Амвросий (Хелая Виссарион Засимович), Католикос-Патриарх всея Грузии и архиепископ Мцхетско-Тбилисский Родился 7/20 октября 1861 года. В 1885 году окончил Тбилисскую духовную семинарию. В 1887 году определен священником в Сочи. В 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В 1893 году овдовел. В 1897 году поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1901 году. I.II.1900, будучи студентом Академии, пострижен в монашество. В 1902 определен настоятелем Челишского монастыря (Имеретинской епархии) с возведением в сан архимандрита. С 1904 смотритель Усть-Медведицкого Духовного училища Донской епархии. С 1906 член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятель Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. В 1909 сослан в Троицкий монастырь Рязанской епархии с воспрещением священнослужения. 1910–1917 гг. – настоятель Старорусского монастыря Новгородской епархии. 15.X.1917 хиротонисан во епископа с наименованием Чкондидели и с возведением в сан митрополита. 1919 Сухумо-Абхазский митрополит. 7.ΙΧ·1921 Грузинским церковным собором избран в Католикоса – Патриарха всея Грузии с присвоением титула архп.Мцхето-Тбилисского. 14.Χ.1921 интронизован в Мцхетском соборе. С 12.I.1923 по 1927 устранен от управления Грузинским Патриархатом. Скончался 29.III.1927 года и похоронен в Тбилисском Сионском соборе. Труды: Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887–1917 гг. иногда под псевдонимами «Самурзаканели», «Коренбедиели» и «Амбери», им напечатаны: «Челишский вариант обращения Грузии в христианство », вышедший отдельным изданием в 1911 году на грузинском языке. «Путешествие по Раче в Лечхуму» 1915–1917 гг.на грузинском языке. Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в «Петербургских Ведомостях» за 1912–1917 гг. (с 1914 г.переименованных в «Петроградские Ведомости»); в Сухумском «Сотруднике Закавказской Миссии» за 1912–1913 годы; в Тбилисской газете «Закавказье» в 1913 году и в «Вестнике Грузинского Экзархата». В последнем он напечатал объемистую статью под названием: «По поводу статьи «Голос из Сухуми», вышедшую и отдельным оттиском. Тифлисс, 1906 год. Из напечатанных его трудов интересен «Дневник на 1909 г.», который он вел в Рязани. Литература: «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.477· ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Сохранилось неск. рукописей из хотевской церкви. Триодь (НЦРГ. H 1718, XIII в.; 23×17,5 см; 189 л.; дефектна) в кожаном переплете на деревянной основе с тиснением была выполнена на пергамене письмом нусхури, начальные буквы - письмом асомтаврули с применением киновари. В колофоне (нусхури) на л. 162 об. указано, что рукопись подарил церкви канделаки (ключарь) Гавриил. В более поздних приписках упомянуты некий Насхида, свящ. Иоанн, свящ. Гавриил (Л. 115 об.- 116 об.), генатели (Гелатский архиерей) Николай (либо Николай (Лорткипанидзе; 1683-1691)), либо другой архиерей с этим именем, управлявший епархией в 1701-1720 гг.) (Л. 170 об.- 171). Некоторое время владельцем Триоди, согласно одной из приписок, был житель Хотеви Михаил Чичинадзе. Большой Требник (НЦРГ. H 1719, 1667 г.; 24,5×20 см; 298 л.; без переплета; дефектен) был выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари); рукопись переписана по заказу еп. Цаленджихского Илариона свящ. Гавриилом Бокучавой в мон-ре Цаленджиха (Л. 298-298 об.). Неизвестно точно, как она попала в Хотеви. Требник (НЦРГ. H 1720, XVIII в.; 22×16 см; 137 л.; дефектен) в кожаном на деревянной основе с тиснением переплете был выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари) переписчиком Свимоном Кучашвили (Л. 21 об., 112). Часослов (НЦРГ. H 1715, XVIII в.; 15,8×12,5 см; 367 л.; имеет сильные повреждениями после л. 226) в кожаном на деревянной основе с тиснением переплете был также выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари). Минея (XVII-XVIII вв.; 1221 л.) была выполнена на бумаге письмом нусхури и имела многочисленные колофоны. Из них известно, что составление Минеи началось во 2-й пол. XVII в. при активной поддержке Анны Чиджавадзе, супруги кн. Мераба I (Л. 223 об., 495 об.); на л. 366 упомянут ее современник, митр. Гелатский Давид (Немсадзе; ок. 1673). Известны имена переписчиков: Николай (Л. 164 об., 326 об.), Зебеде (Л. 328 об.), Асатиани (Л. 366), Феодор (Л. 593 об.), священник Махаробели (Л. 986 об.), архидиак. Давид (Л. 1086). Переписывание рукописи и переплет были закончены в 1736 г.; заказчик, рачинский кн. Мераб II Цулукидзе, преподнес ее в дар «Хотевскому Спасу» (Л. 1096 об., 1216 об.). В самом конце книги стоит приписка о том, что Минею заново переплел иером. Симеон в 1862 г.- очевидно, он подвизался в мон-ре Саирме, поскольку указал на переплете: «Это Священное Писание принадлежит монастырю Саирме». В 1902-1903 гг. исп. Амвросий (Хелая) видел Минею в церкви в Хотеви, в 1913 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили обнаружил ее в мон-ре Мартвили ( Brosset. 1851. P. 59-61; Описание рукописей. 1950. С. 148-149, 151-154; Такаишвили. 1963. С. 39-43, 47-48; Бочоридзе. 1994. С. 142-145; Амвросий (Хелая). 2011. С. 206-221).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Исп. Амвросий (Хелая) в своем соч. «Путешествие по Рача-Лечхуми» упоминает рукопись, принадлежавшую этой церкви. Это был дефектный манускрипт (145 л.; отсутствовали начальные 99 листов и переплет), содержавший Типик груз. Иверского монастыря на Афоне; Житие прп. Георгия Святогорца ; Житие Петра Ивера ; гомилию свт. Иоанна Златоуста «О Втором пришествии»; Покаянный канон; сочинение Арсения Сапарского «О разделении Грузии и Армении». В колофонах к рукописи сохранились сведения о переписчиках: Амвросии (посланник атабега Самцхе Мзечабука Джакели († 1516) на Афон) и Димитрии ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 401-406; Такаишвили. 1963. С. 67-70; Бочоридзе. 1994. С. 72-74, 128-130). Храм Баракони в с. Цеси. 1753 г. Строительством церквей занимались и князья Цулукидзе. Церковь во имя Спасителя в Хотеви (ок. 8×5 м), согласно строительной надписи над зап. входом, была возведена кн. Мерабом I Цулукидзе в короникон 364 (т. е. в 1676 г.) и покрыта росписью; князь также внес в церковь в качестве дара иконы, кресты и книги. Церковь была разрушена в 1924 г. Надпись над юж. входом представляла собой 16-строчную оду (каждая строка содержала 16 слогов), посвященную деяниям кн. Мераба I. В нижнем ряду сев. и юж. стен церкви находились портреты ктиторов, около алтарной преграды был изображен некий Николай Донадзе. Над этими фигурами была помещена строительная надпись кн. Мераба I, аналогичная надписи на фасаде. В церкви хранилась икона Божией Матери с Младенцем (24×17 см), лицевая сторона была окована серебром и украшена 10 драгоценными камнями. На полях по бокам помещались изображения заказчиков - Ломкаца Церетели и его супруги Елены (по другим источникам неизвестны), на верхнем поле - изображения Спасителя, архангелов (под Спасителем) и поясные фигуры святых, на нижнем - дарственная надпись заказчиков, выполненная письмом мхедрули. В новой церкви в Хотеви (2-я пол. XIX в.) хранились 2 иконы св. Архангелов: кованная серебром (10×7,4 см) с надписью мхедрули Утрут и Меденты на оборотной стороне; сребропозлащенная (11×9 см) без надписи.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии (версия для печати)/Православие.Ru Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии Православие.Ru , 27 марта 2008 г. / Святой Амвросий Исповедник (в миру Виссарион Хелая) родился в 1861 году. Начальное образование он получил в богословской школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тбилисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В течение восьми лет отец Виссарион священствовал в Сухуми, в то же время преподавая грузинский язык в школах и руководя деятельностью различных филантропических обществ. В 1896 году он овдовел, а через год поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала большой интерес, отцу Виссариону предложили, развив эту тему, выдвинуть ее на соискание ученой степени. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии. В том же году он принял монашеский постриг с именем Амвросий и возвратился в Грузию. Он активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью в 1905 году он был переведен в Россию. По возвращении в Грузию отец Амвросий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря Челиши. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, а школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида (будущего католикоса-патриарха Грузии) отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил архимандрит Амвросий для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В окрестностях Тбилиси основан монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия 27 марта 2009 г. 17:32 По благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II на территории бывшего дендропарка на Тбилисском море начинает действовать мужской монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия. Настоятелем монастыря стал архимандрит Савва (Кучава). Торжественное богослужение в день памяти святого Амвросия состоится 29 марта, сообщает «Благовест-инфо» со ссылкой на «Вестник Патриархии». Справка (по материалам «Православной энциклопедии») Католикос-Патриарх Амвросий (в миру Виссарион Хелая) родился в семье священника в 1861 году в селе Мартвили в Западной Грузии. В 1888 году окончил Тифлисскую духовную семинарию; был священником в Сочи и Сухуми. Овдовев, в 1897 г. поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы принял постриг с именем Амвросий. В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд отца Амвросия получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако он предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря. В 1904 году переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского монастыря. В 1905 году за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви выслан из Грузии в рязанский Свято-Троицкий монастырь, откуда в 1910 году переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в августе 1917 года. 15 октября 1917 годв хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 году переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сентябре 1921 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апреле 1922 году Патриарх Амвросий обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в котором обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован; 19 марта 1924 года по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. В 1925 году освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего престола Грузинской Православной Церкви митрополита Христофора (Цицкишвили). После освобождения Патриарх Амвросий находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что он был умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений Патриарху Амвросию было разрешено провести службу, во время которой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где несколько дней спустя, 16/29 марта 1927 года, он скончался. В сентябре 1996 года Католикос-Патриарх Амвросий был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/598179.htm...

Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно-историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса-Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско-Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх-Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3.Третьим Католикосом-Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

был поднят в период первой революции груз. духовенством, к-рое открыто противопоставило себя Г. Э. 10 авг. 1905 г. Братство восстановления свободы Грузинской Церкви обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16). Активная агитационная работа проводилась среди интеллигенции, помещиков, крестьян, а также в политических партиях. 8-9 дек. 1905 г. в Тифлисе на собрании депутатов духовенства почти со всех регионов Грузии было принято решение о совместных с национально-освободительным движением действиях (Схиви. 1905. 5. С. 3). В апр. 1907 г. объединенное собрание политических партий и представителей церковных кругов «Союз защиты договорных прав Грузии» направило в Думу офиц. обращение с требованием о восстановлении автокефалии ГПЦ (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 27. Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16). Епископы Леонид (Окропиридзе) (слева) и Кирион (Садзаглишвили) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1906 г. Епископы Леонид (Окропиридзе) (слева) и Кирион (Садзаглишвили) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1906 г. Духовные власти Г. Э. исходили из того, что подчиненность ГПЦ Святейшему Синоду РПЦ не противоречит церковным канонам (ЦГИАГ. Ф. 1438. Ед. хр. 278. Л. 28), а за движением автокефалистов скрываются политические революционные силы на Кавказе ( Марр. 1906. С. 68). Собрания груз. духовенства, посвященные обсуждению буд. устройства Грузинской Церкви, были разогнаны, участники арестованы, в т. ч. еп. Кирион (Садзаглишвили), архим. Амвросий (Хелая), протоиереи К. Кекелидзе, К. Цинцадзе, Г. Тотибадзе, И. Гиоргадзе, И. Джаши, Н. Наморадзе и др. (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3239. Л. 113; Ф. 488. Ед. хр. 26390. Л. 10). Еп. Кирион был переведен на Ковенскую кафедру (1907-1908), архим. Амвросий сослан в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь. 13 мая 1905 г. в Тифлисе был разогнан съезд духовенства Карталинско-Кахетинской епархии, где присутствовало ок. 300 духовных лиц, среди к-рых были 43 негрузина, в т. ч. 39 рус. священников (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 1). Движение автокефалистов поддержали представители духовенства Курганского у. Тобольской губ., направив протест в канцелярию Г. Э. (Цнобис пурцели. 1905. 2836. С. 2). 16 нояб. 1905 г. на собрании представителей духовенства Эривани, Баку и Гянджи была принята резолюция о необходимости обращения к императору (Иверия. 1905. 208. С. 3). Имп. указом от 11 авг. 1906 г. на имя обер-прокурора Святейшего Синода вопрос о статусе ГПЦ был передан на рассмотрение буд. Всероссийского Церковного Собора (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 27259. Л. 1; Ед. хр. 25452. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Амвросий (Хелая) был посажен под домашний арест. Также работники ЧК собирали агентурную информацию и показания «свидетелей» об антисоветской деятельности митр. Назария. ЧК интересовала и роль митрополита в деле о ценностях мон-рей Гелати и Джручи , к-рые по распоряжению Г. Цинцадзе, личного секретаря председателя Грузинской Демократической Республики Н. Жордании, от 23/24 нояб. 1920 г. были перенесены в Кутаис и затем переправлены в Европу. 4 февр. 1923 г. митр. Назария допросил поверенный Кутаисского политбюро Кикалеишвили. Митр. Назарий отрицал свое участие в антисоветской деятельности, но 10 февр. по этому же обвинению его и кутаисского прот. Гавриила Цагареишвили арестовал др. представитель Кутаисского политбюро - Каландаришвили ( Гамахария. 2006. С. 165-166). Ему вменяли в вину сокрытие церковных ценностей и участие в меморандуме, к-рый 7 февр. 1922 г. католикос-патриарх исп. Амвросий направил Генуэзской конференции и в к-ром описал положение Грузии в условиях ее советизации. 11 марта 1923 г. митр. Назарий обратился к председателю ЧК Грузии с просьбой разрешить ввиду Великого поста духовенству, находящемуся в заключении, исповедоваться и причаститься «в одном из ближайших к тюрьме храмов» (НА Грузии. Ф. 516. Оп. 1. Д. 1. Л. 196). 19 марта 1924 г. в 8 ч. вечера, «после 25-часового заседания», суд вынес приговор, по к-рому в силу амнистии ЦК Грузии митр. Назарий после 14-месячного ареста был освобожден как невиновный. 29 марта 1924 г. измученный и больной архиерей вернулся в епархию (Комунисти (Коммунист). 1924. 147. С. 5). 1 авг. 1924 г. митр. Назарий вместе с кутаисским причтом по просьбе паствы поехал в с. Родинаули (Шорапанский р-н), чтобы освятить церковь. После вечернего богослужения они зашли в дом к одному из верующих. В час ночи местные власти арестовали их (9 чел.) «за попытку организации мятежа» и перевезли в Свирский районный исполком. По словам митр. Назария, его «вывели на улицу в нижнем белье, положили на арбу, как бандита, связали руки и повезли в Свири».

http://pravenc.ru/text/2564632.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010