утрачена часть Илорской иконы вмч. Георгия (уцелевшая часть хранится в НЦРГ), храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/389441.html

Нам нужно было снять все места в Грузии, связанные с именем святого. И хочу особо отметить: несмотря на тяжелое военное и экономическое положение в стране в то время, нам очень помогали. Так что нам удалось отснять всё, что нужно. Мы вернулись в Польшу и в тот же год по тому же гранту смогли поехать снимать в Германию и во Францию, в Париж. Выходило всё очень удачно. Материал был смонтирован, потом один из польских каналов показал наш фильм. Фильм позже увидели и в Грузии, и в Германии, и в России. Это ценное свидетельство о жизни святого. О нем знали в ученом мире, о нем знали богословы, а теперь о нем могут узнать все. Между прочим, католические патрологи святого Григола считают и своим покровителем, несмотря на то, что он был православным священником. В католической прессе напечатали информацию о его канонизации, на всех конференциях показывали фильм о нем. – Как проходила канонизация святого Григола (Перадзе)? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этого торжества.    Светицховели      – Можно сказать, что первое впечатление было в аэропорту – когда узнал, что через три дня состоится торжество прославления. Надо сказать, что Патриархия Грузии отправила письмо в Польшу за два месяца до этого славного события, приглашала владыку Василия, который был учеником святого Григола. Но письмо где-то потерялось, а другой связи не было из-за военного положения. Так что первые же минуты пребывания в Грузии были для нас такой неожиданной радостью – узнать, что будет канонизация и Святейший Илия приглашает нас на открытие заседания Священного Синода, затем на торжественную службу прославления святого Григола (Перадзе). Но Священный Синод – внутреннее дело Грузинской Православной Церкви, мы побывали только на открытии заседания, а потом поехали снимать во Мцхету – древнюю столицу Грузии – и в Тбилиси. Святейший не мог говорить, не сдерживал слез – и весь храм плакал… Это трудно передать. Ведь даже хор не мог петь… А сама служба прославления! Это было очень волнующее событие. Ведь на той же службе прославлялся и патриарх Амвросий (Хелая), принявший мученическую смерть. Собственно, служба с его прославления и начиналась. Читали житие патриарха-мученика. Святейший дал мне очень хорошего переводчика, который переводил мне рассказ об этом страшном периоде грузинской истории. Потом патриарх Илия прочитал формулу канонизации. Святейший не мог говорить, не сдерживал слез – и весь храм плакал… Это трудно передать. Ведь даже хор не мог петь… Слова, которые обычно произносятся за полторы минуты, говорились 10 минут… Я понимаю чувства Святейшего Илии, ведь он наследовал и патриарху Амвросию, и иным, которым пришлось жить в безбожное время.

http://pravoslavie.ru/88355.html

Известны имена настоятелей М. кон. XIX - нач. XX в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648, 64347; Ф. 500. Оп. 4. Д. 11). В М. более 40 лет служил иеродиак. Иосиф (Харазишвили). В кон. XIX в. он оборудовал дорогу к столпу прп. Антония, прежде неприступному. Основываясь на древнем предании о том, что в лесу близ М. была церковь, рядом с к-рой под деревянным крестом погребены мощи 12 убитых братьев-монахов, иеродиак. Иосиф раскопал находившийся рядом с крестом холм и в 1911 г. нашел развалины старой церкви (высота стен чуть больше метра, сохр. черепица зеленого цвета). Под одиночным крупным камнем он обнаружил большую комнату, выстроенную из камня и извести, с выступами в нижней части стены, где в сидячем положении находились скелеты 12 чел. с отрубленными головами (Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 7. С. 2). Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. Рельеф кафоликона. Фотография. Нач. XXI в. 27 июня 1918 г. в М. был убит первый после восстановления автокефалии ГПЦ католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) (1917-1918). С установлением в Грузии советской власти (1921) на Церковь начались гонения. Благодаря письмам, посланным католикосу-патриарху Грузии исп. Амвросию (Хелая) (1921-1927) настоятелем М. архим. Германом (Иашвили) (12 и 20 апр. 1923), известно, что члены Марткопско-Норийского исполнительного комитета на Благовещение описали имущество мон-ря, но «народ не давал им арбы и сопротивлялся разорению монастыря». 19 апр. братию М., состоявшую из 12 насельников, разогнали, в М. разрешили жить только «слепым, хромым и старикам»: остались архим. Герман, иером. Харалампий (Хомасуридзе), иеродиак. Айтала (Дзамашвили), слепой мон. Иосиф (Меладзе) (Монастырь Марткопи. 2009. С. 18). 19 июля 1926 г. жители с. Марткопи обратились к председателю ЦИК Грузии с просьбой открыть церковь в М. (ЦГАНИГ. Ф. 284. Оп. 1. Д. 149. С. 44). Был открыт не только кафоликон, но и сам мон-рь. 9 авг. 1932 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932-1952) еп.

http://pravenc.ru/text/2562482.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010