Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРГВЕТСКО-УБИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой епископа в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Зестафони и резиденцией в мон-ре Убиси . Расположена на территории исторической груз. пров. Аргвети в Земо-Имерети (В. Имерети, Зап. Грузия). Эти территории в древности относились к Кутаисской епархии ГПЦ и позже - к Маргветской. Юрисдикция М.-У. е. охватывает муниципалитеты Грузии Зестафони и Харагаули. С запада граничит с Ванско-Багдатийской епархией, с севера - с Терджольско-Ткибульской и Чиатурско-Сачхерской епархиями, с востока - с Сурамско-Хашурской. 8-17 сент. 1917 г. на 1-м Соборе ГПЦ были восстановлены нек-рые древние епархии. Территория исторической Маргветской епархии вошла в состав Гаенатской (см. в ст. Кутаисско-Гаенатская епархия ). По постановлению Католикосского совета ГПЦ от 22 янв. 1926 г., из нее была выделена Маргветская епархия, которая охватила территории совр. муниципалитета Шорапани в Земо-Имерети ( Анания (Джапаридзе). 2003. С. 340, 342). 26 янв. 1926 г. правящим епископом был назначен настоятель кафедрального собора во имя св. Марины в г. Озургети прот. Варлаам Махарадзе. Он принял постриг, и 7 марта того же года в патриаршем соборе Тбилисский Сиони в Тифлисе католикос-патриарх Грузии исп. Амвросий (Хелая) и митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии) хиротонисали его во архиерея. 8 апр. еп. Варлаам прибыл в епархию. В состав Маргветской епархии входили 8 благочиний: Сачхерское, Чиатурское, Сверское, Шорапанское, Аргветское, Чхарское, Амашукетское, Харагаульское; в епархии действовали 136 храмов, 36 приписных церквей, служили 124 священника, 1 диакон. 29 окт. 1928 г. еп. Варлаам был переведен на Сухумско-Абхазскую кафедру, Маргветской епархией до 1930 г. управлял Кутаисско-Гаенатский митр. Давид (Качахидзе). В 30-х гг. XX в. были подвергнуты репрессиям клирики Маргветской епархии: прот.

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Амвросий (Хелая), Католикос Грузии священником в Сочи (1887-1892) и Сухуми (1892-1897). В 1892-1896 гг. инспектировал церковноприходские школы Сухуми, Нов. Афона и с. Лыхны . Овдовев, в 1897 г. поступил в КазДА. Во время учебы принял постриг с именем А. В 1901 г. окончил академию со степенью канд. богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд А. получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако А. предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря . В 1904 г. переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского мон-ря. В 1905 г. за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви , осужденном Святейшим Синодом РПЦ, выслан из Грузии в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , откуда в 1910 г. переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в авг. 1917 г. 15 окт. 1917 г. хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 г. переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сент. 1921 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апр. 1922 г. А. обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в к-ром обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован. 19 марта 1924 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. в 1925 г. освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего Престола Грузинской Православной Церкви митр. Христофора III (Цицкишвили) . После освобождения А. находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что А. умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений А. было разрешено провести службу, во время к-рой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где он скончался неск. дней спустя. Погребен в Тбилисском Сиони . А.- автор ряда сохранившихся в рукописях трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. В сент. 1996 г. А. был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/114372.html

Роль Православной Церкви в жизни грузинского общества остается предметом острых споров Тбилиси, 10 декабря 2009 г. Роль Грузинской Православной Церкви в жизни страны вызывает диаметрально противоположные реакции внутри грузинского общества. На днях тбилисский еженедельник «Головинский проспект» опубликовал ряд заявлений на эту тему, сообщает Благовест-инфо . 235 человек, позиционирующих себя как сторонников светского государства, выступили с заявлением, которое, в частности гласит: «Православная Церковь Грузии в последнее время активно участвует в текущих политических процессах и заявляет, что является лицом грузинской государственности и лицом национальной идентичности страны,- говорится в обращении. Исходя из этого мы, граждане, считаем, что необходимо дать ответы на вопросы, имеющиеся у общественности. Это поможет прояснить взаимоотношения между Церковью и властями. Мы считаем, что публичное обсуждение этого вопроса должно положить основу процессу люстрации и освобождению политической и религиозной реальности от советского наследия». Авторы обращения считают, что отношения между церковью и властями приходят в противоречие с основными принципами секулярного государства. Этот документ, обращенный лично к Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, вызвал бурную реакцию в обществе. В первую очередь – отрицательную, и в основном, у оппозиционных сил. Партия «Мы сами» расценила его как «богохульство»: «Против Патриарха ведётся целенаправленная кампания, это – управляемая определёнными силами попытка лиц, скрывающихся за либерально-демократическими ценностями, подорвать авторитет Грузинской Церкви, - заявили представители партии. – Кампания оскорбления Патриарха и Церкви со стороны так называемой части общественности началась не сегодня и ставит целью искоренение православных ценностей... Возобновление антицерковной кампании именно в период Рождественского поста не случайно, оно ещё раз показывает, что данной части общественности чуждо всё православное». Христианские демократы уподобили авторов обращения большевистским следователям, допрашивавшим в 1920-е годы святого исповедника Католикоса Амвросия (Хелая).

http://pravoslavie.ru/33103.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Амвросий Католикос, Грузинский, свт. - житие Амвросий (Хелая) (1861-1927), католикос-патриарх всея Грузии, исповедник. Память 16 марта (Груз.) В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В 1887 году был определен священником в Сочи, а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ. В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала такой интерес у одного из профессоров, что тот предложил отцу Виссариону, развив тему, выдвинуть ее на соискание магистрской степени. 11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии и вернулся в Грузию. В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

http://pravicon.com/info-1730

Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии (версия для печати)/Православие.Ru Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии Православие.Ru , 27 марта 2008 г. / Святой Амвросий Исповедник (в миру Виссарион Хелая) родился в 1861 году. Начальное образование он получил в богословской школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тбилисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В течение восьми лет отец Виссарион священствовал в Сухуми, в то же время преподавая грузинский язык в школах и руководя деятельностью различных филантропических обществ. В 1896 году он овдовел, а через год поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала большой интерес, отцу Виссариону предложили, развив эту тему, выдвинуть ее на соискание ученой степени. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии. В том же году он принял монашеский постриг с именем Амвросий и возвратился в Грузию. Он активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью в 1905 году он был переведен в Россию. По возвращении в Грузию отец Амвросий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря Челиши. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, а школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида (будущего католикоса-патриарха Грузии) отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил архимандрит Амвросий для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Быстро опускаются на город синие февральские сумерки. Мы идем по самому центру старого Тбилиси — нас ждет в гости игумения монастыря в честь Преображения Господня, матушка Мариам (Микеладзе). Долго не можем найти вход в небольшой монастырь — он совсем незаметен в переплетении старинных улиц и двориков. Стучим в первую попавшуюся из дверей, выходящих на улицу — и, к нашей большой радости, её открывает монахиня. Мы попадаем в вышивальную мастерскую, проходим её насквозь и довольно долго, по многочисленным каменным ступеням, поднимаемся в гору, к основным монастырским постройкам. Когда-то здесь был дворец — царь Ираклий Второй построил его для любимой супруги Дареджан. Потом здесь размещалась духовная семинария, а с 1824 года — мужской Преображенский монастырь. Здесь с 1906 по 1908 год жил Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), ныне прославленный в лике исповедников. При Советской власти монастырь, конечно, закрыли и разместили здесь музей имени 26 бакинских комиссаров. Обитель вернули Церкви только в 1991 году. От дворца царицы Дареджан осталась небольшая башня с опорными столбами и ажурным круговым балконом — смотровой площадкой. С балкона открывается прекрасный панорамный вид на вечерний, полный огней Тбилиси. Возможно, это только часть прежнего дворца царицы, но, скорей всего, он и строился таким небольшим: грузинские царские дворцы обычно были невелики. Рядом — храм. Разведены газоны, растут розы и пальмы. С 2003 года в монастыре действуют хоспис, учебная база для сестер милосердия, мастерские по вышиванию, иконописи.      Мы наконец поднялись к башне. Игумения Мариам, тоненькая как тростинка, легкая, изящная, спешит нам навстречу — и она выглядит совсем юной. Матушка отвечает на наши вопросы и рассказывает нам о себе и о своем монастыре. — Матушка Мариам, не могли бы вы поделиться и рассказать, как вы пришли к Богу? — В том, что Бог есть, я никогда не сомневалась. Но родилась я в 1964 году, а это было время атеизма. Мы в школе вступали в пионеры, по телевизору часто показывали Брежнева, и казалось, что так будет всегда. Я хорошо училась, даже ездила в знаменитый пионерский лагерь «Артек».

http://pravoslavie.ru/102426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ II (Сидамонидзе Григорий Шиоевич; 19.10(1.11).1896, с. Доеси Горийского у. Тифлисской губ.- 7.04.1972, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1960-1972). Его отец, Шио Григорьевич, был сельским псаломщиком, мать, Мария Андреевна Окропиридзе, занималась художественной вышивкой. Григорий приходился близким родственником еп. Гурийско-Мингрельскому свт. Александру (Окропиридзе ; † 1907) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе , † 1922), племянником Католикосу-Патриарху Леониду (Окропиридзе ; 1918-1921). Грамоте обучался дома, в 1904-1912 гг. учился в Горийском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду. С юности Григорий чувствовал призвание к монашеству: в возрасте 15 лет тайком от родителей ушел в мон-рь Кватахеви , где добился свидания с настоятелем и просил постричь его в монахи. Настоятель ласково принял мальчика, но сказал, что лучше постричься в монахи после того, как он станет образованным человеком,- «так будет больше пользы Родине». Поступив по рекомендации ДУ на казенный счет в Тифлисскую ДС, Григорий окончил ее по 1-му разряду в звании студента (1918). В 1919 г. поступил на исторический (по другим источникам, историко-филологический) фак-т Тифлисского гос. ун-та, к-рый окончил с отличием в 1923 г. Свободное время Е. проводил в мон-рях Кватахеви, Шиомгвиме и др., где проходил послушания на клиросе и в алтаре, служил иподиаконом. Преподавал в тифлисском реальном уч-ще груз. словесность (1921-1922) и др. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. 3 янв. 1922 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Амвросия (Хелая ; † 1927) принял постриг с именем Ефрем в честь груз. прп. Ефрема Мцире . 17 (или 27) янв. Католикосом-Патриархом сщмч. Амвросием Е. был рукоположен во диакона, 25 (или 19) марта того же года еп. Урбнисским Христофором (Цицкишвили; впосл. Католикос-Патриарх) - во иерея и назначен священником в патриаршую Крестовую церковь, а также личным секретарем Католикоса-Патриарха. Заведующим пастырской школой при Синоде прот. Каллистратом Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх) определен преподавателем церковного устава и Закона Божия. Е. занимал должность Патриаршего наместника мон-ря Шиомгвиме (4 июля 1923 - 7 мая 1924), служил в ц. Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе (13 июля 1923 - 27 янв. 1924). Был возведен в сан игумена и назначен благочинным мон-рей Вост. Грузии (27 янв. 1924 - 22 сент. 1925). В сане архимандрита стал благочинным церквей Борчалинского у. (15 (или 22) окт. 1925 - 25 марта 1927), где открыл 4 храма, а также храм в Кутаиси и молитвенный дом в честь Иверской иконы Божией Матери в Поти.

http://pravenc.ru/text/182141.html

В окрестностях Тбилиси основан монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия 27 марта 2009 г. 17:32 По благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II на территории бывшего дендропарка на Тбилисском море начинает действовать мужской монастырь святого Католикоса-Патриарха Амвросия. Настоятелем монастыря стал архимандрит Савва (Кучава). Торжественное богослужение в день памяти святого Амвросия состоится 29 марта, сообщает «Благовест-инфо» со ссылкой на «Вестник Патриархии». Справка (по материалам «Православной энциклопедии») Католикос-Патриарх Амвросий (в миру Виссарион Хелая) родился в семье священника в 1861 году в селе Мартвили в Западной Грузии. В 1888 году окончил Тифлисскую духовную семинарию; был священником в Сочи и Сухуми. Овдовев, в 1897 г. поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы принял постриг с именем Амвросий. В 1901 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд отца Амвросия получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако он предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря. В 1904 году переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского монастыря. В 1905 году за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви выслан из Грузии в рязанский Свято-Троицкий монастырь, откуда в 1910 году переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в августе 1917 года. 15 октября 1917 годв хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 году переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сентябре 1921 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апреле 1922 году Патриарх Амвросий обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в котором обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован; 19 марта 1924 года по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. В 1925 году освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего престола Грузинской Православной Церкви митрополита Христофора (Цицкишвили). После освобождения Патриарх Амвросий находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что он был умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений Патриарху Амвросию было разрешено провести службу, во время которой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где несколько дней спустя, 16/29 марта 1927 года, он скончался. В сентябре 1996 года Католикос-Патриарх Амвросий был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/598179.htm...

Амвросий (Хелая Виссарион Засимович), Католикос-Патриарх всея Грузии и архиепископ Мцхетско-Тбилисский Родился 7/20 октября 1861 года. В 1885 году окончил Тбилисскую духовную семинарию. В 1887 году определен священником в Сочи. В 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В 1893 году овдовел. В 1897 году поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1901 году. I.II.1900, будучи студентом Академии, пострижен в монашество. В 1902 определен настоятелем Челишского монастыря (Имеретинской епархии) с возведением в сан архимандрита. С 1904 смотритель Усть-Медведицкого Духовного училища Донской епархии. С 1906 член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятель Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. В 1909 сослан в Троицкий монастырь Рязанской епархии с воспрещением священнослужения. 1910–1917 гг. – настоятель Старорусского монастыря Новгородской епархии. 15.X.1917 хиротонисан во епископа с наименованием Чкондидели и с возведением в сан митрополита. 1919 Сухумо-Абхазский митрополит. 7.ΙΧ·1921 Грузинским церковным собором избран в Католикоса – Патриарха всея Грузии с присвоением титула архп.Мцхето-Тбилисского. 14.Χ.1921 интронизован в Мцхетском соборе. С 12.I.1923 по 1927 устранен от управления Грузинским Патриархатом. Скончался 29.III.1927 года и похоронен в Тбилисском Сионском соборе. Труды: Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887–1917 гг. иногда под псевдонимами «Самурзаканели», «Коренбедиели» и «Амбери», им напечатаны: «Челишский вариант обращения Грузии в христианство », вышедший отдельным изданием в 1911 году на грузинском языке. «Путешествие по Раче в Лечхуму» 1915–1917 гг.на грузинском языке. Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в «Петербургских Ведомостях» за 1912–1917 гг. (с 1914 г.переименованных в «Петроградские Ведомости»); в Сухумском «Сотруднике Закавказской Миссии» за 1912–1913 годы; в Тбилисской газете «Закавказье» в 1913 году и в «Вестнике Грузинского Экзархата». В последнем он напечатал объемистую статью под названием: «По поводу статьи «Голос из Сухуми», вышедшую и отдельным оттиском. Тифлисс, 1906 год. Из напечатанных его трудов интересен «Дневник на 1909 г.», который он вел в Рязани. Литература: «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.477· ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ГЕРМАН расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 234 опубликовано: 10 февраля 2011г. ГЕРМАН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (ок. 1535-1546). Согласно Вахушти Батонишвили, на Патриарший престол был возведен царем Луарсабом I (1527-1556). Известно, что в 1546 г. Г. и Луарсаб описали сокровища и имущество кафедрального собора Светицховели в Мцхете. Ист.: . // . , 1973. Т. 4. Лит.: -. , 2000. С. 92-93. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Герман, Католикос-Патриарх Восточной Грузии (ок. 1535-1546) Католикосы-Патриархи Восточной Грузии См.также: ЕВАГРИЙ католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03) АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310) АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497) АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АНТОНИЙ II (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811 гг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164739.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010