расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 234 опубликовано: 10 февраля 2011г. ГЕРМАН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (ок. 1535-1546). Согласно Вахушти Батонишвили, на Патриарший престол был возведен царем Луарсабом I (1527-1556). Известно, что в 1546 г. Г. и Луарсаб описали сокровища и имущество кафедрального собора Светицховели в Мцхете. Ист.: . // . , 1973. Т. 4. Лит.: -. , 2000. С. 92-93. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Герман, Католикос-Патриарх Восточной Грузии (ок. 1535-1546) Католикосы-Патриархи Восточной Грузии См.также: ЕВАГРИЙ католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03) АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310) АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497) АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АНТОНИЙ II (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811 гг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164739.html

На страницах вестника активно обсуждался поднятый в эти годы в среде груз. общественности и духовенства вопрос о восстановлении автокефалии ГПЦ. Материалы и исследования публиковали С. Горгадзе - «Рецензия на книгу К. Цинцадзе «Автокефалия Церкви Грузинской»» (1906. 1/2. С. 37-47); И. Перадзе - «К материалам по истории автокефалии Грузинской Церкви» (1906. 6. С. 21-28), «Свобода совести и свобода Церкви» (1906. 1. С. 2-19), «Свобода совести и свобода Церкви в Византийской империи» (1906. 6. С. 4-15); А. Натроев (Натрошвили) - «Капиталы Грузинской Церкви» (1906. 5. С. 9-14; 6. С. 9-13), «К вопросу об автокефалии» (1906. 8. С. 21-25); сщмч. Амвросий (Хелая) - критическое письмо «По поводу ст. «Голос из Сухуми»» (1906. 9/10. С. 20-47); прот. Корнелий Кекелидзе - «Литургическая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви» (Там же. С. 3-9); Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) - «Историческая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову» (1906. 7. С. 16-28; 8. С. 2-21; 9/10. С. 54-56) и др. Публиковались и открытые письма читателей: «Священник и политика» П. Кудрявцева (1906. 5. С. 4-8), «Когда и почему был приостановлен выбор Католикоса Грузинской Церкви?» (1906. 6. С. 13-16) свящ. Никандра Покровского; отзывы «сторонников умеренности» в вопросе об автокефалии и полемика между ними и автокефалистами: «Заметки сельского священника» благочинного свящ. А. Гулисашвили (1916. 8/9. С. 293-296), «Ко вниманию грузинского духовенства» еп. Имеретинского Леонида (Окропиридзе) (1906. 9/10. С. 16-18). В 1-й пол. 10-х гг. XX в. в вестнике в основном печатались материалы информационного характера: определения (Определение Синодальной конторы от 14 окт. 1910 г. за 1755 о прекращении хождения монашествующих по сбору на монастырские нужды//1910. 19. С. 2-3 и др.), памятки, списки учащихся или состоявших на службе, отчеты по Тифлисскому епархиальному свечному заводу, указы (1911. 21. С. 1-2; С. 2-4); журналы заседаний (см. напр., Журнал заседаний Комиссии о храмовом сборе с прихожан в пользу духовенства Грузинской епархии//1912. 12. С. 3-20), программы (Программа в г. Тифлисе: 50-летие деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе//1910. 15. С. 3-4).

http://pravenc.ru/text/180680.html

На данный момент церкви или часовни имеются при всех тюрьмах и исправительных колониях Грузии. 9 апр. 1991 г. Грузия провозгласила гос. независимость. В 1995 г. было открыто 12 новых епархий, их общее число возросло до 27. Решением Синода ГПЦ к лику святых были причислены груз. писатель и общественный деятель Илия (Чавчавадзе) (1987); Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), архим. Григорий (Перадзе) , прав. Алексий (Шушаниа), пострадавшие во время советской власти священномученики митр. Назарий (Лежава), иереи Симон Мчедлидзе, Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, диак. Виссарион Кухианидзе (1995), Гавриил Кикодзе, Католикос-Патриарх Кирион (Садзаглишвили) (2002). Католикосом-Патриархом Илией II были установлены дни празднования грузинского языка (1985), Иверской иконы Божией Матери 28 сент. 1998, списка чудотворной иконы из афонского Иверского мон-ря, написанной на Афоне и привезенной в дар груз. народу. В 1997 г. ГПЦ торжественно отметила 20-ю годовщину со дня интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. Указом Президента Грузии Э. Шеварднадзе Его Святейшество был награжден высшей гос. наградой - орденом св. Давида Строителя. Внешнецерковная политика в XX - нач. XXI в. В первые десятилетия после провозглашения автокефалии ГПЦ сношения с Поместными Церквами, не признавшими статуса ГПЦ, а также с иными Церквами и религ. орг-циями за границей практически сошли на нет. К-польский Патриарх Василий III (1925-1929) неоднократно обращался в Совет Католикосата ГПЦ с просьбой о переводе ГПЦ на новый стиль. 5 сент. 1928 г. Временное Церковное Управление ответило согласием, однако это вызвало сопротивление паствы, и Управление было вынуждено отменить решение (Церковный календарь ГПЦ. 1928). В кон. 40-х - 50-х гг. XX в. с установлением молитвенного общения с РПЦ ГПЦ стала активной участницей борьбы за мир во всем мире. Она участвовала в I Всемирном съезде сторонников мира в 1949 г. ( Николай (Ярушевич), митр. На Всемирном Конгрессе//ЖМП. 1949. 5. С. 17-24). В авг. 1950 г.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Илия: мысли о жизни, вере и любви К 35-летию Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II 21.12.2012 994 Время на чтение 17 минут Предлагаем читателям Правмира фрагменты из бесед и воспоминаний Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II . О храмах духа Это было в начале коммунистического режима. Патриарху всея Руси сообщили, что разрушаются многие церкви. Он ответил: «Главное, чтобы не разрушились храмы духа, а они - в человеческой душе». Это действительно так. Коммунистам не удалось уничтожить внутреннюю Церковь христиан. И теперь мы видим, как у нас на глазах с верой, надеждой и любовью возводятся вновь новые и новые храмы. О семье Мои родители так наставляли нас в детстве: человек не должен смиряться с бедностью. К бедности можно привыкнуть, но вы не привыкайте. Много трудитесь, ищите выход и делайте все, чтобы помогать другим! У нас дома всегда имелся запас: семья была обеспечена на весь год картофелем, солеными огурцами и помидорами, копченым мясом. Нужно трудиться, с большой охотой трудиться! И еще так мама нам, детям, говорила: какая бы нужда вас не постигла, не оставляйте Родину и на чужбину не уезжайте. Нужно нести бремя, которое Господь посылает нашему народу. Эти ее слова, сказанные мне в детстве, очень глубоко запечатлелись в моем сердце. О коммунистическом времени в Грузии При коммунистах в Грузии, как и во всем Советском Союзе, закрывали тысячи храмов и монастырей. Однажды вызвали Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II и объявили ему, что закроют еще одну церковь, потому что должны делать то же, что и по всему Союзу. Святейший и Блаженнейший Ефрем с возмущением спросил: «И какую же церковь вы намереваетесь закрыть?» «На Мтацминде, святого Давида Гареджийского». Патриарх приподнялся: «Пока я жив, вы этого не сделаете!» Вот такие испытания прошла Грузия, и наша Церковь выстояла в них. Как вы знаете, был период, когда арестовали весь Священный Синод, святого Патриарха Амвросия (Хелая) присудили к расстрелу. Однако никому не постижима воля Божия. Об отце Иоанне Козлове

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности». Два грузинских гения, великие отцы нашего народа в своих творениях очень четко изложили, что означают понятия «национальная идентичность» и «свобода личности» в христианском понимании. Я имею в виду публицистические произведения святого праведного Илии (Чавчавадзе) «Отвержение в нас» и Важа Пшавела «Что есть свобода?» . Из их рассуждений следует, что опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности», которую выдвигает либерализм. Причина этого кроется в том, что либерализм возник в лоне такого сообщества, которое удалилось от древнего Церковного Предания. И если кто-то действительно желает вернуться к корням христианства, то он должен обратиться к единственной истине – Заповедям Господа нашего Иисуса Христа, которые в неизменном виде хранит на протяжении двух тысячелетий Православная Церковь, – и тогда всё встанет на свои места. Главной ценностью либерализма в является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии К сожалению, главной ценностью либерализма в его современном понимании является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии. Либерализм это рассматривает как естественное (нормальное) состояние человека, равно как и удовлетворение любого его желания, если это не запрещено законом. Именно так превратно толкуется либерализмом свобода личности. Сегодня всеми способами попирается национальное достоинство и вера, это направлено на подрыв устоев общества, деградацию наших традиций и образа жизни, и тут, к сожалению, большую роль играют СМИ. Личный грех человека является проблемой его самого и определяет его конечный удел, но публичное обучение греху и его рекламирование совращает и губит всё общество! За последние годы на основании единодушного решения грузинского духовенства и верующего общества, по непосредственной инициативе нашего Патриарха, Священным Синодом Грузинской Православной Церкви были канонизированы многие церковные и государственные деятели, борцы против империализма и коммунизма, защитники национальной идентичности. Вспомним некоторых из них: Имеретинский царь Соломон II, митрополиты Досифей Кутаисский и Евфимий Гаенатский, Димитрий Кипиани, епископ Гавриил (Кикодзе), Илия Чавчавадзе, патриархи Кирион II и Амвросий (Хелая), братья Карбелашвили, архимандрит Гавриил (Ургебадзе)…

http://pravoslavie.ru/72455.html

В 60-х гг. XV в. крышу храма отделали медью и свинцом. Также были обновлены двери (Кут. 608. Л. 1-2; Жгенти. 2011. С. 205). На иконе вмч. Георгия из М. сохранилась надпись, в которой упоминается Ишханский еп. Мелхиседек. Поскольку икона утрачена и при описании не была датирована, исследователи полагают, что речь может идти о деятеле XVI в. Мелхиседеке (Сакварелидзе), жившем во время правления в Имерети царя Баграта III (1510-1565). Первоначально он был Гелатским епископом, затем, в период нахождения княжества Самцхе в составе Имерети (1535-1545), занял южногрузинскую церковную Ишханскую кафедру. С 1559 г. упоминается как епископ Никорцминдский. Очевидно, после потери Самцхе царь Баграт III еп. Мелхиседека и других архиереев, которых он поставил на самцхийские кафедры, отозвал в Имерети. Поскольку в 1545 г. Никорцминдскую кафедру занимал предыдущий архиерей, еп. Давид (Сакварелидзе), еп. Мелхиседек, возможно, в этот период (до поставления на Никорцминдскую кафедру) жил в М. и привез туда свою икону, где впосл. и оставил ( Жгенти. 2014. С. 44-47). О высоком значении М. свидетельствует случай, произошедший во 2-й пол. XVIII в. Католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) свт. Иосиф (Багратиони ; 1769-1776) решил примирить своего брата, царя Имерети Соломона I, и проявлявшего сепаратистские намерения рачинского эристава Ростома. Рачинская рать и Ростом с почестями встретили царя на горе Св. Георгия, у стен М. (офиц. процедура примирения состоялась в мон-ре Баракони) ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 434). Главным престольным праздником в М., как и в др. мон-рях и церквах во имя вмч. Георгия, являлся мариамоба, который отмечали на Успение Пресв. Богородицы, 15 авг. В этот день в М. собирались квемо-рачинцы и земо-имеретинцы; мн. жертвователи именно на мариамоба заказывали поминовения себя и членов своих семей. Такое почитание Успения Пресв. Богородицы может указывать на существование здесь дохрист. языческого культа, по мнению И. Джавахишвили , связанного с культом Луны; этот праздник в древности отмечали так же в сер. авг. ( Джавахишвили. 1979. С. 88-99).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

Роль Православной Церкви в жизни грузинского общества остается предметом острых споров Тбилиси, 10 декабря 2009 г. Роль Грузинской Православной Церкви в жизни страны вызывает диаметрально противоположные реакции внутри грузинского общества. На днях тбилисский еженедельник «Головинский проспект» опубликовал ряд заявлений на эту тему, сообщает Благовест-инфо . 235 человек, позиционирующих себя как сторонников светского государства, выступили с заявлением, которое, в частности гласит: «Православная Церковь Грузии в последнее время активно участвует в текущих политических процессах и заявляет, что является лицом грузинской государственности и лицом национальной идентичности страны,- говорится в обращении. Исходя из этого мы, граждане, считаем, что необходимо дать ответы на вопросы, имеющиеся у общественности. Это поможет прояснить взаимоотношения между Церковью и властями. Мы считаем, что публичное обсуждение этого вопроса должно положить основу процессу люстрации и освобождению политической и религиозной реальности от советского наследия». Авторы обращения считают, что отношения между церковью и властями приходят в противоречие с основными принципами секулярного государства. Этот документ, обращенный лично к Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, вызвал бурную реакцию в обществе. В первую очередь – отрицательную, и в основном, у оппозиционных сил. Партия «Мы сами» расценила его как «богохульство»: «Против Патриарха ведётся целенаправленная кампания, это – управляемая определёнными силами попытка лиц, скрывающихся за либерально-демократическими ценностями, подорвать авторитет Грузинской Церкви, - заявили представители партии. – Кампания оскорбления Патриарха и Церкви со стороны так называемой части общественности началась не сегодня и ставит целью искоренение православных ценностей... Возобновление антицерковной кампании именно в период Рождественского поста не случайно, оно ещё раз показывает, что данной части общественности чуждо всё православное». Христианские демократы уподобили авторов обращения большевистским следователям, допрашивавшим в 1920-е годы святого исповедника Католикоса Амвросия (Хелая).

http://pravoslavie.ru/33103.html

Трудами К. в обители возобновилось пение службы прп. Макарию Римлянину в соединении со службой Успения Богородицы (престольный праздник главного монастырского храма) и возродилась традиция ежегодного праздника в честь прп. Макария 19 янв. В 1914-1916 гг. на островке прп. Макария по инициативе К. были построены вместо деревянного каменный храм во имя Всех преподобных, в посте и подвиге просиявших, и при нем скит, где постоянно жили 2-3 монаха. В самой пустыни в 1906 г. была построена 3-ярусная колокольня, в 1902-1915 гг.- братский корпус и каменный Михаило-Архангельский храм. К. сплотил вокруг обители прихожан и духовенство окрестных храмов. Особенно тесное сотрудничество сложилось у К. с настоятелем Покровского храма с. Замостье свящ. Алексием Борисовым, талантливым организатором приходской жизни и поборником народной трезвости. В 1915 г. об-во трезвости, действовавшее при Воскресенском мон-ре, было преобразовано в Макариевское братство, возникла традиция проводить в обители «трезвенные совещания» в день памяти святого. В 1917 г. участниками такого совещания были архим. священноисп. Амвросий (Хелая) , свящ. А. И. Боярский . По инициативе К. с 1915 г. в одно из воскресений в середине июня в пустыни стали устраивать всенародные моления, на которые сходились крестные ходы из Любани и ближних сельских приходов. Массовые летние паломничества совершались в Воскресенский монастырь даже в послереволюционные годы. Из письма Ямбургского еп. Алексия (Симанского; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) от 19 июня 1921 г. известно, что митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) «туда собирается, а также многие из Царского [Села], Колпина и других мест Петроградской епархии» (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. С. 249). В кон. 1917 г. по благословению К. в Воскресенский мон-рь был привезен большой список иконы Божией Матери «Державная», обретенной в с. Коломенском под Москвой в марте 1917 г., после отречения имп. мч. Николая II Александровича . По воскресным и праздничным дням сразу после литургии при большом стечении верующих К.

http://pravenc.ru/text/1840317.html

Другие Православные Поместные Церкви, как и Русская, также не признали самочинную грузинскую автокефалию, в частности Патриархи Константинопольский Герман V и Антиохийский Григорий IV призвали грузин послушаться Патриарха Тихона. Но обращения Восточных Патриархов также не возымели должного действия. В августе 1919 г. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) выпустил открытое послание с ответом на письмо Патриарха Тихона, в котором оправдывал восстановление автокефалии Грузинской Церкви незаконностью ее упразднения светской властью в 1811 г. 414 Таким образом, взаимоотношения Грузинской Церкви с Русской, равно как и с другими Поместными Церквами, зашли в тупик. Впрочем, вскоре Фанар стал искать свой интерес на грузинском направлении и в ноябре 1919 г. отрядил туда своего эмиссара – митрополита Трапезунтского Хрисанфа (Филиппидиса), который в июле 1920 г. сообщил в Стамбул, что, по его мнению, «исключительно примирительное вмешательство первенствующей Константинопольской Церкви... поможет устранить расхождения между Русской и Грузинской Церковью и убедить святейший Российский Синод признать восстановление... автокефального статуса Грузинской Церкви» 415 . (Впоследствии «исключительно примирительное вмешательство» Фанара проявилось в том, что он стал числить Грузинскую Церковь автономной в своей собственной юрисдикции, с чем грузины, разумеется, категорически не соглашались.) Раскольники-обновленцы, коль скоро они стали претендовать на то, что являются законными представителями Православной Российской Церкви, рано или поздно должны были обратиться к грузинскому вопросу. На съезде «Живой Церкви» 1922 г. и на обновленческом «Поместном Соборе» 1923 г. он еще не затрагивался. Между тем в 1923 г. в Грузинской Церкви был произведен переворот, отчасти аналогичный обновленческому перевороту 1922 г. в Церкви Русской. Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), допустивший ряд преступных, с точки зрения советской власти, политических выступлений, был заключен под домашний арест, а церковная власть перешла в руки новоучрежденного ВЦУ под председательством возглавлявшего местную просоветскую «Группу обновления и реформ» епископа Христофора (Цицкишвили).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010